Реферат по предмету "Экономика"


Государственный долг и его последствия 2

--PAGE_BREAK--Глава 1. Государственный долг: понятие, структура, современное состояние
1.1.  Определение государственного долга и причины возникновения

Государственный долг — совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

· кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

· соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные — к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга — как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга — как совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

· объем основного долга по полученным кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

· основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам;

· объем основного долга по кредитам;

· объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;

· объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственный долг также делится на капитальный и текущий.

Капитальный долг- вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг- это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По уровню управления государственный долг делится на:

· государственный долг Российской Федерации;

· государственный долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);

· муниципальный государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).[1]


1.2. Внешний государственный долг

Внешний государственный долг — это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами- нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации
Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

— отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% — низкая; 48-80% — умеренная задолженность);

— отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% — низкая; 132-220% — умеренная);

— отношение платежей вознаграждения к к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% — низкая; 12-20% — умеренная).
        По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

— другие государства;

— международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

— частные фонды – нерезиденты.

В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

1)       поддержание внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.

2)       контроль за графиком долговых выплат с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

3)       минимизации стоимости долга за счёт удлинения срока заимствований и снижения доходности.

4)       обеспечение эффективного целевого использования привлечённых средств.

5)       обеспечение предсказуемости и стабильности рынка долговых обязательств.

Несмотря на положительную сегодняшнюю ситуацию в сфере долговых выплат для снижения угрозы внешней задолженности национальной экономики России требуется реализация ряда дополнительных мер:

·           отказ от привлечения международных кредитов на государственном уровне;

·           разработка комплексной и ясной нормативной базы по вопросам внешних заимствований;

·           создание единой системы управления внешним долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств из-за рубежа;

·           согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом, в особенности с денежно-кредитной и валютной.[2]


1.3. Внутренний государственный долг

Внутренний государственный долг — это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

1. погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

2. для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

3. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей.

Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются: население; корпорации; банки; другие финансовые и кредитные учреждения.


1.4 Современное состояние государственного внутреннего и внешнего долга

Согласно данным Банка России, представленным в годовом отчете, на 1 января 2007 г. государственный внутренний долг РФ составил 1 трлн. 64,9 млрд. руб., тем самым, увеличившись на 189,4 млрд. руб., или 21,6%.

Отношение объема государственного внутреннего долга к ВВП на 1 января 2007 г. составило 4% против 4,1% на 1 января 2006 г. В структуре государственного внутреннего долга РФ ценные государственные бумаги составили 1 трлн. 28 млрд. руб., или 96,5% от общего объема. Это на 176,9 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2006 г. Государственные гарантии в структуре внутреннего государственного долга составили 31,2 млрд. руб. — 2,0% от общего объема, что на 12,4 млрд. руб. больше, чем в 2005 г.

Структура внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1октября 2007 года (приложение 1; [табл.1.1.; с 40]).


Согласно данным Банка России, по абсолютным цифрам российский внешний государственный долг на 1 октября 2007 года составил 47,1 млрд. долларов — что один из самых низких показателей в Европе.
По относительным показателям, российский внешний государственный долг составляет лишь 8% от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял почти 100% от ВВП. В перспективе, по принятому трехлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., государственный долг должен сократиться до 2,5% от ВВП.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2007 года: (приложение 2; [табл 1.2.; с 41]).

Иностранные государственные долги перед Россией составляют — 68,9 млрд. долларов[3].




--PAGE_BREAK--Достоинства обменов «долги на проведение природоохранной деятельности»
·     положительное воздействие на состояние окружающей среды и на систему управления окружающей средой.

·     снижение бремени внешнего долга, хотя оно не столь значительно, как при обмене «долги на активы».

·     приток природоохранных инвестиций вследствие предоставления выгодных условий при конверсии приобретенного долга.

·     получение части скидки вторичного рынка долга. Если при обменах «долги на активы» часть скидки вторичного рынка долга, достающаяся правительству страны-должника составляет 10 — 15% номинальной суммы долга, то при проведении обменов ДНП эта скидка может быть значительно выше.

·     инфляция, не значительна, так как приобретение долга у инвестора финансируется за счет относительно небольшой эмиссии национальной валюты.

·     ДНП не заменяют приток природоохранных заграничных инвестиций. Так как вложение средств в защиту окружающей среды страны производится безвозмездно, за счет средств природоохранных организаций, то сложно предположить, что эти организации могли бы произвести те же самые инвестиции в том же объеме, если бы у них не было возможности использовать механизм ДНП.

·     конверсия долга не ложится тяжелым бременем на государственный бюджет, так как речь идет о достаточно постепенном процессе.

·     отток капитала из страны отсутствует.

·     проблема неоптимального распределения ресурсов не стоит так остро, как в случае с обменами «долги на активы». Инвестирование дополнительных средств в природоохранную деятельность вряд ли может привести к усилению структурных диспропорций в экономике.

·     возможности спекуляции ограничены ввиду:

-         жесткой договоренности о вложении средств в определенные проекты,

-         участия в сделке авторитетной природоохранной организации, не преследующей цели извлечения прибыли из данной операции.

Критика обменов «долги на проведение природоохранной деятельности»обычно выглядит таким образом (в прочем все это применимо и к другим видам преобразования долгов):

·            правительство может отрицательно отнестись к перспективе передачи средств национальной неправительственной организации для реализации природоохранных проектов, отобранных, как правило, иностранной природоохранной организацией. Принятие природоохранных мер в соответствии с приоритетами инвестора, а не приоритетами принимающего государства, может восприниматься как вмешательство во внутренние дела государства и как посягательство на его суверенитет в отношении использования природных ресурсов и управления ими. Решение этой проблемы кроется в привлечении представителей правительства или природоохранного ведомства к отбору проектов или к одобрению уже отобранных проектов.

·            обмены ДНП во многом основаны на предпочтениях доноров (это также справедливо для всех видов зарубежной и другой помощи), которые не всегда отвечают интересам, практике и правилам принимающей стороны, иногда мало учитываются вопросы решения локальных экологических проблем и их влияния на здоровье населения.

·        обмены ДНП мало влияют на деятельность коммерческих структур по уменьшению их негативного воздействия на окружающую среду.

·        часто проекты в рамках обменов ДНП недостаточны для решения тех задач, на которые они ориентированы.

В России именно в 2004-2005 гг. созревают условия для проведения обменов «долги на проведение природоохранной деятельности». В проведении таких обменов потенциально заинтересованы все стороны, и Россия, и банки кредиторы, и природоохранные организации. Между тем, специфика российских условий, в частности, отсутствие организованного вторичного рынка внешнего долга, отсутствие опыта проведения подобных операций и операций по выкупу долгов, а также иногда напряженные отношения с международными финансовыми кругами, скажется на проведении первых ДНП. Учитывая сложную российскую экологическую и экономическую обстановку и недостаток средств на финансирование природоохранных мер, обмены ДНП могут стать уникальным и эффективным инструментом, позволяющим получить значительные средства в защиту природы, одновременно уменьшая бремя внешнего долга[7].



--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ и оценка доходов, расходов и прибыли ООО "Завод Техноплекс"
Реферат Инвентаризация как основной прием экономического контроля
Реферат Scarlet Letter Essay Research Paper Through out
Реферат Анализ реализации продукции растениеводства на примере СПК "Колхоз "Красавский"
Реферат Размер имеет значение или история форм-факторов HDD
Реферат Россия во второй половине 17 века (ПетрI и Екатерина II)
Реферат Особенности амарнского периода искусства древнего Египта
Реферат Влияние объектов культурного наследия на туризм в Тверской области
Реферат Числительные в школе
Реферат Логика. Разделить объемы избранных вами 5 понятий по одному из оснований
Реферат Объект и предмет преступления
Реферат Определение компонентов ванн крашения кислотными красителями
Реферат Оценка основных характеристик финансового инвестиционного проекта
Реферат Профориентация учащихся на современном этапе.
Реферат ЛФК при Вегето-сосудистой Дистонии