КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Экономика организации»
Содержание
Организационно-правовые основыгосударственного регулирования деятельности предприятий в Республике Беларуськак основополагающий фактор внешней среды организации
Персонал организации: сущность,состав, структура, классификация и влияние на экономику
Ситуация
Список использованной литературы
Организационно-правовые основыгосударственного регулирования деятельности предприятий в Республике Беларуськак основополагающий фактор внешней среды организации
Предприятие (организация)является сложной организационной структурой, которая имеет не только общуюцель, но и набор взаимосвязанных и взаимозависимых целей. Так, основной цельюкоммерческих структур, но далеко не единственной, является достижениемаксимальной прибыли. Однако для получения прибыли предприятиям очень важнодобиться решения и таких целей, как сохранение или увеличение доли рынка,разработка и внедрение на рынок новой продукции, обеспечение необходимогокачества услуг, подготовка и отбор руководителей и специалистов и т. д.
В 1960-1970 гг. в такойсложной структуре, какой является предприятие, был выработан системный подход(на основе теории систем), что позволяет увидеть каждый субъект как целостнуюсистему в единстве всех составляющих ее частей и в связи с внешним миром.
Любое предприятиеокружают различные системы. Поскольку предприятие нельзя представлять внесложных и динамичных взаимоотношений с внешней средой, то его относят коткрытым системам [4, c. 7].
Внешняя среда предприятияпредставляет собой совокупность систем (сил и субъектов), которые находятся запределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия состороны структур его управления. В окружающем мире необходимо выделить системы,с которыми предприятия активно взаимодействуют. В первую, очередь речь идет отаких организациях и структурах, которые прямо связаны с предприятием в силувыполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы,конкуренты, торговые предприятия (организации), правительственные органы и т.д. Данный перечень внешних сил и субъектов является фактором прямоговоздействия. Такие факторы оказывают непосредственное влияние на принятиерешений в сфере хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Кроме того, имеется рядсил и субъектов (систем) внешней среды, которые оказывают косвенное влияние надеятельность предприятия. Речь идет о социальных факторах и условиях, которыене оказывают прямого воздействия на деятельность предприятия, однако онипредопределяют стратегически важные решения, принимаемые его руководителями испециалистами. К числу таких факторов относятся экономические, политические,правовые, социально-культурные, технологические и другие факторы, а такжепеременные. Эти факторы оказывают также существенное влияние на экономику предприятия.Однако это воздействие носит сложный неоднозначный характер. Поэтому оченьтрудно их оценить и толковать однозначно.
Сложность внешней средыхарактеризуется множеством факторов, которые предприятие должно учесть в целяхвыживания и успешного развития своей деятельности, и степенью вариаций каждогоиз факторов Отношения предприятия с внешней средой во многом определяютсяхарактером связей между ними. Одной из характеристик этой связи являетсявзаимосвязанность, которая отражает взаимовлияния различных факторов в процессехозяйствования. Так, пересмотр в сторону увеличения тарифов на энергоресурсыведет к росту себестоимости, увеличению цен почти на все товары и т. п.Пересмотр налогов в нашей республике, например с 2010 г. (увеличение НДС с 18 до 20%, отмена республиканского сбора для сельхозпроизводителей 1% иналога с продаж), требует от предприятий переоценки всех ее конечныхрезультатов даже при других неизменных условиях хозяйствования и т. д. [1]
На основе вышеизложенногоможно сделать вывод, что взаимосвязанность факторов внешней среды деятельностипредприятия проявляется уровнем силы, с которой изменение одного фактораоказывает влияние на другие звенья (факторы) внешней среды. Поэтому влияниеэтих факторов необходимо изучать по их совокупности и с учетом динамикиизменения. Умение учесть влияние всей совокупности факторов внешней среды надеятельность предприятия требует глубоких знаний и определенного практическогоопыта.
Приоритетной цельюэкономической политики нашего государства является процесс формированияблагоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, обеспечениявысокого уровня экономической свободы. Этот процесс характеризуется комплексомвзаимозависимых факторов. В их числе речь идет о факторах внешней и внутреннейсреды, таких, как: политическая стабильность и предсказуемость;макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);уровень договорной дисциплины контрагентов по исполнению контрактов; уровеньзаконности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции; качество налоговойсистемы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и другихфинансовых институтов; компетентность и политика центральных и местных властей,уровень путь как результат принятия решения с учетом внешней среды. При этомони выделяют следующие виды решений: по периодам времени — краткосрочные,средне- и долгосрочные решения; в зависимости от функциональных областей —связанные с закупкой, производством и сбытом, финансированием и т. д.; поиерархии планирования — стратегические, тактические и оперативные; временногодиапазона — уставные и текущие.
Следует отметить, что вэкономиках переходного типа, к которым относится и Республика Беларусь,существует объективная необходимость повышенного уровня государственноговмешательства в экономику в определенный период, т.к.:
- субъекты хозяйствования, получая рядпрерогатив, позволяющих вести автономную экономическую деятельность, вместе стем значительное время продолжают оставаться в государственной собственности,поскольку создание необходимого количества эффективных собственников –физических и юридических лиц – за короткое время невозможно. Вместе с тем, еслидля негосударственных предприятий контроль и управление со сторонысобственников являются важнейшим стимулом к эффективному хозяйствованию, то впереходной экономике эту роль должно брать на себя государство;
- поскольку на начальном этапереформирования собственность и все основные экономические права находятся вруках государства, организация их разгосударствления и приватизации не можетбыть эффективной без участия государственных органов, поэтому дополнительнойпрерогативой государства в переходной экономике является реформирование иреорганизация хозяйственных отношений;
- начальные этапы реформхарактеризуются интенсивным процессом реструктуризации и сопровождаются спадомпроизводства и высвобождением значительного количества занятых, поэтому впереходный период возникает противоречие между потребностью в расширенномфинансировании социальных расходов с одной стороны и сужением налоговой базы сдругой, поэтому особую роль приобретает государственное перераспределение национальногодохода.
Государственные структурыосуществляют регулирование деятельности экономической системы по следующимосновным направлениям:
1.Денежно-кредитная политика. Данное направление экономическойдеятельности государства включает в себя различные подсистемы регулирования, аименно:
- эмиссию безналичных денег и наличныхденежных знаков;
- регулирование спроса и предложенияденег через механизм процентных ставок по активным (размещение кредитов) ипассивным (привлечение ресурсов – эмиссия ценных бумаг, обязательное и добровольноерезервирование).
- в) регулирование денежной массы черезмеханизм обязательного резервирования,
2.Валютная политика, которая направлена на установлениеи поддержание определенного курса национальной валюты, а также ее динамики.
3.Бюджетная политика, которая имеет два существенныхаспекта:
- фискальнаяполитика, которая направлена на получение бюджетных доходов путем налоговых ииных изъятий части национального дохода;
- политика расходов, котораяопределяется объемами и направлениями бюджетного финансирования, а такжеобъемами и характером финансирования бюджетных дефицитов.
Основными методами осуществления данной политики являютсяразличные виды бюджетных изъятий, в том числе:
- налоги;
- сборы в бюджетныеи внебюджетные фонды;
- штрафные санкции;
- платежи за услугигосорганов (госпошлины);
- доходы отгосударственной собственности.
4.Внешнеэкономическая политика, направленная на регулированиевнешнеэкономических операций субъектов хозяйствования. Регулированиезатрагивает следующие аспекты:
- регулирование объемов экспорта иимпорта;
- регулирование условий и прав доступана внутренний рынок (а резидентов – на внешний) товаров, услуг, рабочей силы икапитала;
- характер отношений с другимигосударствами.
Внешнеэкономическое регулирование может осуществлятьсятарифными либо нетарифными методами. К нетарифным относятся квоты на экспорт иимпорт, лицензирование внешнеэкономической деятельности, установлениетребований и условий к экспортным и импортным ценностям и т.п. К тарифнымотносятся налоги и иные бюджетные платежи, взимаемые при ввозе и вывозеценностей (акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины).
5.Внутренняя экономическая политика, направленная на достижениеопределенных целей экономического развития.
Внутриэкономическое регулирование заключается в созданииискусственной системы стимулов для различных видов деятельности либо отдельныхпредприятий и их групп. Основные методы этой деятельности следующие:
- созданы системыльгот и преференций (налоговых, таможенных, финансовых и т.д.);
- регулирование цен(установление твердых цен на определенные товары, ограничение торговойнадбавки, установление предельных индексов роста цен, ограничение рентабельности);
- государственныйзаказ на определенные виды товаров с целью регулирования их дальнейшегораспределения;
- государственноепредпринимательство.
6.Социальная политика, которая заключается в социальной поддержкевременно либо постоянно нетрудоспособных граждан, обеспечение универсальногоминимума социальных гарантий и прав.
К основным методам социальной политики относятся:
- прямоефинансирование домохозяйств (социальные трансферты);
- создание системы социальногострахования (государственного либо смешанного);
- предоставлениебесплатных услуг социального характера (в т.ч. образования, здравоохранения ит.п.);
- ценовоерегулирование рынков социально значимых товаров.
7.Создание законодательно-нормативнойбазы экономической деятельности путем регламентирования и регулированияорганизационных форм субъектов хозяйствования, обязательных требований к формамвзаимоотношений между субъектами хозяйствования, их организации и осуществлениюдеятельности. Методами законодательно-нормативного регулирования экономикиявляются принятие законов, распоряжений исполнительных органов власти (указов,декретов, постановлений), инструктивных актов различных министерств и ведомств,а также арбитражное разрешение споров.
8.Экологическая политика, которая заключается в установлениитребований и ограничений субъектов хозяйствования в плане объемов выбросов вокружающую среду загрязняющих веществ, охраны естественных ландшафтов иэксплуатации природных ресурсов, а также установление платы и санкций завышеупомянутые действия.
Экологическое регулирование представлено следующими методами:
- налогообложениемдобычи природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
- лимитированиемдобычи и выбросов с запретом либо повышенным обложением сверхлимитнойдеятельности;
- обязательнымитребованиями к продукции и технологическим процессам.
9.Создание инфраструктурыфункционирования субъектов хозяйствования, т.е. строительство и поддержаниев эксплуатационном состоянии объектов коммуникационной, энергетической и инойинфраструктуры.
10. Антимонопольнаяполитика,заключающаяся в демонополизации рынков и регулировании деятельностиестественных монополий путем ограничения цен, рентабельности монополистов.
Методы антимонопольного регулирования включают в себя:
- контроль заценовой политикой монополий, ограничение их доходности и рентабельности;
- контроль и запретна слияния;
- мониторинг долирынков;
- разукрупнение иреструктуризация монополий.
11. Регулированиеоборота социально опасных товаров, продуктов и веществ путем установления особых требований иконтроля их соблюдения в отношении производства, хранения, переработки,транспортировки, сбыта этих товаров.
12. Обеспечение социальнойбезопасности общедоступных товаров и технологических процессов. Особенноэто касается продовольственных, сложнотехнических и детских товаров.
В области контроля за производством и технологиями можновыделить следующие методы:
- установлениегосударственной монополии на производство и оборот отдельных товаров;
- государственнаярегистрация субъектов хозяйствования;
- разрешительнаясистема на занятие определёнными видами деятельности (лицензирование,сертифицирование);
- установлениетребований к финансово-экономическому состоянию субъектов хозяйствования.
Белорусские предприятияпрактически вернулись на докризисный уровень развития, однако в будущее онисмотрят с определенной долей скепсиса. Об этом свидетельствуют данныемониторинга предприятий реального сектора экономики Беларуси, подготовленногоНациональным банком по итогам 7 месяцев 2010 года.
Начиная с июля 2008 года,индекс бизнес-климата (рис. 1), рассчитываемый Нацбанком в целом по отраслямэкономики Беларуси, постоянно снижался. В ноябре того же года, когда глобальныйфинансовый кризис серьезно затронул реальный сектор, ИБК снизился сразу на 24,5процентных пункта — до минус 13,1%, впервые опустив его в отрицательнуюобласть. В феврале-2009 был зафиксирован кризисный антирекорд – минус 15,8%.Впрочем, потом дела шли с переменным успехом, но с февраля-2010 наметился положительныйтренд [3].
персонал государственный экономика
/>
Рис. 1 – Индекс бизнесклимата по отраслям экономики Беларуси
Однако в июле посравнению с июнем индекс бизнес-климата уменьшился на 4 процентных пункта до+30,1%. Конъюнктурный обзор, на основе которого рассчитан ИБК за июль,подготовлен путем опроса руководителей 2122 предприятий, работающих впромышленности, транспорте, строительстве, торговле и общественном питании.Значение индекса указывает на то, что число руководителей предприятий,оценивающих текущее состояние и ожидаемые изменения бизнес-климата какположительные, на 30,1% больше числа тех, кто констатирует и ожидает негативныесдвиги в экономической конъюнктуре.
В январе-июле 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом минувшего года предприятия-участники мониторинга отметилипозитивные изменения по большинству показателей их финансово-хозяйственнойдеятельности. Улучшилась экономическая конъюнктура и экономическое положение многихпредприятий. Предприятия указали на существенное ускорение роста такихпоказателей как физические объемы производства и реализации, загрузкапроизводственных мощностей, физические объемы заказов на внутреннем и внешнихрынках, спрос, чистая прибыль, остатки денежных средств. Существенно снизиласьстепень влияния на хозяйственную деятельность предприятий изменений обменногокурса белорусского рубля, условий кредитования, рисков предприятий (преждевсего, экономических), а также просроченной дебиторской задолженности и спроса.
Улучшение ситуации внефинансовом секторе в январе-июле 2010 г по сравнению с соответствующим периодом прошлого года обусловлено как повышением внешнего спроса на белорусскуюпродукцию в результате роста мировой экономики, в том числе экономики России,так и внутреннего спроса, прежде всего, со стороны населения, вследствиеповышения заработной платы и некоторого улучшения финансов предприятий,говорится в докладе.
Аналитики Нацбанкаотмечают, что «несмотря на положительную динамику большинства показателейопросов, докризисного уровня января-июля 2008 г они еще не достигли, а лишь существенно приблизились» [Цит.по: 3].
Наряду с этим,предприятия отметили ускорение роста издержек производства и цен на готовуюпродукцию. В августе-октябре участники мониторинга ожидают замедления ростафизического объема производства: баланс ответов по данному вопросу составил36,3%, что выше фактической оценки июля 2010 г на 6,4 процентного пункта. В этот период, по мнению участников мониторинга, ускорится рост цен: баланс ответов поданному вопросу составил 39%, что выше фактической оценки июня на 5,8процентного пункта.Персоналорганизации: сущность, состав, структура, классификация и влияние на экономику
Трудовые ресурсы — эточасть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями ипрактическим опытом для работы в народном хозяйстве. В состав трудовых ресурсоввключают как занятых, так и потенциальных работников.
В практике планирования иучета к трудовым ресурсам в настоящее время относят население в трудоспособномвозрасте, то есть мужчин 16-59 лет, женщин 16-54 лет, за исключениемнеработающих инвалидов первой и второй групп и лиц, получающих пенсию постарости на льготных условиях (работники вредных производств, некоторых видовискусств и многодетные матери с четырьмя и более детьми); мужчин и женщинсоответственно 60 и 55 лет и старше, подростков в возрасте до 16 лет, работающихв государственном секторе экономики и в общественном производстве колхозов [4, c. 204].
Основную часть трудовыхресурсов составляет население в трудоспособном возрасте.
Изменение численноститрудовых ресурсов зависит от естественного движения населения, рождаемости исмертности. Рождаемость на изменении трудовых ресурсов сказывается лишь через16 лет. Меняется также соотношение численности поколений, вступающих втрудоспособный возраст и переходящих в пенсионный возраст. Поэтому удельный веструдоспособного населения колеблется.
Отличие трудовых ресурсовот других видов ресурсов предприятия заключается в их активной роли. Например,каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий труда,потребовать их изменения и модификации неприемлемых с его точки зрения работ,переобучения другим профессиям и специальностям, наконец, уволиться спредприятия по собственному желанию.
Организованные впрофсоюзы трудовые ресурсы выступают в качестве субъекта переговоров садминистрацией об условиях труда и его оплаты при заключении коллективныхдоговоров на предприятии.
Трудовые ресурсыпредприятия — это часть трудовых ресурсов страны, занятых на данномпредприятии.
От трудовых ресурсов(кадров) предприятия следует отличать понятие «кадровый потенциал». Этоважнейшая интегральная характеристика персонала, представляющая собой егомаксимальные возможности по достижению целей предприятия. Данная категорияимеет относительный характер и количественно может быть отражена системойкосвенных параметров и показателей [4, c. 205].
Кадровый состав, илиперсонал, предприятия и его изменения можно оценить при помощи определенныхколичественных, качественных характеристик и показателей эффективности.
Именно на этом фоненеобходимо изучать персонал (кадры) каждого предприятия и оценивать характертрудовых отношений, организацию и систему оплаты труда. Вещественный ичеловеческий капиталы, их соотношение являются важными структурнымихарактеристиками предприятия. При этом трудно переоценить роль человеческогокапитала. Именно персонал хозяйствующего субъекта является центральным звеномпри решении вопросов конкуренции, экономического роста и обеспеченияэффективной работы.
В условиях рыночнойэкономики необходимо разработать и использовать новые подходы в ориентирах работниковпредприятий. Внутри предприятия главным звеном управления являются работники, аза его пределами — потребители продукции. Поэтому должны быть изжиты такиепривычки прошлого, как бездумное исполнение, расточительство и т. п. На сменуим должны прийти ориентация работающих на потребителя, проявление инициативы,стремление к прибыльной работе, использование социальных норм, основанных наздравом экономическом смысле.
Все работники, занятые напостоянной, сезонной и временной (более одного дня) работе, представляют собойперсонал предприятия.
По отношениямсобственности на имущество предприятия персонал делится на собственников(владеющих частью имущества и средств предприятия и получающих вознаграждение ввиде доли прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) и наемных работников(выполняющих работу за вознаграждение, размер и условия получения которогоопределяются договором найма или контрактом).
К наемным работникамотносятся: состоящие в штате предприятия; привлеченные для выполнения работ потрудовому соглашению (договору, по которому работник обязуется выполнятьопределенную трудовую функцию, т. е. все виды работ по определеннойспециальности, квалификации, должности) с включением работника в персоналпредприятия и подчинением действующему трудовому распорядку; привлеченные дляработы по договорам гражданско-правового характера (предметом этого договораявляется выполнение индивидуального трудового задания, осуществляемого безподчинения исполнителя работы внутреннему распорядку на основе договораподряда, авторского договора и т. п.); принятые на работу по совместительству(выполнение работником помимо своей основной другой регулярно оплачиваемойработы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время).
В соответствии с общероссийскимклассификатором профессий персонал предприятия делится на две группы: рабочие ислужащие.
В группе служащихвыделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники,относящиеся к служащим. К руководителям относятся работники, занимающиедолжности руководителей предприятий и их структурных подразделений, вчастности, директора, управляющие, мастера, главные специалисты и др. Кспециалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими,экономическими и другими работами, в частности, менеджеры, бухгалтеры,инженеры, экономисты, маркетологи, юрисконсульты и др. В группу служащих входяти работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет иконтроль, в частности, секретари-машинистки, статистики, учетчики, чертежники идр.
К рабочим относятся лица,преимущественно занятые в процессе созданием материальных ценностей, поддержаниемв рабочем состоянии машин и механизмов, производственных помещений и др.
Для определения среднейзарплаты, производительности труда и других показателей исчисляетсясреднесписочная численность работников предприятия за месяц, квартал,полугодие, 9 месяцев и за год.
Среднесписочнуючисленность работников за отчетный месяц (например, январь) рассчитывают,суммируя численность списочного состава (по данным табельного учета) за каждыйкалендарный день отчетного месяца (с 1 по 31 число включительно), принимая вовнимание праздничные и выходные дни, и делят полученную сумму на числокалендарных дней отчетного месяца (в январе — 31 день). В нерабочие дни(праздничные и выходные) списочная численность принимается равной списочнойчисленности работников за предшествующий день. Так, в субботние и воскресныедни списочная численность считается по списочной численности пятницы.
Среднесписочную численностьза квартал (например, за I) определяют путем деления суммы среднесписочнойчисленности работников за 3 месяца квартала (январь, февраль, март) на 3.Среднесписочная численность на другие периоды исчисляется аналогичным методом.Так, среднесписочную численность за год рассчитывают делением суммысреднесписочной численности за все месяцы года на 12. Работников предприятийподразделяют на занятых в основной и неосновной деятельности. К последнимотносят работников непромышленных подразделений, состоящих на балансепредприятия (жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образовательныхи др.). Все остальные работники основных, обслуживающих и вспомогательныхпроизводств, занятые в капитальном строительстве, осуществляемом хозяйственнымспособом, включаются в состав работников основной деятельности.
Деятельность предприятияневозможна без руководства персоналом. Процесс управления персоналом включаетотбор и найм работников, их расстановку в соответствии со сложившейся системойпроизводства, распределение среди них обязанностей, подготовку и переподготовкукадров, стимулирование и совершенствование организации труда и т. д.
На каждом предприятиидолжны осуществляться определенные организационные мероприятия для созданияпредпосылок внедрения определенного стиля руководства, ориентированного навыполнение поставленной задачи и с учетом личности работника. Эти мероприятияоснованы на принципах и системе менеджмента.
К числу основныхпринципов менеджмента относятся:
- руководствоперсоналом посредством корректировок. При этом подчиненные работаютэффективнее, если им предоставлено больше самостоятельности в сфере ихкомпетенции;
- руководствопосредством постановки задач. При этом цели предприятия должны регулярноуточняться или ставиться заново, иначе возникнет застой; формирование иуточнение целей должно осуществляться совместно руководителями и ихподчиненными; цели должны иметь количественную определенность, что повысит эффективностьконтроля; цели разных структурных подразделений должны быть согласованы междусобой и с целями предприятия в целом [5, c. 65-66].
Руководителямипредприятия должна определяться общая задача, а пути ее решения выбираетсотрудник самостоятельно под свою ответственность. Каждое предприятие обязаноопределять, насколько успешно решены задачи и обеспечено достижение целей. Приэтом должны быть выявлены объективные и субъективные причины, оказавшие влияниена достижение целей. Соответственно должны быть скорректированы эти цели илиприняты меры по отношению к исполнителям.
Системы менеджментадолжны содержать детальную информацию о форме организации работы персонала:делегирование ответственности, разработку руководящих и должностных инструкций,планирование системы контроля, отчетности и информации как основы критики ипоощрения самостоятельно действующих сотрудников.
На каждом предприятиинужно учесть степень инертности и способности сотрудников решать стоящие передними задачи, степень стандартизации осуществляемых процессов и т. п.
Особое значение в делеуправления персоналом имеют другие принципы научной организации труда: углублениеразделения и улучшение кооперации труда, совершенствование нормирования труда,улучшение обслуживания рабочих мест и т. д.
На каждом предприятиииспользуют различные способы воздействия на коллективы и отдельных работников сцелью координации их деятельности в процессе хозяйствования. Большое значениеимеют административные методы. Их роль в условиях рыночной экономикиизменилась. Однако неправомерно от них отказываться. Эти методы ориентированына осознанную необходимость соблюдения дисциплины труда, чувства долга и т. п.При этом любой административный акт подлежит обязательному исполнению. Административныеметоды должны быть основаны на действующих правовых нормах и соответствоватьтребованиям и распоряжениям вышестоящих органов управления.
В условиях рыночнойэкономики повысилась роль экономических и социально-психологических методовуправления, воздействие которых носит косвенный характер. Но нельзярассчитывать на автоматический характер действия этих методов и невозможноустановить силу их воздействия на конечный результат. Экономические методывоздействия предусматривают использование системы материального стимулированияколлектива и каждого работника. Они являются одним из важнейших звеньев механизмахозяйствования. Социально-психологические методы строятся на использовании социальногомеханизма (система удовлетворения социальных потребностей, взаимоотношения вколлективе и т. д.).
В составе экономическихметодов управления персоналом важная роль принадлежит анализу хозяйственнойдеятельности, планированию, ценообразованию, налоговой системе и др., которыеподробно рассматриваются в четвертой главе.
Для характеристикиструктуры и движения кадров на предприятиях необходимо изучать определенныеаналитические показатели в динамике и на конкретную дату.
Численность работниковявляется важным показателем для деления предприятий на крупные, средние имелкие (малые).
Важными показателямиструктуры персонала предприятия является доля численности основных рабочих,работников управления, вспомогательных рабочих на предприятии, в цехах,удельный вес каждой категории работников. При расчете всех этих показателейсопоставляется, соответственно, численность основных рабочих, или работниковуправления, или вспомогательных рабочих с общей численностью персонала предприятия,цеха.
Структура кадровопределяется и анализируется в разрезе всех подразделений предприятия и потаким признакам, как возраст, пол, уровень образования, станс работы,квалификация и т. д.Ситуация
В текущем годурозничное торговое предприятие использует учетную политику признания выручки помере оплаты. За отчетный месяц предприятием было отпущено товаров импортногопроизводства (бытовой электроники) населению на сумму 95 000 000 руб., в томчисле оплачено в кассу 95 000 000 руб. Валовой доход предприятия за отчетныймесяц составил 9 400 000 руб. Предприятие расположено в г. Гомеле, налоговыхльгот не имеет. Отпущенные товары не являются подакцизными, ставка НДС – 18 %.Издержки обращения предприятия за отчетный месяц составили 3 500 000 руб. Сумманалога на недвижимость в расчете на отчетный месяц составила 30 000 руб.
Рассчитайте показательреализованных товаров торгового предприятия (без косвенных налогов) за отчетныймесяц.
Решение:
Согласно особенной частиНалогового кодекса с 2010 года ставка НДС – 20% [1].
Валовой доход предприятиявключает только сумму расходов на реализацию (ранее назывались издержкиобращения) и плановую прибыль и на сумму реализации не влияет, также как исумма налога на недвижимость, которая согласно Налоговому кодексу относиться нарасходы [1].
Показатель реализованныхтоваров торгового предприятия (без косвенных налогов) за отчетный месяц – этосумма отпущенных товаров импортного производства (бытовой электроники)населению без НДС
95 000 000∙/>=79 166 670руб.
Ответ: показательреализованных товаров торгового предприятия (без косвенных налогов) за отчетныймесяц равен 79 166 670 рублей.
/>/>/>Списокиспользованных источников
1. Закон РеспубликиБеларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-З «Налоговый кодекс Республики Беларусь(Особенная часть)»//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 4, 2/1622.
2. Башлакова О.С.Экономика предприятий отрасли: задания к контрольной работе для студентовзаочного факультета специальности 1–25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»/ О.С. Башлакова; М-во образ. РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2009. – 59 с.
3. Индекс бизнесактивности/ Пресс-релизы НБ РБ. Официальный сайт Национального банка и анализаРеспублики Беларусь [Электронный ресурс] / НБ РБ. Минск, 2010. — Режим доступа:www.nbrb.by. — Дата доступа: 01.09.2010.
4. Суша Г.З.Экономика предприятия/Учеб.пособие/Г.З.Суша.-М.: Новое знание, 2010.- 384 с.
5. Экономикапредприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Подобщ. ред. А.И. Ильина.-5-е изд., испр.-М.: Новое знание, 2010.-672 с.