Реферат по предмету "Экономика"


Государство как субъект экономики

ЦентросоюзРоссийской Федерации
Московский Университет потребительской кооперацииКафедра экономической теории
Курсоваяработа по экономической теории на тему:
«Государствокак субъект экономики.
 Собственность;экономические интересы»
Москва2002

ПЛАН.
Введение                                                                  стр.3
1.  Государствокак субъект экономики. Функции          
государства в рыночной экономике.                            стр.4
2.  Государствокак предприниматель. Государственный
сектор в экономике.                                                    стр.6
3.  Разгосударствлениеи приватизация: понятие, формы,     
способы.                                                                    стр.12
4.  Особенностиприватизации в России.                        стр.25
Заключение.                                                             стр.34
Список литературы                                                    стр.36
Приложение                                                              стр.37

Введение
Рыночная экономикафункционирует на основе конкурентного рынка. Но рыночный механизм не решаетвсех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем,неподвластных рынку. Ими занимается государство.
Государство всегда играло важную роль в развитии рыночной экономики. Дажесвободная конкуренция не могла обойтись без государства, которое брало на себяответственность за организацию денежного обращения, обеспечение правовой основырыночной экономики.
Необходимость в деятельности государства вызывалась потребностямиразвития самой рыночной системы, обнаруживающей и плюсы, и минусы своегофункционирования. Рыночный механизм нуждается в коррекции, которую способноосуществить только государство через свои функции.
Современное рыночное хозяйство индустриально развитых стран – этосмешанная экономика. Для смешанной экономики характерно многообразие формсобственности. В развитых странах наряду с частной собственностью существует игосударственная собственность. Государство в современной рыночной экономике –это еще и предприниматель, который распоряжается своей собственностью черезразгосударствление и приватизацию. Приватизация особенно актуальна для нашейстраны.
1. Государство как субъект экономики. Функции государства врыночной экономике.
Экономические функции государства определялись потребностями нормальногофункционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции и частичногопредпринимательства. Функции государства развивались в двух направлениях:поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма; усиление имодификация рыночной системы в соответствии с изменением условий развития.
Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят вследующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита правсобственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) изащита от конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя).
Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:
а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществереализуется через трансфертные платежи (бедным, безработным) и модификацию цен(гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы). Корректируяраспределение ресурсов через налоговую систему, государство способствуетразвитию общественных благ (строительство школ, больниц), экологической защите,превращая затраты на загрязнение окружающей среды во внутренние издержки самихпредприятий (химических, например);
б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации.С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль зауровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост;
в) в проведении эффективной внешнеэкономической политики.
Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функцииосторожно, чтобы в рыночной механизме не было сбоев. Оно должно постоянноконтролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры дляпогашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельностьне должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму.
Государство интегрируются в рыночное хозяйство. Появляется смешаннаясистема, характеризующаяся динамизмом рыночной экономики, её социальнойориентацией, направляемой государством. Современное рыночное хозяйствоиндустриально развитых стран – это смешанная экономика.

2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночнойэкономике.
Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности. Вразвитых странах наряду с частной собственностью существует и государственнаясобственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странахразличен. Он крайне мал в США и Японии. «На европейских же государственныхпредприятиях производится от 10% (Германия) до 30 % (Австрия) валовоговнутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия,Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6(Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже 1/2 (Австрия) валовыхкапиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственностифедерального правительства.[1]
Следовательно, государство в современной рыночной экономике – это ипредприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребительконечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве,распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.
В государственной собственности субъектом отношений присвоения,распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственностьвозникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятияза счет средств бюджета; второй – когда государство осуществляет полную иличастичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.
В результате государственная собственность реализуется по следующимканалам:
создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльныхпредприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики(коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);
развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническимпрогрессом (электроника, авиация);
национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольнойпромышленности).
В результате в орбитегосударственного предпринимательства оказываются не только инфраструктура,добывающая промышленность, но и некоторые ведущие отрасли промышленности.
Государственные предприятия бывают двух видов: государственныепредприятия, обладающие статусом юридического лица, и государственныепредприятия, не являющиеся юридическими лицами. Если государственныепредприятия не обладают статусом юридического лица, то они являютсяподразделением государственных органов и учреждений и находятся на балансе ипод контролем государственных ведомств.
Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица,подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятияпубличного права. Предприятия частного права – это, как правило, акционерныеобщества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. Впоследнем случае образуются смешанные (государственно-частные) предприятия.
Предприятия частного права – это юридически самостоятельные, хозяйственноавтономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа(публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежитгосударству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, ане правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров,предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственныепредприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерствомфинансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии(где велика доля смешанных предприятий)они объединены в холдинговые структуры.
Государственные предприятия отличаются от частных предприятий тем, чтоони, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в ихдеятельности просматривается двойственность – нацеленность не только нарыночные но и на не рыночные мотивы. Это выражается в том, что, во-первых,государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшейконкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости ирентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементыорганизованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции погосударственным твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательствперед другими предприятиями, им не грозит банкротств. В то же времяправительство контролирует лишь определенные области деятельностигосударственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможностивоздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий).
Во-вторых, государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (вналогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов).В-третьих, на государственных предприятиях, с одной стороны, несколько вышезаработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, сдругой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушитьсяполитика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтахс администрацией (например, запрет на забастовки).
Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческихопераций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантированноеправительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятияменее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частныепредприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокойкапиталоёмкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям,раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так в Англии издержкипроизводства не государственных предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20%выше, чем на частных предприятиях.[2]
Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибонекоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий(директивное планирование, административный контроль над ценами) в условияхфункционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государствупредъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора вэкономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась вовсех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процессприватизации.

3. Разгосударствление и приватизация
Развернувшийся в 80-х годах в развитых странах процесс разгосударствленияэкономики имеет особенности. Прежде всего, разгосударствление не означает, чтогосударство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаютсямасштабы государственного предпринимательства, но государство остаетсяструктурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образомприспособиться к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.
Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации(изменение собственности государственных предприятий), а последняя не сводитсяк одной приватизации (переход предприятий в частную собственность). Процессразгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен наповышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторепредприятий.
Наконец, современный процесс разгосударствления характеризуетсядеидеологизацией, когда все более редкой становиться ситуация, при которойдемократические партии выступают за расширение государственного сектора, а ихпротивники – за частный. Так, в Швеции консерваторы, победив на выборах в 1976г., сделали шаги в сторону увеличения государственного сектора, асоциал-демократы в 1982г., взяв реванш, приступили к осуществлениюприватизации. В Австрии процесс приватизации поддерживается социал-демократами,во Франции – социалистами.[3]
Рассмотренные особенности современного процесса разгосударствления нашлиотражение в его способах.
Способы разгосударствления. Мировой опыт развитых странсвидетельствует о следующих наиболее распространенных современных способахразгосударствления. Прежде всего, либерализация рынков. В рамках этого процессаотменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулируетдиверсификацию производства и продаж, в результате чего растет числомногопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки.Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимаетограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры подемонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализациярынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Другой способ разгосударствления – стимулирование создания и расширениясферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных). Этодостигается с помощью льготного налогообложения или особого режимакредитования.
Еще один путь разгосударствления – создание для государственныхпредприятий рыночных условий функционирования. С этой целью государствоиспользует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которойнаходятся  государственные предприятия: сокращение государственных субсидий,отказ от списаний банковской задолженности, отмена налоговых льгот.
Наконец, широко используется способ изменения собственностигосударственных предприятий – денационализация. При этом собственностьгосударственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но ик банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
В действительности все эти способы разгосударствления переплетаются,выражаясь в изменении собственности (при сохранении ведущей роли частнойсобственности) и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.В экономической теории и в практике современный процесс разгосударствленияадекватен приватизации.
Содержание и формы приватизации. Наиболее популярными формамиприватизации государственной собственности в развитых странах являются: продажапредприятий непосредственно в частные руки; выкуп акций государственныхпредприятий менеджерами; продажа акций работникам предприятия; распространениеакций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдачагосударственных предприятий в аренду и заключение контракта на управлениепредприятием.
Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путеморганизации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцемпредприятия физическому или юридическому лицу, предложившего наибольшую цену. Спомощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительнокороткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то жевремя аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, как так толькодействительно богатые лица могут позволить себе участвовать в аукционах.Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиямисо стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью, какему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересамиобщества.
Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсныхторгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частнымлицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Нопроведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальныхкомиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует болеедлительного времени.
Выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческиевыкупы») осуществляется не только за наличные средства управляющих (как правило20-25% покупной цены), но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных истраховых фондов (65-80% покупной цены). Поэтому «управленческие выкупы» выступаютсвоеобразным видом кредитования менеджеров под залог имущества предприятия. Приэтом доходы от функционирования таких предприятий с лихвой покрывают взятые вкредит ссуды. Привлекательность «управленческих выкупов» состоит в активизациипредприимчивости менеджеров, которые становясь (наряду с финансовымиинститутами, кредитующими сделки) совладельцами предприятия, заинтересованы вповышении эффективности его функционирования, улучшении управления и реализациисобственных интересов.[4]
Приватизация в форме продажи акций работникам предприятий означаетразвитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим являетсяэффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своейработы, росте производительности труда и прибыльности предприятий. Примеромэффективно функционирующего предприятия, полностью принадлежащего занятому нанем персоналу, является предприятие, созданное в 1956 г. в Испании на базекооператива. В настоящее время эта фирма представляет диверсифицированныйпромышленный комплекс, объединяющий более 100 предприятий разного профиля,включая научно-исследовательскую деятельность, собственный кооперативный банк,всевозможные вспомогательные организации с численностью свыше 20 тысяч человек.
Однако превращение рабочих в собственников основано либо на налоговыхскидках предприятиям, решившим продавать акции работникам, либо на льготныхусловиях продажи акций рабочим (как форма дополнительной оплаты труда). Врезультате недоиспользуются потенциальные предпринимательс-кие и организаторскиеспособности работников. Отсюда настороженность правительства к полному выкупуработниками государственных предприятий.
Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажаакций населению, при которой государственное предприятие превращается вакционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется пофиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной ценевозможны завышение или занижение стоимости имущества. При конкурсной ценедостигается более точная оценка имущества государственных предприятий. Покупкаакций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премиидля купивших акции в максимально короткий срок, отсрочка платежей илиразрешение оплаты акций по частям с полной выплатой дивидендов, установлениеболее низкой цены на акции.
Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главноепреимущество состоит в открытости и доступности для всех желающих. Вприватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранныеинвесторы. Однако их доля, как правило, четко определена законодательством винтересах и поддержания конкурентоспособности национальной экономики. В то жевремя их участие в приватизации желательно для интеграции национальной экономикив мировое хозяйство.
Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственногоимущества. Нередко государственная собственность «разбавлялась» частнымкапиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когдафизические или юридические лица приобретали часть государственного имущества впользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получаетвозможность самостоятельно организовывать производственный процесс, наниматьперсонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовуюответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, арендаиспользовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективностиих работы. В этих же случаях могла использоваться такая форма, как заключениеконтракта на управление предприятием.
Соглашения об аренде и контракты на управление зачастую являютсявременными мерами для улучшения экономических показателей деятельностигосударственных предприятий или переходной ступенью к приватизации.
В 80-е годы в мире приватизация достигла значительных масштабов. ВВеликобритании доля ВВП, производимая государственными предприятиями, упала с9% в 1979 г. до 3% в1990 г. доля рабочих на государственных предприятияхсократилась за этот период на 1,3 млн. человек, составив в 1990 г. 2,8% всехзанятых. Всего за 1979-1985 гг. в частную собственность было передано 20государственных компаний (из 51 на1979 г.). Во Франции за 1986-1988 гг. былоприватизировано 15 крупных предприятий.[5]
Процесс приватизации изменил положение государственных предприятий врыночной экономике. Это выразилось в упрощении взаимоотношений предприятий сгосударственными органами власти, в менее жестком контроле со стороныгосударства. Например, в Германии министрам запрещено непосредственное участиев административных советах государственных предприятий. Министерство может бытьпредставлено только двумя служащими, а общее число представителейгосударственной администрации не может превышать 40% общей численностируководства государственного предприятия.
Изменились правила финансовых взаимоотношений государства и предприятий.Так, увеличиваются процентные ставки за хранение активов предприятий нагосударственных банковских счетах. Появляются новые типы ценных бумаг (безправа голоса, но означающие участие государства в капитале). Во Франции такиеценные бумаги называют привилегированными сертификатами или титулами участия. ВВеликобритании при приватизации государственных предприятий государстворезервировало специальную, так называемую «золотую» акцию, которая давала емувозможность контролировать новую фирму.
В ряде случаев приватизация заменялась переводом предприятий из однойиндустриальной категории в другую. Например, французская компания «Рено»переведена из публично-правовой в частноправовую группу.
Таким образом, приватизация в развитых странах осуществляется в разныхформах, используется разные способы продаж, приватизируемые предприятияполучают разный юридический статус, контролирующими собственниками становятсяиндивидуальные лица, институты (в основном финансовые), управляющие, персоналпредприятия или только рабочие. Процесс приватизации, как правило, занимаетмного лет.
Опыт приватизации 80-х годов в странах Запада показывает, во-первых, чтороль государства в экономике не уменьшается, а государственная собственностьсохраняется наряду с другими формами собственности. Государство выступаетсубъектом одной из форм собственности, гарантом определенных прав собственностимногообразных субъектов, обеспечивающим самостоятельность предпринима-тельскойдеятельности и экономическую ответственность; регулирует деятельность всехвидов собственности, создавая равные условия хозяйствования.
Во-вторых, осуществляемая в разных странах приватизация идет болееуспешно, если является организованным сверху процессом. Приватизация – этоэкономическая политика государства, поэтому именно государство должно статьглавным организатором новых рыночных структур.
В этом плане поучителен французский опыт приватизации, где она былаосуществлена путем сочетания централизованного регулирования и рыночныхрычагов. Все полномочия на проведение приватизации были в руках главыминистерства экономики, которое передало министру все права на принятиепрактических решений. В утвержденном общем списке приватизируемых предприятийминистр определял лишь конечные сроки и способы приватизации каждого из них.Активы предприятий реализовывались по такой схеме: иностранным инвесторам – неболее 20%, так называемым стабильным акционерам – 15-30%, персоналуприватизируемых фирм – 10% акций.[6] Остальные акции продавались на открытомрынке. Особую роль в успехе приватизации сыграло централизованное регулированиепроцесса продажи акций: фиксированность и заниженность цены акции, чтообеспечивало полную реализацию выпущенных акций и увеличение числаиндивидуальных инвесторов. Рыночные же рычаги использовались ограниченно, восновном для распространения части финансовых активов среди индивидуальныхинвесторов.
Централизованный подход к приватизации характерен и для Чили, где дляосуществления этого процесса была создана специальная организационнаяструктура, состоящая из Совета по приватизации (выработка стратегии иответственность за все действия), Комитета по приватизации (административныеобязанности) и Комиссия по приватизации, реализующей все мероприятия.
В-третьих, успех процесса приватизации во многом определяется его четкойправовой основой и гибкой приватизационной политикой государства.
Для успешного осуществления приватизации в России необходимо созданиеопределенных условий. Прежде всего должны существовать объекты государственнойсобственности, то есть учреждения, которые по закону имеют право ейраспоряжаться (продавать или покупать акции государственных предприятий). Взападных странах такими субъектами являются холдинговые компании, находящиесяпод контролем законодательной власти и не имеющие права никому делегироватьсвои полномочия.
Первым шагом в этом направлении в нашей стране стало образованиеРоссийского фонда федерального имущества (субъект государственнойсобственности), выступающего продавцом приватизированных долей государственныхпредприятий (паев, акций). Деятельность фонда финансируется за счет средств,полученных от приватизации. На местах фонд имеет свои отделения. Фонд выполняетследующие функции:
временно владеет принадлежащими РФ свидетельствами собственности наприватизированные предприятия;
осуществляет полномочия РФ как собственника на общих собраниях;
обменивает принадлежащие РФ акции на акции инвестиционных фондов ихолдинговых компаний.
Исполнительные функции – разработка программы, организация процессаприватизации и контроля за ее ходом – возложены на Государственный комитет РФпо управлению государственным имуществом (Госкомимущество). Комитет принимаетрешения о приватизации предприятий.
Развертывающийся процесс приватизации отечественных государственныхпредприятий позволяет выявить некоторые ее особенности.
Важнейшая черта приватизации в России – ее централизованный характер.Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху процесс, онапредставляет собой государственную экономическую политику. В результатегосударство регулирует и контролирует приватизационные процессы.

4. Особенности приватизации в России
Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностьюотсутствовал, задачи приватизации были шире, чем в западных странах.Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делалопроцесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизацииэкономического положения, развития демократического характера отношенийсобственности и управления предприятиями, для рациональной деятельностигосударственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий,для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояниягосударственных финансов и снижения инфляции.
В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап пришелся на1992-1994 годы.
Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты:во-первых, «ваучерный» характер осуществления; во-вторых, проведение в условияхзарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптацииприватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.
«Ваучерный» характер приватизации в России означает, что государственнаясобственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года был изданУказ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценныхбумаг целевого назначения) – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатнойпередачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятийгосударственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс.рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срока действияприватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения.Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа впроцессе приватизации.
На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, атакже акции специальных инвестиционных фондов
В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственныхи муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащиеприватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), ониподлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия(занято более1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), ониприватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3)остальные предприятия, они могут приватизированы любым из установленныхспособов в соответствии с требованиями принятой программы.[7]
Таким образом, акционерное общество становится основной организационнойформой предприятий в России.
С появлением ваучеров как особого типа ценных бумаг связанофункционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов приватизации(чековых инвестиционных фондов — ЧИФ), не типичных для мировой практики.Функции чековых инвестиционных фондов состоят: а) в мобилизации за счет эмиссиисобственных акций; б) в инвестировании их в ценные бумаги приватизационныхпредприятий; в) в торговых операциях (спекуляциях) с ваучерами. Следовательно,в задачу чековых инвестиционных фондов аккумулирование чеков населения и обмених на акции предприятий. Минимальный размер уставного капитала чековыхинвестиционных фондов составляет 500 тыс. руб.
Вторая особенностьотечественной приватизации состояла в том, что она существенно отличалась отдругих стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественнойже экономике рыночные отношения в стадии становления. Поэтому приватизацияпредполагает адаптацию приватизируемого предприятия к рыночным условиям.
Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в России рыночнымусловиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую,производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентоввыполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптацииявляется производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всюхозяйственную деятельность предприятий.
В адаптации приватизируемого предприятия на микроуровне решающую рольиграет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократитьиздержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешноосуществлять инвестиционные процессы. Наибольшую сложность для приватизируемогопредприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Этосвязано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятиюневозможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых,социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне независит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства,тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использованияэкономических, финансовых, административных рычагов.
Первый этап закончился в июне 1994 года. Результатами этого периодаприватизации в России оправданно считают следующие:
1) разгосударствлениеи приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России,охватившем все основные объекты общества: органы государственной власти,управления и контроля; предприятия и объединения предприятий; коммерческиеструктуры; общественные организации; граждане;
2) впервыебыла создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществитьпередачу в частую собственность имущества десятков тысяч предприятий;
3) центральноеместо в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы,обладающие положительными моментами с точки зрения инвестирования: открытостью,позволяющей привлечь дополнительных инвесторов; возможностью выбирать тактикуинвестирования и тем самым увеличивать или снижать собственный риск(использование двух типов заявок – содержащих и не содержащих ограничения накурс аукциона); гарантиями на владение акциями выставленного на продажу пакетапредприятий, поскольку результаты аукциона при внесении победителей всоответствующий протокол имеют законную силу. Следовательно, процедура чековыхаукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в правасобственности.
Однако результаты первого периода приватизации оцениваются неоднозначно.Прежде всего, хотя приватизационные чеки позволили каждому гражданину получитьреальную возможность (правда, небольшую) участвовать в перераспределениисобственности, пока еще преждевременно говорить о формировании широкого слоячастных собственников.
Способы приватизации, зафиксированные в государственной программе,излишне унифицированы. А между тем одновременное применение различных форм, ихоптимальное сочетание способно обеспечить гибкость приватизационной стратегии взависимости от конкретной социально-экономической ситуации в различныхрегионах.
Недостаточно использован при приватизации отраслевой подход, учетструктуры каждой отрасли. Это позволило бы знать реальное положение предприятийв отрасли, соединить при продаже государственных предприятий стабильные фирмы снеблагополучными, предотвратить скупку лучших государственных компаний.
Наиболее сложный вопрос при осуществлении приватизации – оценка стоимостигосударственного имущества. Для российской приватизации характерна продажапредприятий ниже их рыночной стоимости. В результате многие предприятия былипроданы за бесценок.
Не были продуманы механизмы защиты от негативных последствийприватизации. Так, не требовалась декларация о доходах от крупных покупателейприватизационного имущества, не проверялась их кредитоспособность, «неотслеживалось» движение приватизационных чеков.
Все это свидетельствует о том, что программа приватизации и механизм еереализации нуждались в корректировке.
С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новыйпериод в приватизационном процессе – постваучерный или денежный.
Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, аследовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтомупредполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектовпри продаже наиболее крупных предприятий.
Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляютспециализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.
Механизм продажи акций на специализированных денежных аукционах полностьюповторяет механизм продажи акций на специализированных чековых аукционах. Акциитакже продаются по единой цене, подаются заявки двух разных типов, гдеуказываются общая сумма платежа и количество приобретаемых акций. Главнаяособенность – оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами.
Проведение инвестиционных конкурсов предполагает осуществлениепокупателем акций инвестиций в производство. Это делает инвестиционные конкурсыболее целесообразными, так как экономическая цель денежной приватизации состоитв привлечении инвестиций в экономику, а не в пополнении государственногобюджета.
Результат приватизации в денежном выражении приведен в приложении 1.
Очевидна устойчивая тенденцияк снижению количественных показателей приватизированных предприятий, что можно объяснитьследующими факторами:
а) завершением процесса приватизациипо «унифицированным схемам»;
б) в основном завершено акционированиепредприятий нефтяной отрасли, металлургии, морского и речного транспорта, являющихсянаиболее привлекательными для инвесторов;
в) отсутствием заинтересованностименеджмента в проведении приватизации, что обусловлено наличием в гражданском законодательствеправа хозяйственного ведения, которое практически выводит унитарные предприятияиз-под эффективного контроля государства;
г) наличием в действующем приватизационномзаконодательстве устаревших норм и необоснованных ограничений.
В настоящее время в РоссийскойФедерации насчитывается 11128 федеральных государственных унитарных предприятий,26 казенных предприятий и 34209 федеральных государственных учреждений.
Надо признать, что приватизация не закончилась и перед государством стоитеще много задач для более эффективного осуществления процесса приватизации.

Заключение.
В заключении необходимо сказать, что
1.Государство играет важную роль в функционировании рыночной экономике;
2. Функции государства заключаются в обеспечении правовой базы, защиты отконкуренции, в перераспределительной политике, регулировании экономике с цельюее стабилизации, в эффективной внешнеэкономической политике;
3. В смешанной экономике существует несколько видов собственности, в томчисле и государственная; и государство, реализуя права собственности, можетраспоряжаться ею по своему усмотрению;
4. Последнее время активно развернулся процесс разгосударствления, кспособам которого относятся: либерализация рынков, стимулирование и созданиесмешанных предприятий (государственно-частных), создание рыночных условийфункционирования для государственных мероприятий и денационализация;
5. К популярным формам приватизации относятся: продажа предприятий вчастные руки, выкуп акций предприятия менеджерами, продажа акций рабочемуколлективу и распространение акций среди населения;
6. В России приватизацию можно разделить на 2 этапа, первый 1992-1994годы носил ваучерный характер; второй с 1994 года – денежный; за 2 этапа былоприватизировано более 66% государственных предприятий; процесс приватизации ещене завершен и требуется еще много работать над этим.

Список используемой литературы
1.  ПротасВ.Ф. Макроэкономика: структурно-логические схемы: Учебное пособие для вузов. –М. ЮНИТИ, 1997.
2.  СажинаМ.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: ИздательствоНОРМА, 2001.
3.  Экономика:Учебник/ под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997.
4.  Экономическаятеория: Учебник для вузов/ А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др.;Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.