Реферат по предмету "Религия и мифология"


Влияние западных "отцов церкви" на формирование христианского вероучения

КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
"ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ "ОТЦОВ ЦЕРКВИ"НА ФОРМИРОВАНИЕХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ"
Введение
Христианствонепрерывно развивалась на протяжении своего существования. Раскол на западную ивосточную ветви наметился еще при разделении Римской империи. Со времен первыхсоборов западная ветвь христианства изменила, в отличие от восточной, своидогматы. Определенный вклад в это внес Августин Аврелий и другие «отцы церкви».Благодаря новым положениям, признанным догматами, западная ветвь христианства иотделилась от восточной, образовав католическую веру.
Богословскиеи философские взгляды и позиции Августина существенно повлияли на формирование западнойветви христианства – католичества. Это наиболее ярко проявилось в эпоху, когдаименно католическая церковь контролировала все сферы жизни общества. И своиправа она обосновывала именно догматами, вытекающими из воззрений Августина идругих западных «отцов церкви»: Иеронима Стридонского и Амвросия Медиоланского.Она опирается на их суждения и представления, имеющие непререкаемый авторитет. Кромеэтого Августин считается отцом римской экклесиологии, т.е. науки о церкви. Следовательно,истоки католицизма нужно искать в философии и воззрениях этих деятелей.
Сейчаскатолицизм, хотя и не имеет прежних позиций, все же остается одним из главныхнаправлений в христианстве. Он исповедуется в большинстве стран ЗападнойЕвропы, в Латинской Америке, США. Католицизм распространен и в Украине,особенно в западных ее областях. Поэтому он является неотъемлемой частьюдуховного мира украинского народа. Понимание его истоков и истории важно дляизучения истории и культуры Украины.
Следовательно,актуальность данной работы состоит в том, что:
во-первых,позволяет глубже понять истоки западной цивилизации, которая во многом основанана идеологии католицизма;
во-вторых,исследование трудов и деятельности западных «отцов церкви» позволяет понятьпроцесс размежевания церкви и светской власти и функционирования этихобщественных институтов, которое существует и по сей день;
в-третьих,концепция человека, разработанная Августином, повлияла и продолжает оказыватьвлияние на различного рода современные индивидуалистические концепции человека;
в-четвертых,обращение к данной теме способствует знакомству с трудами мыслителей, чьенаследие до сих пор остается мало доступным.
Цель даннойработы – охарактеризовать деятельность Августина Аврелия, епископа Гиппонского,Амвросия, епископа Медиоланского и Иеронима Стридонского и выяснить, какое влияниеони оказали на формирование христианского вероучения.
Исходя изпоставленной цели, задачами данной работы является:
1. охарактеризоватьосновные произведения западных «отцов церкви»;
2. проанализироватьих философские и богословские взгляды и позиции.
Объектомданной работы является христианское вероучение, а предметом – учения западных«отцов церкви».
Хронологическиерамки рассматриваемой темы охватывают период формирования и расцвета ученийзападных «отцов церкви», т.е. с середины IV в. до середины V в. Распространение этихучений и их влияние в средние века ограничивались географическими рамками странзападной Европы.
Работа, всоответствии с поставленными задачами состоит из введения, 2 глав, 6 подглав,12 пунктов, списка используемой литературы и заключения.
В первой главедаются биографические сведения о западных «отцах церкви»: Иерониме Стридонском,Амвросии Медиоланском и Августине Аврелии. Также характеризуются основныепроизведения этих деятелей. Во второй главе анализируются богословские и моральныепозиции «отцов церкви». Характеризуется философия Августина Аврелия.
В первойглаве используется описательный метод при описании биографии «отцов церкви».
В даннойработе используется метод структурного анализа в 3 подглавке 2 главы прихарактеристике основных положений философии Августина.
Такжеиспользуется сравнительный метод при характеристике богословских и моральныхвзглядов Иеронима, Амвросия и Августина во 2 главе и метод критического анализапри изучении и анализе источниковой базы.
В качествеисточников используются произведения Августина «Исповедь» [2], «О Граде Божьем»[3], «Избранные проповеди» [1], произведение Святого Иеронима «О знаменитыхмужах» [12].
«Исповедь»представляет собой духовную автобиографию Августина. Здесь он раскрываетсяперед Богом и пытается познать тайну Боговой природы. Достоинствами этого трудаможно считать то, что:
1. этопроизведение содержит даже самые незначительные события из жизни Августина инеобходимо для изучения его биографии;
2.произведение также необходимо для понимания и богословских взглядов Августина иего философии – здесь четко видно его отношение к Богу, видна попытка объяснитьего природу.
Недостатком работыможно считать то, что это произведение носит больше автобиографическийхарактер, чем философский и написано с целью проанализировать и глубже осознатьвсю тяжесть своих грехов и свою жизнь, а не с целью философских размышлений. Т.е., можно сказать, что они попали сюда в общем потоке размышлений о своейсобственной жизни.
«О градеБожьем» – самое объемное произведение Августина и наиболее важное для пониманиямировоззрения, богословских и философских взглядов Августина. На основанииэтого произведения можно делать выводы и о миропонимании Августина (егоисторическая концепция), и о его морали, и взглядах касательно предопределенияи Божественной Благодати и др. можно выделить и положительные и отрицательныестороны этого произведения. Положительные:
1.содержательность и монументальность произведения – это своеобразный итог всейбогословской и литературной вообще деятельности Августина. Именно «Град Божий» служит,как правило, источником для выведения каких либо выводов, касающихся философииАвгустина. Иными словами, это главный труд Августина Аврелия.
2. этот труд,наряду с «Исповедью» – наиболее известные произведения Августина, по сей деньсохраняющие свое значение.
Отрицательнойстороной «Града Божьего» можно считать субъективный взгляд Августина на всеописываемые им явления. Иными словами, он дает СВОЕ объяснение всему, о чемговорит в этой работе. А известно, что его взгляды сформировались под влияниеммногих факторов и до конца жизни он не смог преодолеть всех противоречий всебе. Естественно, что они проявились и в его произведениях.
В качествеисточника используется также труд Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах». Этопроизведение содержит сведения о христианских авторах, предшествующих Иеронимуи современных ему. Недостаток этого произведения: Иероним дает только краткиебиографические сведения о священнослужителях и только иногда дает критику ихдеятельности, а то и вовсе отказывается от нее.
Достоинство: трудИеронима охватывает довольно большое количество христианских деятелей, включаяи тех, о ком Иероним только слышал. Кроме того, он дает по возможности точныесведения, сохраняя точность произведения.
ИсториографиюДанной темы можно классифицировать по нескольким признакам:
1) это работызападных авторов (М. Элиаде, П. Гольбах, Д. Антисери и Дж. Реалеи др.) и Российских (Трубецкой, Аксенов и др.)
2) это трудыпо религии (М. Элиаде); по философии (Трубецкой Е.Н., Д. Антисерии Дж. Реале); общие работы («История философии» Под ред. Васильева В.В.и др., Мареев С.И., Мареева Е.В. «История философии» и др.) и дажеантирелигиозные труды (напр. Гольбах П. «Галерея святых», Таксиль Л. «Священныйвертеп»).
В работе используетсяпроизведение Элиаде Мирчи «История веры и религиозный идей» (Т. 3. От Магометадо Реформации) [19]. Здесь дается характеристика жизни и деятельностиАвгустина. Преимуществом этого произведения можно считать:
1. здесьдается характеристика философских взглядов Августина и некоторых аспектовморали этого «отца церкви».
2. это книгаимеет целью рассмотреть основные философские и религиозные идеи и учения спозиции, относительно объективной (т.е. труд не имеет ярко выраженнойрелигиозной или антирелигиозной окраски).
Недостатки:
1. здесьрассматриваются взгляды и идеи многих выдающихся философов в большомисторическом отрезке (т.е. это общая, посвященная не только теме «отцов церкви»работа);
2. это нетолько общая работа по религии, но и научно-популярная книга.
Антисери Д.и Реале Дж. «Западная философия от истоков до наших дней» [5]. Данный трудпосвящен анализу философских идей с древнейших времен и включает в себя характеристикуи анализ жизнедеятельности и философских идей и «отцов церкви».
Положительныекачества:
1.произведение содержит подробный анализ философских взглядов и идей эпохизападной патристики и, в частности, философии Августина.
2. этонаучное произведение.
Недостаток – этотакже общая работа.
В работетакже используются труды антирелигиозных авторов – Гольбах П. «Галереясвятых» [6] и Таксиль Л. «Священный вертеп» [16]. Эти произведения вомногом схожи – это, прежде всего критика деятелей церкви вообще и «отцовцеркви» в частности.
Преимущество:«другой» взгляд на жизнь и деятельность «отцов церкви», ярко выраженная критикаи выявление отрицательных качеств этих деятелей, на чем не делают акцент другиеавторы.
Недостаток:очевидное негативное отношение и к церкви и к религии и именно поэтому ивыявлены исключительно отрицательные стороны жизни и деятельности деятелейцеркви. Видно радикальное настроение этих авторов, настроенных противсвященнослужителей, напр. Таксиль Л. в своем произведении «Священныйвертеп» пишет: «…я убежден, что клерикалы поступили бы мудро, если бдеканонизировали Иеронима…» [16, С. 8], и др. Еще одним минусом являетсято, что эти произведения рассчитаны только на определенный круг читателей иявляются художественными произведениями.
Данная работане может претендовать на полноту исследования и требует дальнейшей доработки.


1.Биография и произведения 1.1 Святой Иероним
ИеронимЕвсевий Софроний (ок. 342 – 420) – видный представитель латинской патристики иодин из отцов церкви.
РодилсяИероним в Далмации. В Риме изучал риторику и философию. Около 374 года уехал наВосток, где в Сирии и Палестине изучал богословие, еврейский язык и участвовалв спорах с еретиками.
В 382 – 385годах пребывал в Риме, где начал исправление латинского перевода Нового завета.В 385 году возвратился в Палестину и в 389 основал монастырь в Вифлееме. В 405году завершил перевод на латинский язык большинства библейских книг, включаяканонические книги Ветхого завета и евангелий [9, С. 96].
Главный трудИеронима – латинский перевод Библии, известный как «Вульгата». Перевод БиблииИеронима широко использовался на Западе и со времени Тридентского собора донедавнего времени оставался единственной официальной БиблиейРимско-католической Церкви [10, С. 113–114].
Иеронимсоставил также много толкований, которые сохранили свое значение. Знаниеклассического искусства помогли Иерониму в толковании Писаний, хотя позже оносудил классическую философию.
Иеронимявляется автором сочинения «О знаменитых мужах», которое он написал по моделиантичных жизнеописаний. В нем содержатся краткие биографические сведения обосновных христианских авторах и их сочинениях со времени апостолов, включаясведения и о самом Иерониме.
Иеронимстарается давать по возможности достоверные сведения, пишет только то, чтознает, но, в то же время, воздерживается от критики только в немногих случаях. Напр.,в главе 124 он говорит об Амвросии Медиоланском так: «Амвросий, епископМиланский, в настоящее время продолжает писать. Я воздерживаюсь от суждений онем, потому что он жив: и не буду ни восхвалять, ни обличать, иначе меня могутупрекнуть в низкопоклонстве или в правдивости» [12, С. 35]. Относительнодругих «мужей», даже при малом количестве сведений можно проследить отношениеИеронима. В своих писаниях он всегда сохраняет наставительный тон.
Иеронимотличался особенно богословской злобой и желчностью: «в его сочинениях… мынаходим весь яд богослова, но ни малейших признаков христианской любви илиучтивости воспитанного человека. Все здесь дышит ненавистью, яростью,грубостью» [6, С. 149].
ПопулярностьИеронима на Западе в средние века можно объяснить тем, что в своих трудах онвосхваляет аскетическую жизнь.
Такимобразом, главной заслугой Иеронима можно считать его толкования и переводы,благодаря которым он и получил титул доктора, или отца церкви. 1.2 Амвросий Медиоланский
СвятительАмвросий, епископ Медиоланский, родился около 333–334 гг. в городеТревире. Амвросий родился в знатной аристократической семье – его отец занималодну из высших должностей в префектуре.
Будущийсвятитель рано осиротел, и после смерти отца его семья переселилась в Рим.Здесь прошли отрочество и юность Амвросия. Он получил гуманитарное образованиеи успешно завершил курс наук (грамматика-риторика-юриспруденция) около 370года, после чего стал подвизаться в роли адвоката в префектуре претория вгороде Сирмий.
Уже тогдасвоим красноречием Амвросий обращает на себя внимание наместника Италии иэпарха Римского Проба (христианина) и сенатора Симмаха (язычника). Пробприблизил Амвросия к себе и дал ему должность советника, а позже рекомендовалего императору Валентиниану I (9364–375).
В 373 годуимператор назначил Амвросия на освободившееся место наместника двух провинцийсеверной Италии – Лигурии и Эмилии (совр. Пьемонт и Ломбардия). Центром этихпровинций был Медиолан (Милан). В соответствии с высокой должностью он сталчленом римского сената.
В 374 годуархиерейская кафедра в Медиолане после многочисленных распрей христиан и арианбыла занята Амвросием. Его избрание произошло стихийно, но это устраивалобольшинство присутствующих. Будучи некрещеным, Амвросий пытался отказаться отдолжности, но получил приказ императора. Амвросий принял крещение 30 ноября 374года и за 7 дней прошел, все необходимые ступени церковной иерархии и получилсан епископа Медиоланского.
Новыйархиерей пожертвовал все свои богатства церкви и до конца жизни вел самыйстрогий подвижнический образ жизни. Амвросий стал образцом для всех – снискалуважение у верующего народа и императора.
Почти всепроизведения Амвросия представляют собой проповеди. В них он уделяет главноевнимание вопросам нравственности.
В своихпроповедях Амвросий также выступал в защиту апостольского идеала, противразличных пороков, обличал грехи, в особенности – насилие, гордость, роскошь иразврат. Амвросий обращался главным образом не к привилегированным сословиям, ак широким массам. Епископ учил о главенстве общего блага, обличая частнуюсобственность.   
Какпроповедник и защитник христианской веры, святой Амвросий получил особуюизвестность христианского моралиста. В своих сочинениях он раскрываетпревосходство христианского вероучения над вероучениями язычников.
Хотя егопрактическое понимание Писания испытало на себе влияние аллегорического метода,Амвросий был талантливым проповедником. Его проповеди в Миланском соборе«заронили искру христианства в Августина и впоследствии привели его к спасению»[10, С. 114]. Об этом Августин рассказывает в своей «Исповеди». Амвросийизвестен также тем, что ввел в Западной Церкви общее пение гимнов и антифонноепение псалмов.
Амвросийоказался способным администратором в церкви. Он стремился к тому, чтобыгосударство и его правители уважали церковь и не нарушали ее исконных прав надуховное управление. Деятельность епископа была направлена на отстаиваниенезависимости Церкви от государства и защиту ее автономных прав перед лицомсветской власти.
В сентябре381 года епископ Амвросий председательствовал на церковном Соборе в Аквилее идобился отлучения от церкви двух арианских епископов. Ему также удалосьпостроить в Медиолане две большие базилики – Амвросианскую и Апостольскую.
К концу жизнисвятитель Амвросий пользовался славой и всенародной любовью. В 90-е годы оносновал в Медиолане новый мужской монастырь. В конце своей жизни епископ уже неимел такого влияния на правителей как раньше, но все еще оставался почитаем.
АмвросийМедиоланский умер 4 апреля 397 года. В 823 году он был причислен к лику святых.
Подвижническаяжизнь, добродетели, красноречие, христианское мужество и многие произведенияпринесли Амвросию заслуженную славу в Галлии, Италии, Греции, Малой и ПереднейАзии, Египте и Ливии.
Следовательно,доктором церкви Амвросий стал благодаря своим проповедям и церковнойдеятельности. 1.3 Биография Августина
Августинродился в 354 году в Тагасте (Алжир) в семье язычника и христианки. Учился он вТагасте, Мадавре, а затем в Карфагене. Всю свою юность Августин «…не любилничего, кроме азартной игры и зрелищ; он похищал у отца все, что мог найти, и,в конце концов, мать была вынуждена выгнать его из дому» [16, С. 10]. Поокончании риторской школы Августин становится преподавателем ораторскогоискусства в Карфагене. Вскоре Августин направляется в Рим, а затем в Медиолан.где получил место ритора в государственной школе Медиолана. Его речи начинаютвлиять на формирование общественного мнения. Он не только поддерживает интересыязыческой партии, но и активно борется с христианством, а впоследствии, «…когдаАвгустина избрали епископом, он превратился в самого ревностного фанатика» [16,С. 10].
Однако тогдаеще он не был и приверженцем политеизма. Еще в Карфагене он познакомился сманихейством. Идеи манихейства сильно повлияли на Августина, и он пошел наразрыв с семьей. В течение девяти лет Августин находился среди манихеев, ноубедился в несостоятельности их идей.
Познакомившисьс философией скептиков, Августин попал под ее влияние, он изменил свой взглядна манихейство, но продолжал оставаться в этой среде [7, С. 12]. В это жевремя он знакомится с трудами Амвросия Медиоланского, чей авторитет возросблагодаря его успехам в борьбе с язычниками и еретиками, сочиненияминеоплатоников, имевших среди римлян большое число последователей и книгами ожизни христианских подвижников.
Все это повлияло на мировоззрение Августина и 24 апреля 387 года вМедиолане он принимает крещение. После этого он уходит со службы и покидаетМедиолан. Августин возвращается в Африку и основывает христианскую общину.Вскоре он сближается с епископом Валерием Гиппонским, по благословению которогорукоположен в священники. После смерти Валерия Августин становится епископом.
Уже в первые годы своего епископства Августин ведет борьбу серетическими учениями: пелагианством, донатизмом, частично с арианством. Болеечем кто-либо из великих богословов, Августин отождествлял путь к спасению сжизнью церкви. По этой причине он и старался до конца жизни защищать единствоВеликой церкви, выступая против ересей. Самым страшным грехом Августин считалраскол. Он, не колеблясь, утверждал, что верит в Евангелия, потому что церковьповелела ему верить [19, С. 48].
В это время Августин пишет ряд сочинений, трактующих трудные местав Библии, выступает в роли судьи, ведет проповеди.
На богословии Августина лежит глубокий отпечаток его темпераментаи биографии. Несмотря на отход от манихейства, Августин все еще придерживаетсяматериалистического взгляда на «дурную природу» человека, которая являетсяследствием первородного греха и передается через половую жизнь. Что касаетсянеоплатонизма, то его влияние было решающим [19, С. 44]. Для Августиначеловек – это душа, которой служит тело. Но человек – это единство души и тела.Однако именно его темперамент и постоянная борьба против нравов того временипривели к чрезмерному превозношению божественной благодати и одержимости идеейо предопределении [19, С. 45].
Августинпрожил долгую жизнь. Он был талантливым полемистом, хорошим проповедником,епископом, а также превосходным богословом и создателем философии истории,которая по сей день сохраняет свою ценность. После него осталось около 100книг, 500 проповедей и 200 посланий [10, С. 115].
Жизнь идуховную эволюцию Августина можно разделить на периоды:
1. Основу ипредпосылки обращения в христианство были заложены в первую очередь егоматерью, Моникой. Она не была высокообразованной личностью, но, в отличие ототца Августина была христианкой. Именно ее вера повлияла на мировоззрение Августинаи привела его к христианству, хотя и не сразу.
2. Вслед захристианскими воззрениями матери сильнейшее влияние на него оказалипроизведения Цицерона, которым он увлекся во время учебы в Карфагене.
3. В 373 годуон попал в среду манихеев. Их учение включало: 1) рационалистический подход; 2)резкую форму материализма; 3) радикальный дуализм добра и зла, понимаемых непросто как моральные, но и онтологические, и космические начала. Рационализмэтой веры состоял в том, что необходимость веры исключается, объясняя всюреальность только разумом. Кроме того, у Мани как у восточного мыслителяпревалируют фантазийные образы. Популярность этого учения объясняется егогибкостью – в нем нашлось место и для Христа.
4. В 383 годуАвгустин постепенно отходит от манихейства. В некоторой степени это объясняетсяего встречей с одним из главных проповедников учения – Фавстом, не оправдавшимзапросов Августина. Он увлекается философией академического скептицизма.
5. Переломным моментом в жизни Августина становится встреча сАмвросием, епископом Медиоланским. Теперь Библия стала доступной пониманию, и «…новоепрочтение неоплатоников открыло Августину нематериальную реальность и нереальностьзла» [5, С. 427]. Он, наконец, понял, что зло – это не субстанция, а лишьотсутствие добра.
6. Последний период жизни Августина отмечен борьбой с еретиками: «…вплотьдо 404 года продолжалась борьба с манихеями» [5, С. 429]. В юностиАвгустин увлекался учением Мани, та как манихейский дуализм позволял объяснитьпроисхождение и почти безграничную власть зла. Спустя некоторое время он отвергманихейство. По его мнению, Всякое творение Божие реально; оно есть часть бытия,и, следовательно, оно есть добро. Зло не есть субстанция, так как в нем нет нималейшей доли добра. Это – отчаянная попытка спасти единство, всемогущество иблагость Божию, отмежевывая Бога от существующего в мире [19, С. 48].
Затем последовало обличение донатистов. Во главе раскола сталДонат, епископ Нумидийский. Он и его последователи настаивали на том, чтобы непринимать вновь в свои общины тех, кто под давлением гонителей отрекся от верыили поклонился идолам, а также, считали неправомерным отправление таинстваслужителями церкви, так или иначе запятнавшими себя такими действиями. Насовещании епископов в Карфагене в 411 году Августину удалось доказать, что святостьцеркви зависит не от чистоты священства, а от силы благодати, передаваемой втаинствах. Также и спасительное действие таинств не зависит от веры того, ктоих принимает.
Приблизительно с 412 года объектами его полемики становятсяПелагий и пелагианство. Основные противоречия разгорелись вокруг вопроса о том,достаточно ли для спасения человека его благой воли и поступков. По утверждениюродоначальника ереси – иеромонаха Пелагия грех, совершенный Адамом, непереносится на потомство, и поэтому грех – это вовсе не родовое проклятие, носледствие личного выбора каждого человека. Следовательно, для избавления отгреха человек не нуждается ни в какой сверхъестественной помощи, а «благодатью»следует называть природное свойство обычного человека приобретать себе благособственным подвигом и подвижничеством. В противовес утверждениям пелагиан, Августинразрабатывал собственный взгляд на природу греха и божественной благодати,человеческой воли и сверхъестественного провидения
Августин смог отстоять свое мнение о необходимости Божьейблагодати. Он осуждал, прежде всего, аскетический образ жизни пелагиан инравственный идеализм, предлагаемые Пелагием. Следовательно, победа Августинабыла, в первую очередь, победой обычной общины мирян над идеалом суровости иреформы, за которые боролся Пелагий. Тезис Августина победил на Карфагенскомсоборе 417 года, после чего папа Зосим осудил пелагианство. А окончательнопелагианство было осуждено в 579 г. на Соборе в Оранже.
Обозревая всю его литературную деятельность, нужно отметить вразвитии его учения три стадии, соответствующие его борьбе с тремяхристианскими ересями: манихейством, донатизмом и пелагианством;
1) против манихеев он развивает учение об объективном единствемирового плана и противополагает их рационализму единство церковногоавторитета;
2) против донатистов тот же принцип единства мирового порядка ихцерковному партикуляризму противополагается католический универсализм;
3) против пелагиан, отрицающих благодать, утверждается единстводействия благодати, как объективного спасающего начала, единство, как всеобщеепредопределение, торжествующее над индивидуальной человеческой свободой.
Во всех трех стадиях один и тот же принцип – идеальное единство – специфицируетсякак архитектонический принцип вселенной, как принцип социальной организацииобщества и как содержание субъективной человеческой свободы Развивая отдельныестороны своего учения против ересей, отрицающих ту или иную сторонухристианства, Августин сосредоточивает и суммирует его во всей полноте противязычников. Здесь идеал нашего мыслителя получает самое законченное исовершенное выражение, формулируется как единство всемирного боговластия [17].
Августин – вовсех отношениях олицетворение той переходной эпохи V столетия, когда одинобветшавший мир рушится, а другой созидается на его развалинах. Он стоит нарубеже между древностью и средними веками: собирая обломки древней культуры, онвместе с тем закладывает основы средневекового, частью же и новейшегоевропейского миросозерцания.
Это во всехотношениях двойственная личность: «…в ней воплотились и сосредоточились всепротивоположности его века. Более того, он предвосхитил и объединил в себеконтрасты нового времени, ибо, будучи отцом и, можно сказать, основателемсредневекового католичества, он вместе с тем другими сторонами своего учениябыл пророком протестантства. И если протестанты и католики с одинаковым правомвидят в нем своего родоначальника, то мы без всякого сомнения можем признатьего отцом западного христианства во всех главнейших его разветвлениях.» [17].
Он умер вГиппоне в 430 году, в возрасте 76 лет.
1.3.1 Произведения «Исповедь» и «О Граде Божьем»
В 397 году, спустя несколько лет после рукоположения в санепископа, Августин пишет «Исповедь». Написание «Исповеди» напоминает процессисцеления: Августин делает усилие, чтобы примириться с собой. Это одновременнои духовная автобиография, и долгая молитва, в которой Августин хочет постичьтайну Боговой природы.
Августин вспоминает о грехах и невзгодах своей молодости: кражагруш, разрыв с сожительницей, отчаяние после смерти друга, – стремясь нестолько запечатлеть эти картины, сколько раскрыться перед Богом и,следовательно, глубже осознать тяжесть своих грехов.
«Исповедь» – это «…пример острого самоосознания и самоанализа» [18,С. 435].В этом произведении присутствуют две линии повествования: о жизниАвгустина до того, как он пришел в христианство, и о духовных исканияхАвгустина, приведших его к принятию христианского мировоззрения, великимавторитетом в котором он стал [18, С. 435]. Повествование Августина то идело прерывается припадками восхваления Бога и приступами самоуничиженияАвгустина, беззаветно отдающего себя в полную зависимость от воли Бога.
В своей «Исповеди» он увековечил свою внутреннюю борьбу, процесспсихологического развития. Двум противоположным настроениям, сменившимся вжизни Августина, разнузданному язычеству его молодости и святому христианствузрелых лет, соответствуют две общественные среды; его внутреннее раздвоениеесть раздвоение тогдашнего общества.
Читая «Исповедь» Августина, «…мы чувствуем, как перед намиразверзается бездонная глубина субъективного сознания; но в этой глубине виднаборьба объективных мировых контрастов. В ней раскрывается перед нами тотпсихологический процесс, который в большей или меньшей степени переживают все,кому вера достается ценой борьбы и усилий, кто приходит к ней путем долгихисканий и сомнений. Вместе с тем, этаже «Исповедь» может быть рассматриваема как субъективное отражение тогдашнегообщества, расколовшегося между противоположными полюсами разнузданнойчувственной природы и аскетической святости» [17].
Непосредственная цель августиновской «Исповеди» – побудить идругих язычников, особенно из числа образованных верхов, к обращению вхристианство [15, С. 52].
В августе 410 г. Аларих, предводитель готов и последователь ересиАрия захватил и опустошил Рим, вырезав часть его жителей. С точки зрения войныи политики, это событие не было катастрофой, так как столица находилась вМилане. Но весть потрясла Империю. Это событие было истолковано в религиозных иполитических кругах римского язычества как кара за отступление от традиционнойрелигии и принятие христианства. В ответ на это истолкование Августин, уже,будучи епископом, пишет, между 412 и 426 гг. свое самое значительноепроизведение – «De Civitate Dei contra paganos» – «О Граде Божием противязычников». Это, прежде всего, критика язычества (римской мифологии ирелигиозных установлений), сопровождаемая теологией истории, которая оказаласильное влияние на богословскую мысль Запада.
Несмотря наразнообразие трактуемых им предметов Августина занимают 2 события: «…для него,христианина, привели в действие и определили историю Адамов грех иискупительная жертва Христа» [19, С. 42]. Он отвергает теорию вечностимира и вечного возвращения. Мир сотворен Богом и прейдет, т. к. времялинейно и ограниченно. Все, что начинает существовать, делает это вследствие воли Бога.Еще до Сотворения Бог имел в своем сознании план, который и будет частичнореализован во времени в виде существования всего земного, а, в конечном счете,полностью осуществлен уже за пределами исторического развития при участиисверхъестественной силы Божьей, т.е. конец, или цель истории для Августинанаходится вне ее пределов, во власти вечного Бога.
В целом, история состоит в борьбе между духовными потомками Авеляи Каина.
Августин различает 6 эпох:
1)  ОтАдама до потопа;
2)  отНоя до Авраама;
3)  отАвраама до Давида;
4)  отДавида до Вавилонского пленения;
5)  отпленения до Иисуса;
Шестая эпоха продлится до второго пришествия Христа. Все этиисторические периоды относятся к граду земному, начало которому положилозлодеяние Каина и противоположность которого – Град Божий. Град людей,временный и смертный и держится на естественном воспроизведении потомства. ГрадБожий – вечный и бессмертный – место, где совершается духовное обновление:«Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, дошедшеюдо презрения к Богу, небесный – любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе.Первый полагает славу свою в самом себе, второй – в Господе. Ибо тот ищет славыот людей, а для этого величайшая слава – Бог…» [3, С. 704]. В историческоммире праведные, как Авель – паломники на пути к спасению. Пока продолжаетсячеловеческий век, два Града неразличимы для взора всего человечества; в историимира они существуют в «смешении» и обнаружат себя с очевидностью только послепадения мира людей, т.е. во время Второго пришествия Спасителя.
Миссия и оправдание Римской империи, в конечном счете – поддерживатьмир и правосудие, чтобы Евангелие могло быть проповедовано повсеместно.Августин утверждает что «…христианам следует ожидать окончательной победы ГрадаБожьего над цивилизацией людей» [19, С. 43]. Триумф будет иметь место не висторическом времени. Значит, даже если бы весь мир принял христианство, Земляи история не преобразились бы [19, С. 42]. Говоря же о разорении городаАларихом, Августин напоминает, что и в былые времена Рим терпел подобныебедствия; т.е. постоянство установления обусловлено качеством людей, а ненаоборот.
В 425 г., когда Августин, за пять лет до своей смерти, завершал«Град Божий», преступление Алариха было забыто, но Западная Империя близилась кзакату. Труд блаженного Августина был полезен особенно для христиан, которым начетыре последующих столетия пришлось стать очевидцами распада Империи и«варваризации» Западной Европы.
«Град Божий» отверг историческую связь церкви и исчезающей Римскойимперии. Поскольку истинная цель христианина – спасение, а единственноеупование – окончательный триумф Града Божьего, то все исторические катастрофы,в конечном счете, лишены духовного смысла.
Подводя итог, можно сказать, что деятельность западных «отцовцеркви» оказала сильное влияние на развитие и становление христианства. ТрудыИеронима Стридонского и по сей день, сохраняют свое значение и активноиспользуются в богослужениях.
Для становления христианской церкви и усиления ее авторитета многосделал Амвросий Медиоланский. Будучи талантливым организатором иадминистратором, он смог отстоять независимости Церкви от государства изащитить ее автономные права перед лицом светской власти.
Августин прославился          не только как проповедник иписатель, но больше как философ и богослов. Им написано большое количествобогословских сочинений, в главном из которых «О граде Божием» развивается идеяцеркви как священного института, связующего небо и землю; с этого труданачалась христианская философия истории. Августин и его произведения оказалибольшое влияние на богословскую мысль средних веков [4].
2. Философские и богословские взгляды. Мораль 2.1 Особенности морали и философии Иеронима
СвятойИероним был знаменит среди своих современников не только благодаря своимпереводам. Он часто обнаруживал взгляды, не согласующиеся с современным учениемцеркви. Он полагал, например, что ангелы могут грешить, и что Иисус Христос умерради искупления их грехов. Также он считал, что звезды одушевлены и имеютсознание.
В отличие отАвгустина, он ограничивал провидение божье и считал, что оно распространяетсятолько на людей. Также Иероним полагал, что мир просуществует только тысячулет, и что у Бога нет вполне ясного знания всех событий [6, С. 149].
МоральИеронима не отличается особенно от взглядов современников. Как и все христианетого времени, Иероним проповедовал полное отречение от «сего мира» во имя«вымышленного мира, который «не от мира сего» во имя спасения души» [18, С. 433].
Как и многиедругие богословы, он порицает второй брак, сравнивая тех, кто жениться вторичнос нечистыми животными Ноева ковчега или со свиньями, вновь валящимися в грязь,из которой они поднялись [6, С. 149]. Следовательно, можно сделать вывод,чо Иероним порицает брак и замужество вообще, сравнивая его с грязью.
Иероним такжевыработал своеобразный взгляд на женщин – он считал, что ни одна женщина невоскреснет как женщина, а все они при воскресении превратятся в мужчин.
Также оносуждает всякую клятву, и требует, чтобы христиане не платили налоговнеправоверным государям. Он утверждает, что еретики – не христиане и с ниминадо обращаться, как с язычниками. Он одобрял благочестивый обман инедобросовестность, если они имеют целью очернить врагов церкви [6, С. 149].Но, вместе с тем, Иероним, критикуя современных ему христианских священников,ставит им в пример жрецов Древнего Египта «…священники и монахи, принявшие обетцеломудрия, должны идти по стопам языческих жрецов…» [16, С. 8]. Также,думая, что очень многие монахи потеряли свою душу из-за сострадания к отцу иматери, к родственникам и близким, Иероним восхвалял жестокость во имя Христа [18,С. 433].
НаукамИероним не придавал никакого значения. Он отвергает геометрию, арифметику имузыку, так как, по его мнению, они ведут к истине, а не к благочестию, котороесостоит в знании священного Писания, в понимании пророков и в вере в евангелие [6,С. 152].
ВзглядыИеронима на управление церковью резко противоречили притязаниям высшегодуховенства. Например, он полностью опровергает церковную иерархию, считая, чтоепископ и священник – это одно и тоже [6, С. 150].
В отличие отцеркви, считающей, что появление епископов – это божественное установление(власть от апостолов – к епископам), Иероним утверждает, что это произошло понаущению дьявола. По его мнению, народ стал избирать епископов чтобы избежатьрасколов церкви, которые и происходили в это время по вине дьявола.
Кроме того,Иероним обвиняет и самих епископов в том, что они считают, будто люди,крещенные ими, принадлежат теперь лично им, а не Христу. Таким образом, онуказывает на причины такого усердия в распространении ими христианской веры.
Вообще СвятойИероним часто разоблачал преступления и пороки современной церкви исвященнослужителей. Особенно его раздражает распутство римской церкви, которуюон сравнивает с Вавилоном [16, С. 10] и в которой он видел центр пороков ипреступлений, заражающих христианство [6, С. 151]. Эти идеи позднее былиприняты протестантами.
В своихсочинениях он часто упрекает римских священников за то, что те пыталисьприсвоить себе имущество тех, чьими духовниками они были. Однако следуетзаметить, что и сам Иероним был женским духовником, но в отличие от своихсовременников ему не удалось разбогатеть этим трудом. Отлично зная способывлияния духовников на верующих, и будучи «несправедливо» обиженным, онбеспощадно критиковал их.
Следуетотметить, что из всех великих и ученых богословов, только Иероним подвергалцерковь такой жесткой критике. И только Иерониму церковь позволяла критиковатьсебя практически безнаказанно. Однако и ему приходилось терпеть притеснения состороны римского клира и папы. Это и стало причиной его повторного удаления вПалестину, где он и скончался.
Иероним такженередко не ограничивался критикой современников и лично вступал с ними в споры.Так, например, он часто спорит с Августином. Начиная перевод и толкованиесвященных книг, он встретил резкую критику и неодобрение со сторонысовременников, считавших его недостойным этого. Среди них был и Августин. Заэто Иероним впоследствии часто резко выступал против него.
Еще по одномуважному вопросу возник спор между двумя великими святыми: тыква или плющ укрылов своей тени пророка Иону. Спор едва не произвел раскола в церкви. ОднакоАвгустин, как и в других случаях, отступил, боясь восстановить против себя ужетогда авторитетного Иеронима.
Последний же,отличаясь особой злобой и желчностью, часто выступал и против другихбогословов, сомневавшихся в его святости.
Однако егокритика не всегда была отрицательной. Известно, что одну из работ Тертуллиана,в частности «Апологетик» он хвалит, говоря, что в этом произведении авторизложил всю ученость своего времени и изобразил состояние церкви (что, как известно,было близко Иерониму) [14, С. 76]. 
2.2 Мораль и богословские позиции АмвросияМедиоланского
ВзглядыАмвросия во многом совпадают с идеями Иеронима. так, например, он отрицаетзанятия науками и чрезвычайно хвалит состояния девственности и безбрачия. Поего мнению, брак противен природе, так как при рождении люди состоят вбезбрачии [6, С. 152].
МоральАмвросия отлична от морали других «отцов» церкви тем, что он одобряет самоубийство(мученичество) как проявление святости и как следствие – отвергает законнуюсамозащиту.
Необходимоотметить, что богословие Амвросия основывается на выводах, сделанных греческимиавторами. Однако существуют и определенные различия. Так Амвросий в отношенииипостасей между собой исходит из того, что все ипостаси равны между собой, и,следовательно, не имеют порядка счисления.
Далее, несмотря на негативное отношение Амвросия к наукам, он, в отличие от Августина,считал, что если назидательные книги читать и не обязательно, то на людей можнодействовать с помощью картин или скульптур, т.е. не отрицал их как способа возможноговоздействия на человека.
Так же как идругие священнослужители того времени, в своих проповедях он обличал лжеученияи ереси. Он вел жесткую борьбу против ариан. Ярким примером этого можно считатьотказ его предоставить императрице Юстине церковь, которую она просила дляариан. Амвросий выступил против, несмотря на то, что ему грозило изгнание.
ЕпископАмвросий также отказался, вопреки воле императора Феодосия, вернуть евреямсинагогу, отнятую у них христианами. Позже, Имея сильное влияние на правителя,он воспротивился восстановлению алтаря богини Ники и требовал, чтобы никто нежертвовал на содержание языческих храмов и жрецов.
Далее,чувствуя за собой поддержку христианского населения, Амвросий еще большеукрепил свою власть и авторитет. За казнь семи тысяч граждан Фессалоник онотлучил императора от церкви, тем самым, укрепив не только свой личныйавторитет, но и власть епископов вообще. По примеру Амвросия, епископы «…присвоилисебе право отлучать государей, часто безупречных, все преступление которыхзаключалось в том, что они оказывали сопротивление духовенству» [6, С. 155].
Амвросий небыл знаменитым богословом. Его заслуга – укрепление церкви и властисвященнослужителей, а также проведение реформ по переустройству церкви.2.3Философия Августина
 
2.3.1Отношение к вере и разуму
В работахАвгустина из попытки выразить понимание догматов веры возникает системахристианской философии. Августин считал, что основой изучения жизни, как ифилософии, является Бог, поскольку любое изучение является частью познанияБога. Человек, познавший Бога, не может не любить его. Всякое знание должно вестик Богу, а потом и к любви к нему.
у Августинавера – это единственный чистый источник истины и спасения. Вера обладает высшимавторитетом и она «…логически приоритетнее знания…» [8, С. 193]. Но вера неподменяет и не заменяет разумного понимания. Напротив вера стимулирует иподвигает понимание. Вера – это способ согласного понимания, именно поэтому безмысли нет, и не может быть веры. Следовательно, вера и разумвзаимодополнительны. «Верю, потому что абсурдно» – это чуждо Августину [5, С. 432].Для него характерна позиция: верю, чтобы понимать; – понимаю, чтобы верить. Другойпозиции придерживается Таксиль Л., считающий, что Августин «…подкрепилсвоим авторитетом формулу слепой веры «Верую, ибо нелепо». [16, С. 10] НоТаксиль не стремится обосновать свое утверждение, перед ним стоит другая задачаи автор придерживается первого утверждения
Путь познаниядля Августина – это восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Познаниеначинается с чувственного восприятия – так как «…Бог познается через еготворения и словно по лестнице поднимается к истине. Вместе с тем, знание кактаковое возникает лишь вследствие рефлексии рассудка над содержанием чувств.Разум, в свою очередь, судит о себе сам, и, в силу этого ему непосредственноочевидно, что он существует» [8, С. 181]. Кульминация познания – мистическоеприкосновение разума к божественной Истине.
Человеческийразум – это орган, способный воспринимать божественный свет [3, С. 571]. Возвышаяськ Богу, разум «…как бы насыщается этим светом и просветляется. Возвращаясь ксвоему истоку, душа одновременно познает саму себя» [8, С. 181].Следовательно, Бог и собственная душа являются главными целями всякогоумозрения. 2.3.2Истина и Бог
Дажеприближаясь к истине, человек не достигает Бога. Истина трактуется у Августинапо-разному. Он говорит об «…истине высшей, что сливается с Богом и вторым ликомТроицы…» [5, С. 440], т.е. высшая Истина – это Бог.
Следовательно,доказательство существования истины совпадает с доказательством существованияБога. Сначала Августин идет от внешности вещей к внутреннему миру человеческойдуши, а затем от истины, присутствующей в душе, к принципу любой истины, т.е.Богу.
У Августинаесть три типа доказательств бытия Бога.
1. Ужегреческая философия, на которую опирался Августин, допускала идею Создателя,Зодчего.
2. ВластьБога не может быть полностью скрыта от разума людей. И если люди обратятся кразуму, то они поймут и признают Бога Творцом мира.
3. Третьедоказательство исходит из различения ступеней блага, от которых мы приходим квысшему Благу, т.е. Богу.
Бытие,Истина, Благо – это сущностные атрибуты Бога. Чтобы лучше понять первый из них,нужно осмыслить слова Бога: «Я есмь тот, кто Я есмь». Бог – это высшее, апотому неизменное бытие, от него получает бытие все, сотворенное из ничего.Некоторым своим творениям Он дал природу более совершенную, другим менеесовершенную, так что они образуют некую «лестницу». Атрибуты Бога должныпониматься не как собственность некоего субъекта, но как совпадающие с самойего сущностью, у бога множество других атрибутов, помимо сущностных. Бог – этовсе позитивное в сотворенном, но без границ, свойственных человеческому,тварному, что и суммировано в выражении: «Я есмь тот, кто Я есмь» [5, С. 442]. 2.3.3Творение, идеи как мысли Бога
Главнымвопросом здесь становится вопрос о том, как появилось все из ничего. УАвгустина одна реальность может появиться из другой тремя способами:
1. путемгенерации, порождения, образую нечто идентичное, схожее с источником;
2. путем«фабрикации», когда нечто производится из внешнего материала;
3. путемтворения из ничего, т.е. не из собственного существа, субстанции, ни извнешнего.
Человек – существоконечное, а следовательно, он может создавать что-либо двумя первыми способами,но не способен творить.
Идеи играют впроцессе творения существенную роль. Идеи создания присутствуют в разумеТворца. Человек сотворен Богом как завершение чувственного мира. Его душа – образТроичного Бога, т.е. она бессмертна. Августин, доказывая бессмертность души,он:
1. исходит изсамосознания простоты и духовности, из чего следует неразрушимость души;
2. выводитбессмертие души из присутствия в ней вечной истины – если умрет душа, то умрети истина. 2.3.4Троица
1. В Троице иБог, и Сын и Дух неразделимы. Троица – это единый и истинный Бог. В ее трех лицахнет ни иерархии, ни функциональных различий, но только абсолютное равенство.
2. Различениелиц Троицы проводится на основе их соотношения. Отец имеет сына, и он не естьсын. Также сын имеет отца и не является отцом. Святой Дух отличен, но неотделен, т. к. он равным образом прост и всеблаг вечно и неизменно.
3. Третья фундаментальнаячерта тринитарной проблематики Августина заключена в триадичных аналогах,которые он находит в мире сотворенного, то слабых намеков в вещах и внешнемчеловеке до истинных образов Троицы в человеческой душе. все сотворенные вещи,как телесные так и бестелесные, представляют единство, форму и порядок. Но вотличие от Троицы, вещи не равны.
Аналогичнымобразом, человеческий ум – это образ Троицы, т. к. он троичен и един, икак таковой он познает себя и любит себя. Так реализуется философский проектАвгустина: познавать Бога и собственную душу: Бога – через душу, душу – черезБога. 2.3.5 Зло втрактовке Августина
С проблемойтворения тесно связана проблема зла. Происхождение зла волновало Августинавсегда, и особенно в период его увлечения манихейством. Суть его утверждений,как правило, такова: «Всякая природа, которая может стать хуже, хороша» [2, С. 188].То, что может быть метафорически названо злом в мире вещей, в действительноститаковым не является, так как не только не нарушает гармонию мироздания, нонепосредственно предполагается ею [3, С. 538] и «…для Тебя вовсе нет зла,не только для Тебя, но и для всего творения Твоего, ибо нет ничего, что извневломилось бы и сломало порядок, Тобой установленный» [2, С. 189]. Зломсчитается то, «…что взятое в отдельности с чем то не согласуется, но это жесамое согласуется с другим, оказывается тут хорошим и хорошо само по себе.» [2,С. 189].
Августинвыделяет три уровня зла:
1.   метафизико-онтологический;
2.   моральный;
3.   физический.
Сметафизической точки зрения зла нет в космосе, но по отношению к Богу естьразличные ступени бытия, в зависимости от конечности вещей и от различногоуровня такой ограниченности. Но даже то, что для поверхностного взглядапредставляется дефектом, кажется злом, в великой гармонии общего сглаживается иисчезает. Объявляя нечто живое порочным, или злом, мы судим о нем с точкизрения своей выгоды или пользы, что уже ошибочно. С точки зрения целого,всеобщего, любое существо, даже самое незначительное, имеет свой смысл, т.е.что-то позитивное.
Наибольшеевнимание Августина привлекало, однако, моральное зло, т.е. зло в наиболееточном (исходном) значении этого слова [8, С. 192]. Моральное зло – этогрех. Грех зависит от порочной воли. Воля по природе своей тяготеет к высшемуБлагу. Но т. к. существует множество конечных благ, то для души всегдаесть возможность нарушить порядок этой иерархии, предпочесть высшему благонизшее, т.е. Богу – его создание. Таким образом, зло истекает из факта, чтоесть множество благ. В ошибочном выборе их и заключается зло.
Злофизическое, т.е. болезни, страдания, душевные муки и смерть появляетсявследствие первородного греха. Но в процессе спасения все обретает своюпозитивную направленность. 2.3.6Отношение к человеку и его внутреннему миру
Проблемачеловека интересует Августина не как абстрактная, с точки зрения его сущностивообще. Это проблема конкретного Я, человека как индивида, как личности в ееотдельности и особенности. Прежде всего, Августин рассматривает самого себя – становитсянаблюдаемым собой и своим наблюдателем. Он постоянно говорит о себе в своей«Исповеди». Он ничего не утаивает, рассказывает не только о родителях, родине,дорогих ему людях, но и обнажает свою душу во всех ее переживаниях. Важно здесьто, что именно в таких душевных переживаниях и случающихся разрывах, влекущих кпротивостоянию воле Божьей, Августин и обнаруживает подлинное Я, личностное вчеловеке. Т. е. проблема «Я» рождается у Августина в процессе внутреннейборьбы, толчком которой послужила драма внутреннего мира. Это непосредственносвязано с религией, т. к. к открытию «Я» как личности ведет религиознаяпроблематика, возникающая в процессе осознания противоречия, несовпадениячеловеческой воли с Божественной. Это можно считать новшеством, т. к.греческая философия не придавала воле силы, определяющей жизнь, но давалафункцию, тесно связанную с интеллектом, указывающем воле цель движения. Какчеловек, Августин не стыдится тела, т. к. для него: «…человек – это душа,которая нуждается в теле» [5, С. 435].
Особаяновизна заключена во взгляде Августина на человека внутреннего как образ иподобие Бога и Троицы, в которой три лица при их сущностном единстве.Следовательно, в душе отражается Бог. Познать самого себя, по Августину,означало познание себя как образа и подобия Бога [5, С. 436].
В тот веквсеобщего разъединения и разлада отдельная личность чувствует себя одиноко иволей-неволей сосредоточивается в своем внутреннем мире. Центральным вумозрении Августина является субъективный внутренний мир человеческогосознания, воли и чувства. Все объективное интересует его лишь в плане егоотношения к человеку и его внутреннему миру. На первом месте у него самоеинтимное, жизнь человеческой души в Боге.
На самомделе, он человек контрастов и вмещает в своем сознании элементы самыеразнообразные и разнородные. Осознав ничтожество материального, чувственногомира, он погружается в самого себя, но лишь для того, чтобы, признав пустоту иничтожество замкнутой в себе человеческой личности, выйти из этого состояния вмистическое созерцание [17].
Самоуглубление,самоанализ, как видно из этой цитаты, есть лишь исходная точка философииАвгустина; но конечная ее цель есть познание сверхприродной действительности,того мира, что лежит за пределами всего субъективного, человеческого. Сильноразвитое самочувствование – безусловно отличительное свойство Августина,субъективизм – действительно черта его характера. Но не следует забывать, чтоисключительное господство самочувствования, исключительное самоутверждениеиндивида есть высшее зло, принцип всего злого сточки зрения философии Августина.Он всю жизнь боролся со своим субъективизмом, хотя никогда не был в состоянииего совершенно преодолеть [17].
Самоуглубление,самоанализ есть для него лишь начало самоотречения; углубляясь в себя, оннаходит в себе один внутренний разлад – ту самую борьбу мировыхпротивоположностей добра и греховной природы от которой он ищет спасения. Путьего философствования – от разлада и раздвоения личной жизни к объективному мируи единству.
2.3.7 Воля, свобода, благодать
Августинпридерживался той точки зрения, что источником зла и несчастий во всеммироздании является злая воля; что принцип свободы нравственной личностизаключается в том, чтобы сознательно все свои действия подчинять необходимостиследования добру; что высшая справедливость всем всегда воздает по заслугам. Нов текстах позднего Августина эта концепция заменяется новой теорией, в центрекоторой находится принцип взаимного отношения божественной благодати ибожественного предопределения [8, С. 193]. Адам, предавшись греху пособственной воле, утратил бессмертие и перестал быть способным стремиться кдобру, руководствуясь собственным побуждением. Этот грех (первородный),распространившись в порядке рождения и на последующие поколения, стал родовымпроклятием всего человечества. К этому первородному прегрешению добавлялись современем новые, «масса греха» постоянно росла, пока наконец все человечество непревратилось в одну греховную массу. В итоге греховное человечество либо незнает божественных заповедей, либо знает, но не может исполнить. По мнениюАвгустина, сам человек не способен встать на истинный путь [8, С. 193].
Такимобразом, происходит своеобразное «раздвоение воли»: человек бесцельнорастрачивает силы в борьбе с самим собой. только божественная благодатьспособна вылечить больную душу и сообщить извратившейся воле единство ицелостность. Благодать невозможно сравнить ни с какими заслугами человека идается ему на совершенно непознаваемых основаниях: «…человек избирается ипредопределяется к спасению неисследимой божественной мудростью. Это решениеБога невозможно понять: в Его справедливость можно только верить» [8, С. 193].
Августинотстаивал учение о роке, предопределении, отвергая этим свободу воли человека.По мнению Августина, Бог устраивает будущие дела; это устроение непреложно инеизменно. Но предопределение, не имеет ничего общего с фатализмом язычников:Бог наказывает, чтобы явить свой гнев и силу. Всемирная история представляетсобой арену, на которой совершаются Его деяния. Одни люди удостаиваются вечной жизни,другие – вечного проклятия, и среди последних – младенцы, умершие некрещеными [19,С. 52].
Посколькупервородный грех передается половым путем, он является общим для всех инеизбежным, как и сама жизнь. В конечном счете, церковь состоит из ограниченногочисла святых, предназначенных к спасению еще прежде сотворения мира.
Августин сформулировал некоторые положения, которые, хотя и небыли целиком приняты католической церковью, породили бесконечные богословскиеспоры. Его предопределение компрометировало христианский универсализм, согласнокоторому Бог желает спасения всем людям. 2.3.8 Время
К анализукатегории времени Августина подтолкнул вопрос о том, что делал Бог до того, каксоздал небо и землю.
До сотворениянеба и земли времени не существовало. Время – творение Бога и имеет силу толькопо отношению к сотворенному, а не к самому Богу. Время включает в себя прошлое,будущее и настоящее. Но прошлое – это то, чего уже нет, а будущее – это то,чего еще нет. Бытие в настоящем есть непрерывное пребывание в бытии. Августинобнаруживает, что время существует лишь в духовном мире человека, которыйсклонен разделить время на прошедшее, настоящее и будущее, т.е., имеется в видутри времени: настоящее прошлого, настоящее настоящего и настоящее будущего [5,С. 448]. Настоящее прошедшего – это память, настоящее настоящего – этоинтуиция, настоящее будущего – это ожидание. Хотя время и связано с движением,оно не совпадает с движение и движущимся. Оно скорее принадлежит душе, т. к.структурно связано с памятью, интуицией и ожиданием. Следовательно, Августинрассматривал проблему времени, акцентируя внимание на духовном аспекте.
2.3.9 Любовь
Человек дляАвгустина – это тот, кто любит и умеет любить лишь то, что достойно любви.
Он разработалточный критерий любви путем разведения понятий «пользоваться» и «наслаждаться».Конечные блага используются как средства, утилизируются. Следовательно, они немогут по своей природе стать объектами наслаждения, как если бы они былибесконечными целями.
Составчеловека определяется весом его любви, цена личности – даром любить. Его земнаяи сверхземная любовь также определена любовью – дарованной дарующей.
Зло – этолюбовь к себе, благо – это любовь к Богу, т.е. желание и любовь к благуистинному. Это справедливо по отношению и к отдельному человеку, и ко всемучеловеческому обществу. И здесь тоже прослеживается деление Августина на ГрадБожий и град людской, т. к. любовь к себе, вплоть до презрения к Богу,порождает град земной, а любовь к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождаетград небесный. 2.3.10Мораль
Что касаетсяморали этого отца церкви, то она также несколько отличается от егосовременников. Так, он своеобразно подошел к вопросу о браке. Он не порицалего, но если Амвросий, порицая его, убеждал не опускаться до сожительства (чтобыло очень распространено в Риме), то Августин, в отличие от него, утверждал,что в определенных случаях (например, бесплодие), жена может уступать своиправа другим [6, С. 144].
Однако вдругих вопросах он более строг. По его мнению, даже если бы всему человечествугрозило истребление, и спасти его можно было бы только солгав, то надо было быотказаться произнести ложь и дать человечеству погибнуть; если ложь помешаетчеловеку согрешить, то лучше пусть он согрешит, чем лжет [6, С. 144].
Дляхристианина главная опасность заключается в собственном эгоизме, в желании жить«по самому себе», а не «по Богу» [3, С. 659]. Следовательно, долг и целькаждого верующего – превозмогать всеми силами главное дьявольское искушение,соблазнившее первого человека – Адама – себялюбие.
Августин внеснекоторые заблуждения в развитие западной ветви христианского вероучения.Миросозерцание этого отца церкви содержит в себе немало субъективной и местнойлжи. Он не вполне преодолел в себе манихейский дуализм, и единство, которое онпротивопоставляет последователям Манеса, есть единство насильственное, внешнее.Последнее обстоятельство имело неисчислимые последствия не только для самогоАвгустина, но и для всей той западной формы христианства, которой он былродоначальником и основателем [17].
Августинтакже способствовал развитию учения о чистилище, как о промежуточном местемежду раем и адом, где души грешников очищаются [10, С. 118].
Его взглядына тысячелетнее Царство как на эру между Боговоплощением и вторым пришествиемХриста, в течение которой церковь одержит победу над миром, привели кпревознесению Римской церкви до уровня Вселенской, которая постоянно стремиласьподчинить все своей власти. Опираясь на это утверждение, как на церковнуюдогму, Римские папы вели бесконечные войны за утверждение главенствующегоположения католической церкви. 2.3.11Почитание мучеников
Долгое время Августин выступал против почитания мучеников. Несмотря на авторитет Амвросия, он не слишком верил в чудеса, совершаемыесвятыми, и заклеймил торговлю мощами. Однако перенос мощей святого Стефана вГиппон в 425 году, и последовавшие затем чудесные исцеления заставили егоизменить мнение. В проповедях, которые он произносит в период с 425 по 430 гг.,Августин объясняет и оправдывает почитание мощей и совершившиеся от них чудеса.
В работах Августина из попытки выразить понимание догматов верывозникает система христианской философии. Для деятелей католической церкви онимеет непререкаемый авторитет: «…клерикалы испытывают к нему глубочайшеепочтение. Они смотрят сквозь пальцы на все его проказы и распутства…» [16, С. 10]
Основноймотив философии Августина есть искание такой вселенной, которая преодолевала быконтрасты временной действительности, ее дурную двойственность в единствевсеобщего мира и покоя. Искание это – прежде всего процесс болезненный имучительный; в нем муки духовного рождения нового мира соединяются спредсмертными страданиями старого. Чтобы стать родоначальником средневековогомиросозерцания, Августин должен был в самом себе испытать и побороть язычество.Он соединил и выстрадал в себе все болезни своего века и в полном смысле слованес на себе крест своего общества [17].
ВкладАвгустина в развитие христианства высоко ценится не только в Римскомкатоличестве, но и в протестантизме. Он утверждал, что спасение от первородногои действительного греха является результатом благодати суверенного Бога,который неизбежно спасет тех, кого избрал, поэтому Протестанты видят вАвгустине предтечу Реформации [10, С. 118].

Заключение
Такимобразом, западные «отцы церкви» оказали сильнейшее влияние на формированиехристианского вероучения. Каждый из них внес свой вклад в процесс развития истановления западной ветви христианства.
СвятойИероним был известен не только как переводчик, но и как критик, как человек,взгляд которого часто не согласовывались с позициями церкви. И тем не менеенельзя недооценивать его вклад в развитие христианства. Его труды и по сей деньактивно используются церковью.
АмвросийМедиоланский внес вклад в реформирование церкви (напр. введенное им антифонноепение в церкви используется и в наши дни).
Отстаиваянезависимость церкви от светской власти, Амвросий Медиоланский также выработалнекоторые положения и взгляды, которые и по сей день, сохраняют свое значение.А его моральные принципы были восприняты позднее Августином, который и сталнаиболее авторитетным из всех западных «отцов церкви» и разработал не толькосистему христианской философии истории, но и догматику западной ветви христианства,выделившейся позднее в католицизм, который, в свою очередь, практическисформировал систему ценностей и взглядов западной культуры.
Нельзя неотметить, что деятельность Амвросия Медиоланского способствовала размежеваниюцеркви и светской власти, а Августин впоследствии обосновал решающую рольбожественной благодати и церкви в деле спасения души человека. Позднее, этопривело к тому, что институт церкви не только отделился от государства, но иначал преобладать над государством и светской властью. Следовательно, отсюдаможно вывести преобладающую роль католической церкви в истории западной Европы.
Философскиевзгляды Августина также существенно повлияли не только на систему христианскойфилософии, но и до сих пор влияют на некоторые современные концепции философии,связанные с отношением к личности и человеку.
Следовательно,можно сказать, что каждый из западных «отцов церкви» внес свой вклад в развитиеи становление христианского вероучения. Но нельзя рассматривать их деятельностьв отдельности. Необходимо отметить, что их деятельность в общем оказала влияниена формирование западной ветви христианства.
Список литературы
1. Августин АврелийИзбранные проповеди / Под ред. Л.А. Голодецкого. – Сергиев Посад:Типография Свято-Троицкой Лавры, 1913. – 52 с.
2. Августин АврелийИсповедь. / Пер. с лат. и коммент. М.Е. Сергеенко; Предисл. и послесл. Н.И. Григорьевой.– М.: Гендальф, 1992. – 544 с.
3. Августин Аврелий ОГраде Божием. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. –1296 с.
4. Аксенов Г.П. АврелийАвгустин Блаженный / Августин Аврелий Исповедь. – М. Гендальф, 1992. – С. 539–541.
5. Антисери Д.,Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность Средневековье/ В переводе и под редакцией С.А. Мальцевой. – С-Пб.: Пневма, 2003. – 688 с.
6. Гольбах П. Галереясвятых. – К.: Политиздат Украины, 1987. – 335 с.
7. Григорьева Н.И. Боги человек в жизни Аврелия Августина / Августин Аврелий Исповедь. – М.:Гендальф, 1992. – С. 7–22
8. История философии:Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.Б. Бугая.– М.: Академический Проект, 2005. – 680 с.
9. Католицизм: Словарьатеиста / Под общ. ред. Л.Н. Великовича. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.
10. Кернс Э. Дорогамихристианства. – М.: Протестант, 1992. – 416 с.
11. Мареев С.Н., Мареева Е.В. Историяфилософии: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2003. – 880 с.
12. Подвижники. Избранныежизнеописания и труды. Книга 2-я. Самара: Издательский дом «Агни», 1999. – 328 с.
13. Потемкин В. Введениев Августина / Августин Аврелий Об истинной религии. Теологический трактат. –Мн.: Харвест, 1999. – С. 3–25.
14. Реверсов И.П. Апологеты.Защитники христианства. – СПб.: Сатись, 2002. – 101 с.
15. Соколов В.В. Средневековаяфилософия. – М.: Высшая школа, 1979. – 448 с.
16. Таксиль Л. Священныйвертеп. – К.: Политиздат Украины, 1985. – 544 с.
17. Трубецкой Е.Н. МиросозерцаниеБлаженного Августина / Августин Аврелий Об истинной религии. Теологическийтрактат. – Минск: Харвест, 1999. – С. 1522–1597
18. Чанышев А.Н. Курслекций по древней и средневековой философии. – М.: Высшая школа, 1991. – 512 с.
19. Элиаде М. Историяверы и религиозных идей. В 3 т. Т. 3. От Магомета до Реформации. – М.:Критерион, 2002. – 352 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Історія 8 клас І місце
Реферат Ахмадулина Белла (Изабелла) Ахатовна
Реферат Брак по расчету
Реферат Белые пароходы
Реферат Получение аллилового спирта гидролизом хлористого аллила
Реферат Стратегическая основа управления туроператорской компанией
Реферат Vi актуальные проблемы музыкального образования
Реферат Экзаменационные вопросы по курсу "Международная торговля" укр
Реферат Внешнеэкономическая деятельность авиакомпании "Эйр Казахстан"
Реферат Достоверность библейских данных в контексте светской истории и археологии
Реферат Технико-экономическое обоснование процесса создания ООО "Мармеладка" и организации технологического процесса производства
Реферат Кровоснабжение верхних отделов пищеварительного тракта. Источники острых кровотечений из верхних отделов пищеварительного тракта
Реферат В житах
Реферат Этнография как наука
Реферат Образ автора в поэме Гоголя Мертвые души