Реферат по предмету "Экономика предприятия и анализ финансового состояния преприятия"


Развитие естествознания в эпоху возрождения

Введение
Социальной основой развития естественных наук в XV-XVIII вв. вызревание в рамках феодального общества новыхкапиталистических общественных отношений. Быстрый рост производительных сил,более полное и разностороннее использование природы, открытие новых источниковсырья и драгоценных металлов, а также новых рынков в результате много численныхпутешествий и расширения торговли – всё это изменило экономику Европы и привелок перевороту в общественной жизни европейских стран.
Этот переворот происходил отнюдь не в мировойобстановке. Эпоха первоначального накопления капитала – время жесточайшей,безудержной эксплуатации трудящихся, экспроприации земли у крестьян,физического уничтожения туземцев в новооткрытых «заморских» странах,обострённой конкуренции, борьбы внутри эксплуататорской верхушки.
Период ломки феодальных отношений и перехода капитализму не совпадал повремени в различных странах и отличался в каждой из них определённымсвоеобразием. В Италии, например, так называемая эпоха Возрождения началась ужев XIV в. В XV-XVI вв. она достигает здесь расцвета.Однако затем Италия в силу ряда причин начала отставать в развитии капитализмаот Англии и Франции. В Голландии и в Англии ломка феодальных отношенийпроисходила на протяжении XVI-XVII вв. Во Франции онапроисходит в VIII в. изавершается Великой французской буржуазной революцией 1789 г. Германия вплотьдо начала XIX в. Былаэкономически отсталой, политически раздробленной; капиталистические отношениябыли развиты крайне слабо. В России разложение феодализма в основномзавершилось к середине XIXв, хотя остатки его сохранялись и давали знать о себе до начала XX в.
Переворот в социальной структуре европейских стран, завершившийсябуржуазными революциями, вызвал коренные сдвиги и в общественной идеологии.Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании
В XIV-XVII вв. было воскрешенолучшее из культурного достояния античного мира. Великие достижения греческихфилософов, учёных, художников становятся в эпоху Возрождения образцами дляподражания. Начинается ломка канонов схоластического, догматического мышлениясредневековья, идеологии феодального общества. Развёртывается напряжённаяборьба против сковывавшей человеческий разум духовной диктатуры церкви.
Величайшее значение имело изобретение книгопечатания. В 40-х годах XV в. И. Гутенбергввёл печатание при помощи наборных литер. Книгопечатание бурно развивалось, иуже к началу XVI в.было напечатано около 30 тыс. названий книг (в том числе часть произведенийПлиния, «Истории животных» Аристотеля, естествонаучныесочинения Альберта Великого и др.).
Начиная с XVIв. всё усиливающимся атакам подвергаются теология, схоластика, средневековаяфеодальная идеология. Вера в «божественный произвол», которому мир обязан своимсуществованием, идеи геоцентризма и антропоцентризам,представление о косности природы, телеология, как учение о божественнойцелесообразности всего существующего всего существующего, подвергаютсясомнению, а иногда и резкой критике.
«Буржуазии для развития её промышленности нужна была наука, котораяисследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До тогоже времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено быловыходить за рамки, установленные верой… Теперь наука восстала против церкви;буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании» (К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 22).
Это была эпоха огромного культурного подъёма, характеризовавшаясябурным развитием науки, философии, литературы, искусства; развитием,происходившим в напряжённой борьбе старого и нового во всех областях духовнойжизни человечества. «Это был величайший прогрессивный переворот из всехпережитых  до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли,страсти и характеру, по многосторонности и учёности, — пишет Ф. Энгельс инесколько дальше продолжает. — И исследование природы совершалось тогда вобстановке всеобщей революции, будучи само насквозь революционно: ведь онодолжно было ещё завоевать себе право на существование».
Во многих областях начинаются смелые исследования, которые ведут ко всёболее глубокому познанию закономерностей природы. Жизнь, практика, производствоставили перед наукой всё новые и новые задачи, создавая основу для бурногоподъёма всех отраслей знания. Перед естествознанием открылась широчайшаянеизведанная область природных явлений, которую нужно было познать для того,чтобы покорить. Рамки мира должны были быть раздвинуты. «Средневековый хлам» — теология и догматические, схоластические методы мышления должны были бытьотброшены и уничтожены как препятствия на пути свободного познания законовприроды и овладения её силами. Наиболее интенсивно развиваются механика,математика, астрономия. Другие отрасли естественных наук также делают первыеуспехи. Естествознание этой эпохи явилось одним из факторов,революционизировавших жизнь. Достаточно в этой связи напомнить великие имена Леонардр да Винчи, Коперника, ДжоржаноБруно, Галилея, Кеплера, Ньютона, Ломоносова.
Объём знаний, унаследованный от древности и средневековья, был невелик.«Главная работа в начавшемся теперь первом периоде развития естествознаниязаключалась в том, чтобы справиться с имевшимся налицо материалом. Вбольшинстве областей приходилось начинать с самых азов, — пишет Ф. Энгельс и дальше,останавливаясь на биологических науках, продолжает, -… в области биологиизанимались главным образом ещё накоплением и первоначальной систематизациейогромного материала, как ботанического и зоологического, так и анатомического исобственно физиологического».
В XVI-XVIII  вв. в Европе складываются новыеорганизационные и материальные возможности для развития естественных наук.Увеличивается число научных учреждений и обществ. В конце XVI начале XVII в. в Италии возникает несколькоучёных ассоциаций, именовавшихся академиями, например знаменитая флорентийская Акодемия дель Чименто.Вскоре и в других станах Европы наряду с ростом числа университетов, которые врассматриваемую эпоху, как правило, занимали весьма консервативные позиции,организуются научные учреждения нового типа – Академии наук. Так, в 1660 г.организуется и в 1662 г. официально открывается в Лондоне Королевское общество– Английская Академия наук, в 1666 г. – Парижская, в 1700 г. – Берлинская, в1724 г. – Петербургская, в.1739 г. – Стокгольмская и т. д.
Во Франции XVII-XVII вв. в «академии»превращается ряд научных обществ и кружков, существовавших в провинции. В концеVI в. в Данииоткрывается знаменитая обсерватория Тихо Браге. Постепенно возникаютобсерватории почти во  всех странах Европы.
В VI-XVII вв. открываютсямногочисленные ботанические сады, перд которымиставятся как чисто научные задачи, так и задачи, вытекающие из потребностейсельского хозяйства, медицины, промышленности. В 1627 г. закладываетсязнаменитый Ботанический сад в Париже, позже при нём были созданы зоологическийсад и естественно-исторические музеи.
Начинают выходить труды многочисленных академий. Издаётся всёвозрастающее количество естественнонаучных сочинений на самые различные темы.Академии разных стран объявляют конкурсы на премии, что также способствуетразработке определённых научных вопросов.
Создаётся или расширяется ряд крупных государственных библиотек.Существовавшая ещё в XIVв. французская королевская библиотека переводится в 1595 г. в Париж, где на её основевозникает знаменитая «национальная библиотека».
Развитию биологических наук в то время способствовали, во-первых,использование изобретённых в ту эпоху приборов (микроскоп, термометр, барометри др.), во-вторых многочисленные путешествия. За великими географическимиоткрытиямиXV – начала XVI в., связанными с именамиКолумба, Васко да Гма,Магеллана и других, последовало множество путешествий. Голландские моряки  вначале XVII в. открывают Австралию. В XVIII в. важнейшие географические открытия связаны с экспедициямиБугенвиля, Лаперуза, Ванкувера, Кука и др. Огромноезначение приобретают предпринятые в России «Великая северная  экспедиция» (1768-1777). Участники русскихэкспедиций И.Г. Гмелин, Г.В.Стеллер,В.Ф.Зуев, И.И. Лепёхин и другие сильно увеличилиобъём не только географических, но и биологических знаний.
Одновременно с бурным накоплением нового фактического материала идётразработка новых принципов познания. Одним из основоположников новогоэкспериментального естествознания стал Леонардо да Винчи. Он утверждал, чтознания, не рождённые опытом, бесплодны и лишены всякой достоверности. Природана нарушает своих закономерностей, их можно познать и положить в основунаучного предвидения. Законы природы могут быть математически сформулированы,ибо «основой основ» являются математика и механика. Леонардо да Винчиплодотворно работал во многих областях естествознания, в том числе в областианатомии и ботаники.
Итальянский естествоиспытатель и философ материалист Б. Телезио, руководитель известного  в ту эпоху неаполитанского научного общества,ратовал за опытное изучение природы и её закономерностей, вёл борьбу сосхоластикой.
Эти мыслители опирались на достижения современного им естествознания.Их взгляды оказали влияние на формирование материалистических принциповпознания природы.
Развитие принципов естествонаучногопознания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта.
Широкую попытку сблизить науку с философией и обосновать новыематериалистические принципы познания природы предпринял в XVI в. английский философ Фрэнсис Бэкон.
«Настоящий родоначальник английского материализма и всей современнойэкспериментирующей науки – Бэкон», писал К. Маркс и Ф. Энгельс. Они дали яркуюхарактеристику его воззрений.
Ф. Бэкон звал к изучению природы, к открытию её законов. «Целью нашегообщества — писал Бэкон,- является познание причин искрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, или,выражается Бэкон, «рассекает, анатомирует» её.
Бэкон решительно восстаёт против средневековой схоластики, суеверий,мистики. Сознание должно быть очищено от предрассудков, ложных понятий, которыеБэкон именует «призраками», «идолами». Не слепое преклонение перед перед авторитетами, а изучение самой природы её законов,наблюдения и сравнения, опыт (в широком смысле) и эксперимент, индукция ианализ – вот что, согласно Бэкону, должно лечь в основу познания природы.
Выдвинутый Ф. Бэконом опытный, индуктивный, аналитический метод былважным вкладом в развитие материалистической философии и естественных наук.Вместе с тем взглядам Бэкона были присущи черты механистической, метафизическойограниченности. Они выражались в одностороннем понимании индукции и анализа,недооценке роли дедукции, сведении сложных явлений к сумме составляющих их  первичных свойств, рассмотрении движениятолько как перемещения в пространстве, признании внешней по отношению к природепервопричины движения. Механистическая трактовка природных явлений иметафизический способ мышления укрепились в дальнейшем в естествознании ифилософии XVII-XVIII вв.
Идея что только опытное исследование явлений может дать истинное знаниеовладевает умами учёных. Лондонское Королевское общество избирает своим девизомслова «Ничему не верить на слово». Знаменитая флорентийская Академия дель Чименто берёт своим девизомслова «Проверять, и снова проверять (на опыте)». Известный Французскийестествоиспытатель и медик XVIIв. К. Перро, отражая настроение своей эпохи писал: «,,, факты являются единственной силой, которая нам поможетпревозмочь авторитет великих людей». Английский натуралист  XVIII в. С. Гейлс говорил о том, чтоопыт наблюдения – единственное основание, на которое мы можем опираться. «Вфизике нужно искать опыта и бояться систем» — писал Бюффон в предисловии кфранцузскому изданию книги Гейлса.
Дух эпохи замечательно отражен и в словах М.В. Ломоносова:
О вы,счастливые науки!
Прилежнопростирайте руки
И взор досамых дальних мест.
Пройдитеземли и пучину,
И степи иглубокий лес.
И нутр Рифейский, и вершину,
И саму высотунебес.
Вездеисследуйте всечасно,
Что есть великои прекрасно,
Чего ещё невидел свет…
Большоевлияние на развитие всех отраслей естествознания оказали труды современникаБэкона Галилео Галилея. Он вошёл в историю науки ифилософии как один из основоположников современного естествознания и экспериментальногометода познания. Он развил и упрочил материалистическое воззрение на природу.Общеизвестны его выдающиеся открытия в области механики, астрономии, его вкладв защиту и развитие гелиоцентрической системы Коперника, в открытие иобоснование важнейших принципов механики.
Галилейутверждал, что бесконечный и вечный мир построен из неизменных атомов,движущихся по незыблемым законам механики, и его познание в конечном счётесводится к раскрытию количественных математических отношений; математика, естественно,рассматривалась им как высшая форма познания. Выдвигая на первый план методиндукции и анализ, он подчёркивал значение синтетической работы человеческогоума. Церковь ясно поняла, какую страшную опасность для религиозногомировоззрения представляет учение Галилея и он подвергся жестокимпреследованиям инквизиции.
Бэкон и Галилей жили и творили примерно в одно время, но Галилей,будучи сам великим естествоиспытателем, пошёл дальше в истолковании мирозданияв механическом духе и обосновании новых принципов познания природы. Ещё дальшев этом направлении продвинулся их младший современник РенеДекарт, создавший в XVIIв. первую систему природы, содержавшую не только учение о строении мироздания,но и о его происхождении. Эта система, основанная на принципах механики, былаярким выражением механистического материализма той эпохи.
Декарт оказал огромное влияние на развитиефилософии и естествознания. Если Бэком был одним изосновоположников эмпиризма, то Декарт более, чем кто-либо из философов,способствовал развитию рационализма. Его физические воззрения в своей основебыли материалистическими, но имели механистический характер и способствовалираспространению механистических взглядов в естествознании.
Основное содержание физического учения Декарта сводится к следующимположениям. Материя тождественна протяжённости. Единая материальная субстанция,из которой построена вся вселенная, состоит из бесконечно делимых и полностьюзаполняющих пространство частиц-корпускул, находящихся в состоянии непрерывногодвижения. Декарт отрицал пустоту. Движение материи трактуется им какперемещение в пространстве в соответствии с законами механики. Он не допускалвозможностей действия тел на расстоянии, так называемого дальнодействия.Чтобы избежать признания непостижимых сил, лишённых протяжённости, и в то жевремя объяснить взаимодействие тел, он выдвинул теорию «вихрей». В процессемеханического «вихревого» движения возникают связь и взаимодействие междутелами природы. Согласно Декарту, количество движения в мире постоянно,движение неуничтожимо. Этот тезис Декарта бил по теологическим попыткамобъяснять природные явления божественным вмешательством и имел важное значениедля их научного познания. В бесконечном мире вихреобразнодвижущиеся частицы сочетаются друг с другом; по законам механики происходитупорядочение, объединение частиц, и естественным путём возникают все телаприроды. В конечном итоге природа – это огромный механизм, а все тела, еёсоставляющие, все качества этих тел сводятся к чисто количественным различиям.Образование мира не направляется никакой сверхъестественной силой, не идёт внаправлении какой-то  цели, а подчиненоестественным законам природы. Особенно интересно, что Декарт аналогичнымобразом пытается подойти и к вопросу о происхождении организмов, которые, с еготочки зрения, также являются механизмами, сформировавшимися по законаммеханики. Декарту принадлежат смелые и гордые слова: «Дайте мне материю идвижение, и я построю мир».
Велик был вклад Декарта и в конкретные области естествознания. Он явилсяодним из создателей аналитической геометрии. Механика обязана ему идеей оботносительности покоя и движения, о сохранении общего количества движения, абиология – учением о рефлексе. На примере зрительного восприятия он обосновалидею о замкнутой дуге рефлекса. Ему принадлежат также специальные исследованияпо эмбриологии животных.
Но если в своей «физике» — учении о мироздании – Декарт был в основномматериалистом, хотя и непоследовательным (он считал, что материя создана богом,который придал движение и установил его законы), то в «метафизике» — учении опознании – он был идеалистом. Декарт отрывал мышление от материи, признавалналичие, кроме материальной, протяжённой субстанции, особую субстанцию –мышление. Он признавал бессмертие души, а также существование бога как высшейтретьей субстанции. Идеалистический характер носит и присущий Декарту отрывразума от чувств, его представление о врождённых идеях, к числу которых онотносил идею о боге, духовной и телесной субстанциях. Декарт полагал, что всеобщностьматематических законов вытекает из природы ума. Отсюда и преувеличение Декартомроли рационального начала в познании. Эти идеи Декарта легли в основурационализма.
Учение Декарта о природе и её развитии сыграло выдающуюся роль вистории науки и материалистической философии XVII-XVIIвв. Его же идеалистическая метафизика неоднократно подвергалась решительнойкритике. Так французский философ и естествоиспытатель  XVII в. Пьер Гассенди, который доказывал бесконечность и вечностьвселенной, считал её из неуничтожаемой материи и пустоты и подчинённой законупричинности, критиковал идеализм декартовскойметафизики. Он утверждал, что источником познания является чувственный опыт, иотвергал существование бессмертной души. Гассенди не соглашался с Декартом и втом, что между животным-«машиной» и мыслящим человеком существует непроходимаяпропасть, и пытался механическое понимание жизнедеятельности распространить ина человека.
Критически относился к некоторым сторонам воззрений Декарта иголландский философ-материалист и атеист Спиноза, который, в особенности вначале своей деятельности, находился под сильным влиянием Декарта и в известноймере может рассматриваться его учеником. Спиноза, который считал природу вечнойи бесконечной, причиной самой себя, подчиняющейся во всём строгойнеобходимости. Все элементы природы находятся в причинной закономернойвзаимосвязанности. Спиноза резко критиковал теологию и телеологию. Он считалмышление и протяжённость атрибутами единой субстанции – природы и поэтомурешительно отбрасывал декартовский дуализм.
Гелиоцентрического учения великого польского астронома НиколаяКоперника.
Первая научная революция произошла в эпоху, оставившую глубокий след вкультурной истории человечества. Это был период конца XV-XVI вв., ознаменовавший переход от средневековья к Новому времении получивший название эпохи Возрождения. Последняя характеризоваласьвозрождением культурных ценностей античности (отсюда и название эпохи),расцветом искусства, утверждением идей гуманизма. Вместе  с тем эпоха Возрождения отличаласьсущественным прогрессом науки и радикальным изменением миропониминаия,которое явилось следствием появления гелиоцентрического учения великогопольского астронома Николая Коперника (1473 – 1543).
В своём труде «Об обращениях небесных сфер» Коперник утверждал, чтоЗемля не является центром мироздания и что «солнце, как бы восседая на Царскомпрестоле, управляет вращающимся вокруг него семейством светил». Это был конецстарой аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира. На основебольшого числа астрономических наблюдений и расчётов Коперник создал новую,гелиоцентрическую систему мира, что явилось первой в истории человечестванаучной революцией.
Возникло принципиально новое миропонимание, которое возникло из того,что Земля – одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам.Совершая обращения вокруг солнца, Земля одновременно вращается вокругсобственной оси, чем и объясняется смена дня и ночи, видимое нами движениезвёздного неба. Но гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, несводилась только к перестановке предлагаемого центра Вселенной. Включив Землю вчисло небесных тел, которым свойственно круговое движение. Коперник высказалочень важную мысль о движение как естественном свойстве небесных и земныхобъектов, подчинённым некоторым общим закономерностям единой механики. Темсамым было разрушено догматизированное представление Аристотеля о неподвижном «перводвигателе», якобы приводящем в движение Вселенную.
Коперник показал ограниченность чувственного познания, неспособногоотличать то, что нам представляется, от того, что в действительности имеетместо (визуально нам кажется, что солнце ходит вокруг Земли). Таким образом, онпродемонстрировал слабость принципа объяснения окружающего мира на основенепосредственной видимости и доказал необходимость для науки критическогоразума.
Учение Коперника подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиознуюкартину мира. Последняя исходила из признания центрального положения Земли, чтодавало основание объявлять находящегося на ней человека центром и высшей цельюмироздания. Кроме того, религиозное учение о природе противопоставляло земнуюматерию, объявляемую тленной, преходящей – небесной, которая считалась вечной инеизменной. Однако в свете идей Коперника трудно было представить, почему,будучи «рядовой» планетой, Земля должна принципиально отличаться от другихпланет.
Католическая церковь не могла согласиться с этими выводами,затрагивающими основы её мировоззрения. Защитники учения Коперника были объявленыеретиками и подвергнуты гонениям. Сам Коперник избежал преследования со стороныкатолической церкви ввиду своей смерти, случившейся в том же году, в которомбыл опубликован его главный труд «Об обращении небесных сфер». В 1616 году этоттруд был занесён в папский «Индекс» запрещённых книг, откуда был вычеркнут лишьв 1835 году. Отмечая влияние работы Коперника на существовавшие в его времяпредставления о природе, Ф. Энгельс писал:
«Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости…было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил – хотя и робко и,так сказать, лишь на смертном одре – вызов церковному авторитету в вопросахприроды. Отсюда начинает своё летоисчисление и освобождение естествознания оттеологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензий затянулось донаших дней и в иных головах далеко ещё не завершилось даже и теперь».
Существенным недостатков взглядов Коперника было то, что разделялгосподствовавшее до него убеждение в конечности мироздания. И хотя онутверждал, что видимое небо неизмеримо велико по сравнению с землёй, он всё жеполагал, что Вселенная где-то заканчивается твёрдой сферой, на которойзакреплены неподвижные звёзды. Нелепость такого взгляда на Вселенную,противоречащего картине мира, основы которой были заложены самим Коперником,обнаружилась в расчётах, проведённых датским астрономом Тихо Браге (1546–1601_. В 1577 г. он сумел рассчитать орбиту кометы, проходившую вблизи планетыВенера. Согласно его расчетам получилось, что комета должна была натолкнутьсяна твёрдую поверхность сферы, ограничивающей Вселенную, если бы таковаясуществовала.
Одним из активных сторонников учения Коперника, поплатившихся жизнью засвои убеждения, был знаменитый итальянский мыслитель ДжорданоБруно (1548 –1600).
Но он пошёлдальше Коперника, отрицая наличие центра Вселенной вообще и отстаивал тезис обесконечности Вселенной. Бруно говорил о существовании во вселенной множествател, подобных Солнцу и окружающим его планетам. Причём многие из бесчисленногоколичества миров, считал он, обитаемы и, по сравнения с Землёй, «если не большеи не лучше, то во всяком не меньше и не хуже».
   Инквизиция имела серьёзные причины бояться распространения образамыслей и учения Бруно. В 1592 году он был арестован и в течение восьми летнаходился в тюрьме, подвергаясь допросам со стороны инквизиции. 17 февраля 1600г., как нераскаявшийся еретик, он был сожжён на костре на площади цветов вРиме. Однако эта бесчеловечная акция не могла остановить прогресса познаниячеловеком мира. На научном небосводе уже взошла звезда Галилея.
Достижения эпохиВозрождения.
Эпоха Возрождения(особенно 16 в.) отмечена крупными сдвигами в области естествознания. Егоразвитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики(торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегосякапиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматичного мировоззрения. Специфической особенностьнауки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления  религиозно-мистических абстракций идогматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве,объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример –творчество Леонардо да Винчи – художника, учёного, инженера). Наиболее крупныепобеды естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии.
Великие географическиеоткрытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф.Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели кустановлению очертаний большей части суши.
Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в16 веке основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия.Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию водоворота крови ворганизме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средниевека, создаются новые методы лечения болезней.
Ряд открытий был сделанв математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано,С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработанасовременная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены вупотребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др.
Дальнейшее развитиеполучает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.)
Растёт объём знаний и вдругих областях науки. Так, Великие географические открытия дали огромный запасновых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии,этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии,связанный с развитием горного дела (труды немецкого учёного К. Агриколы, итальянского учёного В. Бирингуччо),и т. д.
Первые успехи в развитиеестественных наук, ренессансная философская мысль подготовили становлениеэкспериментальной науки и материализма 17-18 вв. Переход от ренессансной  науки и философии (с её истолкованием природыкак многокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии– к экспериментально-математическому естествознанию и механистическомуматериализму – совершился в научной деятельности английского философа Ф.Бэкона, итальянского учёного Г. Галилея.
Естествознание, будучи сложнейшей совокупностьюнаук о природе, выработало в процессе своей длительной эволюции такие способы,методы и приёмы познания, которые, несомненно, могут служить и служатэталонными нормами не только для всякой науки, но приобретают общекультурноезначение, ныне рациональная естествонаучнаяметодология познания проникает в социальную и гуманитарную сферы, оказываетзаметное воздействие на психологию, философию, искусство.
Междисциплинарныйподход становится всё более значимым для нынешнего развития социального знания.Идёт процесс формирования единой науки о человеке, обществе, государстве,природе и жизни. При этом и социальное и естествонаучноеимеют единые исходные цели. С другой стороны, сейчас науковеды насчитываютоколо двух тысяч научных дисциплин, и формирование всё новых отраслей наукипродолжается (бионика, семиотика, прогностика, квалиметрият.д.). Оказывается, что естественная дифференциация (дробление) наукинеобходимо дополняется противодействующей тенденцией – её интеграцией,стремлением к единству научного знания, к активному взаимодействию различныхнаук.
Объективную основу интеграции знания составляет единство материальногомира, принципиальная общность основных свойств материи и законов её развития навсех структурных уровнях организации и во всех формах движения. Интегративные тенденции в науке начинают проявляться вовторой половине XIXвека. Но с особой силой они обнаруживаются в наше время, когда могучим стимулятором, своеобразнымускорителем процессов интеграции в познании становится научно-техническийпрогресс. Он позволил гораздо сильнее, чем раньше, ощутить всю глубину иразносторонность связей человека и окружающей среды, общества и природы.
Среди выделяющихся в последние десятилетия новых отраслей знаниязначительное число уже по своей природе носит синтетический, интегративный характер (астрофизика, математическаялингвистика, инженерная психология, космическая медицина, техническая эстетикаи др.) Другой чертой интеграции в современной науке является изменение самогохарактера синтеза научного знания. Можно обозначить такие варианты синтезазнания в науке, как интеграция в рамках одной научной дисциплины; синтез впределах дисциплины, не входящих в один и тот же комплекс наук (например,естествознание, обществоведение или технические науки); наконец, синтез,выходящий за рамки любого такого комплекса, объединяющий знания нескольких илидаже многих областей. Именно последний вариант намечает и представляет собойпуть не только к единой науке, но и путь к другой культуре.
 Революция в сознании.
В эпоху Возрождения была проведена основная мыслительная работа,подготовившая возникновение классового естествознания. Это стало возможнымблагодаря мировоззренческой революции, свершившейся в эпоху Ренессанса исостоявшей в изменении системы человек  — мир человека. Эта система распалась на три относительно самостоятельныхотношения: отношение Человека к Природе, к Богу и к самому себе.
В эпоху средневековья определяющим отношением к миру было отношениечеловека к Богу как высшей ценности. Отношение человека к природе, котораярассматривалась как символ Бога, и к самому себе как смиренному рабу божьемубыли производными от этого основного отношения. На основе индивидуализацииличности, формирования новых ценностей и установок в эпоху Ренессансапроисходит мировоззренческая переориентация субъекта. На первый план постепенновыдвигается отношение человека к природе, а отношение же человека к богу и ксамому себе выступают как производные. В логике такого идейного движенияРенессанс преодолел  дуализм земного инебесного миров. В ренессансном сознании эти два мира сближаются вплоть до пронизывания друг друга, слияния, превращения в некуюамбивалентную тотальность. В человеке на первый план выдвигается то, что есть внём божественного: один человек сам способен превращаться для другого внекоторое божество.
Поскольку всё связано со всем и всё взаимно проникает во всё, посколькувсё (а не только бог) достойно быть предметом познания. В этом смысле предметпознания один – богоприрода и природобог.Философско-рационалистическое преодоление теизма с необходимостью проходитчерез стадию пантеизма. А ренессансный онтологический пантеизм, в свою очередь,повлёк за собой гносеологический плюрализм: не только всё может быть предметомпознания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждаякультура имеет право на своё мировоззрение. В условиях эволюционного развитияпознания такой плюрализм привёл бы к эклектизму. В революционную ренессансную эпоху гносеологическийплюрализм ведёт к релятивизму, который воплощает субъективно-творческий прорывк будущим целостным формам теоретического синтеза, смыслового многообразия ивселенской гармонии, именно новаторством, переходностью, сложностью имногообразием эпоха Возрождения глубоко созвучна нашей эпохе.
Право на существование имеют все точки зрения, а значит, и те из них,которые содержат инновации. Более того, именно содержащая новизну позициянаиболее предпочтительна. С этого начинается формирование историческогомышления, ощущение культурно-историческая дистанции, в этом отношении состоялав том, что ренессансное сознание это новое искало в …античном прошлом.
Творчески-новаторское отношение к миру выдвигает на первый планпознавательную составляющую сознания, разум выходит «из изгнания», куда онзаточён средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Уже у Н. Кузанского познаниемира бесконечно и ведущим средством познания является разум. Мир для него – богоприрода и природабог. Мир,вселенная – бесконечны. Бесконечность мира познаётся разумом путём «совпаденияпротивоположностей».
Николай Кузанский принадлежит зрелому Возрождению. А в период позднегоВозрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на делепоказывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение иисследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, котораяможет быть полностью противоположной явлению.
Теоретическая мысль Возрождения ещё не поднялась до уровня постановки ирешения проблемы метода научного познания природы, однако предварила еёформулирование ряда принципиальных идей: гуманизма, рационализма, познаваемостимира, историзма и социально-исторического оптимизма. Но в ренессансном типепознания мыслительное и образно-чувсвенное не вполне разграничивались, частовыступая в синкретическом единстве, Это не позволяло создать методологическийинструментарий для конкретно-научного познания природы. Созданием основметодологии конкретно-научного познания занялись мыслители Нового времени,прежде всего Ф. Бэкон и Р. Декарт.
Не дала эпоха Возрождения и сложных, логически непротиворечивыхфундаментальных теорий. Она решила другую задачу: посредством глубокого синтезаимевшегося мыслительного материала, нового способа функционирования культуры,новой системы ценностей осуществить объективистскую перестройку сознания,сформировать его новый исторический тип, в котором бы познавательнаясоставляющая сознания доминировала над ценностной. В культуре Возрожденияглавной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. На основеэтой важнейшей мировоззренческой ценности складываются непосредственныепредпосылки возникновения классического естествознания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сон. Нарушения сна
Реферат Расторжение трудового договора по инициативе работника по инициативе работодателя
Реферат История Таганрогского парка культуры и отдыха XIXXX в
Реферат Huck Fin 2 Essay Research Paper The
Реферат Аналіз розвитку дитячого служіння цхвєу сильною складовою, що сприяє розвитку дитячого служіння є
Реферат Действие на организм человека растворителей наркотического типа Контроль изоляции электропроводов
Реферат Child Abuse Essay Research Paper Impact of
Реферат Облік і контроль в органах Пенсійного фонду України теорія та практика
Реферат Аннотация по дисциплине б 12 «История отечественного и зарубежного искусства»
Реферат Инструкция по охране труда при работе за компьютером в дисплейном классе
Реферат Российский рынок акций
Реферат З'ясування поняття та змісту корпоративних відносин та корпоративних прав як передумова вирішення корпоративних спорів
Реферат Физико-химическая очистка сточных вод (цех №12) ОАО "Славнефть-Янос"
Реферат Reasons For Undertaking A Project On Land
Реферат Бакунин, бельгийские интернационалисты и коллективистический анархизм с 1864 до начала семидесятых годов