Реферат по предмету "Философия"


Лейбниц

Реферат на тему: «Готфрид Лейбниц». Содержание: 1. Введение 2. Детство и юность 3. Жизнь и труд Лейбница 4. Философия Лейбница 5. Личная жизнь – единственная любовь 6. Последние годы жизни 7. Заключение 8. Список использованной литературы Введение. Наука прошла большой и сложный путь развития – от египетских и вавилонских памятников до атомных

электростанций, лазеров и космических полетов. Человечество прошло и проходит длительный и трудный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание все более полным и совершенным. Большое количество людей посвятили себя этому, и, это великие люди. Обычно принято говорить о преемственности в науке. Без Евклида и Архимеда не было бы Ньютона, без Ньютона не было бы

Эйнштейна и Бора и т. д. В общем, такое утверждение верно. По существу каждый исследователь должен быть осведомлен о том, что сделано до него в изучаемом им вопросе, критически оценить результаты, полученные его предшественниками. Но из всякого правила есть исключения. Вот, например, немецкий математик Гаусс – в юности, не имея доступа к математической литературе, самостоятельно воспроизвел большинство

результатов своих великих предшественников. Так, что утверждение, что нет таких работ, которые делались бы на пусто месте и каждое новое поколение начинает с того, на чем остановилось предыдущее, верно до некоторой степени. А, как известно, всякий уважающий себя ученый интересуется в первую очередь исключениями! Стремление к знаниям, любопытство, наконец, присуще природе человека. Именно поэтому, мы пользуемся всеми открытиями, законами в разных областях наук для повседневной, комфортабельной

жизни и имеем большие возможности для развития, для освоения новых территорий, пространства космоса, Вселенной, создание новых технологий и т.д. Детство и юность. Готфрид Вильгельм Лейбниц родился в Лейпциге 1 июля 1646 года. Отец Лейбница был довольно известный юрист. Его третья жена, Катерина Шмукк, мать Лейбница, была дочерью выдающегося профессора, преподававшего юридические науки.

Семейные традиции с обеих сторон предсказывали Лейбницу философскую и юридическую деятельность. Когда Готфрида крестили, и священник взял младенца на руки, он поднял голову и открыл глаза. Видя в этом предзнаменование, отец его, Фридрих Лейбниц, в записках своих предсказал сыну «свершение вещей чудесных». Он не дожил до исполнения своего пророчества и умер, когда мальчику не исполнилось и семи лет. Мать Лейбница, которую современники называли умной и практичной женщиной, заботясь об образовании

сына, отдала его в школу Николаи, считавшуюся в то время лучшей в Лейпциге. Готфрид целыми днями просиживал в отцовской библиотеке. Без разбора читал он Платона, Аристотеля, Цицерона, Декарта. Готфриду не было еще четырнадцати, когда он изумил своих школьных учителей, проявив талант, которого в нем никто не подозревал. Он оказался поэтом – по тогдашним понятиям истинный поэт мог писать

только по – латыни или по-гречески. Пятнадцатилетним юношей Готфрид стал студентом Лейпцигского университета. По своей подготовке он значительно превосходил многих студентов старшего возраста. Правда, характер его занятий по – прежнему оставался крайне разносторонним, можно даже сказать беспорядочным. Он читал все без разбора, богословские трактаты наряду с медицинскими. Официально Лейбниц числился на юридическом факультете, но специальный круг юридических наук далеко

не удовлетворял его. Кроме лекций по юриспруденции, он усердно посещал и многие другие, в особенности по философии и математике. Желая развить свое математическое образование, Готфрид отправился в Иену, где в это время жил известный математик Вейгель. Кроме математика Вейгеля, Лейбниц слушал здесь также некоторых юристов и историка Бозиуса. Возвратившись в Лейпциг, Лейбниц блистательно выдержал экзамен на степень магистра «свободных

искусств и мировой мудрости», то есть словесности и философии. Готфриду в то время не было и восемнадцати лет. Вскоре после магистерского экзамена его постигло тяжкое горе: он потерял мать. На следующий год, на время, вернувшись к математике, он пишет «Рассуждение о комбинаторном искусстве». Осенью 1666 года Лейбниц уехал в Альторф, университетский город маленькой Нюрнбергской республики, состоявшей из семи городов и нескольких

местечек и сел. Готфрид имел особые причины любить Нюрнберг: с именем этой республики было связано воспоминание о его первом серьезном жизненном успехе. Здесь 5 ноября 1666 года Лейбниц блистательно защитил докторскую диссертацию «О запутанных делах». В 1667 году Готфрид отправился в Майнц к курфюрсту, которому был немедленно представлен. Ознакомившись с трудами и с Лейбницом лично, курфюрст пригласил молодого ученого принять участие в

предпринятой реформе: курфюрст пытался составить новый свод законов. В течении 5 лет Лейбниц занимал видное положение при майнцском дворе. Этот период в его жизни был временем оживленной литературной деятельности: Лейбниц написал целый ряд сочинений философского и политического содержания. Философия Лейбница. В философии Лейбница нашли отражение почти все философские идеи, накопленные к

тому времени европейской философией. Его система - результат многолетнего труда по переработке основных концепций философии с древности до его времени. Среди теоретических источников философии Лейбница учения Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др. В философии Лейбница как бы синтезировалось все рациональное, достигнутое до него, он - завершитель европейского рационализма. К философским концепциям прошлого он подходил с позиции ее

сохранения всего того, что представляет в них значительную ценность, как «большинство школ правы в значительной части своих утверждений, но заблуждаются в том, что они отрицают». В то же время, внимательно изучив концепции предыдущих философов, Лейбниц не был согласен со многими и возражал против декартовского дуализма, не принимал тезис Декарта о врожденных идеях, а также положение Спинозы о субстанции, считая, что подобная позиция означает

омертвление действительности. В ответ на произведение Локка «Опыт о чело¬веческом разумении», не согласившись с излагаемыми там положениями, он выступил со своим трактатом «Новые опыты о че¬ловеческом разуме». Из критического рассмотрения концепции Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадах. Лейбниц по¬лагал, что если бы существовала только одна субстанция, то вещи не обладали

бы активностью. Поэтому он утверждал, что суб¬станций существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает как субстанция. Они, т.е. вещи или субстанции - но¬сители силы, и эти силы являются «единицами» бытия, или мо¬надами. Монады – это существа, лежащие в основе мира. Но монада - это не материальная единица бытия, а ду¬ховная субстанция, она - самостоятельная единица, способная к активности. Монада в своих первичных качествах является дея¬тельной, нигде в мире нет пассивных

вещей. Монады находятся между собой в состоянии предустановлен¬ной гармонии. Это понятие у Лейбница должно объяснить суще¬ствующую в мире взаимосвязь и согласованность. Так как мона¬ды - психические сущности, взаимодействовать физически они не в состоянии, однако в мире мы наблюдаем согласованный поря¬док. Значит, развитие каждой монады уже изначально находится в соответствии с развитием других монад, и это соответствие предустановленно

Богом. Это определяет гармонию в явлениях и гар¬монию между сущностью и явлениями. Как таковые монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не зависят друг от друга и замкнуты в себе. По словам Лейбница, «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них входить или из них выходить». Каждая монада в то же время представляет собой свой особый мир, в котором отражается весь мировой порядок, все другие монады и весь мир.

Говоря словами Лейбница, «монада - это живое зеркало Вселенной». Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой; двух монад, абсолютно тождественных, не существует. Лейбниц различает монады трех видов (разновидности) в зависимости от степени развития – «голые», души и духи. 1. Монады, которые характеризуются так называемой «перцепцией», пассивной способностью восприятия, образуют низший вид; они способны только формировать неясные представления.

Низшие монады – «голые» - «спят без сновидений» и образуют то, что мы называем неорганической природой. В соответствии с системой Лейбница она отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду. 2. Для следующей степени развития монад, характерна способность обладать ощущениями и образовывать явные представления. Их Лейбниц называет монады - души. Это более интенсивная форма проявления жизненной силы, которую составляет душа. «

Душами пишет Лейбниц в «Монадологии» можно назвать только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью». Память открывает возможность появления «эмпирической последовательности», общей для человека и животного. Она «состоит в том говорит Лейбниц в статье «Материя, взятая в себе» что получающий те ощущения, которые он уже несколько раз получил следующие одно за другим, ожидает снова и снова получить их в той же последовательности» (на основе

опыта). Но в этой деятельности души еще нет разумения (рассудка), без которого невозможна «рациональная последовательность» (практичность, рассудительность) характерная для человека. Душа роднит животный организм с человеческим, но в последнем она выступает как дух. Этим понятием Лейбниц обозначает всю сферу человеческого сознания. Третья степень развития мо¬над (дух) обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наде¬лены

сознанием. К ним он относил души людей, обладающих самосознанием (апперцепцией). Таким образом, перцепцией, восприятием облада¬ют все монады, но только наиболее развитые монады обладают та¬кой индивидуальной программой, при которой им свойственно са¬мосознание. Т.е. наряду с восприятиями-представлениями он наделяет монады стремлениями, или аппетициями. Лейбниц утверждает, что жизнедеятельность душ и тем более «голых» монад – лишь бледное подобие той

многообразной жизненной активности, которой наделены духи. Лишь они обладают стремлениями, и прежде всего стремлением к преобразованию перцепций в апперцепции. Тем самым обнаруживается главное свойство человеческого духа – его способность к высшим проявлениям познавательной деятельности, активности (энтелехия). В принципе, стремление к познанию присуще любой монаде, но только в духе это стремление реализуется

наиболее совершенным образом. Монады первой степени развития находят свое выражение в телах неживой природы, второй степени - в телах биологической природы, третьей степени - объективируются в человеке, наде¬ленном сознанием и самосознанием. Считая, что монады обладают способностью к перцепции, представлению, Лейбниц полагает, что вся природа одушевлена. Монада, таким образом, подобна микроорганизму. Так как монады - духовные образования, не обладающие фи¬зическими характеристиками, мы не можем постигать

их чувства¬ми, а постигаем только разумом. Поскольку каждая монада индивидуальна и бестелесна, то ни одна из них не может действовать на другую. Каждая монада замкнута в себе, т.к. ни одна их них, не имеет «окон». Вместе с тем Лейбниц называет каждую монаду «живым зеркалом» Вселенной, универсума, отражающим его. В философии Лейбница впервые в эпоху Нового времени была выдвинута идея универсальности развития.

Согласно Лейбни¬цу, каждая монада - источник развития и движения, так как обладает активной силой. Понимая мир целостно, Лейбниц стремился подчеркнуть динамичный характер всего мира. Монады, действующие целесообразно, образуют такой мир, который постоя развивается ко все более совершенным образованиям. Это постоянное совершенствование мира достигает своего пика в познающем человеческом духе. Монады развиваются под действием разных причин: те из них, которые вызывают изменения в телах, он называет

действующими, внутренние причины называет «целевыми» и «финальными». Развитие монад осуществляется непрерывно посредством преодоления бесконечно малых величин - «малых перцепций». Поэтому в каждый данный момент монада содержит в себе и будущее и прошлое, т.е. развитие заключается в том, что последовательно развертывается изначальное содержание монады. В вопросах познания Лейбниц в основном стоит на рационалистических позициях, однако стремится преодолеть

недостатки, как эмпиризма, так и рационализма. Он принимает главный тезис сенсуализма: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы чувствах, но при этом дополняет это положение своим утверждением: «кроме самого разума». Таким образом, он признает наличие врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское ут¬верждение о существовании в разуме врожденных идей. Чувствен¬ное познание выступает у Лейбница как низшая ступень познания, своего рода предпосылка познания

рационального, так как оно не в состоянии объяснить необходимость и всеобщность в познании истины. Только рациональное познание может дать картину все¬общности и необходимости, существующих в мире. Человеческий ум, по Лейбницу, похож на глыбу мрамора с прожилками, наме¬чающими очертания будущей фигуры, которая будет изваяна скульптором. Так образно Лейбниц описывает процесс возникно¬вения знания. Лейбниц выдвинул учение о двух истинах: истинах факта и ис¬тинах необходимых.

Истины факта - это такие истины, которые получаются в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, ос¬новываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтому не исключают и возможности противоположных истин. Здесь действует лишь причинная связь явлений, связываю¬щая одни явления с другими. Для этого рода истин действует за¬кон достаточного основания, посредством которого мы заключа¬ем о

существовании одного факта относительно другого. Метафи¬зические же (вечные) истины обнаруживаются посредством разу¬ма, для их признания не требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается лишь наличием положения, которое не проти¬воречит им. К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики. Лейбниц много сделал для развития логики, которую понимал как науку о всех возможных мирах.

Он придавал большое значение понятию вероятности. В работе «Об искусстве комбинаторики Лейбниц предвосхитил некоторые положения современной математической логики. Лейбницу, в частности, принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. Он также развил учение об анализе и синтезе. Лейбниц внес большой вклад в разработку понятия «необходимость». Необходимость он понимает как- то, что должно быть обязательно.

Самой первой необходимостью выступает метафизическая, абсолютная, а также логическая и геометрическая необходимость. Она основывается на законах тождества и противоречия, поэтому допускает единственную возможность событий. Лейбниц отмечает и другие особенности необходимости. Необходимость Лейбниц противопоставляет случайности, по¬нимая ее не как субъективную видимость, а как такую объектив¬ную связь явлений, которая зависит от свободных решений и от хода процессов во

Вселенной, т.е. он понимал ее как относитель¬ную случайность, которая носит объективный характер и возни¬кает на пересечении определенных необходимых процессов. Он подчеркивал, что причинность присуща как необходимым, так и случайным процессам, только детерминация в этих двух сферах происходит по-разному. Лейбниц не оставил произведения, в котором бы системати¬чески излагались его взгляды на общество. Большинство идей со¬держится в трактате «Теодицея» («Оправдание

Бога»). В нем он, в частности, развивает свою знаменитую теорию оптимизма. Лейб¬ниц писал, что хотя наш мир содержит много зла и имеет много недостатков, все же он наилучший и совершеннейший из всех возможных миров. Это положение вылилось в поговорку: «Все к луч¬шему в этом лучшем из миров». Одну из наиболее характерных черт философии Лейбниц представляет доктрина о многих возможных мирах.

Мир «возможен», если он не противоречит законам логики. Существует бесконечное число миров, каждый из которых бог созерцал прежде, чем сотворил действительный мир. Будучи добрым, бог решил сотворить лучший из возможных миров, а он считал, что лучшим должен быть тот, в котором добро значительно превышает зло. Он мог бы сотворить мир, не имеющий зла, но он не был бы так хорош, как действительно существующий мир. Вот почему большое благо логически связано с некоторым

злом. Возьмем самый обыкновенный пример: глоток холодной воды в жаркий день, когда вы страдаете от жажды, может дать (принести) вам такое несравнимое (большое) удовольствие, что вы подумаете, что стоило испытать жажду, хотя она и была мучительна, потому что без нее не было бы так велико последующее наслаждение. Для теологии важны не такие примеры, а связь греха со свободой воли. Свобода воли является великим благом, но для бога логически невозможно даровать свободу воли и в то

же самое время повелеть не быть греху. Поэтому бог решил сделать человека свободным, хотя и предвидел, что Адам съест яблоко, и что грех неизбежно повлечет за собой наказание. В мире, явившемся рез-том этого, хотя в нем и существует зло, перевес добра над злом больший; поэтому он является лучшим из всех возможных миров, а зло, которое в нем содержится, не является аргументом против доброты бога. Согласно Лейбницу, «зло можно понимать метафизически, физически и морально.

Метафизическое зло состоит в простом несовершенстве, физическое зло – в страдании, а моральное – в грехе». Обосновывая необходимость зла в человеческом и природном мире Лейбниц обращается к учению иранского пророка Зороастра о том, что мир искони расколот на 2 равноправных начала – свет и тьму, жизнь и смерть, добро и зло. Лейбниц уделяет особое внимание ему, т.к оно трактует зло как неискоренимое начало бытия.

Лейбниц. не полностью отрицает проблему «чуда». Лейбниц говорит, что «Бог ничего не может творить без оснований, даже когда творит чудеса…». Личная жизнь – единственная любовь. Все было хорошо в жизни ученого – не хватало лишь «малости» - любви! Но Лейбницу посчастливилось и здесь. Он полюбил одну из лучших германских женщин – первую королеву Пруссии, Софию Шарлот, дочь ганноверской герцогини

Софии. Когда Лейбниц поступил на ганноверскую службу в 1680 году, герцогиня поручила ему обучение двенадцатилетней дочери. Четыре года спустя молодая девушка вышла замуж за бранденбургского принца Фридриха III, впоследствии ставшего королем - Фридрихом I. Молодые не ладили с ганноверским герцогом и, прожив два года в Ганновере, тайно уехали в Кассель. В 1618 году Фридрих

III вступил на престол, став бранденбургским курфюрстом. Это был тщеславный, пустой человек, любивший роскошь и блеск. Серьезная, вдумчивая, мечтательная София Шарлота не могла выносить пустой и бессмысленной придворной жизни. О Лейбнице она сохраняла воспоминания как о дорогом, любимом учителе; обстоятельства благоприятствовали новому, более прочному сближению. Между нею и Лейбницем началась длительная переписка.

Она прекращалась лишь на время их частых и продолжительных свиданий. В Берлине и в Лютценбурге Лейбниц проводил нередко целые месяцы вблизи королевы. В письмах королевы, при всей сдержанности, нравственной чистоте и сознании своего долга перед мужем, никогда ее не ценившим и не понимавшим в этих письмах постоянно прорывается сильное чувство. Основание академии наук в Берлине окончательно сблизило

Лейбница с королевой. Муж Софии Шарлоты мало интересовался философией Лейбница, но проект основания академии наук показался ему интересным. 18 марта 1700 года Фридрих III подписал декрет об основании академии и обсерватории. 11 июля того же года, в день рождения Фридриха III, была торжественна, открыта Берлинская академия наук и Лейбниц назначен первым ее президентом.

Первые годы 18 – го столетия было счастливейшей эпохой в жизни Лейбница. В 1700 году ему исполнилось пятьдесят четыре года. Он находился в зените своей славы, не должен был думать о насущном хлебе. Ученый был независим, мог спокойно предаваться своим любимым философским занятиям. И, что всего важнее, жизнь Лейбница согревалась высокой чистой любовью женщины – вполне его достойной

по уму, нежной и кроткой, без лишней чувствительности, которая свойственна многим немецким женщинам, смотревшей на мир просто и ясно. Любовь такой женщины, философские беседы с нею, чтение произведений других философов, особенно Бейля все это не могло не повлиять на деятельность самого Лейбница. Как раз в то время, когда Лейбниц возобновил связь со своей бывшей ученицей, он работал над системой «предустановленной гармонии» (1693 - 1696).

Беседы с Софией Шарлоттой о скептических рассуждениях Бейля навели его на мысль написать полное изложение своей собственной системы. Он работал над «Монадологией» и над «Теодицеей»; в последнем труде прямо отразилось влияние великой женской души. Однако королева София Шарлота не дожила до окончания этого труда. Она медленно сгорала от хронической болезни и задолго до смерти привыкла к мысли о возможности умереть

в молодости. В начале 1705 года королева София Шарлота поехала к матери. Лейбниц, против обыкновения, не мог сопровождать ее. В дороге она простудилась и после непродолжительной болезни 1 февраля 1705 года неожиданно для всех умерла. Лейбниц был подавлен горем. Единственный раз в жизни ему изменило обычное спокойствие духа. С огромным трудом он вернулся к работе. Последние годы жизни.

Лейбницу было более пятидесяти лет от роду, когда он впервые встретился в июле 1697 года с Петром Великим, в то время молодым человеком, предпринявшим путешествие в Голландию для изучения морского дела. Новая их встреча произошла в октябре 1711 года. Хотя их встречи были коротки, но значительны по последствиям. Лейбниц тогда, между прочим, набросал план реформы учебного дела и проект учреждения

Петербургской академии наук. Осенью следующего года Петр Первый прибыл в Карлсбад. Здесь Лейбниц провел с ним долгое время и поехал с царем в Теплиц и Дрезден. Во время этого путешествия план академии наук был выработан во всех подробностях. Петр Первый тогда же принял философа на русскую службу и назначил ему пенсию в 2000 гульденов. Лейбниц был чрезвычайно доволен сложившимися отношениями с

Петром Первым. «Покровительство наукам всегда было моей главной целью писал он только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом». В последний раз Лейбниц видел Петра незадолго до смерти – в 1716 году. Два последних года жизни Лейбниц провел в постоянных физических страданиях. Он умер 14 ноября 1716 года. Список использованной литературы:

1. «Краткая философская энциклопедия», А/О Издательская группа «Прогресс», Москва 1994 г. 2. «100 Великих ученых», Москва «Вече» 2000 г. 3. «Энциклопедический словарь». 4. «История математики» (Г. И. Глейзер). 5. «БЭС (Большая Советская Энциклопедия)», 1975 г. 6. «Математика в лицах» (П. В. Широков).



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка проекта предприятия по заготовке и переработке древесины в условиях Кемеровской области
Реферат Рефинансирование коммерческих банков Центральным Банком России
Реферат Социология - наука о социальных отношениях общества
Реферат История и современное развитие мерчандайзинга
Реферат Проблема истины. Критерии истины
Реферат Правовые аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности в РУз (english)
Реферат Психоанализ детства
Реферат Профессионально-этнические принципы и психометрические основы психодиагностики
Реферат Процесс мышления. Человеческий мозг – тайна эволюции
Реферат Проблемы деятельности женщины-руководителя
Реферат Профессиональное самоопределение личности
Реферат психогенетика
Реферат Проблема психологической готовности
Реферат Профессиограмма бухгалтера
Реферат Психодиагностика: изучение интеллекта