Реферат по предмету "Экономика"


Безработица в России

Министерствонауки и образования Российской Федерации Федеральное агентство образования
Кафедраэкономической теории
КУРСОВАЯРАБОТА
по теме
Безработица вРоссии
Новосибирск2008

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие безработицы, ее виды
1.1 Сущность, понятие безработицы, подходы к определению
1.2 Виды безработицы и их специфика
Глава 2. Особенности безработицы в России и ее последствия
2.1Экономические реформы ирынок труда
2.2 Причины безработицы в России
2.3 Структура и уровень безработицы в России
2.4Экономическиепоследствия безработицы
2.5 Социальные последствия безработицы
Глава 3. Меры по снижению уровня безработицы
3.1 Особенности государственной политики занятости и путирешения проблем безработицы
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение
Одной из коренных социально-экономических проблемсовременного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет засобой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы –рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта инационального дохода страны, значительные производительные расходы государства(или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице,переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использованииимеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигаяграниц своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики встране не может быть и речи.
Немалый урон безработицананосит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательныепотенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человекможет наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшаяматериальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости ипреступности, обостряя социальную напряженность в обществе.
Таким образом, показательбезработицы является одним из ключевых показателей для определения общегосостояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблемабезработицы в Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономикеприобретает исключительную актуальность и требует самого пристального вниманияроссийской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.
Эта проблема нуждается вглубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработкена этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованыдля разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики,направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны,снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтомуименно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявлениевозможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является цельюданной работы.
Поставленная цельпредполагает решение следующих задач:
-    раскрыть сущностипонятия безработицы и ее роли в современной рыночной экономике;
-    рассмотреть спецификурынка труда в России
-    выявить причиныбезработицы в России
-    показать уровеньи структуру безработицы в России
-    выявитьпоследствия безработицы
-    найти способыснижения безработицы в России
Объектом изученияявляются состояние и тенденции развития рынка труда России.
Предметом выступаютсоциально-экономические механизмы снижения безработицы.
Актуальность – в России на 2007 годнасчитывалось около 1,5 миллионов человек, в частности в Новосибирской области5 тысяч человек. И это только зарегистрированные безработные.

Глава1. Понятие безработицы, ее виды
 
1.1 Сущность, понятиебезработицы, подходы к определению
Проблема безработицы — одна изсложных. Она получила в литературе самые разнообразные трактовки. Например,такие:
1.        Безработица — эточасть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста,не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного позаконодательству периода времени.[1]
2.        Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята впроизводстве. Это циклическое явление, выражающееся в превышении предложениятруда над спросом на него.[2]
3.        Безработица — этоотсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей илименьшей степени в данный момент, части рабочего населения страны, способной ижелающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собойсоциально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работникамии работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного правачеловека — права на труд, реализации его способности к труду, причем не тольков плане обеспечения средств к существованию, необходимых для сохранения ивоспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельностидостоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности втруде как форме жизнедеятельности.[3]
Дляанализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, когоследует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычноустанавливаются законом или правительственными документами и могут немногоразличаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют вовсех определениях. Это:
-    трудоспособныйвозраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которогозаконодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижениикоторого назначается пенсия по старости.
-    отсутствие учеловека постоянного источника заработка в течение некоторого времени(например, месяца);
-    доказанноестремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости ипосещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседованиесотрудники этой службы).
Только тот, кто отвечает этимпризнакам, считается действительно безработным и учитывается при определенииобщего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общейчисленности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:
Уровень безработицы = безработные/рабочая сила*100%.
При этомбезработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляютсоответствующие органы и институты (например, во многих странах используетсястатистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общегопоказателя численности населения страны и отдельных групп населения, которыесоставляют:
-    лица, недостигшие трудоспособного возраста;
-    лица, находящиесяв специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);
-    лица, выбывшие изсостава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).[4]

1.2 Виды безработицы и их специфика
В зависимости от причин возникновения различают безработицу:фрикционную, структурную, естественную, циклическую, сезонную, застойную,институциональную, скрытую и технологическую.
1.        Фрикционная(текущая) безработица — это временная безработица, которая возникает придобровольной перемене человеком рабочего места (переход с одной работы надругую, изменение места жительства и т.п.) или при смене «этапов жизненногопути» (поступление на работу после армии, окончание учебного заведения и т.п.).[5] Величинафрикционной безработицы характеризует степень социально-экономическихвозможностей населения на рынке труда.
Фрикционная безработицы считается неизбежной и в какой-томере допустимой, потому что многие работники, добровольно оказавшиеся «междуработами», переходят с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и перспективнуюработу. Это означает более высокие доходы и рациональное распределение трудовыхресурсов, следовательно, и больший реальный объем национального продукта.
Однакоэто не просто нормальное, но положительное состояние, поскольку наличие фрикционнойбезработицы показывает гибкость рынка труда и свободу выбора каждым егоучастником линии своего дальнейшего поведения: широкая социальная политика даетшанс дольше оставаться в состоянии поиска более высокооплачиваемой или болееинтересной работы, что рассматривается как большое достижениесоциально-экономической политики государства.[6]
2.        Структурнаябезработица — это неполная занятость, т.е. рабочие, заняты неполный рабочийдень или по распоряжению администрации вынуждены идти в отпуск и т. д. Этомувиду безработицы подвержены наемные работники, владельцы мелких предприятий всфере розничной торговли и услуг, особенно в период кризисов и депрессии.Величина структурной безработицы характеризует степень структурных изменений.
Избежать структурной безработицыневозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новыетовары, технологии и даже целые отрасли (к ним, например, относитсяпроизводство персональных компьютеров, лазерных дисков и волоконной оптики). Врезультате сильно меняется структура спроса на рабочую силу, а люди с ненужнымиболее в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя рядыбезработных.
В целомследует отметить, что структурная безработица – это и для страны в целом, и длятех лиц, которые относятся к данной категории безработных, явление болееболезненное, чем фрикционная безработица.
3.        Естественнойбезработицей называется сумма фрикционной и структурной безработиц.
Термин«естественная безработица» используется, чтобы подчеркнуть, что данный уровеньнормален, внутренне присущ экономике. Это самый лучший уровень безработицы,который, с одной стороны, не слишком высок, чтобы можно было говорить опроблеме занятости ресурсов, а с другой стороны, достаточен для обеспечениягибкости рынка труда и создания здоровых конкурентных элементов.
Естественнаябезработица — это необходимый резерв рабочей силы, который может бытьиспользован в случае необходимости.
Естественныйуровень безработицы имеет конкретные показатели. Для развитой страныестественный уровень безработицы составляет в среднем 4–5%. Эта цифра можетменяться, поскольку на величину естественного уровня безработицы влияет рядфакторов:
-    социальнаяполитика государства (высокие социальные пособия увеличивают естественныйуровень за счет роста фрикционной безработицы: люди могут себе позволить дольшебыть безработными);
-    психологическиеустановки населения, характеризующие склонность к занятости (это может бытьсвязано с историческими, национальными, региональными особенностями);
-    позициипрофсоюзов (сильные позиции профсоюзы воздействуют на рынок труда так же, как ивысокие социальные пособия государства);
-    изменениедемографического состава рабочей силы (в составе рабочей силы становится большеженщин, молодежи, а это лица, для которых наблюдается высокий уровеньфрикционной безработицы: декретные отпуска, обучение и т.д.) и т.п.
4.        Циклическаябезработица — это безработица, вызванная фазой спада экономического цикла. Вспаде снижается производственная активность, закрываются отдельные предприятия,а, следовательно, растет безработица. Разница фактического и естественногоуровней безработицы и составляет величину циклической безработицы.
Циклическая безработица — отрицательное экономическоеявление. Ее наличие показывает, что экономика не функционирует на уровне полнойзанятости.
Если безработица выше естественногоуровня может возникать циклическая безработица, а если безработица ниже естественногоуровня, то тогда такое состояние рынка труда называется сверхполной занятостью.Сверхполная занятость считается нормальным явлением для таких стран, чьяэкономика находится в особых условиях, например в условиях войны. В этом случаетакое положение на рынке труда возникает в отсутствие экономических причин.
Если же сверхполная занятостьнаблюдается достаточно долго в обычных экономических условиях, этосвидетельствует о том, что рынок труда негибок, в экономике высокая инфляция.Значит, сверхполная занятость — неблагоприятное экономическое явление.[7]
5.        Сезоннаябезработица — появляется из-за природных факторов, легко прогнозируется попричине своей цикличности. Данный вид безработицы характерен для туристическогобизнеса, сельского хозяйства, некоторых промыслов, строительной промышленности.Часто сезонную безработицу относят к фрикционной.
6.        Застойнаябезработица — включает работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому.Специфика их в том, что они заняты только в определенное время, а все остальноевремя являются безработными. Низший слой застойного перенаселения образуютпауперы — бедняки, выброшенные из производства и навсегда лишенные возможностивернуться в него.
Сюдаотносятся старики, калеки и инвалиды труда, а также деклассированные элементы — воры, проститутки, нищие, бродяги.
7.        Институциональнаябезработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточноэффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено,налоги на доходы занижены.
8.        Скрытаябезработица характерна для отечественной экономики. Ее суть заключается в том,что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическимкризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режимрабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют ввынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признатьбезработными, однако фактически они являются таковыми.
9.        Технологическаябезработица новейшая форма сокращения занятости рабочей силы, связанная свнедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электроннойтехнике.
Таким образом, безработица являетсяхарактерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена вопределенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста исостояние экономической стабильности.

Глава2. Особенности безработицы в России и ее последствия
 
2.1 Экономическиереформы и рынок труда
Важнейшим компонентом рыночнойэкономики выступает рынок труда. Развитый рынок труда позволяет наиболее полнои эффективно использовать вещественный, научный и человеческий потенциалстраны, преодолевать сложившиеся деформации в сфере занятости, регулироватьпроблемы безработицы.
Рынок труда в России в настоящеевремя характеризуется следующими явлениями:
-    быстрымсокращением численности экономически активного населения;
-    сдвигами вструктуре занятости – ее перераспределением в сферу услуг, где работает болееполовины занятых, и частный сектор – 37% занятых. Вне госсектора работает 63%занятых;
-    высокойконцентрацией занятости на крупных и средних предприятиях (67% всех занятых);
-    высокой трудовоймобильностью работающих (отношение суммы выбытий и приемов на работу ксреднегодовой численности занятых превышает 30%. Но при этом миграция потрудовым мотивам низкая – 20% всех мигрантов);
-    несоответствиемроста и дифференциации реальной начисленной заработной платы росту идифференциации производительности труда;
-    преобладаниемлатентных процессов над открытыми (неоплачиваемые или частично оплачиваемыеотпуска, вынужденные переводы на режимы неполного рабочего времени, задержки свыплатой заработной платы, неформальная занятость за счет основного времени);
-    активизациейвысвобождений в связи с сокращением численности работников (до сих пор менее10% среди причин безработицы);
-    увеличениемсредней продолжительности безработицы[8].
Безработица определяется соотношениемдвух основных сторон рынка труда: спроса на рабочую силу и ее предложения.
Предложение рабочей силы, аследовательно, уровень и структура безработицы, зависят, прежде всего, отвоспроизводства населения, рождаемости, смертности, миграции (определяющихчисленность населения в трудоспособном возрасте в стране и регионах), а такжеот численности различных демографических групп (женщин, молодежи, пожилых людейв населении трудоспособного возраста).
Предложение рабочей силы определяетсятакже социально – экономическими и психологическими факторами: заработнойплатой и уровнем доходов, отношениями распределения, потребностью в труде каксредстве самовыражения, уровнем образования и специальной подготовки,социальной политикой, т.е. условиями, которые вынуждают потенциальную рабочуюсилу искать место на рынке труда.
При анализе ситуации на рынке труда иперспектив ее изменения, при выработке приоритетов и мер государственной поддержкибезработных необходимо учитывать и потенциальные возможности домохозяйств, ивозрастающую посредническую роль семьи, членами которой являются безработные.
 
2.2 Причины безработицы в России
Современная безработица в Российской Федерации – явление,порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений.Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты,характерный всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическомукритерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенныйбезработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическомразвитии.
Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причиныбезработицы. Можно выделить следующие основные причины безработицы:
•  избыток населения (в целом мироваяэкономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствуетэтому);
•  установление ставок заработной платывыше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов исоциально-экономической активности населения;
•  вытеснение труда капиталом в эпохунаучно-технической революции;
•  наличие монопсонии на рынке труда(предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объемзанятости);
•  низкий платежеспособный спрос(отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос натруд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).[9]
Такжеможно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:
•  географические перемещения населения:человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и втечение какого-то времени до и после переезда безработным;
•  смена профессиональных интересов,переобучение, переквалификация;
•  наступление новых этапов вперсональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.[10]
Причинывозникновения структурной безработицы возникают в результате техническогопрогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающегоспрос на работников других профессий.
Причиныскрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы:причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнениеработников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий,хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработнаяплата задерживается месяцами.
Первая группа причин сохраненияскрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условияхпадения производства руководители фирм стараются сохранить кадры наперспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые)отпуска. Во-вторых, сохранение кадров позволяет надеяться на финансовуюподдержку государства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на выплатувысвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройствав соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, какправило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимисяусловиями труда и низкой заработной платой.
Вторая группа причин сохраненияскрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее местоработы даже несмотря на нищенскую зарплату. Во-первых, в небольших населенныхпунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу. Во-вторых, длястаршей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный,стаж работы для получения пенсий. В-третьих, пособие по безработице, даже еслиего удается получить, не компенсирует потери в заработной плате. В-четвертых, всознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильностьзанятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики,а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местомработы, добровольно предпочитая неполную занятость.
Таким образом, в отличие от экономическиразвитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активнойрегулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковойна фоне кризисного падения производства.[11]
Все эти причины, так или иначе,вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемоеразвитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.
 
2.3 Структура и уровеньбезработицы в России
В целом текущую ситуацию нароссийском рынке труда можно охарактеризовать как достаточно напряженную. Содной стороны в настоящее время проблема безработицы в России не так остра и нетребует принятия безотлагательных мер. С другой – в стране, по-видимому,отсутствуют свободные трудовые ресурсы, которые можно было использовать дляобеспечения дальнейшего роста экономики.
Таким образам, в России при огромномколичестве людей, не занятых в общественном производстве, количествобезработных, не имеющих источника дохода, не так велико. (Таблица 1)
Запоследние голы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящеевремя, по данным Госкомстата России, которые не отражают реального положениядел, более 5,9 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут; почти 1,5млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качествебезработных. В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшениемчисла работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно вмашиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемызанятости. В 47 субъектах Российской Федерации из 89 безработица превышаетсредний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массоваябезработица. Интересна дифференциация регионов России по составу безработных.Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица свысшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Нозатем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали растидоля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.
В России острая безработицанаблюдается в регионах двух типов.
Во-первых, это регионы с высокиместественным приростом населения (Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкесия,Чечня, Агинский Бурятский АО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходитбольшое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условияхэкономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особыйподтип выделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается смассовым притоком беженцев (Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данноготипа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е.с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являютсялегкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшимсокращением объемов производства. К этому типу относятся: Ивановская,Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская и др. области, Удмуртия,Мордовия, Марий-Эл.
Среди субъектов Российской Федерацииуровень безработицы по методологии МОТ колеблется от 1,6% в Москве до 46% вРеспублике Ингушетия. Высокий уровень безработицы по методологии МОТ отмечаетсяв Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан (26-27%), в РеспубликеТыва и Республике Калмыкия (20-22%), в Республике Бурятия, Карачаево-ЧеркесскойРеспублике и Республике Адыгея (15-18%). До 5% уровень безработицы — вСанкт-Петербурге (2,7%), Эвенкийском и Чукотском автономных округах,Московской, Липецкой областях (3-4%), Ивановской, Тульской и Ярославской областях(около5%).[12]
Таким образом, можно говорить обобострении дефицита трудовых ресурсов в некоторых основных промышленныхрегионах страны. В то же время почти в каждом третьем регионе страны уровеньбезработицы превышает 10% от численности экономически активного населения.Аналогичная проблема выявляется и при анализе внутри региональных рынков труда.В большинстве российских регионов можно выделить один или несколькоэкономически развитых центров с более или менее благоприятной ситуацией нарынке труда, вместе с тем проживающие за их пределами имеют минимальный выборпотенциальных работодателей (преимущественно бюджетных учреждений) иливынуждены вести натуральное хозяйство.
По данным Федеральной службы по трудуи занятости, в конце ноября 2004г. на учете в органах государственной службызанятости состояло 1,8 млн. безработных, в том числе в Чеченской Республике –364,5 тыс. человек. По сравнению с ноябрем 2003г. численностьзарегистрированных безработных увеличилась на 274 тыс. человек, или на 17,5%. Вноябре 2004г. общая численность безработных превышала численностьзарегистрированных безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. втрудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных кбезработным) в 2,7 раза. Средний возраст безработных составил 34,9 года,занятого населения — 39,5 года. Молодежь до 25 лет составляет 28% средибезработных и 11% — среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше,соответственно, 6 % и 9%. Почти 11% безработных имели высшее образование и 21%- среднее профессиональное. Среди занятых это соотношение составило,соответственно, 25% и 26%. (Таблица 3)
Средибезработных по-прежнему остается высокой доля женщин-работниц. В среднем поРоссии в 2004 г., по данным обследований населения Госкомстата РФ эта долясоставляла 49,8 % (несколько возросла по сравнению с 2003г., когда онаравнялась 47,1 %). Женщины в большинстве случае более длительное времяпребывают в состоянии открытой безработицы. Широко распространена неполнаязанятость женщин-работниц, особенно в отраслях легкой промышленности, в первуюочередь текстильной и швейной. (Таблица 2)
Ухудшаетсяположение молодежи на рынке труда. Поскольку молодежные контингента крайненеоднородны по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый изних нуждается в своем подходе к решению проблем занятости. В первую очередьречь идет о первичной занятости как тех, кто имеет образование и специальность,так и тех, кто не имеет ни того, ни другого.
 
2.4 Экономическиепоследствия безработицы
Реформирование трудовой сферыпроисходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненногоуровня большинства населения, правовая незащищенность работниковсвидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли,чем приобрели.
Первое, к чему приводит безработица, — это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции(ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникаетизбыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провелисследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал,он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величинойциклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП.На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название законаОукена.
Закон Оукена гласит: если фактическийуровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставаниефактического ВВП от потенциального составляет 2,5%.
Из таблицы 4 видно, что в 2004 году сучетом выработки на 1 работника 22,4 млрд. руб., то потери ВВП от безработицыпо формуле А. Оукена будут составлять 48,8 млрд. руб. (Таблица 4)
Число 2,5 называется числом Оукена,параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этоткоэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться впределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в созданиипродукта.[13]
Несмотря, что в России в последнеевремя наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобыдостичь уровня развитых государств Запада.
По признанию западных экономистов,безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночнойэкономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительнобольше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.
По величине создаваемого ВВП Россиявходит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мыопережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, какМексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждогожителя она входит во вторую десятку.
Циклическая безработица порождаетпомимо не достижений потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий.В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падаетплатежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса — это дальнейшееуглубление спада, если государство не предпримет необходимые меры. А такжеснижается жизненный уровень населения.
Падение доходов населения вследствиебезработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения — этоисточник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционныхвозможностей.
Государство же по причине сокращенияинвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньшеналоговых поступлений в бюджет.[14]И как следствие недопроизводство национального дохода.
 
2.5 Социальныепоследствия безработицы
Помимо чисто экономических последствий нельзя сбрасывать сосчетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, еенегативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан.Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения икаждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потериквалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растетпреступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальнаянапряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числасамоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итогеподрывается и физическое здоровье общества.
В связи с потерей работы многие семьиоказались за чертой бедности.
Бедность – это такое экономическое состояние людей, которыене имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количествобедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение15 лет неумолимо продолжает расти.
Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры встране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% ихобщей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, детикоторых практически живут на улицах городов.
В связи с низким уровнем доходов в России прослеживается отрицательнаяситуация — смертность превышает над рождаемостью. Естественная убыль населениясопровождается падением производства.
Неустойчивая ситуация на рынке труда, экономические реформы,безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет ростпреступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашейстраны, в связи с этим увеличивается число самоубийств среди молодежи.
Многие семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи спотерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искалисредства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких являетсяраспространение наркотических средств, а также их распространение, средимолодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.
Такимобразом, социальные последствия безработицы поражают как своими масштабами, таки своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста.Борьба с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута напервый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.[15]

Глава3. Меры по снижению уровня безработицы
 
3.1 Особенностигосударственной политики занятости и пути решения проблем безработицы
Политика занятости — органическая часть экономической политикигосударства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальныхпроблем. Это:
-содействие развитию малогопредпринимательства на разных уровнях управления;
-разработка концепции обеспечениязанятости и выживания населения малых городов в условиях привязки их к одному –двум предприятиям;
-стимулирование инвестиций в человекачерез общее, профессиональное и бизнес-образование, систему повышенияквалификации и переподготовку;
-ориентация на сокращениебезработицы, оживление производства; преодоление практики несвоевременнойвыплаты заработной платы и возврат накопившейся задолженности;
-становление эффективного рынкатруда, предполагающее повышение цены труда по мере роста национальнойэкономики;
-целенаправленноеформирование государственного сектора экономики, его предпринимательского инепредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест, в частностиувеличение практики общественных работ.
Январь-август 2005 года менее удачный, нежели 2004 год тогоже периода. Численность граждан обратившихся в поисках работы увеличилась, авот численность нашедших работы при содействии органов службы занятостиснизилась. Так же снизилась численность граждан, проходивших обучение по направлениюслужбы занятости. (Таблица 5)
Есть двапути решения проблем безработицы: прямой и косвенный.
Прямойпуть – это возрождение отечественного производства, организация новых рабочихмест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный– это административное или законодательное регулирование занятости. Этоозначает:
1.Обеспечениеправовой защищенности наемных работников.
2.Использованиеальтернативных форм занятости.
Помимогибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбораоптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировойопыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, азавтра — я; ты — там, а я — здесь.
3.Развитиесистемы страхования от безработицы:
-    повышение долиотчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройкупредприятий;
-    использованиестраховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фондаучаствует и сам работник;
-    финансированиегосударством специальных программ помощи конкретным социальным группам на рынкетруда – попавшим под сокращение военнослужащим, беженцам, молодежи и т.п.;
-    адаптациябезработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональнойподготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;
-    упрощениепроцедуры регистрации безработных в службах занятости.
4.Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработнойплаты.
5.Создание действенной системы защиты наемных работников через механизмсоциального партнерства. Система социального партнерства на федеральном уровнепризвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработнойплаты, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы науровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов изанятости.
Важнейшейзадачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций. Ксожалению, партнеры наемных работников — государство и предприниматели — нередконарушают взятые на себя обязательства, что приводит к возникновению трудовыхконфликтов в различных формах.
В сложившейсяв стране ситуации отсутствует главное — равноправие сторон. Необходимопреодолеть отчуждение работника от его рабочей силы, привести цену рабочей силыв соответствие со стандартами цивилизованного мира. Новая рыночная модель трудапредполагает ликвидацию всех форм принуждения людей к труду, свободный выборсфер профессиональной деятельности, свободный перелив рабочей силы междуотраслями, профессиональными группами, территориями, формирование оплаты трудапо законам спроса, предложения и цены рабочей силы, создание системыгосударственных гарантий, социальной защищенности граждан от безработицы.
Социальноепартнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений идоговоров. Особое значение приобретает заключение коллективных договоров напредприятиях и в организациях там, где непосредственно происходит соединениевладельцев рабочей силы и средств производства. В этих договорах должна бытьпредусмотрена взаимная заинтересованность наемных работников и предпринимателейв эффективной экономической деятельности, развитии производства иконкурентоспособности товаров и услуг, росте трудовой и социальной активности,смягчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных формразрешения трудовых конфликтов.
Учитываяособенности российского рынка труда в переходный период, можно сделать вывод,что официально провозглашенный курс более полного и эффективного использованияресурсов (включая трудовые), в том числе за счет введения в действие различныхформ хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопровождаетразрушением трудового потенциала.
 
3.2 Создание болеегибкой модели рынка труда
В идеале в России следует создатьмаксимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующийнизкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активногонаселения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год ссоответствующим ростом заработной платы).
Для этого придется немало поработать,прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочностьконтрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня вРоссии; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольненияэкономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек,потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовыхресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия приувольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы.
Коллективные договоры должнызаключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры науровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметьобязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы испособно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случаемогли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено безусловно. Но егонеобходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполненияиндивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам нехватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели илипрофсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.[16]
Минимальная оплата труда должнаподдерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это уровень,характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы. У нас сейчасминимальная зарплата составляет порядка 10% от среднего уровня.
Снижение уровня безработицы требуетусиления государственного регулирования миграционных процессов, ограниченияиспользования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно врегионах с высоким уровнем безработицы.
Есть еще одна проблема, с которойроссийский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность.Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судитьхотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам:дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. В Москве огромный дефициттрудовых ресурсов, потому что зарегистрированная безработица здесь составляетвсего 0,3%, что в рыночной экономике свидетельствует об остром дефиците рабочейсилы. А рядом, в Ивановской области огромный избыток рабочей силы, высочайшаяоткрытая безработица. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет изэкономического роста и фактор повышенной безработицы.
Здесь не срабатывают в первую очередьэкономические факторы, связанные с рынком жилья, – даже прописка в данномслучае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутреннеймиграции – субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья унас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене нижерыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Этодефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставилсвое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом.Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит отбаланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становитсяпрактически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Арендуют жилье приблизительно50% россиян. Следовательно, половина населения страны не имеет возможностипереместиться в другой регион в поиске работы. Другая половина населения –собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния назанятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившеесяположение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищногокредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одномместе и покупку в другом.[17]Но собственность на жилье все равно привязывает человека к определенному месту.Поэтому должен поощряться переход к аренде в жилищной сфере.
 
3.3 Новаягосударственная программа снижения безработицы
Очевидно, что важнейшими приоритетами в борьбе с безработицейв России являются переход к активной политике занятости в сочетании смакроэкономической стабилизацией и ростом производительности труда.
Многие недостатки прежних государственных программ в областизанятости и рынка труда были учтены в последней «Концепции действий на рынкетруда на 2003-2005 гг.», одобренной распоряжением Правительства Российскойфедерации от 06.05.2003 г. за №568-р[18]
В концепции достаточно объективно, в том числе и вколичественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российскомрынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые егопроблемы.
Ключевой задачей на рынке труда определяется повышениеэффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетныхнаправлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным ислабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в областиполитики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещениетрудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малогопредпринимательства и регулирование привлечения и использования иностраннойрабочей силы.
Намечается разработка прогноза потребности в рабочих испециалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно– определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а такженеобходимых для этого бюджетных средств.
Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качествеспециального направления своей деятельности выделяет содействие занятости,стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствованиесоциального партнерства на отраслевых рынках труда.
Для решения задач в этом направлениипредусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как:экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулированиеновых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка иреализация специальных программ повышения производительности труда; анализвозможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной,металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержкамалого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе,так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытыхадминистративно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций;разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства;развитие социально планирования в организациях; создание консультационныхпунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.
Концепция предполагает комплекс мерпо развитию региональных рынков труда.
Здесь предусмотрены территориальныепрограммы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления рядамер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задачадополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельныххозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальныхпрограмм занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитииместных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовоймиграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ.Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четкообозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего,российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся всоциальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработныхпо отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работеслужб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройстванаименее защищенных групп граждан.
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развитиясистемы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечениядоступной информации для клиентов этих служб.
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед посравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства РоссийскойФедерации.

/>Заключение
В данной работе был проведен подробный теоретический анализсоциально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительныеособенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способыснижения безработицы.
Проблема безработицы является однойиз фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы.
Безработицу предопределяют различные факторы:научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работниковручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числазанятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности трудатакже ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствуетдействие закона экономии времени.
Безработица имеет исключительно негативные социальныепоследствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, длякаждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности отсердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентовв психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности ит. д., ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний,производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.
Особое внимание в работе уделялось исследованию конкретныхметодов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнесаи самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовкиработников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращениябезработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры,а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономическийи социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономикистраны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностьюснижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственнойполитики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата встране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводитьсякомплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочныйпериод.
Крайне важно корректировать общую направленностьгосударственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностейи перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий вРоссии, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Необходимо расширять сеть учебныхцентров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовкии повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Такимобразом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования исоциальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальнуюнапряженность в сфере трудовых отношений.

Списокиспользованной литературы
1.   Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.: Юрайт, 2006. – 391 с.
2.  Власова В.М.Стабилизация занятости в условиях рынка. – С-Пб.: Питер. – 2004. – 186 с.
3.   Гукасьян Г.М. Экономическая теория. –С-Пб.: Питер, 2004. –  480 с.
4.  Ефимова Е.Г.Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах. – М.: Флинта,2003. – 156 с.
5.   Капелюшников Р.И. Российский рыноктруда: адаптация без реконструктуризации. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 309
6.  Львова Ю.А.Современные тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. – 2004. – №10. –С.21-27.
7.   Малева Т.М. Государственная икорпоративная политика занятости. – М.: Инфа-М, 2000. – 179 с.
8.   Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник.– М.: Проспект, 2006. – 328с.
9.  Плакся В.И.Безработица: теория и современная российская практика. – М.: РАГС, 2004. – 384с.
10.     Российскаягазета. 14.05.2003. №89(3203)
11.     Российскийстатистический ежегодник, 2006. Стат. Сборник/Госкомстат России. – М., 2006. –806 с.
12.     Станковская И.К.,Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес — школ. – М.: ЭКСМО, 2005. – 448с.

Приложения
Таблица 1 — Динамика безработицы[19] Всего за год Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Общая численность безработных, млн. чел. 1999 9,3 10,0 10,4 10,0 9,6 9,1 8,8 8,7 8,7 8,7 8,9 9,1 8,9 2000 7,5 8,7 8,6 8,2 7,8 7,4 7,3 7,2 7,1 7,1 7,0 7,0 7,0 2001 6,4 7,1 7,1 6,8 6,4 6,1 6,1 6,1 6,1 6,2 6,3 6,3 6,2 2002 5,8 6,1 6,0 5,9 5,8 5,6 5,5 5,4 5,3 5,7 6,0 6,3 6,5 2003 6,2 6,6 6,8 6,5 6,3 6,1 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,3
2004 5,9 6,6 6,9 6,5 6,0 5,6 5,5 5,5 5,4 5,5 5,6 6,0 6,2
Таблица 2 — Экономически активное иэкономически неактивное население в возрасте 15-72 лет, тыс. чел.1Год Из их числа мужчин женщин городское сельское 2000 3780,5 3218,6 5142,7 1856,4 2001 3410,8 2892,6 4460 1843,4 2002 3322,2 2831,3 4214,9 1938,6 2003 3007,4 2675,9 3812,4 1870,9 2004 2902 2873,2 3898,6 1876,6 2005 2725 2538 3389 1874
Таблица 3- Уровень безработицы по уровню образования в %[20]Год Высшее профессиональное Неполное высшее профессиональное Среднее профессиональное Начальное профессиональное Среднее (полное) общее Основное общее Начальное общее; не имеют начального общего 2000 11,0 4,2 22,7 13,5 32,8 13,7 2,1 2002 10,4 2,8 24,4 12,4 34,9 13,9 1,2 2003 11,2 2,7 20,7 16,2 33,7 14,1 1,4 2004 10,9 2,7 20,5 18,3 33,1 13,5 1,1 2005 10,1 2,9 18,8 18,3 32,4 16,4 1,1 2006 10,7 2,1 17,3 17,6 37,0 13,5 1,8
Таблица 4 — Динамика потерь производстваВВП России от безработицы1Годы
ВВП
в ценах
1990 г.
Численность
занятых
Среднегодовая
выработка
на 1 занятого
Численность безработных
(за исключением естественной
безработицы) Потери ВВП от безработицы
По формуле А.Оукена
(коэффициент — 2,5)
С учетом выработки
на 1 работника млрд. руб. млн. чел. тыс. руб. млн. чел. млрд. руб. в % млрд. руб. в % 1995 389,8 60,0 6,5 3,3 46,6 12,0 21,2 5,4 1997 370,7 58,4 6,3 3,6 49,5 13,4 22,8 6,2 1999 390,8 63,1 6,2 4,2 57,0 14,6 26,1 6,4 2001 423,2 64,5 6,6 3,3 48,6 11,5 21,5 5,1 2004 444,3 64,4 6,9 3,2 48,8 11,0 22,4 5,0
Таблица 5 — Основные показателидеятельности органов службы занятости по Российской Федерации за январь-август2005 года[21]№ п/п Показатели Январь-август 2005г. В % 2004г. 2005г. 2004г. 1 Численность обратившихся в поисках работы (тыс. человек) 4470 4528 98,7 2 Численность признанных безработными (тыс. человек) 2187 1959 111,6 3 Численность нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) 2928 3099 94,5 4 Численность граждан, принимающих участие в общественных работах (тыс. человек) 389 498 78,2 5 Численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (тыс. человек) 237 280 84,7 6 Численность безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию (тыс. человек) 23,3 21,6 108,0 7 Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) 1766 1607 109,9 8 Доля безработных, получающих пособие по безработице на конец отчетного периода (тыс. человек) 83,3 81,4 - 9 Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) 1048 1021 102,7 10 Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) 2,4 2,2 - 11 Средняя продолжительность безработицы на конец июня (месяц) 5,8 6,6 - 12 Доля безработных, состоящих на учете более года (на конец июня) (%) 12,2 20,4 -
Таблица 6- Распределение численности безработных по возрастным группам(впроцентах к итогу)[22]Год Количество безработных (%) Средний возраст безработных (лет) до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 62-72 1992 16,8 19 12,7 12,5 10,9 8,4 4,6 5,8 4,6 4,6 32,7 1995 11,1 18,3 14,1 13 14,2 11,3 9 3,5 3,9 1,6 33,2 1996 10,3 18 12,9 13,7 14,1 12,1 9,4 3,7 4,2 1,6 33,7 1997 9,2 17,4 12,7 13,5 15,6 12,4 9,4 4 4,4 1,5 34 1998 7,9 18,3 13,3 12 14,7 13,2 10,5 5,4 3,1 1,8 34,4 1998 7 16,3 13,3 12,2 14,7 12,6 10,9 6 3,8 3,2 35,4 2000 7 17,3 13,4 11,5 14,4 13,8 10,3 6,1 3,4 2,7 35,1 2001 8,6 17,7 12,4 12 13 13,8 10,7 6,7 2,6 2,6 34,8 2002 8,9 17 13,2 11,9 11,6 13,1 10,7 8,3 2,5 2,9 35 2003 10,1 18,8 12,8 11,1 11,3 12,1 11 7,8 2,8 2,3 34,4 2004 10,4 17,7 12,3 10,8 10,9 12,1 11,6 8,7 3,2 2,5 34,9


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :