Реферат по предмету "Литература и русский язык"


"Счастье не в счастье, а в его достижении..." Ф.М.Достоевский. (По одному из произведений русской литературы)

«Счастье не в счастье, а в егодостижении...» Ф.М.Достоевский.
(Поодному из произведений русской литературы — Бажов «Малахитоваяшкатулка»)
Поискисчастья — основная тема многих произведений русских писателей Весьмасвоеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральскихмастеров. Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, лицемерную иагрессивную политику византийских «святош». Их языческие поклонениябыли гораздо ближе простому народу.
Например,Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительницасмелых, мужественных, творчески одаренных людей.
Деталикрасочного портрета намекают на связь героини с миром природы. «Девканебольшого росту, из себя ладная, и уж такое крутое колесо — на месте непосидит… Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. Наконце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этакпозванивают, будто листовая медь».
ОтношенияМедной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемымизапретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во впаденияХозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет обрести еепокровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч сней.
Воткак описывается Бажовым встреча Степана с Хозяйкой: «Парень хотел былослово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — „Мать ты моя, да ведьэто сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-тосвоей… Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока незаметила“.
Творчествународных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказахБажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стремящихсяраскрыть красоту камня, чтоб „сердце радовалось“ у людей при взглядена их работу — в этом они видят истинное счастье.
Непростпуть к овладению мастерством. Настоящему художнику неинтересно работать побездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня:»А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дыркисверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня А камень-токакой! Первый камень!" Не приносит удовлетворения и копирование дурман-цветка.
Трудныйпуть Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение копытному мастеру. «Митюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нети придумает по-своему». Успех приносит тонкая ювелирная обработка простогоматериала — змеевика да шлака. Не застывшая, а живая красота «хрупкойветочки» передана в его изделии: «В каждойягодке ровно зернышки виднои листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будтопроколоты, на другом опять ржавые пятнышки пришлись».
Ноне всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — «сколькокамни стоят». Узнав, что недорог материал, разгневанный барин раздавил и впыль растоптал Митину «дорогую выдумку». Как и Данила, исчез Митя:«Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимаю-щи,те узнавали ее».
Историческоепрошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горныхбогатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история «Ермаковылебеди» дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Онанасыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобыкогда-то указавших богатые ископаемыми места.
Народвсегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость отпуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, нетолько Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как всказке, помогают смельчакам. «Стреляли, конечно, в Дуняху не один раз, даона, видно, на это счастливая уродилась, а в народе еще сказывали, будто передстрелком кошачьи уши огнями замелькают, и Дуняхи не видно станет».
Нота же волшебная кошка губит незадачливого добытчика, барского прихвостня ВанькуСочня. Посмеялась над ним и Хозяйка Медной горы, пообещав, что он «на всюжизнь будет доволен» ее подарком. «Наградил» его приказчик изсвоих рук зуботычиной, а «от казны» прибавили розгами, после того какзеленые камешки обратились в прах в руках барина. Не помогают чудесныепомощники ни Яшке Зорко, ни Кузьке Двоерыл-ко, жадным и корыстным людям. Все ихусилия овладеть секретами добычи горных богатств, найти «ходок» или«травяную западенку» тщетны. Неспроста, видно, сказы-то были«тайными»! Их хранили в тайне от барских прислужников, передавали изпоколения в поколение только в семьях потомственных рабочих.
Неумея объяснить местонахождение и расположение природных богатств, в особенностизолота, его форму — от крупинок до больших самородков-«лапотков»,люди населили подземное царство, кроме Хозяйки, живущей в юрах, другими могущественнымисуществами. В сказах Бажова владыкой сокровищ является Золотой Полоз, отецзолотокосой дочери по имени Золотой Волос. Башкирский охотник Айлып, увидав ееоднажды, потерял покой: «Глядит, а за кустом на белом камешке девица сидиткрасоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде конецпустила. А коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Речка от той косы такгорит, что глаза не терпят».
Другимичудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушкаи бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажампринадлежит и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубаязмейка. Эти сказы Бажова ближе сказкам, он и сам их так иногда называл. В этихсказах золото и дорогие камни часто открываются детям, в особенности сиротам,обездоленным, тем, кому издавна сочувствует народная сказка.
Детибескорыстны, им свойственны любознательность, стремление увидеть невиданное,узнать новое и неведомое, испытать свои силы, приобщиться к труду. Сдостоинством отвечает Дениска испытывающему его Жабрею: «Милостину несобираю. Вырос — свой хлеб ем». Когда же раззадоренный его упорствомЖабрей бросил ему под ноги золотой самородок, Дениска поглядел только дасказал: «Такой бы лапоток самому добыть лестно, а чужого мне ненадо». Подросший Денис отправляется по следам Жабрея на добычу золота.Путь ему указывают муравьи-мураши. Подвели они его к ходку, два камня лежат —ни дать ли взять губы. Старателю нужны и смелость, и смекалка, умение не тольконайти, но и добыть: «Денис живо привесился, очистил место и давай из песказолотые лапотки выковыривать. Много нарыл и больших и маленьких. Только глядит— темней да темней стает, губы закрываются. Денис и смекает: „Видно, япожадничал, куда мне столько? Возьму две штуки. Одну Никите на помин, а другуюсебе — и хватит“. Надумался так — губы и раскрылись: выходи,  дескать. Скаелкой по какому хочешь скату вылезти просто».
Ив сказе «Голубая змейка» волшебница Змейка помогает ребятишкам нетолько добыть золото, но и понять мудрые законы справедливости, взаимнойвыручки и поддержки. Доброта и бескорыстие в сказах, как и в сказках, всегдавознаграждаются.
ПроизведенияПавла Петровича Бажова, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманныепо идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю. Положительные героифольклора, добрый молодец и красная девица, должны быть обязательно красивы, акрасота их описывается в соответствии с представлениями народа. Сходныекрасочные описания находим в сказах Бажова: «Глаза звездой, брови дугой,губы — малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лентасиняя».
Сказкас ее мудростью не принадлежит одному человеку и одному народу. Она не знаетграниц во времени и не знает границ между странами и языками. Сказка всегданравственна, ее дидактика не выпячивается в назидание, она учит в игре.
Главныегерои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве Ибожественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуютот них аскезы или фанатичного поклонения Напротив, только честность,добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Історія Русів” – виразник політичних поглядів автономістів
Реферат Анализ ассортимента и экспертиза качества спиртной продукции, вырабатываемых ОАО Валуйским лик
Реферат Роль США в НАТО
Реферат Abolish The Designated Hitter Essay Research Paper
Реферат Географическое положение Краснодарского края
Реферат Статистический анализ основных фондов
Реферат Пути сыскания смысла жизни главными героями романа "Война и мир"
Реферат Артериальная гипертензия, гипертрофия левого желудочка, стенокардия напряжения, гиперхолестеринемия
Реферат Древние поселения на территории Москвы
Реферат Расчёт непосредственного преобразователя частоты
Реферат Текст як основа службового документа
Реферат Формирование и использование стабилизационного фонда РФ
Реферат Geographical Concepts And Intelligence Essay Research Paper
Реферат Щаденко Ефим Афанасьевич
Реферат 3. 2 Расчет численности и фонда заработной платы