--PAGE_BREAK--
2.2 Несовершенная конкуренция и механизм ее функционирования
К несовершенной конкуренции относятся: чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Чистая монополия— это, когда один продавец противостоит множеству покупателей: обладатель исключительного права на свой товар. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, относящееся одному лицу, группе лиц или государству. Зарождается на основе высокой концентрации и централизма капитала и производства. Цель заключается в извлечении сверхвысокой прибыли. Обеспечивается с помощью установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Монополия — это полное доминирование в экономике единоличного производителя продукции. Такое доминирование обеспечивает производителю-монополисту, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом.
Монополия может зарождаться как продукт естественного, либо искусственного монополизма. Обладатели естественной монополии частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и трудно восстанавливаемые элементы производства. Искусственные монополии — это объединения, созданные для получения монополистической выгоды: выступают в форме различных монополистических отношений.
В связи с высокой концентрацией производства возможно возникновение различных организационных видов монополий, таких как:
1. Картель — простейшая форма монополии. В отличие от других форм монополии сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Действует в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных отношений. Попадает под действие антимонопольного законодательства.
2. Синдикаты — организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую состоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт товара происходит централизованно.
3. Трест — монополистическое объединение, при котором вошедшие в него предприятия теряют коммерческую и производственную самостоятельность. Единый центр осуществляет полностью руководство трестом.
4. Концерн — организованная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под финансовым контролем и единым управлением. Как водится в состав концерна помимо производственных, торговых и транспортных предприятий входят банки либо другие организации (кредитные учреждения, пенсионные фонды и т.п.). Участники концерна формально независимы, в то же время контролируются и управляются единым центром компании.
5. Пул — распространяется в области использования проектов. Участники пула приходят к выгодным для всех соглашениям о передаче патентов и лицензий. Распределение доходов происходит в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
6. Холдинг — акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или группы акционерных сообществ, для управления и контроля над ними. Захватив контрольный пакет акций, холдинг подчиняет себе формально свободные компании.
7. Патенты, авторские права, товарные знаки — документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющим авторство изобретения, и исключительное право обладателя патента на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока.[4; c.146].
Условия модели монополии: единственный продавец, отсутствие близких по значению товаров, диктуемая цена.
В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, гарантирующие получение справедливого дохода, который позволит производителю поддерживать производство, а при необходимости расширить его.
При не регулируемой монополии продавец может устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок.
Рынок испытывает негативные воздействия от монополий, такие как: снижение конкурентоспособности; замедление научно-технического прогресса; неоправданный рост цен; увеличение издержек производства; падение эффективности экономики.
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также некоторые отрасли связи, а на региональном уровне — коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Монополии свойственно стремление использовать свою рыночную власть в убыток потребителям и потенциальным конкурентам. Из этого можно сделать вывод — только уменьшая число монопольных производителей, возможно, ослабить их негативные воздействие на рынок.
Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.
Чистая монополия и совершенная конкуренция — два крайних случая рыночной структуры. И то и другое бывает крайне редко. Промежуточной и более реальной является монополистическая конкуренция. В этом случае производители, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других производителей, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры свойственна дифференциация товаров: многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные товары.
Монополистическая конкуренция — это когда конкурирует много продавцов, для того, чтобы продать различный товар на рынке, где возможно появление новых продавцов. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Диапазон цен возникает из-за способности продавцов предложить покупателям разные варианты товаров — отличающиеся качеством, свойствами, дизайном. Покупатели замечают различие товара и готовы заплатить за товар различную цену.
Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, производители стремятся исполнить различные предложения для различных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.
Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда множество производителей продают похожие товары, но придавая товару реальные либо мнимые уникальные качества. Это самый распространенный тип рынка, близкий к чистой конкуренции.
Характерные черты монополистической конкуренции:
1. Присутствует большое число продавцов, каждый из которых обеспечивает товаром лишь небольшую долю рыночного спроса на общий тип реализуемого товара.
2. Товар каждого производителя может являться несовершенным заменителем товара поставляемого другими производителями. Товару каждого продавца присущи исключительные характеристики, свойства и качества, которые оказывают воздействия для предпочтения некоторых покупателей именно этому товару, а не конкурирующих производителей.
3. При установлении цены на свои товары, производители не считаются с реакцией своих соперников. Эта особенность происходит из-за большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. Если один продавец уменьшит стоимость на товар, то, возможно, что увеличение продаж произойдет не за счет одного производителя, а за счет многих. Маловероятно, что какой-нибудь отдельный производитель потерпит значительные убытки из-за уменьшения цены на товар, какого-нибудь одного производителя. А это значит, что у конкурентов нет причин для реакции на это изменение, потому что решение одного производителя не влечет за собой последствий на изменение их прибылей.
4. На рынке с монополистической конкуренцией есть условия для свободного входа и выхода: легко войти в рынок и легко его покинуть. Но вход в рынок не так легок, как при совершенной конкуренции, из-за того, что новые продавцы испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Отсюда можно сделать вывод, что уже существующие производители могут сохранять свое преимущество над новыми продавцами.[9; c.205].
Неценовая конкуренция — основное качество монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
Монополистическая конкуренция похожа на чистую монополию: отдельные производители обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на чистую конкуренцию: товар продается многими продавцами, и присутствует свободный вход и выход.
Монополистическая конкуренция присуща существующим рынкам. Помогает потребителям наиболее полно удовлетворить свои потребности и желания, активизирует производство и торговлю.
Олигополия — это рынок, где в каждой отрасли хозяйства преобладает не одна, а несколько производителей. Другими словами, при олигополистической конкуренции производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Олигополия является доминирующей конфигурацией современного рынка. Понятие «олигополия» используется в экономике, для описания рынка, где присутствуют несколько продавцов, отдельные из которых контролируют преобладающую часть рынка.
При олигополии для реализации определенного товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затрудненно либо невозможно. Товар может быть как дифференцированным, так и стандартизированным. Схожесть товара преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: нефти, стали, руды. Дифференциация преобладает на рынках потребительских товаров: автомобили, электроника. Часто при олигополистической конкуренции на рынке господствует от двух до десяти производителей, на которых приходиться половина и более общих продаж товара.
На олигополистических рынках некоторые производители способны влиять на цену, из-за их огромной доли в общем выпуске количества товара. Производителям известно, при олигополистических рыночных отношениях, что если кто-то один из продавцов изменит цену или объёмы продаж, то, как следствие это скажется на прибыли всех продавцов этого товара. Производители становятся как бы взаимозависимыми.
Немногочисленность производителей на олигополистическом рынке принуждает этих производителей использовать не только ценовую конкуренцию, но и неценовую — более эффективную, в таких условиях. Производители осознают, что если они снизят цену, то же самое сделают и конкуренты, что приведет к падению дохода. Только из-за этого, вместо ценовой конкуренции используют неценовые методы борьбы: качество товара, надёжность, техническое превосходство, методы сбыта, рекламу, экономический шпионаж.
Часто олигополии защищены барьерами для входа на рынок, похожими на те, которые существуют при монополии. Естественная олигополия существует, когда несколько производителей способны обеспечить рынок продукцией, с низкими долгосрочными издержками, чем были бы у множества производителей.[7; c.123].
Черты олигополистического рынка: всего несколько производителей снабжают рынок — товар может быть как дифференцированным, так и стандартизированным; хотя бы некоторые производители обладают крупными рыночными долями — эти немногочисленные производители могут влиять на цену товара, манипулируя его количеством на рынке; производители определенной отрасли понимают свою взаимозависимость.
Характерная особенность олигополистического рынка зависимость поведения каждого производителя от реакции и поведения конкурентов. Большие размеры и высокий капитал продавцов крайне немобильны на рынке, и в этих условиях большие выгоды обещают именно сговор между олигополистическими продавцами для поддержания цен и увеличения прибыли. Производители договариваются и сотрудничестве и заключают соглашение о дележе рынка: «картельное соглашение».
Картель представляет собой договор нескольких продавцов, устанавливающих для всех участников: объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков. Его целью является повышение цен, но не ограничение производственной деятельности участников картеля.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно, но картель редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, так как вынужден учитывать мнение продавцов не входящих в картель. Кроме того, участники картеля имеют достаточно сильный соблазн обмануть друг друга, понижая цены или энергично рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Из-за этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются на рынке редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.
Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК).
Главное отличие совершенной конкуренции от олигополистической, заключается в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены меняются непрерывно в зависимости от изменения спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на незначительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно наблюдается, когда производители сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания спроса заранее учитываются олигополистами, и последние стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменения спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров. Обычно производителю выгодно в случае изменении спроса менять объем производства, а не цену.
3.КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.
Конкуренция — самое эффективное средство достижения целей рыночной экономики, а так же интересов всего общества в целом. Когда же производители договариваются о разделе рынка или уровне цены, тогда покупатели вынуждены платить большую цену и сокращать объем потребления. В этом случае цены становятся искусственно завышенными и не каждый покупатель способен приобрести данный товар в желаемых объемах. Отсюда следует, что потребители несут экономические убытки из-за подавления конкуренции. Устранение конкуренции нарушает равновесие спроса и предложения, что приводит к иррациональному использованию ограниченных производственных ресурсов общества.
Чтобы уберечься от этих негативных проявлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование, а именно административный контроль над монополизированным рынком, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
Административный контроль монополизированного рынка объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства.[15].
Организационный механизм имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков. Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на невыгодность монополистического поведения для крупного бизнеса. Это: снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства.
Более эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Цель, которой регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных производителей, если, конечно, оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или к установлению монополии.
В хозяйственной практике российской экономики важно понятие «доминирующее положение на рынке» хозяйствующего субъекта. Согласно определению, хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно устанавливаемую величину, оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП). По решению ГКАП доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке. ГКАП может принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушения закона.
Антимонопольный комитет проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика — комплекс государственных мер направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди производителей.
В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально-политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для любых форм предпринимательства.
Рынок и конкуренция — это главный механизм развития нынешней экономики, наиболее мощный и эффективный, чем всякий другой фактор её движения. Чем активнее конкуренция и чем благоприятнее условия для её проявления, тем выше эффективность деятельности рынка. Конкуренция требует предопределенного, наилучшего сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Если же нарушить это условие, то это может привести к затруднению проявления конкуренции и даже может совсем её уничтожить. Следовательно, затишье в экономике, понижение её действенности, может произойти падение жизненного уровня населения страны.[11; c.168].
Ядром современного рынка является конкуренция, и не только из-за того, что мерила её проявления в последнее время необъятно возросли. Конкуренция неотъемлемый атрибут рынка. Если на рынке отсутствует нормальная конкуренция, а присутствует её разрушительное или наоборот слабое проявление, то это может говорить о неблагополучии на рынке, непропорциональность его развития. Например, нехватка товара на рынке приводит к снижению конкуренции между производителями, но усиливает конкуренцию потребителей между собой. Рынок с низким предложением и с высоким спросом можно назвать — «дефицитным рынком». Этот рынок плод определенной системы хозяйствования, в положении которой, зажатый со всех сторон рынок не способен исполнить свои традиционные свойства.
В советской экономической литературе присутствие конкуренции и монополии связывалось с капиталистической системой. Подразумевалось, что они являются характерными и основными признаками капиталистической системы. В изысканиях советских исследователей выделялись отрицательные стороны и результаты показанных явлений. В командной экономике существование монополии отвергалась, а конкуренция как метод осуществления предприимчивости опровергалась. Но с середины восьмидесятых годов обстановка резко поменялась: переходная экономика требует результативных институтов и устройств образования рыночных отношений, где ведущую роль исполняют монополия и конкуренция.
Всеобъемлющий захват государством частной собственности в советский период привело к исчезновению рыночных отношений и сокращению товарного производства, т.е. случилось истребление одного из первичных условий возникновения конкуренции свободных производителей. Рыночная конкуренция в нашей экономике было ликвидирована с устранением частной собственности.
Для нормальной действенности рыночной экономики в нашей стране требуется, для начала, благоприятное конкурентное окружение. Формирование конкурентной среды достаточно трудный процесс, исходя из практики и ясности определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть обусловлена, как исторически конкретная социально-экономическая структура коллективного производства, особенный образ социально-экономических связей между субъектами и объектами, обеспечивающую товарно-денежный обмен, устроенный по законам товарного производства. Конкурентная среда, как рыночная экономика в целом — не стихия и не безвластие — действующая в соответствии рассчитанным целевым программам. Присутствие такой среды свойственно для рыночной экономики — особенной стадии в развитии общественного производства. Не каждое товарное производство и рынок зарождают рыночную экономику, но всякая рыночная экономика опирается на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. конфигурации связей хозяйствующих субъектов и процессе осуществления их персональных интересов. При её отсутствии почти всякий производитель, даже не занимающего доминирующего положения на рынке, располагает монопольной властью: потенциалом диктовать покупателям собственные условия. В нашей стране сформировался особенный образ монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Основаниями его появления были: ликвидация рыночных условий хозяйствования в результате пренебрежения законов товарного производства; устранения конкуренции; доминирование централизма и бюрократии в управлении экономикой; искусственная концентрация и ограниченная специализация производства.
В России до настоящего времени не создан полноценный рынок факторов производства, что характеризуется отсталостью рынка труда и невысокой подвижностью рабочей силы, кризисной обстановкой на рынке финансов. Помимо этого, продолжают наличествовать высокие региональные ограничения свободного передвижения товаров, денег и рабочей силы. В следствии совершается локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся различным проявлением регионального монополизма со стороны, как хозяйствующих фигур, так и местных органов власти. Отличительной особенностью российской экономики является региональная некоммуникабельность многих рынков. Которая усугубляется отсталостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием нужных информационных систем, воздействиями местных администраций вводящих какие либо ограничения на импорт или экспорт товаров из регионов, а так же большими тарифами на транспортировку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.[12; c.240].
Влияние либерализации внешнеэкономических отношений на состояние конкуренции также оценивается крайне неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически обязана содействовать обновлению ассортимента и усилению качества российского товара, насыщению рынков и формированию конкуренции. Все же, на практике нередко отмечается вытеснение с рынка товара отечественного производителя, в основном товаров легкой промышленности и бытовой техники, которое сопровождается существенным сокращением производства.
Раскрытие российского рынка для заграничных компаний привело к активности конкуренции. Вместе с тем существенная доля товара российских производителей оказалась неконкурентоспособной, не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, отсутствия финансовых средств и малоразвитости устройств государственной помощи на многих сегментах рынка, отечественные производители лишились своих позиций. Подчиненность российской экономики от поставок некоторых видов товара из-за границы не только не ослабевает, но в значительной степени увеличивается.
Можно сделать вывод, что в России организованы необходимые предпосылки для развития конкуренции на товарных рынках. В следствии объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по уменьшению доли государственного сектора в экономике, урезанию сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует устойчивого и открытого вторжения государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
1. поощрение создания товаров – заменителей;
2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
3. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
4. финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),
ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической деятельности и пересечению недобросовестной конкуренции.
Антимонопольная политика — это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм.
В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования (Рис.6).
Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально – политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др.
Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
продолжение
--PAGE_BREAK--