Реферат по предмету "Экономическая теория"


Сравнительный анализ антиинфляционных политик разных стран

--PAGE_BREAK--1.2 Виды инфляции


          С точки зрения проявления различают «открытую» и «подавленную» инфляцию.

          Открытая инфляцияхарактерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

  Подавленная инфляция— это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

  Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

  Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год.

  Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются.

  Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами.       Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой[7, с.513].

Также различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса – обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен, превышающий  текущие производственные возможности.

  Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.

          Инфляция издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличение зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен.




1.3 Последствия инфляции


К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести [4, с. 335]:

1.     Перераспределение доходов и богатства. Инфляция перераспределяет доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит. В результате повышения своих тарифов «наживаются» естественные монополии.

2.     Отставание государственных цен от рыночных. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно- осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

3.     Дезорганизация хозяйства. Наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса.

4.     Обострение товарного голода, подрыв стимула к денежному накоплению, нарушение функционирования денежно-кредитной системы, возрождение бартера.

5.     Обесценивание сбережений населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.4  Методы антиинфляционной политики
          Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.

  Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

  Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

          К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляционные» ме­роприятия монетарной и фискальной политики. По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на от­крытом рынке.

          Кроме ограничения количества денег в обращении государство уменьшает совокупный спрос фискальными методами: ограничением государ­ственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений.

          К прямым методам относятся:

          — прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы;

          — государственное регулирование цен;

          — государственное регулирование заработной платы;

          — государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

          Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы прове­дения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период (градуализм), или проводить резко (шоковая терапия).

         Сторонники концепции градуализма (кейнсианцы) считают, что всеобъемлющая политика по преодолению инфляции должна содержать в себе комплекс мер, включающих и денежно-кредитную политику, и частичное индексирование, и управление совокупным спросом. Управление спросом должно вести к постепенному понижению темпа инфляции, с тем чтобы снижающийся постепенный спрос не привел к существенному росту безработицы. Поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Таким образом спад сокращается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевым кредитом растет, что приводит в конечном счете к падению цен и сокращению инфляции.

          Особенностью кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный  государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, так же становились дополнительными расходами.

          Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнсианских программ ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег, а финансироваться за счет государственных займов, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.

          Ярким образцом градуализма являются реформы в Китае.

          Экономическая концепция, предлагающая радикальный способ борьбы с инфляцией, получила название «шоковая терапия», она основана на идеях «монетаризма». Его родоначальник – Милтон Фридман, считал, что инфляция есть чисто денежный феномен. В концепции монетаристов задействовано два блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.  

          Стимулирование совокупного предложения не должно требовать дополнительных инвестиций, для этой цели рекомендуют продавать все, что можно – ресурсы, информацию и т.д. Вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

          Самое мощное наступление на инфляцию, связано с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства. Сократить совокупный спрос можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель – уменьшить количество денег у населения. Сокращения совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства. Монетаристы считают, что меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет слишком изнурительной.

          Также монетаристы предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он станет недоступным и оно разорится. На рынок выходят самые сильные производители, которых производство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают падать.

          «Шоковая терапия» применялась во многих странах, таких как Боливия, Израиль, Аргентина. Удачным образцом применения является Польша.

          В экономичес­кой теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее. Все зависит от раз­меров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организа­циями, социально-политической обстановки в стране и т. п.

    продолжение
--PAGE_BREAK--

2 Антиинфляционная политика 2.1 Антиинфляционная политика в Польше


В 1980-е годы перед социалистической Польшей встала задача реформирования экономики. В 1989 году правительство, столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией.

Был опубликован меморандум с программой экономических реформ, который в основном был адресован МВФ. Программа была названа по имени Л. Бальцеровича, польского экономиста и политика, представителя монетаризма. Его план представлял собой радикальный подход к преобразованию плановой экономики в рыночную. Фактически он представлял собой стабилизационную программу, в которой основной упор делался на жесткую фискальную политику. Ее ключевыми элементами являлись фиксированный обменный курс и прогрессивное налогообложение доходов, необходимое для сдерживания роста заработной платы. Фиксация курса злотого по отношению к доллару наряду с ограничением роста номинальной заработной платы смягчали инфляционные ожидания и рассматривались в качестве двух ключевых пунктов программы.

Программа включала в себя три элемента. Все цели следовало достигнуть одновременно и быстро.

          1. Денежная и ценовая стабилизация

          Меры, направленные на достижение денежной и ценовой стабилизации, включали в себя:

          — значительное сокращение существующих источников роста денежного предложения, включая сокращение бюджетного дефицита, «дорогие кредиты» Центрального банка, изменение формул индексации и усиление контроля над заработной платой;

          — унификацию обменного курса и конвертируемость валюты;

          — ликвидацию субсидирования;

          — ликвидацию и/или ослабление ценового контроля.

          Меры правительства, в 1989 г. перед началом реализации стабилизационной программы включали сокращение субсидий угледобывающим предприятиям, ряда продовольственных субсидий и инвестиции в сельскохозяйственное производство.

          Минимальные гарантированные цены, которые выплачивались государственными снабженческими организациями производителям сельскохозяйственной продукции, были отменены.

          Либерализация также охватывала и экономическую деятельность. Новый закон «О предпринимательской деятельности» предполагал недискриминационное развитие государственного и частного секторов, устранял барьеры для частных предприятий и разрешал частную предпринимательскую деятельность во всех сферах экономики страны. В банковской системе также происходили изменения. Одной из первых мер стало превращение государственных банков в коммерческие, что было необходимо с точки зрения предоставления им права вести собственную независимую политику и возможности готовиться к приватизации.

          Либерализация коснулась также отношений реального сектора с бюджетом. С одной стороны, большая часть субсидий государственным предприятиям была отменена, с другой — предприятия подверглись более жесткому налогообложению. Однако большие государственные предприятия по-прежнему имели возможность использовать преференции со стороны государства, в частности, прощение части налогов.

          Процесс либерализации не обошел стороной и сферу экспорта. В 1994 г. правительство начало рассматривать меры по его расширению. Они включали в себя налоговые льготы, преференциальные кредиты, преференциальные инвестиционные скидки, привлекательные кредиты рефинансирования институтам, которые финансируют экспорт.
          2. Структурная перестройка

Структурная перестройка должна была поддержать развитие частных компаний, приватизацию значительной части государственных предприятий (на тот момент государственные предприятия составляли 90 % общего числа несельскохозяйственных предприятий) и способствовать ликвидации неэффективного производства. Эти цели были достигнуты путем проведения следующих мероприятий:

— упрощения системы налогообложения и снижения предельных ставок налогообложения;

— унификации обменного курса и свободной конвертируемости;

— ликвидации импортного и экспортного лицензирования;

— создания фондовых бирж;

— быстрого прохождения законов, касающихся приватизации, которые позволяли осуществлять продажу активов в различной форме.

Польская программа приватизации базировалась на концепции индивидуальных продаж предприятий. Преимущества такого подхода выражались в транспарентности структуры собственности, поскольку только отраслевые инвесторы имели желание инвестировать в приватизируемые предприятия; получении бюджетом значительных финансовых ресурсов в результате проведенных тендеров; сокращении прямых и косвенных субсидий приватизированным предприятиям. В числе недостатков следует отметить достаточно продолжительную процедуру приватизации, которая длилась, как минимум, девять месяцев, и издержки ее проведения. Кроме того, продажа государственных активов за наличные предполагала, что сначала будут приватизированы наиболее перспективные предприятия. Несмотря на это, приватизация продолжалась и далее, хотя масштабы ее уже были незначительны.
3. Уменьшение внешнего долга и расчет на экономическую помощь из-за рубежа

Техническая и финансовая помощь требовалась для проведения реформ и ослабления долговой нагрузки в течение следующего года, а также для общего снижения будущих долговых обязательств. Финансовая и техническая помощь были оговорены в соглашении о резервировании с МВФ. Помощь также включала в себя стабилизационный заем от стран «большой семерки» и поддержку международных резервов Польши.

Польша получила два займа от Европейского банка реконструкции и развития в размере 360 млн. долл. Всемирный банк в начале 1990 г. предоставил Польше два кредита на сумму 260 млн. долл., которые должны были быть инвестированы в развитие промышленного и агропромышленного комплексов. Международная финансовая корпорация (IFC) также выделила из своих средств более 60 млн. долл.

          Ниже представлены итоги проведения реформ, основные макроэкономические показатели сведены в Таблицу 1.
Таблица 1- Основные макроэкономические показатели [15]



Показатели

1989

1990

1991

1993

1995

1997

2000

Инфляция, %

244,5

555,4

76,7

36,8

28

15,08

10

ВВП на душу населения

-

100

92

97

108

122

144

          Польша переживала период высокой инфляции в 1989 и 1990 годах 555,4 %.Основным источником инфляции было кредитование госбанком дефицита бюджета. Мерой, которая помогла ликвидировать этот источник, было то, что в1990 г. сеймом было принято решение о прекращении автоматического кредитования бюджета. Раньше делать это должен был Народный банк Польши, поскольку он и правительство подчинялись одному и тому же руководству. Теперь Народный банк Польши становился самостоятельным институтом. Государство должно было само искать источники финансирования дефицита госбюджета вплоть до распродажи имущества государственных предприятий и своих долей в приватизированных предприятиях частным лицам и фирмам.  С 1989 г. практически была прекращена выдача льготных кредитов. По итогам 1-го квартала 1990 г. на заседании правительства отмечалось, что основные цели были достигнуты. Если в январе 1990 г. инфляция составляла 79 %, то в феврале — 24 %, марте — 6 % и апреле — 4 %.

          Ещё одной мерой ликвидации дефицита бюджета было сокращение средств на оборону, здравоохранение и образование. Доля субсидии в государственных расходах уменьшилась с 42 % в 1988 до 5,6 % в 1995 г.

          Таким образом, после проведения реформ в течение месяца удалось ликвидировать гиперинфляцию и в последующие два месяца выйти на показатель роста цен менее 10 %.  

          Именно такая быстрота достижения результатов и создала благоприятные предпосылки для дальнейшего проведения реформ.             Совокупный бюджетныйдефицит был снижен на 30 %, что соотносилась с величиной, предусмотренной в плане. Зарубежная помощь в форме продуктов питания также помогла ликвидировать дефицит, возникший вследствие падения производства. С 1992 года наблюдается ежегодный рост ВВП.  Рост заработной платы был существенно ограничен. В реальном выражении она выросла на 10 %. Процентные ставки по кредитам с 1 января 1990 года в период реформ в Польше были положительными, т. е. превышали уровень инфляции. Несомненно, ценовой шок одномоментно (конец 1989—начало 1990 года) сблизил народнохозяйственный спрос и объем предложения.

          В социалистической Польше безработицы не было. Однако с началом реформы безработными оказалось 1,1 миллиона человек или 6,3 % экономически активного населения страны.

          К 1993 году безработица составляла уже 18 %, затем она начала снижаться, и к 1997 году достигла 12 %.

          Факторы  обеспечившие стабилизацию экономического положения и роста:

          1. Капиталовложения. Уже в 1993 году наметился определенный прогресс в сфере капиталовложений: затраты на закупки машин и оборудования возросли примерно на 10 % при одновременном сокращении затрат на строительно-монтажные работы. Свыше 60 % всех капиталовложений частного сектора пришлось на промышленность. В целом за годы реформы доля капиталовложений колебалась вокруг 21 % ВНП.

          2. Экспорт.  Вторым фактором экономического роста в 1994 году стали внешнеэкономические связи, точнее, возросший внешний спрос на польскую продукцию, обусловленный оживлением в мировой экономике, что через рост экспорта (120,5 %) стимулировало рост производства и инвестиций, причем в первую очередь в государственном секторе.

          3. Наличие политической воли к осуществлению глубоких социально-экономических реформ, проявляющейся в первую очередь в преемственности экономической политики практически ежегодно сменяющихся кабинетов министров.

           В итоге можно сказать, что антиинфляционная политика Польши проводилась грамотно, после проведения реформ удалось в течение месяца ликвидировать гиперинфляцию, наблюдается ежегодный экономический рост, которому способствовали такие факторы как капиталовложения и экспорт.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.