Реферат по предмету "Экономика"


Вопросы,ответы и шпоры по специальным дисциплинам

--PAGE_BREAK--


Вал/отнош-я, вал/сис-ма: пон, катег, элемен, эвол мир/вал/системы.

М/н вал.отношения-совокупн.обще-ных отнош-й, склад-ся и развива-ся в процессе функц-ния вал-ы в мир/хоз-ве и обслуж-щих взаимный обмен резуль-ми деят-ти нац/хоз-в. Вал-я сис-ма-это форма орга-и и регул-я вал/отнош-й, закрепл-х нац/закон-вом или м/н соглаш-ми. Различ-ся нац/, мир/ и м/н (регион-ая) вал/системы.Нац-ная вал/сис -ма-это форма орга-ции вал/отнош-й страны, закреп-х нац/закон-вом с учетом норм м/н права.Основ.элементы: нац/валюта. Категория валюта обесп-ет взаимосвязь и взаимодейст-е нац/ и мир/ хозяйств. Нац/валюта представ.собой установ-ую закон-вом ден/единицу конкр-ного гос-ва. Резерв-я валюта–вал., в кот.страны держат свои ликвид. резерв-активы, использ-е для покрытия отриц-го сальдо плат. Бал-са. Cтепень конверт-мости валют,т.е. размена на иност-е.С позиции типов м/н опер-й, отраж. в платеж.балансе, вал. м.б. конверт-уемой по текущ/ опер., по кап/опер-ям или полностью конвертируемой вал-той. Конверти-мость по тек/опер.выраж. отсут-е огранич-й по плат-ам и трансфертам по тек.м/н опер-ям, связан-х с торг-ей тов., услуг. и м/гос-ми перевод-и.Конверт-мость по кап/опер. выраж. отсут. огранич. на плат-и и трансферты по м/н опер-ям, связан. с движ-ем кап-ла в форме прямых и портфельных инвес-ций, кред-в и кап/ грантов.Пол-я конверт-сть выраж.отсут. огранич. и контроля как по тек., так и по кап/опер-ям.Вал/паритет-наличие или отсутс-е огранич. М/н кредит-е средства обращ-я, Регулир-е м/н вал/ликвидности. Парижская система базировалась на следующих структурных принципах. 1. Ее основой являлся золотомонетный стандарт.2. Каждая валюта имела золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно конверт. в зол. Золото использ. как общепризнан-е мир/деньги. 3. Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рын-ого спроса и предлож-я, но в пределах зол.точек.Если рыноч.курс зол.монет откл-я от паритета, основан-го на их зол/содержании, то должники предпоч. расплачиваться по м/н обязат-вам золотом, а не ин/валютами.

Вторая мир/ валют/система была юр.оформлена межгос-ным соглаш-ем, на Генуэзской м/н эконом-й конференции. Бреттонвудская вал/система.Ямайская вал/система(1976).Европейская вал/система.

Финансы и финансовый механизм в рыночной экономике.

Фин-сы—это система экон.(ден/)отнош-й, с помощью кот.созда-ся и расход-ся фонды ден/средств. Фин-сы–совокуп.объективно обусл. экон/отнош-й, имеющих распредел.характер, ден/ форму выраж-я и материал-мых в ден/доходах и накопл-ях, формир-мых в руках гос-ва и субъектов хозяйств-ния для целей расширен-го воспроиз-ва, матер.стимул.работ-щих, удов.соц. и др. потребностей. Признаки фин-сов:1)Фин-сы носят ден/харак-р2)Фин/отнош-я носят распред характер.3)Фин/отношения всегда связаны с формир-ем ден/дох-в и накоп-й, кот.приним. форму фин/ресурсов. Фин/источ-к>фин/ рес-сы> фин/фонды.Фин/мех-изм–совокуп. форм орган-и фин/отнош-й, кот.позвол-ет формир. и использ.фин/ ресурсы.Инструм-ми выступ. налоги и неналог. поступления. Фин/ мех-зм дел. на:– фин/мех-зм орг-ций; – страх. мех-зм; – мех-зм функци-ния гос/органов;– кредит. политику. В каждом из разделов выдел. структур. виды по звеньям фин/ системы.По воздействию на обществ.произв-во:а).мех-зм мобилизации фин/ресурсов; б)механизм предоставл. фин/рес-сов; в) мех-анизм стимул-ния обществ.производства.Основ. направ фин/ поли-ки в совр. условиях явл-ся:1) провед-е меропр. по перево-ду предприят. на рыноч. отношения;2).преодол-ие кризи-го сост-ния фин-сов и оздоров-е ден/кредит.сис-мы;3)комплекс мер по соц/защите насел-я. В услов. перехода к рын.эконом. основ-ми направ-ями фин/поли-ки явл.:разумная приватизация гос/сек-ра; разви-е антимонополь. политики; совершен-ание налог/системы; фин/обеспеч-е конверсии; разв. фин/рынка; ликвидация бюджет. дефицита; сокращение внутр/ и внеш/ долга;  Структура фин/ механизма состоит из 5 взаимосвязанных блоков.Блок 1. Фин/ методы-планирование; прогнозирование; систему расчетов; само-финансирование; инвестиционную программу; кредито-е; выпуск ц/б; налогообложение; аренду; страхование; залоговые операции; траст; факторинг; лизинг; трансферт. Блок 2 – Правовое обеспеч-ие: право-вые акты; законы; указы; постанов-я; приказы Блок 3 – Фин/ рычаги: прибыль; доход; аморт.отчисления; фин/ санкции; цена; арендная плата; дивиденды; %-ная ставка; дисконт. Блок 4 – Норм-е обеспеч-е: инструкции, метод. указ-я. Блок 5 – Информационное обеспеч-е:компьютер.программы; бух. отчетн.; стат.отчетн; оператив. отчетность.

Соврем-ное состояние банк/системы России: основ. моменты.

По данным ЦБ РФ около 1/3 всех банков России заверш.1995г., а затем и 1996-97гг. с убыт-ми.В период фин/кризиса 1998г. банк/ система понесла наиболее ощутим. потери по сравн-ю с др. сектор-и эко-ки. Резкое сниж. уровня доверия ко всей банк/системе и к отдел-м банкам (со стороны банк/сообщества) привело к замора-живанию опер-й на межбанк/ден. рынке.В этих услов.было приз-ано осущ-вить реструктур-ю банк/сис-мы.Свою роль в процес-е призван сыграть Агентство по реструктуризации кредит/орг-ций, создав-мое совместно Прав-вом РФ и Банк.России.Реструктур-я банк/ сис-мы с целью создания в ней конкурент. среды и вкл. рын.механизмов позволила перевести соц.преобразования из полит/сферы в сферу экон-кую. Новые ком/банки польз-сь исключ-ным вниманием, довер-м и поддержкой властных структур, в кот. преобладало убежде-е, что рынок и ком/банки сумеют обеспечить полн. и эффект. использ-ние ресурсов. Надо признать:то, как в стране была проведена реструктур-я банк/системы, во многом опред-ло негатив. резул. рын.преобраз-й. В нынеш-х условиях для решения проблем рос/ экон-ки необходимо повыш-е роли банков в эко-ке. Но теперь оно едва ли сможет произойти “естественным” образом, без вмешат-ва гос-ва. Не нарушая принципов рын/отношений, гос-во должно более активно влиять на орга-цию имущ-ных отношений в общ-ве, в т.ч. отнош. по расчетам между экон/субъектами. Конце-пция реструктур-ния банк/ системы в стране должна учитывать след.положение: если в стране нет нормаль.ден/обращения, то долгосрочное, устойчивое состояние банк/ системы просто невозм-но.Когда господ.бартер и “черн. нал”, эк/субъекты не испыт. потреб. в банк/обслуж-ании.Анализ результ-в кризиса 1998 года показал, что опора только на круп.банки, аккумули-ие средства за счет приб- лижен-ти к бюдж., приводит к увел-ю системн.рисков.Потеря значит-ной части неболь-х регион-ных банков, кот.являют.состав-ой частью банк/системы страны, создаст проблемы в расчет-х и платеж-х опер-ях клиентов, возбудит недов. населения.Из вышесказанного видно, что для ускорения процесса капитализации банк/системы России необход-мы не огранич-льные меры, а создание условий, стимул-щих процесс,-льг-ты акци-рам, снижение налог-го бремени для фин/кред.учрежд, в част-ти, налога на прибыль.

 
Понятие и элементы банк/системы.Принципы построения банк/системы (мир/ и рос/ опыт)

Термины “система” и “банк/система” включает: А) совокупность элементов; Б) достаточность элементов, образующих определенную целостность; В) взаимодействие элементов.

1. Банк/система, прежде всего не является случайным многообраз., случайной совокупностью элементов. 2. Банк/система специф-на. Специфика банк/системы определяется ее составными элемен. и отнош-ями, складывающ. между ними.3. Банк/систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. 4. Банк/система не находится в статистическом состоянии, она постоянно в динамике.5.  Банк/система является системой “закрыт-го типа”. 6. Банк/система-самоорганизующаяся,  так как изменение экономической конъюнктуры, полит/ситуации неизбежно приводит к “автоматическому” изменению политики банка. 7. Банк/система выступает как управляемая система. Элементы банковской системы образуют единство, выражая при этом специфику целого, и выступают носителями его свойств. Банки классифицируют следующим образом:

1. По форме собст-ти–гос, акционер, коопер-ные, част-е и смеш-е банки.

2. По прав-ой форме – общ-ва открыт. и закрыт.типов огранич.ответ-ти.

3. По функцион-ному назначению -эмиссионные, депозит. и ком-кие.

4. По характеру выпол-мых опер-й – универсал. и специализирные.

5. По числу филиалов -бес филиальные и многофилиальные.

6.По сфере обслуживания –регионал-е, межрег-ные, нац., м/н.

7 По масштабам деятельности -малые, средние,крупные, банк/ консорциумы, межбанк.объединения. Можно выделить след.особен-ти построения банк/систем: -уникальность/ — различия в пони-мании банка как основ-го элемента банк/систем. / — положение банков на рынке ц/б. / — система надзора за деятел-ю ком/банков. / — уровни банк/систем.


Фин/рынок и его разв.в совр. усл. Особен.Фин/рынка в России.

Фин/рынок явл. одной из функцио-ных частей рын/экон-ки и предс-ет собой подсистему глобал-го рынка-нац/экон-ки. Основ.функция фин/рынка-формир-ние, перераспред-ние и примен-ние капитала как одного из факторов общест-го произв-ва. Фин/рынок делится на фондовый рынок, в основе которого лежит рынок ц/б, и ден/ рынок, иногда также назыв-мый рынком банк-ких ссуд или рынком ссудных капиталов.Критер-м раздел-я фин/рынка выступает цель привлеч-я капитала посред-ом обращ-я к институтам фонд-го или ден/ рынка.

Фин/рынками назыв. рынки, где происходят купля-продажа, обмен и др. опер-и с фин/активами, кот. м.б. деньги, ин/вал-та, ц/б и т.д.  Важнейшей тенденцией совр. этапа развития фин/ рынков является резкое увеличение и безусловное доминирование на них спекулятивных операций, на долю которых приходится более 95% всех финансовых сделок.

В настоящее время ЦБ пытается остановить рост рубля с помощью эмиссии, используя вновь напечатанные деньги для покупки поступающих на внутренний рынок долларов США. Валютные резервы уже приближаются к $40 млрд., а еще три года назад величина резервов составляла $11,6 млрд. С учетом высокого уровня российской инфляции, реальный курс рубля по отношению к доллару за период с начала 1999 года вырос примерно на треть.

Одним из основных игроков на финансовых рынках остаются банки. Поэтому от состояния банковской системы во многом зависит положение на финансовых рынках. Российская банковская система сумела преодолеть последствия кризиса и развивается в целом успешно. Совокупный капитал банков в 2000 году увеличился более, чем на 55%, а кредитование реального сектора экономики возросло на 45%. Российская банковская система сложилась в жизнеспособный конкурентный сектор, где каждая группа банков занимает свою нишу. Поэтому государству важно сохранять конкурентный порядок в банковском секторе и решительно противостоять его монополизации, попытки которой под видом укрупнения банков можно наблюдать последнее время. Укрупнения, слияния и поглощения должны и будут идти под воздействием рыночных сил,  а не через искусственно вводимые «сверху» нормативы.

Функ-ии и виды совр.ком/банков.Особен.совр.рос/ ком/банков.

Функ-ии ком/банков- — Стимул-е накопл-й в хоз-ве. – посредн-во в опер. с ц/б.- мобил-я врем.свобод.ден/средств и превращ. их в кап-тал;- кредит-е предпр-тий, гос-ва и нас-ния;- выпуск кредит/денег;- осуществ-е расч-ов и плат-ей в хоз-ве;- эмиссионно-учредит-льская функция;- консульт-ние, представ-е экон/ и фин/ информации. По хар-ру деятель. банки подразд-ся на:- эмиссион-е– ком/ – инвестиц-е – ипотеч-е – сберег-ные – специал-ные (напр., торговые банки). Совр. ком/банки – банки, непосредственно обслуж-щие предп-я и орг-ции, а также насел-ние. Ком/банки выступ.основн.звеном банк/ системы.Независимо от формы собствен-ти ком/банки явл. Само-стоят-ми субъект-ми эк-ки.Все банк/опер. и сделки осуществ.в руб., а при наличии соответств.лицензии ЦБ и в ин/валюте.Ком/банки универс.типа выполн.фун-ии по аккумул. ден/сре-тв нас-ния, хоз/ операций, фирм, компа-й; по размещ. Кредит/ресурсов; орган-ции  и провед-ю ден/расч-в; предлаг.клиентам различ.банк/операции и услуги.Совр. практика кредит-ния в нашей стране имеет ряд слож-ностей: а) глуб-ий анализ кредитоспособности клиентов на стадии, предшествующей выдаче ссуды, проводят далеко не все ком/банки; б) методики анализа кредитоспособности не всегда отвеч. требов. практики; в) наличие обеспечения по ссуде нередко носит формаль.характер. Но основ. видом актив/операций ком/банка как было так и остается по сей день кредитование. Причем чрезвыч. вырос удель.вес краткосроч. кредитов. Во многом это объясняется высок.уровн.риска и неопределенность кризиса.Потребн. в ипотеке станов-тся все более насущ-й во многих сферах нар/хоз-ва России, особенно в с/х и жил/строит-ве.Именно в этих областях ощущается остр.недост-к ден/средств из-за резкого сокращ-я бюджет. Финан-я, а также дефицита ден/средств у с/х производ-лей и потенц. собств. жилья. Залоговое кредитов-е рос/банками осуществ. в наиболее ликвидной форме–преимущ. под залог вал/депозитов, ц/б, вексел., товаров. След-но, вид ком/банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т.п.) определяется наряду с содержанием его операций также степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.

 
Структура банк/системы современной России.

Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода.Она выступает как рыноч-я модель и разделена на два яруса:

— первый ярус – ЦБ РФ, осуществл-щий выпуск денег в обращение, его задачей являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков;

— второй ярус – состоит из ком/банков, задача которых – обслуж-ние клиентов (орган-ций, насел-я), предоставление им разнообразных услуг (кредит-ние, расчеты, кассовые, депозит. и валютные операции).

Банк/система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банк/системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Рыночная система, возникшая из централизо-ванной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще “наполнена” рыночной идеологией.

Особенности построения банковской системы России:Первый этап реформирования банк/системы отличался быстрым ростом численности кредитных учреждений. В 1995-1998 гг. свое существ. прекратили больше банков, чем было создано новых. За 1996-1998 гг. было отозвано более 1000 банковских лицензий. Общая численность банков в России в расчете на 100 тыс. человек еще недостаточна. Ипотечные и муниципал. банки только начинают возрождаться. Недостаточна специализация банков, особенно функциональная. Практически нет инвестиционных, клиринговых банков т.к. для них отсутствует правовая база. Закон-ные основы функционирования современной банк/системы России были созданы в 1990 г. с принятием закона «О ЦБ РФ» и «О банках и банковской деят-ти». В 1995 и 1996 гг. эти законы были приняты Гос. Думой в новой ред-кции. Закон «О ЦБ РФ» дал более четкое и подробное опис-е функ-й главного банка страны, наделил ЦБ РФ правом издания норм.акт, обязат-ных для испол. всех юр/ и физ/ лиц и органов гос/ власти. В Законе усовершен-ваны инструменты осуществл. ЦБ РФ ден/ кредитной политики, развитие принципа независи-мости ЦБ РФ и записано, что никакие гос. органы не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ по реализации его функций.

Государственные финансы РФ и их современное состояние.

Финансы–это система эконом. отношений, кот.возникают между гос-вом, юр/ и физ/ лицами, между отдельными гос-ми по поводу формирования, распределения и использования фондов ден/средств. Финансы–экон. инструмент распред. и перераспред. ВВП, орудие контроля за образов-ем и использ-ем фондов ден/средств.Совокупность фин/отношений в рамках нац/ экон-ки представ. собой фин/систему гос-ва, кот.вкл. в себя гос/финансы (централизованные финансы), финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) и финансы домохозяйств. Задачей гос/финансов является концентрация фин/ресурсов в руках гос-ва или территор-х органов власти и направл-е их на финанс-вание общест-ных нужд.Задача фин-сов хозяйств-го субъекта–формир. этим субъектом своих ден/фондов и исполь-ние их.Задачей фин-сов граждан явл. формир. дох-ов и использ. их на тек/ расходы, на приобрет.имущ-ва, создание фин/портфеля.Гос/фин-сы вкл. в себя фед.фин-сы и фин-сы субъектов фед-ции. Муницип. Фин-сы выдел-ся в самостоят-й структурный уровень, т.к. мест-е самоуправ-е по Конституции РФ отделено от гос/системы управ-ния.Общность 3-уровневой системы гос/ и муницип/ фин-сов закл. в единстве источ. их доходов и взаимодействии для достиж. сбалансированности доходов с расходами.Фин/отношения центр. и территор. властей в России строятся на принципе бюдж-го феде-лизма. Он означает фин/ самообеспечение администр-х единиц за счет соответ-щих налогов.Др.важный элемент в системе гос/ и муницип. финансов–гос.внебюджет.фонды соц. и экон. назначения, средства кот. идут на соц.защиту граж-н и развитие экономики. Специф-ким элемен-м централ-ных фин-сов выступ.гос.кредит.Как экон/ категория, гос/ кредит находится на стыке 2-х видов ден/отнош-й – фин-сов и кред-а и несет черты как тех, так и др… В качестве звена фин/сист-мы, он обслуж-ет формир-ние и использ-е централ-х ден/фондов гос-ва, т.е. гос/бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.Гос/ кредит выполн. 2 функции: фискальную и регулирующую.Через фискал. функцию осуществ. формир-е централ. ден/фондов гос-ва. В странах с развитой рын/ экон-кой займы явл. основным источником финансир-я бюджет.дефицита–выпуск гос/, регион. и муницип. ц/б

Проблема внешней задолженности России

Гос/долг–это сумма задолж-ей по выпущ. и непогаш. долг-ым обяз-вам гос-ва, вкл. начисл. по ним %. Долг.обяз-ва РФ могут существ. в след. формах: 1) кредит-х отнош-й и дог-ров, заключ. от имени РФ с кредит. орг-ями, ин/гос-ми и м/н фин/орг-ми. В пользу указан.кред-ров;2)гос/ ц/б, выпуск. от имени РФ;3)дог-ров о предост. гос/гарантий РФ, дог-ров поручит-ва РФ по обеспеч.испол-я обяз-тв 3-ми лицами; 4)переоформ-ление долг.обязат-тв 3-х лиц в гос/долг РФ на основе принят.х фед-х законов;5)соглаш. и дог-ров, в т.ч. м/н, закл. от имени РФ, о пролонга-ции и реструктур-и долг.обяз-тв РФ прошлых лет.Гос/долг не должен превышать 1/2 ВВП страны. Проблема обслуж-я гос/долга–ключ к макро-эк-кой стабил-ции в стране.От ее реш-ия зависят состоян. фед/бюдж., зол/вал. Резе-ов, стабильность нац/валюты, уровень %-х ставок, инф-ии, инвестиц-ый климат. До 17 августа весь объем гос/долга России наход-ся на уровне 55% ВВП, в т.ч. внутр/долг составл. 25% ВВП, а внеш/-30% ВВП. После 17 августа доля гос/долга в ВВП поднялась до 95%, причем доля внеш/долга увел. до 75%, а доля внутр/долга снизил. до 20% ВВП. Долг бывшего СССР делится на 4-е неравные части. Во-1-х долги Парижскому клубу, объед. 18 гос-тв-кредиторов, это долги по кред-ам, предостав. зарубеж/банками в рамках межправит-ных согл-ий под гарантии своих прав-тв или застрах. правит-ными страх. орг-ми.  – 45,6 млрд. долл. Во-2-х, долги Лондонскому клубу, кот. объед. от 600 до 1000 запад. инвесторов–круп-ших зарубеж. ком/банков, фондов, инвестиц-х холдингов и др. фин/орг-ций. 27,3 млрд. долл. В-3-х, ОВВЗ («вэбовки») – обязат-ва внутр/ вал/займа, номинированные в валюте и сконцентрированные в основном в руках у ин/инвесторов;  – 11,2 млрд. долл. И 4-я группа долгов – прочие советские долги на сумму 4 млрд. долл.Что касается собственно российского долга, то он делится на три части. Во-первых, евробонды — 16,0 млрд. долл. (сумма процентов к выплате в 1999 г. — 1,7 млрд. долл.). Во-вторых, долги международным финансовым организациям: МВФ — 19,7 млрд. долл. (сумма процентов к выплате в 1999 г. — 4,5 млрд. долл.), и Мировому банку — 5,7 млрд. долл. (сумма процентов к выплате — 0,2 млрд. долл.). В-третьих, прочие российские долги в сумме 29,3 млрд. долл. (сумма процентов к выплате в этом году — 1,5 млрд. долл.).

 
Виды и формы страхования. Системы страхования.

По форме орг-ции-страх-е выступ. как гос, акц-ное и взаим-ое, кооп-ое. Гос/страх-е представ. собой организ-ю форму, где в кач-ве страх-ка выступ.гос-во в лице спец.уполномоч-х на это орг-й.Акционер-е страх-е— негос.орг-я форма, где в качестве страх-ка выступ. частн. кап-ал в виде акц-го общ-ва, уставн/фонд кот.форм-тся из акций (обл.) и др. ц/б, принадл-х юр/ и физ/лицам, что позвол-т при сравн-но огранич. средствах быстро развернуть эф-ю работу страх/компаний. Взаимное страх-е— негос.орг-я форма, кот. выраж-т договор-сть между группой физ, юр/лиц о возмещ-и друг другу буд-щих возможных убытк. в опред. долях согласно принят. усл-ям.Кооп-е страх-е— негос.орг-я форма.Закл. в пров-нии страх/опер-ций кооп-ми. Особой орга-й формой явл. Мед/страх-е.Исходя из отрасл-го приз-ка выдел. Личное страх-е,Имущ-е страх-е, Страх-е В страх-нии эк/рисков(предприн-ких рисков) выдел. две подотрасли: страх-е риска прямых и косвенных потерь. По форме проведения страх-е может быть обязат-ное (в силу закона) и добровол-е страх-е. Кр. того, в послед. годы в кач-ве самост-ой отрасли класс-т противопожарн. страх-е. Система пропорционал-й ответств-ти— орган-я форма страх/ обесп-я. Предусм. выпл. страх/возмещ-я в заранее фиксир.доле. Страх/возмещ-е выплач-ся в размере той части ущерба, в какой страх-я сумма составляет пропорцию по отнош-ю к оценке объекта страх-я. Напр., если страх-я сумма равна80% оценки объекта страх-я, то и страх-е возмещ-е составит80% ущерба.Оставш. часть ущерба (в данном примере20%) остается на риске страх-ля. Указ-ная доля страх-ля в покрытии ущерба назыв-ся ФРАНШИЗОЙ,или собств. удержанием страх-ля.Система предель-ой ответств-ти— орг-я форма страх/обеспеч-я. Предусм.возмещ-е ущерба как разницу между заранее обусл-м пределом и достигнутым уровнем дохода. Если в связи со страх/случаем уровень дохода страх-ля оказался ниже устан-го предела, то возмещ-ю подлежит разница между пределом и фактич-ки полученным доходом. Система первого риска— организ-я форма страх/обесп-я.Предусм-т выплату страх/возмещ-я в размере факт.ущерба, но не больше, чем заранее устан-я сторонами страх/сумма. При этом весь ущерб в пределах страховой суммы (1-й риск) компенси-ся полностью, а ущерб сверх страх/суммы (2-й риск) вообще не возмещ-тся.

Основы бюдж. устройства и бюджетного процесса в РФ.

Бюджет/устройство– организац-ые принципы построения бюджет. системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюдж/система РФ состоит из бюджетов трех уровней:первый уровень – фед/бюджет и бюджеты гос-ных внебюджетных фондов; второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территор-льных гос. внебюджетных фондов;третий уровень — местные бюджеты. Принципы бюджетной системы РФ:единства бюджетной системы РФ;-разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;-самостоятельности бюджетов;-полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос-ных внебюджетных фондов;-сбалансированности бюджета;-эф-ти и экономности использования бюджетных средств;-общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;-гласности;-достоверности бюджета;-адресности и целевого характера бюджетных средств.Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов гос-ной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов гос-ных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов гос-ных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением; Участниками бюдж/проц-са явл-ся: Президент РФ; органы законод-ной (представ-льной) власти; органы исполн-ой власти(высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, фин/органы, органы, осущ-щие сбор доходов бюдж-в, др.уполном-ые органы); органы ден/кредит. регул.; органы гос. и муницип-го фин/контроля; гос.внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на кот. законод-вом РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.Участниками бюджетного процесса также явл. бюджетные учреждения, гос. и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредит. организации, осущ-щие отдель.операции со средствами бюджетов. Бюджет/процесс охват-ет 4 стадии бюджет/деятельности * Составление проекта бюджета*Рассмотрение и утверждение бюджета*Исполнение бюджета*Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение

Особенности фин/менеджмента в рыноч. экономике

Фин/менедж.–искусство управ-ия фин-ми предпр-й. Фин/ менедж. представ.собой систему принципов и методов разраб.и реализ. управ. решений, связан.с формир., распред. и использ.фин/ресурсов предпр-й и орг-ций и оборота их ден/средств.-Эффек.управл.фин/деят-стью предпр-я обеспеч.реали-й ряда принципов, основ. из кот.явл.: Интег-рированность с общей системой управ-я предпр-ем.-Комплекс.хар-тер формир.управл.решений-Выс.динамизм управл-я.-Многовариантность подходов к разработ.отд.управл.решений. –Ориентир.на стратег.цели развит.предпр-я.Основ.целью фин/менеджмента явл.обеспеч. макс. благосост-я собствен-в предпр-я в текущ. и перспект.периоде.-В про-цессе реализ.своей глав.цели фин/менедж. направлен на реш-е след. основ.задач:1.Обеспеч. формир. достаточ.объема фин/ресурсов в соответ.с задач.развит.предпр-я в предстоящем периоде. 2.Обеспеч. эффект.использ.сформ.объема фин/рес-сов в разрез основ. направл. деят.предпр-я.3.Оптимиз-я ден/оборота.4.Обеспеч.максим.прибыли предпр-я при предусматр. уровне фин/риска.5.Обеспеч. минимиз. уровня фин/риска при предусм.уровне прибыли.6.Обеспеч. постоян. фин/равновесия предпр-я в процессе его развития. Фин/менедж. реализ.свою глав.цель и основ. задачи путем осуществл.определ. фун-й. Эти функ-и подразд.на 2 основ.группы, определ. комплекс. содерж. фин/менедж.:1)Фун-и фин/ менедж. как управл системы2)Фун-и фин/менедж. как спец.обл. управл.предпр-ем.В группе функ-й фин/ менедж.как упра-щей системы основн. явл.:1.Разра-тка фин/стратегии предпр-я2.Создание организ-ных структур, обеспеч.принят. и реализ. управл.решений по всем асп-там фин/деят.предпр-я3.Формир. эфф. информ.систем, обеспеч. обосн. альтерн-х вариантов управ.решений. 4.Осущ.анализа разл.аспект. фин/деят. предпр-я.5.Осуществ. планир.  Фин/деят. предпр-я по основ. направл.6.Разраб.действенной системы стимул.реализ.принят. упр. решений в обл.фин/деят. 7.Осущ. эффект. контроля за реализ. принят.управл.решений в обл.фин/деят.В группе функ-й фин/менедж.  как спец.обл.управл.предпр-ем основными явл. 1Управление активами2 Управление капиталом.3Управление инвес-ми. 4Управление ден/потоками.5Управление фин/рисками. Механизм фин/менедж.-1.Гос.норм–прав.регулир.фин/деят-ти предпр-я. 2.Рын-ый механизм регулир.фин/деят. Предпр-я.3.Внутр.механизм регулир. отд.аспектов фин/деят. предпр-я.

Налоговая система РФ: состояние и перспективы развития

Налоги–обязат.плат-жи, уплач.налогоплат-ми в бюдж. соответ. уровня и гос/внебюджет.фонды на основ-и фед/законов о налогах и актах закон-х органов субъектов РФ, а также по реш-ю орг. местн. Само-управ-я в соотв-ии с их компетентностью.Нал/система-совокупн. предусмотр. нал-гов и обязат. плат-ей, взимаемых в гос-ве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.ВИДЫ НАЛ/СИСТЕМЫСуществуют 2 вида нал/ системы—шедулярная и глобальная.В шедулярной нал/системе весь доход, получ. налогоплат-ом, делится на части—шедулы.В глобальной — все доходы физ и юр лиц облаг-ся одинаково.ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА: объект налога—это имущ. или доход, подлеж. облож-ю,;субъект налога—это налогопл-щик, источник налога, т.е. доход, из кот. выплач-тся налог;ставка налога —величина нал/отчислений с ед. объекта налога.налоговая льгота — полн. или частич.освобожд. плательщика от налога;срок уплаты налога—срок в кот.долж.быть уплачен налог Итак, налогообложение — это система распред-ния дох-ов между юр/ или физ/лицами и гос-вом, а налоги представ-ют собой обяз-ные платежи в бюджет, взимаемые гос-вом на основе закона с юр/ и физ/лиц для удовлетв.общ-ных потреб-тей. ФУНК-И НАЛ-ГОВ: Регулирующая-гос/регул-ние осущ-ся в 2-х основ. направ-ях: регулир.рын-х, тов/ден. отнош-й, регул-ние развития нар/хоз-ва Стимулирующая; Распределительная перераспределительная. ФискальнаяВИДЫ НАЛОГОВ Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущ-во: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на соц-е страх-е и на фонд зар/платы и раб/силу (так назыв.соц/налоги, соц/взносы); поимуществ-нные налоги, в т.ч. налоги на собствен-сть, вкл.землю и др. недвижимость; налог на перевод прибыли и капит-лов за рубеж и др… Они взим-ся с конкрет. физ или юр лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наслед-тво; на сделки с недвижимостью и ц б и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.



Управление финансами и финансовый контроль

Финансы—это система экон.(ден.)отношений, с помощью кот.созда-ся и расход-ся фонды ден/средств. Финансы–совокуп.объективно обуслов. эк/отношений, имеющих распред-ный характер, ден/форму выражения и материализуемых в ден/доходах и накопл-ях, формир-мых в руках гос-ва и субъектов хозяйст-ния для целей расширен. воспроизв-ва, матер-ного стимулир-ния работ-щих, удовлетв.соц/ и др. потребностей. Управление финансами–совокуп.приемов и методов воздействия на объект для достиж. опред-ных целей.Фин/объекты–разнообразные виды фин/отношений.К объектам относятся:–ФПУО; –страх/отнош-я;–гос/финансы Фин/субъекты–орг-ции, кот. органи-ют и осущ-ют это управление.К субъектам относятся:–фин/службы, отделы и органы, кот.сущ-ют на предприятии;–фин/органы гос-ва (Минфин, фин/мин-ва республик);–налог/ инспекции.Функциональные элементы управления:
Элемент 1. Планирование–это оценка состояния фин-ов, выявл. возможности увел. фин/ресурсов.Элемент 2.Оперативное управление–комплекс мер, с помощью кот. получ-тся мах эф-сть при миnзатратах.Элемент 3. Контроль–сопоставление факт.резуль-тов с план-ми, выявл.резервов для увел.ресурсов с помощью эф-ого хозяйств-я.Управление финансами:1.Стратег-кое управление закл.в определ. фин/ресурсов на перспективу, для чего необходимо знать динамику ВНП.2. Оператив-ное управление осущ-тся фин/аппаратом и закл. в воплощении в жизнь идеи стратег. планирования.Фин/контроль–контроль со стороны гос-ва за формир-ем и использ-ем ден/средств Фин/контроль–форма гос/контроля за образованием, распред-ем и использ-ем ресурсов всех звеньев фин/ системы.Функции фин/контроля:1)проверка расходования гос/ средств;2)проверка своевремен-ти и полноты мобилизации средств в гос/ресурсы по всем звеньям фин/системы;3)проверка соблюд-ия правил учета и отчетности.В зависимости от субъектов, фин/ контроль бывает:
.IГос.фин/контроль:а)Общегос-ный фин/ контроль б)ведомственный фин/контроль
II. Внутрихоз-ный фин/контроль
III.Общественный фин/контроль IV. Независ-ый (аудиторский) контроль
Аудитор–независимый бухгалтер-ревиз., высококвалифицированный специалист в области финсов, учета и контроля.

Эволюция мировой валютной системы.

История мир.вал/отношений хар-ся период.сменой вал/систем. Кри-терием класс-ции этих систем явл.опред.вида актива, кот.признается резерв-м, т.е. с помощью какого вида актива, возможно, урегул.дисбал-сы в м/н расчетах, по этому критерию стандарты вал/систем раздел.на 3 вида: золотой, золотодевизный, девизный.Первая Парижская сис-ма базир-лась на след.структур.принципах.1.Ее осн.явл.золотомонетный стандарт. 2.Каждая валюта имела зол.содерж-е.3.Сложился режим свободно плавающ.курсов вал.с учетом рын-го спроса и предло-я, но в пределах зол.точек.Вторая-Генуэзской–функц-ла на след. принц-х. 1.Ее осн. явл.золото и девизы ин/валюты.2.Сохранены зол.паритеты. 3.Восстан-ен режим свобод.колеблю-ся вал/курсов.4.Вал/регул.осущ-ось в форме актив.вал/политики, м/н конференций, совещаний.Третья-Брет-тонвудской вал/системы.1.Введен золотодевизный стандарт, осн. на зол. и 2х резервн.вал-х–долларе США и фунте стерлинге 2. устан. зол. паритет вал. либо напрям.к зол., либо косвенно ч/з зол. содерж.валют, зафиксир. на 1 июля 1944 г.3. Обеспечена конверт-ируемость 2-х резервных валют: доллара США и фунта стерлинга в зол.по офиц.курсу.4.Установл.режим фиксир. вал/курсов в соответс., с кот.курс валют мог откл-ся от паритета в пред-х+-1%.5.Требовалось согласие МВФ на люб.измен.офиц-ого обмен.курса, превыш.10% откл-я от паритета.6.Впервые были созданы м/н вал-кредит орган-и МВФ, МБРР. Ямайская вал/система.(1976)1.Введен стандарт СДР (спец-е права заимство-ния)вместо золотодевизного стандарта.2.Юр. заверш.  демонетезация доллара: отм.его офиц.цена, зол.паритеты, прекращен размер долларов на зол.3.Странам предоста-но право выбора люб. режима вал/курса.4.МВФ призван усилить межгос-ное вал/регул-ние. В 1979г. создана Европейская вал/система.1.ЕВС базируется на ЭКЮ – европейской вал/ед. Услов.стоимость ЭКЮ опред.по методу вал/корзины, состоящ. из 12 валют стран ЕС.2.В отличие от Ямайской вал/системы, юр-ки закреп-шей демонетезацию зол., ЕВС использ.его в кач-ве реальн.резерв.активов.3.Режим вал/курсов осн.на совмест-м плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установл. пределах взаимных колебаний.4. В ЕВС осущ-тся межгос-ное регион. вал/регул-е путем предоставл. ЦБ кредитов для покрытия времен. дефиц. платежных балансов и расчетов, связан.с вал/интервенцией.

Актив/операции ком/банков: основ. признаки и структура.

Актив/опер.–опер-ии, посред-ом кот.банки размещ. имеющ-ся в их распоряж-и рес-сы для получ.прибыли и поддерж-я ликвидности. Актив/опер.банка по эк/содерж.делят на:ссудные(учетно-ссудые); расчет-е; кас-е; инвестиц-е и фонд-е; гарант-е.ССУДНЫЕ ОПЕР-ИИ–опер-и по предостав-ю(выдаче)средств заем-ку на началах срочн., возвратн. и платности.По направл-ям использ-я:целев. и нецелевые По субъектам кредит.сделки(по облику кредит-ра и заемщ-ка):а) в завис-ти от типа кред-ра: банк/ссуды; ссуды кред.орг-ций небанк. типа; личн.или частн.ссуды; ссуды, предостав.заем-кам предприя-ми и орг-ями.б) по типу заем-ка:ссуды юр/л; ссуды физ/л.По отрас-му приз-ку-ссуды, предостав.банками предпр-ям.промыш-сти, с/х, торг., трансп., связи.По срокам кредит-ния: краткосроч.(1дн.-1г.); сред/сроч. (1г.-3*5л.); дол/сроч.(св.5л.).По виду открыв-го счета-разовые ссуды, предоставл.с отдел.(простых)ссудных сч-в или кредит-ние со спец /ссудных сче-в.По обеспеч-ю выдел.ссуды необеспеч-е(бланковые) и обеспеч.(залог, гарант., поручит., страх-ем)По графику погаш-яразл. ссуды, погаш-е единовременно, и ссуды с рассроч.платежа.По методу взимания %: ссуды с удерж-ем % в момент предост-я ссуды; ссуды с упл. % в момент погаш.кред-а и ссуды с упл.% равн-ми взнос. на протяж-и всего срока польз-ния.По хар-ру кругооборота средствссуды: а) сезонные и не-сезонные, б) разовые и возобновля-е(револь-верные, ролловерные).Расч/опер-и–опер-и по зачисл. и спис.средств со счетов клиентов, в т.ч. для опл. их обяз-тв перед контрагентами. Кас/опер-и–опер-и по приему и выдаче нал/ден/ средств. Инвестиц/ опер-и–опер. по инвестир-ю банком своих сре-в в ц/б и паи небанк / структур, а также размещ-е в виде срочн.вклад. в др. кредит/орг-ях. Фонд/опер-и–опер-и с ц/б(помимо инвестиц-х).К фонд/опер-ям относ. опер-и с векселями; с ц/б, котир-ся на фонд/биржах.Гарантий/опер-и–опер-и по выд.банком гарантий. Кр.того, актив/опер.банков дел-ся в завис-ти от: степени рискован-ти–на рисковые и риск–нейтральные; хар-ра размещ-я средств–напервич-е, вторич-е и инвестиц-е; уровня доход-ти–на опер-и, принос-е доход и не принос-ие дохода. Актив/ пассив.опер-и банков–комис-ные, посред-кие опер-и, выпол. банками по поруч. клиентов за опред.плату–комиссию. Комис/ операции-опер-и, от имени и за счет клиентов.Насчитывается более 30-ти разновидностей забалансовых операций

Совр. ден/система: сущность, принципы орг-ции и элементы.

Ден/система–это форма орг-ции ден/обращ-я в стране, сложив. истор. и закреп-ная нац/закон-вом.Тип ден/системы завис. от того, в какой форме функцио-ют деньги.Выдел. 2 типа ден/систем: система метал. обращ-я, при кот.ден.-товар непосредс-но обращ-ся и вып. все фун-ии денег, а кредит/деньги разменны на металл; система обращ-я кредит/ и бумаж/денег, при кот.золото вытеснено из обращ-я Понятие совр. ден/системы вкл.в себя след.элементы: ден.ед.; масштаб цен; виды денег; эмиссион/систему; гос. или кредит. аппарат.Ден.ед.–устан-ый в закон-ом порядке ден/знак, кот.служит для соизмер-я и выраж-я цен всех товаров.Эмиссион/система в разв-х странах означает выпуск банк/билетов ЦБ, а казнач-ских билетов и монет–казнач-вом в соответ. с закон-но установ.эмиссионным правом.Безнал/деньги выпуск. КБ в процессе соверш-я ими кредит/операций. При погаш. ссуд осущ-ся изъят. денег из оборота. Изъятие денег происходит при сдаче ден/ налич-ти КБ в РКЦ. Др. элементы ден/системы: структура ден/ массы в обороте (соотношение нал. и безнал.ден/массой, либо соотношение между ден/знаками разной купюрности);-порядок устано-я вал/курса-механизм ден/кредит. регулир. -порядок кас/дисциплины в хоз-ве. Хар-ми чертами совр.ден/систем явл: отмена офиц.зол. содержания, обеспеч. и размена банкнот на зол.; переход к неразм.на зол. кредит. деньгам, кот. перерождаются в бум/деньги; выпуск денег в обращение не только в порядке банк/кредит-я хоз-ва, но и в знач.мере для покрыт. расход.гос-ва(выпуск гос.ц/б)-преобладание в ден/обращении безнал. оборота-усиление гос.регулир-я ден/обращения.Принципы орган-ции 1.Принцип централиз-го управл-я ден/системой(гос-во через аппарат ЦБ ставит на рынках такие условия, кот.застав.банки, фин/институты и др. юр/лица принимать нужные гос-ву решения).-Принцип прогнозного планир-я ден/оборота 1.Принцип устойчивости и эластичности ден/ оборота(с одной стороны не допускать инфляции, а с др.–расширять ден/оборот, если возрастают потребности хоз-тв в ден.средствах) 2)Принцип кредит.характера ден/эмиссии(появление нов. ден/знаков возмож.только в рез-те провед. банками кредит/операций) 3) Принцип обеспеч-сти выпуск. в оборот ден/знаков(активами ЦБ).4)Принцип неподчинен. ЦБ правит-ву и подотчет.его парлам-ту страны -Принцип предост.прав-ву ден/средств тольк в порядке кредит-я Принцип надзо-ра и контроля за ден/оборотом.Принцип функц-я искл.нац/вал страны.

Внебюджетные фонды, функции, классификация.

Внебюджетные фонды (ВФ)–это совокупность фин/средств, кот. наход-ся в распор-нии центр. или местных органов власти, а также ком/орг-ций и имеют цел.назначение. ВФ создаются двумя путями: 1)Выделение из бюджета опред.расходов.2)Формирование ВФ с собствен. источниками доходов В РФ ВФ подразделяются на: 1)гос.(соц.) 2)фонды для финансир.науч.исслед-й и эксперемент-х разработок (эконом.) Гос. (соц.) ВФ вкл. в себя:1) Пенсионный фонд РФ (28%) 2) Фонд соц страх-я РФ 3) Фед.фонд обязат.мед.страх-я (3,6 %) 4) Гос.фонд занятости населения РФ(на данный момент отменен). Фед/органы исполнит.власти и ком/орг-ции могут создавать след. внебюджет.фонды для финанси-ния научных исследований и экспериментальных разработок 1) Министерство науки и технологий РФ-российский фонд технологического развития 2) фед. минист-ва и иные фед/органы исполнит.власти-фонды финанс-ния научных исследований и эксперимент.разработок соответств. фед. министе-в и иных фед.органов исполнит. власти;3) ком/орг-ции-фонды финансир.научных исслед. и эксперимент.разработок соответств. ком. орг-ций. Средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций направляются на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе в области создания новых видов наукоемкой продукции, сырья и материалов, разработки новых и совершенствования применяемых технологий, повышения технического уровня продукции, стандартизации и сертификации продукции, охраны труда и техники безопасности. Например, в РФ существуют следующие экономические фонды (до вступления в силу постановления № 1156 они назывались также отраслевые внебюджетные фонды): 1)Рослегпром 2)Комитет РФ по рыболовству 3)РАО «Газпром» 4)Комитет РФ по машиностроению 5)Комитет по химической и нефтехимической промышленности  6)МПСи другие.
Безналичный денежный оборот в РФ и его организация
Безнал/расчет в РФ орган-ся на основе опред-х принципов. Соблюдение принципов позвол. обеспеч. соответ. расчетов предъяв-мым треб.: своевременность, надежность, эффективность.

Первый принцип — правовой режим осуществ. расчетов и платежей. Основ.роль-ГК РФ ч.2. В гл.45,46 упоряд. вопросы орган.безнал/расч. Главный регулир.орган платеж/системы – ЦБ РФ, на него возложены:      — установл.правил, сроков, стандартов, осуществ. расч. и применяемых при этом документов;

— коорди-ние, регулир-е и лиценз- расч.орган.в т.ч. и клиринговых систем. Второй принцип-осуществ.расч. преимущ-но по банк/счетам. Безнал/ расч. ведутся юр/ и физ/лицами через банк, в кот. им открыт счет. Третий принцип – поддерж-е ликвид. на уровне, обеспеч. беспереб-ное осуществ.платежей.

Четвертый принцип-наличие акцепта(согласия)плател-ка на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

— Соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, плат. поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств.

— Специальный акцепт документов (платежные требования-поручения, требования, переводной вексель)

— Также законодательством РФ предусмотрены случаи бесспорного списания средств — недостача по налогам и др. обязательным платежам, штрафы и т.д.

Пятый принцип- Срочность платежа. Значение этого принципа закл. в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами.

Шестой принцип-контроль всех участн-ов за правильностью соверш. расчетов, порядок их проведения.

Седьмой принцип— Имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий.


Особен.банк/мен.: цели, зад., осн.элем., мет.регул.экон.проц-сов

Банковский менеджмент– это научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Содержание банковского менеджмента:

Планирование– составление стратегических, бизнес-планов и планов по отдельным направлениям: кредитная, депозитная, процентная, кадровая политика банка

Анализ–оценка деят-ти в целом и по отдельным направлениям

Регулирование(гос. и внутр-е)–гос.-ЦБ и налоги, внутр.–внутр. аудит, руководство.

Контроль– внешний (ЦБ внешн. аудит) внутренний аудит, принцип 4-х глаз – 2 подписи.

Сфера банковского менеджмента подразделяется на 2 блока:

— финансовый менеджмент – управление движением денежного продукта, его формированием, размещением в соответствии с целями и задачами конкретного банка

— управление персоналом

Основные направления финансового менеджмента:

1. Разработка банк/политики с конкретизацией по отд. направлениям

2. Банковский маркетинг

3. Управление активами и пассивами

4. Управление ликвидностью

5. Управление капиталом

6. Управление доходами и расходами

7. Управление рисками

8. Управление кредитным портфелем

Особен.фин/менедж.банка–это отсутст.единообразной технологии управл.банк/процессами и орган.процедур, т.е. каждый банк сам вырабат. cобств.правила и постоянно их коррек-ет.Управл.перс-лом направл.на рацион.использ.знаний и опыта сотрудников. Включает: мотивацию труда; расстановку кадров; систему подготовки кадров; организационную структуру банка; организацию контроля; принципы общения в коллективе ;

Фин/ресурсы предприятия и источники их формирования.

Фин/рес-сы предп-я–это ден/сред-ва, формир.при образ.предпр-я и пополня-е в резул.произв-хоз.деят.за счет реал.товаров и услуг, выбыв.имущ.орга-ции, а также путем привл.внеш.источ.фин-вания. Собственные источники включают:1)-устав.капитал;2)-фонды, накопл.предпр-ем в процессе деят.(резерв.капитал, доб.кап-ал, нераспред.прибыль);3)-пр.взносы юр/ и физ/лиц(цел.финанс-ние, взносы и пожертв-ния). Прибыль идет на формир.разл.фондов предпр-я(резерв., накопления, соц.развития, потребления), либо образ.ед-й фонд предпр-я–нераспред. прибыль.Помимо фондов, сформ.за счет приб., состав.частью собст.кап-ла предпр-я явл.доб. кап-л, кот.по своему фин/происхож-ю имеет разн.источ.формир-я:   — эмиссион.доход, т.е. средст., получ.акц.общ-вом–эмитентом при продаже акций сверх их номинальной стоимости;

— суммы дооценки внеоборот.активов, возник.в резул.прироста стоим. имущ.при провед.его переоценки по рын.стоимости;

— курс.разница, связ.с формир.устав.кап-ла, т.е. разность между руб. оценк.задолж-ти учред.(участн.)по вкладу в устав.кап-тал, оцен.в учред.докум-х в ин/вал., исчисл.по курсу ЦБ на дату поступ.суммы вкладов, и руб.оценкой этого вклада в учред.док-тах.Для оценки ликвид. предпр-й отд.орган-прав.форм ГК РФ введено понятие чистых активов. Предпр-е не может покрыть свои потреб. только за счет собств. источ-в. Таким образом, появл.заем.источ.финанс-я.Заемн. средства для предпр-я явл.плат.источ.финанс-я.Предпр-я получ.кредиты на усл.плат-ти, сроч., возврат., цел.испол., под обесп. (гарант., залог недвиж.и др.активов предпр-я).Банк провод. Пров-ку кредит.заявки на предмет юр/кредитоспособности(юр/статус заем-ка, разм.устав.кап-ла, юр. адрес)и фин/кредитоспособности (оценка возмож.предпр-я своевр-но возврат.ссуду).Недостатком кредит/ формы фин-ния явл.:-необход.выпл. %-тов по кредиту;-сложность оформ-я;-необход.обеспеч.; ухудшение структуры баланса в рез. привлеч.заем.средств, что может приводить к потере фин/устойч., неплатежеспособ. и в конеч.счете к банкрот.предпр-я.Предпр-я могут получ.ресурсы путем вып.облигаций.Облигации–это разнов. ц/б, вып.в качестве долг.обязат-тв. Недост-ком данного способа фин-ния явл.нал.затрат на эмиссию ц/б, необход. выпл.%-тов по ним, ухудшение ликвидности баланса.

 
Формы безнал/расч.Особен.примен.различ.форм безн/рас.России.

Безнал/расч.провод.на основ.расч.докум-ов устан. формы и собл. соотв. документооборота. Разл.след.формы безнал/расчетов: а)расч.платеж. поруч. б)аккредит. форма  в)расчеты чеками  г)расч.платеж. треб-поруч. д)межбанковские расчеты

1.Расч.плат.поруч..Плат.поруч.-приказ владельца своему банку о спис. средств со счета и переводе их получ-ю в сумме устан.платеж.поруч-ем. Особенности расч.платеж.поруч.:1.Наиболее простая. 2. Производ. в расчете в предел.счета покуп-ля.3.Банк не позднее дня след.за днем получ.платеж.поруч.обязан списать средства со счета покуп-ля.4. Банк должен зачисл.средства на счет постав-ка не позднее дня след. за днем получ.платеж.поруч.

2.АККРЕДЕТИВ При аккредит.форме расч.покуп-ль депон-ет средства на особом аккред/счете, банк постав-ка спис.средства с аккред/счета на р/с постав-ка только в том случае если предст.док-ты заяв-ны в дог-ре (в заявл-ии) на откр.аккред-ва.ОСОБЕННОСТИ: При аккред/форме расч. закл.договор на откр.аккредитива в кот.указ.док-ты против кот.будет совершен платеж Виды аккредитива: 1.Подтвержд-й и неподтвержд-й 2. Отзывной, безотзывной.(Наиболее гарантир.форма расч.-это подтвер. безотзывной аккредитив).

ПРИЕМУЩЕСТВА АККРЕДИТИВА: 1)Обеспеч.гарант.опл.поставщику (средст.депон-ся на счете) 2)Гарантия для покуп-ля  НЕДОСТАТКИ: 1)Длител.срок документооборота 2)Дорогая форма расчета 3)Деньги покуп-ля замораж. на счете

3.Платежные требования-поручения. Недостаток:1)Покупатель может не согласится на оплату, т.е. на акцепт 2) Это не защищенная форма(использ. в основ.по отчисл.в фонды)

4.Расчет с помощью расчетных чеков

5.Инкассовые поручения

6 .Межбанковские расчеты. Недостатки: 1).Закрытие большого КБ приводит к падению маленьких 2) До 70% расче.осуществ.электронно с участ.центра инфор-ки.


Эмиссия и выпуск денег в хоз/оборот, дискус.вопросы.

Эмиссия-вып.в обращ.денег и ц/б, ден/знаков во всех форм.Безнал /эмиссия-удовл.доп.потреб.предпр-й в оборот.средств.с помощью кред-а.Они действ.на осн.банк/мультипликатора-это процесс увел. денег на депозит.сче-х КБ в период их движения от одного КБ к др. 1.Условия-клиенты держат средства на счетах КБ.

2.Для нач.эмиссии необход., чт.опред.сумма денег поступ.из вне в банк/ систему.Источ-ки: вклады, кре-ты ЦБ, сре-ва, поступ.в резул.м/н эк. отнош. 3.Кредиты КБ предоставл.под реальные сделки, деньги-сред-ва обращ-я. 4.Выдан.средства не вых.из нац/ оборота и не обналичиваются. Количественно банк/эмиссия определяется через банк/мультипликатор Кв= 1/Nоб.резерв.   Норматив обязат.резер-в -это % отчисл. от рес-сов КБ(депозит/опер.), кот.КБ переч.в ЦБ (ч/з к/с в РКЦ) для дальн.хран.на особых сч.(для банков это налог/ отч, ЦБ их использ.по своему усмот. для ликвид-и банк/ системы). Нал/ эмиссия-увел.наличных денег в обращение. Монополия-ЦБ. Процесс эмиссии.  1.Департамент регул. ден/оборота(ДРДО)-прогноз.и планир.нал/ден/средств, на основе кас. остатков КБ. Далее ДРДО–анализ прих/ и расх/населения. 2. Департ-мент эмиссионо-кас.опер.(ДЭКО).Анализ по купюр-го строен. валют, чем выше темп инф-ции, тем больше д.б купюр. Анализ скорости возвр. денег. В КБ. 3.Далее Гознаку ДЭКО состав.наряд/заказ на произв. денег на дог-ной основе т.к ГОЗНАК принадл.МинФину. 4.Гознак-печатн.фабрики и монет. дворы. 5.Выпущ.продукц.хран.в хран-щах ЦБ.6.Далее в ГРКЦ(голов-ные РКЦ). 7.В РКЦ деньги концентр.в рез. фондах.При эмиссии ден/ средства из резерв.фондов-деньги-поступ.в оборот. кассы-это Налич/ эмис-я.Далее из оборот.касс в кассы КБ.Нал/ деньги поступ.в КБ в соотв. с остат. на к/с и лимит.кассы.Изъятие денег — обратный процесс.   Дискуссионные вопросы.  -Функция мера стоимости-описана Марксом не выз. сомнения, если это полноцен.деньги или товар-счетные деньги или масштаб цен.-Функ-я обращ-ия-дает возм.замен полноцен. ден.на неполн.ден;-Функ-я накоп-я-связ.не с образ.сокровищ, а с ликвид-ю денег. Деньги облад.абсол.ликвид, но ее сдерж.инфл-я. Эти 3 функ-и призн.всеми экон-ми.Функ-я плат/ и мировых ден/-произв. от первых 3 функ-й.Виды ден.-товар, метал, кредит, бумаж, электрон, полноцен, неполноцен., реальные, идеальные.

Особенности организации финансов акцион. и гос.предпр-тий.

Фин/предпр-ий–это эк/отнош-ния, связ.с форм., распред. и использ. ден/дох-ов и накоп-ний субъектов хоз-ния на производ.и соц.разв-е. Специфика фин/предпр-я закл.в их распред.хар-ре.Фин/предпр-я вып.след.осн.функции:формир.ден/фондов(доходов); использ.ден/ фондов(расходы); фин/планир.; контроль.фун-ию–осуществ. контроля за форм.и испол.ден/средств при помощи показат-й бух.(фин.)отчет.; стимул-ую фун-ю, поскольку рационал.орг-ция фин-сов способ.повыш. эффект.деят.предпр-я.В матер-ном выраж.фин/предпр-й предст. собой совокуп.ден/фондов, т.е.фин/рес-сов, наход.в распор. конкрет. предпр-я.К ним отн.: фонд ОС, кот.представл. собой ден/выраж.осн. фондов предпр-я; фонд обор.средств, кот.представл.собой ден/ выраж. стоимости производ.запасов, гот.продукции на складе, фин/активы; фонд накоп-я, фонд потребления, вал/, резерв/ фонды и др. Унитарное предпр-е–ком/орг-ция, не надел.правом собств. на закрепл. за ней собств.имущ., кот.неделимо и не м.б.распред.по вклад.(долям, паям), в т.ч.между работ-ками предприятия. Фин/ гос. и муниц.предпр-й,как объект фин-прав.регул-ния, представл. собой отношения(не только денежные), связ.с формир, распред. и использ.ден/дох-дов и накопл-ий этих субъектов. Гос.унитар.предпр-я, основ.на праве хоз.ведения согл.п.2ст.295 ГК, а также уставу, утвержд.собств.(гос-вом или муниц. образ-ем), самост.распор.прибылью.Эту прибыль они могут распред. на фонд накопл., фонд потребл. и др.Однако, собств.имеет право на получ.части прибыли от использ.имущ., наход.в хоз.ведении предп-я (абз.2ст.295).Гос.предпр. на праве опер.управл.(казенные предпр-я) распред. свою прибыль согл.порядку, устан.собств.их имущ-ва, т.е. гос-ом(п.2 ст.297 ГК РФ)АО-общ-во, устав.кап-л кот.разд.на опред. кол. акций.Акци-ры не отв.по обяз-м АО и несут отв.в пред.стоим. принад. им акций.Каждому держателю акций принадл.часть имущ.общ-ва в соотв.с долей его акций в общем кол-ве акций, выпущ.в обращение. ОАО–общ-во, участ.кот.могут продавать принадл.им акции без согл-я др.акци-ров.ЗАО-общ-во, акции кот.распростр.только среди его учред. или иного, заран.опред.круга лиц.Такое общ-во не вправе провод.откр. подписку на выпуск.им акции.Акционеры ЗАО облад.преимущ.правом приобр.акций, продав.др.акци-ми.Устав.кап-л ЗАО не м.б. менее 100 мин.МРОТ, устан. на момент его регистрации.

 
Классификация операций ком/банков.

По рос.закон-ву к осн. банк/операциям отн.след.:

— привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады до востребования  и на определенный срок;

-  предостав.кред-в от своего имени и за счет собст. и привлеч. сре-в;

— открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

— осуществл.расч.по поруч.клиентов, в т.ч. банков- корреспондентов;

— инкассация денежных средствах, векселей, платежных  и расчетных  документов и кассовое  обслуживание клиентов;

— управ.ден/сре-ми по дог.с собств. или распорядителем средств;

— покуп.у юр/ и физ/лиц и прод.им ин/валюты в нал. и безнал. формах;

— осущест.опер.с драг.метал.в соответ.с действ. закон-вом;

— выдача банковских гарантий.

Крометого, в соот.с рос.банк.закон-вом ком/банки помимо перечисл. выше банк/опер. вправе произв.след.сделки:

-  выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств  в денежной форме;

-  приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;

— оказание консультационных и информационных услуг;

— предоставл.в аренду физ/ и юр/лицам спец.помещ. или наход-ся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

— лизинговые операции.

Все банк/опер. сделки осущ.в руб., а при нал.соответ.лицензии ЦБ и в ин/вал.В услов.рын.эк-ки все операции ком/банка можно усл.раздел. на 3 основ.группы: Структура основ.операций ком/банка:

1.ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (привлечение средств)

— привлечение средств  клиентов с оказанием услуг

— привлечение средств клиентов без оказания услуг

— привлечение средств из других источников

2. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ (размещение средств)

— операции, проводимые банком за свой счет  и в свою пользу

— операции, проводимые банком по поручению клиентов и за их счет

3. АКТИВ.–ПАС.ОПЕРАЦИИ (комис-но-посредн-ие) -опер., провод.по поруч.клиентов и на комиссион.началах(«чистые банк/услуги«)

Совр.теорет.модел.ден-кредит/ политики гос-ва.

В осн.ден-кредит/полит.лежит теория денег, изуч.процесс воздейст. ден.и ден-кред/полит.на состоян.эко-ки в целом.Сущ.2 разл. подх-а к теории денег:кейнсианская и монетаристская. Кейнс-кая теория. 1.Рын.эко-ка–неустойч.система, поэтому гос-во долж.испол.различ. инструм.регулир.эко-ки, в т.ч.ден-кредитные. 2.Измен.ден/ предлож. явл.причин.измен.уровня %-ставки, что, в свою очередь, прив.к изм.в инвест-ом спросе и ч/з мультипликативный эффект–к изм.в номин. ВНП(ВНП в ден/выраж.)Ден.нейтрал.для эко-ки.Увел.ден/ предлож. приводит только к росту цен.Реаль.эк.рост не достиг-ся.(Модель Хикса-Хансена: Предпол.-эк/система наход.в состоянии равнов., ЦБ пров-ит полит.на расш.ден/массы с пом.инструм.ден-кредит/ полит, тогда предлож.денег увел,%-ставка пад, след.частные план. инвест. раст, далее действ.мультипликатор инвестиц, след.ВНП раст.и цены растут, соотв.увел.спрос на ден., след.%-ставка нач.расти, инвестиц. падают, ВНП падает.Резул.явл.только рост цен при возросшем предлож. ден.) 3.Осн.теорет.урав-е на кот.баз-ся кейнсианство: Y
=
C
+
G
+
I
+
NX, гдеY–номин.объем ВНП,C–потреб.рас-ды,G–гос.рас-ды,I–частные план. инвест.,NX–чистый экспорт.4.В связи с этим кейнсианцы счит.ден-кредит/полит.не эффек-й.Из ее инструм. счит. наиб-е реал.изм.%-ставки. Эффек-м средст.стабил-и эко-ки счит. фискал.или бюджет.политику. Монетаристская теория.Осн.теор. М.Фридмен.1.Рын.эк-ка–внутр. устойч.система.Негатив.явл.–резул. вмешат.гос-ва.2.Связь между массой денег в обращ.и номин-ым объем.ВНП выраж.ч/з урав-е Фишера:M
*
V
=
P
*
Q, где М–кол-во ден.в обращ.,V–скорость обращ.ден., Р–ср.цена тов.и услуг,Q–кол-во произв.тов.и услуг.Кол-во продан.и произвед.тов-в за год приблиз. равны, т.е.Q=Y, скорость обращ.ден. приблиз.постоянна, зам.ее на коэфф. k, получ.:k
*
M
=
P
*
Y, где PY–объем номин.ВНП, т.е.измен.кол-ва ден.в обращ.долж. вызв-ь пропорц. измен. объема номин.ВНП. При увел.ден.массы на 3-5% в год достиг.реал.эк. рост; если бол., то раскруч.инфл-и; мен.–прирост ВНП будет падать 3.Связь между предл.ден.и номин.объемом ВНП осущ.не ч/з % -ставку, а непоср. При увел.ден.предл.достиг.реал.эк.рост, а именно рост ден. предл. привод.к росту спроса на реал.и фин.активы, след.растут инвести-ии и след.совокуп.спрос возрас.и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.Совр.теор.модел.ден-кред/полит предст.собой синтез

Рынок ц/б и его особенности в России.

Рынок ц/б–это рынок на кот.выпускаются и обращаются ц/б. Ц/б-это документ, удостов.с соблюд.установл.формы и обязат.реквизитами имущест-ные права осуществл.или передача кот.возможны только при его предъявлении. Виды ц/б:Гособлигация/Облигация/Вексель/ Чек/ Депозитный и сберегат.сертификат/Банк/сберегат.книжка на предъяв-ля / Коносамент/Акция/Приватизационные ц/б/Складские документы: двойное и простое складс/свид-во/Инвестиционные паи/ Жилищные сертификаты Классификация ц/б:1)по принадлеж.права:/ именные / на предъявителя / ордерные (вексель)2)по способу перед.: /предъявительская–передается простым вруч-ием/ именная перед.с предвар.записью в реестре/ордерная–перед. путем индоссамента (передаточная надпись)3)по способу эмиссии прав:/документарные–в виде сертификата/ бездокументарные–в виде записей на счетах: лиц/ счет в реестре или счет«Депо» в депоз-арии (учитываются не деньги, а ц/б)4)по статусу владельца:/долевые ц/б–дают статус собств-ка/ долго-е–подтверждают факт ссуды ден/средств(облигации)5)в завис. от эмитента:/гос-ственные/муниципальные/корпоративные/6)по проц-едуре выпуска:/эмиссионные/не эмиссионные7)по сроку обращ-я: /кратксроч.(1 г)/ср/срочные1-5 лет/дол/срочные до 30 лет/бессрочные 8)по первичности прав, удостов-ных ц/б:/основные/производ-е(варант, опцион, фьючерс) Рын. ц/б имеет ряд функций, кот.усл.можно подразд. на 2 группы:

1.Общерыночные функции (присущи каждому рынку)

2.Специф.функции–2 осн.:/перераспредел-я/функция страхования ценовых и финансовых рисков или хеджирование

Разл.след.рынки ц/б:1.М/н и нац.;2.Нац/ и регион/;3.рынки конкр-ных видов ц/б;4.рынки гос/ и корпорат/ ц/б; 5.рынки первич.и производных ц/б. Состав.час. рынка ц/б имеют своей осн. не тот или иной вид ц/б, а способ торг-и на данном рынке.С этих позиций в рынке ц/б выд. след. рынки: 1)первичный и вторичный;2)организованный и неорганиз-ный 3) традиционный и компьютеризированный;4)кассовый(с немедл. исп. сделок в теч.1-2 дней) и срочный(срок испол.св.2-х дней, чаще всего 5 месяцев) 5)биржевой и внебиржевой  Инфраструктура рынка ц/б состоит из 3-х систем:1.депозитарной; 2.расчетной; 3.торговой.

      продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.