Реферат по предмету "Философия"


Древнегреческая философия

Древнегреческая философия Особенности древнегреческой философии Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого. Отличительные особенности античной философии: 1. античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок),

2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - "сома"), 3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы), 4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные. В античной философии выделяют следующие периоды: 1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение

Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит), 2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека, 3. классический - связан с деятельностью Платона и

Аристотеля, 4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека), 5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация, 6. зарождение христианской мысли. Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Философия доклассического периода Милетская школа

Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе".Фалес считал первоосновой воду - "все происходит из воды и все в нее возвращается"

. Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - "познай самого себя". Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат "О природе". В качестве "архе"

Анаксимандр считал "оперон" - "то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть.Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени). Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении

Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух. Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами.

Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную". Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала). Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится также Гераклит Эфесский. Гераклит Эфесский - был натурофилософом.

Первоосновой всего считал огонь, который "не создан ни людьми, ни богами". Основные идеи Гераклита: 1. всеобщей изменчивости "все течет, все изменяется". Мир динамичен - "нельзя дважды войти в одну и ту же реку", 2. "постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем", 3. источником движения, изменения является борьба противоположностей,

4. идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово), 5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). "Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком". Парменид, Зенон - элейская школа. Апории Зенона. Демокрит. Атомы. Элейская школа Представители: Парменид, Зенон.

Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления. Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому

бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум. Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория "летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается,

что в каждой точке стрела покоится. Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания. Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение. Протагор,

Горгий - Софисты. Триада Горгия. Релятивизм. Агностицизм. Софисты Следующие представители древнегреческой философии. Буквально "софист" - это "тот, чьей профессией является мудрость". Вся деятельность софистов привела к тому, что под этим понятием стали считать людей, которые учили других одерживать победу в споре. За обучение они брали деньги.

Протагор Протагор (5 в до н.э.) - основатель софистики. Его основной тезис - "человек - мера всех вещей". Истина относительна (болезнь - зло для больного, а для врача - благо). Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и не видели грани между истинным и ложным. Другая особенность софистики - агностицизм (это философское направление,

в основе которого лежит представление о непознаваемости мира). Горгий Классическое выражение агностицизма - триада Горгия: 1. ничто не существует, 2. если что-либо существует, то оно непознаваемо для человека, 3. если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому. В триаде Горгия также есть проблема коммуникации - принцип несообщаемости знания другому (истина субъективна

и непередаваема). Софисты известны своими логическими неправильностями Софизм "Рога".Вопрос: то, что ты не терял, ты имеешь? Ответ: да, имею. Если ты не терял рога, значит они у тебя есть! Значение деятельности софистов: 1. переориентировали философию с космоса на человека, 2. подняли искусство спора на качественно высокий уровень,

3. стимулировали развитие риторики и логики. Сократ, Диалоги Сократа Философия классического периода Сократ (469-399 гг до н.э.). Основной метод нахождения истины для Сократа - диалог. Знание - это не механическая передача знаний от человека к человеку. Истина должна родиться в человеке, только тогда она будет его убеждением.

Истина рождается в диалоге (коммуникации). Алгоритм ведения продуктивного спора, предложенный Сократом: 1. сомнения - вступая в диалог, Сократ говорил "я знаю, что я ничего не знаю", т.е что у собеседников нет знаний о предмете, о котором будет идти речь, 2. ирония над знанием человека, 3. "майевтика" - метод, помогающий собеседнику "родить" истину. Сократ помогал человеку самому "дойти до истины",

4. индукция от фактов к общим положениям, 5. "дифиниция" - окончательное определение исследуемого предмета. Методом Сократа была диалектика как искусство спора. Центральными проблемами философии Сократа были проблемы этики, нравственности. Сократ ценил добро, благо, мужество, справедливость. Основа добродетели по Сократу - знания, т.е. человек совершает неблагие деяния, т.к. не знает о том,

что они неблагие. В вопросах этики Сократ развивал проблему рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания. Эта позиция Сократа называется этический рационализм. Платон, Аристотель Платон - основатель первой философской системы объективного идеализма. Впервые дал обоснование примата (превосходства) идеи над материей. Идея (эйдос) - центральная фигура философии Платона.

Всякое физическое тело - воплощение идеи. Идея - это первообраз, оригинал, а вещь - это копия (причем некачественная). Любой материальный объект можно разрушить, а идея останется. Идеи Платон называл парадигмами - образцами, по которым из бесформенной материи организуются реальные вещи. Важная заслуга Платона - в разделении вещи как материального тела от идеи вещи. Платон первым осознал конструктивную роль идей. Учение о идеях - метафизическая часть его

Платона. У Платона есть также социально - политическое учение. Аристотель - ученик Платона. Центральная категория учения Аристотеля - "эйдос" (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания.

Гиперурания - за пределами пещеры и поэтому до людей доходят лишь отблески света из нее. Учение Аристотеля демократично (у каждой вещи - своя идея), а в социально-политическом учении Платона можно увидеть зачатки тоталитарного государства с единой идеей. У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона - да. Аристотелевская материя двояка: 1. бесформенное вещество (первоматерия),

2. то, из чего вещь состоит. Материя - потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение. Причины вещей (любая вещь обязана своим существованием четырем причинам): 1. материальная (из чего), 2. формальная (форма), 3. деятельная (мастер),

4. целевая (ради чего). Мировоззрение Аристотеля телеологично - все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и потенциальной завершенностью. Эпикур, Сенека, Диоген - кинизм, стоицизм Философия эллинистического периода В период эллинизма происходит постепенный распад полиса (основной формы социально-экономической структуры древнегреческого общества) и возникают морально-этические учения, призванные ориентировать поведение

человека во время глубокого общественного кризиса посредством определенных идеалов и ценностей - кинизм, эпикуреизм, стоицизм. Основатель кинизма - Диоген, эпикуреизма - Эпикур, стоицизма - Сенека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 4 крестовый поход и завоевание Константинополя по хронике Робера де Клари "завоевание Константинополя"
Реферат Принципи виховання
Реферат Налогообложение субъектов малого предпринимательства проблемы и пути их решения Экономическое содержание
Реферат Возникновение психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии)
Реферат Литература Франции XVII столетия
Реферат Теоретичні основи і принципи організації контролю в Україні в ринкових умовах
Реферат Методологические аспекты проведения аудита и особенности тестирования системы компьютерной обработки данных
Реферат Из разборов лирики А.А. Фета: «Сосны»
Реферат Розробка методики формування в учнів системи знань і вмінь з технології обробки металу не верстатах
Реферат 11 класс в каких произведениях звучат эти скрипки? Назовите
Реферат А базе Исследовательского центра развернут фонд образцов оценочных средств по ряду направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования
Реферат Анализ состава и структуры выручки от продажи товаров продукции работы услуг На материалах
Реферат Анализ и пути совершенствование системы содействия занятости населения (на примере Кемеровского центра занятости)
Реферат Причинно-следственное толкование спектра излучения газов
Реферат Финансовая полиция Республики Казахстан