Реферат по предмету "Разное"


А базе Исследовательского центра развернут фонд образцов оценочных средств по ряду направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) является федеральной экспериментальной площадкой по оценочным средствам итоговой государственной аттестации выпускников вузов.В рамках указанной экспериментальной площадки на базе Исследовательского центра развернут фонд образцов оценочных средств по ряду направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.В настоящее время указанный фонд включает в себя 228 единиц (направлений подготовки бакалавров и специальностей). В 2005 году предполагается дальнейшее пополнение фонда.^ Информация о фонде размещена на сайте Исследовательского центра www.rc.edu.ru в разделе «Оценочные средства»:http://www.rc.edu.ru/rc/s45.htmИсследовательский центр оказывает услуги по передаче заинтересованным учреждениям высшего профессионального образования и частным лицам материалов фонда на условиях, выставленных на сайте Исследовательского центра. Телефоны Исследовательского центра: 369-18-30 369-59-51 ^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное агентствопо образованию федеральная служба по надзорув сфере образования и науки исследовательский центр проблем качества подготовки специалистовМосковского государственного института стали и сплавов(технологического университета)Серия «Федеральный фонд оценочных и диагностических средствитоговой государственной аттестации выпускниковвысших учебных заведений»^ ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВпо педагогическим и экономическимспециальностямВып. 4 Москва – Санкт Петербург 2004УДК 378.1+91+53+339ББК 74.58Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников вузов по педагогическим и экономическим специальностям. Вып. 4. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 164 с. (Серия «Федеральный фонд оценочных и диагностических средств итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений»).В сборник включены примерные образцы оценочных и диагностических средств итоговой государственной аттестации выпускников вузов по ряду направлений подготовки бакалавров и специальностей высшего профессионального образования. Приведенные примеры разработаны соответствующими учебно-методи­чески­ми объединениями вузов и являются составной частью федерального фонда оценочных и диагностических средств государственной аттестации выпускников вузов, функционирующего на базе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета). Образцы оценочных и диагностических средств предназначены для использования высшими учебными заведениями при создании собственных развернутых фондов оценочных и диагностических средств государственной аттестации выпускников вузов, учитывающих специфику конкретной образовательной программы вуза. Сборник состоит из 5-ти выпусков: вып. 1 «Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников вузов по направлениям подготовки бакалавров»; вып. 2 «Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям классических университетов»; вып. 3 «Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников вузов по направлениям подготовки и специальностям в области техники и технологии»; вып. 4 «Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников вузов по педагогическим и экономическим специальностям»; вып. 5 «Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации выпускников вузов по сельскохозяйственным специальностям». Настоящий выпуск содержит оценочные и диагностические средства по педагогическим и экономическим специальностям. Издание выпусков 1–3 осуществлено ООО «ИБС Консалтинг», издание выпусков 4–5 – Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета).^ Редакционная коллегия: Е.Н. Геворкян (сопредседатель),Н.М. Розина (сопредседатель), Н.И. Максимов (сопредседатель),Н.А. Селезнева (сопредседатель), И.Н. Бородулин, И.Г. Галямина,В.Г. Казанович, Г.П. Савельева, В.П. Соловьев, Ю.Г. Татур ББК 74.58 Авторы-составители, 2004  Оформление и издание, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 ^ От редакцииАктивно проявляющаяся в последние годы в российской высшей школе тенденция существенного усиления внимания к вопросам качества образования и связанное с этим развитие в высших учебных заведениях систем качества (управления качеством образования) актуализируют в методическом плане проблему совершенствования средств и технологии оценки качества образования и, прежде всего, оценки качества подготовки выпускников высших учебных заведений. Это же обусловлено и контекстом, связанным с вступлением России в Болонский процесс, где проблемы сравнительных оценок качества образования являются едва ли не центральными. В российской высшей школе накоплен довольно значительный опыт организации итоговой государственной аттестации выпускников вузов. В учебно-методических объединениях вузов и во многих высших учебных заведениях активно разрабатываются оценочные средства итоговой государственной аттестации выпускников. При этом создан весьма значительный методический арсенал, несомненно нуждающийся в обобщении и распространении. С целью анализа, обобщения, развития и распространения позитивного опыта оценочной деятельности в высшей школе Министерством образования Российской Федерации организована на базе Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) экспериментальная площадка по оценочным средствам и технологиям государственной аттестации выпускников вузов. В рамках экспериментальной площадки создается фонд образцов оценочных и диагностических средств по направлениям и специальностям высшего профессионального образования. В настоящее время фонд насчитывает 228 единиц (направлений подготовки бакалавров и специальностей) и предполагается его дальнейшее пополнение. Разработчиками материала фонда являются преимущественно учебно-методические объединения вузов, а также отдельные вузы, наиболее продвинутые в данной области. Разработка оценочных средств осуществлялась на основе Методических рекомендаций по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний (письмо Минобразования России № 14-55-359 ин/15 от 18.05.02) и Методики создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов (письмо Минобразования России № 14-55-353 ин/15 от 16.05.02). Предлагаемый сборник, состоящий из 5-ти выпусков, включает лишь небольшую часть примеров из указанного фонда, но охватывает большинство образовательных областей. Помещенные в нем материалы далеко не равноценны как по объему, так и по методической проработанности. Во многих материалах доминирует дисциплинарный подход, основанный, к тому же, на приоритете знаниевой компоненты образования. Вместе с тем, очевидно, что системодеятельностный характер оценочных и диагностических средств, охватывая весь спектр будущей профессиональной деятельности выпускника, может обеспечить достаточно объективную оценку качества подготовленности выпускников, основываясь на уровнях сформированности их общеобразовательных, социальных и профессиональных компетенций. Вследствие этого не следует полагать, что составляющие фонд оценочные средства являются эталоном (стандартом). Проделанную учебно-методическими объединениями работу в этом отношении можно считать стартовым этапом в попытке создать унифицированные образцы оценочных и диагностических средств. Отмеченное различие качества материалов фонда лишь свидетельствует о степени методического развития оценочной деятельности в образовательных областях, курируемых соответствующими учебно-методическими объединениями. В этой связи публикуемые в сборнике материалы должны помочь вузам создавать свои развернутые фонды оценочных средств, отражающих специфику конкретных образовательных программ каждого вуза, с одной стороны, а, с другой, способствовать развитию в вузах собственных методических подходов к оценочной деятельности. Для учебно-методических объединений вузов по различным образовательным областям публикацию материалов сборника следует рассматривать как форму обмена опытом организации оценочной деятельности. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов как федеральная экспериментальная площадка приглашает заинтересованные вузы и отдельные научно-методические коллективы к сотрудничеству в области обмена опытом организации оценочной деятельности в высшей школе. Предполагается проведение в 2005 году на базе Исследовательского центра симпозиума по квалиметрии в высшей школе, оценке и мониторингу качества высшего образования. Исследовательский центр будет признателен вузам и отдельным научно-методическим коллективам, которые сочтут возможным предоставить свои материалы для размещения в федеральном фонде оценочных средств и технологий, их публикации с полным сохранением авторских прав разработчиков материалов. Предполагается организовать соответствующий конкурс с материальным и другими формами поощрения участников.^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержденопредседателем УМОпо специальностям педагогического образования ^ Матросовым В.Л. Оценочные и диагностические средстваитоговой государственной аттестациивыпускников вузовпо специальности 032500 «гЕОГРАФИЯ» Одобрено учебно-методическим советом по специальности 032500 «География» ^ Матросовым В.Л. Авторский коллектив:Дронов В.П. (руководительтворческого коллектива),Спрялин А.Н.Москва – Санкт Петербург 2004 1. Общие положения* Государственным образовательным стандартом по специальности 032500 «География» с квалификацией учитель географии, утвержденным Министерством образования РФ 14.04.2000 г. (регистрационный № 378 пед/сп), предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде: а) защиты выпускной квалификационной работы, б) государственного экзамена.^ 2. Определение содержаниягосударственных испытаний2.1. Виды деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности Выпускник по специальности 032500 «География» подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.^ Видами профессиональной деятельности специалиста являются: 1) преподавательская, 2) научно-методическая, 3) социально-педагогическая, 4) воспитательная, 5) культурно-просветительская, 6) коррекционно-развивающая, 7) управленческая. Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.^ Задачи профессиональной деятельности выпускника. Выпускник по специальности 032500 «География» подготовлен к решению следующих задач профессиональной деятельности:^ 1. Задачи преподавательской деятельности:реализация образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым государственным стандартам образования;проектирование, разработка и проведение мероприятий, связанных с преподаванием (уроков, лекций, семинарских и практических занятий, консультаций, аттестационных мероприятий);проведение исследований проблем, связанных с преподаванием, разработка рекомендаций по их разрешению; анализ частных и общих проблем преподавания;использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения;воспитание и интеллектуальное развитие личности.^ 2. Задачи научно-методической деятельности:детальное знание различных направлений географии с целью обеспечения преподавательской деятельности в рамках основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности «География»;обеспечение специализации, предполагающей получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю основной специальности;выявление взаимосвязей научно-исследовательской и педагогической деятельности в области географии, возможностей использования собственных научных исследований в целях совершенствования образовательного процесса;овладение основами научно-методической работы, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала;проведение исследований проблем, связанных с профессиональной деятельностью;формирование логики и методологии научных исследований, определение целей и задач исследований; применение адекватных поставленным задачам методов и методики исследований; анализ частных и общих проблем преподавания географии, разработка рекомендаций по их разрешению; владение основной иноязычной терминологией специальности, знание русских эквивалентов основных слов и выражений профессиональной речи; обработка и оформление результатов исследований с использованием компьютерной техники.^ 3. Задачи социально-педагогической деятельности: обеспечение обучения учащихся предмету «География» в соответствии с существующими учебными программами среднего образования; содействие личностному развитию учащихся посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах; организация образовательного процесса в различных социокультурных условиях; выбор педагогических технологий, приемлемых и результативных в организации обучения учащихся; профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью; защита учащихся от неблагоприятного влияния социальной среды.^ 4. Задачи воспитательной деятельности: интеллектуальное воспитание учащихся; нравственное воспитание учащихся; правовое воспитание личности; трудовое воспитание личности; эстетическое воспитание личности; физическое воспитание.^ 5. Задачи культурно-просветительской деятельности: организация дополнительного образования детей и подростков; воспитание в учащихся экологического мировоззрения; организационное и информационное обеспечение эколого-просветительской деятельности средств массовой информации.^ 6. Задачи коррекционно-развивающей деятельности: профилактика социальной дезадаптации учащихся; коррекция неадекватного поведения учащихся; содействие активизации учебной деятельности и развитию творческой социальной активности учащихся.^ 7. Задачи управленческой деятельности: управление образовательным процессом в учреждениях среднего общего и профессионального образования, для чего выпускнику необходимо иметь све­дения о государственно-общественной системе управления образования и взаимодействии с социальными институтами; владение основными функциями педагогического управления: педагогического анализа, планирования, организации, регулирования и контроля; применение на практике принципов управления педагоги­ческими системами; планирование и организация профориентационной работы в школе; организация системы повышения квалификации и аттестации работников образования; внесение инновационных процессов в образование.^ 2.2. Квалификационные требования (профессиональные функции), необходимые для выполнения профессиональных задачПреподаватель географии должен: 1)  понимать роль учебных заведений в обществе; 2) понимать концептуальные основы физической и экономической географии, их место в общей системе знаний и ценностей и в школьном учебном плане; 3) учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные; 4) обладать знаниями физической и экономической географии, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества.Преподаватель должен знать: 5) Конституцию Российской Федерации; 6) законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; 7) Конвенцию о правах ребенка; 8) сущность процессов обучения и воспитания, их психологические основы; 9) воспитательные системы прошлого и настоящего; общие вопросы организации педагогических исследовании, методы исследований и их возможности, спосо­бы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска; 10) пути совершенствования мастерства учителя и способы самоусовершенствования; 11) содержание общих и специальных географических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических и научно-методических задач; 12) научные основы физической и экономической географии, их историю и методологию; 13) основные проблемы современной географической науки; 14) теорию обучения географическим учебным дисциплинам; 15) требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по географии, устанавливаемые государственным образовательным стандартом; 16) содержание и структуру школьных учебных планов, программ и учебников; 17) вопросы частных методик курсов по физической и экономической географии; 18) различные подходы к изучению основных тем физической и экономической географии, новые технологии обучения; 19)  методы формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся; 20) структуру и архитектуру персональных компьютеров, основные операционные системы, компьютерные инструментальные средства, методы компьютерной обработки информации; 21) требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов по географии и подсобных помещений; 22) средства обучения географии и их дидактические возможности; 23) основные направления и перспективы развития географического образования и географической науки в целом; 24) основы права, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.Преподаватель должен уметь: 25) проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; 26) планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии; 27) обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи географии с другими дисциплинами; 28) разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответ­ствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся; 29) ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт учащихся; 30) отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения; 31) анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала; 32) организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты; 33) применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данных диагностики; 34) использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства персональных компьютеров для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера; 35) создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения; 36) развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.Преподаватель должен иметь представление: 37) о связях школьных разделов географии с соответствующими вузовскими дисциплинами и с современными научными исследованиями в области физической и экономической географии; 38) о методических аспектах географии в целом, отдельных тем и понятий; 39) о методах и приемах составления задач, упражнений, тестов по различным темам; 40) о принципах построения обучающих и контролирующих программ разного уровня сложности.2.3. Требования к профессиональной подготовке выпускника,необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие виды государственных аттестационных испытаний2.3.1. Требования к уровню подготовки выпускникапо специальности 032500 «География» Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 государственного образовательного стандарта.Специалист должен знать: 1) государственный язык Российской Федерации – русский язык; 2) свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.Специалист должен уметь: 3) осуществлять процесс обучения учащихся средней школы с ориентацией на задачи обу­чения, воспитания и развития личности школьников и с учетом специфики преподаваемого предмета; 4) стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению; 5) анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; 6) выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений; 7) выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащих­ся и оказывать им помощь в осуществления семейного воспитания.Специалист: 8) владеет понятийно-категориальным аппаратом географических наук; 9) знает состояние и перспективы развития географических наук, их роль в современном на­учном знании о природе и обществе; 10) владеет современными методами географических исследований; 11) знает и умеет использовать прикладные аспекты географических наук; 12) владеет системой знаний о современных проблемах естествознания, многообразии и сохра­нении устойчивости географической оболочки, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли; 13) знает физико-химические основы природных явлений и процессов, причины их опреде­ляющие; 14) знает основы геологии, ее значение для изучения географических наук; 15) знает основы почвоведения, географическое распространение почв; 16) владеет знаниями о глобальных и региональных закономерностях формирования, разви­тия и дифференциации природных, социально-экономических и природно-антропогенных геосистем; 17) владеет системой знаний по физической географии материков, океанов и России; 18) знает основные закономерности социально-экономической географии Мира, регионов и России;19) знает геоэкологические основы рационального природопользования; 20) знает основы геодезии, топографии и картографии, виды, содержание и основные способы использования географических карт, аэро- и космических снимков; 21) владеет основными методами использования геоинформационных систем; 22) знает географию своего региона, его специфические особенности; 23) владеет методикой преподавания географии и современными технологиями обучения; 24) знает принципы организации географического краеведения, умеет проводить исследова­тельскую и эколого-природоохранную работу с детьми и молодежью в условиях школы и вне­школьных образовательно-воспитательных учреждений: 25) умеет проектировать и создавать географический кабинет, выбирать объекты для поле­вых практик, организовывать на них работу.Таблица 1 Виды профессиональнойдеятельности Вид аттестационного испытания Государственныйэкзамен Защита ВКР* Преподавательская + + Научно-методическая + + Социально-педагогическая + + Воспитательная + Культурно-просветительская + Коррекционно-развивающая + Управленческая + * ВКР – выпускная квалификационная работа (дипломная работа).2.3.2. Соответствие профессиональных функций и требований к профессиональной подготовке выпускника Требования к профессиональной подготовке выпускника (п. 2.3.1.) Профессиональные функции (п. 2.2) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 1 х 2 3 х х х х х х х х х х х х х х 4 х х х х х х х х х х 5 х х х х х х х 6 х х х х х х х 7 х х х х 8 х х х х х х 9 х х х х х х х 10 х х х х х 11 х х х 12 х х х х х 13 х х х х х 14 х х х х 15 х х х х 16 х х х х 17 х х х х х 18 х х х х х 19 х х х х х 20 х х х х ^ 3. Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена3.1. Перечень основных учебных модулей (ОУМ),обеспечивающих получение соответствующейпрофессиональной подготовленности выпускника,проверяемой в процессе государственного экзаменаТаблица 2 Виды профессиональной деятельности Дисциплины образовательной программы (разделы) Практика 1 2 3 Преподавательская деятельность Картография с основами топографии. Геология. Общее землеведение. География почв с основами почвоведения. Биогеография. Экология. Физическая география материков и океанов. Физическая география России. Общая экономическая и социальная география. Этногеография и география религий. Основы экономики и технологии важнейших отраслей хозяйства. Экономическая и социальная география зарубежных стран. Экономическая и социальная география России. Геоэкология и природопользование. Краеведение. Другие географические дисциплины (дисциплины и курсы по выбору) студента, устанавливаемые вузом, и дисциплины специализации). Теория и методика обучения географии Летние полевые практики по: то


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Средние величины и показатели вариации 2
Реферат Обучение детей школьного возраста на компьютерах
Реферат Childhood Memory Descriptive Piece Essay Research Paper
Реферат From the land called Beringia
Реферат Спатифиллум
Реферат Системный анализ мотивационных и идеологических аспектов терроризма
Реферат Письмо Софье Павловне Фамусовой
Реферат Соціальна технологія проведення анкетного опитування в рамках навчальної дисципліни ММТСД
Реферат Бухгалтерский учет в странах Бенелюкса
Реферат Правоприменительная деятельность правоохранительных органов в Уголовном праве РФ
Реферат Jumping Mouse Essay Research Paper Jumping Mouse
Реферат Совершенствование антивирусной защиты документов текстового процессора Microsoft Word
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Орель по маршруту порт Гиресун порт Аугуста
Реферат Управление создания малого инновационного предприятия
Реферат Анализ свойств товаров и его значение для выбора маркетинговой стратегии фирмы