Реферат по предмету "Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика"


Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру (специальность - 08.00.05 "Экономика")

Вопрос № 3. Функции и методы управления. Особенности управления регионом насовременном этапе.
Функции управления:Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; Антимонопольное регулирование; Макроэкономическая стабилизация; Размещение ресурсов; Перераспределение доходов; Фискальная политика; Кредитно-денежная политика
Административные методыквалифицируются в качестве способов и средств прямогоили внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектовисполнительной власти на соответствующие объекты управления со сторонынезависимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находятв свершении субъектом управления таких действий, в содержании которыхпроявляется властное обеспечение должного поведения объектов. 
Прямое их направлениеозначает, что субъект управления принимает
 управленческое решение  обязательное для адресата  управления.
Экономические методыобычнохарактеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со сторонысубъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объектыуправления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субьект управления добивается должного поведенияуправляемых путем воздействия на их материальныеинтересы, т.е. опосредствованно в отличие от способов прямого властноговоздействия.
·        Энергетическаяполитика;
·        Таможеннаяполитика;
·        Кредитнаяполитика;
o   Политикаобязательных резервов;
o   Политикаколичественных кредитных ограничений (кол-во выданных кредитов);
·        Налоговая политика.
Вопрос № 4. Роль экономических прогнозов в управлении экономикой. Методыпрогнозирования.
Уровень прогнозированияпроцессов общественного развития обуславливает эффективность планирования иуправления экономикой и другими сферами.Фактографические
·         Опережающиеметоды (основаны на определенных принципах специальной обработкинаучно-технической информации, учитывающих ее свойство опережать прогресс наукии техники)
·        Методы аналогий(выявление сходства в закономерностях развития различных процессов)
                                      i.     Математический (в качестве аналога для объектаиспользуют объекты другой физической природы, других областей науки и техники,имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектомпрогнозирования)
                                     ii.     Исторический
·        Статистическиеметоды
                                   iii.     Экстраполяция (изучение динамики измененияэкономического явления в предпрогнозном периоде иперенесения найденной закономерности на некоторый период будущего)
                                   iv.     Моделирование
                                    v.     Корреляционные
                                   vi.     РегрессионныеЭкспертные
·        Экспертные оценкис обратной связью
·        Прямые экспертныеоценки
«Мозговая атака»
Метод «Дельфи»(служит для определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий)

Вопрос № 10.  Формыи методы государственного регулирования рыночной экономики.
Меркантилизм – ГР необходимо.Классики – ГР не нужно, рынок саморегулируется. Кейнс – в процессе эк. спада только ГР можетстабилизировать. 2 пол. ХХ века – расширение масштабов ГР.
Методыпрямого государственного воздействия:определение стратегических целей развития экономики их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции (стандартизация); правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.р.; лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых операций; экологический контроль.
Прямые методыгосударственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительногоматериального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силегосударственной власти.
Методыкосвенного государственного воздействияналогообложение, его уровень и систему налоговых льгот; регулирование цен, их уровня и соотношений; платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Методы косвенногогосударственного регулирования экономических процессов опираются в основном натоварно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночномхозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственнойдеятельности.
Методы носят экономический иадминистративный характер (важен баланс).
Формы государственного воздействия:Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; Антимонопольное регулирование; Макроэкономическая стабилизация; Размещение ресурсов; Перераспределение доходов; Фискальная политика; Кредитно-денежная политика.
Вопрос № 11.  Инфляция, ее определение и измерение. Причиныинфляции и ее влияние на экономическое развитие.
Инфляция – это рост цен натовары и услуги (переполнение денежной массой, путей товарного обращения). Онапроявляется когда спрос повышается относительно текущего предложения.
P = MV/Y
где         Р = уровень цены
                               М = денежная масса в экономике
                               V= скоростьоборачиваемости денег в экономике
                                Y= реальный объем производства в экономике
ΔP =(ΔM)(ΔV)/(ΔY)
Существует три наиболееиспользуемых показателя инфляции: индекс потребительских цен (ИПЦ) — измеряет инфляцию на уровне потребителя; индекс цен производителя (ИЦП) — измеряет инфляцию на уровне производителя; дефлятор валового национального продукта (ВНП) — обращает внимание на общее движение цен в отдельно взятой экономике.
Эффектыинфляции на стоимость инвестиции будут зависеть часто от того, является ли онаожидаемой или непредсказуемой. Ожидаемая инфляция может быть использована врасчетах денежных потоков и ставок дисконтирования во время анализа, истоимость инвестиции может основываться на этом.
Немедленным эффектомповышающегося темпа инфляции является падение стоимости облигации иповышение цен на акции (в особенности цикличных акциях как лесных, химическихпредприятий и драгоценных металлов), а также понижение стоимости инвестицийчувствительных к изменению процентных ставок.
Подавленная  илискрытаяинфляция проявляется при фиксированных ценахнедостаточного развития  производства ибыстром росте платежеспособного спроса, ведет к товарному дефициту.
Открытая инфляция. Рост цен, отказгосударства от регулирования воспроизводственного процесса переход от первой ковторой был характерен для нашей страны в период Гайдаровской либерализации ценв 1992 году.

Вопрос № 12. Приватизация как элемент трансформирования российской экономики.
Всемирный Банк:способы приватизации:
·        прямая продажа активов;
·        массовая приватизация по ваучерным схемам;
·        выкуп контрольногопакета ак­ций менеджментом и/или работниками;
·        публичное предложение;
·        ликвидация;
·        безвозмездная передача муниципальныморганам;
·        акционирование;
·        акционерное государственное предприятие с участием ино­странногокапитала.
Этапы приватизации в России:
1.      Акционирование и ваучернаяприватизация(1992 – 1994 гг.) — началось формирование институциональных основ рыночной эконо­мики инаметились вполне определенные тенденции изменения со­циальной структуры набазе формирования частного сектора.
2.      Денежная приватизация(1995 г.) – не смогла эффективно заработать по 3 причинам: 1) назаключительном этапе ваучерной приватизации в целяхоживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акцийнаиболее привлекательных для инвесторов компаний; 2) у потенциальных инвесторовименно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложе­ний—рынокгосударственных ценных бумаг; 3) из-за крайне низких темпов денежнойприватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснивинвестиционную целевую составляющую.
Проблемыбыли неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.
1.       Несовершенство, неразвитость институтов собственностив переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсациисторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьей номенклатурыфактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированнымиактивами.
2.       Нет никаких гарантий, что вслед за юридическимизменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собойэкономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулированиересурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно кформе собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия,чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридическогостатуса.
3.       В трансформирующихся экономиках переход правсобственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля.Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросампрофессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом,внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже неза­висимоот их размеров.

Вопрос № 14.  Иностранные инвестиции. Цели, формы и методыпривлечения.
Привлечениеиностранных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейшихзадач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководствуРоссии. Цели:пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов; аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов; пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти; эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.финансирования как конкретных проектов в сфере производства, так и бюджетной сферы (через увеличение внешнего государственного долга); существенное повышение конкурентоспособности отечественного производства путем внедрения современных технологий, привносимых иностранными инвесторами в российскую экономику (что особенно важно для экспортноориентированных отраслей); создание новых рабочих мест предприятиями с иностранными инвестициями, что способствуют повышению уровня занятости населения России и снижению социальной напряженности; конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” российским предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом; в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.
Прямые — иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории Россииили активно участвует в управлении им;
Портфельные — участие иностранного инвестора в управлении предприятием отсутствует иливесьма пассивно (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынкесвободно обращающихся ценных бумаг).
Методы:привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны; привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте; размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.
Вопрос № 16. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая политика— это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другимигосударствами.Тарифные методы
·        Таможенные тарифы на импорт – специфические (фикс. сумма с единицыизмерения); адвалорные (в видепроцента от таможенной стоимости товара); фискальный и протекционистскийхарактер.
·        Тариф на экспорт – мера дляподдержания достаточного предложения на внутреннем рынке
·        Таможенный союз – беспошлинная торговля или единый тариф.Нетарифные методы
·        Квотирование
·        Добровольные экспортные ограничения — страна– импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себяобязательства по ограничению экспорта в данную страну; вводятся либо врезультате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угрозприменить более жесткие протекционистские меры
·        Экспортные субсидии — прямые(выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ); косвенные ( путем льготного налогообложения,кредитования, страхования и т.п.)
·        Демпинг — следствие государственнойвнешней политики, когда экспортер получает субсидию
·        Международные картели
·        Экономические санкции

Вопрос № 17.  Фискально-бюджетная политика. Ее роль ифункции в системе государственного управления.
Фискально-бюджетнаяполитика– мероприятия государства помобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основефинансового законодательства страны.
Фискальная политика предполагаетиспользование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средствагосударственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решенияразличных социальных задач.
ДискрециональнаяФП(сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходовс целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость,инфляцию и экономический рост)
В период спада:
·       увеличения государственных расходов;
·       снижения налогов;
·       сочетания роста государственных расходов со снижениемналогов.
В условиях инфляции:
·       уменьшения государственных расходов;
·       увеличения налогов;
·       сочетания сокращения государственных расходов срастущим налогообложением.
Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов (встроенные, стабилизаторы – экономический механизм,который автоматически реагирует на изменение экономического положения безнеобходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства).
Налоги
Государственный бюджет (подлежащая перераспределениючасть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов ирасходов за отчетный период.)
Дефицит бюджета и величина государственного долга — это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеметрадиционно уделяется большое внимание.
Вопрос № 18.  Кредитно-денежная политика. Ее роль и функциив системе государственного управления.
Кредитно-денежнаяполитика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшиемакроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотримобщую схему такого воздействия.
Высшая конечная цель КДПзаключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реальногообъема ВНП. Проводником КДП является Центральный Банк страны, а объектамиявляются предложение и спрос на денежном рынке.
Инструментырегулирования денежной массы в обращении:
·        операции наоткрытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг (Путемпокупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральныйбанк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства,либо изъять их оттуда.);
·        политика учетнойставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков уцентрального банка (Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшениеее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получитькредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызываяувеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставкиделает займы невыгодными.);
·        изменениенорматива обязательных резервов (если центральный банк увеличивает нормуобязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банкови к уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательныхрезервов происходит расширение предложения денег).
Вопрос № 22. Формы и методы управления инновационными процессами в современнойэкономике.
Цели инновационной политики:
·        выделение ееприоритетов, разработка механизмов их реализации;
·        активизацияразвития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичногоиспользования в этих целях производственных площадей и ресурсов;
·        ускорениепринятия закона об инновационной деятельности;
·        принятие мерпо развитию финансовой системы для привлечения в инновационную областьвнебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитиевенчурных и страховых механизмов и др.
Инструментыинновационной политики государствапрограммы технологического развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению точек эко­номического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в целом; отдельные инноваци­онные проекты высокой степени коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах.
Прямые методы
Косвенные методыКредитные методы (преобразование кредитной и банковской систем, льготные условия кредитования) Налоговая система Амортизационная система (Повышение норм амортизации и увеличение сумм отчислений расширя­ет финансовые возможности предприятий и повышает их инвестиционную активность)
Вопрос № 25. Основные понятия теории эффективности
Содержаниеэффективности производства.В основе экономического прогресса лежит повышение эффективнос­типроизводства. Специфическое содержание эффектив­ности в каждой системехозяйства определяется обществен­ной формой производства, его целевойнаправленностью, своеобразием факторов и результатов производства. На всехэтапах исторического развития общество интересовал вопрос: ценой каких затрат иресурсов достигается конеч­ный производственный результат?
Эффективностьобщественного производства —это соотношение конечного результата производства — про­дуктаП и затрат совокупного труда Т на его получение. Иными словами, критериемэффективности общественного производства является достижение наивысших результа­товс наименьшими затратами. В наиболее общей форме эффективность общественногопроизводства можно выра­зить как отношение П: Т.
В национальной экономике эффективность обществен­ногопроизводства измеряется величиной национального дохода, а по отдельнымрегионам, отраслям, объединениям и предприятиям — величиной чистой продукции,отнесен­ных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпамироста этих показателей. Важным требова­нием эффективности общественногопроизводства являет­ся производство потребительных стоимостей, в наиболееполной мере соответствующих покачеству и составу по­требностям общества. Радикальная экономическая рефор­ма,всесторонняя демократизация общественной жизни создают предпосылки дляповышения эффективности об­щественного производства. Показатели эффективности. Для характеристики эф­фективностипроизводства применяется система показате­лей, таких как качество продукций,соответствие ее обще­ственным потребностям, производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача, фондо — и материалоемкость. Рост качествапродукции — важнейший показатель эффективности производства. Расширениевыпуска высо­кокачественной продукции — признак интенсивного типа развития производства,характерная черта научно-техни­ческого прогресса. Эффективность производстванаходит свое отражение в достижении соответствияего результа­тов общественным потребностям. Главным показателемэффективности производства является производитель­ность труда. Некоторыеэкономисты их отождествляют. Производительностьтруда выражается в количестве по-гребительныхстоимостей, произведенных в единицу вре­мени, или величиной времени,затрачиваемого на единицу продукции. Повышение производительности труда зависитот квалификации работников, их опыта, уровня организа­ции производства. Напроизводительность труда влияет величина и особенно качество фондовооруженноститруда. Последняя измеряется отношением стоимости фондов к затратам живого труда(численности работников). Фондо-отдача характеризует эффективность использования ос­новныхпроизводственных фондов и измеряется количест­вом продукции, приходящейся наданную величину основ­ных фондов. Фондоемкость —стоимость основных про­изводственных фондов на единицу объема производствапродукции. Снижение фондоемкости означает рост эффек­тивностивоспроизводства и использования основных про­изводственных фондов. Материалоемкость — один из важныхпоказателей эффективности использования мате­риальных ресурсов — сырья, материалов,топлива, энер­гии и т.д. Она определяется отношением стоимости мате­риальныхзатрат к величине произведенной продукции.
Обобщающими показателями экономической эффек­тивностиявляются норма прибыли и уровень рентабель­ности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства икритерий эффективности произ­водства. Показателем эффективности здесь выступаетнорма прибыли как отношениеполученной прибыли к затратам на производство.
Рентабельностьхарактеризует результативностьис­пользования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется какотношение полученной предприяти­ем прибыли к сумме основных и оборотных фондов.Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль)находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок.
В условиях перехода к рыночной экономике изменяют­сясодержание и показатели эффективности производства. Поскольку основой рыночнойэкономики и предпринима­тельства является прибыль, в качестве первичного хозрас­четногопоказателя экономической рентабельности высту­пает максимизация прибыли наединицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг,обеспече­ние конкурентоспособности.
В новых условиях сохраняется и общенациональныйпоказатель эффективности: максимизация национального дохода, валовогонационального продукта на единицу за­трат и ресурсов при повышающемся уровнеблагосостояния народа. Общенациональная эффективность производ­ства зависит отэффективности производственной деятель­ности первичных ячеек производства(предприятия, объ­единения, акционерные общества, совместные предпри­ятия). Чемэффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем вышеэффективность националь­ной экономики, тем больше у общества ресурсов для решениясоциальных и экономических задач.
Возрастает связь экономических показателей эффек­тивностис социальными. Чем выше экономические резуль­таты, тем выше должны быть исоциальные результаты и наоборот. Социальные результаты выражаются в такихпоказателях, как повышение уровня жизни, увеличение свободного времени,улучшение условий труда и экологи­ческой обстановки в регионе.
Пути и факторыповышения эффективности произ­водства.Повышению эффективности общественного про­изводстваспособствуют освоение достижений научно-тех­нической революции, научнаяорганизация труда, рацио­нальная система специализации и кооперирования произ­водства,развитие инициативы и самостоятельности трудо­вых коллективов, структурная иорганизационная пере­стройка национальной экономики, совершенствование хо­зяйственногомеханизма, использование преимуществ меж­дународного разделения труда,совершенствование систе­мы стимулирования и мотивации труда.
Факторами повышения эффективности общественногопроизводства можно считать научно-технические, организа­ционно-экономические,социально-психологические и внеш­неэкономические условия функционированияпроизводства.

Вопрос № 26. Затраты производства: классификация, принципы формирования и управления.
1.                  Материальныезатраты
-         сырья и материалов;
-         покупныхматериалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов;
-         запасных частей;
-         износаинструментов;
-         работ и услугпроизводственного характера;
-         транспортных услуг;
-         природного сырья;
-         топлива;
-         покупной энергии;
-         потерь отнедостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли
2.                  Оплата труда
3.                  Отчисления насоциальные нужды
4.                  Амортизацияосновных фондов
-         линейный способ;
-         способуменьшаемого остатка;
-         способ списаниястоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
-         способ списаниястоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
5.                  Прочие затраты
Вопрос № 28. Прибыль как экономическая категория. Классификация прибыли. Особенностиформирования и использования.
Прибыльпредставляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельностипредприятия. Экономическая прибыль — это разность между валовым доходом и экономическими  издержками. Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результатхозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли отреализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационныхопераций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям. Чистая прибыль — это та часть валовойприбыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет  налога на прибыль.
Правилов максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства иреализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельнымиздержкам. — Предельные издержки представляют собой дополнительные переменныеиздерж­ки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализациипродукции. -Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли надолговременный период. Распределение


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.