Реферат по предмету "Экономическая теория"


Шпаргалка по Экониомической теории

--PAGE_BREAK--
Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.  Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными издержками и продавать её за цену, соответствующую этим издержкам.

Таким образом предприятие максимизирует прибыль путём определения такого Vвыпуска продукции, который обеспечивает наибольшую разность между валовым доходом и общими издержками. Если предприятие несёт убытки, то оно также определяет V  производства, который обеспечит наименьшую разность между общими издержками и валовым доходом. Предприятие минимизирует убытки, пока они остаются меньше постоянных издержек.
10.     Чистая монополия– это модель рынка, где одна фирма явл. единственным продавцом продукта или услуги (напр., местная электрич. компания). Фирма – монополист обычно им. высокую прибыль, что привлекает в отрасль и др. производителей. А в случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, это практически блокирует проникновиние конкурентов на монополизиров. рынок. Это позволяет ему устанавливать цену, кот. принесет ему максимум прибыли. В условиях крупного произв-ва, обусловленного монополизацией рынка достигается высокоэфектив. произв-во с низкими издержками. Такаю монополию часто называют «естественной монополией»,  т.е. отраслью, в кот. долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. За счет мин. издержек доминирующая фирма в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтож Иногда, в целях получ. дополнит. дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различ. рынках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Ее обычно подразделяют на 2 типа: 1) дискр-ция оп единицам продаваемой продукции (суть ее заключ. в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от кол-ва приобретаемого блага; оптовая цена ниже, чем розничная), 2) дискриминация среди покупателей (покупатели им. различ. доходы, и, соответственно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Поэтому продавцы устанавливают  дифференцированные цены на один и тот же товар на различ. рынки, а покупатели предпочитают покупать для себя товар на рынке, соответствующем своей группе потребителей). Ц.Д. возможна при выполнении 3 условий: фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производ-во и ценообразование; должна быть исключена возможность перепродажи товара; способность производителя к сегментированию рынка.

ить конкурента.
11.     Монополистическая конкуренция и ее признаки. Олигополия.

Рынок монополистической конкуренции: 1. Большое число мелких фирм (25, 50, 70 и т.д.). Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных черт, характерных для такого рынка: 1) каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, следовательно ограниченным контролем над ценами. 2) Тайный сговор об объёме пр-ва и искусственном повышении цен практически невозможен. 3) Исключает тесную взаимозависимость между ними, поэтому каждая их них проводит независимую экономическую политику. 2. Дифференциация продуктов – фирмы производят разновидности одного продукта, различные по качеству, материалу, дизайну и т.д. Отличаются условия продажи, услуги, оказываемые при продаже, послепродажное обслуживание, наличие кредита. Такой рынок предполагает, что покупатель предпочитает товар определённого вида, сорта, качества, это и есть своего рода монополия в условиях дифференциации продукции. Владельцы фирм располагают продукты вблизи от покупателя. 3. Такой рынок предполагает неценовой характер конкуренции, т.е. на основе качества продукции, товарных знаков, рекламы и т.д. 4. Относительная легкость вступления в отрасль новых фирм. Фирмы небольшие, стартовый капитал невелик. Относительность лёгкости – барьеры всё-таки существуют: более выгодное расположение торговой точки, патенты на свою продукцию.

Под олигополией понимается рынок, на кот. доминирует несколько круп. фирм. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют такие барьеры, как величина капитала, необходимая фирме для внедрения в отрасль, контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства. В зависимости от типа продукции различают чистую и дифференцированную олиг-ию. Предприятия чистой олиг-лии производят однород. стандартизиров. продукт (напр., алюминий, цемент). Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Олиг-лия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется  дифференцированной. Обычно диф. олиг-лии пециализир. на на выпуске товаров потребит. назначения – электробытов. техника, сигареты и т.д.
12.     Издержки– это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.

В странах с развитыми рыночными отношениями существуют два подхода к оценке издержек: бухгалтерский и экономический.

Бухгалтерские издержкипредставляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т.д.). Бухг. изд-ки включают прямые изд-ки (затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, затраты на топливо и энергоресурсы, з/п рабочим) и косвенные изд-ки (накладные рас-ходы, амор-я, з/п управленческому персоналу, %на заемные средства).  

Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.

Эк. понимание изд-к произ-ваосновывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Эк. изд-ки любого ресурса, выбранного для произ-тва товара, равны его стоимости при наилучшем из всех возможных варианте использования. Они м. б.: Явные изд-ки — это альтернатив. изд-ки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов произ-ва и промежуточных изделий (з/п, расходы на сырье, аренда, износ и т.д.). Неявные изд-ки — альтернатив.изд-ки использования ресурсов, принадлежащих владельцу п/п (или п/п как юл) и нормальная прибыль п/п-теля — плата за риск. Эти изд-ки не предусмотрены договорами, обязательными для явных платежей, и потому остаются недополученными. Так, к примеру, фирма использует собственное помещение для произ-ных целей. В этом случае в документах бух.учета не будет фигурировать арендная плата – это чисто бух.подход. Т.к. фирма могла бы сдать данное помещение в аренду и получать доход. В дан.случае доход от к-го отказывается фирма – неявные изд-ки.Явные изд-ки яв-ся бух.изд-ками, а сумма явн. и неявн. издержек – эк.изд-ками.

Для отечественной экономики характерен бухгалтерский подход к оценке издержек. Если принять это во внимание, то термины «издержки» и «затраты» можно считать синонимами.
13.                       Ит. 

14.     Пост.изд-ки ( FC) — это изд-ки, величина к-х не изменяется с увеличением или сокращением объема произ-ва. К ним относятся изд-ки, связанные с использованием зданий и со­оружений, машин и произ-венного оборудования, арендой, капиталь­ным ремонтом, административные расходы (з/п управленческого пер­сонала и т.д.). Средние пост. изд-ки— равны частно­му от деления пост. изд-к на кол-во произведенной продук­ции: AFC
=
FC
/
Q. Поск-ку с увеличением объема произ-ва растет общая выручка, то сред. пост. изд-ки предст. соб. все меньшую и мень­шую величину, приходящуюся на ед-цу продукции.

Перем.изд-ки  ( VC) — это изд-ки, величина к-х изменяется в зав-сти от увеличения или уменьшения объема произ-ва. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, материалы, з/п рабочих и т.д. Средние перем. издержки (AVC) опр-ются путем деление перем. изд-к на кол-во произведенной продукции: AVC
=
VC
/
Q. Сред. перем. изд-ки достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер п/п.

Общие (валовые) изд-ки (ТС) — это сумма денежных расхо­дов на произ-во опр.объема продукции, совокупность пост.и перем. изд-к фирмы в связи с произ-вом продукции: TC
=
FC
+
VC. Средние общие изд-ки (АТС) — образуются путем деления общих изд-к на кол-во выпущенной продукции: ATC
=
TC
/
Q; или путем сложения сред.пост. и сред. перем. изд-к: ATC
=
AFC
+
AVC
=(
FC
+
VC
)/
Q.

  Сред. изд-ки постоянно сравнивают с рыночной ценой. Если сред.изд-ки  ниже рыночной цены, то фирма м. работать рента­бельно в границах объема произ-ва. Если сред. изд-ки превышают рыноч. цену ед-цы продук­ции, то произ-во данного товара для фирмы будет нерентабельно

Предельные издержки (МС) — это допол. изд-ки на произ-во каждой дополнит. ед-цы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Это приращение совокупных изд-к, вызван­ное бесконечно малым увеличением произ-ва. Под пред. изд-ми обычно понимают изд-ки, связанные с произ-вом последней ед-цы продукции: МС= dTC
/
dQ

d
(
FC
+
VC
)/
dQ
=

dFC
/
dQ
+

dVC
/
dQ
=

f
(
Q
).Пред. изд-ки (как видно из формулы) равны приросту пере­м.изд-к. Пост. изд-ки не влияют на величину пред. изд-к. Поэтому пред. изд-ки — это производная функция только от перем.изд-к:МС=dVC/dQ.
15.     Спрос и предложение на рынке труда. Труд— важнейший ресурс и фактор произ-ва.


Нарынке труда продаются и покупаются услуги труда, количество и качество которых зависят от:  уров­ня проф.подготовки, квалификации и других.

На рынке труда соверш. к-ции реализуется совокупный спрос на труд и предложение труда.

Совокуп.спрос предст. суммарную величину потребности на труд всех отдельных п/п-телей при опр. цене спроса на труд (з/п). Величина цены спроса зависит от факторов роста объемов произ-ва, уровня з/п, предельной произ-ности труда. На конкурентном р.труда кр. спроса на труд (D) приобретает отрицательный угол наклона: с уровня з/п (Р) объем занятости (Q)  

Совокуп. предложение труда формируется от численности трудоспособного населения, кол-ва рабочих мет, квалификации раб-ков, адекватной отраслевому уровню реального сектора на данной тер-рии. Кр. предложения труда (S) растет одновременно с ростом общего уровня з/п.

Рост спроса на квалифицированные ресурсы трудапорождает к-циюсреди рабочих. Наблюдается она и среди п/п-телей за привлечение в фирму более квалифицированного человеч.капитала. Такое противоречие имеет позитивное и негативное проявления. Позитивноесостоит в том, что рабочие стараются повысить свою квалификацию, дисциплину труда, а п/п-тели усиливают инновационные направления в произ-ве благ и услуг. Негативноепроявление рыночной к-ции связано с появлением б-цы и ухудшением соц-го климата в обществе.

Факторы, влияющие на рынок труда:1. Демографические факторы – уровень рождаемости в стране, половозрастная система. 2. Динамика миграционных процессов. В современных процессах в результате иммиграции растёт процент рабочих-мигрантов в рабочей силе. 3. Спрос на труд зависит от величины зарплаты: при росте зарплаты спрос на труд снижается, и наоборот.
16.     Сущность зар. платы
. Номин-я и реаль-я з\п.Под зарплатой понимают оплату человеческого капитала  – это тот капитал, которым располагает рабочая сила – уровень образования, профессиональной подготовки, опыт трудовой деятельности, уровень здоровья, т.е. совокупность всех производственных качеств работника. Чем выше уровень развития пр-ва, тем выше требования к работнику и зарплата.

Зарплата оказывает существенное влияние на размер спроса на потребительс­кие товары и на их цены. Подзарплатой понимается доход от фактора производства под названием «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается какцена, выплачиваемая за использование единицы труда в тече­ние определенного времени — часа, дня и т. д.

Функции з/п:

1). воспроиз-венная – опр-ет абсолютный уровень оп/тр, необх-мый для удовлетворения осн-х потребностей работника и его семьи;

2). стимулирующая – заключается в установлении кол-венной зависимости м-ду размерами з/п, кол-вом, качеством и результатом труда;

3). регулирующая – з/п оказывает сущ-ное влияние на платежеспособный спрос населения, а ч/з него на объем и стр-ру производимой продукции и инвестиционную политику. С др.стороны, являясь составной частью изд-к, з/п влияет на спрос и предложение раб.силы на рынке труда.

Различают номинальную и реальную зарплату. Подноминаль­ной зарплатой понимается сумма денег, которую получает работ­ник наемного труда за свой труд. По вели­чине номинальной зарплаты можно судить об уровне заработка, но не об уровне благосостояния человека.Реальная зарплата- эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги.
17.     ВВП и методика его исчисления.Обобщающим показателем результатов функционирования национальной экономики может служить ВВП.

Валовый внутренний продукт(ВВП) – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за определенный период времени, независимо от национальной принадлежности факторов производства.

Валовой национальный продукт
– совокупность стоимостей  всех готовых товаров и услуг, произведенных в течение определенного периода.

Сущ-ют три способа измерения ВНП (ВВП):— по расходам (метод конечного использования): суммируются расходы на личное потребление, госзакупки, капиталовложения и сальдо внешней торговли;

— по добавленной ст-сти (произ-венный метод): суммируется ст-сть условно чист.продукции всех сфер эк-ки;— по доходам (распределительный м-д): суммируются дох-ы частного хоз-ва, гос-ва от п/п-кой деят-сти.

Подсчет ВНП(ВВП) по расходам: Y= C+ I+ G+ NX, гдеC– потребительские расходы – (домашних хоз-в на покупку предметов потребления);I– инвестиционные расходы; G– гос. расходы (гос.закупки товаров и услуг); NX– чистый экспорт – он предст.соб. разницу м-ду экспортом и импортом.

Подсчет ВНП(ВВП) по доходампервоначально учитывает статьи не связанные с выплатой доходов – амор-ция и косвенные налоги, затем факторные доходы – з/п, прибыль корпораций (АО), прибыль некорпорированных п/п, доходы от собственности, рента, %… Различают номинальный и реальный ВНП. 1ый рассчитывается в текущих ценах года его произ-ва, а реальный — в сопоставимых базисных ценах.
18.     Безработица — незанятость экономически активного населенияв хозяйственной деятельности.

Выделяют три основные причины безработицы:

1.       потеря работы (увольнение);

2.       добровольный уход с работы;

3.       первое появление на рынке труда.

Выделяют следующие виды безработицы:

вынужденнаяи добровольная, зарегистрированная. неустойчивая — (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности). циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики. структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест (ликвидацией устаревших отраслей и профессий). технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации. фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
19.     Инфля́ция— процесс уменьшения стоимостиденег, в результате которого на одинаковую сумму денег через некоторое время можно купить меньший объём товарови услуг. На практике это выражается в увеличении цен.

Причины инфляции:

— денежная эмиссия, не покрытая товарной массой и высокая скорость обращения денег;

— бумажно-денежные знаки, не обеспечены с золотом;

— нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Инфляция, порожденная избытком совокупного спроса, называется инфляцией спроса, за которым не успевает производство (Дефицит товара). И-ция спросаозначает, что население, фирмы и гос-во тратят денег больше, чем стоят производимые в стране товары и услуги. Такая ситуация возникает при полной занятости, когда растет объем з/п, повышается совокупн.спрос и это толкает цены вверх. И-ция изд-к, когда цены растут вследствие повышения затрат на произ-во, что приводит к росту затрат на приобретение необх-мых ресурсов произ-ва. Произ-телям товаров приходится повышать цены. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен. Др. причины: монополизм, государственное ценообразование, дефицит гос. бюджета, инфляционные ожидания.

Меры, направленные на сдерживание обесценивания денег, называются дефляционными мерами. Это, прежде всего меры по развитию реального сектора эк-ки, привлечению иностранных инвесторов, регулированию совокупн.спроса и совокуп.предлож-я, к-е осущ-ются одновременно с регулированием цен, з/п, оздоровлением финан.системы, снижением бюджетного дефицита, а также ужесточением денежно-кредитной политики ЦБ России.
20.     Совок. спрос (СС)— это сумма всех инд. спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на тованом рынке. Осн. формы СС: потребит. спрос, инвестиционный спрос, спрос на тов. и услуги со стороны гос. и расходы на «чист.» объем экспорта.Кривая СС — кривая взсвязи между желаемыми и планируемыми расходами в эк. в целом на конечные тов. и услуги и ср. уровнем цен на них. Факторы, влияющие на траекторию кривой AD: эффект проц. ставки, эфф. богатства, эфф. импортных закупок.

 

Неценовые факторы СС
:  изм. в потреб. расходах,вызванные изм. благосост. потребителя, ожиданий потребителя, задолженности потреб. и уровня налогов; изм. в инвестиционныхрасходах, зависящих от уровня процентных ставок, ожиданий инвестиционной прибыли, налогов с предприятий, уровня используемых технологий и наличия у предприятий избыт. мощностей; изменения в гос.расходах; изменения в расходах на чистый экспорт, кот., в свою очередь, зав. от нац. дохода в зарубежных странах -партнерах во внешней торговле и от изм. курса нац. валюты по отн. к валютам других стран. 
21.     Совокупное предложение (СП)-это сумма всех индивидуальных предложений. Оно представляет денежную величину всех конечных товаров и услуг, предложенных к продаже.Совокупное предложение — это реальный объем национального производства, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен. Чем выше уровень цен, тем больше товаров готовы предложить к продаже все производители, и наоборот. Кривая СП AS состоит из трех отрезков: горизонтального (кейнсианского), промежуточного и вертикального (классического).


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.