Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Роль физической культуры

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно- технического прогресса. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения. В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных

факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни. Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними.

Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры. Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не

могли обойтись без выполнения трудоемких работ. В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем ( при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее

снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно. Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех контингентах населения

и требует поэтому использования в борьбе с ней всех средств, форм и методов физической культуры и спорта. Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности. Кроме выполнения этой важнейшей функции отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера.

К ним следует отнести: образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране; прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры; спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека; реактивные и оздоровительно-реабилитационные

функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма. Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др. В решении центральной задачи всестороннего гармонического развития человека участвуют все функции физической

культуры в своем единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться самостоятельно. БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Эта часть физической культуры включена в систему общего образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих разностороннюю физическую подготовку. Важность и высокую значимость этого вида физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить.

То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие. Нельзя не вспомнить слова М.И.Калинина: «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания?

В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками, нуждающихся в ежегодном лечении на курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».

Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте. Важнейшей формой базовой физической культуры является школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физкультуры обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной

программой. Кроме школьной формы физическая культура включает в себя и другие виды организованных секционных или самостоятельных занятий, способствующих общей физической подготовке. В базовую физическую культуру частично входит и спорт, а именно - в его массовых формах- в пределах 2-го спортивного разряда Единой всесоюзной спортивной классификации. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Профессионально-прикладная, или производственная, физическая

культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики. Профессионально-прикладная физическая культура может как предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в

ПТУ, техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (физкультпаузы, производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время (восстановительные мероприятия). Научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость производственных показателей от ее уровня.

Так, люди, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно, производительность их труда намного выше. Одной из разновидностей профессионально-прикладной физической культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то, что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и сержантского состава

после демобилизации возвращаются к своим гражданским специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо рассматривать как составную часть профессионально-прикладной физической культуры. Во-первых, подготовка к защите Отечества – одна из основных задач физической культуры. Во-вторых, служба в Вооруженных Силах – конституционная обязанность каждого гражданина мужского пола. В-третьих, физ.подготовка в армии и на флоте имеет особую направленность, отражающую не только специфику

Вооруженных Сил в целом, призванных защищать страну от возможного нападения, включая атомную агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск, ракетных, противовоздушной обороны и т.д а овладение конкретной воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов физической культуры. Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах – достижение высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с наибольшей эффективностью решение боевой задачи.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Этот вид физ. Культуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на лечение или восстановление функциональных возможностей организма человека в связи с заболеванием или временной потерей работоспособности, вызванной значительным утомлением. Наиболее важной частью этого вида является лечебная физкультура. Лечебная физическая культура является лечебно-педагогическим процессом, предусматривающим сознательное

и активное выполнение больным рекомендуемых физических упражнений и назначенных процедур. Она располагает широким арсеналом средств и методов воздействия на организм, таких, как лечебная гимнастика, гигиеническая гимнастика, плавание, разнообразные двигательные режимы и др.Применение тех или иных средств и методов, их дозировка научно обоснованы, а в ряде случаев – при особенно тяжелых заболеваниях, как, например, инфаркт лечение осуществляется по определенной научно разработанной

программе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.