Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансово-бюджетные правоотношения

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
Факультет юриспруденции и политологии
Контрольная работа
2010

Содержание
/>/> 
1.     Правовое регулирование деятельности Пенсионного фондаРоссийской Федерации
2.     Местные налоги и сборы
3.     Банковская система Российской Федерации
Список использованной литературы
/>/>1. Правовоерегулирование деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
Бюджетная система РФ включает в себя бюджеты государственныхвнебюджетных фондов (ст.10 БК РФ). В Бюджетном Кодексе РФ дано определениегосударственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемоговне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, предназначенного дляреализации конституционных прав граждан: на пенсионное обеспечение, социальноеобеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения ивоспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальноеобеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатноймедицинской помощи.
Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяетаккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенныхсоциально-экономических целей и задач. Внебюджетные фонды образуются всоответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет такжеи порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральнойсобственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов невходят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации иизъятию не подлежат.
Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондовявляются Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты.
К государственным внебюджетным фондам Российской Федерацииотносятся:
· Пенсионный фондРоссийской Федерации;
· Фонд социальногострахования Российской Федерации;
· Федеральный фондобязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды управляются органамигосударственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РоссийскойФедерации составляются органами управления указанных фондов и представляютсяорганами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органоводновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием вформе федеральных законов одновременно с принятием федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядоксоставления, представления и утверждения бюджетов территориальныхгосударственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. 145 Бюджетного кодекса РФ.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:единого социального налога; добровольных взносов физических и юридических лиц;других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов являетсяих целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондовосуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
По окончании бюджетного года органом управления фонда составляетсяотчет о его исполнении и представляется Правительством Российской Федерации нарассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.
Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фондасоставляется органом управления фонда и представляется органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждениезаконодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации вформе закона субъекта Российской Федерации.
Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд, правовойрежим которого определен Федеральными законами: «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» от 17 декабря 2001 г., «О государственном пенсионномобеспечении» от 15 декабря 2001г., «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации» от 15 декабря 2001г., Положением о Пенсионном фонде РФ,утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г.Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) является страховщиком пообязательному пенсионному страхованию. Фонд и его территориальные органыпредставляют собой единую централизованную систему органов управлениясредствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Государство несет субсидиарнуюответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованнымилицами.
Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторыхвидов пособий. Пенсионный фонд — это самостоятельный орган управления финансамипенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федеральногобюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ,перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.
Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках,входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлятьвыплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и местажительства.
К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:
· целевой сбор иаккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организацияих финансирования;
· участие надолговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах посоциальной поддержке населения;
· расширенноевоспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.
К источникам образования Пенсионного фонда относятся:
· страховые взносы: наобязательное пенсионное страхование в РФ; в виде фиксированного платежа,зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии; наобязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительнойчасти трудовой пенсии;
· средства федеральногобюджета в виде субвенций и иных поступлений;
· суммы пеней, недоимоки иных финансовых санкций по взносам в Пенсионный фонд РФ;
· доходы от размещения(инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионногострахования;
· добровольные взносы;
· средства федеральногобюджета, передаваемые пенсионному фонду РФ Министерством труда и социальногоразвития РФ на выплату пенсий и пособий;
· средства федеральногобюджета, передаваемые фонду в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;
· иные неналоговыедоходы;
· безвозмездныеперечисления.[1]
Расходование денежных средств Пенсионного фонда РФ осуществляетсяв соответствии с целями его деятельности. Основными статьями расходов фондаявляются:
· выплата в соответствиис действующим на территории Российской законодательством, межгосударственными имеждународными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам,выезжающим за пределы Российской Федерации;
· выплата пособий поуходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
· оказание органамсоциальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособнымгражданам;
· финансовое иматериально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда иего органов.[2]
Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляетПравление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансовРФ разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда, утверждаемый Правлением.Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.[3]2. Местныеналоги и сборы
Местныеналоги представляют собой обязательные платежи, устанавливаемые в соответствиис законодательством РФ представительными органами местного самоуправления ивзимаемые на территории муниципального образования.
Местныеналоги и сборы являются составной частью налоговой системы РФ, имеют ярковыраженный фискальный характер и предназначены для финансового обеспеченияобязательными платежами бюджетных расходов муниципальных образований. Однакомуниципальные налоги и сборы имеют ряд характерных признаков, отличающих их отгосударственных (федеральных и региональных) налогов:
o поступления поэтим платежам используются на нужды того муниципального образования, в пределахкоторого они собраны или поступили от объектов налогообложения, принадлежащихмуниципальному образованию;
o муниципальные налоги полностью инепосредственно зачисляются в местные бюджеты по месту поступления. Федеральныеналоги и налоги субъектов РФ распределяются между всеми звеньями бюджетнойсистемы и идут на образование доходов РФ, субъектов РФ и местных бюджетов;
o организация введения и взимания данныхплатежей возложена на органы местного самоуправления;
o использование поступлений от местныхналогов и сборов находится под контролем органов местного самоуправления;зачисляются данные платежи в местные бюджеты в качестве закрепленных доходов;
o наличие у органов местногосамоуправления более широкой компетенции по правовому регулированию местныхналогов и сборов в сравнении с другими платежами налоговой системы. Органамместного самоуправления предоставляются широкие права, а именно: изменятьставки некоторых платежей в сторону понижения; устанавливать дополнительныельготы для тех или иных групп налогоплательщиков. Местные налоги позволяютболее полно учитывать местные потребности и виды расходов местных бюджетов.
Ксоставу местных налоговых платежей в соответствии со ст.15 НК относят:земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Земельныйналог
Земельный налогустановлен гл. 31 НК РФ.
Налог на землю введен в российскую налоговую систему вцелях стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель,повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условийхозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктурыв населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этихмероприятий.[4]
Порядок исчисления и уплаты земельного налогарегламентируется гл.31 НК и нормативными правовыми актами представительныхорганов муниципальных образований. В городах федерального значения Москве иСанкт-Петербурге налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ.
Налогоплательщиками являются собственники земельныхучастков: организации и физические лица. Не признаются налогоплательщикамиорганизации и физические лица в отношении земельных участников, находящихся уних на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договоруаренды.
Объект налогообложения – земельные участки, расположенные впределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Вст.389 НК установлен перечень земельных участков, которые не признаютсяобъектом обложения земельным налогом. Это:
o земельные участки, изъятые из оборота;
o земельные участки, ограниченные вобороте, занятые особо ценными объектами культурного наследия народовРоссийской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия,историко–культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
o земельные участки, ограниченные вобороте и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенныхнужд;
o земельные участки, ограниченные вобороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределахлесного фонда;
o земельные участки, ограниченные вобороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектамив составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятыхобособленными водными объектами.
Налоговаябаза определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемыхобъектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждогоземельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года,являющегося налоговым периодом. Органы, осуществляющие ведение государственногоземельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февралягода, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщить в налоговые органы поместу своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектомналогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Порезультатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастроваястоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного годаподлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемоморганами местного самоуправления (исполнительными органами государственнойвласти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1марта этого года.
Налоговаябаза в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности,определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственникамиданного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговаябаза в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности,определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственникамиданного земельного участка, в равных долях.
Налоговымпериодом признается календарный год.
Отчетнымипериодами для налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихсяиндивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие идевять месяцев календарного года.
Налоговыеставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органовмуниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга) и не могут превышать:
· 0,3 % в отношении земельных участков,отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зонсельскохозяйственного использования в поселениях и используемых длясельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектамиинженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением долив праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся кжилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунальногокомплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных дляличного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
· 1,5 в отношении прочих земельныхучастков
Переченьналоговых льгот содержится в ст.395 НК. Например, освобождаются отналогообложения организации народных художественных промыслов – в отношенииземельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народныххудожественных промыслов и используемых для производства и реализации изделийнародных художественных промыслов; физические лица, относящиеся к коренныммалочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, атакже общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых длясохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслови т.д.
Сумманалога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговойставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики- организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу)самостоятельно.
Налогоплательщики– физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляютсумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношенииземельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Сумманалога (сумму авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджетналогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговымиорганами.
Налоги авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке исроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительныхорганов муниципальных образований (законами городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга).
Налоги авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахожденияземельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Налогоплательщики,являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогуна основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налогоплательщики– организации или физические лица, являющиеся индивидуальнымипредпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговыйорган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов РФ.Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики– организации или физические лица, являющиеся индивидуальнымипредпринимателями, уплачивающие в течении налогового периода авансовые платежипо налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган поместу нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам поналогу. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляютсяналогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числамесяца, следующего за истекшим отчетным периодом.[5]

Налогна имущество физических лиц
Порядокисчисления и уплаты налога регламентируется Законом РФ от 9 декабря 1991 года№2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
Налогна имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемусяв собственности движимому и недвижимому имуществу, расположенному на территорииРФ.[6]
Плательщикаминалога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственникиимущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объектомналогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры,дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставкиналога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативнымиправовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимостиот суммарной инвентаризационной стоимости, Представительные органы местногосамоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределахв зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использованияобъекта недвижимости и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются впределах, закрепленных в федеральном законе.
Переченьльгот установлен в ст.4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».Например, освобождаются от уплаты налога Герои Советского Союза и ГероиРоссийской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства; пенсионеры, получающие пенсии,назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, и другиекатегории граждан.
Исчислениеналога производится налоговыми органами. Согласно Налоговому Кодексу РФ налоговыйорган направляет налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога непозднее 30 дней до наступления срока платежа. Лица, имеющие право на льготы,самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог настроения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об ихинвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Органы,осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а такжеорганы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять вналоговый орган сведения, необходимые для исчисления налога, по состоянию на 1января текущего года.
Поновым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года,следующего за их возведением или приобретением.
В случаеуничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налогапрекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностьюразрушены.
Срокуплаты налога. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока– не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Лица,своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем затри предыдущих года.[7]3. Банковскаясистема Российской Федерации
Банковскаясистема – один из важнейших организационных механизмов финансовой системы РФ,оказывающий огромное влияние на функционирование всех экономических процессов вобществе. Банковская система, представляя относительно автономноеэкономическо-правовое образование, органично входит в состав другой, болееширокой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами, новыполняет и собственные, только ей присущие функции.
Экономическаясущность банковской системы выражается в специфической функции самих банков какфинансовых посредников, призванных привлекать сводные денежные средствахозяйствующих субъектов, высвобождающиеся в процессе выполнения работ илиоказания услуг. Привлеченные денежные средства банки предоставляют во временноепользование иным субъектам на определенных условиях, как правило на условияхплатности, срочности и возмездности, осуществляя тем самым функцию банковскогокредитования. Таким образом, через банковскую систему происходит постоянное межотраслевоеили межрегиональное перераспределение огромных денежных сумм в безналичной илиналичной формах.
Кромевыполнения функции межотраслевого и межрегионального перераспределениякапитала, банковская система является основным элементом расчетно-платежногомеханизма в государстве.
Аккумулируяи перераспределяя значительные денежные ресурсы, банки ставят в зависимость отсвоей деятельности защищенность и устойчивость национальной валюты, в частностиее покупательскую способность и курс по отношению к валютам иных государств.Тем самым финансовое состояние банковской системы оказывает непосредственноевлияние на экономическую безопасность государства и, как следствие, на егоэкономический суверенитет.
Банковскаясистема имеет первостепенное значение не только для хозяйственной деятельностичастных субъектов, но и для финансовой деятельности государства, посколькуименно через систему банков происходит непосредственное материальноеобеспечение государственных функций, программ, различных мероприятий.
Названныеобстоятельства предопределяют правовое регулирование организации и деятельностибанковской системы. В настоящее время банковская система имеет достаточнуююридическую регламентацию, осуществляемую нормами Конституции РФ, федеральнымизаконами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках ибанковской деятельности», «О страховании вкладов физических лиц в банкахРоссийской Федерации», другими законами, а также большим массивом нормативныхактов Центрального банка РФ.
Согласност. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банковскаясистема Российской Федерации включает в себя Центральный банк РФ, кредитныеорганизации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Кредитнаяорганизация представляет собой юридическоелицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности наосновании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет правоосуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банкахи банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любойформы собственности как хозяйственное общество.
Банк— кредитная организация, которая имеетисключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещениеуказанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности,платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических июридических лиц.
Иностранныйбанк — банк, признанный таковым позаконодательству иностранного государства, на территории которого онзарегистрирован.
Кредитныеорганизации следует отличать от небанковских кредитных организаций, ккоторым относятся кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельныебанковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковскойдеятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковскихкредитных организаций устанавливаются Центральным банком РФ.
Внастоящее время нормативными актами Центрального банка РФ предусмотрены тривида небанковских кредитных организаций: 1) расчетные небанковскиекредитные организации; 2) организации инкассации; 3) небанковские кредитныеорганизации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО).
Расчетныенебанковские кредитные организации вправеосуществлять следующие банковские операции: открытие и ведение банковскихсчетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических лиц, втом числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
Организацииинкассации на основании лицензии, выданнойЦентральным банком РФ, вправе осуществлять такую банковскую операцию, какинкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.
НДКОвправе осуществлять следующие банковскиеоперации: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (наопределенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средствюридических лиц от своего имени и за свой счет; купля-продажа иностраннойвалюты в безналичной форме исключительно от своего имени и за свой счет; выдачабанковских гарантий.
НДКОне вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежныхсредств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) июридических лиц во вклады до востребования; открытие и ведение банковскихсчетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручениюфизических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по ихбанковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетныхдокументов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажаиностранной валюты в наличной форме; привлечение во вклады и размещениедрагоценных металлов; осуществление переводов денежных средств по поручениюфизических лиц без открытия банковских счетов.
Банковскаясистема в Российской Федерации состоит из двух уровней. Первый (верхний)уровень представлен Центральным банком РФ, который и уполномочен государствомосуществлять управление другими кредитными организациями и, следовательно,регулировать и контролировать банковскую систему в целом. Второй уровеньбанковской системы образуют коммерческие банки, которые в качестве составныхчастей этой системы равноправны между собой, подконтрольны и подотчетныЦентральному банку РФ.
Вбанковской системе присутствуют связи двух типов: вопервых, связи междукоммерческими банками как однопорядковыми элементами; вовторых, связи междуЦентральным банком РФ и другими элементами банковской системы1.Связи первого типа характеризуются отношениями координации между указаннымиэлементами системы, в то время как связи второго типа перерастают в отношениясубординации (властного подчинения) и в первую очередь обеспечиваютфункционирование системы как единого целого, гарантируя выполнение государственныхцелей и задач.
Следовательно,в процессе функционирования банковской системы складываются правоотношения какчастного, так и публичного характера.
Финансовоправовыеметоды в том или ином объеме применяются при регулировании Центральным банкомРФ: процентных ставок по операциям Центрального банка РФ; нормативовобязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в Центральном банкеРФ (резервных требований); операций на открытом рынке; рефинансированиякоммерческих банков, в том числе учета и переучета векселей; валютныхотношений; ориентиров роста денежной массы; прямых количественных ограниченийпосредством установления лимитов на рефинансирование банков и проведениекредитными организациями отдельных банковских операций; банковской деятельностикредитных организаций; надзора за деятельностью кредитных организаций.
Законодательствомособо предусмотрены формы взаимоотношений между кредитными организациями игосударством.
Кредитнаяорганизация не отвечает по обязательствам государства, а также пообязательствам Центрального банка РФ. По общему правилу государство иЦентральный банк РФ не отвечают по обязательствам кредитной организации, заисключением тех случаев, когда государство или Центральный банк РФ приняли насебя такие обязательства.
Действующим законодательством предусмотрен принципневмешательства законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти, а также органов местного самоуправления в деятельностькредитных организаций. Кредитная организация не может быть принуждена косуществлению деятельности, не предусмотренной ее уставными документами.Исключения из названных правил могут быть установлены только федеральнымзаконодательством.
Однако принцип невмешательства не следует рассматривать какполную изоляцию банковской деятельности от финансовой деятельности государства.В частности, в указанных законодательством случаях банки уполномочены проводитьв интересах государства финансовый контроль (отдельные формы валютного иналогового контроля, проверка соблюдения клиентами порядка ведения кассовыхопераций).
По специально заключаемому на конкурсной основе договорукредитная организация может выполнять отдельные поручения Правительства РФ,исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местногосамоуправления; осуществлять финансовые операции со средствами федеральногобюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, обеспечивать целевоеиспользование бюджетных средств, выделяемых для реализации федеральных ирегиональных программ.
В связи со стратегической важностью бюджетных денежныхсредств законодательством особо оговариваются требования, предъявляемые кдоговорам между кредитными организациями и соответствующими органамигосударственной власти или местного самоуправления. Такой договор долженсодержать взаимные обязательства сторон, предусматривать их ответственность, атакже условия и формы контроля за использованием бюджетных денежных средств.
Особое место в банковской системе занимают муниципальныебанки. Муниципальный банк представляет собой кредитную организацию,находящуюся в ведении органов местного самоуправления и осуществляющую всоответствии с законодательством и лицензией Центрального банка РФ банковскоеобслуживание муниципальной финансовой деятельности. Муниципальный банк являетсякоммерческой кредитной организацией, входящей в банковскую систему РФ.
Правовой статус муниципальных банков определяетсяфедеральными законами «О банках и банковской деятельности», «Об общих принципахорганизации местного самоуправления вРоссийскойФедерации», «О финансовых основах местного самоуправления в РоссийскойФедерации», а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органовместного самоуправления.
Кредитная организация, создаваемая с участием органовместного самоуправления, имеет свой устав.
Уставный капитал муниципального банка состоит из вкладовучастников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересыего кредиторов. Отличительным признаком муниципального банка являетсяформирование уставного капитала с участием финансовых средств муниципальногообразования. В этой связи органы местного самоуправления выступают гарантами пообязательствам муниципального банка.
Основными видами муниципальной банковской деятельностиявляются кассовое обслуживание местного бюджета, привлечение вкладов местногонаселения, кредитование мелкого и среднего предпринимательства, ипотечноекредитование, предоставление ссуд муниципальным предприятиям, организациям,учреждениям и т. д. Как правило, кредитование субъектов малогопредпринимательства осуществляется муниципальным банком на льготных условиях споследующей компенсацией соответствующей разницы за счет средств местныхцелевых фондов поддержки малого бизнеса. Не менее важной сферой финансовойдеятельности муниципальных банков является профессиональное участие на рынкеценных бумаг.[8]
Список использованнойлитературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от31.07.1998 № 145-ФЗ в ред. 27.12.2009
2. Налоговый кодекс Российской Федерациичасть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ
3. Федеральный закон «О банках ибанковской деятельности» от 02.12.1990 № 395 (ред. от 15.02.2010 № 11-ФЗ)
4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009 № 378-ФЗ)
5. Федеральный закон «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред.25.12.2009)
6. Федеральный закон «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред.27.12.2009 № 378-ФЗ)
7. Федеральный закон «О налогах наимущество физических лиц» от 9.12.1991 №2003-1(ред. от 28.11.2009)
8. Грачева Е.Ю. Финансовое право. – М.:проспект,2009
9. Крохина Ю.А. Финансовое право России. –М.: Норма, 2008
10.  Рукашникова И.В. Финансовое право. – М.: Норма, 2008
11.  Павлов П.В. Финансовое право. – М.: Омега-Л, 2008
12.  Мальцев В.А. Финансовое право. – М.: 2008
13.  Вострикова Л.Г. Финансовое право. – М.:2007
14.  Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: 2004
15.  Артемов Н.М., Финансовое право. Вопросы и ответы. – М.:2006
16.  Карасева М.В. Финансовое право Российской Федерации. – М.:2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Капуста городня картопля квасениця звичайна 2
Реферат Чичиков на балу у губернатора. Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души.
Реферат Природные газы и индивидуальные углеводороды
Реферат Управление тренировочным процессом в женской легкой атлетике
Реферат Узловые вопросы теории Большого Взрыва
Реферат Аскольникову не может быть однозначным, с одной стороны, это чуткий, способный на самопожертвование человек, с другой бунтарь, совершающий аморальный поступок
Реферат Бюджетное прогнозирование и планирование сущность, методы и роль в организации бюджетного процесса
Реферат Разрядка международной напряжённости
Реферат Проблематика й актуальність антонімії в английскій мові
Реферат Red Guards Essay Research Paper Red Guards
Реферат Административные барьеры в области малого предпринимательства
Реферат Depression Essay Research Paper DepressionImagine living with
Реферат Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения
Реферат Синдром Бругада
Реферат Литературное произведение как отражение взглядов автора