Untitled
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономика предприятия
специальность
080502 — Экономика и управление на предприятии (торговли)
Тема: Финансовые инвестиции: понятие, управление ими.
Выполнил:
Студент 3 курса группа _36_
__очная_форма обучения
Фамилия, И.О.
подпись
Преподаватель:
Фамилия, И.О.
Москва 2010 г.
Оглавление
Введение
«Инвестиции» — слово иностранного происхождения (от лат. investire, нем. investition), в переводе — долгосрочное вложение капитала в какие-либо объекты, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта.
На законодательном уровне понятие инвестиций было закреплено с принятием в 1991 г. Закона Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в РСФРФ» в соответствии, с которым под инвестициями стали понимать денежные средства, целевые банковские вклады, паи и акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта.
В отечественной экономической литературе до 80-х годов термин «инвестиции» для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не использовался, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и исследования в области капиталистической экономики. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось понятие капитальных вложений.
В последующий период термин «инвестиции» получил более широкое распространение в научном обороте, стал использоваться в правительственных и нормативных документах. Однако большей частью инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. Инвестиции (капитальные вложения) рассматривались в двух аспектах: как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов, и как экономическая категория — система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения.
Более широкая трактовка инвестиций в рассматриваемый период была представлена позицией, согласно которой инвестиции выступают как вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств, нашедшая отражение в Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений 1981 г. и других методических рекомендациях. В основе данного подхода лежало положение о том, что основные фонды не функционируют в отрыве от оборотных средств и, следовательно, прирост прибыли (дохода) является результатом их совместного использования.
Обращение к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной экономической литературе показывает, что в различных школах и направлениях экономической мысли определения понятия «инвестиции» содержат общую существенную черту — связь инвестиций с получением дохода как целевой установки инвестора.
В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиции» является господствующим как в европейской, так и в американской методологии.
Вместе с тем нередко встречается позиция, в соответствии с которой предлагается различать категории «инвестиций», с одной стороны, и «вложений капитала», с другой стороны, на том основании, что отличительным признаком инвестиций, по мнению ее представителей, является производительный характер данной категории. При этом под инвестициями понимается, как правило, приобретение средств производства, а под вложениями капитала — покупка финансовых активов.
Существует и другой подход к определению инвестиций, обусловленный возросшим значением рынка ценных бумаг как механизма, опосредующего перемещение реального капитала в странах развитой рыночной экономики. В его рамках инвестиции определяются как вложения в ценные бумаги.
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Регулирование инвестиционной сферы осуществляется государством с помощью комплекса правовых, экономических и административно-управленческих мер в интересах формирования в стране благоприятного инвестиционного климата, обеспечения экономически выгодных условий для осуществления инвестиционной деятельности с целью удовлетворения национальных интересов в настоящем и на перспективу. Эффективность государственного регулирования предполагает создание инвестиционной системы, способной обеспечить устойчивую взаимосвязь и единство всех уровней экономики. Это означает, что механизмы государственного регулирования в сфере инвестиций должны быть основаны на реальных процессах, происходящих в бюджетной сфере, налоговой, социальной, на кредитном и финансовом рынках, учитывать финансовое положение и состояние производственного потенциала на уровне хозяйствующих субъектов.
Финансирование инвестиционной деятельности осуществляется через финансовый механизм. Он представляет собой систему форм и методов организации финансовых отношений, в результате функционирования которых происходит формирование доходов и накоплений, денежных фондов как источников осуществления инвестиций.
Бюджетный, налоговый, амортизационный механизм —те составляющие финансового механизма, которые приводят в движение финансовые ресурсы, трансформируют их в инвестиционные.
Финансовый механизм регулирования инвестиционной сферы включает в себя две составляющих —нормативно-правовую базу инвестиционного процесса и формы и методы формирования и распределения доходов государства и хозяйствующих субъектов, направляемых на инвестиционные цели.
Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности является одной из основополагающих функций государственного управления. Перечень документов, регулирующих инвестиционную деятельность в России достаточно широк, основные из них, имеющие прямую инвестиционную направленность представлены ниже.
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991г. № 1488-1. В законе определяются правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории России, его основная направленность — эффективное функционирование экономики страны и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ является основополагающим в регулировании правовых, экономических и финансовых основ воспроизводства простого и расширенного основного капитала. В нем также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ. Содержание и цели данного закона состоят в развитии альтернативных форм финансирования инвестиций в средства производства, защите прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечении эффективности инвестирования.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ определяет условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, гарантии их прав на инвестиции, доходы и прибыль, получаемые от инвестиционной деятельности. Механизм реализации этого закона направлен на привлечение иностранных инвестиций в форме финансовых и материальных ресурсов, передовых технологий и эффективного менеджмента, совершенствование и развитие международной практики инвестиционного сотрудничества.
Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ направлен на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, создание и реконструкцию, эффективное использование недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. Закон определяет и гарантирует права и интересы обеих сторон концессионного соглашения.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ. Данный закон регулирует инвестиционную деятельность в области недропользования в Российской Федерации. Он устанавливает правовые, экономические и финансовые отношения по поводу осуществления российских и иностранных инвестиций, направляемых па поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории страны и ее континентальном шельфе.
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г.№156-ФЗ регулирует механизм формирования инвестиционных ресурсов в денежной, финансовой и натурально-вещественной форме через размещение акций, доверительное управление с целью их последующего инвестирования.
Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ является одним из основополагающих документов в системе государственного финансирования реальных инвестиций. В состав федеральных государственных нужд включаются и федеральные целевые, и межгосударственные целевые программы, в которых участвует Российская Федерация. Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности. Объемы финансирования целевых программ из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.
Указ Президента Российской Федерации «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. № 1928. Действие указа направлено на развитие инициативы частных инвесторов и более эффективного использования частных инвестиций в Российской Федерации в условиях рыночной экономики. В нем представлен механизм оказания государственной поддержки частным инвесторам на основе конкурсного отбора высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов, связанных в первую очередь с развитием «точек роста» экономики.
Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» от 18 ноября 1995 г. № 1157. Основное значение документа состоит в укреплении и повышении эффективности механизма финансирования инвестиционной деятельности за счет потенциала финансового и фондового рынков. В Указе подчеркивается, что одним из важнейших направлений государственной политики на финансовом и фондовом рынках страны является обеспечение прав граждан -вкладчиков кредитных учреждений и коммерческих организаций, которые привлекают денежные средства населения и юридических лиц. Действие указа направлено также на защиту прав акционеров акционерных обществ от противоправных посягательств и коммерческих рисков, возникающих при осуществлении банками, кредитными организациями и акционерными обществами предпринимательской деятельности.
Формы и методы финансирования инвестиционной деятельности могут носить прямой и косвенный характер участия государства в инвестировании. Например, финансирование целевых государственных программ,софинансирование, предоставление государственных гарантий —носят характер прямого участия государства в финансировании инвестиций. Предоставление налоговых льгот, возможность использования ускоренной амортизации являются примерами косвенного финансирования, через экономические рычаги. Государство «приглашает» к инвестированию, предоставляя различного рода преференции, не используя при этом метод прямого финансирования. Реализованный на практике метод косвенного финансирования, отражается на доходах государства, уменьшая их или увеличивая в зависимости от эффективности освоенных инвестиций. Метод финансирования — это способ участия государства в финансировании инвестиций -прямой или косвенный. Практическая реализация методов финансирования осуществляется в разных формах. Т.е. метод прямого финансирования за счет государственных средств может осуществляться, например, в форме финансирования целевых государственных федеральных программ или в форме финансовой поддержки высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов.
И в российской, и в зарубежной практике существуют различные формы прямого государственного финансирования инвестиционной деятельности. Как правило, такое финансирование распространяется на инвестиционные проекты, имеющие особую значимость для развития национальной экономики. При этом финансовая помощь оказывается и тем проектам, которые осуществляются в рамках целевых государственных федеральных, региональных и муниципальных программ, и высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.
2. Классификация инвестиций
Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» было введено разделение инвестиций по их цели на две категории (рис. 1):
1) капиталообразующие (реальные) инвестиции, обеспечивающие создание и воспроизводство основных фондов. В науке и практике эти инвестиции трактуются как реальные инвестиции — в форме капитальных вложений;
2) портфельные (финансовые) инвестиции — это капитал, вкладываемый в ценные бумаги: акции, облигации и другие ценные бумаги, т. е. средства, помещаемые в финансовые активы.
Капиталообразующие (реальные) инвестиции в форме капитальных вложений — это вложения денежных средств и иного капитала с целью воспроизводства основных фондови развития предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли, науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики страны. Их главная цель — удовлетворение общественных социально-экономических потребностей.
Реальные инвестиции состоят главным образом из долгосрочных капитальных вложений. Реальные инвестиции включают следующие элементы: инвестиции в основные фонды (основной капитал), затраты на приобретение земельных участков, инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, инвестиции), в пополнение запасов материальных оборотных средств.
Портфельные (финансовые) инвестиции — это практически капитал, вкладываемый в акции, облигации, векселя и другие виды ценных бумаг. Возникновение и обращение финансового капитала тесным образом связаны с функционированием реального (т. е. производительного) капитала.
>
Далее инвестиции классифицируют по формам собственностисобственности. Под структурой инвестиций по формамсобственности понимают их распределение по тому признаку,кому эти инвестиции принадлежат. По формам собственностиинвестиции подразделяют на:
1) государственные;
2) муниципальные;
3) частные (вложения средств гражданами);
4) общественных объединений (потребительской кооперации и др.);
5) смешанные формы (без иностранного капитала);
6) иностранные;
7) смешанная форма с иностранным участием.
Государственные инвестиции направляются в основном в оборонную промышленность, инфраструктуру, малодоходные отрасли, жилищное хозяйство и др.
Частные инвестиции идут в те отрасли, где можно извлечь большую прибыль (промышленность, торговля). Частные инвестиции в значительных размерах направляются в строительство частных жилых домов, дач и других объектов жилищной сферы.
Кооперативныеинвестиции направляются на переработку сельскохозяйственных продуктов, торговлю и др., где обеспечивается самофинансирование предприятий некоммерческой сферы.
В отечественной практике различают инвестиции иностранные и отечественные. В основе подразделения инвест