Реферат по предмету "Финансы"


Финансовые ресурсы, проблема их оптимального формирования и использования

--PAGE_BREAK--
 



Рис.1  Основные виды финансовых ресурсов
В странах с централизованной управляемой экономикой преобладающую долю составляют финансовые  ресурсы " v:shapes="_x0000_i1039"> государства и муниципальных образований, тогда как в странах с рыночной экономикой существенная часть финансовых ресурсов представляет предпринимательский капитал, однако и централизуемые государственные и муниципальные финансовые ресурсы могут быть значительными. Источники финансовых ресурсов: вновь созданный за определенный период чистый доход; часть национального богатства (ранее накопленных средств); заимствование, привлечение средств из внешних источников. Каналы расходования финансовых ресурсов более разнообразны.          Государственные финансовые ресурсы образуются  за счет: взимания налогов и сборов; поступлений от использования, а также продажи государственного имущества; средств от продажи золотого запаса страны; выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг; прибыли от государственной предпринимательской деятельности; получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования; использования резервных и страховых фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

 Важнейшие направления их расходования: государственные инвестиции; содержание  государственного аппарата; оплата государственных заказов; финансирование бюджетных организаций и учреждений; расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные дотации, субсидии, субвенции; взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам; затраты на приобретение, выкуп объектов собственности и другие расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов федерации и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год.

В странах с федеративным государственным устройством государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации; при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств. Местные (муниципальные) ресурсы образуют отдельную, относительно самостоятельную часть финансовых ресурсов страны.                                                                        
1.2 Децентрализованные финансовые ресурсы, их источники и состав.
Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций) создаются главным образом в результате получения дохода от производственно-предпринимательской деятельности, формирования акционерного капитала, сбора паевых и уставных взносов, продажи и сдачи в аренду собственного имущества, получения заемных средств, финансовой поддержки со стороны государства, привлечения иностранных инвестиций, поступления страховых возмещений, средств от штрафных санкций. Они используются на: содержание и приобретение основных и оборотных средств; оплату труда; выплату налогов и сборов, амортизационных отчислений; проведение отчислений в страховые и другие целевые фонды; осуществление расходов на социально-культурные и благотворительные нужды; выполнение природоохранных мероприятий; осуществление расходов будущих периодов; возврат долгов и выплату процентов по ним; образование резервов.                                                                         Финансовые ресурсы коммерческих, предпринимательских организаций поступают и расходуются на основе самофинансирования.

В особом положении находятся некоммерческих организации, финансовые ресурсы которых формируются не только из доходов от собственной деятельности, но и в виде взносов, пожертвований, благотворительной помощи, государственной поддержки. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты в рамках соблюдения законов свободны в выборе источников поступления и способов расходования собственных финансовых ресурсов. К финансовым ресурсам, понимаемым в широком смысле слова, правомерно относить также собственный капитал и привлеченные денежные средства коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, а также денежного сбережения домашних хозяйств.

    Финансовые  ресурсы предприятия — это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых " v:shapes="_x0000_i1025">обязательств, осуществлению затрат по  расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых  ресурсов  осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации  ресурсов  на  финансовом   рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Первоначальное формирование финансовых  ресурсов  происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые  ресурсы  (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств — основных и оборотных — которые инвестированы в процесс производства.

Основным источником финансовых  ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг), различные части которой в процессе распределения выручки принимают форму денежных доходов и накоплений. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых  ресурсов также выступают:

— выручка от реализации выбывшего имущества,

— устойчивые пассивы,

— различные целевые поступления,

— мобилизация внутренних ресурсов  в строительстве и др.

Разворачивающиеся повсеместно процессы приватизации государственной собственности приводят к тому, что появляется и будет играть важную роль еще один источник финансовых  ресурсов  — паевые и иные взносы членов трудового коллектива.
1.3 Централизованные финансовые ресурсы, их состав, методы мобилизации

        

     Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

     Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В последние годы в условиях создания Российского государства произошли принципиальные изменения. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский (федеральный) бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ. Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных бюджетов, бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.

В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Создание двухуровневой банковской системы привело к ослаблению контроля за бюджетом со стороны государства, что повлекло за собой необходимость создание Федерального казначейства, ранее входившее в Госбанк СССР.

Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды, законодательно получившие свое начало после распада СССР в октябре 1991 года, когда было принят Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Внебюджетные фонды — это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

-Пенсионный фонд РФ;

-Государственный фонд занятости населения;

-Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР;

-Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.

      Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой — дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

     Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

    Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов.    Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.
1.4 Факторы роста финансовых ресурсов, проблема оптимизации их использования.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.                 Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий.                С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, позволяющих перейти к финансовому регулированию экономики.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. Оборачиваемость оборотных средств — это показатель эффективности их использования. Оборачиваемость определяется временем, в течение которого денежные средства совершают полный оборот, начиная от приобретения производственных запасов и кончая поступлением денег на счета предприятия; длительность одного оборота выражается в днях.  

      Чем быстрее оборачиваются авансированные оборотные средства, тем лучший достигается результат — с помощью одной и той же суммы средств производится и реализуется больше продукции. Важным фактором ускорения оборачиваемости оборотных средств является экономия материальных ресурсов " v:shapes="_x0000_i1027">, используемых в производстве, сокращения их расхода на единицу продукции. Именно поэтому в современных условиях такое большое значение приобретает разработка программ, направленных на более рациональное использование сырья, топлива, электроэнергии и других материальных  ресурсов, в которых предусмотрены меры по ужесточению правил использования материальных ценностей, усилению экономического стимулирования и повышению материальной ответственности за их расходование.
Гл. 2  Сводный финансовый баланс РФ и балансы регионов.
2.1  Структура построения сводного финансового баланса.
     Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономики РФ с участием Министерства финан­сов РФ на основе макроэкономических показателей. Схему ос­новных показателей сводного финансового баланса, составляе­мого на общегосударственном уровне, иллюстрирует табл. 6.1.


Таблица 6.1. Структура сводного финансового баланса (общегосударственный уровень)



1. Прибыль

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы

3. Подоходный налог с физических лиц

4. Налоги на имущество

5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсион­ного фонда. Фонда страховой медици­ны и Фонда занятости

6. Средства других бюджетных целевых фондов

7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

8. Амортизационные отчисления

9. Доходы от государственной собст­венности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества

10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической дея­тельности

11. Прочие доходы

Итого доходов

1. Затраты на государственные инве­стиции, включая погашение кредитор­ской задолженности (кроме военного строительства)

2. Расходы на воспроизводство мине­рально-сырьевой базы

3. Государственные дотации

4. Расходы предприятий за счет при­были, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фон­дов (без капитальных вложений)

6. Расходы на науку за счет бюджета

7. Расходы за счет средств других бюд­жетных целевых фондов

8. Расходы на оборону

9. Расходы на содержание правоохра­нительных органов, судов и прокура­туры (без капитальных вложений)

10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капиталь­ных вложений)

11. Расходы по внешнеэкономической деятельности

12. Расходы на образование резервных фондов

13. Прочие расходы

Всего расходов


2.2 Оценка сводного платежного баланса России.



Оценка платежного баланса Российской Федерации за январь-сентябрь 2008 года(млрд. долларов США)

 



 

январь-сентябрь 2008 г. (оценка)

Справочно:

 




январь-сентябрь
2007 г.

январь-июнь
2008 г.

январь-июнь
2007 г.



Счет текущих операций

91,2

52,3

63,6

36,8



Торговый баланс

153,3

91,0

101,9

59,9



Экспорт

372,0

244,9

237,3

155,4



сырая нефть

133,5

83,9

85,7

52,3



нефтепродукты

63,3

35,9

38,4

21,9



природный газ

52,0

30,3

35,1

20,4



прочие

123,2

94,9

78,1

60,8



Импорт

-218,7

-153,9

-135,4

-95,5



Баланс услуг

-19,4

-14,1

-11,1

-7,8



Экспорт

38,6

27,9

23,7

17,0



Импорт

-58,0

-42,0

-34,8

-24,9



Баланс оплаты труда

-12,6

-5,3

-7,3

-2,7



Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды)

-27,5

-17,6

-19,0

-11,9



Доходы к получению

45,2

32,0

29,7

20,7



Доходы к выплате

-72,7

-49,6

-48,7

-32,6



Федеральные органы управления

-0,4

-0,7

-0,1

-0,1



Доходы к получению

1,1

1,2

1,0

1,1



Доходы к выплате

-1,5

-1,9

-1,1

-1,2



Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате)

-0,0

-0,0

-0,0

-0,0



Органы денежно-кредитного регулирования

14,5

12,2

9,5

7,5



Доходы к получению

14,6

12,2

9,5

7,5



Доходы к выплате

-0,0

0,0

-0,0

0,0



Банки

-5,3

-3,7

-3,7

-2,1



Доходы к получению

5,2

3,1

3,2

2,0



Доходы к выплате

-10,6

-6,8

-6,9

-4,1



Прочие секторы

-36,3

-25,4

-24,8

-17,2



Доходы к получению

24,3

15,5

15,9

10,1



Доходы к выплате

-60,5

-40,9

-40,7

-27,2



Баланс текущих трансфертов

-2,5

-1,8

-0,8

-0,6



Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

0,5

59,3

17,8

63,0



Счет операций с капиталом

0,4

-0,6

0,2

-0,7



Финансовый счет (кроме резервных активов)

0,2

60,0

17,7

63,7



Обязательства ('+' — рост, '-' — снижение)

122,4

149,4

98,4

111,7



Федеральные органы управления

-5,5

-5,5

-3,0

-3,9



Портфельные инвестиции

-4,2

-3,6

-2,0

-2,6



выпуск

0,0

0,0

0,0

0,0



погашение

-4,4

-4,3

-3,3

-3,2



корпусов

-2,8

-2,6

-2,4

-2,3



купонов

-1,6

-1,7

-0,9

-0,9



реинвестирование доходов

1,2

1,4

0,8

1,0



вторичный рынок

-1,0

-0,8

0,5

-0,4



Ссуды и займы

-1,3

-1,9

-1,0

-1,3



привлечение

0,2

0,2

0,1

0,1



погашение

-1,5

-2,1

-1,1

-1,5



реструктуризация

0,0

0,0

0,0

0,0



Просроченная задолженность

0,0

0,0

0,0

-0,0



Прочие обязательства

-0,0

0,1

-0,0

0,1



Субъекты Российской Федерации

-0,1

-0,1

-0,1

-0,1



Органы денежно-кредитного регулирования

1,3

0,3

1,3

0,2



Банки

35,7

55,0

26,9

38,0



Прочие секторы

91,0

99,5

73,2

77,5



Прямые инвестиции

51,4

32,7

39,2

26,0



Портфельные инвестиции

-5,5

-1,4

4,0

1,6



Ссуды и займы

45,5

68,5

30,4

50,1



Прочие обязательства

-0,4

-0,3

-0,4

-0,2



Активы, кроме резервных  ('+' — снижение, '-' — рост)

-122,2

-89,4

-80,7

-48,0



Органы государственного управления

-1,9

-0,9

-2,0

-1,3



Ссуды и займы

0,4

0,6

0,3

0,4



Просроченная задолженность

-1,4

-1,3

-1,0

-1,2



Прочие активы

-0,9

-0,2

-1,2

-0,5



Органы денежно-кредитного регулирования

0,3

-0,4

0,1

-0,0



Банки

-39,1

-21,6

-14,5

-1,0



Прочие секторы

-81,5

-66,4

-64,3

-45,6



Прямые и портфельные инвестиции

-46,8

-39,4

-32,4

-29,0



Наличная иностранная валюта

6,5

11,3

3,2

6,3



Торговые кредиты и авансы

1,2

0,1

-0,3

0,7



Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений

-0,5

-0,1

-0,5

-0,9



Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами

-24,9

-24,4

-19,7

-14,9



Прочие активы

-16,9

-13,8

-14,6

-7,8



Чистые ошибки и пропуски

-5,8

-5,2

-4,4

-1,3



Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост)

-85,9

-106,4

-77,1

-98,5






--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Памятники монументального искусства города Краснодара
Реферат Артикль и предлог как актуализаторы имени на материале греческого и русского языков
Реферат Trifles Essay Research Paper In Susan Glaspell
Реферат Penacillen Essay Research Paper was the first
Реферат The Doctrine Of Privity Of Contract Contract
Реферат Учение Адама Смита
Реферат Benjamin Franklin Essay Research Paper Dost thou
Реферат The creation and activities of local organizations of the Bund Belarus
Реферат Аналіз виконання Державного бюджету України за 2009 рік
Реферат «Проблемы природопользования и экологическая ситуация в Европейской России и сопредельных странах»
Реферат Ideas And Thoughts Of Karl Marx Essay
Реферат Економічна оцінка результатів господарської діяльності промислових підприємств на прикладі ВАТ q
Реферат Место официально-делового стиля в системе стилей современного русского литературного языка
Реферат Duck Head Rock
Реферат Разработка системы управления технологическим сегментом сети