--PAGE_BREAK--
Глава 2. Санация как способ восстановления деятельности организации
2.1 Критерии необходимости проведения санации
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:
-оказание финансовой помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;
-изменение структуры активов и пассивов организации;
-изменение организационной структуры;
-иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.
2.2 План финансового оздоровления (план санации)
При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.
В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.
Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства.
В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника — юридического лица либо план прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее — план ликвидации) в срок.
Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.
В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.
План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.
Собрание кредиторов вправе принять решение об:
утверждении плана санации;
утверждении плана ликвидации при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;
отклонении плана санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;
отклонении плана санации и (или) плана ликвидации, отстранении управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего и заявлении соответствующего ходатайства в хозяйственный суд. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации и (или) плана ликвидации, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов.
Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.
В случае, если в хозяйственный суд в течение четырех месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства не представлены документы, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, хозяйственный суд вправе принять решение об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения.
Управляющему запрещается до принятия решения собранием кредиторов приступать к ликвидации или продолжать ликвидацию, начатую до возбуждения конкурсного производства. Управляющий может начать санацию сразу же после открытия конкурсного производства.
В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.
Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.
Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.
Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.
По ходатайству собрания кредиторов или управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев.
По окончании санации проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации.
2.3 Меры по восстановлению платежеспособности организации
Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:
-ликвидация дебиторской задолженности;
-исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
-предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;
-перепрофилирование производства;
-закрытие нерентабельных производств;
-продажа части имущества должника;
-уступка требования должника;
-предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;
-продажа предприятия должника (далее — предприятие);
-применение иных способов.
Глава3. Признание организации банкротом и её ликвидация
3.1 Основание признания предприятия банкротом
Производство по делу о банкротстве возбуждается хозяйственным судом на основании заявления о банкротстве должника.
Заявление о банкротстве должника в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей может быть подано в хозяйственный суд органом государственного управления по делам о банкротстве, а также налоговым или иным уполномоченным органом.
Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом, с учетом особенностей, предусмотренных законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и иными законодательными актами о банкротстве.
Дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом в соответствии с правилами подсудности, установленными Хозяйственным процессуальным кодексом.
В соответствии с Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» право обратиться в хозяйственный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы:
-должник;
-управляющий (временный управляющий);
-конкурсные кредиторы;
-налоговые и иные уполномоченные органы;
-местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника — юридического лица;
-прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению и в иных случаях, предусмотренных законодательством;
-орган государственного управления по делам о банкротстве в случаях, предусмотренных законом;
-иные лица в случаях, предусмотренных законом.
Перечисленные лица имеют право направить в хозяйственный суд заявление об отзыве у организации лицензии, если могут подтвердить, что у организации обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств организации перед заявителем, с другой — что их размер соответствует критериям банкрота.
Когда в хозяйственный суд поступает заявление о признании банкротом организацию, судья, прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает представить либо заключение о целесообразности отзыва у организации лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа.
Помимо документов, прилагаемых к исковому заявлению в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие:
обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
основания для подачи заявления кредитора;
иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.
Если заявление кредитора подписано представителем кредитора, то к заявлению прилагаются доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия на подачу такого заявления.
К заявлению кредитора также прилагаются (при их наличии) решения общего и (или) хозяйственного судов, рассматривавших требования кредитора к должнику, а также исполнительные документы.
К заявлению о банкротстве должника — юридического лица, подаваемому налоговым или иным уполномоченным органом, прилагаются документы, содержащие доказательства принятия мер по взысканию в установленном законодательством порядке задолженности по обязательным платежам.
С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев.
При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего, а также указывается дата рассмотрения хозяйственным судом заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов.
Если при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о назначении временного управляющего не позднее трех дней со дня принятия указанного заявления.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
— наблюдение — процедура обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника (предполагает назначение временного управляющего);
— внешнее управление (судебная санация) — процедура, имеющая целью восстановление платежеспособности должника (предполагает передачу прав управления должником внешнему управляющему);
— конкурсное производство — процедура, имеющая целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого должника (предполагает назначение хозяйственного управляющего, ликвидатора);
— мировое соглашение — утверждаемое арбитражным судом соглашение между комитетом кредиторов' и должником, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или прекращении таких обязательств тем или иным законным способом, а также иные условия, которое может быть заключено между сторонами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (но только после погашения долгов кредиторам 1-й и 2-й очередей) и тем самым становится основанием для прекращения производства по делу о банкротстве на этапах наблюдения или внешнего управления, а на этапе конкурсного производства — основанием для того, чтобы решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не исполнялось.
3.2 Процедуры ликвидации организации (временное управление,
конкурсное производство)
Хозяйственный суд, принявший заявление о признании организации банкротом, в своем определении по этому вопросу указывает ввести в организации процедурунаблюдения и назначить лицо, которому будет поручено наблюдение, —временного управляющего
Последствия введения наблюдения
1. Введение наблюдения не является основанием для обязательного отстранения руководителя и иных органов управления должника. Они могут продолжать выполнять свои полномочия, но с ограничениями, указанными ниже.
2. Органы управления должника с согласия временного управляющего могут совершать только такие сделки, которые связаны с:
передачей недвижимого имущества в аренду, залог, внесением названного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ или распоряжением таким имуществом иным образом;
распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% активов должника;
получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника.
3. Органы управления должника не вправе принимать решения о: его реорганизации и ликвидации; создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов; размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; выходе из состава участников должника — юридического лица; приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
4. Хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности, в случае если тот не принимает необходимых мер к сохранению имущества должника, чинит препятствия работе временного управляющего, допускает иные нарушения требований законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.
5. С момента введения наблюдения арест имущества и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Временный управляющий назначается хозяйственным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии — из числа лиц, зарегистрированных в хозяйственном суде в качестве хозяйственных управляющих, и действует либо до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, либо до признания должника банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, либо до утверждения мирового соглашения, либо до принятия решения об отказе в признании должника банкротом.
Временный управляющийимеет право:
предъявлять в хозяйственный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом;
обращаться в хозяйственный суд с ходатайством принять дополнительные меры к обеспечению сохранности имущества должника;
обращаться в хозяйственный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
Временный управляющийобязан:
принимать меры к обеспечению сохранности имущества должника;
анализировать финансовое состояние должника;
определять наличие признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства должника;
устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований,
уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
созвать первое собрание кредиторов.
По окончании наблюдения временный управляющий представляет в хозяйственный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности/невозможности восстановления его платежеспособности.
Окончание наблюдения
1. Хозяйственный суд на основании решения первого собрания кредиторов, если иное не вытекает из существа дела, принимает решение признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.
2. Если первое собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения либо ни одно из таких решений не представлено в хозяйственный суд в установленный срок, то хозяйственный суд, убедившись в наличии признаков банкротства, принимает решение об этом и соответственно об открытии конкурсного производства.
3. Даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо если ни одно решение собрания не представлено в хозяйственный суд, то последний вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях: когда имеются основания полагать, что решение собрания принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника; когда после проведения собрания появились обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; в иных случаях, предусмотренных Законом.
4. Наблюдение прекращается с момента признания хозяйственным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.
Решение хозяйственного суда о признании должника банкротом означает решение открыть в отношении данного должника конкурсное производство. Срок конкурсного производства, как правило, не превышает 1 года. Впрочем, хозяйственный суд вправе продлить его на 6 и больше месяцев.
С момента принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
• срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;
• прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
• сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к сведениям, носящим конфиденциальный характер либо являющимся коммерческой тайной;
• снимаются ранее наложенные на имущество должника аресты и иные ограничения на распоряжение указанным имуществом. Наложение новых арестов на данное имущество и введение иных ограничений в этой части не допускается;
• все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
С этого момента органы управления должника отстраняются от управления и распоряжения имуществом (если они не были отстранены ранее).
Конкурсный управляющий — лицо, назначаемое хозяйственным судом для проведения конкурсного производства и выполнения связанных с этим иных полномочий. По ходатайству конкурсного управляющего, если оно одобрено собранием или комитетом кредиторов, хозяйственный суд может назначить несколько таких управляющих.
Конкурсный управляющий действует до завершения конкурсного производства.
С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.
Если решение о признании должника банкротом принято по окончании наблюдения, то с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника прекращаются. Последние в течение 3 дней с момента назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника.
Конкурсный управляющий, в частности:
принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку (привлекая оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов) и принимает меры к обеспечению его сохранности;
анализирует финансовое состояние должника;
предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о взыскании;
уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;
заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
отказывается от исполнения договоров должника;
принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное после его начала, составляет конкурсную массу. Из имущества, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, а также иное имущество, предусмотренное Законом.
Конкурсный управляющий обязан использовать в своей деятельности только 1 счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие счета должника подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки средств с них должны быть перечислены на основной счет должника. На этот счет зачисляются и деньги, поступающие в ходе конкурсного производства.
С основного счета должника ведутся выплаты кредиторам и оплачиваются расходы в следующей очередности.
1. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения хозяйственным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
2. Требования кредиторов удовлетворяются в такой очередности:„
1-я очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
2-я очередь — оплата труда и выплата выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), выплата вознаграждений по авторским договорам;
3-я очередь — требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
4-я очередь — обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
5-я очередь — требования других кредиторов. С данного счета:
выплачивается вознаграждение конкурсному управляющему;
оплачиваются текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;
оплачиваются публикации-сообщения о признании должника банкротом, а также уведомление кредиторов должника;
производятся иные расходы на ведение конкурсного производства.
Конкурсный управляющий в любое время представляет собранию и комитету кредиторов по их требованию отчет об использовании средств должника.
Хозяйственный суд, рассмотрев отчет конкурсного управляющего о результатах проделанной работы, выноситопределение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение 10 дней с момента вынесения указанного определения должен представить его в орган государственной регистрации юридических лиц. Данное определение является основанием для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента, когда такая запись сделана, полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.
Также существуют другие методы реорганизации предприятий, такие как, слияние и присоединение.
Слияниедвух или более юридических лиц представляет собой такой процесс взаимоотношений между ними, в результате которого права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. Это будет означать появление нового предприятия вместо двух или более ранее зарегистрированных и лицензированных, лицензии которых в ходе слияния аннулируются. Новая организация должна пройти государственную регистрацию и лицензирование.
В отличие от этого присоединение одного или нескольких юридических лиц (присоединяемого, присоединяемых) к другому юридическому (присоединяющему) означает: с правовой точки зрения – переход прав и обязанностей первого (первых) к этому другому юридическому лицу; аннулирование лицензии присоединяемого предприятия и его ликвидация как самостоятельного юридического лица и одновременно сохранение присоединившего предприятия с его перерегистрацией ( в его устав вносятся необходимые изменения и дополнения) и оформлением ему новой лицензии или сохранением прежней лицензии. продолжение
--PAGE_BREAK--