--PAGE_BREAK--Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение: экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.; социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения; задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.
Основными направлениями налоговой политики могут служить следующие: построение стабильной налоговой системы в Российской Федерации; сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений; консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств; облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения; развитие налогового федерализма; сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения; расширение практики установления специфических ставок акцизов; замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами; увеличение роли экологических налогов.
Из этих направлений налоговой политики государства одним из главных является развитие налогового федерализма. Налоговый федерализм означает обеспечение оптимального распределения налоговых доходов государства между бюджетами разного уровня (федеральным, территориальными и местными бюджетами).
Принятая в РФ налоговая политика ориентируется на воссоздание в России западной модели налогообложения, которая становится эффективной только на достаточно продвинутой стадии, при условии крупных разовых инвестиций в создание инфраструктуры налоговых органов, разветвленной и дорогостоящей системы налогового контроля, непременного соучастия и понимания со стороны широких масс налогоплательщиков.
5.Налоговый кодекс РФ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ.
Налоговый кодекс Российской Федерации нацелен на решение таких задач, как: систематизация норм и положений, регулирующих процесс налогообложения, приведение их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему; устранение таких недостатков налоговой системы, как отсутствие единой законодательной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных гарантий для участников налоговых отношений; изменение чрезмерно жестких норм ответственности за налоговые нарушения, применяемых при отсутствии ясного Законодательства, предупредительных процедур и нечеткости формулировки составов налоговых нарушений; реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику; перекрытие каналов ухода от налогообложения и отмена неоправданных льгот; построение справедливой, стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства; развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности.
В целях решения этих задач Налоговый кодекс РФ определяет: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством; формы и методы налогового контроля; ответственность за нарушение налоговых правонарушений; порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.
Федеральные налоги и сборы, устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, региональные и местные — соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с общими принципами, установленными в Налоговом кодексе. Законодательные акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или по-иному ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, других участников, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Налоговый кодекс нацелен на уравнивание прав налогоплательщиков и налоговых служб: содержится ряд положений, защищающих интересы и права налогоплательщиков, наиболее важное значение из которых имеют такие, как введение понятия налоговой тайны; ограничение произвола налоговых органов в части взыскания налоговых санкций, которые могут взыскиваться, при несогласии налогоплательщика, только через арбитражный суд — с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или через суд общей юрисдикции — с физических лиц. В Налоговом кодексе также детально регламентируются вопросы, связанные с правонарушениями и ответственностью за их совершение.
6.Налог на прибыль предприятий и организаций— прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.) за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
В России налог официально называется Налог на прибыль организаций и регулируется Главой 25 Налогового кодекса РФ.Базовая ставка составляет 24 %: 6,5% — зачисляется в федеральный бюджет, 17,5% — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.Прибыль для российского налогообложения определяется согласно Налоговому кодексу РФ. Бухгалтерская прибыль и прибыль для целей налогообложения часто не совпадают из-за разницы в методах определения прибыли.
Налог на прибыль предприятий и организаций – уплачивается предприятиями и организациями (в т.ч. бюджетными), являющимися юридическими лицами по законодательству РФ, включая кредитные, страховые организации, а также предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, филиалы (территориальные банки) Сбербанка РФ. Плательщиками налога на прибыль являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств. осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства.
Не являются плательщиками налога на прибыль: предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением предприятий индустриального типа, определенных по перечню, утвержденному законодательными (представительными) органами субъектов РФ (прибыль, полученная такими предприятиями от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на прибыль); ЦБ РФ и его учреждения — по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения; организации, применяющие в соответствии с федеральные законом упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
Объект налога на прибыль — валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с федеральным законом. Валовая прибыль представляет собой суммы прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операции, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убытки) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении размера прибыли исключают из выручки от реализации продукции уплаченные экспортные пошлины. Если предприятие реализует продукцию (работы, услуги) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за низкого качества, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. При осуществлении предприятиями обмена продукции для целей налогообложения применяется средняя цена реализации данной или аналогичной продукции.
Федеральным законом установлен перечень стоимости оборудования, основных производственных фондов и другого имущества, которое не включается в налогооблагаемую базу, а также перечень доходов и платежей, на суммы которых уменьшается валовая прибыль при обложении налогом на прибыль. При исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством РФ предприятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, но не более установленных минимальных размеров этих фондов. Сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли предприятий. Исчисленная в соответствии с законодательством прибыль предприятий облагается налогом по ставке 24%, часть которого направляется в федеральный бюджет, другая часть — в субъекты РФ. Федеральным законом установлены льготы по налогу на прибыль предприятий.
Процедура определения доходов и расходов, определяется Налоговым Кодексом и часто отличается от процедуры определения доходов и расходов, принятой в российском бухгалтерском учете. В связи с этим на российских предприятиях приходится вести два учета — налоговый и бухгалтерский (иногда к ним прибавляется еще и третий — управленческий).
Согласно ст. 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.
7. НДС. Ставки НДС в России налог на добавленную стоимость— форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В РФ объектами налогообложения НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ являются: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ оказание услуг) по соглашению о представлении отступного или новации; передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организации, в т.ч. через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Пунктом 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ установлен перечень операций, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг), а в ст. 149 определены операции, не подлежащие налогообложению НДС (освобождаемые от налогообложения). Налоговым кодексом РФ установлен перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ освобождается от налогообложения НДС. Налогоплательщиками НДС признаются: организации (предприятия); индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Налоговая база для расчета НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных товаров (работ, услуг). При применении налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг) различных ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) различных ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), определяется исходя из цен, указанных сторонами сделки, при этом рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж. Налоговым кодексом РФ установлены особенности определения налоговой базы при осуществлении отдельных операций (ст. 155-162). Для исчисления НДС установлены следующие налоговые ставки: а) ставка 0% при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ; б) ставка 10% при реализации установленного Налоговым кодексом РФ продовольственных товаров, товаров для детей; в) ставка 20% при реализации товаров (работ, услуг), не указанных в вышеназванных пунктах (а и б); г) ставки 9,09 и 16,67% (расчетные ставки при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) в соответствии со ст. 161, 162 и п. 3 и 4 ст. 154 Налогового кодекса РФ. Для получения права налогообложения по ставке 0% налогоплательщику необходимо предоставить копии документов, установленных ст. 165 Налогового кодекса РФ. Сумма НДС исчисляется как соответствующая налоговой ставке, процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Общая сумма НДС при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком, изложенным выше. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумм НДС. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее 5 дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Если в соответствии с Налоговым кодексом РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) не подлежат налогообложению, расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Налогоплательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные вычеты, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщиком и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную границу РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (которым является календарный месяц), как уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Уплата налогов при реализации (передаче) товаров, выполнении (в т.ч. для собственных нужд) работ, оказании (в т.ч. для собственных нужд) услуг на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактических данных за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты НДС, если в течение трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по нижеследующим операциям: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т.ч. реализация предметов залога и передачи товаров (результатов работ, оказанных услуг) по соглашению или отступного; передача на территории РФ товаров (выполненных работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении НДС на доходы организаций, в т.ч. через амортизационные отчисления; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления — без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 2004 составляет 18 %.
Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
В последнее время (2005—2006) высказывался ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок.
Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. Однако продавец имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным, а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. В платёжных документах НДС выделяется отдельной строчкой.
Впервые НДС был введен во Франции в 1958, сейчас его взимают 135 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в США и Австралии, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 2 % до 11 %. Расчет налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.
8. Акциз и таможенные пошлины(фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (соль, сахар, спички и др.), а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. В дореволюционной России акцизы вместе с винной монополией давали (в 1904) 47,5 % общей суммы поступлений в бюджет. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.
Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара. Акцизы устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученной сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции.
Акцизы были введены Законом РФ от 6 декабря 1991 г. “Об акцизах”. Законом РФ от 7 марта 1996 г. № 23-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об акцизах” данный закон был изложен в новой редакции. Госналогслужбой РФ издана Инструкция от 22 июля 1996 г. № 43 “О порядке исчисления и уплаты акцизов”.Плательщиками акцизов являются предприятия и организации, производящие и реализующие подакцизные товары.Объектом обложения акцизами выступает стоимость товаров собственного производства. Для определения облагаемого оборота берется их стоимость, исчисленная исходя из цен реализации без учета НДС.Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов устанавливаются Законом РФ “Об акцизах”, а в отдельных случаях – Правительством РФ. К подакцизным товарам, в частности, относятся многие виды алкогольных напитков, икра осетровых и лососевых рыб, табачные изделия, легковые и грузовые автомобили, ювелирные и меховые изделия, нефть и нефтепродукты и т. д.Акцизами не облагаются экспортируемые товары (за исключением отдельных видов минерального сырья), так как для изъятия сверхдоходов в этом случае используется механизм взимания таможенных пошлин. При реализации посредническими организациями товара на экспорт суммы уплаченных акцизов возвращаются этим организациям налоговыми органами.Сумма акциза определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из стоимости реализованных товаров и установленных ставок.Уплата акцизов в бюджет осуществляется в зависимости от вида производимого товара – ежедекадно или ежемесячно. Для контроля за уплатой плательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения специальные расчеты на основе формулы, приведенной в Законе РФ “Об акцизах”. Они несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты этого налога.По товарам, ввозимым на территорию России, плательщиками акцизов являются их декларанты. Объектом налогообложения в этом случае является таможенная стоимость этих товаров, увеличенная на сумму таможенных пошлин и сборов. Для некоторых видов товаров, ввозимых на территорию России, были введены особые, отличные от российских ставки акцизов. Объектом обложения для данных видов товаров является ввозимый объем в натуральном выражении.Закон “Об акцизах” предусматривает ряд льгот. Например, от уплаты акцизов освобождаются товары, используемые для изготовления на территории России другой подакцизной продукции.
Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами России по ставкам, дифференцированным по отдельным видам товаров, при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации или при вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.Таможенная пошлина является мощным средством регулирования товарооборота и влияния на экономику, поэтому таможенные пошлины используются не только в фискальных, но и в протекционистских целях (для поддержки и защиты российских товаропроизводителей). В таких случаях применяют специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут устанавливаться сезонные пошлины.Плательщиками таможенной пошлины являются декларанты товара либо иные лица, предусмотренные Таможенным кодексом РФ от 18 июля 1993 г. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом.Объектом обложения таможенной пошлиной является перемещение (ввоз или вывоз) товаров через таможенную границу Российской Федерации. Ее исчисление производится на основе таможенной стоимости товаров и транспортных средств, определяемой в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. “О таможенном тарифе”. Таможенная стоимость товара указывается в грузовой таможенной декларации, а также в прилагаемой к ней декларации таможенной стоимости.Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу Российской Федерации, а в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, – государственному предприятию связи.Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей. Решение об этом принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.Таможенные платежи уплачиваются как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, курсы которых котируются ЦБ, за исключением случая, когда такой платеж может быть уплачен только в иностранной валюте. Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Банка России, действующему на день принятия таможенной декларации.Размер таможенной пошлины определяется в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе”. Государственным таможенным комитетом РФ 8 июня 1995 г. утверждена Временная инструкция о взимании таможенных платежей.Под таможенным тарифом понимается свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). ТН ВЭД содержит перечень товаров, отнесенных к определенным классификационным группам.Ставки таможенных пошлин являются едиными на всей территории России и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары, видов сделок и других факторов. Они утверждаются Правительством РФ и изменяются и уточняются в зависимости от экономической ситуации.
9.Налог на додходы физических лиц Налог на додходы физических лиц – в РФ налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами. Объект налогообложения: для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, — доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ; для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — от источников в РФ.Для целей налогообложения к доходам от источников в РФ относятся: а) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; б) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ; в) доходы, полученные от использования в РФ права на объекты интеллектуальной собственности; г) доходы, полученные от предоставления в аренду, и доходы, полученные от иного использования имущества, находящегося на территории РФ; д) доходы от реализации (недвижимого имущества, находящегося в РФ; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организации; прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу); е) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений; ж) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, выплачиваемые в соответствии с действующим российским законодательством или выплачиваемые иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; з) доходы от использования любых транспортных средств, включая морские или воздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроволочной связи, средств связи, компьютерных сетей, находящихся или зарегистрированных (приписанных) в РФ, владельцами (пользователями) которых являются налоговые резиденты РФ, включая доходы от сдачи их в аренду, а также штрафы за простой (задержку) судна сверх предусмотренного законом или договором срока, в т.ч. при выполнении погрузочно-разгрузочных работ; и) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности на территории РФ.При исчислении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу, которая определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. При получении налогоплательщиком дохода от организаций (предприятий) и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) или прав, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ. При этом в стоимость этих товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж. Налоговым кодексом РФ установлены особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды, по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, от долевого участия в деятельности организации, определения доходов отдельных иностранных граждан.Налоговым законодательством установлены: доходы физических лиц, освобождаемые от налогообложения; стандартные налоговые вычеты; социальные налоговые вычеты; имущественные налоговые вычеты; профессиональные налоговые вычеты, а также особенности исчисления сумм налога индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой, а также особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов.Н. на д.ф.л. исчисляется по следующим ставкам: а) общая налоговая ставка установлена в размере 13%; б) в размере 35% ставка установлена в отношении следующих доходов: выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в т.ч. с использованием игровых автоматов); стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров выигрышей, призов ѕ ставки рефинансирования ЦБ РФ; страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров выплат ставки рефинансирования ЦБ РФ; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ѕ действующей ставки ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышения, установленного Налоговым кодексом РФ.Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств суммы доходов, полученных за пределами РФ, засчитываются при уплате налога в РФ, если это предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
10. Единый социальный налог (взнос)
Единый социальный налог – взнос — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Предназначен для мобилизации средств по реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками Е. с. н. признаются: а) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в т. ч.: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица; б) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в установленном порядке на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в части доходов получаемых от осуществления этих видов деятельности.
Объектом налогообложения для исчисления Е. с. н. признаются: для налогоплательщиков, указанных выше в пункте (а), — выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу гражданско-правового характера, в т. ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским или цензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты указанных налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков — физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиками трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц; для налогоплательщиков, указанных в вышеприведенном пункте (б), — доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
продолжение
--PAGE_BREAK--Налоговая база налогоплательщиков, указанных выше в пункте (а), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяются как сумма доходов, начисленных работодателями по всем основаниям за налоговый период в пользу работников.
При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, не подлежащих налогообложению, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ, или в виде иной материальной выгоды. Налоговым периодом при уплате Е.с.н. признается календарный год, но налогоплательщики производят уплату авансовых платежей отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд как соответствующую процентную долю налоговой базы.
Налоговым кодексом предусмотрены для налогоплательщиков Е.с.н. налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются: а) организации любых организационно-правовых форм — с сумм дохода, не превышающих 100 тыс. pуб. в течение налогового периода, начисленных работникам являющимся инвалидами I, II и III групп; б) следующие категории работодателей — с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода каждого отдельного работника: общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%; организации уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Указанные в этом пункте льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
11. Налоги на имущество
Налог на имущество предприятий – установлен федеральным законодательством. Плательщиками налога являются предприятия, учреждения организации, являющиеся юридическими лицами РФ: филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий (учреждений, организаций), имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, компании, фирмы, любые организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие имущество на территории РФ.
Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на бланке предприятия. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы при налогообложении учитываются по остаточной стоимости. Для обложения налогом определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Законодательством РФ установлен перечень имущества, которое налогом не облагается: имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти; предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг); специализированных протезно-ортопедических предприятий; предприятий народных художественных промыслов; научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций РАН и др. (ст. 4 Закона “О налоге на имущество предприятий”)
Законодательством РФ предусмотрено, что стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость: объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы; земли; мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей и др. (ст. 5 Закона).
Предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2% налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии с федеральным законом. Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельного предприятия. Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет (субъектов РФ, местные бюджета по месту нахождения предприятия) в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям — на операционные и разные расходы.
12. Налоги поступающие в дорожные фонды
В настоящее время Законом РФ от 18 октября 1991 г. “О дорожных фондах в Российской Федерации” предусмотрено взимание следующих налогов, служащих источниками образования внебюджетных дорожных фондов:
· налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
· налог на пользователей автомобильных дорог;
· налог с владельцев транспортных средств;
· акцизы на легковые автомобили;
· налог на приобретение автотранспортных средств.
В Федеральный дорожный фонд зачисляются налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), акцизы с продажи автомобилей в личное пользование граждан, а также 0,25 ставки налога на пользователей автомобильных дорог. Остальные налоги (в том числе и налог на пользователей автомобильных дорог) зачисляются в территориальные дорожные фонды.
Сумма платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу с владельцев транспортных средств и налогу на приобретение автотранспортных средств включается плательщиками в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг). Источником уплаты налога на реализацию ГСМ является прибыль предприятия до исчисления и уплаты налога на прибыль.
Порядок исчисления установленных Законом РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации” налогов определяется Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15 мая 1995 г. № 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”. Данная инструкция определила многие элементы налогов (сроки уплаты, порядок исчисления и т. д.), что нельзя признать оправданным с точки зрения законности.
Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов являются объединения, предприятия, организации независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели.
Объектом налогообложения для предприятий-изготовителей ГСМ является оборот по их реализации исходя из фактических цен продажи без учета НДС. При перепродаже ГСМ объектом является сумма разницы между выручкой от реализации (без НДС) и стоимостью приобретения (без НДС).
Налог уплачивается по ставке 25% ежедекадно, ежемесячно или ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота.
Расчеты по налогу на реализацию ГСМ представляются в налоговую инспекцию ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от периодичности уплаты налога).
Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами. Некоммерческие организации являются плательщиками налога, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
Объектами налогообложения являются: при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг – выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг); при перепродаже покупных товаров – товарооборот.
При исчислении налога из налогооблагаемой базы исключаются НДС, акцизы и налог на реализацию ГСМ. Для ряда организаций (биржи, религиозные организации, банки, иные кредитные организации, инвестиционные фонды и т. д.) установлены некоторые особенности определения налогооблагаемой базы.
Сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно и вносится в дорожные фонды ежемесячно или ежеквартально.
Льготы по налогу предусмотрены для предприятий, осуществляющих содержание автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог, являющихся собственностью Российской Федерации), и фермерских хозяйств.
Налог с владельцев транспортных средств уплачивают лица, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, по ставкам, установленным в зависимости от мощности двигателей.
Данным налогом облагаются транспортные средства, которые в установленном порядке подлежат регистрации в Государственной автоинспекции, а также в других аналогичных органах с получением государственных регистрационных знаков для участия в дорожном движении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации”. Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления платежного документа не производятся.
Размеры ставок налога устанавливаются в зависимости от типа и мощности двигателей.
От уплаты данного налога освобождаются инвалиды всех групп; предприятия автотранспорта общего пользования и др. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий плательщиков. Льготой в виде освобождения от уплаты налога пользуются граждане, приобретающие автомобили в личное пользование, общественные объединения инвалидов, предприятия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования, другие лица.
Предприятия, организации и учреждения в сроки, установленные для предоставления квартального (годового) бухгалтерского баланса, сдают в налоговый орган по месту своего нахождения ежегодный расчет по установленной форме.
Плательщиками налога на приобретение автотранспортных средств являются предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие автотранспортные средства в собственность путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд.
Налог уплачивается в течение пяти дней со дня приобретения автотранспортного средства, причем для предприятий и организаций днем приобретения считается день зачисления этого средства в состав основных средств, а для индивидуальных предпринимателей – день фактического приобретения.
13. Отчисление и платежи за пользование природными ресурсами
Платежи за природные ресурсы являются важным методом формирования доходной базы бюджетов всех уровней.
Их Цель: экономическое регулирование природопользования, стимулирование рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды. Налогообложение природных ресурсов является одной из сложнейших проблем. Платежи за право пользования природными ресурсами и недрами, а также минерально-сырьевыми ресурсами включены в перечень федеральных и местных налогов, и соответственно являются налоговыми платежами. Они зачисляются в Федеральный и местные бюджеты. Правовые и экономические основы, регламентирующие охрану недр и их комплексное использование, установлены Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. С введением Налогового кодекса РФ сохраняется положение, что природопользование регулируется государством путем введения платежей за пользование недрами и воспроизводство недр.Пользователями недр могут быть индивид. предприниматель, юридические лица. Платежи могут взиматься в форме денежных платежей, в виде части добытого мин. сырья, зачета сумм платежей в соответствующие бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого предприятия.
Система платежей включает:1)сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензии. Размер сбора определяется с учетом стоимости подготовки проведения конкурса, с подведением итогов и оформлением лицензии;2) плату за получение права на пользование недрами;3) плату за пользование недрами, включающую затраты поиска и разведку месторождений, их добычу и пользование недрами;4) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы также относятся к системе платежей за пользование недрами;5) платежи за право на поиски месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку, а также платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и др.
Определение размера платежей ведется с учетом условий геологии, гидрологии, экономико-географических особенностей, размера участка, глубины залегания, вида полезных ископаемых, климатических условий, уровня обжитости местности, инженерных коммуникаций и транспорта, а также степени риска. Платежи могут быть как разовыми, так и регулярными взносами.Платежи за право пользования природными ресурсами взимаются со всех пользователей недр, исключая следующие категории пользователей:1) собственников, владельцев земельных участков, осуществляющих в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемых земельных участках для своих нужд;2) пользователей недр, ведущих работы научно-изыскательского характера без нарушения целостности недр, а также получивших участки для образования особо охраняемых геологических объектов.
Плата за пользование недрами осуществляется в форме денежных платежей, части объема добытого сырья или иной производимой продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет, в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемой организации.
Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту лицензирования устанавливаются в лицензии.
Регулярные платежи за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимаются в течение всего периода их проведения и зависят от продолжительности их выполнения и площади, на которой они ведутся. Минимальная величина платежа составляет 1%, а максимальная — 2% от договорной стоимости работ. Конкретный размер платежей зависит от вида полезного ископаемого, экономико-географических условий района.Условия взимания регулярных платежей за право на разведку месторождений полезных ископаемых являются такими же, как и право на поиски, с той лишь разницей, что минимальная ставка платежа 3%, максимальная — 5% от сметной стоимости работ.При продлении срока поисковых или разведочных работ размер ранее установленных платежей увеличивается в 1,5 раза. После окончания указанных работ размер платежей корректируется с их фактической сметной стоимостью.Платежи за право на разведку полезных ископаемых в границах площадей акваторий, предоставленных пользователю для добычи, не взимаются.
Все платежи за право на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых включаются в издержки по этим работам и поступают в бюджеты, на территории которых они производятся.Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются также в форме разовых и последующих регулярных платежей с начала добычи и в течение всего срока действия лицензии. Стартовый размер платежа на аукционе или конкурсе не должен быть менее 10% величины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.Регулярные платежи за право на добычу определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь от полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимость его добычи. При этом стоимость добытого сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции, изготовленной из него, без учета НДС.Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению исходя из установленных уровней с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно-географических, горно-технических условий, оценки риска пользователей недр и рентабельности разработки.Регулярные платежи за право пользования природными ресурсами вносятся:• ежедекадно (13,23-го числа отчетного месяца и 3-го числа месяца, следующего за отчетным) — организациями со среднемесячными платежами более 300 тыс. руб.• ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, — организациями со среднемесячными платежами от 100 до 300 тыс. руб.• ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, — организациями со среднемесячными платежами менее 100 тыс. руб.• один раз в год, не позднее 20 января предприятиями со среднемесячными платежами менее 10 тыс. руб. с разрешения налоговой инспе кции
продолжение
--PAGE_BREAK--