--PAGE_BREAK-- части квартальной суммы не позднее 22 числа каждого месяца. Плательщики налога предоставляют отчёт не позднее 20 числа первого месяца отчётного квартала.
Налог на прибыль уплачивают все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РБ.
Объектом обложения налога на прибыль является балансовая прибыль. Для расчёта налога на прибыль необходимо рассчитать налогооблагаемую базу. Для этого из балансовой прибыли, отнимают дивиденды и доходы, облагаемые налогом на доходы, налог на недвижимость, льготы. Ставка налога на прибыль – 24 % .
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные:
— организациями сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
— на благотворительные цели;
— организациям на финансирование жилищного строительства.
Подоходный налог взимается ежемесячно по месту работы физического лица. Налог исчисляется на основе шкалы ставок от 9% до 30%. Удержание подоходного налога производится с общей суммы дохода подлежащего налогообложению независимо от всевозможных удержаний. Филиал «Автобусный парк №4» перечисляет налог в бюджет при помощи платёжного поручения не позднее дня фактического получения в банке наличных денег на выплату заработной платы, премий, вознаграждений любого характера и периодичности.
Отчисления в фонд социальной защиты населения. Объектом начисления являются все виды оплаты труда. Ставка для филиала «Автобусный парк №4» составляет 35%. Страховые взносы выплачиваются раз в месяц в день, установленный для получения заработной платы за предыдущий месяц. Расчёты подаются ежеквартально не позднее 12 числа.
По данным филиала «Автобусный парк №4», предоставленным за 2004-2006 годы можно провести оптимальную аналитическую работу, позволяющую сделать некоторые выводы об уровне налоговой нагрузки на предприятие и её динамике, а также о динамике налоговых платежей, их структуре, произошедших изменениях за последние 3 года.
Для определения фискального потенциала действующей налоговой системы наиболее часто используется такой показатель, как налоговая нагрузка. Для характеристики уровня налогового бремени на макро- и микроуровнях можно использовать различные показатели:
-налоговая нагрузка на экономику;
-налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике;
-отраслевая налоговая нагрузка;
-индивидуальная налоговая нагрузка на конкретное предприятие или физическое лицо.
Показатель налоговой нагрузки на экономику характеризует долю налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды (либо без последних) в ВВП.
Показатели на микроуровне рассчитываются как доля налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды не во вновь созданном продукте в масштабе республики, а в общем объёме выручки конкретного предприятия или предприятий отрасли. Тем самым они отражают степень налоговых изъятий из выручки предприятий и в усреднённом виде (без учёта каскадности некоторых налогов) показывают, какова доля налоговых и неналоговых платежей в цене производимых товаров и оказываемых услуг.
Средний уровень налоговой нагрузки на микроуровне (номинальный и реальный) рассчитывается как отношение начисленных (уплаченных) налогов и платежей в бюджет и целевые бюджетные фонды к суммарной выручке предприятий республики.
Налоговая нагрузка конкретного предприятия может существенно отличаться не только от среднереспубликанского уровня налоговой нагрузки, но и среднеотраслевого. Неравномерное распределение налогового бремени между предприятиями внутри одной отрасли объясняется предоставлением индивидуальных налоговых льгот отдельным предприятиям, а также структурой производственных затрат и в конечном итоге финансово-экономическим положением предприятия.
Анализ уровня налоговой нагрузки в филиале «Автобусный парк №4»рекомендуется проводить по следующей методике на основании данных баланса и приложений к нему.
Реальная налоговая нагрузка предприятия (ННр) представляет собой отношение суммы уплаченных налогов и сборов в бюджет и бюджетные фонды (Ун) к выручке (валовому доходу) предприятия (с учётом всех налогов) (Вн) и свидетельствует о фактическом участии предприятия в формировании бюджета и внебюджетных фондов:
(2.1)
Динамика и уровень данного показателя в различных отраслях дифференцируются в зависимости от финансового состояния предприятия и особенностей строения его издержек производства (уровня материало-, фондо- и трудоёмкости).
Номинальная налоговая нагрузка предприятия (ННн) характеризует фискальный потенциал действующей налоговой системы по отношению к данному субъекту предпринимательства и рассчитывается как отношение суммы начисленных налогов и сборов в бюджет и бюджетные фонды (Нн) к выручке (валовому доходу) предприятия (с учётом всех налогов) (Вн):
(2.2)
Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, является изменение действующего налогового законодательства.
Различие между номинальной и реальной налоговой нагрузкой обусловливается наличием задолженности (З) либо переплаты (П) в бюджет и бюджетные фонды. Соответственно взаимосвязь указанных показателей отражается следующей формулой:
(2.3)
Суммы начисленных и уплаченных налогов и сборов за 2004-2006 годы определялись на основании приложения к бухгалтерскому балансу формы № 5 (таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Суммы начисленных и уплаченных налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды за 2004-2006 годы, тыс. руб.
Платежи в бюджет и бюджетные фонды
2004
2005
2006
начисленные
3651444,582
4115455,591
5322803,592
уплаченные
3617237,839
4150573,171
5322276,085
Также следует отметить, что в общую сумму налогов и сборов в бюджет и целевые бюджетные фонды не включаются экономические санкции, отчисления в инновационные фонды, в фонд на оздоровление реки Свислочь, налог на доходы и подоходный налог.
Экономические санкции, хотя уплачиваются в бюджет, как и налоговые платежи, но имеют отличную от них экономическую природу и иные основания для начисления.
Что касается отчислений в ведомственные инновационные фонды, то они не направляются в бюджет, а аккумулируются в инновационных фондах министерств, других республиканских органов государственного управления и государственных объединений. При этом чётко обозначена цель такой централизации средств – финансирование инвестиционных проектов и мероприятий по развитию производства, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы по освоению новых видов наукоёмкой, конкурентоспособной продукции, новое производственное строительство, техническое перевооружение производства и т.д. То же самое касается и фонда на оздоровление реки Свислочь.
В налоговую нагрузку на юридические лица не включается также налог на доходы и подоходный налог с физических лиц, поскольку в соответствии с действующим законодательством предприятия выступают лишь налоговыми агентами по удержанию и перечислению в бюджет указанных налогов, но не плательщиками этих налогов.
Далее по данным Отчёта о прибылях и убытках (форма №2) следует определить выручку для дальнейшего расчёта номинальной и реальной налоговой нагрузки (таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Выручка предприятия для расчёта номинальной и реальной налоговой нагрузки за 2004-2006 гг., тыс. руб.
Выручка предприятия (валовой доход) (Вн) = стр.10 + стр.80 + стр.140
2004 г.
2005 г.
2006 г.
16686215,712
20299179,251
26375321,307
Сумма начисленных налогов и сборов
3651444,582
4115455,591
5322803,592
Сумма уплаченных налогов и сборов
3617237,839
4150573,171
5322276,085
На основании приведенных выше таблиц можно рассчитать уровень номинальной и реальной налоговой нагрузки в филиале «Автобусный парк №4»за последние три года. Результаты представлены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Динамика уровня номинальной и реальной налоговой нагрузки за 2004-2006 годы, %
Налоговая нагрузка
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Реальная
21,678
20,447
20,179
Номинальная
21,883
20,274
20,181
Более наглядно эти вычисления поможет представить на рисунке 2.2
Рисунок 2.2 – Динамика налоговой нагрузки
Таким образом, можно сделать вывод, что в целом различия между номинальной и реальной налоговой нагрузкой совсем незначительные, то есть если и существовала задолженность у предприятия по налогам перед бюджетом, то её погашение осуществлялось в последующие налоговые периоды. Если же посмотреть на общий уровень налоговой нагрузки среди других предприятий, то налоговая нагрузка в филиале «Автобусный парк №4»в целом соответствует данному показателю среди большинства предприятий автотранспортной отрасли РБ. Таким образом, это несколько снижает влияние данного показателя при сравнительном анализе деятельности предприятий конкурентов.
Для более детального анализа динамики налоговой нагрузки и выявления факторов, её определяющих, целесообразно более детальное изучение структуры налоговой нагрузки и изменения её основных элементов.
В качестве основных элементов налоговой нагрузки рассматриваются следующие укрупнённые группы налоговых платежей:
-налоги и отчисления из выручки;
-налоги и отчисления, включаемые в себестоимость;
-налоги из прибыли.
Изменение в структуре налоговой нагрузки доли каждой группы налогов необходимо оценивать в чёткой взаимосвязи с источником их уплаты. Так, увеличение в выручке доли налогов из прибыли и уменьшение доли налогов и отчислений из выручки следует рассматривать как положительный сдвиг в динамике налоговой нагрузки, свидетельствующий об улучшении финансового состояния предприятия и фактическом снижении налогового бремени. И наоборот, снижение налоговой нагрузки за счёт уменьшения доли налога из прибыли нельзя признать позитивным фактором. В то же время увеличение доли налогов из выручки свидетельствует о реальном увеличении налогового пресса на предприятие.
В таблице 2.9 приведена структура налоговых платежей за последние три года. Можно сделать вывод, что в целом налоговая нагрузка на основные укрупнённые элементы налогообложения за 2004-2006 годы существенным образом не изменилась.
Так, в основном увеличилась доля налогов, включаемых в себестоимость: на 1,74% в 2006 году по сравнению с 2004 годом. Также снизилась доля налогов из прибыли на 1,75 % в 2006 году по сравнению с 2004 годом.
Таблица 2.9 – Структура налоговых платежей в 2004-2006 гг.
Группа налогов и сборов
2004 г.
2005 г.
2006 г.
тыс. руб.
Удельный вес, %
тыс. руб.
Удельный вес, %
тыс. руб.
Удельный вес, %
Налоги и отчисления из выручки
1994419,3
54,62
2945107,7
55,33
2907848,4
54,63
Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость
1255731,9
34,39
1760251,8
33,07
1923129,5
36,13
Налоги из прибыли
401293,8
10,99
617447,5
11,6
491826,1
9,24
ИТОГО
3651445,0
100
4115456,0
100
5322804,0
100
Также следует провести анализ абсолютного и относительного изменения. (Приложение 1).
Следует сказать, что организация не имеет никаких льгот по налогам, в частности по налогу на прибыль.
Задолженность по налогам у предприятия небольшая. Даже если она и имеется, то только в силу определённых обстоятельств, не зависящих от самого предприятия, а только от внешней среды (покупателей, поставщиков и др.). Предприятие пытается себя в определённом смысле обезопасить, перечисляя в конце отчётного периода заведомо большую сумму налоговых платежей с тем, чтобы избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов, а затем, после истечения определённого срока, к дате предоставления годовой бухгалтерской отчётности бухгалтерия производит перерасчёт уже на точные суммы обязательных платежей.
3 РЕЗЕРВЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ
Сегодня эффективная оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц. Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые и позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно-денежных потоков.
1. Принцип адекватности затрат
Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов.
Допустимое соотношение затрат на созданную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых издержек имеет индивидуальный порог, который может зависеть и от степени риска, связанного с данной схемой, и от психологических факторов. На практике такой порог составляет 50-90% от размера уменьшаемых налогов. Другими словами, если, например, стоимость конвертации превышает 15%, то многие предприниматели предпочтут заплатить НДС, как цену за собственное спокойствие. Следует также помнить и о том, что большинство схем, помимо затрат на создание и обслуживание, требуют и определенных расходов по их ликвидации. При этом ликвидационные расходы могут значительно превышать первоначальные вложения. Так, например, ни для кого не секрет, что зарегистрировать любое хозяйственное общество гораздо «проще», чем его ликвидировать.
2. Принцип юридического соответствия
Схема оптимизации должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства.
Этот принцип иногда еще называют тактикой «наименьшего сопротивления». Суть его заключается в недопустимости построения схем оптимизации, основанных на коллизиях или «пробелах» в нормативных актах. В тех случаях, когда отдельные положения законодательства являются спорными и могут трактоваться как в пользу налогоплательщика, так и в пользу государства, возникает вероятность возникновения в будущем судебных разбирательств, либо необходимость дорабатывать схему, или идти на затраты, связанные с неформальными платежами контролерам и т. д. Что же касается вопросов, неурегулированных законами («пробелов»), то в один прекрасный день такие пропуски могут быть «заполнены» законодателем и не всегда так, как хотелось бы предпринимателям. Основной риск в этой ситуации связан с тем, что данные незапланированные издержки могут привести к нарушению принципа 1.
3. Принцип конфиденциальности
Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен.
На практике это означает, что, во-первых, отдельные исполнители и структурные единицы, участвующие в общей цепи оптимизации, не должны представлять себе картину в целом, а могут руководствоваться только определенными инструкциями локального характера. Во-вторых, должностные лица и собственники должны избегать отдавать распоряжения и хранить общие планы с использованием средств личной идентификации (почерк, подписи, печати и т. п.). [11]
4. Принцип подконтрольности
Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.
Соблюдение принципа конфиденциальности «таит» в себе возможность утраты полного контроля над всеми звеньями, участвующими в схеме. Так, например, если предприниматель с целью пополнения собственных оборотных средств вносит денежные средства (в виде займа или увеличения уставного фонда) через «доверенное» лицо, то однажды он может получить требование о возврате своих «кровных». Избежать такой ситуации можно, оформив заблаговременно в единственном экземпляре документы, подтверждающие возврат полученной суммы и т. д.
Одной из особенностей большинства структур по оптимизации налогов является неформальность отношений внутренних участников процесса и тех прав и обязательств, которые возникают в связи с договоренностью с внешними контрагентами. Решение вопросов безопасности в данных условиях может быть построено на синхронизации тех договорных отношений, которые возникают де-факто с теми, которые оформляются де-юре. Так, например, в официальном соглашении могут быть указаны определенные финансовые санкции, применение которых будет происходить в случае неподписания формального акта выполненных работ или при отсутствии документов о приемке товаров и т. д. То же самое может быть использовано и при заключении трудовых соглашений с оформлением различных подписок о неразглашении и пр. Целесообразно также некоторые договора и другие юридические документы оформлять в единственном экземпляре.
Наиболее «тонким» остается момент рационального соотношения в использовании принципов 3 и 4. Данные принципы хотя и действуют в противоположных направлениях, но не являются взаимоисключающими. Напротив их разумное сочетание представляет собой одну из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности управления запланированным процессом.
5. Принцип допустимого сочетания формы и содержания
Если действительность немного приукрашивается, то делать это желательно без элементов абсурдизма.
Известны случаи, когда предприятия, не имеющие на балансе или в аренде никаких основных фондов и содержащие в штате только директора, «умудрялись» оказывать и транспортные, и полиграфические, и любые другие услуги. При этом заказчики не очень часто интересуются наличием у исполнителя достаточной материально-технической базы для исполнения подписанного соглашения. Их больше интересует «порядок расчетов» и прочие условия.
Синхронизация юридических и фактических действий важна не только для обеспечения защиты от «недобросовестных» участников процесса, но имеет также непереоценимое значение и для «отражения» возможных подозрений со стороны проверяющих. Это связано, в частности, с существованием в Гражданском кодексе таких понятий, как недействительная сделка, притворная сделка, мнимая сделка, недееспособный гражданин и т. д., а также с наличием в Уголовном кодексе статей, посвященных уклонению от налогов, фиктивному предпринимательству, фиктивному банкротству, отмыванию денежных средств и имущества и т. п.
6. Принцип нейтралитета
Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов.
Данный принцип можно также назвать принципом взаимовыгодного сотрудничества. Некоторые налоговые платежи устроены по принципу сообщающихся сосудов: увеличение платежей у одного участника договорных отношений приводит к уменьшению платежей у другого и наоборот — уменьшение базы налогообложения у одного контрагента ведет к ее увеличению у второго (НДС, налог на прибыль). Поэтому следует принимать во внимание и интересы независимых поставщиков и покупателей.
Один из вариантов: покупатель делает предоплату на расчетный счет поставщика в последний день месяца, а банк поставщика по договоренности с ним изыскивает возможность не зачислять данную оплату на счет в тот же день (например, «подвешивает» деньги на счет «до выяснения» и т. п.). В такой ситуации поставщик на основании Закона «Об НДС» имеет право отказать покупателю в выдаче налоговой накладной и получает отсрочку в оплате налога в один месяц. Известны также случаи, когда покупатель в последний день месяца списывает все свои средства на счет поставщика под видом предоплаты, а после получения документов, подтверждающих право на уменьшение своих налоговых обязательств, требует вернуть «ошибочно» перечисленные средства. Для подобных целей некоторые предприятия даже специально берут в банке кредит. Во всех подобных ситуациях решение собственных налоговых «проблем» происходит за счет третьих лиц, что чревато, во-первых, потерей доверия со стороны партнеров, прекращением договорных отношений, а во-вторых, отказом контрагента исполнять свои обязательства с последующими судебными разбирательствами.
Следует помнить, что оптимизация налогов — это не улица с односторонним движением. Чем лучше вы будете представлять себе особенности налогообложения своих партнеров по бизнесу, тем больше у вас шансов решить свои проблемы на взаимовыгодных условиях.
7. Принцип диверсификации
Не следует все яйца хранить в одной корзине.
Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства.
продолжение
--PAGE_BREAK--