--PAGE_BREAK--
Таблица 1.
Структура государственного бюджета СССР в 1940 г. *
Уровень бюджетов бюджетной системы СССР.
Сумма, млн. руб.
Удельный вес, %.
Союзный
137 054
76,2
Республиканские
12 368
6,9
Автономных республик и местные
30 491
16,9
Итого
179 913
100,0
*Финансы и кредит СССР: учебное пособие. С. 429.
Как видно из табл. 1, бюджеты союзных республик занимали
небольшой удельный вес в государственном бюджете, более трех
четвертей бюджетных средств центрaлизовалось в союзном бюджете,
являющемся централизованным фондом ресурсов всего государства.
По данным отчета о6 исполнении местных бюджетов за 1938 г. доли местных бюджетов в общем их объеме были следующими (табл.2).
Таблица 2.
Структура местных бюджетов в 1938 г.*
Вид бюджетов
Сумма, млн. руб.
Удельный вес, %
Республиканские (АССР), краевые,
областные и окружные
6 627
24,5
Городские и рабочих
поселков
10 460
38,4
Районные
8 400
30,8
Сельские
1 696
6,3
Итого
27 223
100,0
* Финансы и кредит: учебное пособие. С. 429.
Наибольший удельный вес в структуре местных бюджетов занимали городские бюджеты вместе с бюджетами рабочих поселков, а наименьший – сельские. Невысокая доля сельских бюджетов объясняется соответствующей структурой распределения бюджетных расходов. Из бюджета сельского совета финансировались лишь те мероприятия, значение которых не выходило за пределы территории данного сельского совета. В доходах сельских 6юджетов наибольший удельный вес занимали отчисления от государственных налогов и государственных доходов (более 70%), доля местных доходов не превышала 10%. Отчисления от государственных налогов и государственных доходов занимали 6ольшую долю во всех местных бюджетах. Так, в республиканских (АССР), краевых, областных и окружных бюджетах их доля составляла около 65%, в бюджетах городов — около 50, в районных бюджетах — более 70%. Таким образом, при высокой степени централизации средств в союзном бюджете имели место широкие перераспределительные процессы.
В годы Великой Отечественной войны в структуре бюджетной системы вновь произошли изменения в сторону увеличения доли союзного бюджета и уменьшения удельного веса бюджетов союзных республик. Централизация средств объяснялась необходимостью концентрации средств для финансирования военных нужд.
После войны бюджетные права союзных республик были расширены. С 1955 г. распределение средств между республиканскими и местными бюджетами осуществлялось самой республикой. Союзным республикам было предоставлено право самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными в течение года доходами, вырос объём закрепленных доходов республиканских бюджетов. В 1960 г. удельный вес бюджетов союзных республик составлял около 60%, однако затем он постепенно снижался и к концу 80-х годов составлял около50%, из которых приблизительно две трети оставалось в республиканских бюджетах и одна треть – в местных. Структура государственного 6юджета СССР за период с 1970 по 1980 гг. представлена в табл. 3.
Таблица 3.
Структура государственного бюджета СССР в 1970-1980 гг.*
Вид бюджета
1970г.
1975г.
1976г.
1977г.
1978г.
1980г.
Союзный
52,1
51,1
52,8
52,0
50,9
53,6
Союзных республик, в том
числе:
47,9
48,9
47,2
48,0
49,1
46,4
Республиканские
29,2
31,0
29,7
30,5
32,0
30,3
АССР и местные
18,7
17,9
17,5
17,5
17,1
16,1
* Финансовые ресурсы народного хозяйства / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финансы и статистка, 1982 г. С. 123.
На протяжении всего десятилетия более половины всех средств госбюджета было сосредоточено в союзном бюджете, доли республиканских и местных бюджетов в госбюджетах союзных республик варьируются в небольших пределах: 29-32 и 16-19% соответственно.
Формирование независимого государства в начале 90-х г. привело к реформированию бюджетной системы. В 1991 г. бюджетная система РСФСР представляла собой часть бюджетной системы Советского Союза, и только принимая в 1993 г. Конституция РФ обусловила создание современной бюджетной системы России с выделением федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации изменялась с 1990 по 2000 г более чем на 10 процентных пунктов. Так, в 1990 г. их доля составляла 41%, в 1993 – 58%, в 1995 г. – 48%, в 1998 г. – 54%, в 2001г. – 42%. При этом доля расходов субнациональных бюджетов в консолидированном бюджете страны увеличилась с третьей части до половины всех расходов или более 60% непроцентных расходов, что видно из табл. 4.
Таблица 4.
Доля некоторых показателей бюджетов субъектов Федерации
в консолидированном бюджете Российской Федерации *
(%)
Год
Показатель
налоговые доходы
доходы
расходы
Финансовая помощь из федерального бюджета,% к доходам субнациональных бюджетов
1992
44,2
44,0
34,0
11,8
1993
53,1
58,0
40,3
20,1
1994
53,4
53,9
37,7
19,9
1995
52,6
47,6
49,5
12,4
1996
53,8
49,5
52,5
14,3
1997
57,5
53,1
55,4
12,0
1998
56,6
54,0
54,1
10,8
1999
49,2
48,9
51,9
9,6
2000
43,5
45,8
54,4
9,6
2001**
37,3
41,5
54,1
17,5
2002***
42,0
41,0
47,9
16,8
* Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. М.: Дело, 2002 г. С. 74.
** За пять месяцев.
*** Проект бюджета.
Примечание. Данные за 1992 – 1994 гг. не полностью сопоставимы с даннымиза период 1995 – 2002 гг.; данные за 1992 –1994 гг. рассчитаны ИЭПП, за 1995 – 2002 гг. – ЦФП.
Период 1991-1993 гг. характеризовался процессами децентрализации. Затем до 1998 г. не наблюдалось крупных изменений в темпах роста доли субнациональных бюджетов в консолидированном бюджете Российской Федерации. В конце 90-х г. – начале XXI в. удельный вес расходов этих бюджетов относительно стабилизировался, а доля их доходов снизилась.
В таблице 5 приведены некоторые показатели, характеризующие состояние бюджетной сферы в 2002 и 2003 гг.
Таблица 5.
Некоторые показатели, характеризующие состояние бюджетной
системы России
Год
Консолидированный бюджет
Федеральный бюджет
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
доходы
сальдо дохо-дов и расхо-дов
доходы
сальдо дохо-дов и расхо-дов
доходы
сальдо дохо-дов и расхо-дов
нало-го- вые
нена-лого-вые
нало-го-вые
ненало-говые
нало-го-вые
ненало-говые
2002
2796,3
263,5
111,9
1696,1
150,5
156,2
1100,2
112,9
-44,3
2003
3357,7
330,4
180,2
2029,6
173,7
228,2
1328,2
156,7
-48,0
Соответствующие расчеты показывают, что доля доходов федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации составила в 2002 г. 62,64%, а доля расходов – 60,11%, в 2003 г. – 62,46% и 59,54% соответственно. Доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом финансовой помощи из федерального бюджета в общем объеме консолидированного бюджета страны в 2002 г составила 46,44%, доля расходов – 49,26%, в 2003 г. – 46,67%и 50,01% соответственно.
В 2002-2004 гг. в стране проводилась интенсивная работа по реформированию бюджетной системы и межбюджетных отношений. Предлагались разные варианты реформирования. В частности, предусматривалось обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях – в поселениях и муниципальных районах. В 2004 г. была начата работа по совершенствованию бюджетного процесса. Суть нового подхода можно кратко сформулировать как переход к 6юджетированию по результатам, т.е. финансирование государственных расходов не ради расходов, а ради достижения конкретных результатов в тех сферах, где государство является более эффективным, чем рыночный сектор. Существует мнение, что для достижения этой цели необходимо:
– оптимизировать сеть бюджетных учреждений;
– провести реорганизацию бюджетных учреждений;
– внедрить новые формы финансирования;
– разработать и использовать методы финансирования, ориентированные на результат.
2.2. Бюджетный процесс:
сущность и содержание бюджетного процесса
.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.
Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее его определение: «Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».
Задачами бюджетного процесса являются:
¾ максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
¾ определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
¾ установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
¾ согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
¾ сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
¾ осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
¾ повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
¾ усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
¾ автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.
Согласно ст. 151 Бюджетного кодекса РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).
продолжение
--PAGE_BREAK--