Реферат по предмету "Финансовые науки"


Формы расходов бюджетов (на примере социальной отрасли бюджета Вологодской области)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Филиал ГОУ ВПО «Санкт-Петербургского государственногоинженерно-экономического университета» в г. Вологде
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансы»
на тему: «Формы расходов бюджетов
(на примере социальной отрасли бюджета Вологодской области)»
Вологда 2008

Содержание
Введение
Глава 1. Региональные бюджеты РФ
1.1 Экономическая сущность и содержание региональных бюджетов РФ
1.2 Общая характеристика расходов региональных бюджетов РФ
1.3 Формы расходов бюджетов РФ
Глава 2. Анализ форм расходов бюджета Вологодской области(на примере отрасли «Социальная политика»)
2.1 Расходы областного бюджета по отрасли за 2006-2008 гг.
2.2 Формы расходования бюджетных средств области по отраслиза 2006-2008 гг.
Глава 3. Направления развития отрасли «Социальнаяполитика» в Вологодской области
Заключение
Список литературы
Введение
Система бюджетного финансированияв Российской Федерации является результатом длительного развития, в ходекоторого одни элементы системы развивались и совершенствовались, другиеутрачивались.
Для выполнения государствомсвоих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируетсяцентрализованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом.
Все большее значение вэкономическом развитии и решении различных государственных вопросов придаетсясубъектам РФ. Соответственно возрастают требования к финансовому обеспечениюполномочий органов власти субфедерального уровня; устойчивости их бюджетов; обоснованностипланирования доходов и расходов.
С принятием Бюджетного КодексаРФ распределение расходов по уровням бюджетной системы осуществляется на основеэтого документа.
Региональные бюджеты являютсяцентральным звеном территориальных бюджетов, поэтому следует уделять большоевнимание тому, как распределяются расходы субъектов РФ, в каких формахосуществляется предоставление бюджетных средств.
Целью работы является рассмотрениеформ расходов бюджетов, а именно региональных бюджетов (на примере Вологодскойобласти).
Цель исследования позволиласформулировать задачи, которые решались в данной работе:
рассмотреть общую характеристикурегиональных бюджетов;
определить формы расходовбюджетов;
проанализировать расходырегионального бюджета и оценить формы их осуществления на примере Вологодскойобласти по отрасли «Социальная политика»;
рассмотреть основные направленияразвития отрасли «Социальная политика».
В исследовании были использованыследующие методы: анализа, сравнения, аналитические методы.
Данная работа состоит извведения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введениипоказана актуальность данной темы, поставлены цели и задачи.1 глава посвященахарактеристике региональных бюджетов, структуры доходов, расходов и формрасходования бюджетных средств. Во 2 главе проводится анализ расходовконкретной отрасли («Социальная политика») бюджета Вологодскойобласти, форм расходования бюджетных средств данной отрасли. В 3 главевыделяются основные направления развития отрасли «Социальная политика»на среднесрочную перспективу.
Глава 1. Региональные бюджеты РФ1.1 Экономическая сущность и содержаниерегиональных бюджетов РФ
Бюджетный Кодекс РФ определяетбюджет, как форму образования и расходования фонда денежных средств,предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства иместного самоуправления.
Таким образом, бюджет являетсядля государства средством аккумуляции финансовых ресурсов и дает возможностьсодержать государственный аппарат, армии, выполнять необходимые социальныемероприятия, реализовывать приоритетные экономические задачи, т.е. даетвозможность государству выполнять присущие ему функции.
Региональные бюджеты — центральноезвено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечениязадач, возложенных на государственные органы управления субъекта РоссийскойФедерации. Согласно Бюджетному Кодексу РФ, бюджет субъекта Российской Федерации(региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств врасчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходныхобязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Использованиеорганами государственной власти субъектов Российской Федерации иных формобразования и расходования денежных средств для исполнения расходныхобязательств субъектов Российской Федерации не допускается, за исключениемслучаев, предусмотренных Бюджетным Кодексом [1].
Поскольку субъектами РФ являютсяразличные виды государственных и административно-территориальных образований,то и бюджет субъекта федерации представлены разными видами бюджетов — республиканскими(у республик в составе РФ), областными (у областей и автономных областей),окружными (у округов, входящих в состав РФ), краевыми (у краев), бюджетамигородов Москвы и Санкт-Петербурга.
Разрабатывается и утверждаетсябюджет субъекта федерации в форме закона субъекта РФ; как и все другиероссийские бюджеты, он составляется на один финансовый год, период которогосовпадает с календарным годом. Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФправо самостоятельно формировать, утверждать и исполнять бюджет субъектафедерации, осуществлять систематический контроль за его исполнением. Бюджетнаясамостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных по своимразмерам собственных доходов бюджета; правом определять направлениярасходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональныхорганов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительнополученные в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнительныхрасходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятыхфедеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать засчет бюджетов других уровней дополнительные расходы (потери доходов), возникшиепо вине самого субъекта РФ в ходе исполнения бюджета субъекта федерации. Региональныебюджеты получают помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичноефинансовое содействие нижестоящим муниципальным образованиям (местным бюджетам).
В современных условиях все вбольшей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексноеразвитие регионов, пропорциональное развитие производственной инепроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастаетих координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетиенаблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большеймере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровнейгосударственной власти к региональным, поэтому роль региональных бюджетовусиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджетыгосударство активно проводит экономическую политику. На основе предоставлениярегиональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляетсяфинансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержаниядорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятийрасширяется.
С помощью региональных бюджетовгосударство осуществляет выравнивание уровней экономического и социальногоразвития территорий, которые в результате исторических, географических, военныхи других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от другихрайонов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональныепрограммы, финансируемые из региональных бюджетов.
Доходы бюджета субъектафедерации согласно Бюджетному кодексу РФ формируются за счет собственныхналоговых доходов, регулирующих налогов (за исключением сумм, передаваемыхбюджетам муниципальных образований в порядке бюджетного регулирования),неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. К собственным налоговымдоходам относятся:
региональные налоги и сборы,определенные Налоговым кодексом РФ (например, налог на имущество предприятий,единый налог на вмененный доход для юридических лиц и др.);
отчисления от федеральныхналогов, установленные на постоянной основе в соответствии с разграничениеммежду бюджетами разного уровня налоговой ставки или налоговой базы (например,налог на прибыль, некоторые виды акцизов и т.д.), и др.
В состав регулирующих доходоввходят федеральные налоги, по которым ежегодно при утверждении федеральногобюджета устанавливают нормативы отчислений в бюджет субъекта федерации наочередной финансовый год (налог на доходы физических лиц и др.).
К неналоговым доходам бюджетасубъекта федерации относятся:
доходы от использования илипродажи имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации (дивидендыпо акциям; арендная плата за сданное в аренду имущество; проценты, полученныеот размещения временно свободных денежных средств в банках; поступления отпродажи акций, находящихся в собственности субъекта Федерации; доходы отреализации бесхозяйного и конфискованного имущества и т.д.);
доходы от платных услуг,оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органовгосударственной власти субъектов Федерации;
средства, получаемые в результатеприменения мер гражданско-правовой, административной и уголовнойответственности (сборы, взимаемые ГИБДД, штрафные санкции; суммы, взыскиваемыес лиц, виновных в совершении преступления, и т.п.).
Отдельную группу бюджетныхдоходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов (международныхорганизаций, правительств иностранных государств и т.п.), юридических ифизических лиц, бюджетов других уровней (в виде дотаций, субвенций,трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями вбюджетном и налоговом законодательствах, и др.). Обособленную группу бюджетныхдоходов образуют средства, поступающие от государственных внебюджетных ицелевых бюджетных фондов.
Структура доходов по всейсовокупности региональных бюджетов России характеризуется тем, что почти на 2/3формируется за счет регулирующих источников, причем более 40% составляютотчисления от федеральных налогов, а более 25% — различные виды финансовойпомощи, выделяемой из федерального бюджета [3. стр.88]. Столь высокая долярегулирующих источников в известной мере объективно предопределена чрезвычайнымразнообразием социально-экономических условий, в которых протекает жизньконкретных регионов, что заставляет федеральную власть широко использоватьметоды бюджетного регулирования для сглаживания региональных различий. Большойвес регулирующих доходов требует изменения методологии формирования доходовбюджет субъекта федерации, совершенствования межбюджетных отношений. Долясобственных доходов в бюджете субъекта федерации даже у экономически развитыхрегионов не превышает 30%, что существенно осложняет решение проблемыобеспечения финансово-бюджетной самостоятельности субъектов Федерации.
Расходы региональных бюджетовподробно будут рассмотрены в следующем пункте.1.2 Общая характеристика расходов региональныхбюджетов РФ
Все большее значение вэкономическом развитии и решении социальных вопросов придается субъектам РФ. Соответственновозрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов властисубфедерального уровня; устойчивости их бюджетов; обоснованности планированиядоходов и расходов.
Бюджетные расходы — это денежныесредства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства иместного самоуправления [2. стр.328].
Расходы бюджета субъектафедерации формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам Федерациивыполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативовминимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказаниегосударственных услуг регионального уровня).
В зависимости от экономическогосодержания расходы бюджета субъекта федерации делятся на текущие и капитальные.Текущие расходы обеспечивают:
текущее функционированиерегиональных органов государственной власти и бюджетных учрежденийрегионального уровня,
государственную поддержкуотдельных отраслей экономики в соответствии с региональными целевымипрограммами,
финансовую помощь муниципальнымобразованиям,
осуществление международных ивнешнеэкономических связей субъектов Федерации,
расходы на обслуживаниегосударственного долга субъектов Федерации, а также другие расходы, невключаемые в состав капитальных.
Капитальные расходы обеспечиваютфинансирование инновационной и инвестиционной деятельности в соответствии сутверждаемыми целевыми адресными инвестиционными программами.
Согласно Бюджетному кодексуследующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетовсубъектов Федерации:
обеспечение функционированияорганов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;
обслуживание и погашениегосударственного долга субъектов Федерации; проведение выборов и референдумов всубъектах Федерации;
обеспечение реализациирегиональных целевых программ;
формирование государственнойсобственности субъектов Федерации;
осуществление международных ивнешнеэкономических связей субъектов Федерации;
содержание и развитиепредприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органовгосударственной власти субъектов Федерации;
обеспечение деятельности средствмассовой информации субъектов Федерации;
оказание финансовой помощиместным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственныхполномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
компенсация дополнительныхрасходов, возникших в результате решений, принятых органами государственнойвласти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов илиуменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
прочие расходы, связанные сосуществлением полномочий субъектов Федерации.
Совместно за счет средствфедерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средствместных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
государственная поддержкаотраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства истроительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства,автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства,метрополитенов;
обеспечение правоохранительнойдеятельности;
обеспечение противопожарнойбезопасности; научно-исследовательские, опытно-конструкторские ипроектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс.1.3 Формы расходов бюджетов РФ
Формирование расходов бюджетовбюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходнымиобязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ,разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнениекоторых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам исоглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередномфинансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Предоставление бюджетных средствосуществляется в следующих формах:
ассигнования на содержаниебюджетных учреждений;
средств на оплату товаров, работи услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным илимуниципальным контрактам;
трансфертов населению (ассигнованияна реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению,установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовымиактами представительных органов местного самоуправления);
ассигнования на осуществлениеотдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
ассигнования на компенсациюдополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органамигосударственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов илиуменьшению бюджетных доходов;
бюджетных кредитов юридическимлицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов иплатежей и других обязательств);
субвенций и субсидий физическими юридическим лицам;
инвестиций в уставные капиталыдействующих или вновь создаваемых юридических лиц;
бюджетных ссуд, дотаций,субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ,государственным внебюджетным фондам;
кредитов и займов внутри страныза счет государственных внешних заимствований;
кредитов иностраннымгосударствам;
средств на обслуживание долговыхобязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Глава 2. Анализ форм расходов бюджета Вологодскойобласти (на примере отрасли «Социальная политика»)2.1 Расходы областного бюджета по отрасли за2006-2008 гг.
Для обоснования расходов,относимых на финансирование из бюджетов субъектов РФ, необходимопроанализировать динамику, структуру и состав расходов бюджетов данного уровня,рассмотрим анализ на примере Вологодской области.
Проанализируем расходыобластного бюджета за 2006-2008 гг. [5, 6, 7].
Структура расходов бюджетаВологодской области за исследуемый период представлена в приложении 1. Наблюдаетсяповышение общей суммы расходов бюджета. В 2008 г. сумма расходов возросла на1,6% по сравнению с 2007 г. и на 32,2% по сравнению с 2006 г. Значительныйудельный вес занимают международные трансферты (40,8% на 2008 г). Наподдержание промышленности, сельского хозяйства, транспорта, дорожногохозяйства, строительства, энергетики предусмотрено 16,2% от общего объемарасходов, а на здравоохранение и спорт — 7%.
Расходы на социальную политикуоказывают достаточное влияние на структуру всех расходов. Их удельный весувеличивается за этот период, так в 2008 г. они составляют 4031122,0 тыс. руб. и12,8% от общей суммы расходов области (диаграмма 1).
Нормативно-правовые актысубъекта РФ (в данном случае Вологодской области) были приняты и реализуются воисполнение Конституции РФ, федеральных законов и подзаконных актов (постановленийПравительства РФ, указов Президента РФ, нормативных актов министерств иведомств), а также по вопросам, относящимся к компетенции самого субъекта.
Непосредственно социальнойзащите и развитию положений ст.7 в Конституции РФ посвящены две статьи — ст.38посвящена защите материнства, детства и семьи; ст.39 говорит о гарантиях правана социальное обеспечение.
Диаграмма 1
/>
В соответствии с Конституцией РФвопросы социальной защиты отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст.72,ч.2, п. ж).
Основные направления социальнойполитики в области в первую очередь связаны с поддержкой слоев населения,которые в силу своего специфического положения не в состоянии играть активнуюроль в условиях рыночной экономики (это дети, неработающие пенсионеры,инвалиды, работники бюджетных организаций).
Около 500 тыс. граждан,проживающих в области, получают различные меры социальной поддержки исоциальные услуги (40% населения области), среди них самыми многочисленнымикатегориями являются люди пожилого возраста, инвалиды, семьи с детьми. Динамикафинансирования данной отрасли из областного бюджета показана на диаграмме 2. Отсюдаследует, что финансирование отрасли «Социальная политика» за 2008 г. возрослопо сравнению с 2006 г. на 114,5%.

Диаграмма 2
/>
Структуру и состав расходовотрасли «Социальная политика» можно представить в виде схемы (рис.1)./> />
Рис.1. Наименование статей расходов отрасли «Социальная политика»
Общий объем расходов насоциальную политику в 2006 году составил 2149095,7 тыс. руб., из них самуюбольшую долю занимают расходы на социальное обеспечение населения — 1615755,3тыс. руб. (75,2%) [5]. В 2007 году общая величины расходов по данной отраслибыла равна 3267217,4 тыс. руб., из них 2537789,5 тыс. руб. приходиться на социальноеобеспечение населения (77,7%) [6]. Общий объем расходов по этой отрасли в 2008году составляет 3 737 558,2 тыс. руб. [7]. Более подробный состав и показателикаждой статьи приведены в приложении 2. Процентное соотношение каждой статьирасходов представлено на следующей диаграмме 3.
Диаграмма 3
/>
Таким образом, можно сделатьвывод, что наибольший показатель расходов (78,8%) данной отрасли приходится насоциальное обеспечение населения, включающее социальную помощь: обеспечение мерсоциальной поддержки отдельных категорий граждан (ветеранов труда, тружениковтыла), мероприятия в области социальной поддержки, оказание других видовсоциальной помощи. Также значительную долю в общем объеме расходов занимаетсоциальное обеспечение населения ем объеме расходовзанимают расходов занимают прикладные исследования в области социальнойполитики (16,1%): дома-интернаты для престарелых и инвалидов,обеспечение деятельности подведомственных учреждений, учреждения социальногообслуживания, обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
Далее рассмотрим основные итогиработы отрасли в сфере социальной защиты населения. Финансирование по основнымнаправлениям за период 2006-2007 гг. рассмотрим на основании таблицы,приведенной в приложении 3. Из нее видно, что все статьи расходов значительноувеличились. Наибольший вес среди них занимают расходы на реализацию областныхпрограмм и законов — 62,4% в 2006 г. и 41% в 2007 г. от общей величинырасходов, которая возросла в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 46,7%. В общемпо всем расходам отрасли исполнение областного бюджета за 2007 г. составило96,2%, а по расходам за счет средств федерального бюджета — 71,5%.
Финансирование по основнымнаправлениям за период 2007-2008 гг. рассмотрим на основании таблицы, приведеннойв приложении 4. Общая величина расходов, предусмотренная за 2008 г.,увеличилась на 37,9% по сравнению с 2007 г.
В 2008 году деятельностьдепартамента труда и социального развития области продолжает быть направлена нареализацию мер социальной поддержки, дальнейшее развитие социальногообслуживания граждан, проживающих в Вологодской области. Целью проведенияданных мероприятий является последовательное улучшение качества и уровня жизнинаселения области, снижение социального неравенства, обеспечения доступностиосновных социальных благ.
Деятельность данной системысоцзащиты в 2008 г. продолжает осуществляться посредством реализации более 40различных федеральных и областных законов («О мерах социальной поддержкиотдельных категорий граждан», «Об охране семьи, материнства,отцовства и детства в Вологодской области», «О ежемесячной доплате кпенсии по случаю потери кормильца детям, родители которых погибли приисполнении обязанностей военной или иной службы (служебных обязанностей)» идругие), целевых программ («профилактика правонарушений в Вологодскойобласти», «Социальная поддержка инвалидов на 200-2008 годы» идругие) и мероприятий по социальной защите (мероприятия к дню памятивоинов-интернационалов (15.02.2008), мероприятия к Дню Победы в Великой ОтечественнойВойне (09.05.2008) и другие). Расходы на реализацию данных законов, программ имероприятий составляют около 57,8 % от общей величины расходов.2.2 Формы расходования бюджетных средств области поотрасли за 2006-2008 гг.
Кроме распределения бюджетныхсредств департаментом труда и социального развития непосредственно насоциальную политику, часть этих средств также идет на предоставление субсидий исубвенций муниципалитетам. Для начала разграничим понятия: субвенция и субсидия.
Субвенция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства,выделяемого на определенный срок на конкретные цели, подлежит возврату в случаенецелевого использования или использования не в установленные сроки [11. стр.157].В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, субвенция — бюджетные средства,предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическомулицу на безвозвратной и безвозмездной основах на осуществление определенныхцелевых расходов.
В данном случае бюджетныесредства Вологодской области выделяются муниципальным бюджетам на реализациюцелей в сфере труда и социальной защиты населения.
Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной ил натуральной форме, предоставляемое за счетгосударственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим ифизическим лицам, местным органам власти, другим государствам [11. стр.159]. Всоответствии с Бюджетным Кодексом РФ, субсидия — это бюджетные средства,предоставляемые бюджету другого уровню бюджетной системы РФ, физическому илиюридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В данном случае областныебюджетные средства передаются муниципальным бюджетам для реализации областныхцелевых программ.
Финансирование по передаваемымполномочиям муниципальным районам и городским округам области в сфере труда исоциальной защиты населения за 2007г. составляло 1554,7 млн. руб., а за 2008г. уже2883,3 млн. руб., то есть возросло на 85,5%.
В 2008 году департамент труда исоциального развития области осуществляет работу по организации финансированияпо следующим направлениям (приложение 5).
1. На реализацию закона областиот 17 декабря 2007 года №1718-ОЗ «О наделении органов местногосамоуправления отдельными полномочиями в сфере труда и социального защитынаселения области».
Средства на реализациюуказанного закона предусмотрены приложением 17 «Субвенции бюджетаммуниципальных районов (городских округов) области из регионального фондакомпенсаций на 2008 год» к закону области от 17 декабря 2007 года №1722-ОЗ«Об областном бюджете на 2008 год» в следующих графах:
«Субвенции на оплатужилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средствфедерального фонда компенсаций». Данные субвенции перечисляются ирасходуются в порядке, установленном постановлением Правительства области от 17января 2005 года № 41 «О форме предоставления мер социальной поддержки пооплате жилищно-коммунальных услуг»;
«Субвенции на выполнение отдельныхгосударственных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки исоциального обслуживания отдельных категорий граждан». Названные субвенциирасходуются в порядке, установленном постановлением Правительства области от 17января 2008 года № 34 «Об утверждении Порядка предоставления ирасходования субвенций на выполнение отдельных государственных полномочий пообеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельныхкатегорий граждан». Порядок предусматривает, что органы местного самоуправленияосуществляют расходование полученных субвенций на следующие цели:
на предоставлениегосударственной социальной помощи;
на предоставление социальныхуслуг в учреждениях социального обслуживания населения;
на предоставление мер социальнойподдержки по оплате жилищно-коммунальных услуг;
на организацию отдыха иоздоровления детей и другие.
«Субвенции на передаваемыеполномочия по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальныхуслуг гражданам». Названные субвенции расходуются в порядке, установленномпостановлением Правительства области от 17 января 2008 года № 33 «Обутверждении Порядка предоставления и расходования средств, направляемых наосуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению гражданамсубсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Органы местного самоуправлениярасходуют субвенции на следующие цели:
на выплату гражданам субсидий наоплату жилого помещения и коммунальных услуг;
на оплату услуг по их доставке;
на администрирование полномочий(оплата труда, текущие и капитальные расходы).
«Субвенции на передаваемыеполномочия по предоставлению мер социальной поддержки в форме частичной оплатыжилого помещения и коммунальных услуг гражданам». Субвенции расходуются впорядке, определенном постановлением Правительства области от 17 января 2008года № 35 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 2февраля 2007 года № 142».
Органы местного самоуправлениярасходуют субвенции на следующие цели:
на выплату гражданам субсидий наоплату жилого помещения и коммунальных услуг;
на оплату услуг по их доставке;
на администрирование полномочий(оплата труда, текущие и капитальные расходы).
2. На реализацию закона областиот 17 декабря 2007 года%1720-ОЗ «О наделении органов местного самоуправленияотдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству». Департаментомтруда и социального развития осуществляется финансирование «Субвенции на выполнениепередаваемых полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке ипопечительству в отношении совершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке ипопечительстве» (графа 12 приложения 17 закона области от 17 декабря 2007года № 1722-03 «Об областном бюджете на 2008 год»). Порядокрасходования средств проходит процедуру согласования в Правительстве области. Органыместного самоуправления расходуют названные субвенции на администрированиеполномочий (оплата труда, текущие и капитальные расходы).
3. «Субвенции на возмещениезатрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей (за счет средствфедерального бюджета)».
Названные субвенциипредусмотрены графой 9 приложения 17 закона области от 17 декабря 2007 года №1722-03 «Об областном бюджете на 2008 год». Порядок расходованиясредств будет разработан в 2008 году.
4. «Субсидии на реализациюобластной целевой программы „Профилактика правонарушений в Вологодскойобласти на 2006-2008 годы“ (программа утверждена постановлениемЗаконодательного Собрания области от 15 ноября 2006 года № 888).
Субсидии предусмотрены графой 19приложения 15 к закону области от 17 декабря 2007 года № 1722-03 „Обобластном бюджете на 2008 год“. Порядок расходования средств утвержденпостановлением Правительства области от 21 января 2008 года № 65 „Обутверждении положений о предоставлении субсидий“.
»Субсидия на реализациюплана социокультурных мероприятий".
Глава 3. Направления развития отрасли «Социальнаяполитика» в Вологодской области
Социальная защита — важнейшаяобласть социальной сферы жизнедеятельности общества, представляющая собойсистему мер, осуществляемых государством с целью гарантировать определенныйуровень и качество жизни населения.
Целью развития системысоциальной защиты населения Вологодской области является сокращение бедности,стабильное повышение качества жизни всех слоев населения, снижение социальнойнапряженности в обществе посредством удовлетворения потребности населения вдоступном и качественном социальном обслуживании, предоставлении мер социальнойподдержки с учетом прогнозируемого социально-экономического развития области.
Необходимо совершенствоватьсистему социальной защиты населения с учетом значительной дифференциациипотребностей различных возрастных и социальных групп населения в мерахсоциальной поддержки и услугах, предоставляемых учреждениями социальногообслуживания. Потребность развития системы социальной защиты населения областии совершенствования ее управления обусловлена главными факторами — закреплениембольшинства полномочий в сфере социальной защиты населения на уровне субъектовРоссийской Федерации и отсутствием механизма, позволяющего выстроить нормативнорегламентированную систему управления сферой социальной защиты населения.
Концепция развития системысоциальной защиты населения Вологодской области до 2010 года представляет собойкомплекс задач региональной политики по формированию эффективной системысоциальной защиты населения.
Концепция разработана всоответствии с законодательством Российской Федерации и Вологодской области иучитывает основные положения Концепции Стратегии социально-экономическогоразвития Вологодской области на долгосрочную перспективу.
Основными задачами развитиясистемы социальной защиты населения области являются:
совершенствование областногозаконодательства в сфере социальной защиты населения;
формирование системы стандартов,норм и нормативов социального обслуживания населения;
реструктуризация и оптимизациясети государственных учреждений социального обслуживания населения области;
совершенствование взаимодействиясубъектов правоотношений в системе социальной защиты населения области;
развитие и совершенствованиекадрового потенциала;
организация информационногообеспечения.
Принципы развития системысоциальной защиты населения области включают:
гарантированность получениянаселением социальных услуг и мер социальной поддержки;
приоритетность предоставленияуслуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и семьям,находящимся в социально опасном положении;
сочетание заявительногохарактера обращения за социальными услугами с выявлением граждан, нуждающихся вних;
доступность (организационная,территориальная, финансовая, транспортная и так далее) социальных услуг длянаселения;
профилактическая направленность;
равенство граждан, проживающих вобласти, в получении социальных услуг и мер социальной поддержки;
открытость деятельностисоциальных служб;
ответственность органовгосударственной власти области за обеспечение прав граждан, проживающих на еетерритории, на социальную защиту.
В соответствии с Концепциейразвития системы социальной защиты населения Вологодской области до 2010 года,принятой в 2007 году, основными направлениями по развитию социальной защиты насреднесрочную перспективу остаются:
совершенствованиезаконодательства области в сфере социальной защиты населения, которое должнобыть направлено на своевременное правовое обеспечение реализациипредусмотренных Концепцией основных направлений развития системы социальнойзащиты населения;
повышение уровня и качестважизни малоимущих граждан, ветеранов и инвалидов, семей с детьми посредствомоказания мер социальной поддержки; государственной помощи гражданам в труднойжизненной ситуации;
обеспечение доступности иповышение качества социальных услуг;
создание условий для организацииотдыха оздоровления и занятости детей, проживающих на территории области;
реформирование механизмабюджетного планирования расходов, направляемых на социальную защиту населения. Сложившаясяпрактика формирования и исполнения областного бюджета показывает, что объемсредств, направляемых на социальную защиту населения области, стабилен, однакомеханизм распределения средств областного бюджета в зависимости отстратегических целей, тактических задач и достигнутых системой социальнойзащиты населения общественно значимых результатов в настоящее время фактическиотсутствует;
социальная работа с лицами безопределенного места жительства и занятий и освободившимися из мест лишениясвободы;
взаимодействие с общественными,благотворительными и некоммерческими организациями в решении задач социальнойподдержки жителей области, по вопросам реабилитации и интеграции инвалидов вобщество.
Департаментом труда исоциального развития области планируется реализация следующих целевых программна 2009 год.
Таблица 1. Областные программына 2009 год (тыс. руб.) Наименование Общая сумма Текущие расходы Капитальные расходы ОЦП «Великий Устюг — родина Деда Мороза на 2007-2010 годы» 335,0 335,0 0,0 ОЦП «Анти-Вич / СПИД на 2006-2010 годы» 300,0 300,0 0,0 ОЦП «неотложные меры борьбы с туберкулезом на 2006-2010 годы» 154,0 154,0 0,0 ОЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы» 1630,0 630,0 1000,0 ОЦП «Демографическое развитие ВО на 2007-2010 годы» 9300,0 3300,0 6000,0 ОЦП «Социальная поддержка инвалидов» 16173,0 1325,0 14848,0 ОЦП «Реформирование региональных финансов ВО на 2008-2009 годы» 4500,0 2570,0 1930,0 ОЦП «Развитие физической культуры и спорта в ВО на 2007-2010годы» 850,0 150,0 700,0 Проект ОЦП «Организация отдыха детей, их оздоровления и занятости в ВО на 2009-2012 годы» 23430,0 23430,0 0,0 ИТОГО 56672,0 34194,0 24478,0
В 2009 году общая величинарасходов по отрасли «Социальная политика» планируется в размере 3 817296,6 тыс. руб., а в 2010 году — в размере 3 915 615,6 тыс. руб., то естьувеличение по сравнению с 2008 годом на 2,1% и 4,8% соответственно (приложение6). Наиболее значимой статьей остаются расходы на социальное обеспечениенаселения, которые составляют 80,3% (2009г) и 79,6% (2010 г) от общего объемарасходов по отрасли.
Финансирование по передаваемымполномочиям муниципальным районам и городским округам области в сфере труда исоциальной защиты населения планируется в 2009 году в размере 2 282 083,6 тыс. руб.,а 2010 году — 2 145 037,2 тыс. руб.
Заключение
В этой работе мной быларассмотрена основная характеристика региональных бюджетов. Более подробно яостановилась на расходах таких бюджетов.
О расходах бюджетов субъектовРоссийской Федерации можно говорить в материальном, экономическом и правовомсмыслах.
В материальном смысле расходыбюджета субъекта Российской Федерации — это денежные средства, выделяемые избюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение задач и функцийсубъекта Российской Федерации.
В экономическом смысле расходыбюджета субъекта Российской Федерации представляют собой отношения, возникающиев процессе распределения бюджета как централизованного фонда данного субъекта.
В правовом смысле расходыбюджета субъекта Российской Федерации представляют собой часть бюджета какфинансово-планового акта, а именно расходную часть бюджета.
Были даны различныеклассификации расходов региональных бюджетов: деление их на текущие икапитальные, на функциональные виды. Также приведены формы расходованиябюджетных средств.
Чтобы лучше понять структурурасходов и их формы, был рассмотрен бюджет Вологодской области и отдельнорасходы по отрасли «Социальная политика». Расходы по этой отрасли в2008 году составляют 12,8% от общего объема. Финансирование отрасли изобластного бюджета с каждым годов значительно увеличивается. Основныенаправления социальной политики в области в первую очередь связаны с поддержкойслоев населения, которые в силу своего положения не в состоянии играть активнуюроль в условиях рыночной экономики. В работе приведена структура расходов поотрасли, доля каждой статьи в общей сумме.
Кроме непосредственногораспределения бюджетных средств на социальную политику, часть средств идет напредоставление субсидий и субвенций местным муниципалитетам на различные цели.
Были рассмотрены основныенаправления развития отрасли «Социальная политика». Целью развитиясистемы социальной защиты населения Вологодской области является сокращениебедности, стабильное повышение качества жизни всех слоев населения, снижениесоциальной напряженности в обществе посредством удовлетворения потребностинаселения в доступном и качественном социальном обслуживании, предоставлениимер социальной поддержки с учетом прогнозируемого социально-экономическогоразвития области. На основе данных по расходам на плановый период 2009-2010 гг.,можно сделать вывод, что финансирование этой отрасли продолжает увеличиваться.
Список литературы
1. «Бюджетный кодекс РФ» от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся поэкономическим специальностям / Под ред.Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 207. — 703 с. — (Серия «Золотой фонд российскихучебников»).
3. Бюджетная система РФ: Учебник / О.В. Врублевская и др.; Под ред. О.В. Врублевской,М.В. Романовского. — 3-е изд., испр. и перераб. — М.: Юрайт-Издательство, 2004 — 838 с.
4. Деева А.И. Финансы. Учебное пособие. М.: Экзамен, 2002. -320 с.
5. Закон Вологодской области от 14.06.2007 №1612-ОЗ «Об исполненииобластного бюджета за 2006 год».
6. Закон Вологодской области от 16.06.2008 №1800-ОЗ «Об исполненииобластного бюджета за 2007 год».
7. Закон Вологодской области от 17.12.2007 №1722-ОЗ «Об областномбюджете на 2008 год».
8. Золотова А.И., Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: экзаменационныеответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002-224с.
9. Конституция РФ.
10. Официальный сайт Законодательного Собрания Вологодской области: www.zs. gos35.ru
11. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: учебное пособие. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
12. Постановление Правительства Вологодской области от 13.07.2007 №895«Об утверждении концепции развития системы социальной защиты населенияВологодской области до 2010 года».
13. Проект закона области «Об областном бюджете на 2009 год и плановыйпериод 2010 и 2011 годов».
14. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник: Краткий курс / Под ред. д.э. н., проф. Н.Ф. Самсонова. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 302 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.