Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Борьба с внутренними обстоятельствами за высокую работоспособность

1.Введение
Цельэтой работы — дать творческой личности средства в борьбе с внутренними инекоторыми внешними обстоятельствами за высокую и длительную работоспособность,дать рекомендации преподавателям по теме «Система Любищева».
Вданной работе изложены вкратце итоги почти десятилетних экспериментов поповышению работоспособности. Эксперименты проводились автором преимущественнона себе, поэтому результаты требуют широкой проверки и обсуждения, а такжебольшой осторожности при применении.
Практикапоказывает, что наиболее благоприятными условиями при начальном освоениипредлагаемой методики являются:
склонность к немонотонной, творческой работе,поскольку творческая работа не знает пределов затрат времени;
возраст 26-28 лет, поскольку в этомвозрасте физиологические ресурсы уменьшаются, падает работоспособность послепика в 25 лет, а собственная система управления временем еще не выработана;
мужской пол, поскольку давление внутреннихи внешних обстоятельств на мужчин меньше, чем на женщин.
Этиусловия не являются фатальными ограничениями — просто в других условияхосваивать методику будет труднее. Автор с благодарностью примет любые отзывы поданной работе.
2.Постановка задачи в форме исторической справки
Основныеспособы организации жизни пришли к человеку извне — ритмическая сменаактивности и отдыха, оптимизация и рационализация действий, коллективный труд.
Доопределенного момента требование повышения эффективности жизни воспринималоськак насилие, в частности — как повышение степени эксплуатации. Вначале человеквел борьбу за свое свободное время, понимая под этим прежде всего борьбу заотдых. Успехи в этой борьбе привели к массовому прогрессирующему«обжорству временем» — оргии немногочисленной античной аристократиисменились спортивными и шоу-телепередачами с многомиллиардной аудиторией, атакже наркоманией и массовым алкоголизмом.
Повыражению, которое я нашел у Юлиана Семенова, прогресс, в конечном итоге,сводится к борьбе за экономию времени. Такая борьба — сложный вид деятельности,а значит в ней действует общее правило: принудительный труд малопроизводителен.
Толькосвободная личность может достичь совершенства в использовании своего свободноговремени и времени вообще. Но свобода — качество необходимое, но не достаточное.Преобладание духовных потребностей и качественный инструментарий — второе итретье необходимые условия.
Возможно,первая письменно зафиксированная попытка сделать управление временемсознательной потребностью человека — это первое письмо из нравственных писем кЛуцилию, написанных Луцием Аннеем Сенекой в первые десятилетия новой эры.Сенека рекомендует:
— письменный учет всего времени;
— деление времени на хорошо, дурно потраченное и потраченное на безделье;
— оценивать жизнь по наполненности прожитого времени.
Вписьме Сенеки есть намек на планирование: «удержишь в руках сегодняшнийдень — меньше будешь зависеть от завтрашнего».
Одиниз приемов управления временем — введение жесткого режима дня.
ИммануилКант (1724-1804), проживший всю жизнь в Кенигсберге, жил настолько ритмично,что соседи проверяли часы, когда он выходил на прогулку. Прожил всю жизньхолостяком. Второй период творчества, более тридцати лет, посвятилисследованиям познавательных и нравственных способностей человека. Творческиеличности в своей массе берегли свое время. Трудно найти продуктивную творческуюличность, у которой не было бы жесткого режима работы. Архимед и Аристотель,Роджер Бэкон и Ньютон, Анри Пуанкаре и Дюма-отец, Энгельс и Ленин, Вавилов иАльтшуллер, адмирал Макаров и академик Берг — все эти люди стремились построитьсистему расхода времени, которая гарантировала бы высокую выработку не за день- за жизнь.
Правда,были исключения. Авиценна (Ибн-Сина), проведя большую часть своих 56 лет жизнив седле, подполье, скитаниях, сумел оставить после себя массу работ, более 270наименований дошли до нашего времени. Можно предполагать, сколько же не дошло инасколько больше он смог бы сделать в стабильных условиях.
Следующийшаг был сделан Александром Александровичем Любищевым (1890-1972). Начав в 1916году вести систему учета времени, он вел ее до конца жизни, т.е. 52 года. Вэтом пожизненном эксперименте были проверены принципы (формулировка моя — К.С.):
— наличие достойной цели жизни;
— документальный учет всего времени;
— деление времени на категории, где критерием выступает достойная цель жизни изадача совершенствования личности;
— принцип увеличения времени основной категории за счет других категорий работ;
— равномерность и ритмичность нагрузок: трудные работы с утра, чередование легкойи тяжелой работы, отказ от срочных поручений;
— управление разнообразием работ. Так, чтение художественной литературы Любищевотносил к основной работе. По мнению Дарвина, чтение художественной литературыи хорошая музыка необходимы для сохранения богатства личности, ее целостности,ее качества;
— планирование и обратная связь по самоотчетам;
— выход из-под давления внешних обстоятельств, в частности, отказ от высокихдолжностей, административной работы;
— принцип бездефицитности сил, т.е. приход к началу следующего цикла труд-отдыхбез накопления усталости;
— управление качеством работ, в частности, переход к надцели.
Любищевсам формулировал короче:
1.           Я не беру обязательныхпоручений.
2.           Не беру срочныхпоручений.
3.           В случае утомлениясейчас же прекращаю работу и отдыхаю.
4.           Сплю много, часовдесять.
5.           Комбинируюутомительные занятия с приятными.
Следующиешаги в деле управления зависят от нас с вами.
Здесьне приводятся конкретные результаты достигнутые А.А. Любищевым, посколькупредполагается обязательное ознакомление с повестью Д.Гранина «Этастранная жизнь».
3.Критерии успеха и средства борьбы за время
Можновыделить два вида работоспособности:
один- сделать конкретную работу или максимум работы за минимальное время;
другой- сделать максимум работы за заданное время — день, месяц, год...
Главнаяцель применения системы Любищева — добиться максимума работоспособности второговида, где срок — вся жизнь. Достижение этой цели должно идти поэтапно:
Этап1 — «Разведка».
Этап2 — «Перегруппировка сил».
Этап3 — «Наступление».
Каждыйэтап характеризуется своими целями и тактикой.
Этап1 — «Разведка»
Кцелям этого этапа относятся: — поиск достойной цели жизни;
— получение представительного материала и его оценка для дальнейшего анализа.Первый успех — если вы смогли регулярно учитывать свое время, хотя бы в течениемесяца. Это совсем не маленький успех. Цель Этапа 1 — получение списка видоввашей стандартной деятельности, их характеристики, получение первых навыковучета времени.
Всядеятельность делится на две группы: нагрузка и отдых. К отдыху разумно отнестисон, еду, перемещение, непрофессиональный спорт — то, что позволяетвосстанавливать нервную систему. Деятельность, которая ведет к утомлениюнервной системы, учитывается как нагрузка. Примерный вид учета на первом этапе:
Минск7.4.1979
Программирование:АСУ «Абитуриент» — 1,5 часа
Чтениепериодики: «Вокруг Света» — 0,5 часа
Беседас Сергеем К.: — 1 час, из них нагрузка — 0,5 часа
Читалхуд. лит.: Б.Г.Кузнецов, Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. -М: Наука, 1970,650 с. — 3 часа
Отдых:еда — 1,5 часа; сон — 9 часов; передвижение — 1,5 часа
Всегоучтенного времени — 18 часов
Нагрузки- 5 часов Отдых — 13 часов
Коэффициентточности — 18/24=0,75 таблица 1
6часов неучтенного времени — результат неполной регистрации.
Учетвремени удобно вести не точнее десятых долей часа. Квантом времени удобносчитать 6 минут — 0,1 часа.
Начаввести учет, как правило, сталкиваешься с тем, что в среднем за неделю, месяц столком потрачено мало времени — очень хорошо, если 2-3 часа в день, — этозакономерно.
Непытайтесь работать больше, чем обычно — это опасно и вредно.
Вашазадача на Этапе 1 — получить представительный материал для дальнейшего анализа.Поэтому месяц для учета следует выбирать обычный — не отпускной, лучше веснойили осенью. После накопления данных за месяц, их нужно проанализировать.
Длятого, чтобы проанализировать полученные данные, нужно составить три списканагрузок. В первый список, который назовем «основная работа», войдутте виды деятельности, которые служат поиску или достижению достойной цели жизнии время на которые хочется увеличить.
Вовторой список, который назовем «навязанная работа», войдут те видыдеятельности, которые навязаны внешними или внутренними обстоятельствами ивремя на которые желательно сократить.
И,наконец, в третий список, который можно назвать «нейтральная работа»,войдут те виды деятельности, время на которые желательно оставить безизменений.
Напримерв моей практике к этому виду работы относилось, в частности, чтение периодики.
Обозначим:
«основнаяработа» как осн.р.;
«навязаннаяработа» как нав.р.;
«нейтральнаяработа» как нейт.р.
Нужнорассчитать:
Общуюнагрузку за месяц (ОН). Она равна сумме затрат на все три вида работ в часах.
Среднююсуточную нагрузку (ССН). ОН
ССН= — --------------
количествосуток
Коэффициентточности (КТ). сумма всего учтенного времени в часах
КТ= — количество суток умножить на 24 часа в сутках
Среднееабсолютное отклонение (САО). сумма абсол. величин (суточная нагрузка — ССН)
САО= — количество суток
Коэффициентнеравномерности (Кнер). САО
Кнер= — умножить на 100% ССН
Коэффициентполезности (КП). сумма нагрузки по осн.р. и нейт.р.
КП= — ОН
  На Этапе 1 следует стремиться увеличить коэффициент точности, рассчитанный занедельный период хотя бы до 0,5. Остальные коэффициенты кладутся в основустратегии, которая применяется на Этапе 2.
Этап2 — «Перегруппировка»
Кцелям этого этапа относятся:
— продолжение поиска или достижения достойной цели жизни;
 -освоение технологии планирования;
— уменьшение неравномерности нагрузки;
— увеличение полезной работы за счет навязанной работы;
 -освоение управления резервами.
Рекомендация:
— не стремиться повышать суммарную выработку.
Наиболееважным средством достижения целей на Этапе 2 является уменьшение долинавязанной работы и увеличение основной работы за счет навязанной. Нестремитесь увеличивать среднюю суточную нагрузку, а тем более разовую суточнуюнагрузку, даже если у вас остались силы. Усталость накапливается постепенно иможет проявиться не сразу. Можно выделить два вида усталости — кратковременнаяи долговременная. Кратковременная недолго накапливается — от минут до несколькихдней, хорошо чувствуется и требует для ликвидации времени, соизмеримого свременем накопления. Долговременная усталость может не проявляться месяцами,накапливаться незаметно, но когда проявляется, то может выглядеть по-разному:как быстрая утомляемость, внезапная слабость, скачки кровяного давления, другиеневрозы. Для ликвидации долговременного утомления чаще всего нужны месяцы.Будьте осторожны!
Рекомендуемаяформа учета на Этапе 2
Февраль1983 3 4 5 6 7 8 9 пн вт ср чт пт сб вс: сумма: план
1.Основная
А:
А1А2
Прочее
СистемаЛюбищева: Учет
Исслед.Прочее
2.Навязанная
...
3.Нейтральная Худ. лит.
ГазетыКино
Театр
Прочее
...
Итого:
ССН= САО =
Кнер= КП =
КТ= таблица 2
Ктаблице 2 прилагается список прочитанной литературы и занятий.
Примерныйвид такого списка:
...
11.Написание доклада на конференцию по теме...
12.Кларк А. Юпитер 5, на англ. яз., 12 стр...
13.Вел протокол заседания отдела...
...
Некоторыерекомендации.
  При выполнении любой работы в ней бывает творческая и нетворческая составляющая.Очевидно, даже если выполняешь основную работу, то в ней бывает и техническая,монотонная работа — т.е. такая, время на которую хочется уменьшить. Поэтому призаполнении таблицы 2 учет времени рекомендуется делать в виде:
например:
индексработы 11 осн.р. 1,3 нейт.р., 1 нав.р. 2,5
Этоозначает, что при написании доклада на конференцию 1,3 часа относится косновной работе, 2,5 часа — к навязанной работе, например, к сбору подписей, и1 час — к просмотру литературы. Конкретные названия можно внести в список подотдельными индексами. В таблице должен быть резерв на случай появления новыхтем. Для этого служит графа «Прочее», которая вводится в каждом видеработ.
Есликоэффицинт полезности низок — 15% и меньше, то следует проанализировать, какиевнешние или внутренние обстоятельства навязывают неэффективный расход времени,а затем постараться выйти из-под их давления. То же следует проделать послеанализа неравномерности нагрузки.
Этап2 можно считать завершенным, если коэффициент полезности превысил 50%, а коэффициентнеравномерности составил меньше 25%. Коэффициент точности на этапе 2 большойроли не играет.
Этап3 — «Наступление»
Кцелям этого этапа относятся:
— все цели второго этапа;
— овладение планированием по номенклатуре работ;
— освоение приемов повышения общей выработки, доведение ее до физиологическогопредела.
Кначалу этапа нужно иметь уверенность в выборе тех работ, которые относятся косновным. Упор на этапе 3 делается на планирование и на выполнение планов. ЕслиЭтап 1 и Этап 2 прошли успешно, то даже если вы сдерживали рост выработки,объем выполняемых вами работ вырос. Вероятно, у вас уже были срывы — периодывосстановления после переутомления. Осторожность позволит вам выйти на первыйпотолок — около 1500 рабочих часов в год. На Этапе 3 нужно осваивать передовойинструментарий для ведения рационализации интеллектуальной работы — ведениесправочных и творческих картотек, обучение машинописи и т.п. Особое вниманиеследует уделить освоению передовых технологий переработки информации, таких, кактеория решения изобретательских задач, математика и т.д. Т.е. повышение общей ипрофессиональной культуры работы, определение достойной цели жизни даетвозможность определить набор инструментария для ее достижения.
Формаучета близка к приведенной в таблице 2, но более сжата.
ДлительностьЭтапа 3 неограниченна.
4.Ритмика работоспособности и ее согласование
Многолетнийопыт внедрения системы Любищева показывает: только ритмичная работа даетравномерную и высокую производительность труда.
Основнойпринцип, который можно назвать принципом бездефицитности, гласит: к началуочередного рабочего цикла организм должен полностью восстановиться.
Циклсостоит из двух частей — работы и отдыха. Основной цикл имеет суточный период.Более длительные сверхсуточные периоды, как показали исследования сиспользованием Фурье-преобразования, навязываются человеку извне. Анализпоказал два устойчивых периода — недельный и годовой. Остальные колебанияработоспособности носят нерегулярный характер и при планировании их можно не учитывать.Более важны внутрисуточные колебания активности организма, наличие которыхобщепризнанно. Анализ литературы и эксперименты показали, что пики и спадычередуются так:
подъемы:5 — 6, 11 — 12, 17 — 18, 23 — 24
спады:2 — 3, 8 — 9, 14 — 15, 20 — 21
Этиподъемы и спады, как правило, можно отследить с помощью обыкновенноготермометра. Но такая ярко выраженная ритмика может отсутствовать. Ритмику можносбить, сдвинуть, рассогласовать. Например, при сдвиге реальные спады могутприйтись на указанные здесь часы пиков, а реальные подъемы активности — науказанные часы спадов. Это не нарушает  чередования спадов и подъемов и неснижает работоспособности. Но если попытаться интенсивно работать в часы, когдаорганизм входит в периоды спада активности, то могут возникнуть стрессы,неврозы, гипертония и т.п.
Тогдаподъемы и спады активности становятся невыраженными, работоспособностьобязательно падает. Рекомендуется: согласовывать работу с пиками активности, ав периоды спадов во время бодрствования полежать 10-20 минут или дажевздремнуть. Это позволит быстро пройти период спада — чем глубже торможениенервной системы при спаде, тем скорее она восстанавливается.
Возможно,что наилучший режим дня — это распределить суточный сон более равномерно посуточным спадам. Использование сна во время спадов позволяет разбитькалендарные сутки на несколько физиологических и в сумме сократить время насон. По мнению некоторых исследователей это один из секретов феноменальнойнервной выносливости детей при усвоении новой информации.
Многиетворческие личности приходили к использованию внутрисуточной ритмики. Посвидетельству Фукса — секретаря А.В. Суворова, — режим дня генералиссимуса вовремя итальянской кампании в 1799 году был таков:
3часа 30 минут — подъем, гимнастика;
с4 часов 30 минут до 8 часов — работа;
с8 часов до 12 часов — обед с гостями;
с12 часов до 17 часов — сон, причем Суворов засыпал мгновенно;
с18 часов до 19 часов 30 минут — ужин с гостями;
с19 часов 30 минут до 23 часов — работа;
с23 часов до 3 часов 30 минут — сон.
итого:работа 5-7 часов;
соноколо 9 часов;
еда,беседы 5,5 часа.
Суворовуидет 70-й год. Ел он мало — после его обедов гости шли обедать по-настоящему.
Пикии спады сдвинуты ровно на полсуток, но не сглажены, а наоборот — ярко выражены.День и ночь поменялись местами. Возможно здесь сказалась военная специфика — внезапность и скрытность передвижения лучше всего достигается ночью и под утро.Похожий режим принят и в современной американской армии, как это следует изпубликаций в журнале «Огонек» за 1988 год.
5.Управление интенсивностью
Вначале 80-х годов мне стало ясно, что интенсивность работы — это один из ключейрешения свей проблемы работоспособности. Корреляционный анализ показал два пика- часто случались дни с выработкой в 5-6 часов после дней с выработкой 6-5часов, и часто встречалась выработка в 0-2 часа после дней с низкой выработкой.Отсюда следовало два вывода:
1.Выработка в 5-6 часов в сутки близка к предельной бездефицитной.
2.Если дефицит накопился (случай долговременной усталости), еготрудноликвидировать за одни сутки.
Дляболее точных выводов нужны были более сильные средства. Удалось построитьпрограммную имитационную модель работоспособности на языке Бейсик. В основумодели легли следующие допущения:
— Существует предельный запас сил, больше которого человек не может накопить,сколько бы он ни отдыхал. Обозначим его через Сmax.
— Если человек имеет запас сил, равный Сmax, то за сутки прирост сил равен нулю,а при нагрузке запас сил убывает.
— Если запас сил равен нулю, то очевидно, что никакой отдых не может восстановитьсилы. Но это означает, что есть некоторое значение запаса сил, при котором вовремя отдыха скорость восстановления максимальна. Назовем это значение Сопт.
Исследованиемодели показало, что объем общей выработки тем больше, чем ближе интенсивностьнагрузки к интенсивности восстановления при запасе сил, близком к Сопт.Приближение программной модели к реальной ситуации — учет необходимости во сне,учет пиков и спадов активности, учет воздействия внешней среды, — позволилополучить результаты, которые вполне согласуются со здравым смыслом и натурнымиэкспериментами. Выделяются два режима работы. Один, который можно назватьобщепринятым, состоит в том, что человек работает до усталости, причем достаточноинтенсивно, а затем стремится как следует отдохнуть. Этот режим характеризуетсянеравномерной загрузкой, завышенными перерывами на восстановление сил посленакопления дефицитов. Такой режим можно назвать неравномерным. Другой режимработы характеризуется сравнительно невысокими значениями интенсивности труда,отсутствием перерывов в работе, максимальным торможением в периодфизиологических спадов, наличием ресурсов для нейтрализации влияния внешнейсреды. Такой режим можно назвать сглаженным.
Потолоквыработки неравномерного режима можно оценить в 1700 — 2500 часов в год.Потолок сглаженного режима — в 3500 — 4500 часов в год. Цифра в 4500 часовполучается, если полностью предотвратить влияние внешних обстоятельств.Выработка рассчитывалась с приведением к нормочасам — т.е. к часам такойработы, интенсивность которой принята за эталонную.
Крометех рекомендаций, которые были приведены ранее, можно добавить:
рабочийуровень запаса сил должен быть близок к Спот, а интенсивность нагрузки должнаприближаться к интенсивности восстановления. Пока приходится основываться наэмпирике и субъективных ощущениях при определении Сопт и интенсивности. Авторуне удалось построить устройства для замера этих величин, хотя можнопредположить, что оно по принципу действия должно напоминать энцефалограф.
Инымисловами говоря — оптимальной является не слишком интенсивная работа, желательнобез резких перемен тематики, которая прерывается на короткий, максимальноглубокий, отдых во время физиологических спадов.
6.Управление стрессами
Регулярныйдефицит сил может накапливаться незаметно, затем проявиться внезапно, надолгоблокируя возможность работать. Могут возникать различные неврозы — от обычнойбессонницы до гипотонии, которая переходит в гипертонию, язву желудка и т.п.Поэтому так важно соблюдать правило равномерной нагрузки и бездефицитногопрохождения циклов работа-отдых.
Наиболеелегко возникают сосудистые неврозы, особенно сосудов головного мозга. Невроз — это вредный условный рефлекс. Для тренировки сосудов можно применять сосудистуюгимнастику. Например:
1.Сосудистый термомассаж. Автор А.А.Микулин. Две салфетки, намоченные горячей ихолодной водой попеременно прикладываются к лицу. Салфетки можно заменитьдушем, в котором горячая и холодная вода поочередно переключаются. Термомассажснимает симптомы нервного переутомления. Он очень хорош после напряженногорабочего дня. Для людей с сухой кожей после массажа рекомендуется использоватькремы.
2.Сосудистый вибромассаж. Автор А.А.Микулин. Стоя прямо, подняться на носки ирезко опуститься на пятки, лучше босиком. Делать с частотой не быстрее 1 раза в2 секунды. В одной серии 30 опусканий. Выполнять во время работы по две серии.Интервал между сериями 3-4 минуты. Хорошо помогает от застоя крови в венах,предотвращает тромбоз и расширение вен. Очень хорошо согревает ноги зимой.
3.Сосудистый статический массаж. Автор С.В.Козловский. Стоя, медленно согнуться впояснице, спина прямая, держать спину параллельно полу. Медленно с небольшойамплитудой колебаться вверх и вниз, ощущая отливы и приливы крови к голове.Очень хорошо помогает при головной боли. В книге Стива Шенкмана «Мымужчины» приведен тест на наличие стрессов и их источников. Рекомендуюрегулярно его применять для контроля, выявления и ликвидации источников напряженности.
Вкниге В.М.Дильмана «Большие биологические часы» приведены вариантысбалансированных меню для людей, которые покупают продукты в современныхсоветских магазинах. Опыт показывает, что питание по этому методу хотя бы втечение двух месяцев снимает ряд внутренних нагрузок и балансирует обменвеществ.
Чтокасается спорта, то тут лучше всего обратиться к профессионаламоздоровительного уклона: к книгам К.Купера, Е.Г.Мильнера, Н.М.Амосова,А.А.Микулина и др.
7.Рекомендации преподавателям
Досих пор большинство преподавателей, которые использовали материалы по теме«Система Любищева», не имели личного опыта применения этой системы.Поэтому первая и основная рекомендация — приобрести личный опыт, дойти хотя быдо Этапа 2. В самом начале следует ознакомить слушателей с повестью Д.Гранина«Эта странная жизнь». Желательно сообщить о ней слушателям еще навводном занятии курса с тем, чтобы к началу занятий по теме слушатели имеливозможность прочитать повесть. В начале занятий по теме следует зачитать избранныеместа повести, делая упор на морально-философское обоснование, на тесную связьс задачей поиска и достижения достойной цели жизни. Затем попросить слушателейзафиксировать затраты времени за неделю, используя форму, приведенную в таблице1, и рассчитать показатели временных затрат так, как это описано в разделе 3.После выполнения задания следует провести сравнительный анализ работ. Нужнопомнить, что расход времени — дело сугубо личное, грубое вмешательство можетвосприниматься людьми очень остро. Следует оценивать работы с максимальнойделикатностью, желательно без указания конкретных имен, разве что с согласияавторов.
Большинстволюдей склонно завышать результаты. Обязательно перед раздачей задания нужнопредупредить о том, что если в результате учета получилось более 50 часовнагрузки, то либо автор отчета выбирал облегченные задания, вроде чтенияхудожественной литературы, либо он перегружается, и отчетная неделя не являетсятипичной, либо это самообман. Подчеркните — нужно получить портрет типичнойнедели. Могут возникнуть ситуации, при которых слушателям неудобно сообщать чемименно конкретно они занимаются. Тогда можно использовать условные названия.Главное, чтобы легко можно было отличить нагрузку от отдыха и различитьосновную, навязанную и нейтральную работы. Не следует требовать высокойточности учета. Достаточна точность в 30-40%. Например, если человек читалкнигу 40 минут или 0,7 часа, то не так уж важно, если он ошибется и укажет 0,5часа или 1 час.
Частовозникает вопрос — если ехать на транспорте и решать задачу, то как этозаписывать? И вообще, как быть, если совмещаются несколько видов работ? Можнопредложить записывать по тому виду, который наиболее важен, а индексамиобозначить комментарии. Например:
311,1
— ;
320,8
31.Решал задачу о… по дороге в...
32.Время на пересадку и т.д.
8.Заключение.
Преждевсего я благодарю своих товарищей и коллег за доброжелательное внимание, ценныепредложения и конструктивную критику: Бойко_И.М., Злотина_Б.Л., Рыжикова_Е.Д. имногих других. То, что вы прочли — это сильно сокращенное описание результатовмноголетней работы. В числе прочего из работы исчезли те места, которые несутаромат жизни. Другими словами из работы убрана художественная часть. Пропалиотчаяние тупиковых ситуаций, эйфория находок, радость общения с людьми. Пропалимучительные сомнения. Уже сам выбор достойной цели жизни означает, что человекдобровольно ставит общие цели выше личных. Всегда ли это хорошо? Какова цена?Общая цена решения проблем — это прогресс. Прогресс не только завоевание — поскольку он неотвратим и несет не только положительное, он еще и ресурс,которым расплачивается человечество. Прогресс приводит к появлению новыхпроблем или к возрождению старых, но на новом уровне.
Будьтеготовы к этому. Если вы ищете или нашли достойную цель жизни, то никакаясистема не спасет вас от нехватки времени, от проблем и трудностей. Изменитсятолько их качество.
Ивсе же, какое наслаждение быть хозяином своей жизни! Чувствовать, что времясловно глина под руками скульптора наполняется содержанием и смыслом — оживает.Если вы решились — желаю вам удачи!
Списоклитературы
1.Гранин Д.А. Эта странная жизнь. (опубликована в источниках) а)«Аврора», 1974, N1 стр.12-24, N2 стр.22-42. б) М: 1974. в) в книге«Выбор цели» — М: 1975, стр. 3-114. г) Иду на грозу, Эта страннаяжизнь, Выбор цели — Л: Советский писатель, 1976, 702 с. д)«Роман-газета», N40(872), 1979, стр.32-75. е) в книге «Рекавремени» — М: Правда, 1985. ж) Кишинев: Лит. артистикэ, 1986, 606 с. з) М:Сов. Россия, 1982, 254 с.
2.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье — М: Физк. и спорт, 1983, 63с.
3.Детари Л., Карцаги В. Биоритмы. Современное представление о периодическихизменениях биологических систем. — М: Мир, 1984, 160 с.
4.Дильман В.М. Большие биологические часы: введение в интегральную медицину. — М:Знание, 1986, 256 с.
5.Микулин А.А. Активное долголетие (моя система борьбы со старостью). — М: Физк.и спорт, 1977, 112 с.
6.Мильнер Е.Г. Выбираю бег! — М: Физк. и спорт, 1985.
7.Шенкман С.Б. Мы — мужчины. — М: Физк. и спорт, 1977, 175 с.; 1980,223 с.
8.Кеннет Х., Купер. Аэробика для хорошего самочувствия. /выдержки см. в книге«Искусство быть здоровым, часть 1»/ — М: Физк. и спорт, 1987,стр.53-64.
9.Бег без страха. /выдержки см. у Мильнера Е.Г. 1985, стр.54/
10.Козловский С.В… Борьба с внутренними обстоятельствами за высокуюработоспособность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.