ВВЕДЕНИЕ
Современный этапразвития Российской Федерации характеризуется тенденциями укреплениягосударственной власти, повышением роли государства в системе управленияэкономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономическойсфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.
Для России в высшейстепени актуальна организация эффективной и всеобъемлющей системы финансовогоконтроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля былаориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственнойсобственности, управляемой административно-командными методами. Экономическиепреобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системыфинансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающейвсе стороны экономической жизни.
Роль финансовогоконтроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовыйконтроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая иопределяет назначение и содержание финансового контроля. Вместе с тем взависимости от социально-экономического положения государства, расширения правхозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновенияразличных организационно-правовых форм предпринимательства содержаниефинансового контроля существенно обогащается. государственныйфинансовый контроль
Значение финансовогоконтроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых,соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельностиорганами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями,учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическаяобоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачамгосударства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важнымспособом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовойдеятельности.
Цель курсовой работы –охарактеризовать и проанализировать основные аспекты функционирования системы финансовогоконтроля как элемента финансового механизма.
В соответствии споставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
· отразитьтеоретические аспекты финансового контроля;
· рассмотретьвиды и формы финансового контроля;
· проанализироватьроль финансового контроля как элемента финансового механизма;
· датьобщую характеристику органам государственного контроля.
Объект исследованиякурсовой работы – контроль, осуществляемый органами власти.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОГОМЕХАНИЗМА
1.1 Значение и функциифинансового контроля
Контроль за состояниемэкономики, развитием социально-экономических процессов в обществе являетсяважной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньевсистемы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается всодействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессаформирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах извеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынкумногократно возрастает.
Финансовыйконтроль — это система надзора контрольных органов зафинансово- хозяйственной деятельностью учреждений и организаций с цельюобоснованной оценки эффективности их деятельности, проверки законности ицелесообразности финансовых операций, выявления резервов улучшенияиспользования ресурсов и увеличения доходов государственного бюджета.[1]
Спозиций теории управления контроль как одна из его функций представляет собоймеханизм обратной связи, т.е. систему наблюдения и проверки функционированияуправляемого объекта для оценки эффективности управленческих решений, условий ирезультатов их реализации. В этом смысле финансовый контроль выражается совокупностьюдействий субъекта управления по надзору за состоянием финансовых ресурсов идинамикой денежных потоков объектов хозяйственного управления в финансовойсистеме.
Финансовыйконтроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственнойдеятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность ирасточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальныхценностей и денежных средств. Действенность финансового контроля,осуществляемого различными субъектами – органами государственной власти,местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающеймере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительнымиорганами.
Финансовыйконтроль — форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всюсистему денежных отношений, возникающих в процессе распределения иперераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием ииспользованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровняхвласти и во всех звеньях национальной экономики. Данная система денежныхотношений служит объектом финансовогоконтроля.
Непосредственнымпредметомконтролявыступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса(составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление иутверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельностисубъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость,рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет ивнебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения;страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовыйконтроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разныхуровней, но и хозяйствующих субъектов и населения.
Передфинансовым контролем стоят следующие задачи: содействиесбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерамиденежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдениядействующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.)законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическимии физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой ивнебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средствцентрализованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональномурасходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и ворганизациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базыбюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечение правильностиведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической,информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины идр.[2]
Решениеэтих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всехучастников финансовых отношений. Она включает в себя административные,уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия нанарушителей финансовой дисциплины.
Дляосуществления финансового контроля в Российской Федерации созданыспециализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа посовершенствованию правовой регламентации их деятельности.
Вместес тем независимо от конкретики решаемых задач содержание финансового контроляопределяют его общие принципы: всеобщность, эффективность, законность,справедливость, независимость, публичность. Рассмотрим подробнее суть этих принципов.
Всеобщностьвыражаетсяв полном учете движения всех ресурсов и финансовых потоков, создающихпредставление о наличии сплошного контроля государственных финансов. Держатьпод контролем все каналы возможной утечки ресурсов каждого контролируемогообъекта весьма дорого и нецелесообразно. Поэтому принцип всеобщностипредполагает выявление ключевых точек контроля, наблюдение за которымипозволило бы отслеживать состояние и поведение объекта в целом, обнаружениецентров финансового учета и создание по каждому из них базы данных текущихдоходов и расходов.
Отсюдавытекает механизм осуществления принципа эффективности контроля. Эффективностьконтроля с критериальных позиций трактуется двояко: как эффективностьиспользования бюджетных средств, обеспечиваемая мерами финансового контроля, икак эффективность самого процесса контроля. В первом случае она выражаетсясовокупностью показателей социально-экономической динамики, во втором — соотношением затрат на проведение контроля с доходами государственного бюджета,выявленными в результате проверок. Принцип эффективности реализуется путеммониторинга ключевых точек объектов, диагностики состояния объектов и выявлениядопущенных нарушений финансовой дисциплины.
Принципзаконности состоит в оценке деятельности объекта контроля спозиций гражданского и финансового права. Действия контрольных органовисключительно в рамках законности создают у проверяемых структур впечатлениесправедливости результатов их оценки. Нарушение принципа законности и обусловленногоим принципа справедливости способствует расширению масштаба криминализацииэкономики и снижению эффективности контроля.
Принципнезависимости финансового контроля заключается в необходимостифункциональной и организационной независимости контрольных органов длявыполнения возможных на них задач. Этот принцип распространяется на юридическуюи финансовую независимость контрольного органа, а также независимость егочленов от влияния проверяемых организаций. Независимость контрольного органа иего членов должна быть гарантирована законом, регламентирующим условияобеспечения хозяйственной автономии субъекта контроля от проверяемых структур иадминистративной независимости ревизоров.
Принциппубличности финансового контроля предусматривает открытость егорезультатов, за исключением сведений, содержащих государственную иликоммерческую тайну, не только для контролируемых объектов и вышестоящихорганизаций, но и для широкой общественности. В этом заключается демократизмфинансового контроля, условие его объективности и эффективности.
Можно выделить основныефункции финансового контроля, которые четко определились в связи с переходом откомандно-административной модели хозяйствования к рыночной экономике:
· организацияи осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходныхстатей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов пообъемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности ицелесообразности расходования государственных средств и использования федеральнойсобственности;
· оценкаобоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов;
· финансоваяэкспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актовфедеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы,покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формированиеи исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
· анализвыявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета ибюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленныхна их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
· контрольза законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета исредств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках ииных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
· обеспечениепоступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных ипрочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственногобюджета;
· оценкаэффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средствгосударственного бюджета и внебюджетных средств;
· контрольза правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
· улучшениебюджетной и налоговой дисциплины;
· выявлениерезервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходнойчасти бюджета;
· контрольза реализацией механизма межбюджетных отношений;
· проверкаобращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитныхучреждениях;
· контрольза формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержкирегионов;
· пресечениенезаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот,государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориямплательщиков или регионам;
· выявлениефинансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
· проведениепрофилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.[3]
1.2Формы, виды и методы финансового контроля
Посколькуфинансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизниобщества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форми методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условноклассифицировать по разным критериям (см. Приложение 1)[4].
В зависимости отправовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовыйконтроль делится на следующие виды:
1. государственный;
2. ведомственный;
3. внутрихозяйственный;
4. общественный;
5. правовой;
6. гражданский.[5]
Государственныйфинансовый контроль может осуществляться от имени законодательных органов(представительной власти), исполнительных органов (административный контроль),судебных органов, а также министерств и ведомств в пределах состава ихполномочий (например, Министерства финансов Российской Федерации, отраслевыхминистерств в отношении подведомственных им организаций). Приоритет в областибюджетно-финансового контроля, согласно отечественному законодательству,отдается органам представительной власти. Государственный контроль обеспечиваетинтересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимоот их ведомственной принадлежности и формы собственности.
Ведомственный контроль, осуществляемыйконтрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств,охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций.Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи сфункцией управления отраслью, в специализации контроля применительно котраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности.Основными задачами данного контроля являются:
· выявление случаев хищения инедостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, другихнарушений финансовой дисциплины;
· разработка предложений поустранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещениювиновными лицами причиненного ущерба и др.
Внутрихозяйственный контроль, проводимыйфинансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывноенаблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной,снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов,обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин иусловий, порождающих хищения и бесхозяйственность. Внутрихозяйственный контрольможно разделить на оперативный и стратегический. Оперативный производитсяглавным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовойдеятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля задвижением денежных средств. Стратегический финансовый контроль предполагаетразработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложениюкапитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.
Общественный контроль, выполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности.
Правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.
Гражданский контроль,осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества,получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов,процентов и т.д.
В зависимости отвремени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способыконкретного выражения и организации контрольных действий):
1. предварительный;
2. текущий (оперативный);
3. последующий.[6]
Предварительныйконтроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждениябюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планови программ, балансов финансовых ресурсов территорий и другихфинансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающийхарактер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходованияфинансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения припланировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий,организаций на текущие и капитальные расходы.
Текущийконтроль является основным видом деятельности субъектов
финансовогоконтроля. Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных ифинансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетныхучреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной,налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требованийбухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенноезначение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документыоперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системныйфакторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявлениярезервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции(работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полнотыи своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне впроцессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и другихплатежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансированияфедеральных и территориальных социально-экономических программ, размербюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия,исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т.д.
Последующийфинансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетногопериода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнениенамеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым иненалоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетныхсредств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов)предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализаотчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактическихданных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельностипредприятий и организаций. Последующий контроль тесно взаимосвязан спредварительным контролем, базируется на результатах контрольно-аналитическойработы, проводимой после завершения отчетного периода. Он позволяет оценитьэффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, вминистерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявитьнедостатки предварительного и текущего финансового контроля.
Существуютнесколько методов осуществления финансового контроля (см. рис. 1.1.).[7]
/>
Рис. 1.1 Методы финансового контроля
Важноеместо в системе методов финансового контроля, особенно государственного,занимают финансовые проверки. Они представляют собой разовые илисистематические контрольные действия в виде обследования и проверкидостоверности финансовой отчетности и налоговых расчетов, соблюдения законностиотдельных финансовых операций и всей финансовой деятельности проверяемогосубъекта с целью применения мер ответственности за допущенные финансовыеправонарушения.[8]
Финансовыепроверки могут быть:
· камеральные(осуществляются по месту нахождения контролирующего органа) и выездные(проводятся по месту нахождения проверяемого субъекта);
· тематические(осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные(охватывают всю финансовую деятельность субъекта);
· повторныеи встречные (проводятся для уточнения результатов предыдущих проверок и поинициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельностипредшествующих контролеров);
· документальные(анализ первичных бухгалтерских документов и финансовой отчетности) иинвентаризационные (проверки на соответствие данных, отраженных в финансовыхдокументах и отчетности, фактическому наличию активов (имущества));
· плановыеи внеплановые.
Обследованиепредставляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализуинформации по определенным объектам контроля с целью определенияцелесообразности проведения проверки. Обследование может проводиться такжепутем опроса, наблюдения, обмена, инспектирования.
Ревизияпредставляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовыхорганов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемовдокументального и фактического контроля. Ревизии направлены на установлениеобоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемыххозяйственных операций, бюджетных процедур; соблюдение финансовой дисциплины; сохранениегосударственной собственности; обеспечение достоверности ведения учета иотчетности. Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственнойдеятельности ревизуемого объекта.
Видыревизий классифицируются по ряду признаков:
— по ведомственной принадлежностиревизуемых органов — ведомственные, внутрихозяйственные;
— по полноте охвата ревизуемыхматериалов — полные и частичные,
комплексныеи тематические, сплошные, выборочные и комбинированные;
— по отношению к плануконтрольно-экономической работы — плановые, внеплановые, внезапные;
— по привлекаемым материалам испособам проверки — документальные и фактические;
— по очередности использования однихи тех же документов — первичные, дополнительные, повторные.
Надзор– это метод финансового контроля, представляющий собой совокупность контрольныхдействий в виде периодического наблюдения за соблюдением организациями условийосуществления лицензируемых видов деятельности. Надзор предполагает контроль засоблюдением установленных правил, норм и нормативов, нарушение которых можетповлечь за собой отзыв у организации лицензии.
Мониторингпредставляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного,систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельнымифинансовыми операциями наблюдаемого субъекта с целью определения текущихизменений и оперативного выявления слабых мест.
Учетналогоплательщиков и объектов налогообложения – один из методовгосударственного налогового контроля, предполагающий контрольную деятельностьналоговых органов по выявлению лиц, нарушающих условия или уклоняющихся отпостановки на учет их имущества, подлежащих налогообложению поимущественныминалогами.
1.3Сущность финансового механизма
Финансоваяполитика практически осуществляется государством посредством использования финансовогомеханизма. Финансовый механизм – это система установленных государством форм,видов и методов финансовых отношений.
Финансовыймеханизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений,формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использованияцентрализованных и децентрализованных фондов денежных средств, методовфинансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой,финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм инормативов, ставок и принципов, которые используются при определениигосударственных доходов и расходов, организации бюджетной системы ивнебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуги т.д.).
Практическоеиспользование финансового механизма осуществляется специальными организационнымиструктурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления включаетряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативноеуправление, регулирование и контроль.
Вфинансовой политике именно финансовый механизм является наиболее динамичнойсоставляющей. Его изменения происходят в связи с решением различных тактическихзадач, поэтому он чутко реагирует на все особенности текущейсоциально-экономической конъюнктуры. Одно и то же финансовое решение может бытьорганизовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие междугосударством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться наоснове взимания налогов или неналоговых платежей. Система налогов можетвключать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных иместных налогов. Каждый из них имеет особый субъект, объект обложения, ставки,льготы и другие обязательные элементы, изменяющиеся в связи с развитием налоговогозаконодательства.
Практическое воплощение финансовая политика находит в финансовыхмероприятиях государства, которые реализуются через финансовый механизм. Онпредставляет собой совокупность способов организации финансовых отношенийприменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий дляэкономического развития.
Структура финансового механизма довольна сложна. В нее входят различныеэлементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. Именномножественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большогоколичества видов, форм и методов их организации (элементов финансовогомеханизма).
Государство в лице его исполнительных и законодательных органов властиустанавливает методы распределения общественного продукта, национальногодохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяетпринципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д.
Для эффективного использования финансов большое значение имеетосуществление финансового планирования и прогнозирования, нормативноеоформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов,расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм иметодов финансовых отношений. Таким образом, основными звеньями (элементами)финансового механизма является:
– финансовое планирование и прогнозирование;
– финансовые показатели, нормативы и лимиты;
– управление финансами;
– финансовые рычаги и стимулы;
– финансовый контроль;
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составнойчастью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы извенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимостьпостоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязкасоставных звеньев финансового механизма является важным условием егодейственности.
Контрольза состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов вобществе является важной сферой управленческой деятельности. Одним из звеньевсистемы финансового механизма выступает финансовый контроль. Его значениезаключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства,обеспечении процессов формирования и эффективного использования финансовыхресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Действующаяв России система финансового контроля далека от совершенства. Об этомсвидетельствуют многочисленные факты казнокрадства, нецелевого и неэффективногоиспользования бюджетных средств, масштабы «теневой экономики» (по разнымоценкам, до 40% ВВП), низкая собираемость налогов, высокая доля убыточных инизкорентабельных предприятий, несовместимая с экономикой рыночного типа, ит.д. В этой связи следует отметить наиболее важные направления развития системыфинансового контроля.
1. Вобласти государственного финансового контроля:
· разработкарезультативной оценки эффективности деятельности контролирующих органов и ееувязка с системой оплаты труда их работников;
· совершенствованиезаконодательной и нормативно-правовой базы;
· переходк аудиту результативности и эффективности бюджетных и внебюджетных расходов,разработка и законодательное закрепление методики и критериев результативностии эффективности расходов;
· созданиеи внедрение системы контроля результативности государственных доходов;
· четкоеопределение и правовое закрепление оснований, по которым трактуется нецелевоеиспользование государственных средств;
· обеспечениерезультативности ревизий и проверок (финансовых и налоговых), то есть возвратабюджетных средств, использованных не по целевому назначению, роста налоговых иненалоговых доходов;
· исключениедублирования в деятельности различных органов государственного контроля;
· использованиесовременных контрольных технологий в системе налогового контроля, основанных напрограммах взаимодействия камеральных и выездных проверок;
· повышениезначимости и эффективности предварительного казначейского контроля целевого иэффективного использования государственных средств; завершение переводаисполнения местных бюджетов через органы Федерального казначейства.
2. Вобласти негосударственного финансового контроля:
· освоениеаудиторскими организациями новых контрольных технологий и методологиипроведения аудита организаций, перешедших на международные стандарты учета ифинансовой отчетности;
· расширениеконтрольных полномочий аудиторских организаций, а также перечня объектоваудиторских проверок, результаты которых давали бы возможность пользователямсудить о финансовом состоянии аудируемого субъекта в целом;
· созданиеполноценной системы внутрихозяйственного финансового контроля в организациях,разработка и законодательное закрепление его основ;
· встройкавнутреннего контроля в систему общественного финансового контроля;
· созданиеусловий для формирования действительно независимых профсоюзов;
· обеспечениегласности результатов общественного финансового контроля и доступа его органовк государственным информационным ресурсам.[9]
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙКОНТРОЛЬ
2.1Сущность и роль государственного финансового контроля
Государственныйфинансовый контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета ибюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения,использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего ивнешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых иналоговых льгот и преимуществ.
Государственныйфинансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательнойвласти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специальносозданными. Законодательство предусматривает проведение не реже одного раза вгод соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий итематических проверок поступления и расходования бюджетных средств вфедеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и ворганизациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственныйфинансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой,кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и егограждан. Он представляет собой контроль за:
· образованиеми использованием всех государственных средств, независимо от того, в какойформе они существуют – бюджетной или иной;
· деятельностьюорганов власти, на которые возложено практическое проведение финансовой,бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
· законностьюпривлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными ииными организациями, которым государство предоставило такое право.
В этих целяхпроверяются своевременность и полнота образования государственных средств, ихсохранность, эффективность и целевое использование, финансовые результатыиспользования государственного имущества, правильность и эффективностьиспользования кредитных ресурсов, предоставленных государством или под гарантиигосударства.
Контроль такжеосуществляется также за организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг,прохождением государственных средств в этой сфере, законностью предоставленияот имени государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием,обоснованностью и правомерностью действий кредитных организаций по привлечениюи использованию средств юридических и физических лиц. Сюда же относятся проверкаисполнения международных финансовых обязательств и состояния государственноговнутреннего и внешнего долга, проведение финансовых экспертиз проектовзаконодательных и иных нормативных правовых актов, влияющих на формирование ииспользование государственных средств или предусматривающих расходы, покрываемыеза счет таких средств.
По результатамгосударственного финансового контроля принимаются меры к обеспечению возвратанезаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования всоответствующие бюджеты.
Объектамигосударственного финансового контроля выступают юридические и физические лица,которые получают, перечисляют, используют государственные средства илиуправляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственнойвласти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. В число такихобъектов входят органы государственной власти (в том числе и аппараты), другиегосударственные органы, внебюджетные фонды, предприятия, учреждения иорганизации с государственным участием.
На деятельностьобщественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственныхнекоммерческих организаций действие государственного финансового контроляраспространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованиемгосударственных средств или управления ими, а также в части предоставленных имзаконодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных ииных льгот и преимуществ.
Федеральные органыисполнительной власти отвечают за правильность использования выделенных имгосударственных средств. Поэтому они и организуют контроль за их использованиемподведомственными организациями. Эта разновидность государственного финансовогоконтроля именуется ведомственным контролем.
Субъекты РоссийскойФедерации (республики, края, области, автономные образования, города Москва иСанкт-Петербург) организуют государственный контроль за образованием ииспользованием принадлежащим им финансовых средств.
Органы местногосамоуправления самостоятельно осуществляют муниципальный финансовый контроль.Если муниципалитеты получают средства из федерального бюджета или бюджетасубъекта Российской Федерации, то эти средства подлежат государственномуконтролю.
В зависимости отинституциональной структуры публичной власти различают финансовый контроль,осуществляемый: органами законодательной (представительной) власти; главойгосударства (субъекта федерации федеративного государства); органамиисполнительной власти.
В России первый видконтроля осуществляется двояким образом: непосредственно органамигосударственной законодательной власти и местного самоуправления (СоветомФедерации и Государственной Думой РФ, законодательными собраниями субъектов РФи представительными органами местного самоуправления); через специально созданныеими контролирующие органы (Счетная палата РФ и контрольно-счетные органысубъектов РФ). Контроль, осуществляемый обеими палатами Федерального Собрания иих финансовыми комитетами, а также региональными и местными органами законодательнойвласти, производится в процессе рассмотрения и принятия связанных с финансамизаконов (решений), рассмотрения и утверждения бюджета, заслушивания отчета оего исполнении, в ходе деятельности постоянных и специальных комиссий порасследованию определенных финансовых нарушений. Счетная палата РФ иконтрольно-расчетные палаты субъектов РФ осуществляют контроль за расходованиемсредств соответствующих бюджетов, использования государственного имущества идругих финансовых вопросов в порядке собственной инициативы и по запросу законодательныхорганов власти.
Финансовый контроль состороны президента РФ и глав субъектов РФ осуществляется в виде надзора заисполнением издаваемых ими указов и распоряжений, касающихся финансовыхвопросов. Такой контроль, например со стороны Президента РФ, осуществляется какнепосредственно самим главой государства, так и через Администрацию иуполномоченные им контрольные органы, в частности Главное контрольноеуправление Президента. Подобный порядок действует и на региональном уровне.
Финансовый контрольисполнительной власти в России осуществляется через систему контрольныхорганов, формируемую Правительством РФ и администрациями субъектов РФ иместного самоуправления. Контроль в данном случае возлагается на Минфин Россиии его ведомственные структуры, Федеральное казначейство и его территориальныеуправления, финансовые органы субъектов РФ и их структурные подразделения,финансовые органы муниципальных образований и распорядителей бюджетных средств.
В зависимости от уровняпубличной власти финансовый контроль и его органы делятся на федеральные,региональные и муниципальные. федеральными органами финансового контроля вРоссии являются Минфин России, Счетная палата РФ, Главное контрольноеуправление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.В регионах создаются и функционируют финансовые органы и контрольно-счетныепалаты субъектов Федерации, управления государственного финансового контроля идр. На местном уровне финансовый контроль осуществляют собрания местногосамоуправления и муниципальные финансовые органы.
В составе специальныхорганов государственного финансового контроля выделяются контрольные органыширокой юрисдикции и специализированные на каком-либо одном направлении органыконтроля. К первым относятся, например, Главное контрольное управлениеПрезидента РФ, Счетная палата РФ и контрольные палаты субъектов РФ, Федеральнаяслужба финансово-бюджетного надзора и др. Узкоспециализированнымиконтролирующими органами являются, например, Банк России (в лице его надзорных структур),Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора и др.
В разрезе пообъектногоклассификационного признака государственный финансовый контроль делится на (см.рис. 2.1.)[10]:/> /> /> /> /> /> /> /> />
Рис.2.1. Классификация государственного финансового контроля
2.2 Органыгосударственного финансового контроля
В соответствии сБюджетным Кодексом РФ и другими законодательными и нормативными актамигосударственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляютзаконодательные органы власти и представительные органы местногосамоуправления, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Органыгосударственного финансового контроля в РФ, создаваемые обеими ветвямипубличной власти, наделяются определенными контрольными полномочиями и образуютцелостную систему (см. Приложение 2).[11]
Законодательные органыпубличной власти осуществляют финансовый контроль как непосредственно (впроцессе их законотворческой и управленческой деятельности), так и черезсоздаваемые ими контролирующими органы: Счетную палату РФ, контрольные палаты идругие специализированные органы.
Счетнаяпалата РФ – постоянно действующий орган государственного финансового контроля,подотчетный Федеральному Собранию РФ. Она создана для усиления контроля состороны Федерального Собрания РФ за своевременным исполнением доходных ирасходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетныхфондов по объему, структуре и целевому назначению.[12]
Федеральныйзакон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.95 ставит перед этимгосударственным органом следующие основные задачи:
1. организация и осуществлениеконтроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федеральногобюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему, структуре ицелевому назначению;
2. определение эффективности ицелесообразности расходов государственных средств и использования федеральнойсобственности;
3. оценка обоснованности доходных ирасходных статей проектов федерального бюджета;
4. финансовая экспертиза проектовфедеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органовгосударственной власти;
5. анализ выявленных отклонений отустановленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
6. контроль за законностью исвоевременностью движения бюджетных средств в ЦБ РФ, уполномоченных банках ииных финансово-кредитных учреждениях;
7. регулярное представление палатамФедерального Собрания РФ информации о ходе исполнения бюджета и результатахпроводимых контрольных мероприятий.
Видыдеятельности Счетной палаты РФ:
1. контрольно-ревизионная(организация и проведение оперативного контроля за исполнением федеральногобюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверокпо отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов; подготовка и представление в Совет Федерации и Думузаключений по исполнению федерального бюджета в отчетном году);
2. экспертно-аналитическая(экспертиза проектов нормативных актов, международных договоров, федеральныхпрограмм и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета ифинансов РФ, подготовка заключений и ответов на запросы органов государственнойвласти РФ);
3. информационная и др.
Счетнаяпалата РФ, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии итематические проверки, не вмешиваясь в оперативную деятельность проверяемыхорганизаций.
Поитогам проведенных контрольных мероприятий в 2009 году Правительству РоссийскойФедерации, Минфину России, главным распорядителям средств федерального бюджета,иным участникам бюджетного процесса направлено 320 представлений и предписанийСчетной палаты и 438 информационных писем. Президенту Российской Федерациинаправлено 15 информационных писем. Правительству Российской Федерациинаправлено 5 представлений и 107 информационных писем (см. рис. 2.2.)[13]
/>
Рис.2.2. Представления Счетной палаты, направленные в 2009 году, по адресатам
Основныепоказатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2009 году, приведены вПриложении 3.[14]
Вслучаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности,наносящих государству ущерб и требующих пресечения, Счетная палата РФ вправедавать администрации проверяемой организации предписания, обязательные дляисполнения. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнениипредписаний Счетная палата РФ вправе по согласованию с Государственной Думойпринять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетныхопераций по банковским счетам проверяемых организаций.
Всегоза 1995–2009 годы Счетная палата провела 6 623 контрольных иэкспертно-аналитических мероприятия, в том числе по поручениям Совета Федерациии обращениям членов Совета Федерации – 157 мероприятий, по поручениямГосударственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 312мероприятий (см. рис. 2.3.)[15].
/>
Рис.2.3. Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенныхСчетной палатой в 1995–2009 годах
Общаясумма выявленных финансовых нарушений составляет 1 612,5 млрд. рублей (см. рис.2.4.)[16].
/>
Рис.2.4. Динамика объемов финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой в1995–2009 годах, млрд. рублей
За1995–2009 годы по результатам контрольных мероприятий Счетная палата направилаорганам государственной власти, предприятиям и организациям 7110 представленийи предписаний (см. рис. 2.5.)[17].
/>
Рис.2.5. Количество представлений и предписаний Счетной палаты, направленных в1995–2009 годах
Благодаряактивному взаимодействию Счетной палаты с органами государственной властисущественно улучшились показатели прокурорского реагирования на материалыСчетной палаты. В органы прокуратуры и иные правоохранительные органы былонаправлено 1 327 материалов проверок Счетной палаты, по материалам контрольныхмероприятий Счетной палаты возбуждено 1 152 уголовных дела (см. рис. 2.6.).[18]
/>
Рис.2.6. Реагирование правоохранительных органов
Главноеконтрольное управление Президента РФ (создано соответствующим Указом ПрезидентаРФ от 8 июня 2004 г. №729) выполняет функции контроля (включая проверки)исполнения федеральными органами исполнительной власти и организациямифедеральных законов, касающихся полномочий Президента РФ, его указов ираспоряжений, а также контроля реализации бюджетных посланий Президента РФФедеральному Собранию.
Однакоосновным органом государственного финансового контроля является Министерствофинансов РФ. Оно разрабатывает и утверждает методологию и методическоеобеспечение государственного финансового контроля, включая порядок егоорганизации, осуществления контроля исполнения федерального бюджета, применениямер ответственности за правонарушения в финансово-бюджетной сфере, финансовогомониторинга денежных доходов населения и т.д. Минфин России осуществляет общееруководство, координацию и контроль входящих в его структуру Федеральнойналоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральнойслужбы страхового надзора, Федерального Казначейства.
Федеральнаяналоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдениемзаконодательства Российской Федерации о налогах и сборах, заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения всоответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательныхплатежей, а также за производством и оборотом этилового спирта,спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютногозаконодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральнаяналоговая служба выполняет следующие главные задачи:
1. выработка и проведение единойгосударственной налоговой политики;
2. взимание налогов и сборов;
3. координация деятельностифедеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов;
4. осуществление контроля засоблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов идругих платежей;
5. контроль за производством иоборотом этилового спирта и алкогольной продукции.
О результатах проверок соблюдения законодательства оналогах и сборах см. в Приложении 4.[19]
Федеральнаяналоговая служба имеет разветвленную сеть на территории РФ, представленнуюуправлениями по субъектам Федерации, межрегиональными инспекциями, инспекциямипо районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциямимежрайонного уровня.
Опоступлении администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет в январе-ноябре2009-2010 года указано на рис. 2.7.[20]
/>
Рис.2.7.Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет вянваре-ноябре 2009-2010 гг.
Всего вянваре-ноябре 2010 года в федеральный бюджет поступило 2 885,5 млрд. рублей,что на 27% больше, чем в январе-ноябре 2009 года.
Основнаямасса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспеченапоступлениями налога на добычу полезных ископаемых, НДС и налога на прибыль(см. рис.2.8.)[21]
/>
Рис.2.8.Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджетпо видам налогов в январе-ноябре 2010 года (в %)
Федеральнаяслужба финансово-бюджетного надзора выполняет функции по надзору и контролю вфинансово-бюджетной сфере и области валютных отношений. Контрольные полномочияэтой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности иэффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов иимущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетномконтроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютныхопераций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютнымибиржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единуюинформационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решаетдругие контрольные задачи.
В 2009 годуРосфиннадзором и его территориальными органами в соответствии с Планомдеятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2009 год,утвержденным Министром финансов Российской Федерации, а также планамиконтрольной работы территориальных управлений Росфиннадзора на 2009 годпроведено 18 975 ревизий и проверок.
В ходе контрольных инадзорных мероприятий выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетнойсфере при использовании 1 290 416,89 млн. рублей, в том числе при использованиисредств федерального бюджета в объеме 1 151 958,25 млн. рублей.
В 2009 году возмещеносредств, использованных с нарушениями законодательства в финансово-бюджетнойсфере, дополнительно поступило платежей в бюджеты различных уровней и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов, внесено изменений в бухгалтерскую(бюджетную) отчетность, отчетность по учету государственного имущества, а такжевзыскано штрафных санкций на сумму 871 509,13 млн. рублей, из них по средствамфедерального бюджета – на сумму 861 213,11 млн. рублей.
Федеральная службастрахового надзора осуществляет контрольно-надзорную деятельность на рынкестраховых услуг. Она проводит контроль соблюдения участниками страхового рынкастрахового законодательства, обеспечения страховщиками своей финансовойустойчивости и платежеспособности, соблюдения установленных норм и правилформирования страховых резервов, структуры активов и т.д. Кроме того, этафедеральная служба обязана осуществлять сбор и анализ отчетностипрофессиональных участников страхового рынка, обобщать практику страховогонадзора и работать над совершенствованием надзорного законодательства в областистрахового дела. Количество проверок субъектов страхового дела указано вПриложении 5[22].
Важныморганом государственного финансового контроля выступает Федеральноеказначейство. Оно осуществляет учет бюджетных средств на единых счетах,предварительный и текущий контроль операций по счетам главных распорядителей,распорядителей и получателей бюджетных средств, а также коммерческих банков,производящих операции с бюджетными средствами, и других участников бюджетногопроцесса в ходе исполнения бюджетов, а также бюджетов государственныхвнебюджетных фондов. В случае выявления фактов нецелевого использованиябюджетных средств и других нарушений Федеральное казначейство вправеприостановить расходные операции по единым счетам распорядителей и получателейбюджетных средств, требовать соблюдения бюджетного законодательстванепосредственно или при взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, включая силовые. Федеральное казначейство производитоперации и осуществляет контроль средств не только федерального, но ирегиональных бюджетов. Сейчас перед ними стоит задача завершения перехода наобслуживание местных бюджетов.
Главныераспорядители и распорядители бюджетных средств выступают не толькоконтролируемым, но и контролирующим субъектом по отношению к получателямбюджетных средств. В БК РФ установлено, что главные распорядители ираспорядители бюджетных средств осуществляют контроль целевого использованиясредств, своевременного возврата бюджетных кредитов и предоставления отчетностиоб использовании бюджетных средств бюджетополучателями. Главные распорядителибюджетных средств выступают инициаторами проведения финансовых проверокподведомственных бюджетных учреждений, государственных и муниципальныхунитарных предприятий, которые непосредственно осуществляютсяспециализированными органами государственного финансового контроля.
БанкРоссии осуществляет контроль денежной массы в обращении и кредитно-банковскийнадзор. Банк России осуществляет жесткий контроль наличных денег в обращении имониторинг других элементов предложения денежной массы в экономике, а такжевалютных операций коммерческих банков и валютной биржи. Надзорная деятельностьБанка России в отношении коммерческих банков заключается в их государственнойрегистрации, в выдаче, продлении или отзыве лицензий банкам и аудиторскиморганизациям, в контроле соблюдения ими банковского и кредитногозаконодательства, установленных правил, норм и нормативов, в мониторингефинансовой устойчивости и платежеспособности банков, а также их возможностиучастия в системе страхования вкладов населения, в контроле незаконнойлегализации (отмывания) банками денежных средств юридических и физических лиц,полученных преступным путем и др. В случае выявленных нарушений Банк Россииимеет право лишать коммерческие банки лицензий или приостанавливать ихдействие.
Федеральнаяслужба по финансовым рынкам осуществляет контроль и надзор за деятельностьюпрофессиональных участников рынка ценных бумаг в процессе выдачи, продления илиотзыва лицензий, контроля соблюдения участниками рынка специальногозаконодательства (о ценных бумагах, операциях с ними, деятельности участниковфондового рынка и т.д.), в процессе надзора за соблюдением установленных правилторговли ценными бумагами, требований, норм и нормативов к капиталу, страховымрезервам, уровню страхового риска, а также в ходе мониторинга финансовойустойчивости и платежеспособности профессиональных участников рынка ценныхбумаг и др. При выявлении нарушений названная федеральная служба вправеотозвать лицензии у участников финансового рынка.
Федеральнаяслужба по финансовому мониторингу занимается надзором за выполнениеморганизациями и физическими лицами законодательства о противодействиилегализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,а также отслеживанием крупных единовременных расходов населения с цельюпротиводействия коррупции и терроризму. Мониторингу подлежат крупные банковскиеоперации и покупки граждан, их операции с недвижимостью и другим ценнымимуществом на сумму более 600 тыс. руб. Коммерческие банки, риэлтерскиекомпании, магазины, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумагобязаны сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу данные оназванных операциях и сделках. Накопленная службой информация подлежитобработке и анализу. В случае выявления подозрительных сделок материалы по ниммогут быть направлены в Федеральную налоговую службу, Федеральную службу поэкономическим и налоговым преступлениям и в другие государственные силовыеструктуры.
Федеральнаятаможенная служба наделена функциями проведения таможенного контроля. Последнийвключает в себя контроль исполнения таможенного законодательства, контрольперемещения товаров, транспортных средств и валюты через таможенную границу РФ,контроль полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов,взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ (НДС и акцизов).В случае выявления таможенными органами нарушений таможенного и налоговогозаконодательства они правомочны применять таможенные и налоговые санкции,установленные Таможенным и Налоговым кодексами РФ.
Нарядус общегосударственными контрольными органами в стране действует рядспециализированных служб финансового контроля, выполняющих тематическиепроверки по профилю их вышестоящих организаций. Их деятельность регламентируетсясоответствующими законодательными нормами и инструкциями вышестоящихорганизаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация ифункционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный инепременный элемент государственной финансовой политики. Государственныйфинансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционированиягосударства, одновременно может квалифицироваться как функция социальногоуправления и правового регулирования.
Сегодня органыгосударственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствованиясистемы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условиемэффективного функционирования экономики и финансовой системы страны являетсяналичие развитой системы контроля.
Совершенствование государственного финансового контроля в России позволитцелесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсыстраны. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы снарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средствабудут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансовогоконтроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельностихозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний,выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.
Сегодня назрела необходимость должного правового регулированияорганизации и деятельности органов государственного контроля, так какконтрольная деятельность в России пока малоэффективна.
В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующегозаконодательства, призванное способствовать развитию методологической базы,терминологического единообразия и механизма формирования и функционированиясистемы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности ввопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужнозаконодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органафинансового контроля.
Весьма своевременнымявляется предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетнойпалате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимыморганом контроля за формированием и использованием государственных средств.
Таким образом, финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Архипов А.И. Финансы: учебник /А.И. Архипов, Погосов И.А. — М.: Проспект, 2009. — 627с.
2. Бабич А.М. Государственные имуниципальные финансы: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
3. Барулин С.В. Финансы: учебник/С.В. Барулин.– М.: КНОРУС, 2010. ¾640 с.
4. Горбунова О.Н. Финансовое право:учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. — М.: Проспект, 2007. — 536 с.
5. Грязнова А.Г. Финансы: учебник /А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина. – М.: Финансы и статистика, 2007. ¾ 501 с.
6. КовалевВ. В. Финансы: учебник/ В. В. Ковалев.— М.: Проспект, 2006. — 634 с.
7. КрохинаЮ.А. Финансовое право: учебник / Ю. А. Крохина. —М.: Норма, 2008. — 688 с.
8. Леонтьев В.Е. Финансы, деньги, кредит ибанки: учебное пособие / В.Е. Леонтьев, Н.П.Радковская. — М.: Знание,ИВЭСЭП, 2003. — 384 с.
9. Лушин С. И. Финансы: учебник / С.И. Лушин, В.А. Слепов. — М.: Экономистъ, 2007. — 682 с.
10. Мацкуляк И.Д. Государственные имуниципальные финансы: учебник / И.Д. Мацкуляк. – М.: РАГС, 2007. – 640 с.
11. Миляков Н.В. Финансы: учебник /Н.В Миляков.— М.: ИНФРА-М, 2004. —543 с.
12. Мысляева И.М. Государственные имуниципальные финансы: учебник/ И.М. Мысляева. — М.: ИНФРА—М, 2007. — 360с.
13. НешитойА.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. — М.: Дашков и К°, 2008. — 512 с.
14. Романовский М.В. Финансы и кредит:учебник / М.В. Романовский, Г.Н. Белоглазова. — М.: Высшее образование, 2008. —609 с.
15. СабантиБ.М. Теория финансов: учебное пособие / Б.М. Сабанти.—М.: Менеджер, 2004. — 192с.
16. Фетисов В.Д. Бюджетная системаРоссийской Федерации: учеб. пособие для вузов / В.Д Фетисов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003. ¾367 с.
17. ШулякП.Н. Финансы: учебное пособие / П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова. — М.: Дашков и К°,2006. — 456 с.
18. Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от30.09.2010) —(http://www.consultant.ru).
19. ОСчетной палате РФ: Федеральный закон № 4-ФЗ от 14.01.1995 (ред. от 05.04.2010).—(http://www.consultant.ru).
20. АкбароваЖ.Д. К вопросу о государственном финансовом контроле / Ж.Д. Акбарова //Современная Россия. Информационно-аналитический портал. —(www.nasledie.ru/schetpal/)
21. Бурцев В.В. Система финансовогоконтроля / В.В Бурцев //Современная Россия. Информационно-аналитический портал.— (http//www.nasledie.ru/schetpal/)
22. Материалы сайта «Счетная палатаРФ» (http://www.ach.gov.ru/ru/)
23. Материалы сайта «Федеральная налоговая служба РФ» (http://www.nalog.ru/)
24. Материалы сайта «Федеральнаяслужба страхового надзора» (http://www.fssn.ru/www/site.nsf)
25. Материалы сайта «Федеральнаяслужба финансово-бюджетного надзора» (http://www.rosfinnadzor.ru/)