Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе

РЕФЕРАТ
 
Курсоваяработа: с. 24, 3 табл., 19 источников.
ФИНАНСОВАЯПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА,ИНВЕСТИЦИИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.
Объектомисследования в данной курсовой работебудет финансовая политика.
Предметомисследования будут государства, которыереализуют финансовую политику.
Цель работы — раскрытьпонятие и значимость финансовой политики государства.
Методыисследования: анализ, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция,диалектический, исторический методы и системно-структурный подход.
Исследованияи разработки: раскрыта суть понятия «финансовая политика государства», данаоценка значимости оценки финансовой политики для экономики страны, выявленароль государства в реализации финансовой политики, показано развитие финансовойполитики Республики Беларусь в с 1991 г. Выявлены основные направленияфинансовой политики до 2010 г.
Автор работыподтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно иобъективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные излитературных и других источников теоретические, методологические и методическиеположения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1Финансовая политика государства
1.1 Содержание финансовой политики
1.2 Рольгосударства в реализации финансовой политики
2  Финансовая политика на разныхэтапах общества
3  Финансовая политика РеспубликиБеларусь на современном этапе развития и пути ее совершенствования
3.1Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе
3.2Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Финансовая политика каждого государства – это основаразвития и благополучия экономики страны. Тема на сегодняшний день как нельзяактуальна по той причине, что в условиях постоянных изменений в мире, которыевлияют на экономики отдельных стран, именно финансовая политика может сгладитькак негативное развитие ситуации, так и чересчур позитивное, которое такжеможет быть не всегда положительным для экономики (слишком высокий экономическийрост приводит к перегреву экономики). Есть множество примеров, подтверждающихэто утверждение. Например, если мы будем сравнивать экономики России иАвстралии. Экономики похожи – обе сырьевые. Однако когда начался кризис истраны в силу падения товарных рынков начали испытывать трудности, Россияпроизвела 30% девальвацию, увеличилась инфляция, пришлось ужесточатьденежно-кредитную политику страны путем повышения учетной ставки. В Австралиитакже национальная валюта девальвировалась, однако, в силу эффективностиЦентрального Банка это не привело к значительному росту инфляции. Такимобразом, финансовая политика является основой для нормального функционированиявсех сфер страны.
Следует также исследовать типы финансовой политики встранах с различным политическим строем. Это поможет выявить все выгоды инедостатки каждой из финансовых систем. Особенно интересной выглядит финансоваяполитика Республики Беларусь на этапе становления. Ведь после распада СССР вБеларуси не была развитая финансовая политика в принципе, все распоряжения шлииз Москвы. А в условиях перехода от социализма к рынку нужно было искать свойоптимальный путь к развитию.
Цель работы – раскрыть понятие и значимость финансовойполитики государства.
Объектом исследования в данной курсовой работе будетфинансовая политика.
Предметом исследования будут государства, которые реализуютфинансовую политику.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть суть и значениефинансовой политики государства.
2. Показать роль государства вреализации финансовой политики.
3. Показать генезис развитияфинансовой политики Республики Беларусь в период становления страны.
4. Отразить финансовую политикиРеспублики на современном этапе.
5. Описать, в каком направлениибудет идти финансовая политика РБ в будущем.

1 Финансовая политика государства
1.1 Содержаниефинансовой политики
Финансовая политика — это особая сферадеятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, ихрациональное распределение и использование для осуществления государством егофункций. Финансовая политика является составной частью экономической политикигосударства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов наэкономическое и социальное развитие общества. [4, с. 63]
Главнымсубъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегиюи тактику финансовой политики.
Взависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансоваяполитика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия — долговременный курсфинансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решениекрупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Впроцессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируютсяконцепции их использования, намечаются принципы организации финансовыхотношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ вфинансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главныхнаправлениях экономического и социального развития.
Финансоваятактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путемсвоевременного изменения способов организации финансовых связей,перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовойстратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяетсяподвижностью экономических условий, социальных факторов и др.
Стратегияи тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятныевозможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки иузловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременногоизменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в болеесжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемыефинансовой стратегией. [4, с. 64]
Говоря о типах финансовой политики, отмечают прежде всего 3разновидности:
-  классическую политику;
-  регулирующую финансовую политику;
-  планово-директивную политику. [18]
Классическая политика являлась основным типом финансовойполитики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудахклассиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и ихпоследователей.
Основные направления:
- невмешательство государства вэкономику,
- сохранение свободнойконкуренции,
- использование рыночногомеханизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета,сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов погосударственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (восновном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступлениясредств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.
Система управления финансовой деятельность была проста исосредотачивалась, как правило, в одном органе управления — министерствефинансов (казначействе).
Регулирующая финансовая политика получила развитие вомногих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторыеизменения в нынешнее время.
В ее основу были положены труды по экономической теориианглийского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Основываласьна необходимости вмешательства и регулирования государством циклическогоразвития экономики. [18]
Финансовая политика наряду с ее традиционными задачамистала преследовать цель использования финансового механизма для регулированияэкономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятостинаселения. Основной инструмент вмешательства в экономику — государственныерасходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Кардинальноизменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становитсяподоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечитьсбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системегосударственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.
Изменилась и система управления финансами. Выделяютсяотдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, ихфинансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственнымдолгом.
В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политикаобеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровеньзанятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинствестран.
В 70-х годах в основу финансовой политики была положенанеоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлениемэкономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику исоциальную область в целом, существенно его ограничила.
Финансовый механизм в этих условиях исходит ихнеобходимости сокращения объема перераспределения национального дохода черезфинансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования ростасбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращенияи уменьшения степени прогрессивности налогообложения.
Следует отметить, что различные разновидности регулирующейфинансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые илипохожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах,использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования,что приводит к их конвергенции.
Планово-директивная финансовая политика применяется встранах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанатакая политика на государственной собственности на средства производства, чтопозволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики исоциальной жизни, в том числе и финансами. Ее цель — обеспечение максимальнойконцентрации финансовых ресурсов у государства для их последующегоперераспределения в соответствии с основными направлениями государственногоплана. Основная задача финансового механизма — создание инструментов при помощикоторых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии сгосударственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось угосударственных предприятий, населения и органов местной власти.
Управление финансами осуществлялось из единого центраМинистерства финансов, которое занималось всеми вопроса использованияфинансового механизма в народном хозяйстве.
Планово-директивная финансовая политика проводиласьпрактически во всех бывших социалистических странах. Сначала показала своюдостаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальнаяконцентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходовгосударства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства ит.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условияхнормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям:снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферыобщества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансы- специфическая форма производственных отношений, базисная категория.Финансовая политика государства относится к надстройке. Финансовые отношениякак элемент базиса объективны, т.е. независимы от сознания людей, финансоваяполитика — форма сознательной деятельности людей, сфера государственнойдеятельности, оформленной законодательно в нормативных актах. Министерствофинансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк на основедействующего законодательства разрабатывают инструкции, нормативные документы,регламентирующие деятельность но реализации финансовой политики. Своепрактическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует черезфинансовый механизм, его рычаги и стимулы.
Финансоваяполитика активно влияет на экономическое развитие общества. Посредствомфинансовой политики определяются:
- условия формирования и использования прибыли;
- условия кредитования;
- налогообложение;
- регулирование цен;
- таможенные пошлины;
- порядок регулирования уровня заработной платы идр.
Содержаниефинансовой политики определяется единством трех основных звеньев:
1)  выработканаучно-обоснованной концепции развития финансов посредством определения главныхцелей экономического развития;
2)  определениеосновных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
3)  осуществлениепрактических действий, направленных на достижение цели.
Проведениефинансовой политики базируется на определенных принципах. К ним можно отнести:
-  научныйподход к выработке финансовой политики, учет действия объективных экономическихзаконов, выводов финансовой и экономической науки;
-  изучениеи учет опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение новыхтенденций и явлений экономического развития;
-  учетконкретных исторических условий, особенностей внутренней и международнойобстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций вобласти финансов;
-  определениеисточников мобилизации финансовых ресурсов и рациональных форм изъятия доходовюридических лиц, доли участия населения в формировании финансовых ресурсовгосударства;
-  обеспечениерационального распределения и использования финансовых ресурсов междуотраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направленияхэкономического и социального развития;
- на основе учета достоверной финансовой информации о состояниидел в экономике и объективных возможностях государства, осуществлениекомплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики. [4, с. 67]
Такимобразом, финансовая политика является неотъемлемой частью любого государства,какой бы государственный строй там ни был. В различных странах финансоваяполитика проводится по-разному. Где-то государство старается не вмешиваться вэкономику, следую принципу «невидимой руки», где-то государство принимаетактивное участие в экономике путем проведения активной финансовой политики,причем преследуя разные цели. Иногда для сглаживания конъюнктурных циклов,иногда мерами финансовой политики государство стимулирует различные отрасли,где-то государство стремиться сгладить социальное неравенство.
1.2 Роль государства в реализации финансовойполитики
Основнойцелью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовыхресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства, ихрациональное распределение.
Наданном этапе рост эффективности и финансового оздоровления экономики зависит отумения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночныммеханизмом.
Основнымизадачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации финансовойполитики на нынешнем этапе развития государства, являются: [12, с. 83]
- необходимость финансовой поддержки мероприятий,направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию;
- определение источников мобилизации финансовыхресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;
- обеспечение рационального распределения ииспользования финансовых ресурсов;
- концентрация финансовых ресурсов на важнейшихнаправлениях экономического и социального развития посредством рациональногопостроения налоговой системы;
- -   сбалансированность финансовой иденежно-кредитной политики;
- уменьшение дефицита государственного бюджета ирасширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг;
- либерализация внешнеэкономической деятельности;
- развитие приватизации с целью финансовогооздоровления экономики, ее стабилизации и создания базы для динамичногоразвития экономики;
- выработка механизма реализации финансовойполитики государства в форме соответствующих нормативных актов.
Посредствомфинансовой политики государство оказывает прямое влияние на структурнуюперестройку экономики, приватизацию, конверсию предприятий военно-промышленногокомплекса, определение приоритетных направлений.
Совокупностьфинансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основойсовременной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный моментзависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексногоиспользования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовуюполитику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общемможно согласиться с таким определением, хотя финансовая политика не связанаисключительно с бюджетом и налогами.
Целифинансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированныхв актах законодательства, прежде всего, в законах о бюджете и налогах.
Бюджетно-налоговая(фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерствафинансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначействана величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения длядостижения общеэкономических целей увеличения реального ВВП и уровня занятости.При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый ростэкономики. [13]
Однойиз основных функций казначейства является организация исполнения бюджета, т.е.формирование его доходной части и осуществление контроля за использованиемрасходной.
Реализациябюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредствомдискреционной (активной) политики (сознательное манипулированиебюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующейспециальных решений правительства. Оба вида активно взаимодействуют.
Нанастоящем этапе в республике постепенно снижаются налоговые ставки иодновременно увеличиваются государственные расходы, что характеризуется какмягкая фискальная экспансия. Осуществляется также стабилизационная политика,предусматривающая постоянный рост производства при умеренных темпах инфляции.
ДляРеспублики Беларусь жизненно важен устойчивый экономический рост на фонеприемлемого уровня инфляции. Страна переживает трансформационный период принедостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сектора.Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговойполитики таково: а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличиваягосударственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада; б) оносдерживает спрос в периоды подъема, тем самым, сглаживая колебанияэкономического цикла.
Финансовоеоздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитных отношений,представляющих основу финансовой политики государства.
Подденежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий вденежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения длядостижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Национальный банкРеспублики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностьюденежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основныеправила политики. Он действует не ради прибыли, хотя и может получать ее отсвоих операций, а ради реализации тех мер, которые избрало руководство страны врамках государственной политики, в том числе и финансовой.
Главнаяцель денежно-кредитной политики — создание условий для достижения и поддержаниявысокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальнойденежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфляции). Обычно ключевыеее параметры определяются в государственных программах развития на различныепериоды (3, 5 и более лет).
Текущаяденежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели,как то:
- повышение роли банковского кредита встимулировании хозяйствующих субъектов к эффективному использованию заемныхсредств;
- более гибкий подход к предоставлению кредита,формированию банковских резервов;
— развитие финансового рынка;
— сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота вналичный;
- конвертируемость белорусского рубля;
- реорганизация сберегательного и страхового дела.
Инструменты,используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, различаются попринципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и косвенными.К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентнойставки, к косвенным — операции на открытом рынке, изменение нормы обязательныхрезервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).
Втечение длительного времени монетарная политика оставалась самым слабым звеномв финансовой политике правительства республики. До 2000 г. ее воздействие наэкономику страны было очень вялым и малоэффективным. Основная цельденежно-кредитной политики состояла в том, чтобы снизить бурно развертывавшуюсяинфляцию, поскольку это ограничивало возможности экономической активности,росла доля убыточных предприятий, увеличивалось отрицательное сальдо платежногобаланса. Требовалось переосмыслить роль монетарной политики, и в 1999 г. былапринята Концепция валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь,которая носила рестрикционный характер, при которой осуществлялось ограничениекредитов банками и правительством. Такой шаг позволил стабилизировать денежноеобращение, заметно снизить инфляцию. С 2000 г. монетарная политика сноваприобрела стимулирующий характер, не она велась одновременно с решением задачипо снижению темпов инфляции. В результате установился единый курс белорусскогорубля, который стал укрепляться; наметился рост ВВП, но при этом произошлоснижение занятости населения. [3, с. 75]
Программасоциально-экономического развития в части денежно-кредитной политикипредусматривает обеспечение устойчивого курса белорусского рубля и снижениеинфляции, усиление значения финансового рынка и повышение роли банковскогосектора в перераспределении капитала. Для достижения этих целей предполагаетсяиспользовать денежную эмиссию, процентные ставки, резервные требования и другиемеханизмы и инструменты.
Напрактике такие части финансовой политики, как денежно-кредитная ибюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, вкоторой используются формы фискального и монетарного регулирования, называетсястабилизационной.
Следуетотметить, что в большинстве случаев первичными являются мероприятиябюджетно-налоговой политики. Фискальные инструменты находятся внепосредственном ведении Правительства Республики Беларусь, а денежно-кредитнаяполитика формируется Национальным банком страны. Последний подотчетен главегосударства и в какой-то мере независим от правительства. Тактические целиНационального банка направлены не на реальный сектор экономики, а нарегулирование показателей финансового рынка.
Весомымплюсом бюджетно-налоговой политики является срок проявления применяемыхинструментов. Результат изменения налоговой нагрузки может сказаться уже вближайшей перспективе, тогда как денежно-кредитная политика ориентирована напродолжительные периоды времени. Быстродействие способно стать решающимфактором в выборе варианта политики.
Кпреимуществам денежно-кредитной политики относятся ее гибкость и политическаяприемлемость. За последние 15 лет меры денежно-кредитной политики успешноиспользовались как для снижения темпов инфляции, так и для преодоленияэкономического спада. Сегодня денежно-кредитная политика воспринимается какосновной инструмент стабилизации экономики.
Такимобразом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественноиными подходами к функционированию национальной экономики с учетом перехода крыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда, налоговой икредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.
Такимобразом, государство играет решающую роль в проведении финансовой политики. Ононе только регулирует финансовые потоки государства, но и вырабатывает стратегиюэкономического развития страны на будущее. И если данная политика и ееперспективы не эффективны, то государство не сможет нормально развиваться несмотряни на что.

2 Финансовая политика на разных этапахобщества
 
Впоследние десятилетия в Беларуси, как и во всех бывших социалистическихреспубликах наблюдалось замедление экономического роста, обусловленноенеэффективностью административно-командной системы управления национальнымхозяйством, а также исчерпанностью возможностей для экстенсивного развития.
Послеобретения Беларусью самостоятельности и с наступлением общего кризисаправительством было принято решение активизировать производственные мощности сцелью выхода на прежние объемы производства. Однако при решении этой проблемывозник ряд трудностей: были разрушены прежние экономические связи; резкоснизился платежеспособный спрос покупателей; в условиях гиперинфляциигосударственные предприятия утратили оборотные средства; нарушилось денежноеобращение, усилился бартерный обмен; возросла конкуренция со стороныиностранных фирм; проявился недостаток знаний функционирования рынка. В общем ицелом, Беларусь оказалась перед проблемой экономической анархии. В стране небыло развита финансовая политика, бюджетно-налоговая и денежно-кредитнаяполитика практически отсутствовали. Иностранные инвестиции вообщевоспринимались, как нечто новое. [3, с. 116 ]
Вэтих условиях правительство приняло меры по кредитованию реального сектораэкономики, восстановлению управляемости государственными предприятиями,укреплению налоговой дисциплины. Подавление гиперинфляции и стабилизациявалютного курса способствовали укреплению финансового состояния предприятий,повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-денежного оборотапосреднических структур привело к перераспределению национального дохода впользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечениехозяйственной деятельности, предприятий позволило сохранить позиции белорусскихпроизводителей на внешнем рынке, прежде всего в России. Открывшийся доступ квнешним источникам финансирования активизировал деятельность иностранныхинвесторов. Активизация производственных мощностей заметно сказалась наснижении средних издержек; установился низкий уровень безработицы; сталирешаться проблемы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке; ростденежных доходов населения увеличил потребительский спрос; своевременнаявыплата пенсий и заработной платы укрепила доверие населения к государству.Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказала также стабильностьурожаев в сельском хозяйстве. Таким образом, к концу 1990-х гг. кризис былпрактически преодолен.
Начинаяс 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост. Однако вместе стем все более истощаются резервы экстенсивного роста за счет загрузки свободныхпроизводственных мощностей. Белорусская экономика испытывает проблемы ссамофинансированием, что обусловлено занижением стоимости основных фондов (сцелью повышения конкурентоспособности) и вследствие этого сокращениемамортизационного фонда, а также использованием его не по назначению.
Важнымявляется и обеспечение эффективности капиталовложений. На динамику роставалового внутреннего продукта активно влияет потребление домашних хозяйств ивнешний спрос; менее заметно влияние инвестиционного спроса. Одновременнозначительная часть совокупного спроса покрывается за счет импорта товаров иуслуг. В связи с этим становится актуальным проведение политикиимпортозамещения. Важной является также проблема существенного повышениякачества отечественной продукции в связи с усилением конкуренции на внутреннеми внешнем рынках, а также формирования современной наукоемкой структурынациональной экономики.
Конечно,преодоление кризиса было бы невозможно, без двух ключевых для экономикинаправлений – это бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Именно онипомогли обуздать инфляции, множественность валютных курсов, сконцентрироватьогромные денежные фонды в бюджете государства для финансирования различногорода программ, улучшить инвестиционный климат.
В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система проходитэтап становления, так как идет переходит от социалистической системы крыночной. В период нахождения нашей страны в рамках Советского Союзаосуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны государства,но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным возникновениекризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетно-налоговойполитики просто исключалось. [3, с. 119]
С 1992 г. система налогообложения в нашей стране находится всостоянии постоянного реформирования. Это выражается в апробации видов налогов,их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местныхналогов, уточнения их функциональной роли и т.д. Конечно, был использован опытприменения форм и методов налогового регулирования и проанализированы моделиналоговых систем развитых рыночных экономик, но Беларусь не пошла по путипростого их копирования. Поэтому процесс реформирования налоговой системы исистемы государственных расходов занимает столь длительный процесс, отражаяпроисходящие в нашей стране события.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджетномустройстве» республика перешла на самостоятельное построение бюджетов различныхуровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного(административные группы, в том числе города и районы в городах).
Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах»применяется способ долевого участия в использовании налоговых поступлений. Онзакрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагаетсубсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежнейпрактики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местныхбюджетов.
Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы наоборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственноговнутреннего долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидациипоследствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др., то все поступления отобщегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затемпо ряду налоговых отчислений осуществляется и долевое использование. Срединалогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений в республиканские иместные бюджеты, — налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природнымиресурсами, госпошлина и сборы.
Вместе с тем есть и отрицательные стороны существующегоцентрализованного порядка распределения налоговых поступлений. Так, местныеорганы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, посколькуони недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетовпредопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя досреднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает попричине огромных встречных финансовых потоков из региона в Центр, а затем изреспубликанского бюджета — в местные.
К моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доляконсолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 % (табл. 4.1). Затем в течениедвух лет этот показатель возрастал, что было связано с необходимостьюцентрализации в бюджете финансовых ресурсов для осуществлениясоциально-экономической политики в условиях самостоятельности.
 

Таблица 1 — Доходы консолидированного бюджетаРеспублики Беларусь, % к ВВПДоходы бюджета 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2005 Без учета целевых бюджетных фондов 32,4 37,0 36,8 30,0 27,9 31,3 30,5 30,4 28,4 27,9 35,4 С учетом целевых бюджетных фондов 36,2 36,5 34,9 34,0 46,3
Примечание ―Источник: [3, с. 119, таблица 4.1].
За 1995—2005 гг. значительно увеличился охват бюджета засчет поэтапного включения в него внебюджетных средств государства (табл. 4.2).В 2004 г. в бюджет включен Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Министерстватруда и социальной защиты, в 2005 г. — инновационные фонды, в 2006 г., спринятием Закона о бюджете, — фонд развития строительной науки.
Таблица 2 — Консолидация государственных финансов в бюджете Республики Беларусь, % к ВВПДоходы бюджета 2003 2004 2005 2006 1 2 3 4 5 Без учета ФСЗН и инновационных фондов 33,4 33,7 33,7 33,0 С учетом ФСЗН - 11,0 10,9 11,1 С учетом инновационных фондов 1,7 2,0 Охрана окружающей среды 0,7 1,4 0,6 1,2
Социальная
политика в том числе ФСЗН
14,5
11,0
29,8
22,6
14,4
11,1
30,3
23,3 Жилищные и коммунальные услуги 2,4 4,9 2,2 4,6 Здравоохранение 4,6 9,5 4,6 9,6 Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 1,1 2,2 1,1 2,3 Образование 6,1 12,6 6,4 13,5 Всего 48,7 100 47,6 100
Примечание― Источник: [3, с. 119, таблица 4,2]
Показателями стабильностибюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировойпрактике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета — не более 3 %ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 %ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объемадоходов бюджета.
Показатели финансовой безопасностинаходятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критическихзначений. В табл. 4.5 показана динамика изменения бюджетного дефицита с 1998 г.
Таблица 3 — Динамика дефицитаконсолидированного бюджета РеспубликиГод Показатель
  Дефицит (-), профицит (+), абсолютное значение, млрд р. % к доходам бюджета % к расходам бюджета % к ВВП 1 2 3 4 5 1998 -9995 4,2 4,0 -1,4 1999 -87 936 8,3 7,7 -2,9
  2000 55,4 1,7 1.7 -0,6
  2001 -276,4 4,8 4.6 -1,6
  2002 -45,5 0,52 0,51 -0,17
  2003 -584,4 4,8 4,6 -1,6
  2004 + 20,5 0,09 0,09 + 0,04
  2005 -118,7 0,6 0,6 -0,2
  /> /> /> /> /> /> /> />
Примечание ―Источник: [3, с. 122, таблица 4,5]
Отличительной особенностьюбюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет являетсясохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП.С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредитыНационального банка, что оказало положительное воздействие на уровень инфляциив республике.
Наряду с бюджетно-налоговой активнопроводилась и кредитно-денежная политика. Самостоятельнуюденежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с моментаобретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковскойдеятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь»,которые определили экономические и правовые основы деятельности Национальногобанка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. Внастоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения вобласти денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс РеспубликиБеларусь, вступивший в действие с 2001 г. Ежегодно разрабатываются иутверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которыхопределяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования. [3, с. 150]
В реализацииденежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временныхэтапов. Политика, проводимая в 1992-1994 гг., имела серьезные просчеты, которыеобъяснялись прежде всего нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период приростсовокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банковнаправлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы;осуществлены либерализация цен, валютного регулирования и политики установленияобменных курсов. Данные факторы и ряд других обусловили высокую инфляцию.Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.
Чтобы снизитьинфляцию, Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткуюденежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторовинфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении,стабилизации белорусского рубля. С этой целью устанавливались предельныеразмеры кредитной эмиссии Национального банка, осуществлялся постепенныйпереход от централизованного распределения кредитов к рефинансированиюкоммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы,сокращались льготные кредиты промышленности и аграрному сектору. Была повышенаучетная ставка, осуществлен переход на регулирование процентных ставоккоммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г.и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставкипо кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбереженийв национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курсабелорусского рубля. В результате уровень инфляции понизился. В 1995 г. индекс потребительскихцен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика«дорогих денег» имела и негативные последствия, что проявилось в продолжающемсяспаде производства, снижении эффективности экономики, и прежде всего экспортныхотраслей.
С конца 1996 г.Национальный банк перешел на довольно мягкую денежно-кредитную политику,направленную на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. былудешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссияНационального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса внациональной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практическитрехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжиласьмасштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая восновном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В1998 г. их объем в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курснациональной валюты, и в 1998 г. был введен режим множественностиобменного курса белорусского рубля. Несмотря на некоторые попытки стабилизацииденежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г.,денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссиипревысил установленные параметры в 2,5 раза). Увеличение денежной массы привелок росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. —281,75, а в 1999 г. достиг — 351,2 %.
Вместес тем произошли положительные сдвиги в структуре денежной массы: увеличиласьдоля срочных депозитов. В 1999 г. была ликвидирована множественность валютныхкурсов. Кроме того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловойактивности субъектов хозяйствования и тем самым способствовала экономическомуросту. С 1996 г. в республике наблюдаются положительные темпы роста реальногоВВП.
Начинаяс 2000 г. и по настоящее время Национальный банк проводит умеренно жесткуюденежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенныхположительных результатов. В эти годы ее приоритетными задачами были: 1)снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежнойединицы; 2) развитие и укрепление банковской системы; 3) обеспечениеэффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системыстраны.[3, с. 152]
Ужев 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежноймассы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимойпроцентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки,что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привелок уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало более устойчивойнациональную валюту. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в2000 г. упал до 207,5 %.
В2001—2004 гг. Национальный банк, сохраняя преемственность целейденежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижатьустанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политикабыла по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентныхставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставкарефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.),что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г. индекспотребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8, 2003 г. — 125,4, в2004 г. — 118,1 %.
Начинаяс 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательныхрезервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнениебанками резервных требований путем поддержания средней величины фондаобязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Другими словами,нормы обязательных резервов устанавливаются вне зависимости от сроков, накоторые привлечены депозиты. Их размер корректируется в соответствии с задачамирегулирования денежного предложения и ликвидности банков. Наблюдается тенденцияк снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. онисоставляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 %,юридических лиц — 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте — 12 %,то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны: 6, 10 и 10 %.
Длярегулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции наоткрытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственнымикраткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились какпрямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.
Начинаяс 2004 г. контрольным показателем денежно-кредитной политики стал официальныйобменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что былообусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумястранами. За исследуемый период значительно выросли золотовалютные резервы страны,а значит, и расширились возможности Национального банка в регулированиивалютного курса путем валютных интервенций.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. быланаправлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов встране. Ее контрольным показателем по-прежнему остался официальный обменныйкурс белорусского рубля по отношению к российскому, который, согласно Основнымнаправлениям денежно-кредитной политики, мог снизиться за год не более чем на2,4 %. Прирост рублевой денежной массы не должен был превысить 17—21 %. Вкачестве индикативных показателей выступали обменный курс белорусского рубля кдоллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы (денежного агрегатаМ1), прирост рублевой денежной базы, величина международных резервных активов. [3, с. 155]
Таким образом, Беларусь, начиная с постсоветского времени началаактивно развивать собственную финансовую политику. Уже с самого начала былоясно, что без этого государство не сможет существовать. В период с 1991-2005гг. в несколько этапов путем жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговойполитике было достигнуто относительное макроэкономическое положение. Этовыражалось и в невысоких уровнях инфляции, и в невысоких процентных ставках, ив стабильном обменном курсе и др. Следует отметить, что решающую роль встабилизации ситуации все же сыграла бюджетно-налоговая политика, так какгосударство нуждалось в огромных ресурсах, в стабильной ситуации во всехсферах, а денежно-кредитная политика стала скорее важным дополнением кбюджетно-налоговой.
3 Финансовая политика Республики Беларусь насовременном этапе развития и пути ее совершенствования
 
3.1 Финансовая политика Республики Беларусь насовременном этапе
Однимиз условий полноценного развития страны (как на макро-, так и на микроуровне)является верный выбор финансовой политики. Основу финансовой политики ифинансового механизма составляет стратегическая концепция, правильность которойпроверяется практикой. Непопулярную финансовую политику, дающую отрицательныерезультаты при ее реализации, заменяют новой. Особенности белорусской моделиэкономики требуют постоянной корректировки финансовой политики.
Финансоваяполитика Республики Беларусь регламентируется следующими документами:
- Программой социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на 2001-2010 гг.;
- Прогнозом социально-экономического развитияРеспублики Беларусь на соответствующий год;
- Законом Республики Беларусь о бюджете насоответствующий год;
- Концепцией развития банковской системы Республики
- Беларусь на 2001-2010 гг.;
- Национальной программой привлечения инвестиций вэкономику Республики Беларусь на период до 2010 г.;
-  Инвестиционнымкодексом Республики Беларусь и др.
Вотличие от денежно-кредитной политики, ведущейся на основе долгосрочнойпрограммы развития банковского сектора и денежно-кредитной сферы, бюджетноепланирование в республике, как правило, охватывает лишь очередной финансовыйгод. Но необходимо предусматривать преобразования в бюджетном секторе насреднесрочную перспективу. В начале 2003 г. началась работа над основныминаправлениями бюджетно-налоговой политики. 2004 г. отметился целенаправленнымдвижением к формированию эффективной бюджетной системы, которое должно завершитьсявведением в действие Бюджетного кодекса Республики Беларусь.
Основныеположения документов, определяющих финансовую политику, следующие:
-  обеспечениеустойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повыситьреальные доходы населения;
-  созданиеналоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовойстабилизации;
-  снижениеналоговой нагрузки;
-  повышениеэффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета поотношению к ВВП;
-  поэтапнаяконсолидация государственных ресурсов в бюджете;
-  концентрациябюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ имероприятий;
-  оптимизацияи совершенствование управления государственным долгом.
Фискальноерегулирование в республике проводится практически ежегодно. Это связано снеустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постояннойкорректировке. [4, с. 71]
Значительныеотчисления в республиканский и местные фонды весьма негативно влияют нафинансово-хозяйственную деятельность белорусских предприятий. Они снижаютконкурентоспособность отечественной продукции и ставят иод угрозу дальнейшийэкономический рост. Чтобы уменьшить местные и республиканские сборы, необходимосократить расходы бюджетных фондов.
Важнымдискреционным шагом стало включение в 2004 г. в республиканский бюджет Фондасоциальной защиты населения. Это дало заметный рост как доходов, так и расходовбюджета. На долю фонда в доходах консолидированного бюджета приходится 28,3%, ав расходах — 27,5%.
В2004 г. в бюджетно-налоговой сфере была сделана еще одна значительная подвижка:благодаря внесенным изменениям методология составления бюджета приблизилась кмеждународным стандартам. Так, начиная с 2004 г., средства от реализациигосударственной собственности относятся не к капитальным доходам, а кисточникам финансирования дефицита бюджета. Прекращая финансирование дефицитаза счет кредитов Национального банка, государство получает возможность нетолько снизить темпы роста совокупной рублевой денежной массы (это должноположительно воздействовать на уровень инфляции в стране), но и существенноизменить финансирование программы жилищного строительства. Вместо целевыхкредитов Национального банка правительству в источниках финансированияжилищного строительства начинают доминировать кредитные ресурсы банков ибюджетные ассигнования в основном средства местных жилищных фондов исубсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым населению настроительство жилья. В то же время льготные кредиты перестают способствоватьувеличению прибыльности банковского сектора.
Признакомстабильности бюджетно-налоговой системы в мировой практике служат следующиепороговые значения:
-  дефицитбюджета — не более 3% ВВП;
— уровеньгосударственного долга для переходных экономик — не более 55% ВВП;
— уровеньплатежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета — не более30%.
ВРеспублике Беларусь показатели финансовой безопасности находятся в допустимыхграницах и далеки от критических значений. [4, с. 72]
Фундаментомуспешной бюджетно-налоговой политики должно быть не просто формальноеизбавление от бюджетного дефицита, но и устранение порождающих его проблем.Этого можно достичь, сформировав благоприятную инвестиционную и конкурентнуюсреду, устранив препятствия, тормозящие экономическую активность хозяйствующихсубъектов.
Врамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизацииинвестиционных процессов. Этого можно достичь только при условии существенногоулучшения инвестиционного климата во всех его составляющих, что являетсязадачей действенной инвестиционной политики.
Инвестиционный климат — это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, правовых,политических и организационных предпосылок, предопределяющих целесообразностьинвестирования в ту или иную хозяйственную систему, Как правило, оценкуинвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.
Инвестиционныйклимат нашей страны неустойчив, он постоянно меняется то в лучшую, то в худшуюсторону. Сегодня позиции Республики Беларусь в зарубежных рейтингах незавидны.Кризис инвестиционной сферы проявляется в недостаточных объемахкапиталовложений во все отрасли экономики и отсутствии интереса к развертываниюдеятельности на территории Беларуси со стороны отечественных и иностранныхинвесторов. Это является главной причиной дефицита внутренних и внешнихинвестиций, бегства частного капитала за границу (в более привлекательныерегионы) и, как следствие, — невыполнения государственных инвестиционных программ.
С2000 г. в Беларуси проводится достаточно жесткая денежно-кредитная политика.Это позволило снизить темпы инфляции и создало условия для оздоровленияфинансовой сферы. Положительный уровень реальных процентных ставок иотносительная стабильность рыночного курса белорусского рубля обеспечилисбалансированность спроса и предложения на денежном рынке.
Усложнениефинансовых проблем, неудовлетворительное финансовое состояние рядаотечественных субъектов хозяйствования, в свою очередь, блокируют рост инвестицийи обновление основных средств. Не удалось в полной мере обеспечитьинтенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.
Спринятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса Республики Беларусь значительноулучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с темсохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов,непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.
В2006-2010 гг. источником устойчивого экономического роста может стать толькофорсированное расширение инвестиций в основной капитал при возрастающемвнутреннем спросе на них. Важнейшей проблемой белорусской экономики являетсяинвестиционное обновление основного капитала. Особенно остро она стоит вэкспортоориентированных отраслях промышленности, где износ активной частиосновных фондов достиг 75-85% при критическом уровне 60%. В последнее времяведущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции,конкурентоспособной на внешних рынках. Сокращаются экспортные поставки тракторов,холодильников, морозильников, химических нитей. Дополнительные сложностивозникли в 2007 г. в связи с повышением Российской Федерацией цен на нефть игаз, поставляемые в Беларусь.
ДляРеспублики Беларусь денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование играетособую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля,кредитования носят первостепенный характер.
Беларусьсравнительно недавно стала независимым государством и еще не успела выработатьтрадиции ведения национальной экономики в качестве самостоятельной единицы. Длянее важно использовать опыт, накопленный развитыми странами, у которыхфинансовая система носит устойчивый и стабильный характер.
Вусловиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободногодвижения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любогогосударства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннеесостояние экономики, ее национальные особенности. Она должна ориентироваться ина соответствующие требования и стандарты международного финансового права имеждународных финансовых институтов.
Такимобразом финансовую политику Беларуси на современном этапе можноохарактеризовать, как стабильную. Это выражается в достижениимакроэкономического равновесия, которого власти добивались с распада СССР.Путем различного рода мер государство добилось улучшения финансовой обстановки,и в сегодняшних условиях финансовая политика лишь нуждается в некоторыхкорректировках и улучшениях, которое правительство планирует реализовывать впоследующие годы.3.2Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
Для обеспечения устойчивого роста экономики предусматриваетсядальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовойполитики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднегопредпринимательства.
В соответствии с основными направлениями социально-экономическогоразвития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая политика вближайшие 5 лет должна быть направлена прежде всего на стимулированиеэкономического роста предстоящем пятилетии будет направлена на созданиемакроэкономических условий для стимулирования экономического роста, сниженияналоговой нагрузки, что очень сильно повлияет на развитие бизнеса в стране. [13]
Налоговая политика в 2006 — 2010 годах будет отличаться реформаминалогообложения, что подразумевает прежде всего упрощение налогообложение, чтоявляется не просто удобно для расчетов налогов, но и станет одним из ключевыхфакторов в улучшении бизнес-климата.
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощениеналоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования налоговой системы будут реализованыследующие мероприятия:
- снижение нагрузки на фонд заработной платы;
- оптимизация ставок и совершенствования механизмауплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства трудаи социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
- повышение стимулирующей роли таможенной политики;
- улучшение налоговой структуры за счет повышениядоли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделейпостроения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот,расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
- выравнивание условий налогообложения для всехкатегорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
- совершенствование системы налоговогоадминистрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержекисполнения налогового законодательства как для государства, так и для плательщиков;
- оптимизация соотношения республиканских и местныхналогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельностиместных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов иэкологических платежей.
При известной социальной нагрузке на бюджет ключевыми параметрамина период 2006-2010 гг станут:
- создание условий для полного и устойчивоговыполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджетана решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;
- обеспечение эффективной работы системы управлениягосударственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формированиеновых систем финансовой поддержки регионов;
- принятие мер по совершенствованию процедургосударственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.
Стратегические цели денежно-кредитной политики в 2006 — 2010 годах- обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы,содействие экономическому росту, что в свою очередь при правильном подходеприведет к повышению благосостояния народа.
Уделено также внимание вопросам инфляции. В условиях высокогоэкономического роста неизбежен рост инфляции. Поэтому с данной проблемойЦентральный Банк намерен бороться всеми имеющимися методами не в ущерб деловойактивности. [13]
Основные задачи развития банковской системы страны:
- повышение устойчивости банков, увеличение ихкапитала и ресурсной базы;
- оптимизация структуры активов и пассивов банковдля увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики инаселения;
- расширение состава и улучшение качествабанковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.
Темпы наращивания денежного предложения в национальной валютебудут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевымпараметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не долженпревысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.
Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем ибанковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всегоРоссийской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и другихинтеграционных образований.
Важнейшими направлениями ценовой политики определены формированиемеханизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условийдля повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслейэкономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достиженияэтих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики,базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.
Основные задачи в области ценообразования:
- сокращение ценовых диспропорций;
- совершенствование механизмов ценовогорегулирования, направленных на создание барьеров для неоправданного ростаиздержек и установления завышенных цен, в том числе и для субъектовестественных монополий;
- регулирование внутреннего уровня цен с учетом ценв сопредельных странах для защиты экономических интересов Республики Беларусь.
Антимонопольная политика будет направлена на создание условий дляравной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:
- предупреждения, ограничения и пресечениямонополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственныхорганов управления;
- пресечения недобросовестной конкуренции;
- обеспечения правовой защищенности добросовестнойконкуренции;
- содействия развитию конкуренции на товарныхрынках страны;
- контроля за экономической концентрацией;
- совершенствования регулирования деятельностиестественных монополий;
- приведения антимонопольного регулирования сучетом открытости национальной экономики в соответствие с международныминормами. [13]
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитиесистемы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов намодернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности наоснове внедрения и распространения новых технологий.
Для этого предусматриваются:
- активизация рынка корпоративных бумаг;
- расширение спектра инструментов фондового рынка;
- совершенствование финансовых услуг, оказываемыхнебанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые,лизинговые, трастовые, страховые компании);
- развитие специализированных небанковскихкредитно-финансовых институтов, способствующих накоплению и перераспределениюкапиталов (институт кредитной кооперации);
- активизация развития системы финансовых рынков иинститутов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовыхорганизаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала,лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);
- формирование эффективной системы финансовогопосредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтамфинансового посредничества.
- Для дальнейшего развития страховой деятельностинеобходимо:
- развивать добровольные виды страхования, включаявиды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
- совершенствовать порядок формирования страховыхрезервов;
- ввести обязательные виды страхования в сферах,связанных с наибольшими рисками, в том числе обязательное страхование жилыхпомещений при ипотечном жилищном кредитном страховании;
- повысить капиталоемкость страховых организаций;
- сформировать национальную систему экспортныхкредитов.
Государственная политика поддержки малого и среднегопредпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых иэкономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитиюданного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структурыпредпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства вмалых городских поселениях и сельской местности.
Для этого предусматриваются:
- комплексное совершенствование нормативнойправовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
- обеспечение координации деятельностигосударственных органов и общественных организаций по оказанию поддержки маломуи среднему предпринимательству;
- создание благоприятных условий для доступасубъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включаядальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедурыполучения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов,а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническимразработкам, новым и высоким технологиям;
- дальнейшее расширение и совершенствование системыподготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;
- активизация производственной, инновационной,инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортногопотенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровняконкурентоспособности производимой ими продукции;
- организация взаимодействия малых производственныхпредприятий с крупными путем развития кооперативных связей.
Прогнозируется, что к 2010 году доля валового внутреннегопродукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, вобщем объеме ВВП достигнет 20-22 процентов. [13]
Таким образом, финансовая политика Республики Беларусь насовременном этапе развивается, принимаются некоторые программы, которое должныв перспективе улучшить макроэкономическую обстановку. Это должно достигатьулучшением банковской сферы, появлением и развитием небанковских финансовыхучреждений, что повлечет за собой приток иностранных инвестиций. Все это станетвозможным благодаря стабильности макроэкономической обстановки, т.е. снижениеинфляции и ставки процента, стабильность валютных курсов и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводяитоги можно сделать несколько важных заключений:
1. Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизациюфинансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование дляосуществления государством его функций. Главным субъектом финансовой политикиявляется государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовойполитики… Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу ипредусматривающий решение крупномасштабных задач, Финансовая тактика направленана решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременногоизменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовыхресурсов. Всего существует три типа финансовой политики: классическая, регулирующая, планово-директивная. Рольгосударства в современной финансовой политике является безоговорочной, так какдаже путем небольшого изменения в бюджетно-налоговой политике можно внестикардинальные изменения в развитие экономики в целом. К тому же государствоконцентрирует очень большие объемы денежных средств, которые расходуются в дальнейшемна различного рода программы.
2. Исследовав развитие финансовойполитики Республики Беларусь с 1991 г. по сегодняшний день можно отметитьследующее. Беларуси после распада СССР пришлось строить новую финансовуюполитику, которая подвластна рыночным механизмам. В условиях разрыва связей сбывшими станами СССР это было очень трудно сделать. Результатом стала высокаяинфляция, анархия на валютном рынке и т.д. В последующем ситуацию удалосьстабилизировать. К 1998 г. Республика стала развиваться и показыватьэкономический рост. Затем был спад в связи с кризисом в России. И с 2002-2003гг. начался новый виток роста, который продолжался вплоть до 2009 г. В целом,Республика довольно быстро смогла выработать эффективную финансовую политику, ив этих условиях страна последние годы показывала сильный экономический рост.
3. Современное состояниефинансовой политики Республики Беларусь можно охарактеризовать как стабильное.В Программе до 2010 г. предусмотрены некоторые моменты, которые следуетусовершенствовать. Прежде всего, важным будет упрощение налогообложения. Ведьдля бизнесменов скорее важнее удобство и простота расчетов, чем величинаналогов. Немаловажным является развитие рынка ценных бумаг. Уже принятомножество законов и рынок ценных бумаг растет очень быстрыми темпами. Рынок ЦБявляется очень важной составляющей для развития финансовой системы страны.Через процедуру биржи проще привлекать капитал как государству, так и хозяйствующимсубъектам, причем не только ОАО, но и предприятиям с другой формой собственностипосредством эмиссии облигаций. Немаловажным является и развитие малогопредпринимательства. Это усилит конкуренцию, уменьшит безработицу, повыситкачество продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. АгаповаТ.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика / Агапова Т.А. Серегина С.Ф. – Москва:Издательство Инфра-М,2004г. – 416с.
2. Витун С.Е.Теория финансов: пособие по одноименному курсу для студентов специальностей1-25 01 04 — Финансы и кредит / С. Е. Витун. — Гродно: ГрГУ, 2006. — 99 с.
3. ВоробьевВ.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие – Минск / Воробьев В.А.,Бондарь А.В. – 2006. – 543 с.
4. Воробьев М.К. Теория финансов:учебно-методический комплекс / Воробьев М.К. — Минск: Издательство МИУ, 2008. — 335 с.
5. Гелин, М.В. Планово-рыночный механизм достиженияэкономического роста: автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата экономических наук: 08.00.01 / Гелин Михаил Владимирович. — Санкт-Петербург, 2007. — 18 с.
6. ДоланЭ.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика — С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс” 1994г. – 412с.
7. Дорнбуш,Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ… — М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд.дом «Инфра-М», 1997. — 783 с.
8. Заяц Н.Е. Теория финансов: учебное пособие длястудентов специальности «Финансы и кредит» учреждений, обеспечивающихполучение высшего образования. — Минск: Белорусский государственныйэкономический университет, 2005. — 351 с.
9. Занадворов В.С. Экономическая теориягосударственных финансов: учебное пособие для высших учебных заведений понаправлению подготовки «Экономика» / В. С. Занадворов, М. Г.Колосницына. — Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. — 390, [1] с. – (УчебникиВысшей школы экономики).
10.  Макконнелл К.Р., Брю С.Л.Экономикс: принципы, проблемы и политика / Макконнелл К.Р., Брю С.Л.- М:Инфра-М, 1999г. – 974с.
11.  Мэнкью Н.Грегори.Принципы макроэкономики: перевод с английского — Санкт-Петербург [и др.]:Питер: Питер принт, 2004. — 573 с.
12.  Мушовец А.А. Теорияфинансов: Курс лекций / А.А.Мушовец. — Мн.: Веды, 2003. — 355 с.
13. Основные положения программысоциально-экономического положения Республики Беларусь на 2006-2010 гг – [Электронный ресурс] – 2009. – Режимдоступа: www.government.by/public/shared/rus/prog20062010.zip. – Датадоступа: 17.08.2009
14.  СабантиБ.М. Теория финансов: Учеб. пособие. / Сабанти Б.М. — М.: Менеджер, 2000. — 191, [1] с.
15.  ТарасевичЛ.С. Макроэкономика: учебник: для высших учебных заведений по экономическимспециальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. — Москва: Высшееобразование, 2006. — 654 с.
16.  ТетеринаЛ.М. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс для студентовспециальности «Финансы и кредит» / Под редакцией Л. М. Тетериной, Т.И.Бохан. — Минск: Издательство МИУ, 2008. — 219 с.
17.  ТрегуловаН.Г. Теоретико-методологические основы формирования финансов социальной сферы врыночно-трансформируемой экономике: автореферат диссертации на соискание ученойстепени кандидата экономических наук: 08.00.01; 08.00.10 / Трегулова НатальяГеннадьевна. — Ростов-на-Дону, 2004.
18. Финансовая политика – [Электронный ресурс] – 2009. – Режимдоступа: www.nuru.ru/fin/018.htm – Дата доступа: 17.08.2009
19.  БродскаяТ.Г. Экономическая теория: Учеб. для вузов по экон. специальностям инаправлениям / Т.Г. Бродская, О.В.Бургонов, В.И.Видяпин и др… — М.: Инфра-М,2003. — 713 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Производство по делам об административных правонарушениях 3
Реферат Микроэлементы
Реферат Ім’я, по батькові
Реферат Edgar Allan Poe Essay Research Paper Poe
Реферат Уховертки (Отряд Уховертки - Dermapetra)
Реферат История отношений Базарова с Одинцовой по роману Тургенева Отцы и дети
Реферат Немецкий язык 11 класс
Реферат Виды и причины безработицы
Реферат Анализ эффективности управления оплатой труда
Реферат The Chrysalids Essay Research Paper John Wyrndham
Реферат Составление сметной стоимости на строительство 5-этажного панельного жилого дома на 15 квартир
Реферат Система работы преподавателя-организатора курса ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении
Реферат Управляющие структуры языка "Си". Программирование с использованием указателей
Реферат Конкурентоспроможність продукції підприємства на зовнішньому та внутрішньому ринку
Реферат Роль Пласта на Україні В ХХ столітті