Реферат по предмету "Финансовые науки"


Федеральный бюджет: перспективы развития

Феде6ральноеагентство по образованию Кемеровский институт (филиал)
Государственногообразовательного учреждения высшего
профессиональногообразования
«Российскийгосударственный торгово-экономический университет»
Кафедрафинансов и кредитаКУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Финансы»
на тему: «Федеральныйбюджет: перспективы развития»
 
Кемерово 2010г.
Содержание
Введение
Глава I. Бюджетная система и федеральный бюджет РФ
1.1 Понятия бюджетнойсистемы и её звенья
1.2 Федеральныйбюджет, его место в финансовой системе
Глава II Характеристика динамики и структуры доходов и расходов федеральногобюджета РФ в период 2007-2009 годов
2.1 Основные параметры федеральногобюджета РФ
2.2 Характеристика и анализ динамикидоходов федерального бюджета РФ
2.3 Характеристика и анализ динамикирасходов федерального бюджета РФ
Глава III. Перспективы развития федерального бюджета РФ3.1 Изменения в 2010 году: лидеры роста ипадения
3.2 Федеральный бюджет: выполнениесоциальных обязательств, поддержка экономики
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В формировании и развитииэкономической структуры любого современного общества ведущую роль играетгосударственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властьюполитики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государствуосуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансоваясистема, главное звено которой – бюджетная система, представленнаясовокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетныхфондов. Центральное место в бюджетной системе любого государства занимаетфедеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущийфинансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговыхпоступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическоеразвитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Федеральный бюджет, будучиэкономической категорией, выражает экономические отношения в обществе –отношения между социальными слоями и группами и государством. В этой связиважно, чтобы налоговые и неналоговые поступления, зачисляемые в федеральныйбюджет, были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих субъектови наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом денежных ресурсов,необходимых ему для решения экономических, политических и социальных задач.Поэтому в целях преодоления негативных последствий воздействия налогов и другихплатежей на развитие экономики страны нужно, чтобы анализ структуры и динамикидоходов федерального бюджета предшествовал принятию взвешенных решений вуказанной сфере.
Сейчас, в рамках сложившейся вРоссии экономической ситуации, очень трудно составить сбалансированный бюджет,связано это в основном с нестабильностью налоговых поступлений и недавнопрошедшим кризисом.
Предметом исследования даннойкурсовой работы являются перспективы развития федерального бюджета, а объектомвыступает федеральный бюджет.
Цель данной курсовой работы –произвести анализ динамики и структуры доходов и расходов Федерального бюджетаРФ в период 2007-2009 гг. и рассмотреть перспективы дальнейшего развития. Дляее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
· рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ ипринципы ее построения;
· выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетнойсистемы РФ и исследовать его состав, структуру и динамику в 2007-2009 гг.;
· дать характеристику доходной и расходной частей федеральногобюджета 2007-2009 гг. с последующими анализом и выводами.
федеральный бюджет доход расход

ГЛАВА I Бюджетная система и федеральный бюджет РФ
 
1.1   Понятие бюджетной системы и её звенья
 
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет — это подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной и муниципальной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
·  федеральный бюджет РФ;
·  бюджеты национально-государственных и административно- территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
·  местные бюджеты.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы, при этом значение государственного регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.
Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через налоговую систему и систему финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономикой: как на макроэкономическом уровне — в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами; так и на микроэкономическом — перераспределение финансовых ресурсов между формами собственности, отдельными группами и слоями населения и т.п.
Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Средства бюджета направляются на:
·  осуществление инвестиционной политики,
·  субсидирование предприятий,
·  финансирование конверсии оборонных отраслей.
Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.
Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например — ликвидировать нерентабельные предприятия или перепрофилировать их. Важная роль государственного бюджета не ограничивается только лишь финансированием сферы материального производства, бюджетные ресурсы также направляются и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.).
Финансирование предприятий и учреждений социально- культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, которые обуславливаются реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан государства в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту и др. В сегодняшних условиях рыночных отношений государственный бюджет сохраняет свою важную роль, изменяются только лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств и в связи с этим немного другого принципа регулирования самой экономикой и социальными сферами. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, а их функции существенно расширились. Следует отметить, что в условиях рыночной экономики меняются направления вложений бюджетных средств и методы бюджетного воздействия. И, конечно, очень важно выделить ту роль, которую играет федеральный бюджет Российской Федерации.
 
1.2 Федеральный бюджет, его место в финансовой системе
Федеральный бюджетРоссийской Федерации является основным финансовым планом государства,утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой иодобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона.
Через федеральный бюджетмобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего ихперераспределения и использования для целей государственного регулированияэкономического развития страны и реализации социальной политики на территориивсей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета покрываются такиезатраты, как:
· содержаниеорганов государственного управления,
· обеспечениепотребностей обороны страны,
· финансовая помощьсубъектам федерации,
· обслуживаниегосударственного долга,
· пополнениегосударственных запасов, резервов и другое.
Составление и исполнениебюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевыенаправления государственной деятельности, вытекающие из основных функцийгосударства. Это четко можно увидеть на перечне расходов федерального бюджета(См.: таблица 1). В зависимости от влияния на процесс расширенноговоспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущихпотребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Таблица 1- Доходы федеральногобюджета РФ на 2007-2009 гг. (в рублях)Наименование показателей 2007 год 2008 год 2009 год /> /> 1 2 3 4 /> Доходы 7 210 717 155 000,00 8 663 354 688 962,31 6 445 910 114 942,67 /> Налоги на прибыль 635 607 721 000,00 707 991 560 223,05 167 664 132 646,94 /> Налоги и взносы на социальные нужды 389 087 914 000,00 448 846 074 399,95 452 291 521 236,06 /> Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 489 323 722 000,00 1 101 221 841 925,44 1 160 821 764 812,16 /> Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 874 330 630 000,00 1 061 095 140 595,45 792 734 981 010,91 /> Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 114 683 779 000,00 1 563 015 464 345,36 899 245 106 850,97 /> Гос. пошлина, сборы 2 666 016 100,00 30 195 567 514,99 29 141 297 687,83 /> Задолженность и перерасчёты по отменным налогам, сборам и иным обязательным платежам 2 291 928 000,00 817 107 115,62 783 078 463,05 /> Доходы от внешнеэкономической деятельности 2 364 266 329 000,00 3 340 482 336 219,38 2 309 813 739 070,39 /> Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной или гос. собственности 88 220 179 000,00 112 526 974 784,42 391 347 196 748,11 /> Платежи при пользовании природными ресурсами 46 551 405 000,00 109 818 322 610,21 57 195 922 516,62 /> Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 125 407 074 000,00 107 278 109 338,69 91 187 191 902,38 /> Доходы от продажи мат. и немат. активов 6 976 103 000,00 22 087 784 618,79 6 539 453 146,50 /> Административные платежи и сборы 41 226 200 000,00 4 185 669 408,53 4 869 028 485,37 /> Штрафы, санкции, возмещение ущерба 3 896 794 000,00 6 989 040 413,21 7 349 728 794,12 /> Прочие неналоговые доходы 2 187 216 000,00 40 305 443 037,34 23 191 504 327,65 /> Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет 1 777 348 486,30 5 473 022 389,64 46 139 798 775,61 /> Безвозмездные поступления 232 724 257 000,00 1 025 230 022,24 4 288 625 252,00 /> Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 482 000 000,00 775 316 900,89 1 306 043 216,00 />

ГлаваII Характеристика динамики и структурыдоходов и расходов федерального бюджета РФ в период 2007-2009 годов
2.1Основные параметры федерального бюджета
Федеральный бюджет, являясь первымуровнем бюджетной системы Российской Федерации, представляет собой основнойфинансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в видеФедерального закона. Именно он – главное средство перераспределениянационального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всегогосударства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территорииФедерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благовсех российских граждан.
Общими параметрами бюджета называютсуммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такиепоказатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые взначительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов (См.: рисунок 1).
/>
Рисунок 1- Основные параметрыбюджетов на 2009 и 2010 годы.

За последние годынаибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортомполезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины нанефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 %сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходовсоставила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массепоступлений).
В расходах запоследние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи сурезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов иперераспределением этих средств через федеральный центр и в связи сперечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а такжетраты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняетсяувеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количествогосслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижалисьрасходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентныерасходы (то есть обслуживание внешнего долга).
Федеральный бюджетна 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходами 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходыконсолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионногои др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
Согласнофедеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджетутвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
19 декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5— 8,0 %.
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральномбюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходыбюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы— до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).
В 2007 году былвпервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджетена 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основныехарактеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, взаконе указывались следующие прогнозируемые характеристики федеральногобюджета:
· 2008
o Доходы — 6644,4млрд руб.
o Расходы — 6570,3млрд руб.
· 2009
o Доходы — 7465,4млрд руб.
o Расходы — 7451,2млрд руб.
· 2010
o Доходы — 8090,0млрд руб.
o Расходы — 8090,0млрд руб.
3 марта 2008 годабыл принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон«О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010годов»», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
· 2008
o Доходы — 8056,9млрд руб. (▲ 21,2%)
o Расходы — 6901,6млрд руб. (▲ 5%)
· 2009
o Доходы — 8706,1млрд руб. (▲ 16,6%)
o Расходы — 8282,8млрд руб. (▲ 11,2%)
· 2010
o Доходы — 9408,2млрд руб. (▲ 16,3%)
o Расходы — 9034,6млрд руб. (▲ 11,7%)
24 ноября 2008года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год ина плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на2009 год:
· 2009
o Доходы — 6 713821 033,0 тыс. рублей.
o Расходы — 9 845217 590,3 тыс. рублей.
02 декабря 2009года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год ина плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов наследующие три года:
· 2010
o Доходы — 6 950010 032,5 тыс. рублей.
o Расходы — 9 886920 940,1 тыс. рублей.
· 2011
o Доходы — 7 455722 139,7 тыс. рублей.
o Расходы — 9 389835 706,5 тыс. рублей.
· 2012
o Доходы — 8 069646 923,2 тыс. рублей.
o Расходы — 9 681000 321,0 тыс. рублей.

2.2 Характеристика ианализ динамики доходов федерального бюджета РФ
Под доходами бюджета понимаютсяденежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии сзаконодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, еесубъектов и органов местного самоуправления (См.: таблица 1).
Согласно классификации доходовбюджетов Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых и неналоговыхдоходов и безвозмездных перечислений.
Налоговые доходы, формирующиеосновную часть доходов Федерального бюджета РФ – 94,5% (2009 г.), включают:
1. Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций;налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов погосударственным и муниципальным ценным бумагам). Процент исполнения составил в 2007 г. 93%
2.  Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальныйналог). Если в период 2003-2004 гг. доля ЕСН составляла 16-17% от всехналоговых поступлений Федерального бюджета РФ, то в 2007 г. тенденция изменилась, и его удельный вес уменьшился до 8%.
3. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РоссийскойФедерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги),реализуемые на территории РФ; акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный весв структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступленийприходится на НДС –93%.Однако характеристика динамики доходов Федеральногобюджета РФ 2007-2009 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждымпоследующим годом уменьшается.
4. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налогна добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ;акцизы). В 2009 г. их процент исполнения составил 91%.
5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природнымиресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычуполезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции;водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов).Процент исполнения этой группы доходов в 2009 г. составил 93%
6. Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговыхдоходов Федерального бюджета РФ незначителен
7. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенныепошлины; таможенные сборы; доходы от реализации на экспорт высокообогащенногоурана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана и др.). Вдинамике доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается устойчиваятенденция увеличения доли данной группы доходов.
Неналоговые доходы, составляющиенезначительную долю доходов Федерального бюджета РФ – 5,5% (2009 г.), включают:
1. Доходы от использования имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности. Эта группа доходов имеетнаибольший вес в структуре неналоговых поступлений. В динамическом рядедоходной части Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается отчетливаятенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых поступлений.
2. Платежи при пользовании природными ресурсами (плата занегативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами;плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственнымсоглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставокплаты за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земельлесного фонда в земли иных категорий). В 2007 г. поступления по этим платежам составили 57 195 922 516,62. руб.от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше,чем в последующие годы.
3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затратгосударства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборыи т.д.). В 2005 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3% или 125млрд. руб.
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов.Удельный вес данных доходов в составе неналоговых поступлений Федеральногобюджета РФ незначителен – 0,2% в 2007 г., 1,1% — в 2008 г. и 0,5% — в 2009 г.
5. Административные платежи и сборы. Доля данного виданеналоговых поступлений по отношению к ВВП за период 2007-2009 гг. находиласьна постоянном уровне — 0,01%. Тем не менее, их вес в структуре неналоговых доходовза тот же период колебался с 1,4% в 2007 г. до 0,7% в 2008 г. и с 0,7% в 2008 г. до 1% в 2009 г.
6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как иадминистративные платежи и сборы, доходы от продажи материальных инематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов Федеральногобюджета РФ — 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый период.
7. Прочие неналоговые доходы. Их доля в общем объеме неналоговыхпоступлений в 2009 г. составила 2,4% (или 23 млрд. руб. в абсолютном значении).
Таким образом, приведеннаяхарактеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются:
· единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета),
·  налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%),
· таможенные пошлины (13,9-26,1%),
· налог на добычу полезных ископаемых (7,5-14%),
· налог на прибыль организаций (5,8-7,6%)
· акцизы (2,5-9,6%).
2.3 Характеристика ианализ динамики расходов федерального бюджета РФ
Расходы бюджета, согласноБюджетному кодексу РФ, — это денежные средства, направляемые на финансовоеобеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В 2005 г. в функциональную классификацию были внесены существенные изменения, и теперь онапредусматривает 11 разделов (против 30 разделов ранее действовавшей функциональнойклассификации). Существенной особенностью ее структуры является наличиераздела, объединяющего в себе реализацию функций общегосударственногохарактера.
Разделы этой классификациипредусматривают направление финансовых ресурсов на выполнение следующихосновных функций государства (См.: таблица 2 и таблица 3):
1. Общегосударственные вопросы (функционирование главыгосударства – Президента РФ; функционирование законодательных(представительных) органов государственной власти и местного самоуправления;функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной властисубъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельностифинансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживаниегосударственного и муниципального долга;; фундаментальные исследования;прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;международные отношения и международное сотрудничество и др.). Их доля в общемобъеме расходов Федерального бюджета РФ в период 2008-2009 гг. имеет тенденциюк увеличению. Это свидетельствует об увеличении затрат на финансированиегосударственного аппарата.
2. Национальная оборона (вооруженные силы РФ; мобилизационная ивневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участиев обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сферевоенно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в областинациональной обороны и др.). Удельный вес этой группы расходов в общей массерасходов федерального бюджета с каждым годом увеличивается, однако по отношениюк ВВП ее доля – 12-14%. Так, в 2008 году затраты на национальную оборонусоставили 14% от всего объема расходов (или 1040,9 млрд. руб. в абсолютномзначении).
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность(органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции;органы исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы;обеспечение противопожарной безопасности и др.). В динамическом ряде расходнойчасти Федерального бюджета РФ 2008-2009 гг. прослеживается тенденция кувеличению доли этих затрат в общем объеме расходов – в 2008 г. она составляла 835,6 млрд. руб.), в 2009 г. –1006,3 млрд. руб.), а в 2010 г. ожидается –1062,4млрд. руб.).
4. Национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливо иэнергетика; исследование и использование космического пространства;воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство;водные ресурсы; лесное хозяйство; транспорт; связь и информатика; прикладныенаучные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в областинациональной экономики). В 2009г. по сравнению с 2008 г. удельный вес этой группы в составе всех расходов Федерального бюджета РФ увеличился на 5%.
5. Жилищно-коммунальное хозяйство (жилищное хозяйство,коммунальное хозяйство; прикладные научные исследования в областижилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунальногохозяйства). Расходы на ЖКХ в общем объеме расходов Федерального бюджета РФнезначительны – в 2008 г. они составили 2%, а в 2009 г. –1%.
6. Охрана окружающей среды (охрана растительных и животных видови среды; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;другие вопросы в области охраны окружающей среды). Удельный вес этой группырасходов в общей массе расходов федерального бюджета РФ также небольшой иостается примерно на одном уровне.
7. Образование (дошкольное образование; общее образование;начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование;переподготовка и повышение квалификации; высшее профессиональное образование;молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования вобласти образования; другие вопросы в области образования). В 2008 г. удельный вес по данному виду расходов в общем объеме расходов Федерального бюджета РФсоставил 5% или 355 млрд. руб.
8. Культура, кинематография и средства массовой информации(культура; кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать ииздательства; прикладные научные исследования в области культуры,кинематографии и средства массовой информации; другие вопросы в областикультуры, кинематографии и средств массовой информации). В процентах к ВВП доляэтих затрат в период 2008-2009 гг. не изменялась и находилась на уровне отметкив 1%.
9. Здравоохранение и спорт (здравоохранение; спорт и физическаякультура; прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта;другие вопросы в области здравоохранения и спорта). В динамике расходовФедерального бюджета РФ 2008-2009 гг. изменений не наблюдается, доля даннойгруппы затрат – 4%.
10. Социальная политика (пенсионное обеспечение; социальноеобслуживание населения; социальное обеспечение населения; борьба с беспризорностью,опека, попечительство; прикладные исследования в области социальной политики;другие вопросы в области социальной политики). Как видно из Приложения 3,расходы на ее проведение с 2008 по 2009 г. сократились на 1%.
11. Межбюджетные трансферты (финансовая помощь бюджетам другихуровней; фонды компенсаций; фонд регионального развития; трансфертывнебюджетным фондам). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структурерасходов Федерального бюджета РФ — 2674,6 млрд. руб. (2008 г.). В частности, предоставление бюджетных средств осуществляется в основном в форме трансфертоввнебюджетным фондам – 1580 млрд. руб. (2008 г.). Динамика 2008-2009 гг. показала, что с каждым последующим годом доля расходов на межбюджетные трансферты всоставе всех расходов увеличивается.
Таблица 2- Расходы федеральногобюджета РФ на 2008-2010 гг. (в рублях)Структура расходов 2008 2009 2010 2010 в сравнении с 2009 2010 в сравнении с 2008
млрд.руб.
доля
Прирост,
млрд.руб
Прирост,
%
Прирост,
с учётом
инфляции
Прирост,
%
Прирост,
с учётом
инфляции Всего
7570,9
100%
9931,4
100%
9886,9
100% 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Общегосударственные вопросы
839,4
11%
959,3
10%
1186,7
12% +227,4 +24% +12% +41% +14,7% Национальная оборона
1040,9
14%
1211,9
12%
1253,2
13% +41,3 +3% -6% +20% -2,3% Продолжение таблицы 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Нац.безопасность и правоохр. деятельность
835,6
11%
1006,3
10%
1062,4
11% +56,1 +6% -4% +27% +3,2% Национальная экономика
1025
14%
1845,7
19%
1347,1
14% -498,6 -27% -34% +31% +6,7% ЖКХ
129,5
2%
142,9
1%
137,7
1% -5,2 -4% -12% +6% -13,7% Охрана окружающей среды
10,2
0,1%
13,3
0,1%
12,2
0,1% -1,1 -8% -17% +20% -2,9% Образование
355
5%
413,1
4%
398,7
4% -14,4 -3% -12% +12% -8,8%
Культура,
кинематограф,
СМИ
88,9
1%
114,7
1%
108,2
1% -6,5 -6% -14% +22% -1,2%
Здравоохранение, физ.
культура и спорт
278,2
4%
348,2
4%
332,6
5% -15,6 -4% -13% +20% -3% Социальная политика
293,6
4%
331,3
3%
328,7
3% -2,6 -1% -10% +12% -9,1% Межбюджетные трансферты, в т. ч:
2674,6
32%
3544,6
36%
3719,3
38% +174 +5% -5% +39% +12,9%
Трансферты бюджету
пенсионного фондаРФ
1580
21%
1946,1
20%
2530
26% +584 +30% +18% Источник: Минфин РФ
Трансферты бюджету
фонда соц.страхования РФ
98,7
1%
61,6
1% -37,2 -38% -43%
Трансферты бюджету
Фед.фонда обязательного мед. страхования РФ
25,5
0,1%
4,7
0,05% -20,8 -81% -83%

Таблица 3- Расходыфедерального бюджета РФ на 2007г. (в рублях)Наименование Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом " О федеральном бюджете на 2007 год" * Исполнено Процент исполнения 1 2 3 4 Расходы бюджета – всего 6 532 285 724 300,00 5 064 807 055 054,01 77,53 Общегосударственные вопросы 1 109 441 444 300,00 644 975 308 451,84 58,13 Национальная оборона 840 622 736 200,00 650 219 468 730,32 77,34
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность 676 400 338 000,00 550 475 418 280,02 81,38 Национальная экономика 741 059 371 900,00 542 593 609 443,21 73,21 Охрана окружающей среды 8 250 664 900,00 6 541 002 135,46 79,27 Культура, кинематография и средства массовой информации 70 876 072 000,00 56 745 630 420,47 80,06 Здравоохранение и спорт 277 005 721 600,00 144 480 563 887,14 52,15 Социальная политика 283 948 692 100,00 182 648 582 951,36 64,32 Межбюджетные трансферты 1 940 919 654 800,00 1 779 197 897 997,29 91,66 Результат исполнения бюджета (дефицит "-", профицит "+") 911 637 687 700,00 1 824 884 880 597,53 200,18
Таким образом, приведеннаяхарактеристика динамики и структуры расходов Федерального бюджета РФ 2007-2009гг. показала, что наибольший объем непроцентных расходов за этот периодпришелся на:
· межбюджетные трансферты (35-36%),
· расходы на национальную оборону,
· национальную безопасность и правоохранительную деятельность(10-15%),
·  расходы на общегосударственные вопросы (10-12%)
·  национальную экономику (14-19).
Данные позволяют охватить взглядомвсе расходы федерального бюджета. Также предлагаем сравнение структуры расходовпо статьям (См.: рисунок 2).
/> 
2010 г. — плановый период.
Рисунок 2- Структура бюджетов на2009 и 2010 годы.

Глава III Перспективы развития федеральногобюджета РФ
3.1 Изменения в 2010году: лидеры роста и падения
Если анализировать изменения вбюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом 2009 года (См.: таблицу 2), то вразрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»:общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность(+5,6%) и межбюджетные трансферты, а вернее их самая крупная составляющая —трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные видырасходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов«Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).
 Кроме динамики объемов крупныхстатей расходов, интересно также, какие подстатьи расходов изменилисьзначительнее всего.
Приведем диаграмму лидеровизменений среди подстатей расходов (См.: рисунок 3):
/>
Рисунок 3- Изменение расходовбюджета 2010, по сравнению с бюджетом 2009, млрд.руб.

Межбюджетные трансферты
Интересно, что статья межбюджетныхтрансфертов увеличилась на 174 млрд, однако динамика ее компонентов еще болеедраматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду,которые выросли более чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие —различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального имедицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счетчего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фондРФ (См.: рисунок 4).
/>Рисунок 4-Динамика расходов на межбюджетные трансферты в бюджетах за 2008, 2009 и 2010годы.Национальнаяэкономика
Статья «Национальная экономика»оказалась в самом большом минусе — расходы по ней снизились более чем на 500млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисногостимулирования в 2009 году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 годупревзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении (См.: рисунок 5).

/>
Рисунок 5- Динамика расходов нанациональную экономику за 2008, 2009 и 2010 годы.Общегосударственныерасходы
Статья «Общегосударственныевопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 годурасходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов намеждународные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд), наобслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд), а такжеростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» [13] (+113 млрд) (См.:рисунок 6).
/>
Рисунок 6- Динамика расходов наобщегосударственные вопросы за 2008, 2009 и 2010 годы
Общая картина такова: расходыбюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуребюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов имежбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), атакже умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и+5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 всравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихсярасходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионномуфонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьирасходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.
Стоит отметить, что в номинальномвыражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьямвыросли.
3.2 Федеральный бюджет:выполнение социальных обязательств, поддержка экономики
Исполнениебюджета 2009 финансового года осуществлялось в сложных кризисных условиях. Длясмягчения ситуации основной объем расходов в 2009 г. был сохранен, несмотря на существенное снижение доходов.
Расходыфедерального бюджета на 2009 г. запланированы на уровне 9,93 трлн. руб., вянваре-октябре исполнены на 73,5% от плана. Дефицит федерального бюджета—2009изначально прогнозировался на уровне 8,3% ВВП, однако с учетом высоких цен нанефть и проводимой курсовой политики удалось сократить дефицит бюджета до 6,9%ВВП.
В этомгоду из Резервного фонда в бюджет было направлено 2,8 трлн. руб. Если считатьрасходы из Фонда национального благосостояния в виде субординированных кредитовна поддержку банков, то с учетом квазифискальных расходов дефицит бюджета вэтом году составит 7,4%. Это — неплохой результат для кризисного года, когдадоходы бюджета упали более чем на 25% по сравнению с 2008 г.
Закон офедеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг. подписанПрезидентом Российской Федерации и вступил в силу.
Доходыбюджета планируется получить в следующих размерах: в 2010г. — 6,950трлн. руб.,в 2011 г. — 7,456 трлн. руб. и в 2012 г. — 8,070 трлн. руб. При этомнефтегазовые доходы будут примерно составлять: 3,195трлн. руб., 3,312 трлн.руб. и 3,503 трлн. руб. соответственно.
Расходыфедерального бюджета должны составить: в 2010 г. — 9,887трлн. руб., в 2011 г. — 9,390 трлн. руб. и в 2012 г. — 9,681 трлн. руб.
Дефицитфедерального бюджета ожидается в 2010 г. в размере — 2,937 трлн. руб., или 6,8%ВВП. В 2011 г. он должен сократиться до 1,934 трлн. руб., или 4% ВВП, а в2012г. — до 1,611 трлн. руб., или 3% ВВП.
Напротяжении последних десяти лет федеральный бюджет исполнялся с профицитом,превышение доходов над расходами обеспечивали высокие мировые цены наэнергоносители.
Учитываябольшую непредсказуемость этих доходов, было принято решение о том, чтобы использоватьна расходы бюджета только разумную часть нефтегазовых доходов, сберегаяостальные для того, чтобы при резком падении цен на нефть бюджет смог быпродолжать оплачивать возникшие обязательства. Дополнительные доходы бюджетаконцентрировались в государственных фондах, сначала — в Стабилизационном фонде,затем — в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. Наступившийкризис показал правильность и дальновидность такой бюджетной политики.
Сегодняцена нефти намного ниже и экспорт уже не приносит прежних доходов, хотя попрогнозам нынешняя цена на нефть может подрасти до 100 дол. за баррель и дажевыше. Но маловероятно, что на высоком уровне она останется на длительное время.И для этого имеются веские причины.
Одной изпричин снижения цены на нефть может стать низкий спрос, который в 2010-2011 гг.не выйдет, по прогнозам, на докризисный уровень потребления нефти. Нынешняяцена на нефть в основном определяется большим объемом ликвидности на мировыхрынках, которая появилась в результате реализации правительствами странантикризисных мер. Ликвидность будет снижаться по мере того, как мировые банкибудут повышать ставки кредитования. Так, в частности, ожидается, что черезполгода-год Федеральная резервная система США поднимет ставки. В связи с этимликвидность уменьшится, и цены на нефть уже не будут такими спекулятивными.Контракты на поставку нефти станут служить в большей степени потреблению, а неинвестированию средств.
Другойсерьёзной причиной снижения цены на нефть является ожидаемое сокращениеприроста потребления нефти. В ближайшие десять лет аналитики прогнозируютснижение прироста потребления нефти в мире в целом. Так, если до кризисапотребление нефти прирастало в год на 2%, то в долгосрочной перспективе темпприроста будет не выше 1%. Развитые страны в долгосрочной перспективе будутсокращать прирост потребления нефти и переходить к альтернативным ресурсам.
Ещеодним фактором снижения цен на нефть станут новые технологии, которые увеличатизвлекаемость углеводородов даже из выработанных месторождений, а такжеоблегчат транспортировку нефти и газа из труднодоступных сейчас районов.Поэтому не следует сегодня ждать, что рынок нефти и газа в ближайшие годы будетснова расти быстрыми темпами.
Остаютсяи факторы, которые будут влиять на рост цены на нефть, в частности инфляция икурс доллара. Но, как ожидается, влияние факторов снижения цены будетпревалировать. Поэтому в расчётах доходов бюджета—2010, существенную долюкоторых составляют поступления от экспорта углеводородов, была принята среднегодоваяпрогнозная цена на нефть в 58 дол. за баррель, курс рубля к доллару — 33,9рубля, хотя сейчас и цена на нефть, и курс рубля значительно выше этогопрогноза.
Еслицена на энергоносители окажется существенно выше расчётной и бюджет получитдополнительные доходы, то они будут использованы для снижения бюджетногодефицита, позволят меньше, чем сегодня запланировано, расходовать существующиерезервы. А это очень важно, поскольку на сегодняшний момент в Резервном фондеостаётся 1,8 трлн. руб. Весь этот остаток в следующем году будет полностьюнаправлен на покрытие бюджетного дефицита.
Соследующего года планируется начать использование резервов Фонда национальногоблагосостояния. За 2010 г., по прогнозам, потребуется взять из него 380 млрд.руб. При таких темпах расходования средств этого фонда хватит на 3-4 года, и в2013-2014 гг. страна может остаться без резервов, но с большими объёмамисоциальных обязательств и государственного долга. Между тем главная задачафедерального бюджета — безусловное выполнение взятых государством обязательств.
Вотпочему необходимо, с одной стороны, максимально эффективно и экономнорасходовать имеющиеся ресурсы, а с другой — изыскивать новые источники длябюджетных поступлений. Дополнительные бюджетные доходы могли бы помочь не такбыстро тратить имеющиеся резервы, обеспечить в большей мере финансированиерасходов по индексации денежного довольствия военнослужащих, зарплатбюджетников и стипендиального фонда, расширить возможности решения многих неотложныхзадач социально-экономического развития страны.
Работаяв этом направлении, Минфин России проводит операции обмена государственныхрезервов, продавая золото из Гохрана в международные резервы и одновременнозакупая в Гохран алмазы. Достигнутая договорённость предусматривает покупкуГохраном алмазов на 1,5 млрд. дол. в 2009 г. и на такую же сумму — в 2010 г. За счёт диверсификации государственных резервов Гохран в этом году можетполучить до 44,4 млрд. руб.
Дополнительныебюджетные доходы планируется также получить от приватизации государственногоимущества. В России слишком много предприятий находится в государственнойсобственности, поэтому с 2011 г. активизируется процесс приватизации.Приватизация важных пакетов во многих отраслях будет способствовать развитиюконкуренции, улучшению бизнес-среды, привлечению частных инвестиций, которыеявляются ключевыми в подъёме любой экономики. В посткризисный период странебудут очень нужны инвестиции для роста. Приватизация даст серьёзный толчокновым инвестициям для модернизации в России. Поиски дополнительных бюджетныхдоходов идут и в других направлениях.
Структурарасходов федерального бюджета на следующий год практически не изменилась посравнению с бюджетом – 2009 за исключением трёх направлений: увеличены объёммежбюджетных трансфертов Пенсионному фонду и ассигнования на обслуживаниегосударственного долга, а также сокращены бюджетные расходы по разделу«Национальная экономика».
Принятыйбюджет можно называть социальным. В то время как во многих странах в кризисныхусловиях зарплаты бюджетникам и льготы сокращают, в России, наоборот,увеличивают. Понятно, что это — необходимая мера для предотвращения нарастаниясоциальной напряжённости.
Принятиерешений об изменении пенсионного законодательства, приводящих к существенномуувеличению пенсий в 2010 г., о предоставлении отсрочек по введению новых ставокстраховых платежей, которые должны были бы стать финансовым ресурсом для новойпенсионной системы, — всё это вызвало необходимость в дополнительном финансовомисточнике, которым стал федеральный бюджет. В 2010 г. за счёт федерального бюджета будет осуществлена и валоризация пенсионных прав старшегопоколения. Такие решения не могли не повлиять на структуру расходной частифедерального бюджета.
Дефицитбюджета—2010 составляет почти половину его доходной части. Большой дефицитбюджета сопряжен с большими заимствованиями. Однако, несмотря на то, что темпыувеличения нашего государственного долга значительные, они все-таки находятсяна безопасном уровне, с точки зрения мировых стандартов, согласно которымразмер государственного долга до 60% ВВП считается безопасным. В России принятболее жёсткий критерий — не более 30-40% ВВП. Но и по этим меркам нам ещёдалеко до угрожающего положения.
Напокрытие дефицита в 2010 г. будут направляться средства внутренних и внешнихзаймов, а также средства Фонда национального благосостояния. Не исключается ивозможность бездефицитного бюджета — 2012 г., если, конечно, цена на нефть существенно превысит 60 дол. за баррель. Однако в настоящее время Минфин непланирует повышать прогноз цены нефти на 2010 г. и пересматривать прогноз валютного курса, а бюджет 2012 г. сформирован с дефицитом в размере 3% ВВП присокращении государственных расходов.
В 2009 г. государственный долг составил 10% ВВП, в 2010 г. — 12,7% ВВП, в 2011 г. — 14,6% ВВП и в 2012 г. — 15,4% ВВП. Хотя это не представляет серьёзной опасности, тем неменее, эти цифры достаточно велики. Поэтому позиция Минфина — обеспечиватьдолгосрочную сбалансированность бюджета, не наращивать до бесконечностибюджетные расходы, а всемерно повышать эффективность использования бюджетныхресурсов, тщательно определять цели, на достижение которых они будутизрасходованы. Эта позиция остаётся неизменной.
Бюджет—2010в значительном объеме продолжит поддержку экономики, а направляться на целипокрытия дефицита бюджета в первую очередь будет Резервный фонд. Так, в 2009 г. из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита израсходовано 2,8 трлн. руб., в 2010 г. на эти цели будет использовано около 1,8 трлн. руб.
Государствосохранит в следующем году значительный объем антикризисных мер. Антикризисныйфонд Правительства РФ в 2010 г. будет увеличен на 150 млрд. руб. за счетперераспределения средств из 250 млрд. руб., ранее предусмотренных на 2010 г. для капитализации банков через механизм ОФЗ.
Основнаязадача бюджетной политики на ближайшие годы — не увеличивать расходы.Контролируя расходы бюджета, можно создать условия для кредитования банкамиреального сектора экономики. Условия кредитования в России должны быть не хуже,чем на иностранных рынках. Кризис подарил России такую возможность в видеснижения инфляции. Если удастся обеспечить возможность для кредитования понизким ставкам, то экономика получит триллионы «длинных» денег. До кризисаПравительству не удалось качественно управлять денежно-кредитной политикой,несмотря на то, что прирост ликвидности в экономике составлял около 50% в год.В результате возникли две проблемы — инфляция и укрепление рубля. Для развитияряда отраслей промышленности были нужны «длинные» кредиты и низкие ставки. Припослекризисном восстановлении необходимо избежать возвращения к проблемеизбыточной ликвидности в экономике.
Курсрубля сегодня отвечает текущей конъюнктуре рынка. Он растет вслед за ценами нанефть и благодаря притоку капитала. Российские власти не проводят политикуцеленаправленного укрепления рубля. ЦБ почти не участвует в интервенциях,интервенции незначительны. Это означает, что рубль сегодня свободный, т.е.такой, какой и должен быть. Правильнее всего было бы придерживаться свободногокурсообразования, но монетарные власти в России в ближайшее время будут иметьвозможность управлять курсом рубля. ЦБ России в последнее время на фонеукрепления рубля прибегает к валютным интервенциям.
 Последствиякризиса будут сказываться еще в течение 1-2 лет. Попытки поддержать спрос вэкономике государственными методами, при помощи инструментов ЦБ и Правительствасдерживали проявление более глубоких кризисных явлений. Решение проблем,накопленных до кризиса, в разных отраслях происходит по-разному. Так,строительный сектор может не подняться до докризисного уровня, так же как иторговля. Наблюдаются сложности с объемами кредитования. В 2007 г. кредитование росло на 50% в год. Удастся ли вернуться к такому уровню, пока остаётсявопросом. Устранение кризисных последствий идёт медленно.
Основнойзадачей бюджета РФ в настоящее время является финансирование жесткоограниченного числа направлений, необходимых государству, а не поддержка спросав ряде отраслей. Позиция Минфина России заключается в том, что стимулированиеразвития экономики должно происходить за счет создания условий для кредитованияреального сектора по низким ставкам. Российское правительство больше непредполагает усиливать поддержку предприятий гражданского сектора. В 2010 годуусилия будут сконцентрированы на поддержке оборонного сектора.
Несмотряна изменение тренда в экономике с падения на рост, сохраняются проблемыбалансов банков, проблемы в отраслях, а также проблемы с занятостью населения.Эти проблемы ни в мире, ни в России еще не разрешены. Поэтому Россия активноучаствует в проведении международной антикризисной политики.
Что насожидает в ближайшие год-два? Последние месяцы российская экономикадемонстрирует рост. Несмотря на то, что показатели промышленности снижались,общий объём ВВП рос. Это говорит о том, что падение российской экономикизакончилось. Скорее всего, нашей экономике удастся избежать нового спада. Вотличие от других стран мы входили в кризис с высокой инфляцией. И по мере еёснижения будем снижать ставку, по которой даются кредиты банкам, что должноудешевить и кредиты для населения. Но всё равно ставка рефинансированияостанется выше, чем в других странах.
Ешё неясно, какие предприятия в различных странах найдут свою нишу и отработаюткредит, а какие — нет. Пока взятые этими предприятиями кредиты ещё считаются непроблемными. Но уже есть мнение, что объём невозвращённых кредитов в миревырастет с одного триллиона долларов примерно до трёх. И их тоже придётсясписать. А когда начнутся такие списания, встанет вопрос: хватит ли у банковкапитала, чтобы самим не оказаться в предбанкротном положении? Учитываявозможность такого развития событий, в федеральном бюджете дополнительнозарезервированы необходимые суммы. Поэтому можно считать стабильностьбанковской системы в России обеспеченной.
Падениедобычи нефти в России в ближайшие десятилетия маловероятно, если начнётсяразработка новых месторождений в Восточной Сибири, на шельфе, на Каспии. Болееактуальной становится проблема переработки нашей нефти в готовые продукты и длявнутреннего потребления, и на экспорт. На сегодняшний день предусмотреносерьёзное стимулирование нефтепереработки. Увеличение объёмов переработки будетпроисходить ежегодно. Это — один из приоритетов Правительства.
Чтокасается ситуации с безработицей, то те, кто занят в добывающей промышленности,может быть спокоен за своё рабочее место. Во всех остальных отраслях один-двагода ещё будет корректировка в сторону уменьшения занятости. Но какой-тосверхбезработицы у нас не будет. Дело в том, что Россия отличается от всехстран по своему демографическому составу. Случайное совпадение: мы вошли вкризис в момент, когда численность активно работающего населения у нас началауменьшаться. Поэтому те, кто высвобождается, будут находить новые рабочиеместа. И буквально через 1-1,5 года у нас снова не будет хватать рабочих рук:инженеров, технологов, руководителей цехов — тех, кто связан с промышленностью.Правительство постарается стимулировать развитие вузов, которые готовят такихспециалистов. В случае необходимости будет увеличиваться количество бюджетныхмест, хотя их и сейчас немало, но на нужные промышленности специальности меньшеидут учиться.
Никто немог предположить, что кризис будет настолько глубоким. К сожалению,отечественная экономическая наука оказалась неготовой ни оценить эту глубину,ни заметить наступление кризисной ситуации, угрозы, связанной с негативнымирисками. Надо всегда исходить из того, что экономика развивается циклически:после взлёта или роста всегда будут падение и депрессия.
Нынешнийэкономический кризис ещё далёк от завершения, фундаментальные показателиостаются слабыми, продолжается, хотя и низкий, рост безработицы, международнаяторговля падает, плохие долги ещё остаются и в следующем году не исключеныбанкротства. Но, несмотря на имеющиеся недостатки, наша экономика остаётсяодной из ведущих в мире. И от нас самих зависит, как её поднять.

Заключение
В данной курсовой работе былидостигнуты цели по рассмотрению теоретических основ бюджетной системы РФ ипринципов ее построения; исследованию состава, структуры, динамики доходов ирасходов Федерального бюджета РФ в период 2007-2009 гг.; выявлены причиныизменений в части его доходов; рассмотрены перспективы развития федеральногобюджета.
На основании проделанной работыможно сделать следующие выводы.
Федеральный бюджет, являясь первымуровнем бюджетной системы РФ, наряду с обеспечением государства денежнымиресурсами, необходимыми ему для осуществления своих функций, оказывает влияниена формирование децентрализованных фондов денежных средств – финансовыхресурсов организаций и домашних хозяйств, а значит, и насоциально-экономическое развитие страны в целом.
Анализ доходов федерального бюджета2007-2009 гг. показывает, что часть валового внутреннего продукта,перераспределяемого через бюджетную систему РФ, с каждым годом уменьшается. Этосвязано как со снижением налоговой нагрузки (отменён ЕСН), так и с кризисом.
В 2007-2009 гг. успешнуюэкономическую политику обеспечивают высокие цены на энергоносители, которыеявляются главным источником превышения доходов над расходами федеральногобюджета, формирования Стабилизационного фонда и, как следствие, уменьшениявнешнего долга страны.
Такимобразом, в ближайшие годы нужно добиться низкой инфляции и низких ставоккредитов. Без решения этих задач у нас не сможет начаться модернизацияэкономики.

Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г. (сучетом последующих изменений и дополнений);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от05.08.2000 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);
3. Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2003 год» №176-ФЗ от 24.12.2002 г.;
4. Федеральный закон «О Федеральном бюджете РФ на 2004 год»№186-ФЗ от 23.12.2003 г.;
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете РФ на 2005 год» №173-ФЗ от 23.12.2004 г.;
6. Бюджетная классификация Российской Федерации (с учетомизменений от 22.12.2005 № 176-ФЗ;
7. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. В.Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.;
8.  Козырев В.М. Основы современной экономики / В.М.Козырев —
9.  М.: Финансы и статистика, 2000 — 432с. Ильин С. С. Васильева Т. И.
 Экономика. Справочник студента / С.С.Ильин, Т.И.Васильева — М.: АСТ,
 1999 — 544 с. (345 с.)
10.   Глазьев С.Ю. Почему мы самые богатые, а живем так бедно?
 /С.Ю.Глазьев — М.: ТЕРРА, 2003 — 304с. (276 с.)
11.  Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 6-е изд., перераб. и доп. – М.:
 Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 512с.
12. Кудрин А.Л. Бюджет-2010: выполнение социальных обязательств,
 поддержка экономики // Финансы. – 2009. — №12. – С. 3-8.
13.Кудрин А.Л. Бюджет-основа обеспечения долгосрочной финансовой
 устойчивости страны // Финансы. – 2008. — №12. – С. 3-8.
14. [Электронный ресурс] // www.budgetrf.ru;
15.[Электронный ресурс] // www.minfin.ru;
16.[Электронный ресурс] // www.finansy.ru.
17. [Электронный ресурс] // www.wikipedia.org.ru.
18. [Электронный ресурс] // www.gks.ru
19. [Электронный ресурс] // http:// www.iet.ru.
20. [Электронный ресурс] // http:// www.fedkaz.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.