ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике требует от предприятия торговлиповышения эффективности деятельности, конкурентоспособности реализуемых товарови услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса,эффективных форм хозяйствования и управления торговой деятельностью,преодоления безхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы ит.д.
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализухозяйственной деятельности торговых предприятий. С его помощью вырабатываютсяотражения и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы иуправленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляютсярезервы повышения эффективности торговой деятельности, осуществляютсярезультаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.Квалификационный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо знатьне только общие закономерности и тенденции развития экономики в условияхперехода к рыночным отношениям, но и также понимать проявления общих,специфических и частных экономических законов в практике своего предприятия,своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности торговойдеятельности. Он должен владеть современными методами экономическихисследований, методикой системного, комплексного экономического анализа,мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатовхозяйственной деятельности.
В современных экономических условиях деятельность каждогоэкономического субъекта является предметом внимания обширного круга участниковрыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных врезультатах его функционирования. На основе доступной им отчетно-учетнойинформации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которогоможно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта:охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходностьдеятельности, перспективы развития, и затем по его результатам принять основныерешения.
Целью данной работы является изучени/>етеоретических и методологических аспектов анализа хозяйственной деятельноститоргового предприятия.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
1) определение сущности,содержания и задач методологии анализа хозяйственной деятельности торговогопредприятия;
2) изучение ролианализа хозяйственной деятельности в управлении торговым предприятием;
3) проведениеанализа хозяйственной деятельности ООО «Колибри» и оценка его результатов;
4) разработкамероприятий по повышению эффективности показателей хозяйственной деятельностиООО «Колибри».
Объектом исследования является строительно-торговая компания«Колибри». Данное предприятие осуществляет оптовую и розничную продажу иустановку пластиковых окон, стеклопакетов, пластиковых дверей и алюминиевыхконструкций, реализацию и установку витражей и мозаик физическим и юридическимлицам за наличный и безналичный расчет.
Предметомисследования является хозяйственная деятельность ООО «Колибри», оценка егоресурсов и потенциала, а также пути развития данного торгового предприятия.
Методологическуюоснову исследования составляют нормативно-правовые документы по исследуемойпроблеме, бухгалтерская отчетность, труды ученых-экономистов, таких как КолчинаН.В., Савицкая Г.В., Ковалев В.В. и других. В работе использованы общие ичастные методы исследования, в том числе: аналитический, сравнительный, методстатистического анализа, структурно-логический метод и другие.
Дипломнаяработа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы иприложений.
В первойглаве рассмотрены теоретические основы анализа хозяйственной деятельностипредприятия.
Во второйглаве представлены общая характеристика ООО «Колибри», анализ хозяйственной деятельностиданного предприятия.
В третьейглаве даны рекомендации по повышению эффективности хозяйственной деятельностиООО «Колибри».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность,содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности
Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собойсистему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономическихявлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степениих влияния, тенденций и закономерностей, резервов, упущенных выгод, спрактическими обобщениями и выводами [20, с.7].
Первой характерной чертой такого анализа является исследованиеэкономических факторов, явлений, процессов. Анализ деятельности предприятий обеспечиваетвзаимосвязанное изучение хозяйственных явлений и процессов, их становления иразвития, происходящих в них количественных и качественных изменений.
Второй характерной чертой экономического анализа являетсяобъективная и всесторонняя оценка выполнения планов, принятых предприятием и отдельнымиего подразделениями, отраслевыми объединениями. Особенность анализа здесь состоитв комплексном использовании материалов бухгалтерской, статистической и другихвидов отчетности. Только комплексное использование проведенных ивзаимоувязанных данных позволяет всесторонне и вполне объективно оценитьвыполнение плановых заданий. Более того, в процессе анализа выполнения плановможет быть дана и критическая оценка самого плана, его обоснованности.
Третьей характерной чертой экономического анализа является выявлениепричин, положительно и отрицательно повлиявших на выполнение заказов-планов,измерение степени их влияния.
Правильно раскрыть и понять основные причины, или, как в анализепринято называть, факторы, оказавшие влияние на ход выполнения плана, правильноустановить их действие и взаимодействие — значит правильно понять ход всейхозяйственной деятельности анализируемого объекта [9, с. 104]. Но в процессе анализане только вскрывают и характеризуют основные факторы, влияющие на хозяйственнуюдеятельность, но и измеряют степень их воздействия.
Четвертой характерной чертой экономического анализа является выявлениетенденций и закономерностей развития предприятия, резервов, а также упущенныхвозможностей. Однако выявить отклонения от глобальных тенденций нарушенияэкономических закономерностей, диспропорции в работе отдельных предприятийнелегко. Только экономист, хорошо знающий и тонко понимающий общие законыэкономического развития, сумеет правильно и своевременно заметить проявлениеобщих тенденций, определенных закономерностей в деятельности отдельныхпредприятий. Постоянное и пристальное изучение экономики предприятия, ежедневноенаблюдение за ходом выполнения заказа-плана с использованием всех источниковцифровой информации создают необходимые условия для выявления скрытых резервов.Наше хозяйство таит в себе много резервов; раскрытие и использование их безхорошо поставленного экономического анализа невозможны.
Наконец, пятой характерной чертой экономического анализа являетсязавершение исследования экономических явлений, наблюдений за ходом выполненияпланов, обобщениями, практическими выводами и предложениями. Анализхозяйственной деятельности — наука прикладная, тесно связанная с нуждами изапросами хозяйственной практики; она немыслима вне практической деятельностилюдей [18, с. 56]. Все экономические расчеты должны быть обусловлены требованиямипрактики, подчинены целям ускорения развития предприятия.
Задачи экономического анализа определяются в первую очередь содержаниемданной науки. Эти задачи сводятся к следующему:
Первая задача — контроль и всесторонняя оценка выполнения плановыхзаданий по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции (выполненныхработ и оказанных услуг) с точки зрения бесперебойности, ритмичности процессов,всестороннего удовлетворения нужд и запросов людей [22, с. 45].
Продолжая и завершая контрольные функции учета, используя данныебухгалтерии, статистики, материалы других источников, экономический анализ характеризуетвыполнение заказов и планов, как в текущем порядке, так и по завершенииотчетного периода; выявляет отклонения от плановых предположений, их причины иследствия.
В торговле при оценке выполнения плана основное вниманиеобращается на объем оптового и розничного товарооборота, его ассортиментную структуру,рациональное соотношение товарных запасов, поступления и выбытия товаров.
Очень важно, чтобы анализ осуществлялся оперативно, в ходевыполнения плановых заданий. Только в этих условиях можно в текущем порядкевыявить и устранить отрицательные моменты в работе предприятия. Анализ поистечении отчетного периода имеет большое констатационное и перспективноезначение.
Вторая задача — оценка использования отдельными предприятиямии их объединениями своих материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наиболеерациональное и эффективное использование ресурсов — важнейшая экономическаязадача [22, с.47].
На основе экономического анализа дается оценка эффективностииспользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. На промышленныхпредприятиях, например, в этом плане исследуются эффективность использованиясредств и предметов труда, зданий и сооружений, технологического оборудования,инструментов, сырья и материалов; эффективность использования живого труда (почисленности и профессиональному составу работников, по основному, вспомогательному,обслуживающему и управленческому персоналу, по производительности труда и т.д.);эффективность использования финансовых ресурсов (собственных и заемных,основных и оборотных).
В процессе экономического анализа работы предприятий торговлиисследуется также рациональность использования всех видов ресурсов с учетом ихзначения и особенностей. Наибольшую важность приобретает анализ использованияторговыми предприятиями материальных и трудовых ресурсов.
Третья задача — оценка финансовых результатов деятельностипредприятий и организаций. Очень важным при этом является соизмерение доходов ирасходов предприятия [22, с.49].
Рассматривая вопрос о соизмерении затрат и результатов хозяйственнойдеятельности, следует иметь в виду, что на промышленных предприятиях это соизмерениепроисходит в условиях более постоянных производственных величин, чем наторговых предприятиях. Это объясняется, прежде всего тем, что спрос ипредложение, определяющие объем и результаты деятельности торговых предприятий,постоянно меняются. Непосредственное влияние оказывают и цены, так как лишь впроцессе купли-продажи в полной мере выявляется, насколько правильно учтены приустановлении цен требования законов спроса и предложения [23, с.203].
Прибыль торгового предприятия, зависит как от выполненияплана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегосяуровня издержек обращения, от соблюдения режима экономии, рациональногоиспользования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Правильная оценка соблюдения принципов коммерческого расчета ифинансовых результатов требует подразделения факторов, оказавших влияние на исследуемыепоказатели, на факторы, зависимые и независимые от предприятий [26, c.156]. Если произошло, например,изменение цен (что от предприятия, как правило, не зависит), то соответственноизменяются и финансовые результаты. Устранение влияния внешних факторов (путемсоответствующих расчетов) позволяет более правильно проанализировать результатыусилий коллектива того или иного предприятия.
Четвертая задача— выявление неиспользованных резервов.
Экономический анализ (с его подчас довольно сложными и трудоемкимирасчетами) оправдывает себя в конечном счете лишь тогда, когда он приносит обществуреальную пользу. Реальная полезность экономического анализа заключается главнымобразом в изыскании резервов и упущенных возможностей на всех участкахпланирования и руководства предприятием [20, с. 397]. Изыскание внутреннихрезервов приобретает в настоящее время огромное значение.
Выявление резервов в процессе экономического анализапроисходит путем критической оценки принятых планов, сравнительного изучениявыполнения планов различными подразделениями предприятия, однороднымипредприятиями данной системы, родственными предприятиями различных систем путемизучения и использования передового, опыта внутри страны и за рубежом.
1.2 Методологияанализа хозяйственной деятельности
Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами.
Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования, подхода к изучению хозяйственной деятельности предприятий.
Важно различать метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы, используемые при анализе.
Метод анализа имеет следующие характерные для него особенности: комплексность изучения хозяйственной деятельности; рассмотрение хозяйственных процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности, их движении, изменении и развитии; раскрытие факторов и измерение их влияния на хозяйственную деятельность; обобщение результатов анализа; разработка мероприятий по устранению недостатков и дальнейшее улучшение всей работы предприятий и организаций [12, с. 34].
Комплексное изучение хозяйственной деятельности означает, что работа каждого предприятия торговли должна анализироваться не изолированно, а в органической связи с деятельностью других предприятий, с явлениями и процессами, происходящими во всем народном хозяйстве [28, c.73].
Изучать разнообразные стороны хозяйственной деятельности предприятия во взаимосвязи и взаимозависимости — значит рассматривать каждый экономический показатель хозяйственной деятельности в связи с другими показателями и с общими результатами работы.
Особенностью метода экономического анализа является также изучение не только количественных, но и качественных показателей. Это объясняется тем, что количественные показатели не могут дать полного представления о качественных изменениях, которые происходят в процессе хозяйственной деятельности. Например, при анализе абсолютной суммы и уровня затрат следует принимать во внимание и такой количественный показатель, как объем товарооборота, и качественные показатели: структура товарооборота, рост производительности труда и др.
В ходе анализа хозяйственной деятельности предприятий и организаций выявляют и измеряют факторы, нередко действующие в противоположных направлениях. Так, размер прибыли увеличивает, например, рост объема товарооборота, сокращение затрат и др., а уменьшают — снижение уровня торговых надбавок, замедление оборачиваемости оборотных средств и др.
Чтобы полученные результаты были понятнее и давали как можно больше информации, комплексные (сложные) показатели расчленяют на составные элементы, изучают их от общего к частному, применяя дедуктивный прием исследования[24, с. 119]. Изучение отдельных элементов в увязке с общими результатами — это индуктивный прием исследования от частного к общему [24, с.147].
Например, оценивают выполнение плана товарооборота. Сначала применяют дедуктивный прием исследования: определяют выполнение плана по всему торговому предприятию, затем устанавливают отклонения оборотов по товарным отделам (секциям), отдельным товарам, товарным группам и т.д. и изучают факторы, вызвавшие эти отклонения. Затем применяют индуктивный прием исследования: группируют выявленные частные результаты, обобщают наиболее важные причины и факторы, повлиявшие на выполнение плана, и делают выводы.
Дедуктивный и индуктивный приемы — это две стороны исследования, они обеспечивают единство и неразрывную связь анализа и синтеза [24, с.239].
Обобщение результатов анализа представляет собой существенную часть метода. После изучения отдельных сторон и показателей хозяйственной деятельности подводят итоги исследования, данные анализа обобщают так, чтобы можно было получить представление об объеме и качестве работы не только торгового предприятия в целом, но и его частей и подразделений.
Результаты анализа систематизируют по направлениям хозяйственной деятельности, по основным участкам работы торгового предприятия, дают характеристику показателей, указывают основные причины и факторы, повлиявшие на уровень отдельных показателей и общие результаты деятельности предприятия, делают выводы, дают оценку проделанной работе.
Анализ завершается разработкой мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, на мобилизацию и использование резервов, на дальнейшее улучшение всей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Метод экономического анализа предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации [6, с.301]. Условно они объединяются в две группы: экономико-статистические (традиционные) и экономико-математические.
К традиционным способам и приемам экономического анализа относятся: предварительная ориентировка в итогах работы предприятия; сравнение показателей; исчисление средних и относительных величин; способ корректированных показателей (цепных подстановок); графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц; балансовая увязка различных показателей. Методические приемы данной группы просты, доступны для практического применения, многочисленны.
К экономико-математическим методам анализа относятся: корреляция, линейное программирование, моделирование и др. Они сравнительно новы, но им принадлежит большое будущее.
Предварительная ориентировка в итогах работы предприятия проводится путем рассмотрения по данным отчетности основных показателей хозяйственной деятельности: выполнение планов товарооборота, доходов, затрат, наличие собственных оборотных средств. Она дает общее представление об итогах хозяйственной деятельности и позволяет определить направления анализа факторов, обусловивших фактически сложившиеся показатели.
Сравнение показателей — наиболее широко распространенный и один из важнейших приемов экономического анализа — позволяет установить отклонение показателей и изучить причинно-следственные связи [11, c.88]. Чтобы оценить выполнение плановых заданий, необходимо сравнить фактические показатели с плановыми, с отчетными данными за предыдущие периоды. На предприятиях торговли сравниваются данные, характеризующие товарооборот, численность торговых работников, показатели по труду (производительность труда и зарплата на одного работника), фонд оплаты труда, затраты, доходы (рентабельность), финансовое положение и др. В каждом случае сравнение зависит от цели анализа и стоящих перед ним задач.
Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей. Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При этом выявляются обстоятельства, связанные с качеством самого планирования, так, например, значительные плюсовые отклонения от плана могут быть результатом заниженного или недостаточно напряженного плана. Дня обеспечения сопоставимости допускаются и расчетные корректировки плановых показателей.
Исчисление средних и относительных величин, которые широко применяются в экономическом анализе, позволяет объективно оценить хозяйственные процессы. Как правило, при анализе используют абсолютные (стоимостные, натуральные) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана по тому или иному показателю. В этом случае используют средние и относительные величины.
Средними величинами следует пользоваться только при изучении и обобщающей характеристике массовых, качественно однородных совокупностей [18, с. 412]. Вполне обоснованно использование таких показателей, как средняя заработная плата, средний оборот на одного работника, средний запас товаров и т.п. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности средними величинами оперировать нельзя, так как за ними могут скрываться существенные недостатки в работе предприятия. Поэтому наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются.
Относительные величины представляют собой частное от деления одного абсолютного числа на другое. Если разделить данное число на базисное, мы получим простое отношение, называемое часто коэффициентом и показывающее, во сколько раз первое больше второго. Умножив частное на 100, получим процентное отношение. Примером относительных величин являются проценты (исчисляются для характеристики выполнения плана товарооборота, издержек обращения, дохода), удельные веса (для изучения структуры показателей), коэффициенты (исчисляются для характеристики, например, оборачиваемости оборотных средств и т.д.), индексы (применяются для характеристики темпа роста товарооборота, изменения цен, производительности труда и др.).
Способ цепных подстановок используется для того, чтобы выявить, какие факторы влияли на анализируемый показатель, установить, в каком направлении и как действовал каждый фактор [23, с. 131].
Сущность этого приема состоит в том, чтобы из всех действующих факторов выделить основные, имеющие решающее влияние на изменение показателя. Если изменения зависели от двух и более факторов, то устанавливают последовательность их влияния. При этом, определяя действие одного фактора, другие факторы принимают неизменными. Это означает, что в расчетах последовательно заменяют частные плановые показатели отчетными, полученные результаты сравнивают с имеющимися предыдущими данными. Разность показывает размер влияния данного фактора на изменение совокупного показателя.
Группировки аналитических данных широко применяются при анализе данных плановых и отчетных показателей. Только продуманные группировки дают возможность глубоко проанализировать явления, характеризовать их черты, взаимосвязи между отдельными показателями [17, с. 376]. С их помощью можно показать зависимость уровня затрат от объема товарооборота, оборачиваемости и др. Без них нельзя узнать, за счет чего перевыполнен или недовыполнен план, как он выполняется разными типами предприятий.
В процессе аналитической работы часто нужно сгруппировать предприятия розничной торговли по размерам товарооборота, степени выполнения плана, формам обслуживания, размерам торговой площади и др., чтобы определить роль отдельных предприятий в деятельности торга, выявить резервы улучшения работы отстающих предприятий. Составление аналитических таблиц необходимо, чтобы наглядно охарактеризовать хозяйственную деятельность предприятий, полнее раскрыть изучаемые показатели в их взаимосвязи и взаимозависимости, сделать соответствующие выводы. Таблицы бывают простые, групповые и комбинационные.
Балансовая увязка различных показателей нужна для изучения отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятий. С помощью этого приема анализируют соотношение наличия и поступления товарных фондов с их использованием и т.д.
Балансовый прием анализа чаще всего применяется при изучении финансового положения предприятий. С его помощью на основе бухгалтерского баланса сопоставляют данные актива (состав и размещение средств) с данными пассива (источники и целевое назначение средств), устанавливают правильность использования средств, банковских кредитов и т.д.
Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей — прием, который может быть проиллюстрирован, например, тем, что уровень расходов на заработную плату взаимосвязан с показателями производительности труда и средней заработной платы одного работника [13, с. 277]:
y = /> (1.1),
где у — уровень расходов на заработную плату;
сЗ — средняя заработная плата;
П — производительность труда.
Взаимосвязь существует и между уровнем расходов на заработную плату общим размером товарооборота и фондом оплаты труда:
y = /> (1.2),
где ФОТ — фонд оплаты труда;
Т — товарооборот.
Каждый из показателей, приведенных в уравнении, также определяется путем разработки системы взаимосвязанных показателей. Например, соотношения между фондом оплаты труда и средней заработной платой, между общим товарооборотом и оборотом на одного работника определяются численностью работников.
Способ детализации общих показателей используется с целью анализа ритмичности работы предприятий. Колеблемость товарооборота интересна не только с точки зрения его динамики, но также и для характеристики равномерности выполнения плана. Проще всего для этого непосредственно сопоставить проценты выполнения плана отдельными предприятиями по срокам реализации (в течение квартала, декады и т.д.)
Метод корреляционного анализа чаще всего используют, чтобы установить взаимосвязи между экономическими показателями, не находящимися в функциональной зависимости, т.е. когда изменение одного экономического показателя не вызывает определенное и неизбежное изменение другого [6, с.189]. Например, на уровень средней заработной платы торгового работника влияет его квалификация, однако размер оплаты труда торговых работников с одинаковой квалификацией может быть различен, так как на него влияют и такие факторы, как организация торгового процесса, производительность труда и др. Вероятностная зависимость между явлениями, не имеющая функционального характера, называется корреляционной.
В настоящее время в аналитической работе все больше распространяются методы линейного программирования, сетевые графики, теория игр, теория массового обслуживания. С их помощью решают наиболее сложные аналитические задачи, неразрешимые традиционными методами. Например, определяют оптимальные варианты перевозки грузов из большого количества пунктов, размещения торговой сети, прикрепления розничных торговых предприятий к поставщикам и т.д. Применение этих методов стало возможным благодаря использованию электронно-вычислительных машин. В недалекой перспективе займут соответствующее место и методы экономического анализа, основанные на кибернетических подходах и решениях (методы имитации, обучения, распознания образцов), методы математической теории планирования, экстремальных экспериментов, эвристические методы (методы адаптационной оптимизации иадаптационного контроля).
В практике изучения хозяйственнойдеятельности используют различные виды анализа: по времени проведенияотносительно плана — предварительный, текущий (оперативный), последующий илипериодический; по степени охвата — комплексный (полный) и тематический; пошироте сравнения — межхозяйственный и внутрихозяйственный.
Предварительный экономический анализ позволяет оценить ожидаемое выполнение плана за текущий период, когда еще нет полной отчетности, на основе отчетных данных о работе предприятия за истекшие месяцы и предполагаемых данных выполнения плана до конца года.
Текущий (оперативный) анализ хозяйственной деятельности предприятия основан на систематическом наблюдении и изучении хода выполнения плановых заданий на день, неделю, декаду, сезон для оперативного управления хозяйственными процессами. Он проводится повседневно и позволяет быстро выявлять недочеты в работе и принимать меры по их устранению. Чтобы быть наиболее действенным, он должен быть непрерывным по всем основным показателям деятельности предприятия, и в первую очередь по наиболее важным, быстро подвергающимся изменениям. К таким показателям относятся оборот по продаже товаров в целом и по отдельным товарам, товарные запасы и др.
Последующий, или периодический, анализ проводится после изучения всех данных за отчетный период (квартал, год) в целях получения экономической оценки хозяйственной деятельности предприятия в отчетном периоде по всем основным показателям. Этот вид анализа наиболее сложный. Его можно провести только при наличии полной отчетности.
В зависимости от степени охвата хозяйственной деятельности анализ подразделяется на комплексный (полный) и тематический.
Комплексный (полный) анализ охватывает всю деятельность предприятий и организаций. Он проводится после окончания отчетного периода. В ходе его проведения оценивают результаты хозяйственной деятельности, включая выполнение планов, рассматривают экономические условия, в которых протекает хозяйственная деятельность, измеряют влияние отдельных факторов на результативные показатели, намечают конкретные меры, предусматривающие улучшение этих показателей.
Тематический анализ предполагает детальное изучение одного или нескольких показателей хозяйственной деятельности, характеризующих наиболее актуальные ее проблемы, например эффективности использования основных или оборотных средств предприятия или и тех, и других, уровня торгового обслуживания населения.
По широте сравнения анализируемого объекта анализ подразделяется на внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ исследует хозяйственно-финансовую деятельность лишь данного предприятия или его подразделений, а при межхозяйственном анализе сопоставляются показатели работы данного и другого предприятия или группы предприятий.
Одним из видов анализа, получившим широкое распространение в последние годы, является сравнительный анализ. Основная его задача — выявлять резервы успешного выполнения планов, а также повышения качества и эффективности работы предприятий и организаций [10, с.286]. При этом сравнивают показатели предприятий, работающих примерно в аналогичных условиях.
Хозяйственно-финансовая деятельность, происходящие в ней процессы и явления, ее результаты раскрываются через посредство различной информации, которая в совокупности образует информационную базу [15, с. 365]. Аналитическая работа всегда начинается со сбора необходимой информации. Различают плановые, учетно-отчетные и внеучетные ее источники.
Плановые источники содержат информацию о показателях, подлежащих обязательному выполнению.
К учетно-отчетным источникам информации относятся данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, различные оперативные сведения планового отдела, товарных отделов, баз, складов о наличии и движении товаров и т.д. При анализе хозяйственной деятельности (в зависимости от цели) используют годовую, квартальную, месячную и текущую (ежедневную, еженедельную, пятнадцатидневную) отчетность.
Внеучетные данные подразделяются на дополнительные (акты документальных ревизий, материалы проверок и обследований, постановления вышестоящей организации, материалы финансового контроля и другие материалы); информационные (книги отзывов и предложений, решения производственных совещаний, материалы выставок-продаж, сообщения периодической печати и др.).
Особое место занимают сведения, полученные от работников предприятия (руководителей, специалистов, продавцов), которые непосредственно участвуют в выполнении плана и могут обратить внимание на недостатки в работе.
Анализ не будет полным, если не учесть общеэкономические и социально- экономические показатели района деятельности предприятия торговли: материалы о его экономике, сведения о численности населения и его составе, покупательском спросе, профессиональном, половом, возрастном и национальном составе населения и т.д. [7, с. 84]. Все перечисленные материалы не исключают, а дополняют друг друга, позволяют полнее и глубже изучить и проконтролировать работу торговых предприятий.
Организация работы во многом зависит от вида анализа. Когда он охватывает длительный период (квартал, год) и все стороны хозяйственной деятельности предприятия, аналитическая работа строится в такой последовательности:
- первый этап — установление цели анализа и объема работы, составление плана аналитической работы, конкретной программы анализа; подбор документов, проверка достоверности источников информации, приведение данных в сопоставимый вид, группировки данных, составление аналитических таблиц;
- второй этап — изучение показателей, характеризующих деятельность анализируемого предприятия;
- третий этап — обобщение и оформление результатов анализа, составление аналитических записок с конкретными предложениями, принятие решений, организация контроля за выполнением предложений по результатам анализа.
От того, как будут определены цели аналитической работы, зависят ее объемы и характер. Эти цели вытекают из задач, стоящих перед торговым предприятием.
Необходимым условием анализа является составление его программы. В программе предусматриваются: сроки проведения анализа; материалы, по которым проводится анализ, а также список лиц (с указанием должности), у которых можно получить нужную информацию; порядок проведения анализа и обобщения его результатов; исполнители (плановый отдел, бухгалтерия и др.), календарные сроки выполнения работ.
В разделе «Подбор и обработка материалов» указываются материалы, которыми следует пользоваться при анализе, и порядок их проверки. В разделе «Подготовка материалов к анализу» говорится, в чем заключается эта подготовка. Например, указывается, как упростить однородные показатели, пересчитать данные, чтобы привести их в сопоставимый вид.
В разделе «Разработка материалов, изучение и контроль хозяйственной деятельности» указывается, какие аналитические таблицы должны быть составлены, какова методика расчета показателей, их анализ и т.д.
В разделе «Обобщение результатов анализа» говорится, в какой форме, как и кто обобщает результаты анализа, дается примерная схема аналитического заключения, содержание которого должно давать представление об объеме и качестве работы предприятия торговли и путях ее улучшения.
Проверка материалов, используемых при анализе, их изучение и систематизация (составление соответствующих аналитических таблиц, подбор и распределение по отдельным вопросам дополнительно привлеченных материалов и т.д.) — необходимое условие анализа [15, с. 233]. Особенно внимательно нужно проверять внеучетные материалы. Счетная проверка данных позволяет установить их достоверность, выявить и устранить приписки и разного рода ошибки, искажающие показатели выполнения плановых заданий. Сопоставимость данных предполагает сопоставимость территории, периодов времени, единиц измерения, экономического содержания показателей. Если изменились цены на товары и услуги, при сопоставлении показателей за периоды до и после этого изменения, необходимо пересчитывать фактические данные в цены и тарифы базисного периода путем их деления на соответствующий индекс цен.
Аналитической работой в предприятиях торговли и общественного питания занимаются прежде всего работники бухгалтерского учета. Главный бухгалтер отвечает за финансовое состояние предприятия и организации. Вместе со своим заместителем он готовит информационный материал и изучает хозяйственную деятельность по данным бухгалтерского учета и отчетности, контролирует выполнение планов, расходование и использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов так, чтобы предупредить потери, нерациональные расходы, обеспечить сохранность собственности. О результатах анализа докладывает руководителю предприятия. По характеру работы бухгалтеру легче, чем кому бы то ни было, выявлять резервы улучшения показателей хозяйственной деятельности. Обеспечить их мобилизацию — важная задача работников учета.
На ряде крупных предприятий торговли и общественного питания в штате имеются экономисты, которые ведут всю экономическую работу на предприятии, под их руководством и при участии проводится всесторонний экономический анализ.
Оформление результатов анализа — завершающий этап аналитической работы. Результаты анализа деятельности предприятия за год, квартал, месяц оформляют в виде аналитических записок. Формами аналитических записок являются: объяснительная записка к годовому или квартальному отчету об итогах хозяйственной деятельности предприятия и организации; заключения аудиторских организаций о работе предприятий.
В процессе экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности приходится постоянно иметь дело с системой показателей.
Хозяйственно-финансовая деятельность подсобных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий торговли и общественного питания измеряется множеством экономических показателей, которые можно свести в определенную систему. Их можно подразделить на: а) стоимостные и натуральные — в зависимости от положенных в основу измерителей; б)количественные и качественные — в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется; в) объемные и удельные — в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений [20, с.211].
Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений.
Широко применяются стоимостные показатели в торговле. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный товарооборот, издержки обращения, валовой доход. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.
На предприятиях оптовой торговли товары учитывают и анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной номенклатурой). Оптовая и розничная торговля предъявляет свои заказы промышленности преимущественно в натуральных показателях, поскольку они наилучшим образом характеризуют удовлетворение микро- и макроспроса. В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.
Наряду с натуральными показателями в аналитической практике используется и их разновидность — условно-натуральные показатели. В оптовой торговле (на предприятиях длительного хранения картофеля, овощей, фруктов) используется такой условно-натуральный показатель, как тонно-месяц (тонно-день).
Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятий. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый товарооборот по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничного товарооборота в рублях.
Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат [9, .266].
Хозяйственные явления и процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы. Задача экономиста часто сводится к необходимости отделить и измерить влияние тех или других.
Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д. [9, с. 341]. Величины оптового и розничного товарооборота, оборотных средств, издержек обращения, дохода — все это объемные показатели.
Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей.
В торговле удельными показателями можно считать: оборот на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек, валового дохода, прибыли.
Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.
Каждый из рассмотренных выше показателей имеет определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели рассматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают известной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность предприятия в той или иной области и тем более работу предприятия в целом.
1.3 Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении торговым предприятием
важное место среди экономических наук. Его рассматривают, какбыло отмечено ранее, в качестве одной из функций управления производством.Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой,изображенной на рисунке 1.1.
Ресурсы Продукты, услуги и пр.
/>
Рис.1.1 Место экономического анализа в системе управления
Известно, что система управления состоит из следующихвзаимосвязанных функций:
- планирование,
- учет,
- анализ,
- принятие управленческихрешений.
Планирование представляет очень важную функцию в системеуправления деятельностью на предприятии. С его помощью определяются направленияи содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений иотдельных работников. Главной задачей планирования, как было сказано ранее,является обеспечение планомерности развития экономики предприятия идеятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечныхрезультатов деятельности.
Для управления любой деятельностью нужно иметь полную иправдивую информацию о ходе выполнения работ и планов. Поэтому одной из функцийуправления деятельностью предприятия является учет. Он обеспечивает постоянныйсбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления деятельностьюпредприятия и контроля за ходом выполнения планов [10, с. 127].
Однако для управления деятельностью на предприятии нужноиметь представление не только о ходе выполнения плана, результатаххозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящихизменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаютсяс помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация:
- проходитаналитическую обработку: приводится сравнение достигнутых результатовдеятельности с данными за прошлые отрезки времени, с показателями другихпредприятий и среднеотраслевыми;
- определяетсявлияние разных факторов на величину результативных факторов;
- выявляютсянедостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т. д.
На основе результатов анализа разрабатываются иобосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествуетрешениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управлениядеятельностью приватизированного предприятия, обеспечивает его эффективность.Таким образом, экономический анализ – это функция управления, котораяобеспечивает научность практических решений.
Как функция управления экономический анализ тесно связан спланирование и прогнозированием деятельности предприятия, поскольку безглубокого анализа не возможно осуществление этих функций [17, с. 113].
Экономический анализ является не только средством обоснованияпланов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается изаканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Он позволяетповысить уровень планирования, сделать его научно-обоснованным.
Большая роль отводится анализу в деле определения ииспользования резервов повышения эффективности деятельности. Он содействуетэкономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта,научной организации труда, новой техники и технологии на предприятии,предупреждению излишних затрат, разных недостатков в работе и т. п. Врезультате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективностьдеятельности предприятия.
Таким образом, экономический анализ является важным элементомв системе управления предприятием, действенным средством выявления резервов,основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.
Роль анализ как средства управления деятельностью предприятияс каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых,необходимостью неуклонного повышения эффективности деятельности в связи сростом потребности, повышением науко- и капиталоемких производств. Во-вторых,отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходомк рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи сразгосударствлением экономики, приватизации предприятий и прочими мероприятиямирыночной реформы [14, с. 349].
В этих условиях руководитель предприятия не можетрассчитывать только на свою интуицию на примерные «прикидки в уме».Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точныхрасчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны бытьнаучно-обоснованными, мотивированными, оптимальными. Ни одно организационное,технические и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор,пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка ролиэкономического анализа, ошибки в планах и управленческих действиях всовременных условиях приносят чувствительные потери. И, наоборот, тепредприятия, на которых серьезно относятся к экономическому анализу, имеютхорошие результаты, высокую экономическую эффективность.
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯООО «КОЛИБРИ»
2.1 Краткая организационно-экономическаяхарактеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью СТК «Колибри»действует на основании Устава и Учредительного договора, в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, в том числе Гражданским КодексомРоссийской Федерации, Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченнойответственностью».
Оно является юридическим лицом,обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный,валютный и специальный счета в банке, печать со своим наименованием, имеетимущественные и неимущественные права и несет ответственность по своимобязательствам всем принадлежащим ему имуществом, выступает истцом и ответчикомв суде и Арбитражном суде.
Полное наименование общества:Общество с ограниченной ответственностью Строительно-торговая компания «Колибри».
Сокращенное наименование: ООО СТК «Колибри».
Местонахождение Общества всоответствии с учредительными документами: 430099 Российская Федерация,Волгоградская обл., г. Волгоград, Поддубного, д. 9.
Общество с ограниченнойответственностью ООО СТК «Колибри» зарегистрировано в 2003 году.
Основной государственныйрегистрационный номер Общества в Государственном реестре юридических лиц (ОГРН)1071746614185. Идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный ООО СТК «Колибри»,5402301296, код причины постановки на налоговый учет 540201001.
Уставный капитал ООО СТК «Колибри»составляет 50000,00 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Руководство текущей деятельностьюОбщества осуществляет генеральный директор, избранный на Общем собранииучастников, — Кочкин Игорь Владимирович.
По результатам экономическойдеятельности за год Уставом и Учетной политикой Общества предусмотрена выплатадоходов учредителям (при наличии чистой прибыли) пропорционально их вкладу вуставный капитал, а также создание резервного капитала для покрытия возможныхубытков Общества.
Кроме того, чистая прибыль ООО СТК «Колибри»используется для покрытия расходов, связанных с развитием Общества, обновлениемфондов и выплат стимулирующего характера.
Поскольку ООО СТК «Колибри» являетсякоммерческой организацией, очевидно, что целью деятельности Общества являетсяполучение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
- оптовая ирозничная продажа и установка пластиковых окон, стеклопакетов, пластиковыхдверей и алюминиевых конструкций, реализация и установка витражей и мозаикфизическим и юридическим лицам за наличный и безналичный расчет;
- производствополивинилхлоридных (далее по тексту ПВХ) и алюминиевых профилей для оконных идверных блоков, комплектующих для стеклопакетов, окон ПВХ и алюминиевыхконструкций;
- изготовлениеоконных и дверных блоков из собственных комплектующих и покупных материалов,изготовление жалюзи, ворот, шлагбаумов, рольставен;
- изготовлениеалюминиевых конструкций для входных групп, офисных перегородок, фасадов зданий,светопрозрачных куполов, зимних садов, эркеров;
- реализацияторгового и выставочного оборудования.
Помимо реализации продукции через собственные торговые точки ОООСТК «Колибри» имеет дилерскую сеть в Астраханской области и ряде другихсубъектов РФ. При этом дилеры не являются обособленными подразделениямиОбщества и ведут финансово-хозяйственную деятельность самостоятельно.
ООО СТК «Колибри» из указанных видовдеятельности преимущественно осуществляет оптовую и розничную торговлюпродукцией собственного производства и изделиями сторонних фирм, приобретаемыхдля комплектации продукции и перепродажи. В настоящее время основной доходпредприятие получает от продажи продукции, оказания услуг по ее монтажу иустановке, а также оказания строительных и ремонтных работ (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Виды продукции (работ, услуг) ООО СТК «Колибри» за 2006-2009год (укрупненно)Номенклатура Доля выручки от реализации продукции (услуг) в общем объеме выручки за 2006 год, % за 2007 год, % за 2008 год, % за 2009 год, % А 1 2 3 5 Продажа и установка пластиковых окон, стеклопакетов, пластиковых дверей 54,7 38,9 31,2 28,9 Продажа и установка алюминиевых конструкций, витражей, мозаик, шлагбаумов, рольставен 19,9 22,3 26,2 33,7 Реализация корпусной и офисной мебели - 8,6 12,4 9,8 Строительные и ремонтные работы 14,4 16,0 17,2 16,1 Транспортные услуги 3,8 6,3 6,9 6,1
При этом в последнее время имеет место увеличение удельноговеса «алюминиевой продукции», шлагбаумов, мозаик, рольставен в общем объемевыручки на фоне заметного снижения объемов продажи пластиковых окон,стеклопакетов, дверей и других конструкций. Как видно из таблицы, остальныевиды деятельности имеют меньший удельный вес в общем объеме выручки. Болеенаглядно динамика деятельности ООО СТК «Колибри» видна на рисунке 2.1
/>
Далее рассмотрим структуру управления и организацию системыбухгалтерского учета в ООО СТК «Колибри».
В настоящее время штат работников ОООСТК «Колибри» насчитывает восемьдесят два человека. Общая организационнаяструктура Общества включает в себя несколько цехов, отделов и служб (Приложение1).
Ответственность за организациюдеятельности и решение текущих вопросов лежит на генеральном директоре ООО СТК«Колибри». Финансовый анализ и управление финансовыми потоками осуществляеткоммерческий директор предприятия.
Ведение бухгалтерского учета ворганизации возложено на бухгалтерию, функционально возглавляемую главнымбухгалтером. Общее финансовое руководство и текущий контроль также возложены наглавного бухгалтера Общества. Общая численность работников бухгалтерии ООО СТК«Колибри» пять человек.
В соответствии с требованиямидействующего законодательства в ООО СТК «Колибри» разработана и утвержденаприказом генерального директора Учетная политика для целей бухгалтерского иналогового учета.
ООО СТК «Колибри» применяет общийрежим налогообложения, является плательщиком всех налогов, предусмотренныхНалоговым кодексом РФ для данного налогового режима. Деятельность по продаже иустановке пластиковых окон относится к видам деятельности, подлежащим обложениюединым налогом на вмененный доход. Но в связи с тем, что одним из учредителейОбщества является юридическое лицо, деятельность, осуществляемая Обществом, неподлежит обложению единым налогом на вмененный доход.
В соответствии с требованиями действующего законодательствагодовая бухгалтерская отчетность ООО СТК «Колибри» состоит из форм № 1«Бухгалтерский баланс», № 2 «Отчет о прибылях и убытках», № 3 «Отчет обизменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств», № 5 «Приложениек бухгалтерскому балансу». Промежуточная бухгалтерская отчетность включаеттолько формы № 1, № 2.
Данные бухгалтерской отчетности ООО СТК «Колибри» представляют собой сальдо по счетамсинтетического учета активов и обязательств – внеоборотных активов,материальных ценностей, денежных средств, капитала и источников егообразования, расчетов с различными контрагентами.
Далее приведем экспресс-анализфинансового состояния компании.
Качественный анализ финансовойустойчивости ООО СТК «Колибри» включает в себя выявление и оценку факторов,влияющих на нее, а затем структурирование активов и пассивов предприятия.
Прежде чем перейти к более детальномуанализу финансового состояния организации необходимо схематическиструктурировать активы и пассивы ООО СТК «Колибри», а также ранжироватьструктурные элементы для выявления полноты покрытия обязательств иобеспеченности нефинансовых активов.
Оценка финансовой устойчивости, расчети анализ абсолютных показателей эффективности деятельности ООО СТК «Колибри» за2006-2009гг. в работе проводится на основании данных предоставленнойбухгалтерской отчетности, прежде всего, бухгалтерского баланса формы № 1 (Приложение2-4).
При проведении экспресс-анализа, какправило, выявляются и анализируются «проблемные» статьи баланса. В данномслучае подразумевается наличие непокрытых убытков финансовой деятельности,просроченных кредитов и займов, долгосрочная дебиторская задолженность,сомнительные долги, значительный уровень кредиторской задолженности.
Рассматривая бухгалтерский баланс ОООСТК «Колибри» за 2006-2009гг., следует сказать, что непокрытых убытков уорганизации нет, кредиторская задолженность является текущей (анализдополнительной информации также дает возможность установить, что судебных исковпо взысканию кредиторской задолженности у организации нет), кредитыиспользуются в рамках заключенных кредитных договоров, проценты уплачиваются всоответствии с графиком платежей. Просроченной дебиторской задолженности такженет, более того, ООО СТК «Колибри» в соответствии с учетной политикой ежегодноформирует резерв на покрытие сомнительных долгов (величина этого резерванезначительна, поскольку нет объективных данных для отчисления в него значительныхсумм).
Анализ статей бухгалтерского баланса ООО СТК «Колибри» (табл.2.2) позволяет увидеть, что его структура в целом не являетсяудовлетворительной.
Таблица 2.2
Анализ структуры бухгалтерского баланса ООО СТК «Колибри» за2006-2009гг.Значение показателя на конец года Внеоборотные активы, тыс.руб. Собственный капитал, тыс.руб. Вывод о структуре бухгалтерского баланса 2006 1527 1846 удовл. 2007 4380 2052 не удовл. 2008 4478 2992 не удовл. 2009 5048 5968 удовл.
Из данных таблицы видно, что в 2007-2008гг. внеоборотныеактивы предприятия не покрывались за счет собственного капитала.
2.2 Анализсостава, структуры и динамики активов и пассивов бухгалтерского баланса
Для анализа состава, структуры идинамики активов бухгалтерского баланса составляется аналитическая таблица(табл. 2.3), в которой отражаются данные об активах организации на начало иконец отчетного периода, а также оценивается их изменение за рассматриваемыйпериод.