Содержание
Введение
1. Методы оптимизацииналоговых платежей
2. Методики бюджетно-налоговогопланирования и прогнозирования, принимаемые в международной практике
Заключение
Практическое задание
Список литературы
Введение
История налогов стара как существованиегосударства. И сколько они существуют, налогоплательщики предпринимаютмножество усилий по снижению их выплаты. Предприниматели, руководители и«рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса.Государство стремится со своей стороны подействовать на граждан внушениями отом, что налоги — это плата за цивилизованное общество и что именно онифинансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не стремится из-задлительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественныхблаг. Возникаеттак называемое противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков поизбежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностьюгосударства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов.Существование специальных государственных органов и предусмотренных взаконодательстве карательных мер не позволяют налогоплательщику безнаказанно ипо собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтомуналогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.
Бюджетно — налоговое планирование и прогнозирование занимают важное место в системегосударственного управления налогообложением, являясь особыми элементамипринятия государственных решений. Основная задача налогового планирования ипрогнозирования – экономически обоснованно обеспечить качественные иколичественные параметры бюджетных заданий и перспективных программсоциально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой взаконодательном порядке налоговой концепции.
В первойчасти контрольной работы дается понятие оптимизации налоговых платежей,рассматриваются методы налоговой оптимизации, применяемые на мелких и крупныхпредприятиях; во второй части работы рассматриваются методикибюджетно-налогового планирования и прогнозирования, применяемые в международнойпрактике; в конце работы приведено решение практического задания.
1. Методыоптимизации налоговых платежей
Под термином налоговаяоптимизация понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с цельюснижения налоговых выплат.
Оптимизация налогообложенияпредполагает: минимизацию налоговых выплат как в долгосрочном, так икраткосрочном периоде и недопущение штрафных санкций со стороны налоговыхорганов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплатыналогов.
Оптимизация налоговых платежей является одним из важнейшихвопросов для бизнеса. Любое предприятие заинтересовано в минимизации налоговыхплатежей в бюджет. В свою очередь, налоговые органы пытаются обнаружить схемыуклонения от уплаты налогов и доначислить как можно больше налогов в ходепроверок, как камеральных, так и выездных.
Оптимизация налоговой политикипредприятия позволяет избежать пере-платы налогов в каждый данный моментвремени, ведь, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. Наиболееостро проблема оптимизации налоговых платежей ощущается в условияхэкономического кризиса.
Существуют три основных пути сокращенияналоговых платежей:
1) уклонение от уплаты налогов,
2) налоговое планирование,
3) избежание налогов.
Уклонение от уплаты налогов — это нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств поналоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УКРФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответственных юридических лиц)использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов,создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажениябухгалтерской и налоговой отчетности.
Любые целенаправленные действия субъекта,нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так илииначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, ущербны инелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.
Существует несколько распространенныхспособов уклонения от налогов, которые по своей природе нелегальны. Самымраспространенным является способ неоприходования выручки и товарно-материальныхценностей, например продажа за наличные неучтенного товара. Еще один способ — деятельностьфирмы без регистрации.
Государство предоставляет многолегальных возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено ипредусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различныхставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей взаконодательстве, а также невозможностью учета всех обстоятельств, возникающихпри исчислении и уплате того или иного налога.
Определение оптимальных объемовналоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физическоголица. Действия компании по оптимизации размеров налоговых выплат называютсистемой корпоративного налогового менеджмента, в рамках которой решается задачаграмотного и за-конного в правовом отношении уменьшения налогового бремени длякаждого налогоплательщика. Налоговый менеджмент вносит прямой вклад вприбыльность бизнеса, т.к. позволяет своевременно выявить финансовые резервыдля их капитализации.
Поиск путей оптимизацииналоговых платежей представляет собой одно из направлений налоговогопланирования, один из элементов налогового менеджмента предприятия. Под налоговым планированием понимается целенаправленнаядеятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использованиевсех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшенияналоговых платежей в бюджет.
Оптимизация налоговых платежей зависитот тяжести налогового бремени и обоснованности претензий со стороны налоговыхадминистраций. Существенную роль играет общее состояние бюджетно-налогового ифинансового регулирования экономики, осуществляемого государством.
Существуют два вида налоговогопланирования: внешнее и внутреннее.
Внешнее налоговое планирование может проводиться несколькими методами: замены налоговогосубъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.
Метод замены налогового субъектаосновывается на использовании в целях налоговой оптимизации такойорганизационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действуетболее благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение вбизнес-схему «инвалидных» компаний, имеющих льготы как общества инвалидов илиимеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня — позволяет экономитьна прямых налогах.
Метод изменения вида деятельностиналогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видовдеятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми,которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служитьпревращение торговой организации в торгового агента или комиссионера,работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенноевознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображенийболее легкого учета и меньшего налогообложения.
Метод замены налоговой юрисдикциизаключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенныхусловиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории июрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регионстраны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этомполе субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует этусвободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Раз-работкастратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационныхструктур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (оффшор).
При выборе места регистрацииориентируются не только на размер на-логовых ставок. При небольших налоговыхставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база,что в конечном итоге может при-вести к обратному эффекту — повышению налоговыхплатежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результатадеятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным. Инаоборот, при формально высоких налоговых ставках вполне возможно снижениеналогового бремени, поскольку существуют различные льготы, относящиеся к частиналогов, устанавливаемых на уровне местных субъектов власти.
Общие методы внутреннего планирования
Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовыйгод, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документподтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативныхправовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета и предоставдяетвозможность предприятию оптимизировать налоговые отчисления в бюджет. Согласно ПБУ,существует понятие «допущения», в пределах которых предприятия могутсамостоятельно определять политику ряда расходов, а, следовательно, влиять наразмер налоговых отчислений. К таким «допущениям» относятся:
Метод списания на себестоимостьматериалов:
А) по средней себестоимости закупок;
Б) методом ФИФО — по себестоимостизакупок первой партии;
В) методом ЛИФО – списание посебестоимости последней партии;
Г) по стоимости единицы товара.
Одним из часто используемых методовналоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счетприменения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств. Так, есливозможности для ускорен-ной амортизации в России невелики, то переоценкаосновных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии наналоге на прибыль и налоге на имущество.
Оптимизация налогового режима приосуществлении конкретной сделки. Речь идет об использовании нескольких договоров,обеспечивающих одну сделку. Это помогает выбрать оптимальный налоговый режимосуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходафинансовых и товарных потоков.
Налоговые льготы — одна из важнейших деталей налогового планирования. Теоретическильготы — один из способов для государства стимулировать те направлениядеятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру ихсоциальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.
Практически же большинство льгот и ихприменение в значительной степени зависят от местного законодательства. Какправило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.
Налоговое законодательствопредусматривает следующие льготы:
– необлагаемый минимум объекта;
– изъятия из обложения определенныхэлементов объекта;
– освобождение от уплаты налоговотдельных лиц или категорий плательщиков;
– понижение налоговых ставок;
– целевые налоговые льготы, включаяналоговые кредиты (отсрочки взимания налогов),
– прочие налоговые льготы.
Следующими методами оптимизацииналогообложения являются метод отсрочки налогового платежа и метод прямогосокращения объекта.
Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объектаналогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующимзаконодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментомвозникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используяэлементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налогаили его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотныесредства.
Метод прямого сокращения объектаналогообложения имеет целью снижениеразмера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным,облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могутбыть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причемсокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельностьпредпринимателя.
Каждый налогоплательщик долженюридически грамотно ориентироваться в методах налогового менеджмента. Этопозволяет не только постигать сложное налоговое законодательство, но и оцениватьпрофессиональные услуги аудиторов. Ни один изметодов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишьсоставленная грамотно и с учетом всех особенностей оптимизационные схема позволяетдостичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговойоптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрениемпроверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности,соответствия требованиям за-кона, автономности, надежности, безвредности.
Любой методоптимизации налоговых платежей должен иметь в качестве основы экономическоеобоснование и документальное оформление. Большинство судебных решений в пользуналоговых органов ссылаются на отсутствие экономической выгоды от осуществлениятех или иных хозяйственных операций. Ведь целью осуществления любойэкономической деятельности должна быть прибыль, а не уклонение от уплатыналогов. Все подтвержденные расходы должны быть направлены на получение дохода.А если в результате хозяйственной деятельности образовался убыток – это не винаналогоплательщика, а скорее совокупность сложившихся обстоятельств(изменившаяся конъюнктура рынка, падение цен, изменение структуры спроса ит.п.).
Согласноналоговому законодательству, все расходы должны быть доку-ментально оформлены.При этом в целях безопасной оптимизации налоговых платежей не должно бытьнесоответствий между бухгалтерским учетом и имеющимися документами,подтверждающими расходы. Суммы, контрагенты и условия, предусмотренныедоговорами, должны соответствовать суммам, контрагентам и условиям, отраженнымв учете.
Не следуетзлоупотреблять применением схем по минимизации налоговых платежей. Если поотчетности рентабельность предприятия является чрезвычайно низкой, это можетвызвать подозрение у налоговых органов, что может спровоцировать проведениевыездной налоговой проверки. Для самостоятельной оценки налоговых рисковпомогут критерии, разработанные налоговыми органами и открыто публикуемые вСМИ.
Приминимизации налоговых платежей все детали должны быть тщательно продуманы.Документы, подтверждающие расходы, должны иметь все необходимые реквизиты, ценыдолжны быть рассчитаны таким образом, чтобы со-ответствовать условиям,предусмотренным налоговым законодательством (в частности, ст.40 НК РФ). Такженеобходимо оценить экономический эффект от использования планируемого методаоптимизации налоговых платежей и риск наступления возможных негативныхпоследствий.
2. Методикибюджетно-налогового планирования и прогнозирования, принимаемые в международнойпрактике
Система государственного управленияналогообложением занимается координацией и совершенствованием всех сторонналогообложения, поэтому к ней применимо понятие «государственный налоговыйменеджмент».
«Государственный налоговый менеджмент представляет собойсистему управления органами государственной власти, налоговыми потоками врамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночноориентированными формами и методами с целью финансового обеспеченияпроизводства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ(выгод, ус-луг)»[8,85].
В рамках государственногоналогового менеджмента решаются задачи управления налоговыми потоками вмасштабе страны и ее регионов. Целью та-кого управления является максимальновозможное обеспечение органов власти доходными источниками. Менеджерский подходпредполагает достижение этой цели на основе эффективной налоговой политики,обеспечивающей рост налоговых доходов на базе роста производства, продаж идоходов налогоплательщиков.
Спроцессуальных позиций государственный налоговый менеджмент связан сорганизацией налогового процесса, государственным налоговым планированием(прогнозированием), государственным налоговым регулированием и государственнымналоговым контролем. Названные составляющие налогового менеджмента одновременновыступают элементами налогового механизма, поскольку через налоговый механизмреализуются функции налогов и управления ими).
Государственноебюджетно-налоговое планирование и прогнозирование представляет собой систематическуюдеятельность по разработке плановых на-логовых доходов и других показателей, атакже подготовку решений, связанных с будущим системы налогов, налогообложенияи налогового механизма. Основная задача налоговогопланирования и прогнозирования – экономически обоснованно обеспечитькачественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективныхпрограмм социально-экономического раз-вития страны исходя из разработанной ипринятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется даннаязадача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование),так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование). В связи сэтим различают тактику бюджетно — налогового планирования и его стратегию.Налоговая тактика представляет собой комплекс практических действийорганов власти и управления при выработке общей структуры доходных бюджетныхстатей в разрезе бюджетной классификации, проведении налогового регулирования иконтроля. Качественное содержание тактических шагов предопределяет полноту исвоевременность исполнения бюджетов. При разработке текущих бюджетных заданий по налогам, определенииквартальных налоговых поступлений решаются тактические задачи. Налоговоепрогнозирование в данном случае основывается на результатах научныхисследований отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе исполнениятекущих налоговых обязательств. Сбор и обработка этих данных позволяет судить опозитивных и негативных проявлениях налогообложения в текущем году, его влияниена темпы инвестирования, структурных сдвигах в отраслях, соотношении доходов территорий,корпораций и граждан. Используя методы оперативного налогового вмешательства в бюджетно-налоговыеотношения, налоговая администрация предотвращает налоговые правонарушения ипополняет бюджеты за счет выявленных в ходе налоговых проверок недоплаченныхналоговых сумм. В конечном итоге определяется рациональность всей налоговой системы,ее налоговых групп и отдельных на-логов. Разработка конкретных бюджетных заданий по налогам на соответствующийплановый период содержит ряд взаимосвязанных действий: — поиск вариантов налогового режима с учетом сложившихся тенденций вэкономике за истекший период;— оценка вариантов оптимального налогообложения, их ранжирование в разрезеналоговых групп, типов финансово-хозяйственной деятельности, групп налогоплательщиков,отдельных территорий и др.;— обоснование предпочтительности варианта будущих налоговых режимов;расчет проекта налоговых доходов с учетом результатов проведенных экспертизисполнения бюджета истекшего года; — обсуждение принятых правительством и парламентом налоговыхобязательств по соответствующим статьям бюджетной классификации, уточнение ипринятие на основе окончательных согласовании бюджетных доходов соответствующихзаконов.Ключевую роль в этих действиях играет аналитическая стадия сбора иобработки информации для выработки управленческих решений, поступающей как отналогоплательщиков, так и от официальных органов. Достоверность и полнотасобранного и обработанного материала составляют исходную базу для дальнейшегосовершенствования бюджетно-налоговых норм и правил.В расчетах конкретных сумм налоговых поступлений в бюджеты разныхуровней большое значение имеют принципиально важные установки:
1) Детальноеизучение позитивных и негативных проявлений во взаимоотношенияхналогоплательщиков с бюджетом, установление закономерностей развития этихвзаимоотношений.
2) Проведениефакторного анализа в системе бюджетно-налоговых от-ношений с целью выявлениявлияния всей системы налогообложения, его от-дельных элементов и отдельныхналогов на показатели финансово – хозяйствен-ной деятельности и наоборот.
3) Предположительная оценкавероятности возникновения непредвиденных экономических, финансовых, бюджетных иналоговых ситуаций, разрывов между целями налогоплательщиков и бюджетнымицелями. Разработка комплекса мер по их сглаживанию или полному устранению.Стратегическое бюджетно-налоговое планирование (прогнозирование)используется всеми ведущими странами мира как метод экономического пред-видения.Разработка налоговых прогнозов на среднесрочную перспективу включает:
1) Оценкудоходности территориальной собственности (используются коэффициенты финансовойобеспеченности регионов и бюджетной эффективности), потребностей техническогообновления отраслей специализации региона, состояния оплаты труда, ресурснойбазы региона, участия территории в экспортно-импортных операциях, качествапроизводственной и социальной инфраструктуры, обеспеченности транспортнымимагистралями и т.д. Эти данные составляют информационную базу методическогорасчета совокупного дохода региона, его экономического, финансового иналогового потенциала.
2)Прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом темпов экономическогороста региона. Эти данные имеют важное значение при очередном формированиибюджетов всех уровней, поскольку в них могут быть более достоверно отраженыпотребности регионов в федеральных ресурсах в виде субсидий, субвенций, дотацийи трансфертного финансирования. Знание потенциала региона позволяет более точносформировать льготный режим налогообложения. Это важно при решении вопросовсовершенствования налогового законодательства.
3)Прогнозирование социально-экономических потребностей территории на основевсеохватывающей инвентаризации видов имуществ и ресурсной составляющей ееэкономики. Определение доли средств, получаемой от использования территориальнойсобственности и обращаемой на удовлетворение внутренних потребностей. Внесениеобъективно необходимых корректив в от-ношения собственности и в механизмсогласования общегосударственных, корпоративных и личных экономических интересов.
4) Выведениесуммы бюджетного дефицита, уровня инфляции, индексов цен, рыночных индикаторов.
При налоговомпланировании и прогнозировании не только реализуются фискальные задачи, но изакладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования иконтроля.
В условиях перевода национальныхэкономик стран СНГ на рыночные основы хозяйствования, после распада СоветскогоСоюза, существенно изменились содержание и методика бюджетного планирования.Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивныхстали рекомендательными, появилась возможность вместо валовых затратныхпоказателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные иколичественные результаты. Возникла необходимость использования разныхвариантов прогнозных расчетов, большое значение стало придаваться выборуоптимальных решений. Также как и в Российской Федерации, в Украине, вРеспублике Беларусь, Молдове и в Казахстане, бюджетное планирование сохранилосвое значение как база для составления основного финансового плана,деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показателиутверждаются на государственном и региональном уровнях – в форме за-конов, наместном – в форме решений представительных органов местного самоуправления.
Бюджетное планирование в этих странахосуществляется в несколько этапов:составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрениепроектов бюджетов в исполнительных органах власти; рас-смотрение проектовбюджетов и утверждение бюджетов в законодательных и представительных органахгосударственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления;поквартальное распределение финансовыми органами государственных, региональныхи муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей.
К числу наиболеераспространенных методов бюджетного планирования, относят методы:экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования;индексный, балансовый и другие.
Налогово — бюджетноепрогнозирование— это обоснованное,опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и в будущем, путях и сроках достиженияэтих состояний. Это неотъемлемая часть бюджетного процесса, база бюджетного планирования. Прогноз строится на тщательномизучении информации о состоянии бюджета на данный момент; определении всоответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемыхбюджетных показателей; нахождении в результате анализа наилучшего вари-антаразвития бюджетных отношений.
Прогнозирование бюджетаориентирует на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего извозможных вариантов. В процессе бюджетного прогнозирования рассматриваютсяразличные варианты бюджетной политики государства,разные концепции развития бюджета с учетом множества экономиических и социальныхзадач, объективных и субъективных факторов, действующих на государственном,региональном и местном уровнях. При этом непрерывность прогнозирования бюджетаобусловливает систематическое уточнение бюджетных показателей по мереформирования новых данных. В Армении, Туркменистане и Узбекистане для составления прогнозов используются два подхода:генетический и нормативно-целевой, которые с успехом переняли у России.
В процессе прогнозирования бюджета используютсяразличные методы: метод математическогомоделирования; индексный; нормативный; экспертных оценок; балансовый и другие.
Метод математического моделирования,основанный на применении экономико-математических моделей, позволяет учестьмножество взаимных связывающих факторов, влияющих на бюджетные показатели, ивыбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий,соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны ипроводимой бюджетной политики.
При индексном методе используютсяразнообразные индексы, отражающие динамику цен, уровень жизни, реальные доходынаселения и т.д. Широко применяетсяиндекс-дефлятор цени коэффициент пересчета цен внеизменные, предназначенные для расчета бюджетных доходов и расходов, т. к. вних, прежде всего, отражается инфляция.
Инструментами нормативного методаявляются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные нормативы, необходимые длярасчета бюджетных доходов на основе установленных налоговых ставок и учетанекоторых макроэкономических ориентиров: уровня налогового бремени; предельногоразмера бюджетного дефицита (в % к ВВП и объему расходов бюджета); предельнойвеличины государственного долга и т.п.
К методу экспертных оценок прибегают,когда закономерности развития тех или иных экономических процессов еще невыявлены, аналоги отсутствуют, и приходится использовать специально выполненныерасчеты специалистов-экспертов.
Балансовый метод, при которомосуществляются сопоставления (активов с пассивами, целого с его частями ит.д.), позволяет увязать расходы любого бюджета с его доходами, выявитьпропорции в распределении средств между бюджетами.
Все методы бюджетно — налогового прогнозирования и планирования так или иначе используют специальныепрограммные средства. Компьютеризация налоговых исследований позволяеториентироваться в выборе налогооблагаемой базы, просчитать максимальновозможное число налоговых ситуаций, которые могут складываться в процессеисполнения бюджетов всех уровней. Используя автоматизированные информационныесистемы (АИС), можно планировать объем налоговых поступлений в разрезеотдельного налога и родственных налоговых групп на базе налоговойклассификации. Специальные компьютерные программы, составленные по типу АИС,кодифицированы в разрезе структуры налогов и налоговых групп. Это позволяетоперативно составлять текущие и перспективные налоговые планы.
Прогнозирование бюджета сводится красчету вероятных доходов бюджета (применительно к соответствующему уровнюбюджетной системы: государственному, региональному, местному), определениюобъемов и направлений расходования бюджетных средств, установлению возможныхизменений в межбюджетных отношениях. Если прогнозные расчеты касаются пред-стоящего(планируемого) года, то они выполняются для конкретных видов доходов и расходовв соответствии с действующей в стране бюджетнойклассификацией; если жеотносятся к периоду, следующему за планируемым годом, для основных параметров иструктуры соответствующего бюджета.
В то же время, например, в Германии, Австрии и Канаде, нарядус раз-дельными налоговыми доходами, поступающими только в тот или иной уро-веньбюджетной системы, применяются и совместные налоги, распределяемые междубюджетами разных уровней (в Канаде – все на постоянной, а в Германии и Австрии– одни на постоянной, а другой на временной основе). Федеральный центр обычноустанавливает и контролирует налоговые доходы, в наибольшей степени связанные смакроэкономической политикой: налоги с доходов корпораций, НДС, налог наприродные ресурсы, таможенные пошлины, налог на экспорт товаров и услуг. Такиеналоги, как налог на личные доходы, различные виды акцизов, прогнозируются ивыполняются, перечисляя в бюджеты разных уровней. За регионом и местнымибюджетами в большинстве случаев закрепляются: налоги с розничного оборота(налог с продаж), налог на собственность, налог на автотранспортные средства идругие. Имеются и иные под-ходы. Так, в США штаты и в Швейцарии кантоныполучили право планировать и выполнять взимание налогов с доходов корпораций ииндивидуальный подоходный налог, налоги за пользование природными ресурсами. ВАвстралии провинциям не дано право взимать налог с продаж и прочие косвенныедоходы. В Канаде властям провинций разрешено планировать и взимать в своибюджеты дополнительную надбавку к общему подоходному налогу.
В некоторых странах используют планы ипрогнозы на составление «чрезвычайного бюджета» – это бюджет, принимаемый вусловиях введения чрезвычайного положения в стране, либо дополнительно кобычному бюджету, либо вместо него. Чрезвычайный бюджет составляется в основномв период войн или стихийных бедствий. Однако в некоторых странах он имелспецифический характер. Так, в Бельгии до 1976 года функционировал чрезвычайныйбюджет капитальных затрат, впоследствии объединенный с государственнымбюджетом. В ряде африканских стран бюджеты капиталовложений (или бюджетыразвития) называют чрезвычайным бюджетом. Расходы таких чрезвычайных бюджетовпокрываются за счет внутренних и внешних займов и кредитов.
В странах Восточной Европы применяютсясамые разные методы прогнозирования и планирования. При переходе к рыночнойэкономике изменились сложившиеся методы прогнозирования и планирования. Воснову прогноза и плана бюджетирования положена договорная система. Так, вЧехии и Словакии главным в планировании и прогнозировании являетсяхозяйственный договор, он является основой разработки, как планов предприятий,так и государственного прогноза развития национальной экономики. В ВенгерскойРеспублике достаточно хорошо сложилась многоканальная система сбытанационального продукта, что исключает монопольное положение производителя ипокупателя. Все венгерские предприятия самостоятельно заключают договоры сзарубежными покупателями, минуя внешнеторговые государственные организации, иведут расчеты в свободно конвертируемой валюте на демократических началах.Основной задачей Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленностиВенгрии является стратегическое прогнозирование и планирование, с цельюпредупреждения товаропроизводителей о перепроизводстве какого-либо видапродукции. В других странах Восточной Европы планы и прогнозы также не носятдирективного характера. Также просматривается легкое государственное регулированиеэкономики в Венгрии и Польше.
В США прогнозирование и планирование считаютсяодними из важнейших форм регулирования экономики. Поэтому прогнозированиемзанимаются во многих университетах и институтах США. В современное времяпрогнозирование ассимилировало и широко использует последние достиженияэкономической теории, экономико-математические методы иэлектронно-вычислительную технику. Большинство макроэкономических прогнозовразрабатывается с помощью пяти главных методов. К ним относятся: методы экспертныхоценок, экономических индикаторов, модели динамических рядов, эконометрическоемоделирование.
В США выделяются три уровня организациипрогнозных исследований: прогнозирование в системе государственногорегулирования; внутрифирменное прогнозирование; коммерческое прогнозирование.На уровне государственного регулирования выделяют два основных видагосударственных подразделений: федеральные и штатов; местные органы власти.Главные прогнозные раз-работки федерального правительства на макроэкономическомуровне сосредоточены в трех организациях: Совет экономических консультантов,Совет управляющих федеральной резервной системы (ФРС) и Административно-бюджет-номуправлении (АБУ). Для выработки экономической политики правительства был созданспециальный орган – Совет экономических консультантов.
Особенность общегосударственногопрогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системысоциально-экономических прогнозов, планов и научно технологических программ какинструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросамипрогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаютсяЭкономический совет, образованный при правительстве, Управление экономическогопланирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управлениепо науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы(носящие индикативный характер)
Для разработки планов изучаютсястатистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. Наосновании этих данных производится анализ и прогноз по каждой отрасли иэкономике страны в целом. Опираясь на рекомендации правительства, каждаякорпорация вырабатывает свою стратегию.
Заключение
Определение оптимальных объемовналоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физическоголица. Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративногоналогового менеджмента. Налоговый менеджмент предполагает оптимизациюналогового бремени и структуры налогов со всех точек зрения. Однако, стоитсказать, что, сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет кувеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает та-койпрямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних на-логовприведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороныконтролирующих органов. Так, предприятие, выделяющееся из общей массы слишкоммаленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, чточревато дополнительными издержками.
Поэтому наиболее эффективным способомувеличения прибыльности предприятия является не механическое сокращениеналогов, а построение эффективной системы управления; как показывает практика,такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерьна долго-срочную перспективу. Значит, цель минимизации налогов — не уменьшениекакого-то налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов пред-приятия.
Достижениецели налогового планирования возможно, с одной стороны, на основе оптимизацииуровня и структуры налогового бремени, состава и структуры системы налогов иналогообложения на текущий бюджетный год и перспективу, поддержания высокогоуровня собираемости налогов и эффективности налогового контроля, а с другойстороны, с учетом закона растущих финансовых потребностей государства. При этомважно учитывать и структуру источников налоговых поступлений. Так, в настоящеевремя в России основные бюджетные поступления обеспечиваются за счет налогов сорганизаций, а в их составе за счет косвенных налогов, тогда как в большинстверазвитых стран наоборот – за счет налогов с физических лиц и прямых налоговыхплатежей. Объективный предельный уровень налоговых изъятий (для каждой страныон индивидуален) ограничивает возможности государства в увеличении своихдоходов на основе увеличения налогового бремени. В этой связи, важнейшейпроблемой научного налогового планирования является поиск компромиссныхрешений, учитывающих обе противодействующие закономерности в конкретныхпрактических действиях государственных органов законодательной и исполнительнойвласти.
Практическоезадание:
Оформите втаблице расчет формирования финансового результата (чистого дохода) приупрощенной системе налогообложения и определите сумму чистого дохода конкретнойорганизации за отчетный (налоговый период).
Решение:
Применениеупрощенной системы налогообложения организациями предусматривает ихосвобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога наимущество организаций и единого социального налога.
Организации,применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаютсяналогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога надобавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозетоваров на таможенную территорию Российской Федерации 174.1 НК РФ (346.11п.2).
Всоответствии со ст. 346.14 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения поУСН признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
В случае,если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливаетсяв размере 6 процентов (Статья 346.20 НК РФ)/> В случае, еслиобъектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов,налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов РоссийскойФедерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределахот 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Всоответствии со ст. 346.13 п. 4 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового)периода доходы налогоплательщика, превысили 20 млн. рублей, такойналогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системыналогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанноепревышение.
/>Налоговым периодом поданному налогу признается календарный год (Статья 346. 19 НК РФ)./> Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие идевять месяцев календарного года./>
Выборналогообложения осуществляется налогоплательщиком самостоятельно (ст.346.14 п.2).
2. Этапыформирования чистого дохода при упрощенной системе налогообложения:
— определитьобъем продаж (валовую выручку);
— себестоимость реализации (или вычитаемые расходы);
— совокупныйоблагаемый доход;
— чистыйдоход.
Для примеравозьмем ООО «Лотос», которое занимается выпуском влажных салфеток и другихсредств гигиены. Средняя цена 1 изделия равна 80 руб., предприятие реализует всреднем 150000 единиц продукции в год. Расчет чис-той прибыли данногопредприятия оформим в таблице.
Таблица Расчетформирования финансового результата при УСН
№
п/п Показатели Алгоритм расчета Показатели ООО «Лотос», руб. Итого 1 кв. 2 кв. 3кв. 4кв. 1. Цена 1 ед. изделия 80 80 80 80 80 2. Кол-во изделий, ед. 33000 39500 41000 36500 150000 3. Объем продаж (валовая выручка)
стр.1*
стр.2 2640000 3160000 3280000 2920000 12000000 4.
Себестоимость
1 изделия 45 45 45 45 45 5. Себестоимость реализации
стр.4*
стр.2 1485000 1777500 1845000 1642500 6750000 6. Совокупный облагаемый доход (ст.15%) стр. 3-стр.5 1155000 1382500 1435000 1277500 5250000 7. Сумма налога (ст.15%)
15%*
стр.6/100 173250 207375 215250 191625 787500 8.
Чистая прибыль
(ст.15%) стр.6-стр.7 981750 1175125 1219750 1085875 4462500 9.
Сумма налога
(при ст. 6%)
6%*
стр.3/100 158400 189600 196800 175200 720000 10. Чистая прибыль (ст.6%)
ст.3-ст5-
-ст.9 996600 1192900 1238200 1102300 4530000
Для расчетовиспользуем следующие формулы:
Объем продаж(валовая выручка) = Цена 1 изд.* Кол-во изд.
Себестоимостьреализации = Себестоимость 1 изд.* Кол-во изд.
Совокупныйоблагаемый доход = Объем продаж — Себестоимость реализации
Сумма налога(ст.15%) = Совокупный облагаемый доход*15%/100
Чистаяприбыль (ст.15%) = Совокупный облагаемый доход — Сумма налога
Чистаяприбыль (при ст.6%) = Объем продаж*6%/100
Вывод: Выбираяобъектом налогообложения валовую выручку, ООО «Лотос» имеет возможностьэкономить ежегодно 67500 руб. чистой прибыли.
Списоклитературы
1. Налоговый кодекс РФ:Часть первая и вторая — М.: Юрайт — Издат, 2005.- 458с.
2. Бюджетный кодекс РФ.Источник: Справочно-правовые системы «Консультант-Плюс»
3. Юткина Т.Ф. Налоги иналогообложение: учебник / Ред. Т.Ф. Юткина.-2-е изд., перераб. и доп..- М.:Инфра-М, 2001.
4. Налоги иналогообложение: учебник/ Ред. М. В. Романовский, Ред. О.В. Врублевская- 4-еизд., испр. и доп.- Спб,: Питер, 2003.
5. Меркулова Т.А.Налогообложение: учебное пособие/ Т.А. Меркулова.-Ульяновск: УлГТУ, 2005.-112с.
6. И.В. Антохова. Методыпрогнозирования социально-экономических процесс-сов: Учебное пособие.-Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004-212с.
7. Т.Л. Крутякова, М.Г.Мошкович Упрощенка 2008: переход, применение, воз-врат: Конспект лекций;Источник: www/axl-rose.ru
8. С.В. Барулин, Е.А.Ермакова, В.В. Степаненко. Налоговый менеджмент: Учебное пособие, Издат.:Омега- Л,2007.- 272с.
9. Справочно-правовыесистемы «Консультант-Плюс».