Реферат по предмету "Право"


Цель и направления валютного контроля

План:

Введение I. Цель и направления валютного контроля II. Характеристика органов валютного контроля III. Ответственность за нарушение валютного законодательства Заключение
Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года №3615-1. Настоящий Закон определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Понятия, используемые в настоящем Законе, означают следующее:[1] 1. «Валюта Российской Федерации»: - находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов Центрального банка РФ и монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платёжного средства. 2. «Ценные бумаги, номинированные в валюте РФ» - платёжные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации), ценные бумаги. Производные от эмиссионных ценных бумаг, опции, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте РФ. 3. «Иностранная валюта» - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платёжным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчётных единиц. 4. «Валютные ценности» - иностранная валюта; ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте; драгоценные металлы, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; природные драгоценные камни, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. 5. «Резиденты» - физические лица, имеющие постоянное место жительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ. 6. «Нерезиденты» - физические лица, имеющие постоянное место жительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства. 7. «Валютные операции» - операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчёты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. 8. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. 9. «Текущие валютные операции» - переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчётов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, также для осуществления расчётов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ. 10. «Валютные операции, связанные с движением капитала» - прямые инвестиции; портфельные инвестиции; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и её недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. 11. «Уполномоченные банки» - банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций. 12. «Свободно конвертируемая валюта» - иностранная валюта, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций. 13. Для целей настоящего Закона отсчёт сроков платежа при осуществлении расчётов, связанных с экспортом товаров, ведётся с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы РФ.[2] I. ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций[3]. Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них[4]. В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям : определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации
проверка обоснованности платежей в валюте проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под которыми понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ И АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации, правоохранительные органы. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, подотчётные Центральному банку Российской Федерации и иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, подотчётные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.[5] Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный: определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты; издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами; проводить все виды валютных операций; устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ; устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учёта, отчётности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовить и публиковать статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам. а также выполнять иные функции, предусмотренные настоящим Законом.[6] Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 года «Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии валютного рынка» создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции: контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий; осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям; организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учёта и отчётности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации; контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений; проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области; обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств; осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России. Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право: получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы; проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав В области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортёров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
иные права, предусмотренные законодательством.[7] Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со ст.199 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Основные виды ответственности установлены п.1 ст.14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»[8]: - взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам; - взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующие виды нарушений валютного законодательства: - отсутствие учёта валютных операций; - ведение учёта валютных операций с нарушением установленного порядка; - непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации, за что нарушители несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая: а) не была учтена; б) была учтена ненадлежащим образом; в) по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.[9] При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде: - взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ; - приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; - других санкций, установленных законодательством Российской Федерации. Взыскание, предусмотренных настоящей статьёй, санкций производится по решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению, вынесенному на основании представления агентов валютного контроля, с физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных нарушениях. Постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке.[10] Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления. Обжалование указанных постановления или предписания в установленный срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к исполнению. Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного постановления – не позднее 15 дней со дня оставления указанной выше жалобы без удовлетворения. В случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание указанных санкций производится без применения судебной процедуры. Должностные лица юридических лиц – резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц – нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля: - с юридических лиц – в бесспорном порядке; - с физических лиц – в судебном порядке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года . Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами. Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика – составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне её платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д. Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное регулирование способствует решению данных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. . Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. – М.: ТЕИС, 1995. 2. Конституция РФ 3. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 4. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 5. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 года. 6. Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. 7. Финансовое право (конспект лекций) – М.: издательство ПРИОР, 2001. 8. «Финансовое и банковское право» словарь-справочник . Додонов В.Н., Крылова М.А., Шестаков А.В. Изд. «Инфра-М», Москва, 1997 г. [1] Финансовое право (конспект лекций) – М.: Издательство ПРИОР, 2001 [2] Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 337-341с. [3] Ст. 10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»
[4] Ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [5] Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. – М.: ТЕИС, 1995. [6] Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации(Банке России)» от 2 декабря 1990 года.
[7] Финансовое право (конспект лекций) – М.: издательство ПРИОР, 2001., 166-167с. [8] П.1 Ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» [9] П.2 Ст. 13 Того же Закона [10] Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 350с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.