КУРСОВАЯРАБОТА
по курсу«Налогообложение»
по теме:«Налоги: сущность, виды, функции»
Содержание
Введение
1. Происхождение иистория развития налогов
2. Сущность ипринципы налогообложения
3. Виды налогов
4. Функции налогов
5. Налоги вРоссийской ФедерацииЗаключение
Литература
Введение
Появлениеналогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первыхобщественных потребностей. Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Вусловиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговаясистема является одним из важнейших экономических регуляторов, основойфинансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того,насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективноефункционирование всего народного хозяйства.
Именноналоговая система на сегодняшний день оказалась одним из главных предметовдискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Налоги – необходимоезвено экономических отношений в обществе. Они являются основным источникомдоходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментомгосударственного регулирования социально-экономических отношений.
Без знанияфункционирования налоговой системы трудно себе представить руководителя иведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. В высшихучебных заведениях России впервые в 1999-2000 учебном году появиласьспециальность «Налоги и налогообложение». Без людей, владеющих этойспециальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможетобойтись государство.
Именно поэтому вгосударственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностейвключены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых системРоссии и других стран.
Развитие экономическойреформы в период перехода к рыночным отношениям влечёт за собой частыеизменения налоговой системы. Это естественно, поскольку налоговая реформаявляется составным элементом общей экономической реформы. Поэтому знания вобласти налогообложения приходится постоянно совершенствовать и обновлять.
1. Происхождение и история развитияналогов
Решающими предпосылкамивозникновения налогов, становления и развития налоговых систем являютсягосударство и товарное производство с его рыночными отношениями. В форменалогов государство получило в свои руки мощный инструментарий не толькоподдержания собственной дееспособности, но и активноговоздействияна экономическую жизнь страны путем усиления накопления капитала,протекционизма национальной экономики, регулирования процесса общественноговоспроизводства, решения широкого круга социальных проблем общества. Именно впроцессе возникновения и развития системы денежных платежей, образованияденежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих всёрасширяющихся функций, и формировалась финансовая система.
Итак, налоговая системавозникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадияхгосударственной организации формой налогообложения можно считатьжертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось некимнеписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина наземле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентнаяставка данного «налога» четко определена.
По мере развитиягосударства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользувлиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала втечение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.
Многие стороны современного государства зародились вДревнем Риме. Первоначальновсе государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. Вмирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлениюгородом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли своиобязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это былопочетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий,а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но ввоенное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своимидоходами.
Сумма налоговопределялась каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Римаделали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось,основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения ив налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как ив Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определениепроисходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима,платили как государственные, так и местные налоги.
В случае победоносныхвойн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства жеобеспечивались контрибуцией с завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех,кто проживал вне Рима, взимались постоянно.
Рим превращался вимперию, в состав которой входили провинции, жители которых были подданнымиимперии, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платитьналоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единойналоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывалинаиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокиминалогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную системуналогов. Изменялось лишь ее направление и использование.
Длительное время вРимских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которыемогли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрацияприбегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образомконтролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем иэкономический кризис, разразившийся в I в. до н.э.
Необходимостьреорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе иналоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал императорАвгуст Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практикаоткупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведенаперепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной(т.е. опиралась на предшествующие результаты)
Основным налогом в Др. Риме был поземельный и единаяподушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (соборота, налог на наследство и т.д.)
Уже в Др. Риме налоги выполняли не только фискальную,но и стимулирующую функцию. Так как население вносило налоги деньгами, оновынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения, углублять процессразделения труда, урбанизации.
Многие хозяйственныетрадиции Др. Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 видпрямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: настроительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налоговне привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерноеналоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далеепоследовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.
Финансовая система Руси сталаскладываться несколько позже.
ОбъединениеДревнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань.Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямойналог.
После татаро-монгольскогонашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался скаждой мужской души и со скота. Кроме «выхода» было еще несколько ордынскихтягот.
Уплата «выхода» былапрекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. Финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена онабыла в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г.Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определитьгосударственный бюджет.
Эпоха Петра I(1672-1725) характеризуетсяпостоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупногостроительства и других расходов. Для пополнения казны вводились все новыеналоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же времябыл принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введенаподушная подать.
При Екатерине II (1762—1796) и Александре I (1801— 1825)реформирование финансовой системы было продолжено.
В 1831 г. введены торговые сборы (акцизный сбор). Позже былвведен налог на доходы с ценных бумаг. Затем государственный квартирный налог.Существовали также специальные государственные сборы.
Вторая половина XIX века,связанная с именами Александра II (1855—1881) и Александра III (1881—1894) былавременем коренных изменений в российской финансовой системе. Подушный налогстал постепенно заменяться другими налогами. Затем подушная подать былаотменена в Европейской части России (1882—1887), а затем и в Сибири(1887—1899). Поземельный налог, заменивший подушное обложение, былдифференцирован в зависимости от размеров участков землепользователей иземлевладельцев и качества земли. Это был первый в истории России налог,который наряду с другими сословиями платило и дворянство. Крестьяне продолжалинести в пользу государства ряд средневековых повинностей (дорожную, подводную ипр.). Купечество платило гильдейскую подать — процентный сбор с капитала (былвведен еще Екатериной II). Действовали пошлины с имущества, переходящего понаследству, и актам дарения. Ставки по ним дифференцировались в зависимости отстепени родства от 1 до 6% стоимости имущества. Существовали паспортные сборы,в том числе за заграничные паспорта. Облагались полисы по страхованию отпожара, доходы с ценных бумаг. Взимался государственный квартирный налог.
В 1898 г. Николай II (1894—1917) утвердил положение огосударственном промышленном (промысловом) налоге. Налог просуществовал вплотьдо 1917 г. Промышленный налог был дифференцирован на 3 торговые и 8 промышленныхразрядов. Они взимались при ежегодной выборке промысловых свидетельств пофиксированным ставкам, различающимся по губерниям России.
В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировалав направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогообложенияперешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределенийфинансовых ресурсов через бюджет страны. Из налогов взимался подоходный налог сфизических лиц, налог на строение с физических лиц, а предприятия, выпускающиепредметы потребления, платили налог с оборота. Взимались акцизы с предметовроскоши, табачных и винноводочных изделий. «Водочные» деньги были одним изосновных источников формирования государственного бюджета.2. Сущность налогов и принципыналогообложения
Среди экономических рычагов, при помощи которыхгосударство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам.В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговуюполитику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явлениярынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментомуправления экономикой в условиях рынка.
Экономическая сущность налогов была впервыеисследована в работах Давида Рикардо. “Налоги, — писал он, — составляют ту долюпродукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, онивсегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”[9]
Налоги представляют собой обязательные платежи,взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц дляудовлетворения общественных потребностей.
В Налоговом кодексеРоссийской федерации от 2002 года в статье 8 «Понятие налога и сбора» даётсяследующее понятие налога:
«Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежныхсредств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований».
Современное понимание природы налогов позволяетвыделить ряд характерных черт, которые отличают налоги от других видовфинансовых платежей. К таким специфическим чертам можно отнести:
- обязательныйхарактер. Налоги – платежи не добровольные, а обязательные. В цивилизованномобществе налоги становятся неизбежностью. Американскому президенту Б. Франклинупринадлежит изречение: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов»
- законодательныйхарактер. Налоги – это законодательные платежи. Они вводятся и отменяютсятолько существующими законами. Именно закон определяет, кто должен уплачиватьналог, по какой ставке и в какие сроки. Законодательный характер являетсяважным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей.
- безэквивалентность.налогов имеетдвойственный характер. С точки зрения налогоплательщика, налоги, безусловно,безэквивалентны. А с точки зрения общества, налоги носят эквивалентныйхарактер. Доходы бюджета, сформированные через налоговые поступления, используютсяи на финансирование государственных расходов. Последние должны быть направленыисключительно на благо общества в целом. Если граждане считают, что государствоплохо выполняет свои функции, тоони весьма неохотно платят налоги. Поддержка (или осуждение) налогоплательщикамиэкономической, социальной, внешней политики государства непосредственносказывается на уровне собираемости налогов. Английский философ Ф Бэкон отмечал.что «налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество. Подать,взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова длякошельков, но не одинаково ее воздействие на дух народа»
- целевой характер проявляется в обеспечениипотребностей государства и муниципальных образовании в денежных ресурсах,направляемых на финансирование мероприятии, предусмотренных бюджетами различныхуровней.
Перечисленные черты — эго лишьвнешние признаки, через которые раскрывается содержание налогов Экономическаясущность налогов гораздо глубже.
Экономическое содержаниеналогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, граждан, с однойстороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственныхфинансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и рольвидоизменяются вместе с природой и функциями государства.
Выделяют субъект и объектналога.
Субъектом налога являетсяфизическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложенообязательство платить налог. Но в ряде случаев использование механизмаценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговоебремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называетсяносителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектомналога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль.Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены напродукцию и на поставщиков ресурсов — посредством занижения цен на них.
Объект налога — это доходили имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары,недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачиваетсяналог. [5]
Важным вопросом теории налоговявляются принципы налогообложения. Их классическую формулировку дал в своевремя А. Смит:
1. “Подданные государствадолжны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности,сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу,которым он пользуется под охраной правительства.
2. Налог, который обязануплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога,время и способ его уплаты должны быть известны и ясны как самомуналогоплательщику, так и всякому другому.
3. Каждый налог долженвзиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
4. Каждый налог долженбыть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньшесверх того, что поступает в кассы государства”. [10]
В компактной исовременной формулировке эти принципы могут быть представлены следующимобразом:
— принцип всеобщности;
— принцип справедливостии единообразия, утверждающий необходимость равномерного распределенияналогового бремени между налогоплательщиками соразмерно их доходам;
— принцип определенности,требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее точно известныплательщику налога;
— принцип удобности ипростоты, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и такимспособом, которые наиболее удобны и понятны для плательщика;
— принцип экономииили целесообразности, заключающийся в сокращении издержек, связанных свзиманием налога, соизмерении этих затрат с налоговыми поступлениями.
С тех пор как Адам Смитвыдвинул положение о необходимости соблюдения справедливости в налогообложении,этот постулат никем не оспаривался. Основные дискуссии и тогда и теперь ведутсявокруг вопроса о том, что считать справедливым налогообложением. Вот примерынескольких, наиболее типичных в этом отношении противоречий:
o между регионами — «налоговыми донорами» и дотационными регионами;
o между налоговымивыплатами транснациональных корпораций непосредственно в регионах ихприсутствия и налоговыми выплатами их национальных штаб-квартир;
o междуплательщиками налогов (предприятиями) и получателями (государством в лиценалоговых или финансовых органов) и др.
Эти противоречия на практике решаются путем поиска различногорода компромиссов и предложения вариантов, приемлемых в данных условиях иустраивающих все стороны. [1]
Субъективный факториграет огромную роль в жизнедеятельности государства. Именно поэтому напрактике использование той или иной системы налогообложения зависит от взглядовправящей элиты, необходимости корректировки текущего бюджета, потребностиправительства в финансовых ресурсах и других привходящих внутренних и внешнихобстоятельств. В то же время принцип выгоды частично находит свое практическоеотражение в действующих системах налогообложения в форме специальных налогов.3. Виды налогов
Налоги очень разнообразныпо видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Классификацияпозволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числуклассов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств и т.д. Классификацияважна не только для теории, но и для практики. Налоги делятся на группы помногим признакам.
Налоги делятся на прямыеи косвенные в зависимости от источника их взимания.
Прямые налоги взимаютсянепосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виденедополучения дохода. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсныеплатежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой дляналогообложения.
Косвенные налогивзимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственныхнадбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих вгосбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги итаможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесенытакже налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налогс оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи стем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности,получения прибыли.
Виды налогов различаютсятакже в зависимости от характера налоговых ставок. Налоговой ставкой называетсяпроцент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее — размер налога врасчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, нарубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся напропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налог называетсяпропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величиныдохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердыхналоговых ставках на единицу объекта.
При прогрессивном налогеналоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величиныобъекта налогообложения. (Таблица 1)
Таблица 1. [4] Прогрессивноеналогообложение. № Предельная ступень дохода (млн. руб.). Налоговая ставка 1 До 12.0 10% 2 До 20.0 20% 3 Свыше 20.0 30%
Ставка регрессивногоналога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения.Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли,имущества.
Различают такжемаркированные и немаркированные налоги. Маркированным налогом называется налог,имеющий целевой характер, что означает, что соответствующие поступления немогут расходоваться ни на какие другие цели, кроме той, ради которой он былвведен. Примером могут служить отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд,сборы на благоустройство территории, содержание органов правопорядка и др.Прочие налоги являются немаркированными. Средства, поступившие от изъятиянемаркированных налогов, могут использоваться для решения разнообразных задач поусмотрению государства или иных уполномоченных органов (примеромнемаркированных налогов могут служить: налог на прибыль юридических лиц, НДС,акцизы и др.).
В зависимости от того,кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственныеи местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государствагосударственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектовфедерации.
К федеральным налогам исборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыльпредприятия, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог сфизических лиц, социальный, государственные пошлины, таможенные пошлины исборы, плата за право использования недрами, платежи за воспроизводствоминерально-сырьевой базы, платежи за загрязнение окружающей природной среды,сбор за использование государственной символики РФ, федеральные лицензионныесборы.
К Региональным налогам исборам относятся региональный налог на прибыль предприятия, региональныйподоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятия, региональныйналог с владельцев транспортных средств, лесной налог, налог, связанный сиспользованием инфраструктуры региона, региональный лицензионный сбор.
К местным налогам исборам относятся налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог,связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектовинфраструктуры города (района), налог на рекламу, местные лицензионные сборы,сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения,курортный сбор, налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем,гостиничный сбор.
Если же в качествеклассификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик,т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридическихлиц.
Физические лица (всоответствии с Налоговым кодексом РФ) – это индивидуальные предприниматели,зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, а также физические лица,которые самостоятельно осуществляют на свой риск деятельность, направленную насистематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащиерегистрации в этом качестве по законодательству РФ. К последним относятсячастные нотариусы, частные детективы и охранники и иные физические лица,занимающиеся деятельностью, не отнесённой гражданским законодательством РФ кпредпринимательской.
Юридическое лицо(согласно Гражданскому кодексу РФ) – организация, которая имеет в собственности,хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество иотвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должныиметь самостоятельный баланс или смету.
По способам взиманияналогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые уисточника.
Кадастровый способвзимания налога характеризуется дифференциацией объекта налога на группы поопределенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся вспециальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставканалога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта.Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки натранспортное средство без учета того, используется оно или нет. Налог на основедекларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации ополученных доходах и установленияна них налога. При таком методеуплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода.Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.
Способ изъятия налога уисточника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога послеизъятия его для перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физическихлиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией довыплаты заработной платы путём вычитания из неё суммы налога. Работникам выплачиваетсяоставшаяся часть заработной платы.4. Функции налогов
Общественноеназначение налогов проявляется в их функциях. Функции налогов — это такие ихсвойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментовформирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов вобществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономическогоразвития и решения социальных проблем страны. Среди функций налогов необходимовыделить, прежде всего, фискальную, регулирующую, экономическую,распределительную, контролирующую и стимулирующую функции.
На первое местонеобходимо поставить фискальную функцию как первичную в историческом исодержательном аспектах. Уже сам факт появления государства потребовал средствдля выполнения им тех или иных функций в обществе. Это историческаяпредопределенность первичности фискальной функции. Содержательнаяпредопределенность первичности этой функции связана с необходимостьюпервостепенного обеспечения возможности экономического существования государства,без чего оно не в состоянии осуществлять не только какие-либо функции всоциально-экономической жизни общества, но и самые элементарные функции государствакак такового.
Фискальная функциясостоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему насодержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники,поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средствгосударство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебныезаведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам.Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка,содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги настроительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающейсреды.
Регулирующая. Налоговоерегулирование представляет собой систему особых мероприятий в областиналогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономикув соответствии с принятой правительством концепцией экономического развития.Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Центральноеместо в системе регулирования принадлежит налогам. Государственноерегулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных,товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определенииразработки законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующихна рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. Кним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов,регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей,деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговыхдомов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращенияценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынканепосредственно с налогами не связано;
- регулированиеразвития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когдаосновным объективным экономическим законом, действующим в обществе, являетсязакон стоимости.
Экономическаяфункция налогов состоит в воздействии через налоги на общественноевоспроизводство, т. е. любые процессы в экономике страны, а такжесоциально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут игратьпоощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, тепредприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваютсябыстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, поройстратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую навнедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагаяналогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государствопривлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышениеналогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленнойпредпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги насверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.
Распределительная.Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства,направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, какпроизводственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др.Происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересахреализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических,экономических программ.
С помощью налоговгосударство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальнойинфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли сдлительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады,добывающие отрасли, электростанции и др.
Некоторые авторы выделяютеще контрольную функцию налогов, которая позволяет установить соотношение междуналоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определитьнаправления эффективного использования последних, установить надзор задвижением финансовых ресурсов в стране, вносить изменения в действующуюналоговую систему. Выполнение контрольной функции, ее полнота и глубина вомногом предопределяются обеспечением налоговой дисциплины, суть которойсводится к своевременному и полному выполнению своих обязательств субъектаминалогообложения в соответствии с налоговым законодательством страны.
Анализ поступленийналогов, тенденций развития налогооблагаемой базы и составляющих ее элементов ина этой основе прогнозирование объемов поступлений платежей в бюджет наопределенный период являются важнейшими задачами экономических ведомств,финансовых органов на всех уровнях управления.
Неотъемлемой частьюанализа и прогнозирования является разработка предложений по корректировкезаконодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов междусобой, с государством и населением. Своевременно внесенные в законодательномпорядке предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике иувеличению доходной части бюджета. Предметом анализа в рамках налогооблагаемойбазы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валоваяприбыль, уровень оплаты труда, изменения количественного и качественногосостава предприятий и др.
Стимулирующая. Налогамиможно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, и,следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности.Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращениячастных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособностьпредприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику. С помощьюналогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличениечисла рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взиманиеналогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые вразвитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются отналогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса спомощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли,направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширениепроизводства товаров народного потребления, оборудование для производствапродуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота,конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложениязатраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы.
Функции налоговвзаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т. е. реализация фискальнойфункции, создает материальную возможность для осуществления экономической ролигосударства, т. е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое врезультате экономического регулирования ускорение развития и роста доходностипроизводства, позволяет государству получить больше средств. Это означает, чтоэкономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляетее.
Применение налоговявляется одним из методов обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересовс коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо отведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовойформы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощиналогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечениеиностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.5. Налоги в Российской Федерации
Во второй главеНалогового кодекса Российской Федерации от 2002 года даётся краткоепредставление о налоговой системе Российской Федерации.ГЛАВА2. Система налогов и сборов в Российской Федерации Статья12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
1. В РоссийскойФедерацииустанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы,налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные налоги исборы) и местные налоги и сборы.
2. Федеральнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные куплате на всей территории Российском Федерации.
3. Региональнымипризнаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и законамисубъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящимКодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате натерриториях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлениирегионального налога законодательными (представительными) органами субъектов,Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговыеставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплатыналога, а также формы отчетности по донному. региональному налогу. Иныеэлементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлениирегионального налога законодательными (представительными) органами субъектовРоссийской федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основаниядля их использования налогоплательщиком.
4. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемыенастоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органовместного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящимКодексом нормативными правовыми актами представительных органов местногосамоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующихмуниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального значенияМоскве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законамиуказанных субъектов Российской Федерации.
Приустановлении местного налога представительными органами местного самоуправленияв нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и срокиуплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иныеэлементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установленииместного налога представительными органами местного самоуправления могут такжепредусматриваться налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиком.
5- Не могут устанавливаться региональные или местныеналоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим КодексомСтатья13. Федеральные налоги и сборы
1. К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленнуюстоимость;
3) акцизы на отдельныевиды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль(доход) организаций;
4) налог на доходы откапитала;
5) подоходный налог сфизических лиц;
6)взносы вгосударственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственнаяпошлина;
8) таможенная пошлина итаможенный сборы;
9) налог на пользованиенедрами;
10) налог навоспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог надополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мираи водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14)водный налог;
15).экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.Статья 14.Региональные налоги и сборы
1. К региональным налогами сборам относятся:
1) налог на имуществоорганизаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорныйбизнес;
7) региональныелицензионные сборы.
2. При введении вдействие налога на недвижимость прекращается действие на территориисоответствующего субъекта Российской федерации налога на имущество организаций,налога на имущество физических лиц и земельного налога.Статья 15. Местныеналоги и сборы
1 К •местным налогам исборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имуществофизических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследованиеили дарение;
6) местные лицензионныесборы.Статья16. Информация о налогах и сборах
Информация и копиизаконов, иных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональныхи местных налогов и сборов направляется органами государственной властисубъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в МинистерствоРоссийской Федерации по налогам и сборам и Министерство финансов РоссийскойФедерации, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовыеорганы.
Сведения о действующихрегиональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартальнопубликуются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а сведенияо действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях не реже одногораза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.
Статья 17. Общие условияустановления налогов и сборов
1. Налог считаетсяустановленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементыналогообложения, а именно:
— объект налогообложения;
— налоговая база;
— налоговый период;
— налоговая ставка;
— порядок исчисления налога;
— порядок и сроки уплатыналога.
2. В необходимых случаяхпри установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриватьсяналоговый льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
3. При установлениисборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно кконкретным сборам.
Статья 18. Специальныеналоговые режимы
Специальным налоговымрежимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов втечение определенного периода времени применяемый в случаях и в порядке,установленных настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральнымизаконами.
При установленииспециальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговыельготы определяются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
К специальным налоговымрежимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малогопредпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах,система налогообложения в закрытых административно-территориальныхобразованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии исоглашений о разделе продукции. [7]
Современный этапреформирования отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные вотдельные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общаяконцепция развития налоговой системы. Оживление экономики обусловливалоускоренный рост налогов и повышение налогового бремени. В свою очередь, ростнагрузки стал дополнительным аргументом в пользу снижения налогов. Пониженыналоги с доходов физических лиц и предприятий, объявлено о снижении ставок НДС,активно обсуждается сокращение платежей в социальные фонды. Но потребность государствав дополнительных ресурсах огромна: внешний долг, социальная сфера, армия, — всетребует значительных расходов, поэтому не исключено, что ситуация можетпоменяться, и налоги придется повышать.
Снижение налоговогобремени на производство и сферу услуг наиболее эффективно путём уменьшенияпрямых налогов, так как именно прямое налогообложение в отличие от косвенногов большей степени носит безвозвратный характер. Снижение ставок налога наприбыль, налога на доходы физических лиц, позволяет экономическому субъектуполучить больше средств в собственное распоряжение и соответственно возможностьманеврирования ими.
Снижение налоговойнагрузки, в частности за счет уменьшения налоговых ставок на прибыль иприменения унифицированной ставки на доходы физических лиц, высвобождаетбольший объем прибыли и доходов в личное распоряжение хозяйствующего субъекта,а следовательно стимулируется инвестиционная и покупательная деятельность.Инвестиции также попадают под косвенное налогообложение. Таким образом,косвенные налоги это стабильный и неиссякаемый источник бюджетной системы.
Заключение
Налоговая система возникла иразвивалась вместе с государством. Это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многомзависит успех экономических преобразований в стране. Налоги являютсяисточниками пополнения доходной части бюджета. Это безвозмездно присваиваемаячасть дохода или выручки. Субъектом налога является физическое или юридическоелицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог.Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог, аисточник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.
Важным вопросом теории налоговявляются принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, удобство,достаточность, стабильность, гибкость, выбор надлежащего источника и объектаналогообложения.
Устойчивую налоговую систему можносоздать только на серьезной теоретической основе, учитывающей спецификуэкономических отношений в обществе, созданный производственный и научныйпотенциал.
В связи с этим налоги сложились вочень разнообразную довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся напрямые и косвенные в зависимости от источника их взимания. В зависимости отналоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные ирегрессивные. Различают также маркированные и немаркированные налоги. Взависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налогиделятся на государственные и местные. Если же в качестве классификационногопризнака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъектналогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц. Поспособам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые иизымаемые у источника.
Общественное назначение налоговпроявляется в их функциях. Среди функций налогов необходимо выделить, преждевсего, фискальную, регулирующую, экономическую, распределительную,контролирующую и стимулирующую функции.
Литература
1. Басалаева Е. В. О координации игармонизации налоговых отношений. //Финансы. – 2004. — № 2. – с. 27.
2. Горский К. В. Некоторые параметрыналоговой реформы. //Финансы. – 2004. — № 2. – с. 22.
3. Гуревич С. В. Косвенноеналогообложение в реформируемой налоговой системе. //Финансы. – 2007. — № 3. –с. 32.
4. Дуканич Л. В. Налоги иналогообложение: Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д.: Феникс,2007. – 417с.
5. Иохин В.Я. Экономическая теория:Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 861с.
6. Мамуркова О. И. Налоги иналогообложение. Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: ИКФ Омега-Л, 2003. – 304с.
7. Налоговый кодекс Российскойфедерации (в 2-х частях). — М.: Издательство ПРИОР, 2002, 320с.
8. Налоги и налогообложение: Учебник/Д. Г. Черник и др.//2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 328 с. –(Серия «Высшее образование»)
9. Рикардо Д. Начало политическойэкономии и податного обложения. — М., 1935. — С.100.
10. Смит А. Исследование о природе ипричинах богатства народов. — М., 1962. — Кн.5, — С.588-589
11. Юткина Т. Ф. Налоги иналогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. –2003. – 576 с. – (Серия «Высшее образование»)