Реферат по предмету "Государство и право"


Превышение полномочий частных охранных и детективных служб

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЧАСТНАЯОХРАННАЯ И ДЕТЕКТИВНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1.Правовые основы и видыохранной деятельности
1.2.Обязанности и правачастных детективов и
охранной деятельности
1.3.Взаимодействие ОВДс частными детективами и охранными
предприятиями
ГЛАВА 2. ПРЕВЫШЕНИЕПОЛНОМОЧИЙ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ
И ДЕТЕКТИВНЫХ СЛУЖБ
2.1. Действия,разрешенные частным детективам
2.2. Превышениеполномочий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Кардинальные измененияв общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновениеновых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственнойдеятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частногосектора экономики неизбежно повлекли за собой изменения в системе борьбы спреступностью в России.
В период реформутратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие какдобровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы спреступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективнойи охранной деятельности.
Актуальность темы курсовой работы обусловленатеоретической и практической значимостью проблем, связанных ссовершенствованием правоохранительной деятельности органов внутренних дел инегосударственных формирований, как важнейшей гарантии укрепления законности,что крайне необходимо в процессе формирования юридических исоциально-политических основ правовой государственности.
Значительные измененияв общественно-политической жизни и экономическом развитии России, в процессепостроения правового государства, потребовали совершенствования всехобщественных отношений. В первую очередь, это относится к отношениям,обеспечивающим личную безопасность граждан, защиту их жизни, здоровья и частнойсобственности, как того требует Конституция Российской Федерации.
В нынешней остройкриминогенной ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемойчастью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенныйвклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею.
Проблема участияпредставителей частных охранных структур в охране общественного порядка нарядус работниками органов внутренних дел представляется весьма актуальной. Ужеочевидно, что обеспечить в должной мере охрану общественного порядка иобеспечение общественной безопасности в современных условиях силами однихподразделений милиции общественной безопасности невозможно. В этих условияхорганы внутренних дел стали остро нуждаться в привлечении для решенияпоставленных перед ними задач приданных сил.
Основная цель работы:анализ и раскрытие административно-правовых и организационных аспектов частнойдетективной и охранной деятельности в современный период.
В соответствии с даннойцелью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Анализнормативно-правовых актов, определяющих порядок создания и функционированиячастных детективных и охранных предприятий.
2. Определение сферыфункционирования лиц, осуществляющих частную детективную и охраннуюдеятельность, их основные права и обязанности.
3. Рассмотрениеосновных форм взаимодействия органов ОВД с с частными детективами и охраннымипредприятиями.

ГЛАВА 1. ЧАСТНАЯОХРАННАЯ И ДЕТЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1.Правовые основы и видыохранной деятельности
Сегодня в российскомзаконодательстве отсутствует легальное определение «охраны» и «охраннойдеятельности», а также классификация субъектов, осуществляющих этот виддеятельности. Такое положение не только позволяет участникам гражданскогооборота различным образом трактовать эту юридическую категорию; ставит внеравное положение субъектов охраны, но и противоречит конституционным нормам оравной степени защиты всех форм собственности.
В связи с этимгосударство обязано осуществлять целый комплекс мер по реализации указанногоконституционного принципа, признавая человека, его права и свободы высшейценностью. Однако нормы федеральных законов «О государственной охране»и «О ведомственной охране» позволяют говорить о явном приоритетегосударственной и ведомственной охраны, а также охране объектов государственнойсобственности.
Это проявляется как вправовом регулировании, так и в наделении субъектов государственной иведомственной охраны более широкими полномочиями в реализации прав иобязанностей по отношению к аналогичным субъектам частной охраны.
Государственная охранаопределяется как «функция федеральных органов государственной власти всфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны»[1], аведомственная — как «совокупность создаваемых федеральными органамиисполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных длязащиты охраняемых объектов от противоправных посягательств» [2].
Следовательно,основанием для возникновения государственной и ведомственной охраны являютсяакты органов государственной власти, а сама охрана носит характер функцийгосударства. Изложенные аспекты позволяют сделать вывод и о том, что сферадеятельности государственной и ведомственной охраны в гражданском оборотеограничена рамками федерального законодательства и не позволяет охранятьобъекты, находящиеся в муниципальной и частной собственности, количествокоторых стремительно растет.
В указанных законахимеется целый ряд норм, которые регулируют аналогичные для всех видов охраныправоотношения, однако делают это по-разному. Так, например, все указанныесубъекты охраны наделены правом осуществлять защиту жизни и здоровья граждан,охрану собственности. Однако предоставляемые им при этом права существенноразнятся, что не соответствует принципиальным положениям Конституции РФ,согласно которым жизнь человеческая равноценна, а частная, государственная,муниципальная и иные формы собственности в Российской Федерации признаются изащищаются равным образом.
Имеется в этих законахи целый ряд других противоречий и несогласованностей, касающихся компетенции,оснований, условий и порядка применения физической силы, специальных средств иогнестрельного оружия, а также осуществления контроля за субъектами охраннойдеятельности, предоставления гарантий социальной и правовой защиты работникамразличных ведомств охраны, и некоторые другие.
Изложенные аспектыпозволяют сделать вывод, что деятельность государственной, ведомственной ивневедомственной охраны не только носит характер функций государства, но и неможет обеспечить охрану целого комплекса субъектов и объектов гражданскогоправа, и самое главное не является предпринимательской.
Потребность граждан июридических лиц в дополнительной защите принадлежащих им имущественных инеимущественных прав возникла не на пустом месте. Она вызвана тем, что переходк рыночным отношениям в России вызвал резкое обострение криминогенной ситуации,в частности, рост преступных посягательств на жизнь, здоровье и личнуюнеприкосновенность граждан, а также преступных посягательств корыстногохарактера.
Представляется, чтотакого положения не должно быть, и решить эту проблему поможет создание новойотрасли законодательства – охранного законодательства.
Ряд проблем требуетзаконодательного разрешения и существенной юридической, аналитической и научнойпроработки совместно с заинтересованными министерствами: обеспечение надежнойохраны и предотвращение террористических актов и экономических преступлений наохраняемых объектах; запрет на вмешательство в гражданско-правовые споры,связанные с разделом имущества; недобросовестная конкуренция, «грязные»технологии, демпинг; содействие негосударственных организаций безопасностиправоохранительным органам в обеспечении безопасности; правовое регулированиедеятельности служб безопасности; участие иностранного капитала в охранной исыскной деятельности; регулирование инкассаторской деятельности и другие.[3]
Формирование охранногозаконодательства в России началось в начале 90-х годов прошлого столетия. Онопредставляет собой совокупность законодательных и иных нормативных правовыхактов, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения между субъектамиохранной деятельности и государством в связи с осуществлением охраннойдеятельности по обеспечению безопасности личности, объектов государственной инегосударственной охраны.
Правовое регулированиев сфере частного сыска и охраны осуществляется в рамках отдельногогражданско-правового института, который представляет собой особую совокупностьнорм, регулирующих на основе ряда общеправовых, отраслевых(гражданско-правовых) и институционных принципов, имущественные и неимущественныеотношения, возникающие при оказании сыскных или охранных услуг.
Принципами правовогоинститута, регулирующего отношения в сфере частного сыска и охраны, являются:
а) конфиденциальность;
б) взаимодействиесыскных и охранных организаций с правоохранительными органами;
в) необходимостьопределенного профессионального уровня работников сыскных и охранныхорганизаций;
г) недопустимостьприменения способов и средств, нарушающих права и свободы граждан;
д) ограниченноеприменение огнестрельного оружия и специальных средств.
Правовая основа частнойдетективной и охранной деятельности состоит из Федерального закона РоссийскойФедерации «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта1992 года, других законов и иных нормативно — правовых актов.
В данном случаеправовую основу как источник частной детективной и охранной деятельностиследует разделить на два элемента: внешний и внутренний.
К внешнему элементуправовой основы следует относить те законы и нормативные акты, которые являютсяфундаментальными и основополагающими, а также в соответствии, с которыми и наосновании которых осуществляется и регламентируется данный вид деятельности.
1. Конституция РФ, ст.ст. 19, 22, 23, 24 ч. 1, 25, 29 п. 4, 30, 34, 35 п. п. 1, 2, 3, 36, 49. Данныеположения Конституции составляют основы правового статуса личности в РоссийскойФедерации и гарантируют основные естественные и неотъемлемые права и свободычеловека и гражданина.
2. Гражданский КодексРФ, часть первая, ст. ст. 1, 9, 426.
В области осуществлениячастной детективной и охранной деятельности ГК РФ определяет и регулируетдоговорные отношения между сторонами, которые возникают по поводу данного видадеятельности, в частности заключение договоров на оказание соответствующихуслуг.
3. Уголовный Кодекс РФот 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, ст. ст. 37, 38, 39, 105, 108, 109, 112, 114 — 117,119, 127, 171, 203, 222, 223, 224, 225, 226.
К примеру, в ст. 203,ч. 1, говорится, что предусмотрена уголовная ответственность за превышениеруководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий,предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своейдеятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой егоприменения.
4. КоАП РФ от 30декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 25 июля 2002 г.), ст. ст. 2.7, 20.8, 20.11,20.13 и др. КоАП РФ также является правовой основой Закона «О частнойдетективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в той степени,в которой это предусмотрено вышеперечисленными статьями.
Также к внешнемуэлементу правовой основы относятся другие общеобязательные законы и нормативно- правовые акты в той части, в которой они затрагивают права и законныеинтересы юридических и физических лиц, осуществляющих частную детективную иохранную деятельность.
Помимо внешнегоэлемента правовой основы Закона РФ «О частной детективной и охраннойдеятельности» следует выделить внутренний элемент.
К внутреннему элементуотносятся нормативно — правовые акты регулятивного, регламентирующего,распорядительного и рекомендательного характера. В частности, к данномуэлементу можно отнести следующие нормативно — правовые акты: постановленияПравительства РФ, приказы министерств и ведомств, а также указания,распоряжения и письма государственных органов, чья компетенция затрагиваетвопросы, касающиеся частной детективной и охранной деятельности (ПостановлениеПравительства РФ от 14 августа 1992г. N 587 «Вопросы частной детективной иохранной деятельности»; Приказ МВД РФ от 2 декабря 1992г. N 442 «Онекоторых мерах по обеспечению исполнения органами внутренних делзаконодательства о частной детективной и охранной деятельности»; письмоМинистерства финансов РФ от 23 октября 1992г. N 99 «О порядке и размерахплатежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охраннойдеятельности»).
Фундаментом правовойсистемы обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере лицензированияи контроля за негосударственной (частной) охранной деятельностью являются нормыадминистративного права, поскольку государство в целом и его отдельные органы(прежде всего, милиция как функциональная часть правоохранительной системы) приосуществлении нормативно-правового регулирования играют решающую роль вформировании и функционировании данной деятельности.
Частная детективная иохранная деятельность отличается от правоохранительной деятельности,осуществляемой государственными органами по следующим признакам:
а) по своему характеручастная детективная и охранная деятельность, осуществляется на договорнойоснове и рассчитана на получение прибыли;
б) частная детективнаяи охранная деятельность базируется на договорных отношениях, где четкоопределены пределы и время возникновения и прекращения этих отношений;
в) лица, осуществляющиечастную сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лицправоохранительных органов и в случае нарушения своих обязанностей, несутответственность в ином порядке, нежели должностные лица государственныхправоохранительных органов;
г) государственнаяправоохранительная деятельность регулируется уголовным,уголовно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным,оперативно-розыскным законодательством, а негосударственная уголовным,административным и гражданским законодательством, что накладывает определенныйотпечаток на основополагающие принципы деятельности этих структур в целом;
д) частная детективнаяи охранная деятельность носит в основном превентивный характер. Компетенцияданных структур заканчивается (переходит к государственным правоохранительныморганам) в случае совершения преступных действий в отношении клиента.[4]
Таким образом, наосновании вышеизложенного представляется возможным сформулировать следующееопределение частной детективной и охранной деятельности в РФ: Частнаядетективная и охранная деятельность — это деятельность, по защите прав изаконных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иныхуслуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями,действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы,средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюденииустановленного порядка.
Отсутствие выработаннойгосударством единой правовой концепции цивилизованного функционированиянегосударственных (частных) охранных структур, их взаимодействия с инымисубъектами правоохранительной деятельности и жесткого контроля со стороныгосударственных органов привело к тому, что многие положения Закона РФ от 11марта 1992г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», атакже ряда подзаконных нормативных правовых актов перестали соответствоватьсложившимся общественным отношениям, что привело к проявлению в данной сферетенденции получения экономических преимуществ посредством использованияреального и потенциального насилия и стало одной из причин криминализации рынкаохранных услуг.
Практика применениязакона, более поздних подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных актовМВД России, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, выявилафакторы, затрудняющие нормальное становление этого института.
Дальнейший рост числачастных детективных и охранных предприятий создал предпосылки появления новых,как положительных, так и отрицательных, тенденций в этой сфере. Появилась,следовательно, необходимость дальнейшего правового регулирования исовершенствования контроля органов внутренних дел за частной детективной иохранной деятельностью.
15 января 2003 годавступил в силу Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений внекоторые законодательные акты РФ и в связи с принятием Федерального Закона „Олицензировании отдельных видов деятельности“. Данный закон вносит измененияи дополнения в Федеральные законы „О милиции“, „О частнойдетективной и охранной деятельности“, „Об оружии“.
Изменения в ФедеральномЗаконе РФ „О частной детективной и охранной деятельности“ носятвесьма значимый характер. Так, например, исключены положения, регламентирующиепродление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную иохранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должнырешаться только в судебном порядке. Исключены требования получения персональныхлицензий руководителями частных охранных предприятий и охранниками. Более того,формально сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охраннойдеятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшейтребования к охранникам, аналогичные требованиям к детективам.

1.2.Обязанности и правачастных детективов и охранной деятельности
Законом „О частнойдетективной и охранной деятельности“ (далее Закон) предусмотрено два видачастной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.
В целях сыскаразрешается предоставление следующих видов услуг (ст. 3):
1) сбор сведений погражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сборинформации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежныхделовых партнеров;
3) установлениеобстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельностифирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а такжеразглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
4) выяснение биографическихи других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с ихписьменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
5) поиск без вестипропавших граждан;
6) поиск утраченногогражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
7) сбор сведений поуголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток смомента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детективобязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя,прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Немаловажным являетсяфакт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охраннойдеятельностью, „не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскныедействия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания;действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительныхорганов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, нераспространяется“[5].
Согласно Закону сыскнаядеятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, такимобразом, законодатель приближает частного детектива к работнику правоохранительныхорганов, так же лишенному права совмещать службу с иными способами заработка.
Исчерпывающий перечень сыскных действий, путемвыполнения которых может вести расследование частный детектив, определен в ст.5 Закона. Согласно этой статье в ходе частной сыскной деятельности допускаютсяустный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок,изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешнийосмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получениянеобходимой информации в целях оказания детективных услуг, перечисленных в ст.3 Закона.
Допускаетсяиспользование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иныхсредств, а также средств оперативной радио- и телефонной связи, однако в данномслучае для осуществления этих действий существует определенное ограничение:частным детективам запрещается осуществлять видео- и аудиозапись, фото- икиносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на тосоответствующих должностных или частных лиц.
Нельзя не отметитьважность оговорок о согласии лиц, на которых направлена частная детективнаядеятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1ст. 23: „Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну…“.
Наконец, ст. 7 Законаустановлен целый ряд прямых ограничений в сфере частной детективнойдеятельности. Частным детективам запрещается:
1) скрывать отправоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенныхпреступлений. В данном случае ограничение предписывает совершение определенныхдействий частными детективами. В случае если частному детективу стали известныфакты готовящихся или совершенных преступлений, он обязан незамедлительносообщить об этом в ближайший орган внутренних дел. Также прямой обязанностьючастного детектива является оказание помощи и содействие следственным органамвнутренних дел в установлении фактов совершения преступления и его раскрытии;
2) выдавать себя засотрудников правоохранительных органов. Выдающий себя за сотрудникаправоохранительных органов частный детектив может понести ответственность лишьв том случае, если это действие совершено им в корыстных целях, а также еслипри совершении этого действия был причинен вред жизни, здоровью и имуществуграждан;
3) собирать сведения,связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельныхлиц;
4) осуществлять видео-и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях безписьменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
5) прибегать кдействиям, посягающим на права и свободы граждан, а именно:
— нарушать ипрепятствовать гражданину в осуществлении прав и свобод, связанных с полом,расой, национальностью, языком, происхождением, имущественным или должностнымположением, местом жительства, отношением к религии и т.д. (Конституция РФ);
— производить арест,заключать под стражу и содержать под стражей гражданина. Данные меры пресечениядопускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не можетбыть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ);
— вмешиваться в частнуюжизнь граждан, а также нарушать их права на неприкосновенность личной, семейнойтайны и на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ);
— нарушать тайнупереписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
— собирать, хранить,использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия(ч. 1 ст. 24 Конституции РФ);
— проникать в жилищепротив воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, предусмотренныхфедеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ);
6) совершать действия,ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
7) фальсифицироватьматериалы или вводить в заблуждение клиента;
8) разглашать собраннуюинформацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиентаили в интересах третьих лиц;
9) передавать своюлицензию для использования ее другими лицами.
Таким образом,законодателем установлены, с одной стороны, самостоятельность и независимость(автономность) частной детективной деятельности, а с другой – обязательностьосуществления этого вида деятельности в рамках действующего законодательства.
Частный детектив вправевести расследование только на основании письменного договора об оказаниидетективных услуг. Такой договор должен обязательно содержать сведения одоговаривающихся сторонах, в том числе номер и дату выдачи частному детективномупредприятию (объединению) лицензии на осуществление детективной деятельности,содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочную сумму денежныхрасходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дату заключениядоговора.
В договоре такжеобязательно должна быть предусмотрена обязанность частного детективногопредприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатахпроделанной работы, к которому прилагается уточненный расчет гонорара ирасходов частного детективного предприятия (объединения).
Частный детектив,заключая с клиентом договор на оказание услуг обязан в соответствии с этимдоговором предоставить полную и достоверную информацию по интересующим клиентавопросам. Все интересующие клиента вопросы изначально прописываются в договоре.В том случае, если частный детектив предоставил недостоверную информацию и темсамым ввел в заблуждение клиента, он несет ответственность, предусмотреннуюдоговором.[6]
В процессе дискуссий всредствах массовой информации, при принятии законов и в других случаях нередковозникает вопрос, почему государство не предоставляет частным детективамбольших возможностей для защиты частных интересов, являющихся в соответствии сКонституцией РФ приоритетными?
Например, почему лицам,занимающимся частной детективной деятельностью, нельзя осуществлять „прослушку“в интересах клиента, вызвать на опрос (допрос) лицо, обладающее определеннымисведениями, выполнять другие подобные действия в интересах частного лица?
При этом забывается,что один частный интерес не может преобладать над другими частными интересами,как и быть „абсолютно приоритетным“ по отношению к публичныминтересам, а значит, он может защищаться только до тех пределов, за которыминачинаются другие интересы, тоже охраняемые законом.
Необходимо отметить,что результаты детективных расследований, проводимых с нарушением Закона, неимеют юридической силы. Кроме того, за подобные действия детектив может бытьпривлечен к ответственности, вплоть до уголовной.
Оказание охранныхуслуг, перечисленных в части третьей статьи третьей Закона, разрешается толькопредприятиям, специально учрежденным для их выполнения, получившимсоответствующую лицензию в соответствии с Федеральным законом „Олицензировании отдельных видов деятельности“ и Положением о лицензированиинегосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным ПостановлениемПравительства РФ № 600 от 14 августа 2002 года.
Между сторонамизаключается возмездный договор, на основании которого сторона, осуществляющаячастную охранную деятельность, принимает на себя обязательства по охране жизнии здоровья своего клиента, а другая сторона, в свою очередь, обязуется оплатитьоказываемые услуги. Порядок и условия осуществления данной услуги определяютсясторонами самостоятельно.
Также разрешаетсяосуществлять деятельность, связанную с охраной имущества собственников.Имущество может являться как движимым, так и недвижимым. Если имуществодвижимое и подлежит транспортировке или перемещению, то лицам, осуществляющимданный вид деятельности, разрешается сопровождение охраняемого объекта.
Частные охранники,частные охранные предприятия и охранно-сыскные подразделения должныобеспечивать порядок в местах проведения массовых мероприятий. Также импредоставляется право содействовать правоохранительным органам, посредствомобеспечения правопорядка.
Частный охранник, как ичастный детектив, также не может выдавать себя за сотрудника правоохранительныхорганов, проводить оперативно-следственные действия, допрос, досмотр иприбегать к действиям, посягающим на права и обязанности граждан, а такжеставящим под угрозу их жизнь и здоровье.
Частный охранник связанс охранной организацией трудовым договором, и деятельность его регулируетсятрудовым законодательством России, правда, с некоторыми оговорками,обусловленными специфическим характером работы. На законном основании человекможет заниматься своей деятельностью лишь в том случае, если у него естьудостоверение частного охранника, выданное органами внутренних дел в порядке,установленном правительством.
В процессеосуществления частной охранной деятельности разрешается применять какспециальные средства, так и огнестрельное оружие.
Частные охранники имеютправо применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
— для отражениянападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
— для отражениягруппового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;
— для предупреждения(выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а так же для подачи сигналатревоги или вызова помощи.
Охранник либо частныйдетектив при применении специальных средств или огнестрельного оружия обязан:предупредить противника о намерении их использовать, предоставив при этомдостаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев,когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружиясоздает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь засобой иные тяжкие последствия; стремиться в зависимости от характера и степениопасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также оказываемогопротиводействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устраненииопасности, был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждениядоврачебную помощь и уведомить в возможно короткий срок о происшедшем органыздравоохранения и внутренних дел; немедленно уведомить прокурора обо всехслучаях смерти или причинения телесных повреждений.
О каждом случаеприменения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информироватьорган внутренних дел по месту применения оружия.
Лицо, совершившеепротивоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержаноохранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано ворган внутренних дел (милицию).

ГЛАВА 2. ПРЕВЫШЕНИЕПОЛНОМОЧИЙ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ И ДЕТЕКТИВНЫХ СЛУЖБ
2.1. Действия,разрешенные частным детективам
Законом о частнойдетективной и охранной деятельности (ст. 5) допускаются в ходе частной сыскнойдеятельности устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведениесправок, изучение предметов и документов (с письменного согласия ихвладельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдениедля получения необходимой информации в целях оказания вышеперечисленных услугсыска.
При осуществлениичастной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи,кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни издоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- ителефонной связи (ст. 5 Закона о частной детективной и охранной деятельности).
Частным детективамзапрещается (ст. 7 Закона о частной детективной и охранной деятельности):
скрывать отправоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся илисовершенных преступлений;
выдавать себя засотрудников правоохранительных органов;
собирать сведения,связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельныхлиц;
осуществлять видео- иаудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменногосогласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
прибегать к действиям,посягающим на права и свободы граждан;
совершать действия,ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
фальсифицироватьматериалы или вводить в заблуждение клиента;
разглашать собраннуюинформацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиентаили в интересах третьих лиц;
передавать своюлицензию для использования ее другими лицами.
Проведение сыскныхдействий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфныхсообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности илижилища, влечет за собой установленную законом ответственность.
Граждане, занимающиесячастной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либооперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенцииорганов дознания (ст.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности).
2.2. Превышениеполномочий
Превышение полномочийслужащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК). Деятельностьслужащих частных охранных или детективных служб осуществляется на основе ЗаконаРФ от 11 марта 1992 г. „О частной детективной и охранной деятельности вРоссийской Федерации“*(121).
Статья 1 этого Законаопределяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмезднойдоговорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющимиспециальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защитызаконных прав и интересов своих клиентов. Установление уголовнойответственности за превышение полномочий служащими частных охранных илидетективных служб продиктовано, во-первых, необходимостью обеспечитьэффективную защиту от преступных посягательств в сфере предпринимательской ииной экономической деятельности; во-вторых, установлением правового контроля зазаконностью действий частных правоохранительных органов (служб).
Для осуществления своихзадач служащие частных охранных и детективных служб наделяются соответствующимиполномочиями. Так, согласно Закону, частным детективам разрешается:
сбор сведений погражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка,сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных илиненадежных деловых партнеров;
установлениеобстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельностифирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а такжеразглашение сведений, составляющих коммерческую тайну;
выяснениебиографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах(с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
поиск без вестипропавших граждан;
поиск утраченногогражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
сбор сведений поуголовным делам на договорной основе с участниками процесса, с обязательнымусловием, что в течение суток с момента заключения контракта на сбор такихсведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящеедознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находитсяуголовное дело (ст. 3 Закона).
В функции лиц,занимающихся охранной деятельностью, входят следующие полномочия:
защита жизни и здоровьяграждан;
охрана имуществасобственников, в том числе при его транспортировке;
проектирование, монтажи эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
обеспечение порядка вместах проведения массовых мероприятий;
консультирование иподготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты отпротивоправных посягательств.
В ходе осуществлениячастной детективной деятельности, сопряженной с опасностью для жизни издоровья, разрешается применять специальные средства, порядок приобретения,учета, хранения и ношения которых устанавливается Правительством РФ .
Закон запрещает частнымдетективам прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, атакже совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь,достоинство и имущество граждан.
При осуществлениичастной охранной деятельности разрешено применение специальных средств(резиновая палка, наручники и др.) и огнестрельного оружия в случаях и порядке,предусмотренных Законом (ст. 16-18) и в пределах прав, предоставленныхлицензией. Закон „О частной детективной и охранной деятельности вРоссийской Федерации“ в ст. 16-18 детально регламентирует условия, порядоки пределы применения специальных средств и огнестрельного оружия. В частности,специальные средства могут применяться для:
а) отражения нападения,непосредственно угрожающего жизни и здоровью детектива или охранника;
б) пресеченияпреступления против охраняемой собственности, когда правонарушитель оказываетфизическое сопротивление. Закон запрещает применение специальных средств вотношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признакамиинвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известенчастному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженногосопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни издоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности. При такихже обстоятельствах Закон запрещает использование огнестрельного оружия,которое, кроме указанных случаев, нельзя применять при значительном скоплениилюдей, когда от этого оружия могут пострадать посторонние лица.
Орган внутренних дел,выдавший лицензию на занятие частной детективной или охранной деятельностью,вправе ее аннулировать в случае нарушения или неисполнения требований Закона,касающихся этих видов деятельности. Если служащий частной охранной илидетективной службы превышает свои полномочия в более грубой форме, то приналичии в его действиях признаков, указанных в ст. 203 УК, он подлежитуголовной ответственности.
Уголовный кодекс (ст.203) предусматривает ответственность руководителей или служащих частнойохранной или детективной службы за превышение полномочий, предоставленных всоответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если эти действиясовершены с применением насилия или угроз его применения. Можно сказать, чточастные детективы и охранники имеют право применять насилие при осуществлениисыскной или охранной деятельности в ситуациях и в пределах правомернойнеобходимой обороны, крайней необходимости, а также при задержании лица,совершившего преступление.
Непосредственнымобъектом преступления является установленный государством порядок сферыдеятельности частных охранных и детективных служб. В качестве дополнительногообъекта могут выступать честь, достоинство, здоровье человека.
Объективную сторонупреступления, предусмотренного ст. 203 УК, образует превышение полномочий,предоставленных Законом и лицензией на занятие частной детективной или охраннойдеятельностью, вопреки задачам этой деятельности, если деяние совершено сприменением насилия или с угрозой его применения. Таким образом, действия,образующие объективную сторону преступления, характеризуются тремя признаками:
1) совершаютсядействия, выходящие за пределы полномочий, предоставленных лицензиейруководителю или служащему частной охранной или детективной службы, вопрекизадачам этой деятельности;
2) совершаются такиедействия, выходящие за пределы полномочий, которые сопряжены с применениемфизического или психического насилия или с угрозой применения такого насилия;
3) должна бытьустановлена причинная связь между превышением полномочий соответствующих лиц инасилием или высказанной угрозой насилия.
Следовательно,превышение полномочий, предоставленных в соответствии с лицензией на занятиечастной детективной или охранной деятельностью, может выражаться только всовершении действий, сопряженных с насилием или угрозой применения насилия.Поэтому само по себе превышение полномочий без применения насилия или угрозыего применения, например, производство обыска, применение спецсредств сотступлением от законных оснований, состав преступления не образует.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее времячастная детективная и охранная деятельность переживает „периоднормативно-правового многообразия“[7].Одновременно действуют Федеральный Закон „О частной детективной и охраннойдеятельности“, Федеральный Закон „Об оружии“, Гражданский иУголовный кодексы РФ, ряд Постановлений Правительства РФ и соответствующихведомственных нормативно-правовых актов. Существенные изменения в правовую базувнес Федеральный Закон „О лицензировании отдельных видов деятельности“в соответствии с которым были приняты новые нормативно-правовые акты и внесеныизменения в старые.
15 января 2003 годавступил в силу Федеральный Закон „О внесении изменений и дополнений внекоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятиемФедерального Закона “О лицензировании отдельных видов деятельности».Данный закон вносит изменения и дополнения в Федеральные законы «О милиции»,«О частной детективной и охранной деятельности», «Об оружии»и т.д. Изменения в ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности»носят весьма значимый характер.
Так, например,исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулированиелицензий на частную детективную и охранную деятельность. Таким образом, вопросыаннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключенытребования получения персональных лицензий руководителями частных охранныхпредприятий и охранниками. Более того, формально сняты ограничения к физическимлицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочнойнормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям кдетективам. В то же время в статье 16 часть 3 осталась норма, связывающаяобязанность проходить периодическую проверку частных детективов и охранников,обладающих лицензией, на пригодность к действиям в условиях, связанных сприменением специальных средств и огнестрельного оружия.
Изменения, внесенные взакон, не коснулись служб безопасности предприятий. Соответственно их право насуществование никто не отменял. Осуществление службами безопасности «охранно-сыскнойдеятельности» можно трактовать двояко. Либо это синоним охранной и сыскнойдеятельности, требующий получения двух лицензия, либо особый вид деятельности,формально под лицензирование не подпадающий. Трактовка зависит отангажированности комментатора. Требования в отношении деятельности служббезопасности одно – согласование устава. Однако правовой статус работниковслужб безопасности приравнен к работникам частных охранных предприятий и всвязи с этим необходимо наличие соответствующей квалификации и получениеудостоверений охранников.
Другие мелкие изменениякасаются приведения терминов в соответствие с законом «О лицензированииотдельных видов деятельности». Новым нормативным документом являетсяПостановление Правительства РФ №600, утвердившее Положения о порядкелицензирования сыскной и охранной деятельности. Положения содержат ряд норм,имеющих очень важное значение. Например, впервые сформулированы лицензионныетребования и условия. В то же время указанные Положения не устраняют всепробелы законодательства, регулирующего охранную деятельность. Так донастоящего времени не узаконен институт телохранителей. По действующему Законуможно охранять собственность, но не жизнь физического лица. Для приведения всистему совокупности нормативно-правовых актов, регулирующих лицензированиесыскной и охранной деятельности, требуется еще переиздать Инструкцию о порядкелицензирования, введенную Приказом МВД №292, работа над которой в настоящеевремя ведется. Однако существующие в законодательстве пробелы она не сможетликвидировать по определению, т.к. не является законом.
Анализвышеперечисленных нормативных документов неизбежно приводит к выводу об острейшейнеобходимости принятия новой редакции закона «О частной детективной иохранной деятельности» поскольку реальная практика негосударственнойохранной и сыскной деятельности настолько ушла вперед, что по ряду позицийследовать букве закона невозможно, что приводит к достаточно вольномутолкованию закона в подзаконных актах, поскольку иначе работать было бызатруднительно. Хотя поправки, внесенные в Закон «О частной детективной иохранной деятельности», не столько ликвидировали пробелы в праве, сколькопородили новые, работать частным детективам и охранникам приходиться сейчас ируководствоваться необходимо нынешней нормативно-правовой базой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1.        КонституцияРФ.
2.        ФЗРФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10.01.2003г № 15-ФЗ).
3.        ФЗРФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001года №128-ФЗ.
4.        ФЗРФ «Об оружии» от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ (с изменениями от21.07.98, 31.07.98, 17.12.98, 19.11.99, 10.04.2000, 26.07.2001, 08.08.2001,27.11.2001, 10.01.2003, 30.06.2003).
Литература:
1.        ПостановлениеПравительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективнойи охранной деятельности».
2.        ПриказМВД РФ от 2 декабря 1992 г. № 442 «О некоторых мерах по обеспечениюисполнения органами внутренних дел законодательства о частной детективной иохранной деятельности».
3.        АлександровА. И. Развитие института частной правоохраны. //Мир безопасности. — 1997. — №1.
4.        Захарова Т. В. Комментарий к закону «О частной детективной иохранной деятельности в Российской Федерации. -М.: Юстицинформ, 2003.
7.        Мак-МакВ.П., Савелий М.Ф. Закон о частной детективной и охранной деятельности вРоссийской Федерации. Научно-практический комментарий. — М. Юристъ. 1997.
8.        МаршуновМ.Н. Комментарии к Законам „Об оружии“, „О частной детективной иохранной деятельности. “ — М. — СПб.: Герда ,1998.
9.        СолнышковаО.В. Соотношение частной охранной и детективной и правоохранительнойдеятельности //»Журнал российского права". — 2001. — № 9.
10.     СолнышковаО.В. Специальная правоспособность субъектов частной детективной и охраннойдеятельности //«Журнал российского права». -2001.- № 5.
11.     ТиловЭ.П. Нормативные основы деятельности сотрудника частной службы безопасности:Учеб. пособие. Ч. 1. — СПб.: Балт-Норд, 1998.
12.     ШестаковВ. профессор, эксперт комитета по безопасности Государственной Думы. Концепцияформирования охранного законодательства в РФ. //www.chekist. ru/
13.     ЯрославскийА. Б. Частная детективная и охранная деятельность: правовая регламентация ипорядок осуществления. — СПб., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.