ПЛАН
Введение
2. Виды налогов
3. Основные функцииналогов
3.1.Фискальная функция
3.2.Распределительная функция.
3.3. Регулирующая функция
3.4.Контрольная функция
3.5.Поощрительная функция
4. Статистика налогов
Заключение
Литература
Введение
Налогом называется обязательный платеж,поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах ив установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, впостроении и методах, исчисления которых реализуются определенныепринципы, образуют налоговую систему страны.
Налоговая система возникла иразвивалась вместе с государством. На самых ранних ступеняхгосударственных организаций начальной формой налогообложения можно считатьжертвоприношение. Не следует думать, чтооно было основано исключительно на добровольных началах.Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
Во времена натурального хозяйства ужесуществовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян,ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых онипроживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая,постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей длясобственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
• защита территории;
• выполнение управляющих и распределительных функций;
• поддержание внутреннего порядка;
• сбор налогов и податей с населения.
По мере развитияэкономических отношений, появились и совершенствовались новые видыналогообложения. Показательным примером может служить то, что вXVIT веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34налогами (акцизами)
Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 годуБенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «Вэтом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти иналогов».
По мере развития государства как социального института, налоговаясистема стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странахраспространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того,что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговойставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к ростугосударственных доходов только до какого-то придела, пока не начнетсокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этотпредел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а ксокращению доходов бюджета.
Во второй половине 80-х — начале 90-х годов XX века ведущие странымира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция,.Япония, Швеция инекоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение инакопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях сниженаставка налога на прибыль корпораций. Например:
• в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%;
• в Великобритании — с 45 до 35%;
• во Франции — в 1986 году с 50 до 45%, а в 1991 году -до 42%;
• в Японии — в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году — до 37,5%.
В 1994 году началось поспешное проведениеналоговой реформы в Дании.
Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения иформирования налоговой системы Российской Федерации.
В настоящей работе мы рассмотрим сущностьналогов, их виды и основные функции.
1. Экономическая сущность налогов
Экономическая сущность налогов характеризуется денежнымиотношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическимилицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественноеназначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтомуналог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ейфункциями.
Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделениемобщества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан,необходимые для содержания… публичной власти… ».1 В историиразвития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов,поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективныхпотребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могутбыть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размерналогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнениеминимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем большефункций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Таким образом, налогообложение — это система распределения доходовмежду юридическими или физическими лицами и государством, а налогипредставляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством наоснове закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественныхпотребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц,получающих доходы,
участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясьинструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои всистеме распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в
/>
К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд.;том 21, стр.171.
развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступаютважнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность.Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точкизрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, которыйпонесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядокналогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплатыналога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взысканияза невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого
назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства.Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент завносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является однойиз черт составляющих их юридическую характеристику.
В условиях рыночной экономики любое государство широко используетналоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия нанегативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощныминструментом управления экономикой в условиях рынка.
В переходный к рынку период налоговая системаявляется одним из важнейших экономических регуляторов, основойфинансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Оттого, насколько правильно построена система налогообложения, зависитэффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговаясистема на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий опутях и методах реформирования, равно как и острой критики.
В налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономическихпроцессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могутбыть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.
Так, налоги могут использоваться для регулирования производства — стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития илисдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.
С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например,такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос ипокупательную способность населения в отношении тех товаров, на которыераспространяется этот налог.
В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения.Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитыватьнеобходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.
Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографическиепроцессы, молодежную политику, иные социальные явления.
Но налоги это не только экономическая категория,но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражаютобщие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительныепризнаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяютих из всей совокупности финансовых отношений.
Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государствув определенных законодательством размерах и в установленные сроки.
В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можнорассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказываетнаселению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешнейбезопасности, экономической и социальной стабильности и других благ,относящихся к категории общественных.
Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долюоблагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может бытьденежным и натуральным.
По объектам обложения налоги делятся:
- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты,дивиденды, ренту);
— налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
— налог на имущество (предприятий и граждан);
- налог на определенные виды деятельности и сделки (например,сделки с ценными бумагами);
— налог за пользование природным ресурсами.
Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственнойвласти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают всоответствующие бюджеты.
Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетныефонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.
Для понимания сущности налогов не малое значениеимеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:
1. Императивность — то есть требование со стороны государстваобязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства,применяются соответствующие санкции.
2. Смена собственника — в частности через налоги, доля частнойсобственности становится государственной или муниципальной, образуя бюджетныйфонд.
3. Безвозвратность и безвозмездность — налоговые платежи обезличиваютсяи не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездноеизъятие государством части средств предприятий, организаций и населения позаранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаютсяпринудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательныхактах государства, которые устанавливают конкретные методы построения ивзимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов. К важнейшимэлементам налогов относятся:
1. Субъект налога — налогоплательщик, то есть физическое илиюридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатитьналог.
2. Носитель налога — юридическое или физическое лицо, уплачивающееналог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъектуналога, а не государству. Классический пример этому — субъект налога — производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога —покупатель товара.
3. Объект налога — доход или имущество, измеренные количественно,которые служат базой для исчисления налога.
4. Налоговая база — денежная или физическая илииная характеристика объекта налогообложения.
5. Источник налога — это доход, из котороговыплачивается налог.
6. Единица обложения — единица, в которой измеряется величинаналога.
7. Ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объектаналога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента иназывается налоговой квотой.
8. Оклад налога.
9. Налоговый период — срок, в который должен быть уплачен налог,и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо отвины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
10. Налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщикаот налога.
Способ взимания налога — тоже достаточно существенное звено впонимании существа налогов и налоговой системы. Дело в том, что от того какимименно образом происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которойраспоряжается гражданин. Например, одно дело — получать заработную плату,тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налогвзимается сразу и заработная плата автоматически оказывается с вычетом налога.Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кадастровыйспособ —(от слова кадастр — таблица, справочник)
когда объект налога дифференцирован на группы поопределенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится вспециальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставканалога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит отдоходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцевтранспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощноститранспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортноесредство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налогаприводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого методаявляется то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом,получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающимдоход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получательдохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог сфизических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, накоторой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработнойплаты из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная суммавыплачивается работнику.
Для того, чтобы достоинства налогов усиливались, а их недостаткинейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основных принциповналогообложения.
Определение и соблюдение этих принципов важно также и для того,чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей.
Первые пять принципов (наиболее фундаментальных), ставшихклассическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в своевремя выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:
1. Принципсправедливости налогообложения. Суть принципа
заключается в обеспечении равномерного наложенияналогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует оботносительности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальныйподушный налог, согласно которому каждый человек должен был платить подушныйналог, который для всех был одинаков.
Таблица 1, показывает, что для бедного человека такой налог можетпредставлять тяжкое бремя, а для богатого — он совсем не ощутим.
Таблица 1.
« Влияние различных типов налогов на разныедоходы».
Тип налога
Ставка
налога,
%
Размер дохода (р.) трёх субъектов в год
10 000
40 000
900 000
Налог
Чистый
доход
Налог
Чистый
доход
Налог
Чистый
доход
Подушный
1000
9000
1000
39000
1000
899000
Пропорцио-
нальный
10
1000
9000
4000
36000
9000
810000
Прогрес-сивный
10
1000
9000
20
8000
32000
30
21000
690000
Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по единойставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же таблица показывает,что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величинаналога оказывается небольшой у бедняка и весьма значительной у богача. Ноочевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсемне маленькой. Вот почему более справедливым считается прогрессивный налог,предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высокиеи сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходови повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. Всовременной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливыми добился установления единого подоходного налога в 13%.
2. Принцип постоянства налогов. Данныйпринцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобыплательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству.Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее более увереннои успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальноеналогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался наоткуп специальным сборщикам, которые передавали государю определенную сумму изсобранных налогов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше,сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры налогов,вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недовольство, особенно унарождавшейся буржуазии.
3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков.Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманываютпри изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремятся по возможности своидоходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой ипонятной.
Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплатуналогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определениивыдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог).Для плательщика также удобно, когда налоги берут не раз в год, а ежемесячно — размер налога кажется не столь значительным.
4. Принцип экономичности налогообложения. Во времена А.Смитаобъектами налогообложения были самые разнообразные вещи: окна в домах, стекла,уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовалосоответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами.Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсемнезначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.
В современных условиях принцип экономичностирассматривается более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения.
Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и отставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемомпоступлений, чем невысокая ставка. Зависимость объема налоговых поступлений отуровня налоговой ставки иллюстрируется с помощью кривой Лаффера.
Кривая хорошо показывает, что ставка налога не должна превышать50%, так как дальнейшее ее повышение влечет снижение налоговых поступлений.Последние могут опуститься до нуля, если установить 100%-ю ставку. Этатенденция обусловлена тем, что у плательщиков исчезает стимул иметь высокиедоходы, так как все равно большую часть их придется отдать. Кроме того,получаемые доходы плательщики начинают скрывать. Наиболее выгодная величинаналоговой ставки зависит от конкретных условий в той или иной стране. Она можетбыть довольно высокой в военное время. Если в стране процветает казнокрадство,налоги идут на строительство роскошных дач государственных чиновников, то дажене очень высокая ставка вызывает возмущение плательщиков.
/>
Рис. 1. Кривая Лаффера
5. Кривая Лаффера выводит еще на один принцип, который выдвинулеще А. Смит — это принцип неотягощенности налогов. Размер налога должен бытьтаким, чтобы он не очень обременял плательщиков, и они могли его уплатить безособого ущерба для своего благосостояния.
К предложенным А.Смитом принципам налогообложения в современныхусловиях добавляются также принципы обязательности и всеобщностиналогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстаеткак обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено. Для этого,например, в РФ созданы специальные органы в виде налоговых инспекций иналоговых полиций, которые следят за уплатой налогов, выявляют и наказываютнеплательщиков.
Выделяют также еще один принцип — системность налогообложения.
Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов,их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органыобразуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой,все её элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этомслучае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливаяее, обеспечивая ей необходимый динамизм.
В настоящее время эти принципы расширены и дополнены экономическойнаукой в соответствии с духом нового времени.
Современные принципы налогообложения таковы:
1. Уровеньналоговой ставки должен устанавливаться с учетом
возможностей налогоплательщика, т.е. уровнядоходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход,тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается
далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываютсяпропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходовносило однократный характер. Многократное обложение дохода или капиталанедопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитыхстранах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающейкривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всегоодин раз вплоть до его реализации.
3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должнаоставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми,понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений,собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой кменяющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределениесоздаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономическойполитики.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятияналогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройногообложения.
Заканчивая обзор сущности налогов, необходимоотметить, что налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнеесистема налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: онможет заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществлениятого или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции.Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельностьвсегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если кнеустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговойсистемы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более —самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставкиналогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же частьожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. «Застывших»систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложенияотражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивостьсоциально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — ивсе это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иныхусловий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям,вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства.В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки,льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.
Сочетание стабильности и динамичности,подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакиеизменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; составналоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течениенескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и,соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, еслиостаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговойсистемы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставкиналогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменениямогут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены ибыли известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственногогода. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицитаи его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль илидоход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системыхозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательскойдеятельности.
Стабильность налогов означает относительнуюнеизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, атакже наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношенияпредпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в видусегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах,налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системыналогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономическойситуации в стране и в общественном производстве.
2. Виды налогов
Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения,механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость ихсистематизации и классификации.
Самым первым и наиболее употребительным до настоящего времениявляется деление налогов по критерию отнесения налогообложения кподоходно-поимущественному или к обложению расходов на потребление, на дваосновных вида — прямые и косвенные.
В соответствии с этим критерием прямые налоги — это налоги надоходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридическоголица.
К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на прибыль,взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог,налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, нанаследство и дарение.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика(земля, недвижимость и т. п.) на основе кадастра — перечня объектов обложения,составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а недействительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силуфакта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика.В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: платаза землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.
Личные налоги в отличие от реальных учитываютплатежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика сучетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различаютследующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог наприбыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений идр.
Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Онипредставляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К нимотносятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налогна покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает какценообразующий фактор.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всегодело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются варендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенныеналоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степениэластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менееэластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чемменее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя,а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичностьпредложения растет, и на потребителя перекладывается все большая частькосвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенныхналогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичностипредложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложенийили перелив капитала в другие сферы деятельности.
Каждый из этих видов налогов имеет своидостоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного вполучении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе,так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.
Основным преимуществом прямого налогообложения является то, чтопрямые налоги — это более определенный, твердый и постоянный источник доходовбюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностьюналогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. Кнедостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности ксбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.
Достоинства косвенных налогов связаны с их скрытым характером.Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене неуказано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точкизрения это очень важно.
Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостьюможно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне,позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.
Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.
Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государствувлиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранныхконкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.
Главный недостаток косвенных налогов заключаетсяв том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени срединаселения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-завключения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. Вэтой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, инаоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.
Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционномхарактере.
Помимо деления налогов на прямые и косвенные бывают другиеклассификации.
Так, например, различают твердые, пропорциональные, прогрессивныеи регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются вабсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные— действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учетадифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагаютвозрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это теналоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивныеставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений вбюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальныхрасходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либоопределенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевоеназначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления надорожные фонды).
Также, принята классификация налогов взависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В соответствии с этимкритерием налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), региональныеи местные. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы,налоги на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступления отналогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местнымибюджетами в заранее согласованных пропорциях.
Говоря о видах налогов, необходимо также отметить, что существуютдва вида налоговой системы — шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговойсистеме весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедулы.Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедулмогут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога,перечисленные выше
Таблица 2.
«Классификация налогов».Признаки Виды налогов Признаки Виды налогов
По субъекту
налогообло-
жения
По способу
изъятия
• с физических лиц
• с юридических лиц
По объекту
налогоо6ло-
жения
По способу
налогообло-
женин
• имущественные
• на потребление
• на доходы
• ресурсные (рент-
ные)
• прямые
• косвенные
• кадастровые
• у источника
• по декларации
По источни-
ку уплаты
• зарплата
• выручка
• доход или прибыль
• себестоимость
• стоимость иму- щества по кадастру и др.
По назначе-
нию
• общие (без привязки
к конкретному рас-
ходу)
• специальные (целевые)
По уровням
бюджетов, в
которые
поступают
налоги
• центральные (фе-
деральные, рес-
публиканские)
• региональные
• местные
По методу
исчисления
• пропорциональные
• прогрессивные
• регрессивные
• твердые (в абсолют-
ных суммах)
• линейные
• ступенчатые
В глобальной налоговой системе все доходыфизических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчаетрасчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западныхгосударствах.
Кроме вышеназванных существуют и более подробныеи развернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременнонесколько критериев. Пример такой классификации приведен в таблице 2.
3. Основные функции налогов
Функции налогообложения — это проявление его сущности и свойств. Впервую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначениекак инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходовгосударства.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколькофункций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов.Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторывыделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:
• фискальная;
• распределительная (социальная);
• регулирующая;
• контрольная;
• поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, чтоуказанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер,так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
3.1. Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus — корзина) в ДревнемРиме, начиная с IV века н.э., — единый общегосударственный центр Римской империи,куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственныерасходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином «фиск»государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения.Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов:формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а такжеаккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных илицелевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можноназвать производными от фискальной.
3.2. Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют — перераспределительная)(социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходовмежду различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходитпередача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счетвозложения налогового бремени на более сильные категории населения.Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим.Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы,устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, напредметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируютсясредства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, какпроизводственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяетчасть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее наразвитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции икапиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками
окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,электростанции и др.
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговаясистема позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, какэто сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путемустановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной частибюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобожденияот налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
3.3. Регулирующая функция
С развитием экономической системы возникла необходимостьопределённого корректирующего воздействия государства на макроэкономическиепараметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, какпроисходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двухосновных направлениях:
— регулирование рыночных, товарно-денежныхотношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры»,то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношениядействующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей инаемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкциигосударственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а такжебирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов,ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственногорегулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
— регулирование развития народного хозяйства, общественногопроизводства в условиях, когда основным объективным экономическим законом,действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главнымобразом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересылюдей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодномобществу направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическимиметодами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрированияссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальныхвложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственныхпрограмм и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методовзанимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяяусловия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государствосоздает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,способствует решению актуальных для общества проблем.
Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределениечерез государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей,регионов.
Налоговое регулирование стало активно практиковаться,начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется через установление налогов идифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказываетстимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции иплатежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет кувеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестициии занятость. Повышение же налогов — обычный способ борьбы с «перегревом»рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономическойдеятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговыйоборот.
По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налогисуществуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
Регулирующая функция направлена на достижение посредствомналоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Этафункция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую ивоспроизводственную.
Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех илииных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот иосвобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкийнабор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов,сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальныевложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.
Стимулирующее воздействие налогов реализуетсячерез систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общихоснов и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются,как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками всоответствии с экономической политикой государства.
Налоговые льготы используются и для смягчения социальногонеравенства. Таким образом, через регулирующую функцию проявляется социальнаяфункция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства вобществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционныеправа граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функцииотносятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональныеналоговые вычеты и др. показатели.
Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношениемежду доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенствомежду ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальнаяфункция налогов через установление необлагаемого минимума доходов,предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения(многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориямграждан).
Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установлениечерез налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономическихпроцессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так,для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин,налога на имущество, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция предназначена дляаккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункциювыполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата заводу. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельскогохозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочихэкономических факторов не приносит желаемого результата, посколькуинвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностямиразвития производства и расширения бизнеса.1
В то же время регулирующая функция налогов действует сразу инепосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерногоналогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потериего эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российскоекрестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством)привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налогана прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов,пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х — начале 90-хгодов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политикапротекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иныхтоваров.
/>
Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб.— 2-еиздание — М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 1996 г.
3.4. Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль надфинансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источникамидоходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественноесопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах.Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы,обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимостьвнесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
3.5. Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государствомособых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставлениеналоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России идругие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмовдля реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого доходафизических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи состроительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительнойдеятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемыйдоход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платнымобучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например,реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные(коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функцийсоздаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируютсясоциально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личныхи государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественнофискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налогестимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечениипоступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов.Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередьвыполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественныхрасходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, чтостимулирующая и регулирующая функции менее важны.
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигаетсяпутём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямогодирективного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельныеотрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различныхсферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.1
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налоговесть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой инароднохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции,то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересыконкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налоговпроявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения,масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики.Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов,применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а такжедругие.
/>
1Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред.проф. В.Д.Камаева. — М: Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999. — С.148.
Заключение
Мы рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь взаключение работы, постараемся сделать некоторые обобщения относительноизученной темы.
Итак, применение налогов является одним из экономических методовуправления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов скоммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо отведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовойформы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощиналогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечениеиностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц,получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовыхресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политикигосударства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором перераспределения национальногодохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитиитой или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько жесуществуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимальногоналогообложения.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-тонеизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но иинструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены исистему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный илинедостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятнымпоследствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны,правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот искидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовыхнакоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новыхинвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговыхплатежей из казны.1
/>
1 Курс экономики: Учеб./ Под ред. проф.Р.А.Райзберга — М.: ИНФРА — М., 1999. — С.203.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андриянов В.П.,Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. – М.: «ЮНИТИ», 2004, — 335с
2. Барулин С.В.Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. –1996, — №3. – с.25-29
3. БорисовЕ.Ф.Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:«Юрайт-М», 2000, – 535с
4. Бункина М.К., СемёновА.М. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2003, – 544с
5. Бугаян И.Р.Макроэкономика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000, – 352с
6. ГукасьянГ.И.Экономическая теория. Ключевые вопросы. – М.: «Инфра-М», 1998, — 284с
7. Гукаськова М.Ф.,Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1999, — 278с
8. Иохин В.Я.Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005, — 861с
9. Камаев В.Д.Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб.и доп. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, — 384с
10. Караваева И.В.Налоговое регулирование рыночной экономики. Учеб. пособие для вузов.– М.: «Юнити-дана», 2000, — 215с
11. Кураков Л.П.,Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. – М.: «Гелио» АРВ, 2005, — 536с
12. Курс экономики:Учеб./ Под ред. проф. F.А.Райзберга – М.: «Инфра – М»., 1999, — 305с
13. Макконел К.Р., Брю С.Л.Экономикс: принципы, проблемы и политика:
Пер. с 13-го англ. изд. –М.: «Инфра-М», 2001, — 974с
14. Матвеев Т. Ю.,Никулина И.Н. Основы экономической теории. – М.:
«Дрофа», 2003, — 213с
15. Миронова Т.Н.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – «Минск», 2002, — 304с
16. Основыэкономической теории: Учеб. пособие / под ред. Проф. В.Д. Каменева. – М.:Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999, — 196с
17. Пансков В.Г.Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп. –М.: «Книжный мир», 2000, — 592с
18. Романенко И.В.Экономическая теория: Конспект лекций. – СПб: « Изд-во Михайлова В.А.», 2003, — 62с
19. Рузавин Г.И.Основы рыночной экономики: Учебник – М., Банки и биржи, «ЮНИТИ», 1996, — 384с
20. Седов В.В.Экономическая теория: В 3-х ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учебное пособие. –Челябинск, 2002, — 214с
21. Симкина Л.Г.Экономическая теория. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер Принт, 2006, –384с
22. Филлипов Н.И.Основы экономической теории. – Екатеренбург, 2001, — 131с
23. Ходов В.Л. Налогии налоговое регулирование экономики. – М.: «ТЕИС», 2003, — 254с
24. Шишкин А.Ф.Экономическая теория: учеб. Кн. 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр«ВЛАДОС», 1996, — 352с