Реферат по предмету "Финансовые науки"


Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации

РЕФЕРАТ
«Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации»

1. Цели и задачи валютного регулирования
Валютное регулирование в широком смысле — это регламентациягосударством основных принципов организации национальной валютной системы имеханизмов ее функционирования. Сущность валютного регулирования заключается всоздании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты,валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, котораяотвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе стем отражала бы потребности текущего момента.
Содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это посуществу совокупность таких процессов, как:
деятельность государственных органов по управлению обращениемвалюты;
контроль государства за валютными операциями;
воздействие на курс национальной валюты;
ограничение использования иностранной валюты;
совокупность законодательных, административных, экономических иорганизационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций свалютными ценностями.
Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило,включают в себя:
накапливание статистических данных об экспорте из страны и импортев страну;
регулирование вывоза из страны стратегического сырья;
регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны,куплю-продажу ценных бумаг;
покупку резидентами и нерезидентами недвижимости на территориистраны или за ее пределами;
определение курса валюты данной страны по отношению к прочимвалютам;
регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами инерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);
регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной отпроведения экспортных операций.
Валютное регулирование формируется и во многом определяетсяпроводимой государством валютной политикой. Валютная политика — совокупностьгосударственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных надостижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннегои внешнего равновесия. При этом валютная политика всегда определяетсявалютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мировогохозяйства.
Валютное регулирование в узком смысле — это элемент валютнойполитики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведениеопераций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютнымиценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.
Валютное регулирование может быть:
прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование — совокупностьзаконодательных и административных действий власти, определяющих порядокпроведения операций с валютными ценностями. Косвенное валютное регулирование — совокупность экономических методов воздействия на участниковвнешнеэкономических связей путем создания у них экономическойзаинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладаниетого или иного метода валютного регулирования, определяет его характер;
либеральным или ограничительным. Либеральное валютноерегулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно незатрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса.Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует наформирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формойвыступают валютные ограничения, т.е. законодательное или административноезапрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов инерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.
Формы валютных ограничений разнообразны: ограничение или запрет наэкспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютныхкурсов и т.д.
Валютное регулирование осуществляется государством посредствомиспользования определенных инструментов, которые представляют собой конкретныеорганизационные и экономические меры, с помощью которых государствовоздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутристраны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизмих использования формируются под определенным воздействием реальноймакроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики и действующего встране законодательства. Так, к инструментам валютного регулирования относятсяприменяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафныесанкции, валютные интервенции и т.д.
Валютное регулирование осуществляется посредством механизмавалютного контроля. Валютный контроль — это система мер по обеспечениюисполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленныхгосударством. По существу, валютный контроль обеспечивает эффективностьвалютного регулирования и поэтому является его составной частью.
Для осуществления валютного контроля внешнеэкономическойдеятельности создается специальный механизм, который включает специальныеинструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.
Валютное регулирование существует во всех странах. В России оноосуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г № 3615-1 «Овалютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации», который определяет:
принципы проведения валютных операций в Российской Федерации;
полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования ивалютного контроля;
права и обязанности юридических и физических лиц в отношениивладения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
меру ответственности за нарушение валютного законодательства.
Действие Закона — юридическая основа создания национальной валютнойсистемы РФ.
Основной элемент национальной валютной системы — национальнаявалюта. Закон дает четкое определение самого понятия «национальная российскаявалюта». Так, к «валюте Российской Федерации»- относятся:
находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые изобращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот)Центрального банка РФ и монеты;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежденияхв РФ;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учрежденияхза пределами РФ (на основании межправительственных соглашений об использованиивалюты РФ на территории данного государства);
платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовыеценности (акции, облигации), другие долговые обязательства, выраженные врублях.
Поскольку внешнеэкономические связи предполагают обменнациональной валюты на иностранную, то в Законе дано определение и иностраннойвалюте. «Иностранная валюта» — это денежные знаки в виде банкнот, казначейскихбилетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежнымсредством в соответствующем государстве, а также изъятые или изымаемые изобращения, но подлежащие обмену денежные знаки, а также средства на счетах вденежных единицах иностранных государств.
«Валютные операции» определены как операции, которые связаны спереходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числеиспользование в качестве средства платежа ценных бумаг в иностранной валюте;ввоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютныхценностей, международные денежные переводы, а также операции, в которыхучаствуют нерезиденты РФ, т.е. открытие и ведение рублевых счетов нерезидентовРФ в уполномоченных банках.
Поскольку в современных условиях международные ликвидные активы неограничиваются накоплением резервных валют, а включают: золото, серебро идругие ценности, легко превращающиеся в резервные валюты, Закон вводит понятие«валютные ценности». К ним относятся: наличные банкноты, казначейские билеты,разменная монета иностранных государств, в том числе изъятая из обращения, ноподлежащая обмену; платежные документы в иностранной валюте: чеки, векселя,аккредитивы; фондовые ценные бумаги в инвалюте и другие долговые обязательства;драгоценные металлы (золото, серебро, платина в слитках), драгоценные камни, заисключением ювелирных изделий и ювелирного лома.
Все участники внешнеэкономических связей подразделены законом надве категории: резиденты и нерезиденты РФ. В зависимости от статуса у нихвозникают определенные права и обязанности.
К резидентам РФ относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в томчисле временно находящиеся за пределами РФ (Необходимо подчеркнуть, что понятие«гражданства» к определению статуса физического лица как резидента илинерезидента отношения не имеет.);
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ,с местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
дипломатические и иные официальные представительства РФ,находящиеся за пределами РФ;
находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентовРФ.
К нерезидентам РФ относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределамиРФ, в том числе временно находящиеся в РФ;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательствоминостранных государств, с местонахождением за пределами РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, сместонахождением за пределами РФ;
находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальныепредставительства, а также международные организации и их филиалы ипредставительства;
находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.
Законом определены возможность и режим конвертируемости российскихрублей в иностранную валюту: основа купли-продажи валюты на рынке, т.е. ееконвертируемость, собственность.
Все проводимые в РФ внешнеторговые операции подразделены натекущие операции и операции, связанные с движением капитала.
Текущие операции включают в себя:
переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации в оплатутоваров, работ, услуг без отсрочки платежа и с отсрочкой до 90 дней;
получение и выдача финансовых кредитов на срок до 180 дней;
переводы процентов, девидентов и иных доходов, связанных синвестициями;
переводы неторгового характера (зарплата, пенсии, пособия,наследство и т.д.).
К капитальным операциям относятся:
прямые инвестиции (взносы в уставные фонды предприятий иорганизаций);
портфельные инвестиции;
получение и выдача отсрочки платежа по экспортно-импортнымоперациям на срок более 90 дней;
получение и выдача финансовых кредитов на срок более 180 дней;
иные операции, не являющиеся текущими.
Текущие валютные операции осуществляются без ограничений, напроведение капитальных операций требуется получение лицензии Центрального банкаРФ.
В Законе определена институциональная основа национальной валютнойсистемы России, а также органы валютного регулирования и их полномочия.Непосредственное исполнение полномочий возложено на уполномоченные банки,которые согласно Закону, получив лицензию Центрального банка РФ на проведениевалютных операций, являются агентами валютного контроля. Агенты валютногоконтроля осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентамивалютными операциями, соответствием этих операций валютному законодательству,условиям лицензий и разрешений, полученных от Центрального банка, а также засоблюдением актов органов валютного контроля. Агенты валютного контроля такжепроводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РоссийскойФедерации.

2. Организация валютного контроля в Российской Федерации
Либерализация внешнеэкономической деятельности в России, введениеконвертируемости рубля в условиях экономической и политической нестабильности привелик массовому оттоку капитала. Этот процесс подрывает экономику страны, и решениеэтой проблемы — одна из важных задач финансовой политики государства. Возвраткапиталов в Россию помог бы решить проблему выплаты внешних долгов и при этомотказаться от внешних заимствований. Уполномоченные банки, являясь агентамивалютного контроля, призваны решить эту задачу.
Именно на уполномоченные банки возложен контроль законностипроведения операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг и продуктовинтеллектуальной деятельности. Порядок проведения этих операцийрегламентируется следующими документами:
О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФвыручки от экспорта товаров: Инструкция Центрального банка РФ иГосударственного таможенного комитета РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И;
О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностьюоплаты резидентами импортируемых товаров: Инструкция Центрального банка РФ иГосударственного таможенного комитета РФ от 4 октября 2000 г. № 91-И;
О покупке юридическими лицами — резидентами иностранной валюты дляосуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачурезультатов интеллектуальной деятельности: Указание Центрального банка РФ от 30декабря 1999 г. № 721-У;
О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями,организациями части валютной выручки через Уполномоченные банки и проведениеопераций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации: ИнструкцияЦентрального банка РФ от 29 июня 1992 г. №7;
О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетовнерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этимсчетам: Инструкция Центрального банка РФ от 12 октября 2000 г. № 93-И;
О порядке совершения юридическими лицами — резидентами операцийпокупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынкеРоссийской Федерации: Указание Центрального банка РФ от 20 октября 1998 г. №383:
Базовый документ валютного контроля — паспорт сделки, оформляемыйэкспортером в уполномоченном банке и содержащий сведения о внешнеэкономическомконтракте, в соответствии с которым будет производиться экспорт товара иосуществляться валютный контроль. Только при наличии ксерокопии паспорта сделки(соответствие оригиналу паспорта сделки подтверждается подписью лица, имеющегоправо первой подписи по счету экспортера и оттиском круглой печати экспортера)таможенные органы могут принимать груз для оформления. По одному экспортномуконтракту оформляется один паспорт сделки в одном уполномоченном банке.
Экспортер приносит в уполномоченный банк два экземпляраподписанного им паспорта сделки, оригинал контракта и одну копию контракта.Уполномоченный банк проверяет соответствие контракта валютному законодательствуи при подписании паспорта сделки делает на обороте оригинала контракта запись:«Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) (число,месяц, год)».
Уполномоченный банк в течение 5 календарных дней, следующих задатой подписания паспорта сделки, формирует электронную копию паспорта сделки иведомость валютного контроля. В течение 10 календарных дней после подписанияпаспорта сделки уполномоченный банк обязан передать в Государственныйтаможенный комитет РФ (ГТК РФ) электронную копию паспорта сделки (передача всехдокументов в электронном виде в ГТК уполномоченными банками осуществляется припомощи специальной программы).
Один экземпляр паспорта сделки и оригинал контракта возвращаютсяэкспортеру, второй экземпляр паспорта сделки остается в уполномоченном банке ислужит основанием для формирования досье, в которое помещаются все документы,поступающие в уполномоченный банк в рамках данного паспорта сделки. На каждыйпаспорт сделки открывается отдельное досье. В досье помещаются следующиедокументы:
оригинал паспорта сделки;
копии контракта и изменений или дополнений к нему;
копии разрешений представленных экспортером в банк на проведениекапитальных операций;
копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользуэкспортера денежных средств по контракту;
иные документы, заполняемые уполномоченным банком или поступающиев уполномоченный банк и относящиеся к данному паспорту сделки, а именно: письмауполномоченного банка клиенту; обращение клиента в уполномоченный банк илиответы на запросы уполномоченного банка; переписка с Центральным банком РФ повопросам, относящимся к паспорту сделки; запросы и ответы на них иностранныхпартнеров клиента уполномоченного банка и т.п.;
текущий банковский учет поступившей выручки в соотнесении к суммамотгруженного товара;
ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписаннаяответственным лицом банка и заверенная печатью уполномоченного банка, поокончанию всех операций по контракту (при закрытии досье).
Досье после закрытия храниться в банке не менее 5 лет.
Основание для отказа в подписании паспорта сделки дляуполномоченного банка — наличие хотя бы одного из следующих условий:
несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям,указанным в паспорте сделки;
несоответствие предусмотренных контрактом валютных операцийтребованиям законодательных и иных нормативных актов РФ;
оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;
отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступлениевыручки на счет экспортера в банке;
представление в банк контракта, составленного на иностранномязыке, при отсутствии его перевода на русский язык;
непредставление экспортером в банк копии разрешения, полученного вустановленном порядке, в случаях наличия операций свяг занных с движениемкапитала.
Контроль за сделками осуществляется путем сопоставления данныхтаможенных органов о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещениячерез таможенную границу и информации уполномоченного банка о сумме и срокахпоступления экспортной выручки. ГТК РФ формирует реестры учетных карточек инаправляет их в уполномоченные банки. На основании грузовой таможеннойдекларации — таможенного документа, подтверждающего вывоз товара по конкретномупаспорту сделки, формируется учетная карточка таможенно-банковского контроля,которая в составе реестра учетных карточек передается (при помощи единойобщероссийской специальной программы) в уполномоченные банки. Учетная карточкаоформляется по каждой грузовой таможенной декларации и содержит данные остоимости товара, валюте платежа, дате вывоза товара за пределы РФ, а такжеданные о том, кто экспортировал товар, о сроке возврата учетной карточки в ГТКРФ после ее заполнения клиентом банка и проверки правильности сведенийуказанных в ней, проводимой уполномоченным банком.
Порядок взаимодействия между уполномоченным банком,Государственным таможенным комитетом РФ, таможенным пунктом и экспортером можнопредставить следующим образом:
экспортер представляет одну заверенную ксерокопию паспорта сделкив таможенный пункт;
таможенный пункт выдает грузовую таможенную декларацию (ГТД),заверенную личной подписью и оригинальной печатью таможенного инспектора;
таможенный пункт отправляет информацию об отгруженных товарах вГТК РФ;
экспортер сдает ГТД в уполномоченный банк (после таможенногооформления товара экспортер должен в течение 15 календарных дней представить вуполномоченный банк копию грузовых таможенных деклараций или получитьразрешение Главного управления Центрального банка РФ на продление этого срока);
уполномоченный банк передает электронную копию паспорта сделки вГТК РФ;
из ГТК РФ в уполномоченный банк поступает реестр учетных карточек.Реестры учетных карточек разделяются по соответствующим паспортам сделки;
экспортеру поступает выручка. Уполномоченный банк информируетэкспортера о поступлении экспортной выручки;
экспортер в течение 7 календарных дней представляет информацию вуполномоченный банк о происхождении полученной выручки (реквизиты паспортасделки, вид платежа, распоряжение по отгрузке);
после идентификации сумм выручки, полученных за указанную вучетной карточке партию товаров, уполномоченный банк заполняет ведомость иучетные карточки и передает их в электронном виде в ГТК РФ. Отправление должнопроизводиться не позднее контрольного срока возврата реестра учетных карточек.
По истечении 90 календарных дней с даты, указанной в строкепаспорта сделки «Последняя дата», но не ранее даты отправки в ГТК РФ всехучетных карточек по данному паспорту сделки, досье по данному паспорту сделкизакрывается и сдается в архив.
С 1 января 2001 г. вступила в действие совместная ИнструкцияЦентрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 4 октября2000 г. № 91-И «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностьюоплаты резидентами импортируемых товаров». Действие Инструкции распространяетсяна заключенные между резидентами и нерезидентами контракты, предусматривающиеоплату в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации, векселями виностранной валюте или в валюте Российской Федерации товаров. Товары ввозятсяна таможенную территорию РФ в следующих таможенных режимах: выпуск длясвободного обращения; реимпорт; таможенный склад; магазин беспошлиннойторговли; переработка товара на таможенной территории; переработка товара подтаможенным контролем; временный ввоз; свободная таможенная зона; свободныйсклад; отказ в пользу государства; уничтожение; реэкспорт товара. Оплатаимпортируемых по контракту товаров может осуществляться импортером только с егобанковских счетов, открытых в банке импортера и указанных в паспорте импортнойсделки.
Действие Инструкции не распространяется:
на сделки физических лиц — резидентов, зарегистрированных вкачестве индивидуальных предпринимателей, по которым стоимость ввозимых натаможенную территорию РФ товаров, оплаченных наличными денежными средствами, непревышает в эквиваленте 10 тыс. долл. США по курсу Центрального банка РФ надату принятия товаров к таможенному оформлению;
договоры лизинга, по которым лизингодателем является нерезидент;
договоры строительного подряда, в соответствии с условиями которыхстоимость товаров, ввозимых по договору, включена в стоимость строительныхработ и не предусматривается возможность отдельной оплаты указанных товаров;
операции с векселями в иностранной валюте, кроме простого векселяв иностранной валюте, выданного в счет обязательств импортера по контракту ипереводного векселя в иностранной валюте, выданного нерезидентом, в счетобязательств импортера по контракту и акцептованного импортером.
По каждому контракту импортер оформляет один паспорт сделки водном банке. Для оформления паспорта сделки импортер представляет в свой банкследующие документы:
два экземпляра паспорта сделки (оба экземпляра паспорта сделкиподписаны от имени импортера лицом, имеющим право первой подписи, всоответствии с карточками образцов подписей и заверены оригинальной печатьюимпортера);
копию контракта, на основании которого был составлен паспортсделки;
заверенные в установленном порядке копии полученных импортеромразрешений на осуществление валютных операций в случаях, когда операции,проводимые по контракту, относятся к разряду «капитальных операций» и требуютполучения лицензии Центрального банка РФ.
Банк импортера отказывает в подписании паспорта сделки последующим основаниям:
несоответствие данных, содержащихся в контракте, данным, указаннымв паспорте сделки;
несоответствие предусмотренных контрактом валютных операцийзаконодательству РФ;
оформление паспорта сделки с нарушением требований, установленныхнастоящей Инструкцией;
непредставление импортером в банк документов необходимых, согласнотребованиям инструкции, для оформления паспорта сделки;
отсутствие в контракте условий, предусматривающих ввоз товаров натаможенную территорию РФ.
Если все требования соблюдены, то ответственное лицо банкаимпортера подписывает паспорт сделки и заверяет его печатью банка. Одинэкземпляр паспорта сделки передается импортеру, а второй экземпляр вместе скопией контракта направляется в досье паспорта сделки. По одному паспортусделки формируется одно досье, в которое помещаются все документы, относящиесяк этому паспорту сделки. Все платежи по контракту осуществляются банком толькопосле подписания паспорта сделки по этому контракту.
Банк в праве взимать комиссию за выполнение функций агентавалютного контроля.
В течение 5 календарных дней, следующих за датой подписанияпаспорта сделки, банк формирует электронную копию паспорта сделки сиспользованием программного комплекса, разработанного ГТК РФ. В течение 10календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки, егоэлектронная копия направляется в ГТК РФ.
Импортер, получив в банке паспорт сделки и копию паспорта сделки,заверенную ответственным лицом банка, обращается в таможенный орган длятаможенного оформления товара. Таможенный инспектор проверяет соответствиесведений,- заявленных в грузовой таможенной декларации (оформленнойдекларантом), сведениям, содержащимся в заверенной банком копии паспортасделки. Кроме того, он проверяет соответствие печати банка на копии паспортасделки образцу печати банка, имеющейся в таможенном органе. Если всесоответствует требованиям инструкции, то таможенный инспектор принимает решениео выпуске товаров и отдает импортеру ксерокопию ГТД, которую заверяет оттискомличной номерной печати и подписью.
Импортер в течение 15 календарных дней после даты принятия решенияо выпуске товаров представляет в банк ксерокопию ГТД. В случае, когда импортерне может представить в банк ксерокопию ГТД, заверенную таможенным органом, онпредставляет в банк оригинал ГТД и ее ксерокопию, заверенную импортером. Приналичии согласия банка и в установленном банком порядке импортер направляет вбанк копию ГТД либо сведения из нее телефонной, электронной или иной формойсвязи.
ГТК РФ на основании данных ГТД формирует учетные карточки, которыенаправляет в банки в течение 20 календарных дней, следующих за датой принятиярешения о выпуске товаров. В случае непоступления учетных карточек из ГТК РФбанк обязан самостоятельно сформировать их на основании ксерокопии ГТД,представленной импортером в банк.
При представлении в банк поручения на оплату обязательств поконтракту импортер представляет в банк следующую информацию: номер и датапаспорта сделки, по которому осуществляется оплата; код вида оплаты (всоответствии с требованиями данной инструкции). Банком формируется карточкаплатежа в течение 7 календарных дней, следующих за датой оплаты. В течение 10календарных дней, следующих за датой ее формирования, карточка платежанаправляется в ГТК РФ.
Банк, в целях соотнесения сумм произведенной оплаты и поставленныхтоваров, информирует импортера о поступивших из ГТК РФ и самостоятельносформированных банком учетных карточках, а так же о карточках платежа,сформированных банком. Учетная карточка после заполнения подлежит возврату вГТК РФ в контрольный срок, указанный в ней.
Импортер на основании имеющихся у него документов не позднее чемза 10 календарных дней до контрольного срока возврата учетной карточки в ГТК РФсообщает банку об оплате указанных в учетной карточке товаров и об относящихсяк ним карточках платежа. Банк передает эту информацию в ГТК РФ не позднееконтрольного срока возврата учетной карточки.
Кроме перечисленных выше документов по каждому паспорту сделкиведется ведомость банковского контроля. В данном документе сводятся воедино всесведения об операциях, проводимых по конкретному паспорту сделки. Ведомостьбанковского контроля формируется в электронном виде, после завершения всехопераций по паспорту сделки, она распечатывается, подписывается ответственнымлицом банка, заверяется печатью банка и помещается в досье.
По истечении 90 дней с даты, указанной в графе «последняя дата»паспорта сделки, но не ранее отправки в ГТК РФ всех учетных карточек, досье поданному паспорту сделки закрывается и сдается в архив сроком на 5 лет.
Для осуществления внешнеэкономической деятельности юридическимлицам — резидентам открываются в уполномоченных банках следующие счета: текущийвалютный счет; транзитный валютный счет; специальный транзитный валютный счет.Согласно законодательству РФ экспортеры обязаны осуществлять обязательнуюпродажу валютной выручки (75%). Порядок обязательной продажи представлен ниже.
На транзитный валютный счет зачисляются все валютные средства,поступившие из-за рубежа. Не позднее следующего рабочего дня после поступлениясредств уполномоченный банк обязан сообщить клиенту о поступлении валютнойвыручки. Клиент в течение 7 календарных дней обязан дать поручение банку наобязательную продажу. Если клиент не дает поручения, банк обязан самостоятельнопроизвести обязательную продажу не позднее 7-го календарного дня.
Специальный транзитный валютный счет открывается клиентам длясовершения резидентами операций по покупке иностранной валюты за рубли навнутреннем валютном рынке и ее обратной продаже. С этого счета не допускаетсяснятие наличной валюты, кроме выплат на командировочные расходы. Разрешаетсяпокупать валюту для оплаты импортных контрактов, выплаты комиссионныхвознаграждений в пользу уполномоченных банков, которые выполняют поручениеклиента по покупке или продаже иностранной валюты.
Клиент, представляет в уполномоченный банк заявление на покупкувалюты, банк списывает рублевые средства с его расчетного счета и отправляет ихна биржу. Через 3 рабочих дня на специальный транзитный счет клиентазачисляются валютные средства, где они могут находиться 7 календарных дней, втечение которых эти валютные средства могут быть переведены партнеру в оплатуимпортного контракта или проданы через биржу. Возможен вариант покупки ипродажи валюты не только через биржу, но и через уполномоченный банк, этоускоряет покупку и «обратную» продажу валюты.
Валютный контроль в РФ осуществляется и за операцияминерезидентов. Законодательно установлены виды и режимы рублевых счетовнерезидентов: счет типа «Т» — текущие (в том числе корреспондентские счетабанков-нерезидентов) и счета типа «И» — инвестиционные для юридических лиц ирублевые счета физических лиц — нерезидентов. Уполномоченным банкам как агентамвалютного контроля предписывается осуществлять контроль за обоснованностьюзачисления и целевого использования средств по данным счетам. Уполномоченные банкимогут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте РФ:
счет типа «К» («конвертируемый счет») открывается физическим лицам— нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числебанкам-нерезидентам, и официальным представительствам для расчетов в валюте РФ;
счет типа «Н» («неконвертируемый счет») открывается физическимлицам-нерезидентам, юридическим лицам — нерезидентам, в том числебанкам-нерезидентам, и официальным представительствам;
счет типа «Ф» («счет физических лиц») — открывается физическимлицам — нерезидентам для расчетов в валюте РФ.
Количество банковских счетов типа «К», «Н», «Ф», открытых на имяодного нерезидента в одном или в нескольких уполномоченных банках, неограничивается. Эти счета открываются уполномоченными банками на основаниизаключенных с нерезидентами договоров банковского счета. Для открытия счетаюридические лица — нерезиденты должны представить в уполномоченный банклегализованные в посольстве (консульстве) РФ за границей документы,подтверждающие правовой статус этого юридического лица по законодательствустраны создания этого юридического лица, так, в частности, учредительныедокументы, документы, подтверждающие государственную регистрацию, заверенную вустановленном порядке копию положения о филиале (представительстве), карточки собразцами подписей лиц, уполномоченных на совершение сделок от имениюридического лица. Открытие счетов физическому лицу — нерезиденту происходиттолько при его личном присутствии и предъявлении паспорта или другого документа,удостоверяющего его личность и признаваемого в РФ.
Расчеты по операциям нерезидентов в валюте РФ осуществляются как вналичном, так и в безналичном порядке.

Литература
1. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон РФ от 9октября 1992 г. № 3615-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Белоглазова Г.Н., Савинская НА. Организация деятельностиЦентрального Банка: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2006.
3. Белоглазова Г.Н., Толоконцева Г.В. Денежное обращение и банки:Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2007.
4. Власова ММ. Валютное регулирование и валютный контроль(зарубежный и российский опыт). М., 2008.
5. Лебедева М.Е., Шульгина Т.С. Валютный рынок и валютныеоперации. Учебно-практич. пособие. М., 2007.
6.       Мельников В.Н. Валютное регулирование и валютныйконтроль. Новый взгляд на перспективы развития // Деньги и кредит. 2000. № 12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Оценивание параметров и проверка гипотез о нормальном распределении
Реферат Состояние государственных финансов
Реферат Краткое содержание Мифология и мифы
Реферат Тема власти в творчестве АС Пушкина на основе его произведений Борис Годунов Медный всадник
Реферат Сравнительный анализ наиболее эффективного инвестиционного проекта
Реферат Спрощена система оподаткування суб’єктів малого підприємництва
Реферат Комплексна характеристика гломерулонефриту у війскослужбовців з оцінкою його розповсюдженості ефективності
Реферат Управление маркетингом на предприятии на примере ОАО Гурьевский металлургический завод
Реферат Специальные налоговые режимы для субъектов ПД
Реферат Цель политики государственного регулирования экономикой
Реферат Сравнительный анализ практики применения УСН и ЕНДВ в российской налоговой системе
Реферат Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Структура капитала ОАО "Барнаульский вагоноремонтный завод"
Реферат Структура рынка ценных бумаг
Реферат Сравнительная характеристика процессов формирования и использования прибыли