Оглавление.
Введение
Аристотель: мифопоэтический образ философии
Этические сочинения
Значение этики для Аристотеля
Ученик против Аристотеля
Добродетель
Заключение
Введение.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом
длительногопо времени процесса становления взаимоотношений между людьми.Без соблюденияэтих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибонельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенныхограничений.
Этикет — слово французскогопроисхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивостии вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаипрактически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими,поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества,но и представителями самых различных социально-политических систем,существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправкии дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ееисторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета,основным из которых являются:
-придворныйэтикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленныепри дворах монархов;
-дипломатическийэтикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактахс друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
-воинскийэтикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведениявоеннослужащих во всех сферах их деятельности;
-общегражданскийэтикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемыхгражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического,воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличиемежду ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придаетсябольшее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил можетпричинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести косложнениям во взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизничеловечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяютсядругими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, инаоборот. Но требования этикета неявляются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени иобстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при однихобстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм моралиявляются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, чтов поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человекдолжен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и пониматьнеобходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражаютвнутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчаетустановление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаетхорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный ивоспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только наофициальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежитдоброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, чтоможно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человекникогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидитдругого, не оскорбит его достоинства.
К сожалению, встречаются люди с двойнымстандартом поведения: один — на людях, другой — дома. На работе, со знакомымии друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся,грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохомвоспитании.
Современный этикет регламентируетповедение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях ина различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.
Итак этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеминародами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности- в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовойцелесообразности — в области культуры материальной.
АРИСТОТЕЛЬ: МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ
ОБРАЗ ФИЛОСОФИИ.
Этическиесочинения.
С именем Аристотеля(383-322)связываются три сочинения по этике: “Никомаховаэтика”, “Евдемова этика” и “Большая этика”. Вопрос опринадлежности этих сочинений Аристотелю все еще является предметом дискуссий.В настоящее время подлинным трактатом признается лишь “Никомаховаэтика”. Относительно “Евдемовой этики” мнения расходятся:одни исследователи считают автором произведения ЕвдемаРодосского, ученика Аристотеля, другие считают, что он лишь редактировалрукопись своего учителя после его смерти. Судя по содержанию, автором “Большойэтики” является один из учеников Аристотеля, имя которого осталось неизвестным.Вероятно мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеляотредактированы после его смерти сыновьями, Никомахоми Евдемом. Сочинения Аристотеля принято различать на«экзотерические» (диалоги для публики) — они почти полностьюутрачены, и «эзотерические» (лекции для учеников-лицеистов), изкоторых в списках сохранилось множество работ, наиболее известна из них — «Метафизика», состоящая из 14 книг.
Творческая эволюция Аристотеля может быть представленакак история разочарования в платонизме и метафизике с последующим поворотом кнатурализму и эмпиризму. Если Платон был склонен к изучению математических науки равнодушен к эмпирическим явлениям, то Аристотель, напротив, обладалнастоящей страстью к систематизации феноменов эмпирического мира. Философскаясистематика Аристотеля уже окончательно определит стабильные ракурсыметафизики, физики, психологии, этики, политики, эстетики, логики.
Основой этикиАристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека,его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е.областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства,вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.
Значение этики дляАристотеля.
Аристотельопределил и классифицировал науки. Он разделил их на три большие группы:теоретические (умозрительные), практические (производительные) и творческие(созидательные). К первой отнес философию, математику и физику, ко второй — этику и политику, а к третьей — искусство, ремесла и прикладные науки.
Философия — наиболее умозрительная из наук; она исследует то, что наиболее достойнопознания — “первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается всеостальное”. По Аристотелю, наука ценнее тем, чем более она созерцательна.“Созерцательная жизнь” — это жизнь, чуждая корыстолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Онапосвящена познанию, поиску истины, т.е. представляет собой высший виддуховно-творческой деятельности. Лишь в процессе этой деятельности человекможет приблизиться к безмятежному счастью, к чистому блаженству, котороедоступно лишь богам. Познание всеобщего означает нахождение за многообразием вещей и явлений их общегопринципа, главенствующего начала.
Аристотель — сын своего века и народа. Он “прирожденный” интеллектуал. Для него разумсоставляет основу познавательной и всякой иной деятельности человека и егоотличительный признак. Аристотель считал, что разум составляет истиннуюсущность человека, отличительный признак его жизни и индивидуальности. Люди,имеющие опыт и навыки в производственной практике преуспевают больше, чем те,кто обладает чисто теоретическими знаниями в этой же области, но последнихпочитают больше, чем первых, подобно тому как “ мы и наставников в каждом делепочитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их,так как они знают причины того, что создается”. Аристотель приходит к выводу отом, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получениемвыгоды. Поэтому “умозрительные “ науки выше «созидающих», атеоретическая деятельность выше практической, например, политической.
В древности“этика” (“учение о нравственности”) означала жизненную мудрость,“практические“ знания относительно того,что такое счастью и каковы средства для его достижения. Этика — это учение онравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств,необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. НоАристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек — существо общественно- политическое.
Но являютсяли нравственность, этика и политика, а также искусство, науками? Можно ли считать учение соблюдать правильныенормы поведения и вести нравственный образ жизни наукой? Согласно Аристотелю,“всякое рассуждение направлено либо на деятельность или на творчество, либо наумозрительное...” Это значит, что черезмышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках,стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. Значит,практическая сфера жизни и различные виды производительной деятельностиневозможны без мышления. Поэтому они входят в сферу науки, но это не науки встрогом смысле слова. Практическая наука занимается получением знания для реализацииидеала (поведение человека или производство продукта). В области “Практических”наук цель мышления не познание, а поступки и деятельность. Ведь не достаточнознать добродетель, нужно и поступать соответственно, т.е. осуществлять ее,стать добродетельным человеком. Аристотель пишет, что творчество и поступки неодно и то же. Поступки нераздельно связаны с человеком, с его деятельностью, сосвободным выбором, с общими нравственными и правовыми нормами граждан общества,а творчество направлено на создание произведений искусства, которые оцениваютсятолько по своим достоинствам, независимоот поступков человека.
Нравственнаядеятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в немспособностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование егожизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере “деятельности”,связанной со свободой воли, человек “выбирает” личности, сообразующей своеповедение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями одобре и зле, должном и сущем.
Этим Аристотельопределил предмет науки, названной им этикой.
Ученик против учителя.
Можно сказать,что в этике Аристотель, более чем в других частях своего философского учения(например, в “метафизике”), расходится с Платоном. Учение Аристотеля далеко отмистического реализма Платона. Их противоречие наблюдается, прежде всего, ввопросе о собственности. В этом споре Аристотель — сторонник личнойсобственности, а Платон — ее противник и высшая цель Аристотеля — созерцательное постижение, интеллектуальнаяинтуиция, но человеческая природа для него несовершенна, и жизнь нуждается вряде благ, среди которых философ выделяет и богатство. Именно в “Никомаховой этике” содержится известное высказывание,которому по традиции придан характер поговорки: “Платон мне — друг, но истинадороже”.
Отделивидеальное от материального, Платон создал теорию самостоятельного существованиямира идей и “блага самого по себе”, которое рождает другие блага — почет, богатствои т. п.
У Аристотеляже мы видим, что идеальное не существует и не может существовать помимоматериального, т. е. блага как такового не существует, а оно определяетсяразными категориями: качеством, количеством, соотношением и т. п. Аристотельотмечает, что нет науки о благе как таковом, но имеются различные науки, изучающиеблага в той или иной сфере жизни, если речь идет о войне, то благо определяетсястратегией, если о болезни — врачеванием. Аристотель, как и Платон, усматриваетвысшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных благах, а в духовномудовлетворении, в том душевном состоянии, которое возникает от чувстваисполненного долга, осуществлениячеловеком своего назначения. Аристотель и Платон сходятся в том, что назначениечеловека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личностикак духовного существа. Аристотель согласен с Платоном также в вопросе онеобходимости господства разума над чувственностью и вожделением человека, нодалее идут заметные расхождения между Аристотелем и его учителем.
Платон считалтело темницей души, а чувственные влечения — цепями, сковывающими душу. Ониотклоняют человека от его истинного назначения и увлекают ко всему низменному ипорочному. Избавившись от вожделений и страстей, с помощью разума, человекосвобождается от этого мира и устремляется к высшей действительности. Значит,свобода человека, по Платону, сводится к господству разума над чувственнымивлечениями, к свободе от материальной действительности.
Аристотель жесчитал чувственные влечения и страсти свойствами неразумной части души человека.Для господства разума над чувственностью необходимо не отречение, не средствоизбавления от мира, а условие для правильного выбора человеком своегоназначения, целесообразного образа жизни и поступков. Совершенствованиечеловека должно происходить через познавательную деятельность, активноеотношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями.
По убеждениюПлатона, одно из главных препятствий для реализации “идеального государства”состоит в преобладании у граждан личных интересов над общественными. Так какличные интересы и эгоистические чувства разъединяют людей и сеют вражду междуними. Платон предлагает такие меры, как общность жен и детей, упразднениечастной собственности и т.п. Аристотель считал, что меры, предлагаемыеПлатоном, могут привести к противоположным результатам. Так, Аристотельутверждает, что общность жен и имущества сделает невозможность и благороднаящедрость. “Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им; менеезаботятся в той мере, в какой это касается каждого”. Аристотель приходит квыводу о необходимости сохранения формы собственности. «Лучше, чтобысобственность была частной, а пользование ею — общим. Подготовить же к этомуграждан — дело законодателя».
Рассматриваявопросы о дружбе, себялюбии и эгоизме в восьмой и девятой книгах “ Никомаховой этики”, Аристотель высказывает мысль о том, чточеловек с умеренным чувством любви к себе будет руководствоваться разумом,справедливостью, стремиться к воздержанности и благородным поступкам (например,во имя друзей и отечества он может отказаться от имущества и принести в жертвусвою жизнь, если в этом возникнет надобность. Философ приходит к выводу, чтонельзя создавать чрезмерное единство в государстве, единомыслие граждан. “Делов том, что следует требовать относительного, а не абсолютного единства, каксемьи, так и государства. Если это единство зайдет слишком далеко, то и самогосударство будет уничтожено; если даже этого и не случится, все-такигосударство на пути к своему уничтожению станет государством худшим, все равнокак если бы кто симфонию заменил унисоном или ритм одним тактом...”.
В расхождениях между Платоном иАристотелем отразилось одно из основных противоречий, лежащее в основе европейскойкультуры, — противоречие между идеалом и действительностью, между должным и сущным.
Таким образом,в заключение можно отметить, что Аристотель критично относился в платоновскойтеории идей и критический пафос своей позиции он выразил, прежде всего, вучении о чувственной субстанции. Аристотель полагал, что если идеи радикальноотделены от мира вещей, как это было у Платона, то они не могут быть нипричинами их существования, ни основанием для их понимания. Аристотельвозвращает форму в чувственный мир, как имманентное начало последнего. Теориясинтеза материи и формы стала, таким образом, альтернативой мира идей Платона.Однако, это не означает отрицания сверхчувственного мира. Это просто«понижение» статуса идей, утверждение, что идеи есть не более чемумопостигаемое обрамление чувственного.
Добродетель.
Аристотель,рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человекаответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отвергрелигиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благодействиеили несчастье человека определяетсякапризами судьбы. Аристотель исключил также благочестие из числа исследуемыхдобродетелей. Философ ничего не говорит о роли богов в нравственной жизнилюдей, в его этике полностью отсутствует религиозность. Аристотель исследуетэтические проблемы, чтобы помощь людям стать лучше и сделать общество болеесовершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики)связывает этическую добродетель с желанием, хотением, волей, считая, что, хотянравственность и зависит от знаний, тем не менее, она коренится в доброй воле:ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое — хотеть следоватьхорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому Аристотель различает диапоэтические(мыслительные) добродетели, связанные деятельностью разума, и этические — добродетели душевного склада, характера. И те, и другие добродетели не даны намот природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащейсередины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком инедостатком. Как определить надлежащую середину для каждого из нас? ПоАристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью,рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельногочеловека.
Вместе с этимон говорит, что приобретенные воспитанием добродетели выше дара природы, прирожденных способностей. Добродетельтребует навыков, привыкли, практики. “Добродетель есть сознательно избираемыйсклад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причемопределенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек.Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых — отизбытка, другой — от недостатка”. Нелегко найти надлежащую середину в чувствахи поступках, гораздо легче стать порочным. Трудно быть добродетельным: “Недаромсовершенство и редко, и похвально, и прекрасно”. Мало совершенных людей и многопосредственных.
ДобродетелиАристотель разделил, как уже было сказано, на два вида: диалоэтические(мыслительные или интеллектуальные) и этические (нравственные). К первымотносятся две — разумность, или мудрость, и рассудительность, практическаямудрость, приобретенная путем обучения.Вторые — добродетели воли, характера; к ним относятся мужество, щедрость,нравственность и т.п. Последние вырабатываются путем воспитания привычек.
Чтобы статьдобродетельным человеком, помимо знания, что есть добро и зло, требуется такжевремя для воспитания характера. Поэтому в сфере воспитания граждан Аристотельотводит большую роль законодательству и государству.
Говоря о“середине” как отличительном признании добродетели, Аристотель имеет в виду“среднее” в области чувств. “Середина” — это “ничего слишком”. Посколькунравственное действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбормежду добром и злом. “В нашей власти добродетель, точно так же как и порок, ибомы властны действовать во всех тех случаях, когда мы властны воздержаться отдействия”. Введя понятие свободноговыбора, Аристотель открывает первую страницу длительного спора о свободнойволе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Непреходящейзаслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые средигреческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Аристотельрассматривал свободное от материи мышление как верховное начало в мире — божество. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах, он должен стремитьсяк нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику,основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, каковаона есть в действительности, а с другой — этику, не лишенную идеала. По духуэтического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разумаблагоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) вышенравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь.Гуманизм Аристотеля отличен от христианского гуманизма, согласно которому “вселюди — братья”, т.е. все равны перед богом. Аристотелевская этика исходит изтого, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности истепени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а унекоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной. Так, Аристотельсчитает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о “естественном”превосходстве эллинов (“свободных по природе”) над “варварами” (“рабами по природе”).Для Аристотеля человек вне общества этоили бог, или животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлыйэлемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы — как бы не люди, араб становится человеком, только обретя свободу.
Этикаи политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос — вопрос о воспитаниидобродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья,доступного человеку в разных аспектах: первая — в аспектах природы отдельногочеловека, вторая — в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитаниядобродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно,необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотельзаявляет, то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам,причем доброе внимание — благодаря добропорядочным законам”
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Диоген Лаэртский.О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд. М., 1986;
2. Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995;
3. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997;
4. Рассел Б. История западнойфилософии: В 2 тт. Т. 1. М.,1993;
5. Реале Дж., Антисери Д. Западнаяфилософия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. СПб., 1994;
6. Платон. Собрание сочинений: В 4 тт. Т. 1 — 3. М., 1990-1994;
7. Аристотель. Сочинения в 4-х томах, том 4.
8. БогомоловА.С. “Античная философия”.
9.Философский словарь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ДИСЦИПЛИНА ЭТИКА СОВРЕМЕННОСТИ
ТЕМА ЭТИКА АРИСТОТЕЛЯ
ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 3 КУРСА
КОРСУНОВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА
ПОТОК ЭН – 132
2006 г
Приложения