Реферат по предмету "Финансовые науки"


Процесс формирования и регулирования государственного долга в России

Содержание
Введение
1.Расходы бюджета, связанные с международной деятельностью РФ
2.Структура и динамика внешнего долга РФ и расходы на егообслуживание
3.Внутренний долг и расходы на его обслуживание
4.Методы управления государственным долгом
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Для финансированиябюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутреннимзаимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг.Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранееполученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств,принятых государством к исполнению, но по различным причинам непрофинансированных в срок.
В настоящих условияхгосударственный долг находится в центре экономических проблем страны, что требуетсамого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с нейсвязанным. В общей постановке в проблеме государственного долга ложно выделитьследующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга;механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияниегосударственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государствоможет и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах иусловиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия кгосударству со стороны кредиторов — как физических, так и юридических лиц.
Практически вэффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долгне является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Какправило, государственный долг возрастает на этапах активного экономическогороста, так как развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуютопределенных вложений, в том числе государственных.
Однако госдолг растет и встагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительноговремени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. Вэтом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарныеканалы финансирования государственного долга.
Актуальность даннойпроблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россияи ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решениятекущих проблем. Это особенно актуально и в условиях текущего финансовогокризиса.
Проблеме государственногодолга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделитьД.Рикардо, Ж.-Б.Сей, Дж.С.Милль, У. Петти, Я.Ф.Мелон, А.Хамильтон и др. Средиотечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я.,Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.
Поэтому, целью нашейработы является изучение процесса формирования и регулирования государственногодолга в России.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятиям«государственный долг», «государственный займ»;
определить особенностивнутренних и внешних займов как наиболее быстро развивающегося способазаимствований;
определить принципыуправления государственным долгом;
проанализировать современнуюситуацию на рынке внешних и внутренних заимствований.

1. Расходыбюджета, связанные с международной деятельностью РФ
В соответствии сдействующим законодательством в Российской Федерации исключительно изфедерального бюджета финансируются следующий вид расходов – это осуществлениемеждународной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечениереализации межгосударственных соглашений и соглашений с международнымифинансовыми организациями, международного культурного, научного и информационногосотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РоссийскойФедерации в международные организации, другие расходы в области международногосотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральномбюджете на очередной финансовый год)[1].
Работа направления поконтролю за внешнеэкономической и международной деятельностью осуществлялась всоответствии с планом работы и решениями Коллегии Счетной палаты.
В целом в 2008 году былосуществлен контроль за 33,7 % от общей величины доходов и 4,6 % расходов,которые установлены Федеральным законом «О федеральным бюджете на 2008 год» (сучетом Федерального закона «О внесении изменений и дополнений вФедеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год» в связи с получениемдополнительных доходов»). Удельный вес расходов, установленных федеральнымбюджетом без вычетов сумм погашения государственных кредитов, предоставленныхРоссийской Федерацией правительствам иностранных государств, и возвратапредприятиями и организациями иностранных кредитных ресурсов, предоставляемыхРоссийской Федерации, которые по принятой методике учитываются со знаком«минус», составляет 13,1 % от общей величины расходов[2].
По итогам 2008 годапоступления в федеральный бюджет по налоговым доходам от внешнеэкономическойдеятельности, контролируемым ГТК России (налогу на добавленную стоимость наимпортируемую продукцию, акцизам, таможенным пошлинам, включая авансовыеплатежи и залоги), составили 340490,9 млн. рублей, или 119,2 % от годовогобюджетного назначения.
Фактором, обусловившимперевыполнение федерального бюджета по доходам от установленного задания,является продолжившийся рост экономики, сориентированной на экспорт. Наувеличение налоговых доходов повлиял рост на международном рынке цен на газ,нефть и нефтепродукты, которые в отчетном году были выше, чем заложенные врасчетах при формировании федерального бюджета на 2008 год.
Годовое бюджетноеназначение по сбору ввозных таможенных пошлин было уменьшено до 62497,7 млн.рублей (ранее установлено 87488,0 млн. рублей). Изменения показателя по доходамот ввозных таможенных пошлин были внесены из-за неоправданного завышенияпрогнозных показателей объема импорта из стран дальнего зарубежья.
В связи с ростом мировыхцен на энергоносители неоднократно в течение отчетного года увеличивалисьставки экспортных пошлин на нефть сырую и другие товары группы ТН ВЭД 27(товарная номенклатура ВЭД 27) (постановления Правительства РоссийскойФедерации от 2 марта 2000 г. № 185, от 30 сентября 2000 г. № 732). Поступления вывозных таможенных пошлин по сравнению с 2007 годом возросли в 1,5 раза.
Наибольший удельный вес всоставе неналоговых доходов прогнозировался по доходам от внешнеэкономическойдеятельности (34,4 млрд. рублей). Это величина составляла 53,9 % от всехненалоговых доходов, предусмотренных федеральным бюджетом.
Основными составляющимиэтих неналоговых доходов являются таможенные сборы, а также доходы по кредитнымоперациям. Фактические поступления по подгруппе «Доходы отвнешнеэкономической деятельности» в отчетном году составили 31070,5 млн.рублей, или 90,4 % от утвержденного годового задания.
Поступления в федеральныйбюджет от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценныхкамней на внешнем рынке в отчетном году возросли по сравнению с 2007 годом в3,4 раза и составили 45731,1 млн. рублей. Данные поступления учитываются висточниках внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
Расходы по разделу«Международная деятельность» в 2008 году составили сумму 19513,2 млн.рублей, и их выполнение от годового бюджетного назначения обеспечено на 34,8процентов. По подразделу «Международное сотрудничество» выполнениеобеспечено на 22,8 % и составило сумму 12259,3 млн. рублей. Даже с учетомпроведенного уменьшения расходов выполнение назначений не обеспечено, и онисоставили 49,4 % и 41,7 % соответственно[3].
Полученный низкий процентсвязан с ограничением в отчетном году иностранных кредитных ресурсов,предоставленных предприятиям, с одновременным ростом погашения предприятиями иорганизациями задолженности перед федеральным бюджетом за ранее предоставленныеи использованные кредитные ресурсы (возврат кредитов отражается в отчетеМинфина России в подразделе «Международное сотрудничество» со знакомминус).

2. Структураи динамика внешнего долга РФ и расходы на его обслуживание
Основные направлениядолговой политики на 2010 — 2012 годы в виде самостоятельного документаМинфином России не разрабатывались, поскольку это не предусмотренопостановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетовгосударственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очереднойфинансовый год и плановый период». Ранее необходимость разработки ирассмотрения долговой политики на среднесрочную перспективу (наряду с основныминаправлениями налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики)предусматривалась постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. №118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана РоссийскойФедерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год» (с изменениями).
Основные направлениядолговой политики на 2010 — 2012 годы представлены в составе Основныхнаправлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и2012 годов (далее — основные направления бюджетной политики), согласно которомуполитика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 — 2012годы будет направлена:
на обеспечениесбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последниегоды высокой степени долговой устойчивости;
на развитие национальногорынка государственных ценных бумаг;
на активное использованиеинструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.
С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активноподдерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалосьдержать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственноговмешательства в экономику.
В настоящее времяпроблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять летназад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объемегосударственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Этопроисходило вследствие осуществления в 2003 — 2005 гг. мер по замещению внешнихзаимствований внутренними, и его досрочного погашения в 2005 — 2007 гг. за счетсредств Стабилизационного фонда РФ (см.таблица 1).
Таблица 1
Государственный внешнийдолг РФ[4]Долг 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Государственный внешний долг Российской Федерации, млрд.долл. 123,5 149,3 148,4 139,3 129,3 122,1 119,8 114,1 76,5 52,0 46,7
К началу 2008 г. внешний государственный долг был снижен до 46,7 млрд. долл. Сегодня эта величина и тогоменьше.
Объем государственноговнешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквивалентеувеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года — в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте- в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.
Верхний пределгосударственного внешнего долга Российской Федерации (далее — внешнего долга)по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 63,3млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро (на 1 января 2010 года — 42,8 млрд.долларов США, или 31,2 млрд. евро), на 1 января 2012 года — 83,4 млрд. долларовСША, или 59,6 млрд. евро, на 1 января 2013 года — 104,3 млрд. долларов США, или74,5 млрд. евро. Таким образом, внешний долг по состоянию на 1 января 2013 годаувеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или на 43,3млрд. евро, или в 2,4 раза.
Увеличение величинывнешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями на внешнихфинансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг(еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемыхгарантий в иностранной валюте.
Абсолютный размервнешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года всумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд.рублей, или на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 — 2012 годы — на 1 733,7 млрд. рублей, или на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд.рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года.
Динамика объема иструктуры внешнего долга представлена в следующей таблице 2.
Таблица 2
Структура и динамикавнешнего долга на период 2010-2013 гг. На 1 января 2008 года На 1 января 2009 года На 1 января 2010 года На 1 января 2011 года На 1 января 2012 года На 1 января 2013 года /> факт факт Закон № 204-ФЗ(с изменениями) проект проект проект /> /> млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура, млрд. долларов США структура, /> /> Государственный внешний долг, всего 44,9 100 40,6 100 42,8 100 63,3 100 83,4 100 104,3 100 /> /> в том числе: /> /> кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте 11,1 24,8 10,4 25,6 9,2 21,5 7,3 11,5 6,5 7,8 5,7 5,5 /> /> государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте 33,1 73,7 29,6 72,8 28 65,4 44,5 70,3 62,2 74,6 80,9 77,6 /> /> гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 0,7 1,5 0,6 1,6 5,6 13,1 11,5 18,2 14,7 17,6 17,7 17 /> />
Анализ показывает, что в2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным ценнымбумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличениемзаимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности погарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлениемуказанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции.Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФОснизится в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченнымкредитам. При этом привлечение новых кредитов не планируется.
Законопроектомпредусматривается рост расходов на обслуживание внешнего долга, которые в 2010году составят 110,0 млрд. рублей, или 3,2 млрд. долларов США, что на 8,7 млрд.рублей (0,2 млрд. долларов США) больше по сравнению с 2009 годом. По расчетамСчетной палаты, указанные расходы увеличатся и составят в 2011 году 159,0 млрд.рублей (4,6 млрд. долларов США), что на 49,0 млрд. рублей, или на 44,5 %,больше по сравнению с предыдущим годом, и в 2012 году — 209,0 млрд. рублей (5,7млрд. долларов США), или больше соответственно на 50,0 млрд. рублей, или на31,4 %.
Рост расходов в 2012 годупо сравнению с 2009 годом составит 107,7 млрд. рублей (в 2,6 раза).
Рост расходов наобслуживание внешнего долга в 2010-2012 годах обусловлен прежде всегоувеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займовРоссийской Федерации на международных финансовых рынках), ослаблением курсарубля по отношению к доллару США и евро, а также повышением прогнозируемыхзначений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течениепланового периода.
Дополнительные расходыфедерального бюджета на обслуживание планируемых объемов заимствований в видееврооблигаций составят в 2010 году 24,1 млрд. рублей (0,7 млрд. долларов США),в 2011 году — 74,7 млрд. рублей (2,1 млрд. долларов США) и в 2012 году — 126,3млрд. рублей (3,5 млрд. долларов США).
Расчет процентныхрасходов по обслуживанию новых еврооблигационных займов производился исходя изпрогноза заимствований в 2010 году в сумме 17,8 млрд. долларов США, в 2011 году- 20,7 млрд. долларов США и в 2012 году — 20,0 млрд. долларов США, 10-летнегосрока размещения при процентной ставке 8 % в 2010 году, 7 % — в 2011 году и 6 %- в 2012 году, а также роста курса доллара США по отношению к рублю.
По мнению Счетной палаты,Правительству Российской Федерации необходимо в целях повышения обоснованностипрогноза социально-экономического развития, обеспечения обоснованного и взвешенногоподхода к вопросам определения сбалансированности и бюджетной устойчивости вусловиях растущих объемов заимствований на покрытие дефицита федеральногобюджета возобновить разработку основных направлений долговой политики насреднесрочную перспективу как отдельного документа.
Консолидированный внешнийдолг Российской Федерации, по данным Банка России, за 2008 год увеличился на12,5 млрд. долларов США, или на 2,3 %, и на 1 января 2009 года составил 483,5млрд. долларов США, или 34,2 % ВВП, за I квартал 2009 года сократился на 32,7млрд. долларов США, или на 6,8 %, и составил на 1 апреля 2009 года 450,8 млрд.долларов США, или 37,8 % ВВП, за II квартал 2009 года увеличился на 24,3 млрд.долларов США и составил на 1 июля 2009 года 475,1 млрд. долларов США, или 37,85% ВВП
Необходимо отметить, чтообъем консолидированного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2009года превысил объем международных резервов Российской Федерации на 56,4 млрд.долларов США, или 11,7 %, на 1 апреля 2009 года — на 66,9 млрд. долларов США,или на 14,8 %, на 1 июля 2009 года — на 62,5 млрд. долларов США, или на 13,2 %.
Анализ показывает, что за2008 год и первое полугодие 2009 года сократился внешний долг органовгосударственного управления: новый российский долг сократился на 6,8 млрд.долларов США, долг бывшего СССР — на 2,7 млрд. долларов США, долг субъектовРоссийской Федерации — на 0,2 млрд. долларов США.
Внешний долг органовденежно-кредитного регулирования снижался на протяжении 2008 года и I квартала2009 года, однако за II квартал 2009 года увеличился на 8,3 млрд. долларов СШАи составил 10,8 млрд. долларов США.
Внешняя задолженностьбанков за I — III кварталы 2008 года увеличилась на 34,2 млрд. долларов США ина 1 октября 2008 года составила 197,9 млрд. долларов США, впоследствиисократилась и на 1 июля 2009 года составила 142,4 млрд. долларов США.
Нефинансовый секторэкономики (прочие сектора) за I — III кварталы 2008 года увеличил внешний долгна 46,6 млрд. долларов США до 307,6 млрд. долларов США (56 % общего объемаконсолидированного внешнего долга), затем указанный долг сокращался и на начало2009 года составил 284,4 млрд. долларов США, на 1 апреля 2009 года — 274,3млрд. долларов США, за II квартал 2009 года увеличился на 20,1 млрд. долларовСША, или на 7,3 %, и на 1 июля 2009 года составил 294,4 млрд. долларов США.Рост внешней задолженности нефинансового сектора обусловлен крупными займами навнешнем рынке нефинансовых корпораций (Газпром, Роснефть и другие).
Динамика объема иструктуры консолидированного внешнего долга Российской Федерации (по видусобственности) в 2008 году и I квартале 2009 года приведена на следующейдиаграмме 1.
/>
Рис 1. Объем и структураконсолидированного внешнего долга РФ

Более высокими темпамирастет внешний долг частного сектора и банков (за 2006 год — 163,7%, за 2007год — 157%. За 2008 год внешний долг частного сектора увеличился с 280,2 млрд.долларов США до 321,6 млрд. долларов США, или на 41,4 млрд. долларов США (14,8%), за I квартал 2009 года сократился на 18,0 млрд. долларов США, или на 5,6 %,и составил 303,6 млрд. долларов США. Однако при сокращении абсолютных размероввнешнего долга частного сектора его доля в общем объеме консолидированноговнешнего долга увеличилась с 59,5 % до 67,3 %. Одной из причин некоторогосокращения внешнего долга частного сектора в конце 2008 года и начале 2009 годаявляется ухудшение условий, на основе которых могут быть привлечены иностранныекредиты. Таким образом, рост объема консолидированного внешнего долгапроисходит за счет роста обязательств корпоративного и банковского секторовэкономики в результате активного привлечения иностранных кредитов.
В общем объемеконсолидированного внешнего долга велика доля задолженности государственногосектора в расширенном определении или задолженности компаний и банков, вкоторых органы государственного управления и денежно-кредитного регулированиянапрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале иликонтролируют их иным способом. Однако с начала 2008 года по апрель 2009 годаэта доля сократилась с 40,5 % до 32,7 %.
Относительно ВВП объемконсолидированного внешнего долга страны на 1 января 2009 года составил 34,2 %,на 1 июля 2009 года — 37,85 %, или увеличился на 3,65 процентного пункта, чтосвидетельствует о возрастании долговой нагрузки на экономику, однако указанныйпоказатель не превышает допустимый уровень в соответствии с принятымимеждународными стандартами (предельное значение — 60 %).
Отношение объема консолидированноговнешнего долга по состоянию на 1 января 2008 года к объему экспорта товаров иуслуг за 2007 год составляет 117,5 %, на 1 октября 2008 года — 133 %, на конец2008 года — 92,5 % и не превышает критического порога, определяемого международнымиэкспертами в пределах 190 — 220 %.
3.Внутренний долг и расходы на его обслуживание
Резкое сокращениевнешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований,используемых для рефинансирования накопленного за последние годы государственноговнутреннего долга. Это стало фактором снижения относительной нагрузки на бюджетрасходов по обслуживанию долга и увеличения доли непроцентных расходов бюджета.При профиците федерального бюджета используются внутренние источники покрытиядефицита, которые приравниваются к обычным доходам.
Рост объема заимствованийна внутреннем рынке приводит к абсолютному увеличению процентных расходовбюджета – со 156,8 млрд. руб. в 2007 г. до 247,1 млрд. руб. в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам финансирования дефицита федерального бюджета увеличится посравнению с 2007 г. на 119,95 млрд. руб. и составит в 2008 г. 172,8 млрд. руб., в 2009 г. — 233,5 млрд. руб., в 2010 г.-333,31 млрд. руб[5].
В 2008 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке привлечено 463,3 млрд.руб., что больше по сравнению с 2007 г. на 169,67 млрд. руб. В 2009-2010 гг.привлечение составит 496,7-673,3 млрд. руб. соответственно. Погашениегосударственных ценных бумаг в валюте Российской Федерации увеличится посравнению с 2007 г. на 14,15 млрд. руб. и в 2008 г. составит 94,25 млрд. руб., в 2009 г. — 100,44 млрд. руб. в 2010 г. — 148,4 млрд. руб. Таким образом, чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в2008-2010 гт. возрастет с 369,04 млрд. руб. до 524,8 млрд. руб. — превыситполутриллионный рубеж.
Подобно в законе обюджете на каждый год устанавливался верхний предел государственноговнутреннего долга.
На конец каждого года онбыл определен в следующих объемах (в млрд. руб.): 1994 г. — 88,4; 1995 г. — 159,3; 1997 г. — 530,0; 1999 г. — 648,3; 2001 г. -575,7; 2003 г. — 842,1; 2005 г. — 998,5; 2007 г. — 1363,2.
Верхний пределгосударственного внутреннего долга Российской Федерации (далее — внутреннийдолг) по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3301,8 млрд. рублей, или 7,6 % ВВП, что превышает на 786,5 млрд. рублей, или на31,3%, показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). Вплановом периоде внутренний госдолг будет увеличиваться и на 1 января 2013 годасоставит 4 344,3 млрд. рублей, или 8,1 % ВВП, что превысит показатель на начало2010 года на 1 829,0 млрд. рублей, или на 72,7 %.
Динамика объема иструктуры внутреннего госдолга представлена в следующей таблице 3.
Таблица 3
Структура и динамикавнутреннего долга РФ[6] На 1 января 2008 года На 1 января 2009 года На 1 января 2010 года На 1 января 2011 года На 1 января 2012 года На 1 января 2013 года /> факт факт Закон № 204-ФЗ (с изменениями) проект проект проект /> /> млрд. рублей структура, млрд. рублей структура, млрд. рублей структура, млрд. рублей структура, млрд. рублей структура, млрд. рублей структура, /> % % % % % % /> Государственный внутренний долг, всего 1301,2 100 1499,8 100 2515,3 100 3301,8 100 4109,7 100 4344,3 100 /> в том числе: /> государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) 1248,9 96 1421,5 94,8 1965,7 78,1 2558,9 77,5 3329,7 81 3583,8 82,5 /> государственные гарантии 46,7 3,6 72,5 4,8 543,1 21,6 735,8 22,3 772,5 18,8 752,6 17,3 /> прочая задолженность 5,6 0,4 5,8 0,4 6,5 0,3 7,1 0,2 7,5 0,2 7,9 0,2 />
Объем внутреннегогосдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроектусоставит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд.рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей).За 2011 — 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 %внутреннего госдолга.
Динамика внутреннегогосдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, в сопоставлении с ВВП в1993 — 2012 годах представлена на следующей диаграмме 2.
Как показывает диаграмма,доля внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, вобъеме ВВП резко возрастала в 1993 — 1997 годах, достигла максимума в 1997 году(19,3 % ВВП), за 1998 — 2008 годы снизилась до 3,4 % ВВП, с 2009 годаувеличивается с 5,9 % до 6,7 %.
Анализ динамикипоказывает, что в структуре внутреннего госдолга в 2010 -2012 годах долягосударственных гарантий будет составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 %соответственно (в 2008 году — 4,8 %).
В связи с увеличениемгосударственных внутренних заимствований расходы на обслуживание внутреннегогосдолга будут иметь тенденцию к значительному росту. В 2010 году онипрогнозируются в размере 194,0 млрд. рублей, что на 91,1 % превышает показатель2009 года (101,5 млрд. рублей).

/>
Рис 2. Динамикавнутреннего госдолга[7]
Доля расходов наобслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходахувеличится с 50 % в 2009 году до 63,8 % в 2010 году.
В связи с формированием взаконопроекте бюджетных ассигнований только на 2010 год в материалах,предоставленных одновременно с законопроектом, отсутствуют данные о расходах наобслуживание внутреннего госдолга на 2011 и 2012 годы. Примерные расчеты этихрасходов, проведенные Счетной палатой с учетом примененных для 2010 годаусловий и допущений, показывают рост расходов относительно 2010 года в 2011году на 43 — 48 % и в 2012 году на 55 — 60 %.
По предварительнымрасчетам Счетной палаты, расходы на обслуживание госдолга достигнут 291,6 млрд.рублей в 2011 году и 352,0 млрд. рублей в 2012 году и увеличатся относительноВВП с 0,45 % в 2010 году до 0,66 % в 2012 году.

4. Методыуправления государственным долгом
Существованиегосударственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государствапо управлению им. Под управлением государственным долгом понимаетсясовокупность действий государства в лице его уполномоченных органов порегулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственногодолга.
Цель управлениягосударственным долгом — нахождениеоптимального соотношения между потребностями государства в дополнительныхфинансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
В основу управлениягосударственным долгом положены следующие принципы[8]:
безусловность — обеспечение точного и своевременноговыполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами безвыставления дополнительных условий;
единство учета — учет в процессе управлениягосударственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральнымиорганами власти, органами власти субъектов федерации и органами местногосамоуправления;
единство долговой политики— обеспечение единогоподхода в политике управления государственным долгом со стороны федеральногоцентра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
согласованность — обеспечение максимально возможнойгармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
снижение рисков — выполнение всех необходимых действий,позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;
оптимальность — создание такой структурыгосударственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено сминимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшееотрицательное влияние на экономику страны;
гласность — предоставление достоверной,своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным вней пользователям.
Управлениегосударственным долгом в широком смысле предполагает:
формирование политики вотношении государственного долга;
определение основныхпоказателей и предельных значений государственной задолженности;
определение основныхнаправлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
определение приоритетныхнаправлений использования привлеченных ресурсов и т.д.
Политика в отношениигосударственного долга и его верхний предел определяются законодательнымиорганами власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительнаявласть.
Управлениегосударственным долгом в узком смыслепредполагает определение условий выпуска, обращения ипогашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовкауправления государственным долгом предполагает регулирование состава иструктуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. Взарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объекты регулирования в рамках debt management[9]:
структура сроковобращения различных долговых обязательств;
структура кредиторов(путем выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторовзаймов).
Основнымимероприятиями по управлению государственным долгом являются следующие[10]:
1. Выплатадоходов по займам и их погашение, которые должны проводиться за счет налоговыхпоступлений в государственный бюджет. На практике чаще всего для этогоиспользуется метод рефинансирования, т.к. система государственного кредитадействует непрерывно и, в силу обезличивания в бюджете источников расходов,невозможно определить долю налогов в погашении долга и выплате дохода. Внормальных экономических условиях рефинансирование путем добровольных займовимеет успех, т.к., во-первых, государственные долговые обязательства являютсясамым надежным и ликвидным активом, а, во-вторых, погашение этих обязательствприводит к увеличению объема свободных денежных средств. Однако существуетпредел возможностей рефинансирования: определенные размеры государственногодолга становятся фактором, заставляющим кредиторов искать другие путиразмещения финансовых ресурсов. В целом успех рефинансирования зависит отстепени доверия к государству, хотя в ряде случаев он достигается путемсилового давления на кредиторов (например, путем обязательного обменапогашаемых долговых обязательств на новые).
2. Конверсиягосударственных долговых обязательств — это изменение доходности уже размещенных займов.Возможность конверсии должна определяться в условиях выпуска облигаций. Вариантконверсируемых облигаций — облигации с плавающей ставкой дохода, которая обычнопривязывается к какому-либо макроэкономическому показателю. Например,квартальная ставка доходности по сберегательным облигациям изменяется взависимости от изменения доходности государственных краткосрочных бескупонныхоблигаций.
3. Консолидациягосударственного долга заключается в изменении сроков погашения облигаций. Чащевсего государство заинтересовано в увеличении периода обращения облигаций сцелью стабилизации своих заимствований и экономии на размещении новых займов.При этом такая операция часто не ущемляет интересов держателей, которымпродлевается получение дохода по твердой гарантированной ставке. Сокращениепериода обращения облигаций обычно предусматривает и компенсационные меры дляих держателей.
4. Унификациягосударственных займов означает объединение нескольких займов в один: облигацииранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификацияпозволяет упростить работу и сократить расходы государства на операции,связанные с погашением и выплатой процентов за счет уменьшения видов, а приизменении нарицательной стоимости — и количества обращающихся облигаций.
5. Обменоблигаций по регрессивному соотношению предполагает обмен нескольких старыхоблигаций на одну новую с меньшей нарицательной стоимостью. Эта операцияпроводится обычно в рамках денежной реформы — изменения покупательнойспособности денег. В результате достигается возможность избежать необходимостирассчитываться по облигациям, которые продавались за обесценившуюся валюту,новыми полноценными деньгами.
6. Отсрочкапогашения займа заключается в том, что передвигаются сроки погашения спрекращением выплаты процентов за пределами ранее объявленного срока. Этомероприятие проводится тогда, когда возможности рефинансирования исчерпаны, аналоговые поступления недостаточны. Отсрочка погашения займа является признакомнесостоятельности экономической политики государства. Характерно, что отсрочкапогашения является достаточно распространенным явлением в области внешнегогосударственного кредита: кредиторы предпочитают сохранять шансы на возвратдолгов, чем потерять все свои вложения. Кроме того, остается возможностьвернуть хотя бы часть вложенных средств путем продажи облигаций по низкойкурсовой стоимости.
7. Аннулированиегосударственного долга — это полный отказ государства от своих обязательств повыпущенным займам. Эта мера может охватывать внешний или внутренний долг, иливесь долг государства в целом. Такое мероприятие проводится только в духслучаях: при полной финансовой несостоятельности государства; при изменениигосударственной власти в стране (переходе на новые политические и экономическиепринципы): новая власть отказывается признать свою ответственность за долгистарой.

Заключение
Таким образом, подведемитоги проведенного исследования.
Одной из статей расходовфедерального бюджета являются расходы на осуществление международнойдеятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализациимежгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовымиорганизациями, международного культурного, научного и информационногосотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы РоссийскойФедерации в международные организации, другие расходы в области международногосотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральномбюджете на очередной финансовый год). Эти расходы имеют растущую динамику.
В настоящее времяпроблема внешней задолженности в России не стоит так остро, как даже пять летназад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объемегосударственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Этопроисходило вследствие осуществления в 2003 — 2005 гг. мер по замещению внешнихзаимствований внутренними, и его досрочного погашения в 2005 — 2007 гг. Однаков связи с финансовым кризисом правительство России планирует увеличить объемыполучаемых внешних займов. Соответственно прогнозируется рост расходов наобслуживание долга. Рост расходов на обслуживание внешнего долга в 2010-2012годах обусловлен прежде всего увеличением объемов заимствований (выпуск иразмещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международныхфинансовых рынках), ослаблением курса рубля по отношению к доллару США и евро,а также повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок пообслуживанию кредитов в течение планового периода.
Резкое сокращениевнешнего государственного долга стимулировало рост внутренних заимствований,используемых для рефинансирования накопленного за последние годыгосударственного внутреннего долга. Это стало фактором снижения относительнойнагрузки на бюджет расходов по обслуживанию долга и увеличения долинепроцентных расходов бюджета.
Активная позицияправительства в отношении получения и выдачи государственных займов требуетсоответствующей работы с госдолгом. Существование государственного долгаавтоматически подразумевает наличие обязанности государства по управлению им.Основными методами управления госудолгом являются выплатадоходов по займам и их погашение, которыедолжны проводиться за счет налоговых поступлений в государственный бюджет; конверсиягосударственных долговых обязательств; консолидация государственного долга;унификация государственных займов; обмен облигаций по регрессивному соотношению;отсрочка погашения займа; аннулирование государственного долга.

Списокиспользованной литературы
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от6.12.2007 г.).- Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». — Версия от 29.03.08г.
2. Вавилов Ю.Я.Государственный долг: Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
3. Деменцев В.В.Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. – 2007.-№12. – С. 37-40.
4. Кузнецов А.М.Анализ привлечения и использования РФ средств займов международных финансовыхорганизаций и перспективы дальнейшего сотрудничества // Финансы и кредит. –2008. – № 16. – С.13-15.
5. Селезнев А.Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. – 2008. – № 8.– С.13-26.
6. Семенкова Е.В.,Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности // Финансы. — 2008. — №5.
7. Сенчагов В.К.,Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: ТК Велби,Изд-во Проспект. – 2007. – 720 с.
8. Финансы, денежноеобращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.:Юрайт-Издат. – 2006. – 543 с.
9. ЗаключениеСчетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «Офедеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru/
10. Контроль завнешнеэкономической и международной деятельностью [Электронныйресурс]. – Режим доступа: www.ach.gov.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.