Реферат по предмету "Философия"


Философия эпохи Возрождения, Нового времени и французских просветителей

Федеральное агентствопо образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Кафедра ____________________________________________________
(название кафедры, на которую передаётся работа)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____________
По дисциплине______________ Философия _______________________
(название дисциплины по учебному плану)
_____________________________________________________________
На тему «Философия эпохи Возрождения, Нового времении французских просветителей»
Вариант________
Студент:
_____________________________________
(фамилия,имя, отчество)
Преподаватель:___________________
________________________________
Екатеринбург 2010 г.
Философия эпохиВозрождения, Нового времени и французских просветителейФилософия эпохиВозрождения
ВXV-XVIвв. в Западной Европе с развитием экономических отношений и снижениемавторитета церкви заметно возросло влияние науки и философии, произошлооживление всей культурной жизни общества. Эпоха развития культуры, науки, философии,связанная с зарождением буржуазных отношений, получила название эпохиВозрождения. В Италии, а затем и в Германии, Нидерландах, Франции мыслители ихудожники в своих воззрениях, творчестве возрождали забытые в средние века достижениягреческой и римской античности, дали импульс их дальнейшему развитию(натурфилософия, гуманизм, образование, политическая философия и т.д.).
Основныечерты философии эпохи Возрождения это:
духовнаясекуляризация – освобождение философии от духовного давления церкви.Философия перестает ослуживать богословие, заканчивается период егосхоластического развития, начинается процесс свободного развития философскоймысли.
главнымсодержанием духовной культуры Возрождения были идеи гуманизма, где напервое место выдвигалась человеческая индивидуальность, внутренний мир человека– творца, его автономность и свобода.
всякультура Возрождения проникнута культом красоты (эстетизмом), этохарактерно и для философии, которая видит свою задачу в поиске гармонии во всем– в природе, человеке, обществе. В качестве идеала выступает Античность(общество, человек, искусство), культ героя, творца.
ведущийисторический тип философствования в эту эпоху – антропоцентризм, так какгуманистическое мировоззрение ставило человека в центр Вселенной, человек рассматривалсяодновременно как цель и средство развития общества, являлся исходным и конечнымаргументом в рассуждениях.
НатурфилософыВозрождения видят в космосе, природе некое живое целое, пронизанное магическимисилами, проявляющимися в строении и функциях, как живых существ, включающихчеловека, так и в неодушевленных стихиях. Они невольно стремились устранитьидею творения мира Богом — мировая душа представала у них как имманентная самойприроде жизненная сила, благодаря которой природа играет самостоятельную роль ине нуждается в потустороннем начале. Распространяется пантеизм (от греч.pan-весь, всё, theo-бог,буквально – всебожие) – мировоззренческая модель, где представления о Боге иПрироде сближаются, вплоть до их отождествления. При этом Бог воспринимается некак надмировая надприродная сила, а как сила и гармония самой природы.
Утверждаетсярационалистическое отношение к миру – проверка разумом гармонии, критичностьмышления, в противовес уходящей религиозной догматике. Возрождается диалектикакак метод мышления, способного видеть мир, как единство противоположностей (втом числе — конечного и бесконечного), утверждать идею бесконечного самодвиженияприроды.
Однимиз виднейших мыслителей Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464 гг.) –замечательный итальянский натурфилософ, автор трудов «О вершине созерцания»,«Об ученом незнании» и др., который трактует высшее начало бытия как единое ибесконечное, как тождество противоположностей – Бога с миром, творца створением. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей, что явилосьважным шагом к новой диалектике. Его последователь и ученик Николай Коперник(1473-1543 гг.) стал основателем гелиоцентрической концепции мира. Дальнейшееразвитие эти воззрения получили в трудах мыслителя и естествоиспытателя ГалилеоГалилея (1564-1642 гг.), который считал опыт основой познания и начал конструироватьидеальные модели физических объектов. Другим продолжателем Кузанского явилсяДжордано Бруно (1548-1600 гг.), утверждавший идею бесконечности космоса, относившийк природе то, что в средние века приписывалось творцу. На смену средневековомутеоцентризму приходит антропоцентризм (от греч. antrophos–человек)– картина мира, где в центре предстает уже не бог, а человек – активный,деятельный. Наиболее ярко антропоцентризм выразился в таком восславившемчеловека, его творческие силы, общественном движении как гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), который сплотил философов иписателей, художников и меценатов.
Почитаяантичность, гуманисты эпохи Возрождения сделали однако несравненно большийакцент на идеях свободы человека, его активной роли как созидателя своейсудьбы, чего явно не доставало в античной философии и культуре. Так,итальянский философ гуманист Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.) в трактате«Речь о достоинстве человека» говорил, что пусть Господь Бог создал человека,но он дал ему свободную волю и посему человек сам становится творцом своейсудьбы. Французский философ Мишель Монтень (1533 – 1592 гг.) в сочинении «Опыты»через присущий ему скептицизм ищет, однако, пути, ведущие людей к истине ипомогающие ответить на вопрос: «Как человеку прожить жизнь?». Свои сочиненияМонтень направляет на активизацию человеческого разума. И по сей день «Опыты» — одно из самых читаемых и почитаемых философских произведений. О том, чточеловек творит себя в процессе жизни писал и Пьетро Помпонацци (1462 – 1525гг.), автор сочинений «О фатуме, свободе воли и предопределении» и «Трактат обессмертии души». Этот яркий итальянский философ писал, что человеку присущанравственность, несводимая к жизни в мире животных и что проблемы моралинравственности необходимо серьезно, глубоко изучать.
Большойвклад в политическую философию внес Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.),обосновавший в книге «Государь» необходимость светского характера государства.Политика, по Макиавелли, имеет свои законы, правитель страны не являетсячастным лицом, и недопустимые в личной жизни «обычных» людей ложь, вероломство,интриги и т.д. вполне уместны (ибо неизбежны) в мире политики.
Возрождениедало человечеству и смелые утопические идеи, авторами которых были английскиймыслитель Томас Мор (1478 – 1535 гг.), написавший знаменитую книгу «Утопия», иитальянский гуманист Томазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.), выразивший всочинении «Город Солнца», как и Т.Мор, представления об идеальном устройствеобщества и государства. Здесь уничтожена частная собственность, все находится вобщественном владении. Труд обязателен для всех, все люди равны перед законом,принцип распределения материальных благ уравнительный, материальные потребностиограничены самым необходимым, производственному труду отводится только частьвремени (шесть часов у Мора и четыре – у Кампанеллы). Остальное время людипосвящают образованию, развитию своих способностей. Мужчины и женщины имеютравные права. Существует свобода вероисповедания. Органы управления выбираютсявсем населением.
Переднами предстает идеал, в котором сосредоточены черты как буржуазной, как икоммунистической идеологии. К оценке этого идеала необходимо подходить систорических позиций. В условиях, когда писались эти произведения, реальноеположение человека в обществе было гораздо хуже того, что описывалось в данныхсочинениях. В Англии в ту пору шел процесс, получивший название «огораживания»- фермеров-арендаторов и общинников сгоняли с общинныхи феодальных угодий,отдавая их под пастбища для овец. В этом была особенность первоначальногонакопления капитала. Произведения Мора и Кампанеллы были по тем временам оченьпрогрессивны и гуманны, но несли на себе печать исторической ограниченности,что выражалось в идеях сохранения элементов временного рабства, как формынаказания обществом индивида у Т. Мора, контроль за поведением личности вгосударстве Т. Кампанеллы (в чем сказывалось влияние монастырского воспитания).Но главное, в данных работах, это идея равенства граждан и свободы личности.
Мыслителиэпохи Возрождения, обратившиеся к серьезному изучению человека, общества,природы, оказали сильное влияние на философскую и естественно-научную мысльНового времени и других последующих эпох.
ФилософияНового времени
Основоположникомфилософии Нового времени явился английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626гг.) – автор труда «Новый Органон», положивший начало материалистическомумировоззрению уже в эту новую эпоху. Бэкону принадлежат ставшие крылатыми слова«Знание – сила».
Ф.Бэконразличает два вида опытов: первый – «плодоносные», цель которых принесениенепосредственной пользы человеку, а второй вид – «светоносные» опыты, где цельювыступает не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей.
Прологомпреобразования философии и науки явилась критика Ф. Бэконом всей сохранявшейсилу тогда схоластики и сомнение в истинности того, что до сих пор казалосьистиной. Но сомнение является лишь средством обнаружения пути к истине.Известное до сих пор знание недостоверно, что обусловлено ненадежностьюумозрительного метода получения умозаключений и доказательств. Дляреформирования науки потребовалось усовершенствование методов обобщения –индукции. Другим важным шагом должно было стать очищение разума от заблуждений.Бэкон различает четыре вида таких заблуждений или идолов – рода, пещеры, рынкаи театра.
Идолыродаобусловлены природой человека. Они присущи человеческому роду в целом, ипорождены несовершенством наших органов чувств, ограниченностью их.
Идолыпещеры – заблуждения, ошибки, возникающие вследствие субъективных предпочтений,антипатий и симпатий ученого.
Идолырынка возникают вследствие общения между людьми из-за неточных слов, расхожихпредставлений.
Идолытеатра – заблуждения, существующие из-за веры в авторитеты, частопреподносящиеся с театральной приподнятостью, торжественностью.
ФрэнсисБэкон стал родоначальником эмпиризма Нового времени, приверженцем индуктивногометода как восхождения познания от единичных фактов к обобщениям, выражающимсущность явлений материального мира.
Вотличие от эмпиризма, приверженцы направления, названного рационализмом, делалиакцент на разум, логическое познание. Родоначальник рационализма Нового временифранцузский философ и математик Ренэ Декарт (1596-1650 гг.) считал, что разумважнее опыта и что чувственное восприятие должно непременно обосновыватьсярациональными принципами «Я мыслю следовательно, существую,»– провозглашал Р.Декарт.
Приэтом он был неудовлетворен традиционной тогда логикой, более пригодной дляпоказа уже известного, нежели для открытия нового, неведомого ранее.
Декартомвыделены четыре основных правила:
1.принимать как истинное только знание, которое не дает повода к сомнению;
2.мысленно разделять всякие исследуемые сложные проблемы на предельно простыеэлементы;
3.выстраивать в дальнейшем из этих простых элементов четкую последовательность,приближаясь таким образом к постижению наиболее сложного.
4.составлять всегда полные, без всяких исключений, перечни таких элементов.
РенэДекарт – выразитель дуалистической позиции в философии. Он допускает дванезависимых друг от друга первоначала или две «субстанции» – мыслящую ипротяженную, материальную. В то же время в теории познания. Р. Декарт проявляетсебя как идеалист. Первичным у Декарта предстает мышление, а материальная жизньоказывается чем-то вторичным. Огромную роль в познании должна, по Декарту,играть интеллектуальная интуиция, выступающая отправным пунктом дедуктивногометода. С помощью дедуктивного метода можно логически вывести едва ли не всезнания в мире.
Рационалистомпо праву считается и голландский философ Бенедикт Спиноза (1632–1677 гг.),автор «Трактата об усовершенствовании разума». Он утверждал, что,руководствуясь чувственным познанием, человек не может сформулироватьадекватных идей. Благодаря рациональному познанию человек видит, что вещи,явления не случайны, а включены в цепь всеобщей детерминации. Спиноза выражалпантеистическую позицию, по сути отождествляя представления о Боге и природе.Природный мир имеет два вечных свойства атрибута: протяженность и мышление.Природа есть причина самое себя. Главная задача философии состоит в выясненииместа человека в системе природы, общества, государства. Мир, согласно Спинозе,познаваем и познание это безгранично.
Немецкийфилософ и математик, также видный представитель рационализма, автор сочинения«Монадология» Готфрид Лейбниц (1646–1716 гг.) писал об «истинных» атомах илидуховных единицах мира-монадах. Эти частицы мира вечны, находятся в сложных, вполнее гармоничных отношениях между собой.
Последователямиэмпирической, материалистической философии Ф. Бэкона были английские философыТомас Гоббс (1588–1672 гг.) и Джон Локк (1634–1704 гг.) Последовательновыступая за союз философии и естествознания. Т.Гоббс говорил, что понятие«истина» может быть только в философии, науке, но не в теологии (теология – этотолько «богооткровенное знание»). Человек стал центром философских интересовГоббса, при этом человек – не только природное, но и моральное, духовноесущество, творец культуры, создатель различных искусственных тел. И самымсложным из искусственных тел выступает государство. Ему философ посвятил свойсамый крупный труд «Левиафан».
Гоббспридерживался основной формулы сенсуализма (от лат. sensus– чувство), что все понятия в человеческом уме первоначально целиком иличастично зарождаются в органах чувств. При этом Т.Гоббс отмечал и важностьрационального освоения мира.
Д.Локкв сочинении «Опыт о человеческом разуме» и других своих работах выступает саргументами против «врожденных идей». Как нет и врожденных моральных принципов.Душа каждого от рождения – чистый лист. Знания возникают и развиваются впроцессе жизни, из опыта. Внешний опыт приходит к людям из ощущений, внутреннийопыт формируется из наблюдений за результатами нашего ума, Локк называетпоследнее рефлексией.
Идеалистическоетечение в эмпиризме представлено воззрениями английских философов ДжорджаБеркли (1685–1753 гг.) и Дэвида Юма (1711–1776 г.). Для Беркли, автора«Трактата о принципах человеческого знания» существовать – значит бытьвоспринимаемым. Вещи, явления – это комплексы наших ощущений. Только когда вещьпроникает в наше сознание и оказывается «идеей», она становится существующей.Разве можно говорить, спрашивает Дж. Беркли, что был звук, если мы его неслышали, был цвет и форма, если они не были восприняты зрением? По утверждениюфилософа единственной реальностью выступает только мое «Я», а мир существуетлишь поскольку, постольку существует это «Я». Из этих положений Берклидоказывал и бытие Бога.
ДэвидЮм утверждал что источником как познавательных способностей так и эмоций, воливыступают ощущения. Идеи образуются тогда, когда ум снимает копии с впечатленийощущений. Так формируются и впечатления рефлексии. Юм освещает проблемуформирования сложных идей между собой в ассоциации идей. Им выделяется трипринципа ассоциации идей: сходство между идеями, смежность между ними вовремени и пространстве и принцип причинности.
Важноевнимание Д. Юм уделил процессам изучения прогнозирования будущего на основепрошлого. Но агностицизм Юма проявился в том, что философ отрицал познаваемостьисточника наших ощущений – что это Бог или материя, или наши иллюзии? Ответитьна это нельзя. Юм задается вопросом какие ощущения (впечатлений, рефлексий)предоставляют нам идею субстанции? И отвечает, что таких впечатлений найтинельзя. Значит видимо нет и самой субстанции. Дух человека есть огромноесочетание (ассоциация) идей.
Философия французских просветителей
 
Развитиебуржуазных социально-экономических отношений во Франции и других европейскихстранах вызвало мощный подъем естествознания и философии. Французскиепросветители – материалисты отмечали, что материальный мир есть причина самоесебя, что материя находится в постоянном движении, развитии. Об этом писали всвоих сочинениях К. Гельвеций (1715–1771гг.), П. Гольбах (1723–1789 гг.) идругие авторы. По утверждению Ш. Монтескье (1689–1755 гг.), мир есть первыйестественный закон. Общественная жизнь, законодательство обусловлены и должнысоответствовать природе, характеру географической среды. Законы государства,форма власти должны быть адекватны климату, ландшафту, почве и т.д. И пустьэтот философ переоценил такую связь, механически рассматривал общественнуюжизнь, его воззрения выразили наступление новой, обращенной к людям, философии.Согласно Гольбаху, жизнь природы и людей подчиняется трем законам механическойпричинности, закону инерции, закону притяжения и отталкивания. В сочинениях Ф.Вольтера (1694–1778 гг.) пропагандировались учения Локка и Ньютона. Он понималфилософию как великое орудие в борьбе с всевластием религии, борьбе противнеразумного, отживающего свой век общества. Вольтер не отрицал религии совсем,но требовал религиозной свободы, подчеркивал, что в основе всех видов познаниялежит опыт. Признавая имущественное неравенство, различия в социальных статусахлюдей, он отмечал при этом, что общественное устройство должно обеспечиватьполитическое и юридическое равенство своих членов.
Организатором«Энциклопедии» – гигантского труда о достижениях человечества в области наук,искусства, ремесел был замечательный философ Д.Дидро (1713–1784 гг.). Он писал,что все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается,умирает, зарождается вновь.
Очеловеке как природном явлении и в то же время как некоей сложной машине писалЖ. Ламетри (1709–1751 гг.) в своей работе «Человек–машина». Философ отмечает,что источник движения лежит в самой материи. Однако Ламетри считал, чтосущность движения и материи познать невозможно.
Резкокритиковал современное ему общество Ж..-Ж. Руссо (1712–1778 гг.) Человек – дитяприроды, им движут в основном телесные потребности. Но он оторвался от природы.Основная проблема – социальное неравенство. В естественном состоянии, средиприроды люди отличаются доброжелательностью и справедливостью. Необходимо людямвернуться к природе. В жизни государства и общества общественный договорсделает людей более свободными.
Французскиефилософы стремились сочетать эмпиризм и рационализм, отмечая роль ощущений какосновы и начала познания. В понимании общества они придерживалисьидеалистических воззрений, придавая основную роль просвещению и сознательнойдеятельности выдающихся людей. Человек от природы добр, но его портитокружающая среда и плохие законы.Надо просвещать людей,совершенствовать законы. В эту эпоху наряду с сохраняющейся «классической»верой в Бога распространяется и деизм — религиозно-философскоевоззрение, согласно которому, Бог, однажды сотворив мир, не принимает больше вего судьбе какого-либо участия и не вмешивается в течение событий. Многие изидей философии Нового времени, французского Просвещения получили дальнейшееразвитие в философских воззрениях мыслителей XIX– XX и XXIстолетий.

Список использованной литературы
1.  Аблеев П.В. История мировойфилософии. М., 2005.
2.  Человек: мыслители прошлого инастоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 2003, 2006.
3.  Время, истина, субстанция: отантичной рациональности к средневековой. М., 2001.
4.  Майоров Г.Г. Формированиесредневековой философии. М.1999.
5.  Рабинович В.Л. Алхимия как феноменсредневековой культуры. М.,1997.
6.  Соколов В.В. Средневековая философия.М.,2009.
7.  Хейзинга Й. Осень средневековья.М.,1988.
8.  Штекль А. История средневековойфилософии. М., 1996.
9.  Горфункель А.Х. Гуманизм инатурфилософия итальянского Возрождения. М., 2003.
10.  Соколов В.В. Европейская философияXV–XVIII вв. М.,2004.
11.  Вольтер Философские сочинения. М.,1989.
12.  Лазарев В.В. Становление философскогосознания Нового времени. М., 2005.
13.  Лось В.А. История и философия науки.М., 2005.
14.  Момджян Х.Н. Французское ПросвещениеXVIII в. М., 1993.
15.  Рузавин Г.И. Философия науки. Учеб.пособие для студентов вузов. М., 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.