Содержание
Введение
1.Человек в философии Людвига Фейербаха
2.Человек в философии Карла Маркса
3.Общие взгляды и различия между философскими взглядами К.Маркса и Л. Фейербаха
Заключение
Списоклитературы
Введение
Человека философияпонимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиямиего функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказываетсяи предпосылкой и продуктом истории.
Личность формируется впроцессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущностипроцесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивнойактивности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений,поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, чтосвязано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупностиобразуют тот основной стержень личности, вокруг которого складываетсянеповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивидвыступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе.Чел-ловек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является вдействительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другиелюди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основесоциализации индивида, в процессе которого и формируется личность.
Индивидуальность нетолько обладает различными способностями, но еще и представляет некую ихцелостность.
Лишение индивида общенияи возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Ещестрашнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже неесть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.
Люди обладаютзначительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для еедостижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь какосуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.
Жизнь прекрасна сама посебе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.
Радость, надежда, любовь,совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способностьбороться с собственными недостатками и пороками — все эти духовные ценностинаполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.
Свобода побуждает нас кборьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей инаслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения, делаетнашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.
Каждый человек ищет вжизни что-то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человекживет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете — радидругих людей. Жизнь, обретшая смысл, не страшится смерти.
Цель работы провестисравнительный анализ между представлением о человеке в философии Фейербаха и К.Маркса.
Задачи работырассмотреть:
1. Человек в философииЛюдвига Фейербаха
2. Человек в философииКарла Маркса
3. Общие взгляды иразличия между философскими взглядами К.Маркса и Л. Фейербаха
1. Человек в философии ЛюдвигаФейербаха
В решении основного вопроса философииФейербах выступил как материалист. По его убеждению, природа существуетнезависимо от какой-либо философии. Объективно существуют лишь природа ичеловек, поэтому необходимо перейти от размышлений о потусторонних сущностях кизучению природы и человека, то есть «философия должна опять соединиться сестествознанием и естествознание с философией». Исходным пунктомфилософских рассуждений должен стать реальный человек, поэтому свою философиюФейербах называет антропологической. Он подчеркивает примат бытия надмышлением: мышление происходит из бытия, а не наоборот, духовного нет безчувственного. Мышление – свойство материи, функция человеческого мозга. Бытие имышление, объект и субъект существуют в единстве. Я всегда субъект для себя иобъект для другого. Мне мои мысли, чувства, переживания кажутсянематериальными, чисто психическими явлениями. Но другой человек, извненаблюдающий меня как физический объект, легко установит зависимость моейпсихики от состояния моего тела.
С позиций антропологическогоматериализма Фейербах выступает против религии и идеализма. Не Бог, говорит он,создал человека, а человек – Бога. Божественная сущность – это не что иное, какчеловеческая сущность, освобожденная от индивидуальных различий,объективированная, а затем обожествленная и почитаемая в качестве потустороннейсущности, то есть Бога. С этих же позиций он критикует и Гегеля: никакойпринципиальной разницы между гегелевской абсолютной идеей и богом любой религиинет, то и другое есть обожествление человеческого мышления. Но материализмуФейербаха были присущи все пороки материализма того периода: механицизм, метафизичность,категоричность, неприятие мнений оппонентов. Так, выступая против Гегеля, он отбросилего учение полностью, в том числе и диалектику, поэтому человечество и мир унего оказались вне исторического развития. Фейербаховский человек – это человек«вообще», некое абстрактное биологическое существо, равное, всущности, себе во все исторические эпохи. 2. Человек в философии Карла Маркса
Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) иФридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и являетсясоставной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философиейвключает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику(научный коммунизм).
Философия марксизма далаответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкоераспространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире изавоевала большую популярность в конце XIX – первой половине XX вв.
В ряде стран (СССР,социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философиябыла возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена вдогму.
Актуальной задачей длясегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление ксовременной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальностипостиндустриального общества.
Возникновению марксизма имарксистской философии способствовали:
— предшествующаяматериалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVIIв. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенноатеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
— бурный рост открытий внауке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционнаятеория Ч.Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретениепроволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии,многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
— крушение идеаловВеликой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французскогоПросвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
— нарастаниесоциально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг.,реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
— кризис традиционныхбуржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативнуюсилу, кризис буржуазного брака и нравственности).
Главными произведениямиоснователей марксизма являются:
· «Тезисы оФейербахе» К.Маркса;
· «Капитал»К.Маркса;
· «Экономическо-философскиерукописи 1844 г.» К.Маркса;
· «МанифестКоммунистической партии» К.Маркс и Ф.Энгельс;
· «Святоесемейство» и «Немецкая идеология» К.Маркса и Ф.Энгельса;
· «Диалектикаприроды» Ф.Энгельса;
· «Анти-Дюринг»Ф.Энгельса;
· «Роль трудав процессе превращения обезьяны в человека» Ф.Энгельса;
· «Происхождениесемьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса.
Марксистская философияматериалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов –диалектического материализма и исторического материализма (нередко историческийматериализм рассматривается как часть диалектического).
Философским новаторствомК.Маркса и Ф.Энгельса стало материалистическое понимание истории (историческийматериализм). Суть исторического материализма в следующем:
— на каждом этапеобщественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают вособые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения(продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
— производственныеотношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, котораяявляется базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
— указанныегосударственные и общественные институты, общественные отношения выступают вкачестве надстройки по отношению к экономическому базису;
— базис и надстройкавзаимно влияют друг на друга;
в зависимости от уровняразвития производительных сил и производственных отношений, определенного типабазиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации –первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил ипроизводственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество(экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особаяобщественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом,коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей –земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и трудезависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на трудесвободных, но не являющихся собственниками средств производства наемныхрабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего,основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной)собственности на средства производства;
— рост уровняпроизводственных сил приводит к изменению производственных отношений и сменеобщественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
— уровень экономики,материальное производство, производственные отношения определяют судьбугосударства и общества, ход истории.
Так же Марксом иЭнгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия:
· средствапроизводства;
· отчуждение;
· прибавочнаястоимость;
· эксплуатациячеловека человеком.
Средства производства –уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новыйтовар. Для производства нового товара помимо средств производства необходимасила, обслуживающая их, — так называемая «рабочая сила».
В ходе эволюциикапитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средствпроизводства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар – средствапроизводства – сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основнаямасса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источниковзаработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращатьсяк собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы зазаработную плату.
Стоимость произведенногонаемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты),разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которойидет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производствадля получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
Выход из данногоположения основоположники марксистской философии видели в установлении новых,социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, прикоторых:
— будет ликвидированачастная собственность на средства производства;
— будет ликвидированаэксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда(прибавочного продукта) узкой группой лиц;
— частная собственностьна средства производства будет заменена общественной (государственной);
— произведенный продукт,результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодарясправедливому распределению.
В основу диалектическогоматериализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но насовершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. Повыражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головына ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектическогоматериализма:
— основной вопросфилософии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
— сознание понимается некак самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
— материя находится впостоянном движении и развитии;
Бога нет, Он являетсяидеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений,непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественнойчасти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающуюдействительность;
— материя вечна и бесконечна,периодически принимает новые формы своего существования;
— важным факторомразвития является практика – преобразование человеком окружающейдействительности и преобразование человеком самого человека;
— развитие происходит позаконам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количествав качество, отрицания отрицания.3. Общиевзгляды и различия между философскими взглядами К.Маркса и Л. Фейербаха
Крупнейшим недостаткомфейербаховского материализма была его созерцательность, то есть невнимание кактивной практической деятельности человека. Единство субъекта и объектаФейербах принимал лишь в рамках человеческого тела, считая мышление субъектом,а физическую организацию человека объектом. К.Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе»подчеркивает, что «созерцательность» его материализма не позволилаему правильно истолковать смысл человеческого существования. Фейербах не принялво внимание общественный характер отношений между людьми. Эти отношения онсводил к «естественной», «родовой» связи: к чувственнымвзаимоотношениям, к любви, к взаимному влечению людей. Эта любовь к ближнему иесть подлинная религия, то есть благоговейное отношение (точный смыслслова religio") к кому-либо, ставшеепочитанием сверхсущества. Поэтому человеческие отношения должны стать подлиннорелигиозными отношениями, но почитание Бога должно смениться почитанием самогочеловека. Словом, Бог — это и есть человек.
Вместе с тем «Любовь есть самБог, и вне Любви нет Бога. Любовь делает человека Богом и Бога –человеком».
Представление о человекеу Фейербаха послужило толчком к становлению Марксистских взглядов и образованиюМарксизма.
Заключение
С одной стороны, человек— существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильныбессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет намсознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливанияобстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно этадвойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.
Под проблемой человека вфилософии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека,поиск места человека в окружающем мире и т.д.
В разное время вниманиефилософов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривалисьс разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения даннойэпохи.
В античной философиисформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм,суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработкефилософских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого,обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космосанаходится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природачеловека. Человек— микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека,мышление. Философия Возрождения является гуманистической, и потомуантропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценногосущества и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободучеловека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческойдеятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности,индивидуализации. Западноевропейская философия XVII века рассматривала главнымобразом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработкапроблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций:эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности исвободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.
Одной из важнейшихфилософских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношенияприродного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.
Социоантропогенез связанс тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки,приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь,предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на путистановления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а такжеприручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой.Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) ужеобладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми дляосуществления своего общественно-исторического развития.
Сложились две концепции оприроде человека:
социологизаторские —распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии наоснове тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось,что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, чтосоциальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структурачеловека;
биологизаторские — общейчертой, является толкование сущности человека преимущественно с позицийбиологии.
Главным двигателемобщественного развития является борьба за существование и естественный отбор.Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие «сверхчеловек»),погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде.
Списоклитературы
1. Агафонов В.П,Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА, 2003.-718с.
2. Алексеев П. В.,Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов. — М.: ТЕИС, 2003. — 504 с.
3. Алексеев П.В,Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2000.-648с.
4. История философиив кратком изложении. М.: Мысль, 2002.-741с.
5. Радугин А. А.Философия: Курс лекций. — М.: Владос, 2003. — 304 с.
6. Философия. под.ред. Кохановского В.П. Ростов-н/Д.: Феникс,2000.-653с.