Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Санитарно-гигиенические требования организации обучения в СПТУ

Введение Мы давно привыкли к техническим достижениям и охотно пользуемся ими в быту, учебе, на работе и отдыхе. Изобретатели и конструкторы приложили огромные усилия, чтобы окружающие нас устройства, механизмы и сооружения стали не только удобными, но и безопасными. Появились надежные тормозные системы, предохранительные пробки, автоматически выключающиеся чайники, утюги, телевизоры, тысячи других устройств с повышенной аварийной защитой.

Немало бед они предотвратили, сберегли миллионы жизней. Однако человеческая деятельность, обеспечивая растущие материальные и интеллектуальные потребности людей и научно-технический прогресс не сделала жизнь планеты более безоблачной, а, наоборот, наполнила ее новыми опасностями. Как защитить себя, окружающую среду от опасных технических объектов и негативных последствий научно-технического прогресса? Для этого необходимы комплексные меры (правовые, организационные,

экономические, воспитательные и т.п.) во всех сферах нашей жизни. Конституция Российской Федерации, провозглашающая человека, его права и обязанности высшей ценностью, их признание, соблюдение и защиту вменяет в обязанности государства. В статье 42 Конституции говорится: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии». Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для

жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом. Для реализации этих важнейших принципиально новых положений Конституции России принят целый пакт законов. Любая сфера жизнедеятельности человека нормируется различными законодательными и правовыми актами. Предметом моих исследований является Качканарское профессиональное училище, где я работаю преподавателем информатики с 1995 года.

Организация обучения в СПТУ осуществляется в соответствии с утвержденными Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава России санитарными нормами и правилами, которые я подробно раскрою в своей контрольной работе. Санитарно-гигиенические требования к организации обучения в СПТУ Участок Учебные заведения должны располагаться на самостоя¬тельном изолированном участке селитебной территории горо¬дов и поселков, в промышленных районах, вблизи от базовых предприятий.

Земельный участок для учебных заведений следует от¬водить с наветренной стороны для ветров преобладающего направления с учетом близрасположенных промышленных объектов и соблюдения необходимых санитарно-защитных разрывов, установленных «Санитарными нормами проектиро¬вания промышленных предприятий СН 245-71». Расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива, наземных и подземных гаражей, станций технического обслуживания ав¬томобилей, площадок для стоянки

и хранения автомобилей следует принимать согласно приложению 1. Отвод земельных участков для учебных заведений дол¬жен осуществляться с учетом их перспективного развития в плане районов города и села. При выборе участков для учебных заведений следует учитывать природно-климатические особенности местности: геологические условия, геоморфологические особенности рельефа территории, микрорельеф почвы и ее свойства, рас¬тительность, географические особенности (открытые водоемы, подземные

воды), а также использование данного участка в прошлом. Необходимо предусматривать удобную транспорт¬ную связь с магистральными улицами, а также подключение к инженерным сетям. Земельный участок должен располагаться в хорошо осве¬щаемой солнцем и проветриваемой местности, иметь необхо¬димый для стока ливневых вод естественный уклон (или легко выполняемый при вертикальной планировке), сухую незагрязненную и незасоленную почву (солнчак) и достаточно низкое состояние грунтовых

вод (не выше 1,5 – 2 м от поверхности земли). На стадии выбора земельного участка для учебных заведений системы профтехобразования следует определить источник хозяйственно-питьевого водоснабжения. При выборе источника водоснабжения надлежит руководствоваться ГОСТом 17.1.3.03-77 «Выбор источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» и учитывать качество воды источника с учетом современных требований, возможности организации зоны санитарной охраны

водоис¬точника и возможности обеспечения санитарной надежности воды. Выбор источника водоснабжения должен проводиться с таким расчетом, чтобы после обеззаражения вода отвечала ГОСТу 2874-73 «Вода питьевая». Выбор земельного участка под учебное заведение систе¬мы профтехобразования проводится комиссией, в состав ко¬торой входит санитарный врач. Расчет вместимости учебных заведений и размеры площадей земельных участков следует принимать в соответ¬ствии

с приложением 2. Земельные участки учебных заведений ограждаются зелеными насаждениями или ограждениями высотой 1,2 метра. Площадь озеленения земельного участка должна со¬ставлять не менее 50% территории участка. При размещении учебных заведений в сельской местно¬сти, вблизи лесных и садовых массивов, площадь озеленения может быть сокращена до 30%. На территории учебных заведений запрещается посад¬ка колючих кустарников, деревьев, а также кустарников и деревьев с ядовитыми плодами.

Учебные здания должны размещаться с отступом от красной линии не менее 15 метров. При расположении учебных зданий вблизи транспортных магистралей расстояние от границы проезжей части до гра¬ницы застройки следует принимать не менее 50 метров. Территория должна быть благоустроена. Проезды и пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие и обо¬рудованы устройствами для искусственного освещения (20— 40 лк на земле).

На территории участка выделяются следующие зоны: учебно-производственная, спортивная, хозяйственная, жилая. Все зоны должны иметь удобную связь со зданием и меж¬ду собой. Все зоны по периметру следует оградить зелеными насаждениями, шириной не менее одного метра. В учебно-производственной зоне следует располагать учебные и производственные корпуса, специализированные учебные полигоны, а в сельских профтехучилищах — авто¬дромы и автотрактородромы.

Спортивная зона должна находиться вблизи от спор¬тивного зала. Не следует располагать спортивную зону со стороны окон учебных помещений. Каждая спортивная площадка должна быть выделена по периметру зелеными насаждениями. Ориентация спортивных площадок должна быть с севера на юг. Жилую зону следует размещать вблизи от учебной и спортивной зон.

Хозяйственная зона должна располагаться в глуби¬не участка со стороны входа в производственные помещения, иметь самостоятельный въезд с улицы и по периметру выде¬ляться зелеными насаждениями. В этой зоне размещаются хозяйственные постройки (на¬весы для инвентаря, мусоросборники и др.), а также склады для хранения заготовок и сырья, готовой продукции, гаражи для автомашин, тракторов и других сельскохозяйственных машин, необходимых для хозяйственных и учебных целей.

При отсутствии централизованного водоснабжения и тепло¬фикации здесь же могут располагаться насосная и водона¬порная башня, котельная при соблюдении санитарной зоны в соответствии со СНиП П-31-74 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Нормы проектирования» Мусоросборники должны иметь плотно закрепляющиеся крышки и устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке под навесом, на расстоянии не менее 25 метров от окон учебного

корпуса, помещений столовой и общежития. Мусоросборники должны устанавливаться отдельно для пищевых отходов и дли сухого мусора. Собранный мусор должен ежедневно вывозиться с участка. Места для отдыха должны находится вблизи жилой, учебной и спортивной зон. Они предназначены для организации подвижных и тихих игр, индивидуальных занятий учащихся на открытом воздухе. Площадки для тихого отдыха располагаются вдали от производственной и спортивных зон.

Целесообразно их обору¬довать навесами и беседками. Следует на участке предусмотреть устройство учебно¬го тира. Учебный тир следует предусматривать на группу учебных заведений, расположенных на расстоянии до 1 км. В случае отсутствия в средних и малых городах, в посел¬ках и в сельских населенных пунктах группы учебных заве¬дений допускается проектирование тира для одного учебного заведения, при соответствующем технико-

экономическом обо¬сновании. Тир может быть оборудован в подвальном или полупод¬вальном помещении здания в соответствии с требованиями «Указаний по проектированию сооружений для стрелкового спорта (тира, стрельбищ) ВСН-71», утвержденного Госгражданстроем СССР в 1971 г. Размещение зданий учебных заведений на участке должно обеспечивать правильную ориентацию основных учеб¬ных и жилых помещений, а также благоприятные условия освещения и инсоляции, предусматривающие не менее трех

часов непрерывного солнечного облучения на период с 22/III по 22/IX в районах южнее 60° с. ш. и с 22/IV по 22/VIII — в районах севернее 60° с. ш„ согласно Главы СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков, и сельских на¬селенных пунктов. Нормы проектирования» п. 5.22. Выбор участка для размещения зданий общежитий, при¬вязка типовых проектов общежитий, а также проектов пере¬оборудования зданий другого назначения под общежития, подлежат обязательному

согласованию с органами и учреж¬дениями санитарно-эпидемиологической службы. Нормативные требования, предъявляемые к размещению и планировочной организации территории общежитий, сле¬дует принимать в соответствии с Главой СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских на¬селенных пунктов. Нормы проектирования». Основные помещения Здания учебных заведений должны иметь следующие группы помещений, исходя из функционального

назначения: • учебные помещения для теоретических занятий; • учебно-производственные мастерские; • учебно-спортивные; • культурно-массового назначения; • административно-служебные; • вспомогательные; • складские; • столовые, общежития, санатории-профилактории. Состав и площадки учебных помещений представлены в приложении 3. Взаимное расположение отдельных групп помещений должно обеспечивать удобную функциональную связь между собой и зонами участка, создание оптимальных условий для организации учебного процесса и

отдыха. Учебные помещения должны быть изолированы от учебно-производственных мастерских, спортивных и актовых залов, помещений пищеблока. Учебные кабинеты, лаборатории не допускается размещать в подвалах и в цокольных этажах. Учебно-производственные и учебно-спортивные поме¬щения следует выделять в отдельные блоки или здания, свя¬занные переходами с основным корпусом. При наличии отдельно стоящих зданий без переходов в каждом из них должна быть организована раздевалка

для хранения верхней одежды. Производственные мастерские, в которых процесс обу¬чения связан с выделением химических веществ (электро¬газосварочные, монтажные и др.) и пыли, должны быть обо¬рудованы эффективной вентиляцией согласно главы СНиП П-33-75 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воз¬духа. Нормы проектирования». Монтажные мастерские, в которых производится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупно¬габаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими

объектами работ учащихся, должны располагаться на первом этаже. Состав и площадь учебно-производственных помещений и необходимых учебных полигонов следует принимать по нормам технологического проектирования предприятий соответствующих отраслей промышленности и с учетом установки оборудования, применяемого для учебных целей. В зависимости от профиля ПТУ и ТУ должны быть выделены помещения или склады для хранения инструментов,

инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции. Каждая мастерская должна быть оборудована шкафами для хранения спецодежды и умывальниками с подачей холодной и горячей воды (не менее 4 умывальников на группу). Состав и площади помещений при спортзалах должны приниматься согласно главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и среднеспециальные учебные заведения. Нормы проектирования». Спортивные залы рассчитываются на учебно-академиче¬скую загрузку (I смена) и

внеакадемические секционные за¬нятия (II смена). Устройство и содержание спортивных залов должно отвечать требованиям «Санитарных правил устройства и со¬держания мест занятий по физической культуре и спорту», утвержденных заместителем Главного санитарного врача СССР 30 декабря 1976 г. № 1567-76, действующим нормам на проектирование спортивных сооружений. При спортивных залах должны быть предусмотрены по¬мещения, в которых устраиваются вешалки для одежды,

а также раздевалки для девушек и юношей. Кроме душа раздевалка должна быть оборудована умывальниками для мытья рук и ног. При входе в раздевалку по прямой линии у входной двери должен быть установлен экран и находиться резиновый коврик. Спортивный зал должен располагаться на первом этаже или на втором при отсутствии вблизи и под ним учебных по¬мещений, кабинетов врача и администрации, иметь удобную связь с участком. При спортивных залах должны находиться комнаты инструктора, снарядная, инвентарная (для

хранения обору¬дования и инвентаря), кладовые спортивного инвентаря (для открытых спортивных сооружений; хранения, выдачи и сушки коньков с ботинками; для хранения и выдачи лыж). Актовый зал учебных заведений, размещаемых в го¬родах и поселках, должен быть рассчитан на одновременное пребывание не менее 1/3, а для располагаемых в сельских населенных пунктах—1/2 количества учащихся. Актовые залы вне зависимости от их вместимости должны оборудоваться установками для 16 мм и 35 мм пленки.

Площади помещений актового зала следует принимать согласно главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и среднеспециальные учебные заведения. Нормы проектирования». Актовый зал с комнатами для кружковых занятий, аппа¬ратной и кинопроекционной можно выделить в отдельный блок или сблокировать с помещениями пищеблока и спорт¬зала. Помещения столовой и кухни выделяются в отдельный блок на 1-м этаже и должны выходить на хозяйственный

двор. На кухне должна строго соблюдаться поточность произ¬водства и не допускать пересечения путей движения сырья с готовой продукцией, а также грязной посуды с чистой и т. д. Запрещается использование технической воды как для технологических целей, так и для мытья посуды, оборудова¬ния, тары, а также душа и для других целей. Горячая вода из бойлеров должна поступать по самостоя¬тельной сети, трубы которой должны быть окрашены в цвет отличный от других труб.

Нельзя допускать устройства канализационных стояков и трубопроводов в помещениях для хранения и обработки пищевых продуктов и приготовления пищи. Сточные воды столовой должны перед сбросом проходить обязательную очистку. Запрещается размещать складские помещения столовых в подвальных и полуподвальных помещениях, подверженных затоплению грунтовыми водами. Количество мест в обеденных залах следует принимать из расчета обеспечения не менее одной трети численного состава учащихся.

Состав и площади помещений столовой, расстановку обо¬рудования в них следует принимать согласно главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и среднеспециальные учебные заведения. Нормы проектирования». Расстановку технологического и холодильного оборудова¬ния производить в соответствии с нормами оснащения пред¬приятий общественного питания, утвержденными приказом Министерства торговли от 23.11.71 г. № 187. Общежития для учащихся рекомендуется располагать в отдельном

здании не далее 500 м от основного здания ПТУ и ТУ. Состав и площади помещений общежития следует прини¬мать согласно главы СНиП ПЛ 7-71 «Жилые здания. Нормы проектирования». Запрещается переоборудование под общежитие помещений, расположенных в цокольных и подвальных этажах, а также помещений, не имеющих достаточного естественного освеще¬ния.

Жилые комнаты группируются в отдельные секции для юношей и девушек. Жилая секция общежитий включает умывальные, убор¬ные, комнаты для чистки одежды и обуви, кабины личной гигиены для девушек. Целесообразно при жилых комнатах размещать душевые. Для стирки личных вещей в общежитии оборудуется постирочная. Медицинские помещения (здравпункты), как правило, должны размещаться в учебном корпусе.

Процедурная уст¬раивается смежно с кабинетами врачей. Учебные, производственные и жилые помещения учеб¬ных заведений не должны быть проходными. На каждом этаже здания учебных заведений, и по от¬дельным его блокам должны быть санитарные узлы для юно¬шей и девушек, а также для педагогического и обслуживаю¬щего персонала. Вход в санузлы не должен располагаться против входа в учебное помещение (в классы, кабинеты, лаборатории,

мас¬терские) и рядом с ними. На каждом этаже учебных заведений всех функцио¬нальных блоков должны быть предусмотрены помещения для промывки, сушки и храпения уборочного инвентаря с подвод¬кой горячей и холодной воды, устройством поддона и встроен¬ными шкафами или секциями. В зависимости от климатических условий при входах в здании учебных заведений устраивают одинарные, двойные (при расчетной температуре —30°С) тамбуры и тамбуры с тепловой завесой.

При устройстве двойных тамбуров с тройными дверями установку нагревательных приборов следует располагать во внутреннем тамбуре. Воздушные или воздушно-тепловые завесы должны быть у входа в мастерские, двери которых открываются чаще 5 раз (или не менее чем на 40 мин в смену). Воздушно-тепловые завесы должны быть: а) у входных дверей вестибюлей зданий в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха и количества людей, проходящих в течение часа: • при температуре от минус 15

до минус 25°С— 400 чело¬век и более; • при температуре от минус 26 до минус 45°С — 250 чело¬век и более; • при температуре ниже минус 45°С—100 человек и бо¬лее; б) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений, оборудованных системами кондициони¬рования воздуха; в) у входных дверей общественных и производственных зданий и помещений со значительными выделениями влаги (плавательные бассейны и др.); г) у проемов технологического оборудования для умень¬шения поступления через них вредностей и холода.

При устройстве воздушных и тепловых завес следует оп¬ределять создаваемый ими уровень звука и предусматривать меры для снижения шума. Температуру воздуха, подаваемого воздушно-тепловыми завесами, рекомендуется применять не более 50°С для на¬ружных дверей и 70°С для ворот и технологических проемов, Скорость движения воздуха из щелей или отверстий воз¬душных или воздушно-тепловых завес должна быть не более 5 м/с для наружных дверей и 8 м/с для наружных дверей производственных помещений.

Естественное освещение Все учебные, учебно-производственные, жилые и ре¬креационные помещения учебных заведений должны иметь прямое естественное освещение. Наилучшими его видами в учебных и учебно-производст¬венных помещениях являются боковое левостороннее освеще¬ние и ленточное с обязательным применением солнцезащит¬ных устройств. При глубине помещений более 6 метров обязательно уст¬ройство правостороннего подсвета.

Высота правостороннего подсвета должна быть не менее 2,2 м выше глухой перегород¬ки, высота которой от пола — 0,8 м. Допускается для правостороннего подсвета использование матового стекла на высоту 0,8—1,0 м от глухой перегородки и выше обыкновенного оконного стекла 1,4—1,2 м (при об¬щей высоте стекла 2,2 м) или стеклоблоков, нижний край которых находится на расстоянии 1 м 35 см — 1 м 50 см от В учебных и учебно-производственных помещениях недо¬пустимо направление основного светового потока справа,

спереди и сзади от учащихся. В транзитных коридорах, умывальных при санузлах, раз¬девалках при спортивных залах допускается освещение вто¬рым светом. В бытовых помещениях и коридорах при столовых, складских, хозяйственных и инвентарных кладовых, снаряд¬ных, душевых и уборных при спортзалах, санузлах обслужи¬вающего персонала допускается освещение искусственным светом. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в учебных (классы и лаборатории) помещениях на рабочих

поверхностях столов или парт должен быть в соответствии с главой СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». При одностороннем боковом естественном освещении нор¬мируются минимальные значения КЕО в точке, расположен¬ной на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от све¬товых проемов, на пересечении вертикальной плоскости ха¬рактерного разреза помещения и условной рабочей поверхно¬сти (или

пола). При двустороннем боковом освещении минимальное зна¬чение КЕО нормируется в точке посередине помещения на пересечении вертикальной поверхности характерного разреза помещения и условий рабочей поверхности (или пола). При верхнем или верхнем и боковом естественном осве¬щении нормируется среднее значение КЕО в точках, распо¬ложенных на пересечении вертикальной плоскости характер¬ного разреза помещения и

условной рабочей поверхности (или пола). Первая и последние точки принимаются на рас¬стоянии 1 м от поверхности стен или перегородок. В учебных мастерских и других учебных помещениях КЕО .должен создаваться с учетом характера выполняемой зрительной работы в соответствии с главой СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектиро¬вания». Освещенность должна быть равномерной.

Равномер¬ность освещения определяется отношением минимальной ос¬вещенности в люксах (лк) к максимальной и должна соот¬ветствовать не менее 0,3. Качественные показатели освещенности определяются со¬отношениями яркости между отдельными поверхностями интерьера. Наилучшие условия видимости создаются при соот¬ношениях яркостей тетрадь — поверхность — парта или стол 2:1—4:1, классная доска — тетрадь 1:3—1:10. При этом определяющее значение имеют коэффициенты (отражения (Q) внутренних поверхностей интерьера учебных

помещений. Для окраски поверхностей парт и столов рекомендует¬ся светлая гамма цветов (светло-голубая, светло-серая, свет¬ло-зеленая, бежевая, цвет натуральной древесины) с коэффи¬циентом отражения не менее 0,30. Классная доска должна иметь матовую поверхность, ок¬рашена в темно-зеленый или коричневый (при использовании мела) цвет с коэффициентом отражения 0,1—0,2, лучше чер¬ный. При использовании угля или графопроектора доска должна быть белого цвета.

Поверхность стен, потолков, пола и оборудования учебных и учебно-производственных помещений должна быть матового поста. Для окраски поверхностей интерьера учебных и учебно-производственных помещений рекомендуются теплые тона окраски при средневзвешенном коэффициенте отражения не менее 0,45. Потолок и верхние части стен, а также оконные рамы и двери следует окрашивать в белый цвет, коэффициент отражения которого равен 0,8. Коэффициент отражения бледно-желтого, бледно-розового, бледно-голубого

и других светлых тонов окраски должен быть не менее 0,6. На все полимерные материалы (пленки, краски, лаки и др.), используемые для отделки интерьера, полов и учебной мебели должны иметь разрешения Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава России. В целях предотвращения снижения светоотражающей способности ограждений учебных и учебно-производственных помещений следует: • плакаты, стенгазеты, витрины и т. п как правило,

раз¬вешивать на стене противоположной классной доске. Верхний край вывешенных материалов должен быть не выше 1,75 м от пола. Допускается размещение схем технологических процес¬сов и т.п. на внутренней стене специализированных каби¬нетов; • шкафы для учебного материала и наглядных пособий следует располагать у противоположной сте¬ны; поверхность их должна иметь светлую гамму тонов; • нельзя размещать на подоконниках в учебных

поме¬щениях комнатные цветы. Рекомендуется цветы размещать в подвесных кашпо или переносных цветочницах высотой 65—76 см. Подвесные кашпо не должны располагаться в площади светового проема окна. В кабинетах технических средств обучения (ТСО) сте¬на, служащая фоном к экрану (телевизор, кино, проекции), должна быть окрашена в цвет охры или бежевые тона с коэф¬фициентом отражения не менее 0,6. Стена не должна быть загружена лишними деталями и предметами.

Солнцезащитные приспособления должны быть обо¬рудованы в учебных и учебно-производственных помещениях, спальных общежитиях для всех климатических районов. Наилучшими видами солнцезащитных устройств являются подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между окон¬ными рамами. Допускается для защиты от солнца применять шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс), обладающих достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими

свойствами. Запрещается применять стеклоблоки, пленки из полихлор¬винила и другие полимерные материалы. Солнцезащитные устройства должны иметь светлую ок¬раску с коэффициентом отражения не менее 0,4. Шторы для кабинетов химии, физики, не должны снижать освещенность при расшторенных окнах. Для предотвращения снижения освещенности в учеб¬ных и учебно-производственных, жилых помещениях деревья сажаются на расстоянии не менее 10 м от окон здания, кустарники — 5 метров.

Искусственное освещение Искусственное освещение и электротехнические уст¬ройства должны соответствовать требованиям главы СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования». Нормируемые уровни освещенности зависят от характера зрительных работ, размера рассматриваемой детали и контраста ее с фоном. Уровень освещенности рабочих мест при выполнении точнозрительных работ, отнесенных ко II «в» разряду точно¬сти (часовое, ювелирное производство и др.) должно быть не

менее 4000 лк при системе комбинированного освещения. 52. В кабинетах технических средств обучения (ТСО) све¬товая обстановка должна создаваться с учетом возможности ведения записи во время использования визуальных ТСО, причем яркость рабочей поверхности не должна превышать яркости экрана и освещенность ее не должна быть ниже 300 лк. На занятиях с применением ТСО могут быть исполь¬зованы следующие визуальные экранные

технические средства обучения: а) телевизоры с размером экрана по диагонали 59—61 см (марки «Темп», «Рубин», «Электрон», «УНТ-59», «Весна», «Крым», «Чайка», «УЛПТ-61», «Горизонт», «Березка», «Изумруд», «Славутич», «Школьник» и др.); б) диапроекторы: «Свитязь», «Альфа», «Лэти» — при условии строгого соблюдения расстояния прибора до экра¬на—3 м; в) графопроекторы: «КОД», «ЭДП-454», «ЛИТМО». В целях наилучшего условия восприятия при применении

ТСО следует использовать диффузно-отражающие или матово-белые экраны марок: «ЭПП-1», «ЭПП-2м», «ЭПП-3», «ЭГЩ-4», «ЭПБ-С» с коэффициентом отражения не менее 0,8. В слесарных мастерских световая обстановка создается системой общего освещения, причем уровень освещенности на рабочем месте не должен быть менее 500 лк. В производственных мастерских, кабинетах спецтехноло¬гии уровень освещенности устанавливается в зависимости от размера, точности работ и контраста объекта с

фоном по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности нормируемой для учебных помещений. При этом допускается использовать систему комбинированного освещения. Оптимальные уровни искусственной освещенности спор¬тивного зала составляют 400 лк на уровне пола. Для общего освещения учебных помещений с нор¬мальными условиями среды (отсутствие пыли, повышенной влажности и химически активных веществ) должны исполь¬зоваться люминесцентные светильники, предназначенные

для общего освещения помещений общественных зданий: се¬рии ЛПО01, ЛПО02, ЛПО0З, ЛПО13, ЛПО16, ЛПО18, ЛПО21 «Ореол» Л201ОМ, ЛСО02, ЛВО13, ЛВО01, ЛВО31, ЛВОЗЗ. Для освещения классных досок должны использоваться светильники серии ЛПО12, которые устанавливаются парал¬лельно ей на расстоянии 2,2 м от пола и 0,6 м от поверхности классной доски. Освещенность классной доски должна быть не менее 500 лк.

При расположении училища севернее 50° с. ш. необ¬ходимо предусмотреть облучение с использованием эритемных ламп в системе общего освещения из расчета 1 лампа ЛЭ-30 на 5 м2 при высоте расположения 2,8—3 м. При невозможности использовать эритемные лампы в системе общего освещения следует организовать фотарии («Указания по профилактике светового голодания людей» № 547-65 от 7.Х.65 г.). Вновь выполненная или реконструируемая осветитель¬ная установка должна быть

принята комиссией, в состав которой входят представители: заказчика, проектной и монтажной организаций, санэпидстанции, технической инспек¬ции Совета профсоюза, органа государственного пожарного надзора и органа государственного энергетического надзора и при необходимости других заинтересованных организаций. Воздушно-тепловой режим В помещениях учебных заведений относительная влажность воздуха должна быть в пределах 30—45%. Температура воздуха в классах, кабинетах, лабораториях химии и физики, в лекционных

аудиториях, актовом зале, киноаудитории должна быть в пределах 17—20°С. В мастер¬ских по обработке металла, дерева и др где работа связана с повышенной энерготратой, температура воздуха не должна быть выше 16—18°С, в спортивном зале и комнатах для про¬ведения секционных занятий 15—17°С, в раздевалке при спортзале 19—23°С, в кабинетах врачей 21—23°С, в рекреа¬ционных помещениях 16—18°, в библиотеке, в помещениях абонемента, в комнате обработки и комплектования книг, в кабинетах администрации,

комнатах общественных организа¬ций 17—2ГС, в жилых комнатах общежития 18—20°С, в умы¬вальных 20—23°С, в душевых — не ниже 25°С, в вестибюле и гардеробе 16—19°С. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и фор¬точки не должны заклеиваться и забиваться гвоздями. Учебные помещения должны проветриваться во время перемен, а рекреационные — во время уроков.

До начала учебно-производственных занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания во время уроков и перемен должна определяться погодными условиями (температурой и влажностью воздуха, скоростью его движения, направлением ветра). При температуре воз¬духа до 10°С минимальная длительность сквозного проветривания 1—3 минуты. Спортивные залы и помещения для проведения секцион¬ных занятий должны быть хорошо проветрены перед

началом занятий. Сон и отдых учащихся должен проводиться в хорошо про¬ветренных и аэрируемых через фрамуги и форточки помеще¬ниях. В уборных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется вытяжная вентиляция. Вытяжные вентиляцион¬ные решетки ежемесячно очищаются от пыли. В лабораториях и учебно-производственных мастер¬ских, у станков и механизмов, работа, на которых связана с выделением повышенного тепла, пыли, газов, должна быть эффективная общая и местная вентиляция, обеспечивающая

содержание вредностей не выше допустимых уровней и кон¬центраций. Работа вытяжной вентиляции должна обеспечивать содер¬жание пыли и вредных веществ в воздухе учебно-производ¬ственных помещений ПТУ и ТУ на уровне, установленных предельно допустимых величин. Нагревательные приборы типа радиаторов «Москва», «Комфорт» должны своевременно, по мере загрязнения, очи¬щаться от пыли, но не реже 1 раза в неделю. Оборудование помещений

Учебные кабинеты (классы) лаборатории в учебных заведениях оборудуются рабочими столами и стульями в соответствии с ростом учащихся. Учебная мебель должна обеспечивать правильную посадку учащихся за рабочими столами и соответствовать ГОСТу 11016-71 «Стулья ученические», а при наличии в кабинетах парт ГОСТу 5994-72 «Парты школьные», организация посадки проводится в соответствии с методическими рекомендациями «Об использовании школьной мебели». Запрещается использова¬ние скамеек, табуретов и стульев без спинок.

Расстановка оборудования в учебных и производст¬венных помещениях должна проводиться с соблюдением угла рассматривания не менее 35°. Столы и парты в учебных кабинетах и лабораториях про¬дольной конфигурации должны стоять в 3 ряда перпендику¬лярно стене с оконными проемами, чтобы основной световой поток был слева от учащихся. Величина ширины проходов, начиная от стены со светопроемами, должна быть следующая: первого, второго и третьего — 0,6—0,7 м, последнего (между внутренней продольной стеной и 3 рядам парт

или столов) — 0,5 м. В первом климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого ряда парт или столов должно быть не менее 1 м. Ширина прохода между доской и первыми столами (пар¬тами) в рядах должна быть равна 2,4-2,7 м; между стеной, противоположной доске, или встроенными шкафами и послед¬ними партами или столами — 0,7 м, а при наличии «оборотного» класса или кабинета это расстояние должно быть не менее 1 м. В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации мебель устанавливается в 4 ряда, при

этом расстояние от первых столов (парт) до классной доски должно быть ее менее 3 м. В лабораториях расстояние между рядами учебной мебели — 1,0 м; между чертежными столами в кабинетах черче¬ния—0,7 м. Оборудование в мастерских должно расставляться пер¬пендикулярно или под углом 30—45° к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между стан¬ками в рядах — не менее 0,8 м). 70. Конструкция классных досок может быть различной (передвижные, открывающиеся, меняющиеся по высоте

с наклоном). Все классные доски должны иметь лотки для удержания меловой пыли, тряпки или губки. Целесообразно под классной доской устроить шкафчики для хранения мела, линеек, угольников и т. п наглядных по¬собий и пр. Шкафчики можно делать во всю ширину кабинета. Оборудование кабинетов химии, должно отвечать «Правилам по технике безопасности для кабинетов химии об¬щеобразовательных школ системы Министерства просвеще¬ния

СССР», утвержденным Министерством просвещения СССР 1.XI.72 г. 73. Оборудование мастерских должно проводиться в со¬ответствии с технологией по отраслевым нормам и техникой безопасности. Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а площадь помещений — не менее 4,5 м2 (СНиП 245-71 п. 3.2). Комплектность оборудования различных кабинетов, мас¬терских и др. помещений должна обеспечиваться

в зависимо¬сти от вместимости училища в соответствии со «Сборником сметных норм затрат и типовых наборов оборудования и пред¬метов внутреннего убранства общественных и административ¬ных зданий», том 5 Учебные заведения, выпуск 2, «Профес¬сионально-технические училища», утвержденным Госстроем СССР в 1975 г. Любое переоборудование материально-технической базы ПТУ и ТУ, связанное с совершенствованием и модерни¬зированием оборудования и внедрением новых технических

средств обучения, используемых при профессиональной под¬готовке учащихся, должно проводиться по согласованию с санитарно-эпидемиологическими станциями. Директора учебных заведений должны своевременно пред¬ставлять техническую документацию на внедряемое или модернизируемое оборудование в санэпидстанции для их согласования. Санэпидстанции, в месячный срок, должны рассмотреть представленную документацию, ознакомиться с действующим образцом этого оборудования, условиями, характером и ре¬жимом труда на них подростков и дать свое заключение

о возможности его применения в учебно-производственном процессе, а также рекомендации по рациональному его исполь¬зованию. Приложение 1 Извлечения из главы СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы проектирования». Расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива для хранения жидкого топлива до границ земельных участков детских яслей-садов, школ,

школ-интернатов, лечебно-профилактических учреждений или до жилых и других общественных зданий и сооружений следует прини¬мать не менее 50 м. Расстояния от автозаправочных станций, предназначенных для заправок и только легковых автомобилей и имеющих мощность до 500 заправок в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать до 25 м. Указанные расстояния следует принимать от бензораздаточных колонок и границ подземных резервуаров для хранения жидкого топлива. Расстояние от наземных гаражей, станций технического обслуживания

автомобилей, площадок для стоянки и хране¬ния автомобилей до зданий ПТУ и ТУ следует принимать не менее данных, представленных в таблице 1. Таблица 1 Расстояние, (м) Надземные гаражи и площадки при количестве автомобилей Станция технического обслужи¬вания при количестве постов более 100 100—51 60—21 20 и менее более 30 30–11 10 и менее –* –* 50 25 –* –* 50 ПРИМЕЧАНИЕ: * определяется в каждом случае по согласованию с органами государственного

санитарного надзора. Въезды и подземные гаражи легковых автомобилей и вы¬езды из них должны быть удалены от окон жилых домов и учебных заведений не менее чем на 15 метров. Приложение 2 Извлечения из главы СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских; населенных пунктов. Нормы проектирования». Количество учащихся в профессионально-технических училищах следует принимать в соответствии с заданием на проектирование; для предварительных расчетов допускается

принимать из расчета 3% численности населения городов с числом жителей более 10 тыс. человек, а в средних специальных учебных заведениях — из расчета 5% численности населения городов в том числе жителей более 30 тыс. человек. В малых городах, поселках и сельских населенных пунк¬тах профессионально-технические училища следует преду¬сматривать из расчета обслуживания жителей населенных пунктов, входящих в систему группового расселения. Размеры земельных участков профессионально-техниче¬ских училищ и средних специальных учебных

заведений (на 1000 учащихся) следует принимать согласно таблицы. Таблица Вместимость учебных заведений учащихся 480 720 960 1200 1440 1920 Размеры земельных участков, га 6 5 4 3,6 3,2 3 ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Размеры земельных участков сельскохозяйст¬венных и гидромелиоративных профессионально-технических и средних специальных учебных заведений допускается увеличивать, но не более чем на 50%.

2. Размеры земельных участков, полигонов, опытных полей, лесных опытных участков и др. не входят в общую норму земельных участков учебных заведений, приведенных в таблице. Приложение 3 Извлечения из главы СНиП П-66-78 «Профессионально-технические и средне-специальные учебные заведения. Нормы проектирования». Площадки учебных заведений Помещения Количество учащихся Площадь в кв.м 1. Учебные кабинеты и групповые аудитории 30 50 2.

Учебные кабинеты русского и иностранного языка 15 36 3. Лекционные поточные аудитории 60 72 4. Лекционные поточные аудитории 90 108 5. Лекционные поточные аудитории 120 140 6. Учебные кабинеты по специальности 30 60-72 7. Кабинеты технических средств обучения (ТСО) 30 72 8. Лаборатории, кабинеты чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования 30 72-90 9.

Лаборатории, кабинеты чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования 15 36-60 10. Препараторские - 18 ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Площадь помещений учебных кабинетов и групповых аудиторий, размещаемых в зданиях панельной и каркасной конструкции допускается увеличивать до 54 кв. м. 2. Учебные кабинеты русского языка предусматриваются только для учебных заведений, где преподавание ведется не на русском языке. 3. Площадь помещений, перечисленных в позициях 6, 8 и 9 настоящего приложения,

определяется в зависимости от набора и габаритов технологического оборудования. 4. Препараторские предусматриваются из расчета обслуживания каждой препараторской лаборатории 2 смежных учебных кабинетов или 2 однородных лабораторий. 5. Лаборатория площадью 81 кв.м и более допускается размещать в учебно-производственных помещениях. Литература: 1. Санитарные правила по устройству и содержанию учебных заведений системы профтехобразования.

Ленинград, 1982 2. Санитарно-эпидемологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079 – 01. М. – Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2002. – 64 с. 3. Санитарные нормы и правила. СНиП П-66-78 Профессионально-технические и средние специальные учебные заведения.

Нормы проектирования. М 1985



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отраслевые стандарты исторической науки в информационных технологиях: к постановке проблемы
Реферат Особенности сырья для производства вареных колбас 1 сорта
Реферат The Duality Of Existence And Essence Through
Реферат Йоханнес Вильхельм Йенсен. Падение короля
Реферат Государственные бюджетные и внебюджентные фонды
Реферат Эпоха промышленного переворота и ее отражение в экономических исследованиях Д.Рикардо
Реферат Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физкультуры
Реферат Анализ особенностей государственного регулирования рынка труда
Реферат Сущность и формы кредита 2 2
Реферат Криминологическая классификация (типология) преступников, ее основания и практическое значение.
Реферат «Микробиология»
Реферат Проект создания мини-отеля Полинео
Реферат Бухгалтерский у управленческий учет, методы двойной записи
Реферат Моральний та юридичний аспекти свободи преси
Реферат Environment Response Essay Research Paper All around