Введение
Самоепрочное, неуничтожимое и постоянно самообновляющееся в мире – это то, чтопроработано человеческим духом, человеческой мыслью. 21 сентября 1929 годасвященник Павел Флоренский писал В.И. Вернадскому «о существовании вбиосфере, или, быть может, на биосфере того, что можно было бы назватьпневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченного вкруговорот культуры или, точнее, круговорот духа». Отметим, что в богословиисуществует особый раздел учения о Святом Духе – пневматология, а то, о чемписал естествоиспытателю Вернадскому естествоиспытатель Флоренский, последнийобъяснял так: «Несводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едвали может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, еще недостаточнооформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований,проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозреватьсуществование и соответственной особой сферы вещества в космосе». К этому П.А. Флоренский,ученый, придававший большое значение опытно-конкретному изучению вещества,добавлял: «В настоящее время еще преждевременно говорить о пневматосфере как опредмете научного изучения; может быть, подобный вопрос не следовало бы изакреплять письменно. Однако невозможность личной беседы побудила менявысказать эту мысль в письме». 1 Итак, мысль о пневматосфере сохранилась именнов письме. Любые письма, как и многие другие листочки исписанной бумаги,принадлежат пневматосфере, неотделимой от человека, одухотворенными усилиямикоторого и определяется «особая стойкость» ее «вещественных образований».
Многие работысвященника Павла Флоренского по сути своей – личные беседы или письма,наполненные интимным внутренним светом, играющим на гранях композиции, иобращенные к читателю-другу. «Столп и утверждение Истины» 2 в подзаголовке дажеимеет уточнение – «Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах». Иногдаписьма, доработанные П.А. Флоренским, превращались в главы его трудов.Так, например, предисловие «На Маковце» к труду «У водоразделов мысли» 3выросло из письма к В.В. Розанову. Слово у Флоренского – символ, т.е. оновсегда еще что-то. Это «что-то» должно быть раскрыто тем, кто в той или инойстепени сродственен автору по мироощущению, – отсюда обращенность к личности, кдругу, а не к абстрактной публике. Флоренский и его близкие жили в«эпистолярное» время. Жанр переписки друг Флоренского В.В. Розановназвал «золотой частью литературы». Жанр этот – один из самых древних: письма,найденные при раскопках, дают представление об ушедших цивилизациях, о личныхотношениях людей, а письма апостолов, обращенные к близким людям илихристианским общинам, составили часть Священного Писания. Письма субъективны поопределению и хранят неискаженным конкретный и сиюминутный диалог, но они имифологичны, понимая миф как вечно сущую реальность. Эпистолярный жанр – этосократовская беседа, сохраняющая диалектику общения. Этим письма принципиальноотличаются от мемуаров, которые по сути своей есть моделированные беседымемуариста с самим собою в прошлом или с заинтересованным собеседником внастоящем, или оправдание себя перед потомками в будущем. Вот почемуэпистолярный жанр подчас более точен, чем проработанные временем мемуары,нередко претендующие на объективную переоценку прошлого.
1.Биография Флоренского
ПавелАлександрович Флоренский (1882–1937) – русский религиозный философ и ученый,родился 9 января (по старому стилю) в местечке Евлах на западе нынешнегоАзербайджана. По отцу его родословная уходит в русское духовенство, мать жепроисходила из старинного и знатного армянского рода. Флоренский очень ранообнаружил исключительные математические способности и по окончании гимназии вТифлисе поступил на математическое отделение Московского Университета. Поокончании Университета он не принял предложения остаться при Университете длязанятий в области математики, а поступил в Московскую Духовную академию. В этигоды он вместе с Эрном, Свенцицким и о. Брихничевым создал «Союз христианскойборьбы», стремившийся к радикальному обновлению общественного строя в духе идейВл. Соловьева о «христианской общественности». Позже Флоренский совершенноотошел от радикального христианства.
Еще в годыстуденчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор.Он входит в круг молодых участников символического движения, завязывает дружбус Андреем Белым, и первыми его творческими опытами становятся статьи всимволистских журналах «Новый Путь» и «Весы», где он стремится внедрятьматематические понятия в философскую проблематику.
В годыобучения в Духовной Академии у него возникает замысел капитального сочинения,будущей его книги «Столп и утверждение истины», большую часть которой онзавершает к концу обучения. После окончания Академии в 1908 году он становитсяв ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принимает священствои в 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословскийвестник». Полный и окончательный текст его книги «Столп и утверждение истины» появляетсяв1924 году.
В 1918 годуДуховная Академия переносит свою работу в Москву, а затем закрывается. В 1921году закрывается и Сергиево-Пасадский храм, где Флоренский служил священником.В годы с 1916-го по 1925 Флоренский пишет ряд религиозно-философских работ,включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает надсвоими воспоминаниями. Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой иматематикой, работая также в области техники и материаловедения. С 1921 онработает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 годувыпускает выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Другоенаправление его деятельности в этот период – искусствоведение и музейнаяработа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятниковискусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её ученым секретарем, ипишет ряд работ по древнерусскому искусству.
Во второйполовине двадцатых годов круг занятий Флоренского вынужденно ограничиваетсятехническими вопросами. Летом 1928 г. его ссылают в Нижний Новгород, но втом же году, по хлопотам Е.П. Пешковой, возвращвют из ссылки. В началетридцатых годов против него развязывается кампания в советской прессе состатьями погромного и доносительского характера. 26 февраля 1933 г.последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля, – осуждение на 10 летзаключения. С 1934 г. Флоренский содержался в Соловецком лагере. 25 ноября1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области он был приговорен квысшей мере наказания и расстрелян 8 декабря 1937 г.
2. Этапытворчества П. Флоренского
В творчестве П.А. Флоренскогообычно выделяют два этапа, которые завершились основополагающими трудами потеодицее и антроподицее.
Теодицея, чтов несколько упрощенном переводе значит оправдание, объяснение, обоснованиесуществования Бога, – это книга «Столп и утверждение истины», единственныйбольшой труд по философии, изданный при жизни, написанный, когда ее автору быломенее тридцати лет. Книга сыграла большую роль в воцерковлении интеллигенциикак серебряного, так и нашего, «железного» века. Ее читали и знали, когдачтение религиозной литературы было небезопасно. Флоренский был символомученого-священника, погибшего в лагерях. Теперь забывается, что святоотеческуюи вообще церковную литературу иметь было опасно. Даже в конце 80-х годов заБиблию, обнаруженную таможенниками, человек становился по меньшей мере«невыездным». Имена церковных деятелей вообще, а имена религиозных философовособенно, вычеркивались и буквально, и фигурально, как вымарывались именанеугодных «министерству правды» Оруэлла.
Другой труд П.А. Флоренского– антроподицея, оправдание человека – создан зрелым сорокалетним мыслителем безнадежды на издание. Он включает несколько томов, рукописи которых втайнесохранила его семья. Сейчас они изданы усилиями его внуков, и многие из них,особенно «Иконостас» 4 и «Имена», 5 вошли в нашу культуру. Священник ПавелФлоренский продолжал свой посмертный крестный путь.
Однако втворчестве П.А. Флоренского, как и в его жизни, уместно выделить еще дваэтапа, которым соответствуют завершенные и совершенные литературные ифилософские произведения. Это его переписка начала и завершения жизненного итворческого пути.
Письма ксемье из лагерей 1933–1937 гг. – труд последнего этапа творчествазаключенного П.А. Флоренского. В них он передает накопленное знание своимдетям, а через них всем людям, поэтому главное направление их мысли – род какноситель вечности во времени и семья как главная единица человеческогообщества. Средоточием переживаний становится единство рода, семьи и личности,личности оформленной, неповторимой, но в то же время тысячами нитей связаннойсо своим родом, а через него – с Вечностью, ибо «прошлое не прошло». Род в своюочередь обретает в семье равновесие оформленных личностей, неслиянных инераздельных, в семье происходит передача опыта рода от родителей к детям, дабыте «не выпали из пазов времени». По аналогии с предыдущими трудами письма изтюрем и лагерей можно назвать генодицеей, оправданием рода, семьи.
Существуетеще одно, не менее совершенное произведение – юношеская переписка Флоренского сблизкими, письма времени учебы в тифлисской гимназии, а также периода его учебыв Московском университете и Московской Духовной академии. В переписке 1897–1906 гг.отразилось формирование личности Флоренского, то, как он отделяет себя отсемьи, от окружения, как он ставит жизненные задачи. Уместно назвать этот этапоправданием себя, оправданием личности – эгодицеей. Своим философствованием,единством своей творческой биографии – теодицея, антроподицея, генодицея,эгодицея – священник Павел Флоренский охватил три обычно непересекающихся мира:горний – надмирный, пневматосферный – человеческий, и личностно-родовой –семейный. Каждый со своими объектами, их особой иерархией, специфическойаксиоматикой.
3.Философия культуры П.А. Флоренского
ПавелАлександрович Флоренский – одна из самых выдающихся и загадочных личностей«Серебряного века». «Русский Леонардо да Винчи», «Ломоносов ХХ века» – характеристикиодной стороны. «Мистификатор», «стилизатор» (показательно заглавие бердяевскойрецензии на «Столп и утверждение Истины» – «Стилизованное православие») – констатируютоппоненты. Другие же, напротив, подчеркивают филигранный анализ историческихреалий – в работах по античной философии или древнерусской иконописи, например.Нет единодушия и в оценке религиозной стороны наследия отца Павла – однихотталкивает непрописанность христологии (С.С. Хоружий говорит даже освоеобразном «монофизитстве» Флоренского), поклонники же утверждаютортодоксальный характер его работ (сам Павел Александрович, как известно,предпочитал скорее подчеркивать собственный традиционализм, чем новаторство).
Флоренский,несомненно, бросал своеобразный вызов интеллигентским стереотипам, стремясьвернуться на стезю предков. По отцовской линии последние принадлежали кправославному духовенству (вспомним, кстати, что предки В.В. Розанова иВяч. Иванова также были представителями «левитских» родов»), мать жепроисходила из знатной армянской семьи (ее родоначальники правили Карабахом).Принимая священство, Павел Александрович осуществлял синтез церковности исветской культуры не в теории только, но и на практике.
В«Автореферате» для словаря «Гранат» отец Павел следующим образом характеризовалзадачи и метод своего философствования: «Свою жизненную задачу Ф[лоренский]понимает как проложение путей к будущему цельному мировоззрению. В этом смыслеон может быть назван философом. Но в противоположность установившимся в новоевремя приемам и задачам философского мышления, он отталкивается от отвлеченныхпостроений и от исчерпывающей, по схемам, полноты проблем. В этом смысле егоследует скорее считать исследователем. Широкие перспективы у него всегдасвязаны с конкретными и вплотную поставленными обследованиями отдельных, иногдавесьма специальных, вопросов» [1].
Каждоеявление («феномен») содержит в себе самом, в своей чувственной форме бытиеумопостигаемое («ноуменальное»). Флоренский отвергает отвлеченные сущности, ибодуховный предмет всегда выражен в чувственном, дан зримо и пластично. «Полнаяпредставленность мира как целого в единичном, индивидуальном и как бы частном(в символе) – так может быть определена конкретность метафизики по П. Флоренскому»[2]. В этой связи надо рассматривать замысел «Словаря символов», начатый ПавломАлександровичем, но не законченный (была написана статья «Точка»).
Основнымзаконом мира Флоренский считал второй принцип термодинамики – закон энтропии,как закон Хаоса во всех областях мироздания. Хаосу противостоит Логос – началоэктропии. Культура – сознательная борьба с мировым уравниванием. Интересно, чтобердяевская «Философия неравенства», написанная в разгар революции игражданской войны, также рассматривает культуру в качестве начала,противостоящего уравниванию, приобретающему у Николая Александровича не толькосоциальный, но и космический статус.
Будучиантиподом Канта, Флоренский относил себя к мыслителям средневекового типа, асвое мировоззрение считал соответствующим по складу стилю XIV–XV вв.русского средневековья. Однако он считал возможными и даже желательнымипостроения, которые соответствовали более глубокому возврату к средневековью.Нельзя, однако, пройти мимо следующего замечания: «Ум и душа о. Павла лежали нек Средневековью с его суммами знания, а к, если угодно, завершающему и средниевека, и целую громадную традицию знания (расходящегося в своем самоуразумении сновоевропейским научным) периоду барокко: если в средние века создаются суммыистинного внутри себя знания, то XVII век начинает раскрываться в историко-культурнуюширь, собирать, ставить рядом, синтезировать, энциклопедически оформлять самоеразное знание, он продолжает знать и помнить также и свою истину, однакообставляет ее грудами чужого, чужеродного, любопытного, стремится к полнотевсего лишь курьезного, всего этого разнобоя…» [3].
Списокиспользуемой литературы
1.Асоян Ю., МалафеевА. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX начала XXвеков. М.: ОГИ, 2000. С. 211. [2].
2.Сочинения. Т.3. (2). М.,1999.
3.Михайлов А.В.О. ПавелФлоренский как философ границы // Михайлов А.В. Обратныйперевод. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 464. О «барочныхпостроениях» Флоренского говорит и Ю.П. Иваск (см. Иваск Ю.П.,Розанов и о. Павел Флоренский // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб.:РХГИ, 1996. С. 442).
4.Палиевский П.В. Розанови Флоренский // П.А. Флоренский: pro et contra. СПб., 1996
5.Флоренский П.А.,Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1994. С. 38. [1].