Реферат по предмету "Философия"


Специфика философии Востока

Содержание
1. Древнеиндийская и древнекитайская философия: спецификафилософии Востока
2. Важнейшие философскиеконцепции: материализм и идеализм
Литература
1. Древнеиндийская и древнекитайская философия: спецификафилософии Востока
 
Древнеиндийская философия. Древняя индийскаяфилософия представлена множеством традиций, школ, доктрин, концепций. Многие изних взаимодополнительны, некоторые — альтернативны, т.е. явно противопоставленыдруг другу. Несмотря на множественность школ, расхождения и различия вовзглядах между ними, единство древнеиндийской философии неоспоримо. Определяющаячерта ее характера — переплетение и взаимопроникновение религиозных, моральныхи собственно философских идей.
Религия занимала здесь особое место. Именнорелигиозно-мифологическое мировоззрение задавало древним индийцам их видениемира, их высшие жизненные ценности и ориентации. Так же, как и древнекитайская,древнеиндийская философия отличалась умозрительностью, слабой связью с научным,опытным знанием, приверженностью традициям, однажды изобретенным правилам исхемам.
Древнеиндийские мудрецы твердо верили в Верховное существо,в духовное единство мира, скрытое за призрачным и преходящим характером всегосуществующего. Размышляя о зле и страдании человеческого бытия, они приходили кидее вечного нравственного миропорядка, порядка справедливости, выражающегося взаконе Кармы. Карма — это суммарный, итоговый эффект поступков и помысловживого существа во всех его предыдущих перерождениях, определяющий его судьбу впоследующих перевоплощениях (круговороте рождений и смертей). В случаеотрицательного сальдо — явного перевеса неправедных, греховных дел кармадействует как закон возмездия: будущее рождение у человека будет худшим (вболее низкой касте, в животном, растении). И, наоборот, в случае положительногосальдо — перевеса добрых, праведных, благочестивых поступков и дел кармадействует как закон морального воздаяния: человеку уготовано лучшее будущее (рождениев более высокой касте). Ну а если положительных дел и мыслей набираетсядостаточно много, создается некая критическая масса добра, человек вообще можетвырваться из сансары — бесконечного круговорота рождений и смертей. В этомслучае человек достигает состояния просветления и блаженства, растворяя свое индивидуальное«я» в бесконечной духовной субстанции мира.
Все школы древнеиндийской философии различаются взависимости от того, принимают или отвергают они духовный авторитет Вед. То илииное отношение к Ведам было принципиальным, культурно — и социально-дифференцирующим.Веды — древнейший памятник индийской литературы, богатейший источникрелигиозных и философских идей. «Веда» буквально означает «знание».Вообще же Веды — откровение, священное знание, открытое богами для посвященных.
Древнеиндийские философские школы, следовавшие в фарватереведической традиции, принято называть классическими или ортодоксальными. Всегоих шесть: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта. Соответственно кнеортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм (в ихтеоретико-мировоззренческом аспекте) и чарвака-локаята. Они не считают Ведынепогрешимыми и не дают своего обоснования их авторитета[1].
Рассмотрим некоторые из древнеиндийских философских школподробнее.
1. Веданта. Основные положения Веданты изложеныБадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах существует два направления — адвайтаи вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в VIII в. Согласно адвайте в мире не существует никакой другойреальности, кроме единой высшей духовной сущности-Брахмана, которыйнеопределим, необусловлен и безкачественен.
Представление о многообразии предметов и явлений вселеннойявляется результатом неведения — кроме бога все является иллюзией. Основныеметоды познания, согласно адвайте, — это интуиция и откровение, а вывод иощущение играют второстепенную роль. Цель человека — постижение того, что завсем многообразием стоит единое божество.
Согласно вишишта-адвайты, основоположником, которогоявляется Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Онинаходятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальноетело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существоватьтолько как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека — освобождениеот материального существования, которого можно достичь путем духовнойактивности, знаний и любви к богу.
2. Миманса. Цель Мимансы — оправдание ведическогоритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должныбыть логически обоснованы. В основе учения лежит убеждение в том, что конечноеосвобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, онодостижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное вниманиедолжно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного и общественногодолга — дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинениизапретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечномуосвобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал вовселенной.
3. Йога. Йога опирается на Веды и является одной изведических философских школ. Йога означает «сосредоточение». Согласноучению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождениеот материального существования. Йога — есть индивидуальный путь спасения,предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первуюочередь, при помощи медитации.
Это ортодоксальные школы. Из неортодоксальных философскихшкол рассмотрим буддизм: Он зародился в VI — V вв. до н.э., в III в. до н.э. провозглашен официальной религией. Основательучения — Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленным). Он выдвинул триположения: жизнь исполнена страданий, существует причина возникновениястраданий, есть возможность избавления от страданий. Буддизм проповедуетизбавление от страданий путем отказа от желаний и достижение «высшегопросветления» — нирваны. Нирвана — состояние полной невозмутимости,освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от мыслей, внешнего мира. Единогобога не существует. Душа как особая сущность не существует. Существует лишьпоток постоянно сменяющихся состояний сознания. Все существующее в миревременно.
Древнекитайская философия. Древняя китайскаяфилософия весьма специфична. Определяется это, прежде всего, ее подчиненностьюполитической и моральной практике, т.е. редукцией к так называемой практическойфилософии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеальногообщества, упорядочения отношений между «верхами» и «низами»и т.п. были в ней доминирующими.
«Знание — действие — нравственность» — эта цепочкав Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знаниеоценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственногосовершенствования человека. Высшее знание — знание о добродетелях и правилахповедения великих людей.
Оторванность философских исканий от конкретных научныхзнаний, естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальныхданных — это специфика древнекитайской философии. В этой оторванностиопределенно просматривается пренебрежительное отношение к естественнонаучнымнаблюдениям и прикладным знаниям как к чему-то явно низкому и недостойномучеловека, человека-мудреца. Противостояние философии и естествознания лишаладревнекитайскую культуру возможности выработать цельное и всестороннеемировоззрение. Оно пагубно сказывалось на естественных науках.
К специфике древнекитайской философии следует отнести и еесущностную обращенность к прошлому, в прошлое. Так, все выдвинутые ею проектыидеального общества были в действительности не чем иным, как идеализацией глубокойдревности, «золотого века» совершенно мудрых правителей — Яо, Шуня иВэнь-вана. Ярким выражением этой обращенности был культ предков, состоявший впризнании влияния умерших, их духов, на жизнь и судьбы потомков.
Для китайской древней философии характерна также теснаясвязь с мифологией, мифами. Отличительной же особенностью последних был зооморфный(животноподобный: полуживотные — полулюди) характер действовавших в них богов идухов. Важным, системообразующим элементом мифологии была божественная силанеба. Древние китайцы свято верили в то, что все в мире зависит отпредопределения или воли неба. Земля, мир для них всегда — Поднебесная. Сыномнеба перед своими подданными выступал государь, правитель. Его почитали каквысшего посредника между людьми и небесными духами. Ссылки на мифырассматривались в философии как самые авторитетные аргументы.
К особенностям древнекитайской философии необходимопричислить также слабую разработку вопросов логики, равно как и сознания,мышления, познания. Дополнительным препятствием на пути выработки и развитиялогико-философской терминологии был иероглифический характер китайскойписьменности[2].
Визитной карточкой китайской философии является конечно конфуцианство.
Главная работа великого Кунцзы (так в Китае называютКонфуция) — «Лунь юй» («Беседы и высказывания»),представляет собой собрание нравственных поучений, записанных исистематизированных, кстати, его учениками.
Высшая сила, сила судьбы для Конфуция — Небо. Оно следит засправедливостью на земле, определяет для каждого человека его место и роль вобществе, в частности принадлежность к «благородным» или «низким».Только при соблюдении воли Неба государство может быть сильным, а общество — богатым.Первейшая обязанность человека — постигать и выполнять волю Неба. Сам Конфуцийпознал волю неба в 50 лет, что и сделало его проповедником.
В центре внимания конфуцианства — вопросы воспитания,нравственно-духовного роста человека. Индивид должен жить в согласии с людьми ис самим собой, быть человеколюбивым, соблюдать «золотую середину», пролегающуюгде-то между несдержанностью и осторожностью. Человеколюбие, золотая середина ивзаимность составляют вместе «правильный путь» — дао, которому долженследовать всякий, кто хочет жить счастливо.
Неизменность, «как у предков» — вот лучшая, поКонфуцию, характеристика общественного и государственного строя. Стоит она напочитании родителей, уважении старших братьев, подчинении и благодарностиподданных своему государю. Правитель в конфуцианстве — отец, народ — дети. Правительпоставлен управлять страной самим Небом. Ключ к правильному управлению народомКонфуций видел в силе нравственного примера. На ней, в конечном счете, держитсядоверие, которое народ оказывает правителю и государству.
Во II в. до н.э., в эпоху Хань,конфуцианство обрело статус официальной идеологии. Этот статус оно сохраняло до1949 г. Мощное мировоззренческое влияние конфуцианства на культуру китайцевостается фактом и сегодняшнего дня.
Таким образом, в Древнем Китае и Древней Индии философия возниклав несколько иных формах, чем на Западе. Древневосточной философии присуще слияние,как с обыденным нравственным сознанием, так и с религиозно-мифологическиммировоззрением.2. Важнейшие философские концепции: материализм и идеализм
В философии в зависимости от решения ее основного вопросавыделяется два направления — идеализм иматериализм. Ихпротивоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос — вопрособ отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы — большинствомфилософов не формулируется в качестве основополагающего.
Рассмотрим подробнее эти две концепции.
Материализм. Одним из важных философских понятийявляется понятие материального. Совокупность всего материального называется вфилософии материей. Материя — это предельно широкое понятие, название. Любойпредмет окружающего мира является разновидностью или формой материи. Такимобразом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а ввиде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планетыи звезды, растения и животные — это все различные формы материи.
Одним из важных философских вопросов является проблемапроисхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделитьнесколько глобальных представлений о мире.
Первое из них называется материализмом. Материализм — философскоемировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) являетсяонтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное(понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием).
Развитие материализма можно проследить во всей историизападной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в историифилософии. Материализм существовал задолго до появления марксистского еговарианта.
В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникаетиз воды и в неё превращается. Наиболее последовательно проводилиматериалистическую линию Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античногоматериализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствованиечеловека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей иприобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.
Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французскогоПросвещения (П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётсямеханистическим и редукционистским (то есть, склонён отрицать спецификусложного, сводя его к простому). Французские материалисты понятие материиотождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные теласостоят из неизменных и неделимых атомов и молекул.
Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость,фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещениематериальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел. [3]
Определяющее влияние на европейскую философию он приобретаетв XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.А. Фейербах, Д.Ф. Штраус,. Бюхнер, Э. Геккель,Е. Дюринг). Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почтиодновременно в России (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие) и в ЗападнойЕвропе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина,в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу:материя для него — это "…философская категория для обозначения объективнойреальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
Главным в философии материализма является мысль о том, материяниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно,является первоначалом мира, самим миром. Материя — это все.
Материя существует на различных уровнях сложности. Самойсложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, которыйпорождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь еенельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическимисвойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Всечто не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств называетсяв философии термином «идеальное», который, таким образом,противоположен понятию «материальное». Мысль, следовательно,идеальна, но она — продукт мозга, а мозг — это форма материи. Значит,материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базематериального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностьюзависит от материального. Где нет мыслящей формы материи — мозга, там не можетбыть ничего идеального.
С точки зрения материализма материя бесконечна не только впространстве и времени, но также — в своих свойствах или качествах, а значитбесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательнойистины мы не достигнем никогда
Противоположным материализму философским воззрением являетсяидеализм. Идеальное в философии — это все то, что не воспринимаетсянашими органами чувств и не имеет физических качеств
Идеализм — это термин для обозначения широкого спектрафилософских концепций и мировоззрений, считающих единственно подлиннойреальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности — сводящимися ктелесным вещам и их денежному эквиваленту.
В VII — VIII веках философы постоянно пользуются термином«идея», но «идеализм» у них встречается редко. Считается,что впервые он употреблен в статье Лейбница 1702 г. «Ответ на размышленияБейля».
Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения,которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубленияпонятия:
в самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом понимаютнаклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, тоесть к идеализации действительности;
далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общихинтересов над частными, умственных и нравственных над материальными;
сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм,когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическимиусловиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственногоили духовного порядка;
идеализм Платона или идеализм дуалистического типа,основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемыхидей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений.
Значительными представителями идеализма в философии былитакже Фихте (субъективный идеализм), Шеллинг (объективный идеализм), Гегель (абсолютныйидеализм).
Главным утверждением идеализма является мысль о том, чтоСознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как иматерия в материализме). Оно — первоначало мира, которое порождает, создает илитворит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом сидеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, онасуществует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Таким образом,все материальное — это проявление, воплощение или инобытие (иная формасуществования) идеального. Следовательно, если материалистическое воззрениетесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиознымпредставлениям.
Идеалистическая философия говорит о том, что человеческоемышление или разум — это малая частица мирового Сознания, которая является какбы «божьей искрой», находящейся в любом человеке. Поэтому познаниемира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно, ведь в наспредставлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему[4].
Таким образом, основные положения материализма ипротивоположного ему идеализма, можно сформулировать следующим образом.
Материализм учит, что:
1. Мир материален по самой своей природе, все существующеепоявляется на основе материальных причин, возникает и развивается всоответствии с законами движения материи.
2. Материя есть объективная реальность, существующая вне инезависимо от сознания, и духовное существует вовсе не отдельно отматериального, а все умственное, или духовное, является продуктом материальныхпроцессов.
3. Мир и его законы являются полностью познаваемыми и, хотямногое может быть непознанным, нет ничего, что по природе являетсянепознаваемым.
Эти положения материализма противоположны положениямидеализма. Идеализм утверждает, что:
1. Материальный мир зависит от духовного.
2. Дух, или разум, или идея может и действительно существуетотдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения являетсясубъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует иявляется, чистой иллюзией)
3. Существует область таинственного и непознаваемого, «над»,или «за пределами», или «позади» того, что может бытьустановлено и познано посредство приятии, опыта и науки.
Литература
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник.- М.: ТЕИС, 1996. — с.580.
2. Кальной И.И. Философия: Учебник. — СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. — 447 с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник.- М.: Логос, 2003. — 288 с.
4. Основы современной философии: Учебник/ Под ред. М.Н. Росенко. — СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 295 с.
5. Скирбек Г. История философии: Учебноепособие. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 715 с.
6. Философия: Учебное пособие / Подред. В.И. Кириллова. — М.: Юристъ, 2001. — 376 с.
7. Философия: Учебник для вузов /Под ред. Лавриненко В.Н. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 584
8. Философский словарь / Под ред.М.Т.Фролова. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
9. Философия. Элементарный курс: Учебноепособие. — М.: Гардарики, 2001. — 331 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.