Реферат по предмету "Мировая экономика"


Процесс общественного производства его содержание факторы и эффективность

--PAGE_BREAK--Наибольший производственный эффект достигается тогда, когда пользователи торов одновременно являются их собственниками. Однако такое соединение врятли может быть общим и даже широкомасштабным, поскольку это означает, что все члены общества должны быть не только номинальными, но и функционирующими собственниками, т. е. исполнителями оперативных распорядительных функций. Тем не менее каждый шаг, приближающий такое соединение факторов производства, делает их функционирование более интенсивным, повышая результативность процесса производи полнее удовлетворяя потребности членов общества
4. Научно-          техническая революция иизменение в содержании и характере труда
Поступательное развитие общественного производства, его постоянное совершенствование являются фундаментальными закономерностями экономической жизни человечества. Оно основано на прогрессе науки и техники.
Наука — это особый вид человеческой деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Под понятием техника понимают совокупность средств труда, которые используются в производственных целях и для удовлетворения личных потребностей человека.
Новые знания материализуются в новых средствах труда, удовлетворение потребностей порождает другие. Появляются новые идеи и разработки, создается б совершенная техника, технология и предметы потребления. Они обусловливают и суммируют необходимые условия для дальнейших количественных и качественных основ в сфере научных исследований. Такова приблизительно схема действия научно-технического прогресса, который является непрерывным процессом развития на техники, технологии, производства и потребления.
Научно-технический прогресс осуществляется в двух формах: эволюционной и революционной.
Эволюционная форма НТП имеет место, когда применяемые в производстве техника и технология совершенствуются на основе уже имеющихся научных знаний. Примером этой формы НТП является развитие энергетической техники, основанной на принципе использования кинетической энергии пара — от простой паровой машины до парогенераторов огромной мощности.
Революционная форма НТП означает переход к технике и технологии, построенных на принципиально новых научных идеях. Примером этой формы является переход от ручных орудий труда к машинным, замена энергии пара на электрическую, применение лазерной и других современных технологий и т. п.
Изобретение и внедрение в производство принципиально новых научно-технических разработок приводит к существенным изменениям в трудовом процессе, предусматривает расширение производительных возможностей человека. Поэтому в данном случае речь идет о научно-технической революции.
Научно-техническая революция является качественным скачком в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в научных знаниях. Такие перевороты в науке, технике и производстве происходят регулярно. Последний из них начался в середине 50-х годов XX в., когда был создан первый компьютер, когда человек начал использовать энергию атомного ядра и заниматься генной инженерией. Новый взлет НТР начался с развитием в конце XX в. системы Интернет.
Главными особенностями современной научно-технической революции являются универсальность и комплексность. На основе фундаментальных открытий в разных отраслях человеческих знаний изменяются все элементы производственного процесса: предметы труда, средства труда, знания и сам труд человека.
Изменения в предметах труда находят свое выражение в использовании новых синтетических материалов со специально структурируемыми свойствами (пластмассы, полупроводники, композиционные материалы, искусственные алмазы и др.)
Преобразования в средствах труда и знаниях связанны прежде всего с появлением автоматической техники и компьютерных технологий.
Автоматы — это машины, которые, наряду с традиционными тремя элементами (двигатель, передаточный механизм и рабочая машина), имеют еще и четвертый — устройство, контролирующее и регулирующее процесс производства.
Техника с программным управлением дает возможность преодолеть границы производства, обусловленные психофизиологическими возможностями человека. Кроме того, применение компьютерной техники открывает широкий доступ ко всему потоку научно-технической информации, накопленной человечеством. Тем самым труд предыдущих поколений, который содержит эта информация, может быть оперативно привлечен к любому производственному процессу. Благодаря этому наука становиться непосредственно производительной силой общества, постоянным фактором ее приумножения.
Содержание труда — это понятие, характеризующее взаимодействие личных и вещественных факторов процесса труда, объем и структуру трудовых функций человека, его профессиональные знания, необходимые трудовые навыки.
Содержание труда является сложной категорией, охватывающей значительный круг явлений взаимодействия человека и природы. Как элементы содержания труда можно выделить такие категории, как «производительная сила», «интенсивность», «качество», «сложность» и «тяжесть» труда.
Производительная сила труда характеризует технические, организационные, культурные и другие возможности производственной деятельности человека. Это объективные относительно работника обстоятельства труда, обусловливающие его дееспособность и результативность усилий, например, технические параметры оборудования, уровень общей и профессиональной культуры, применяемые методы организации труда, плодородие земли и т. п. Производительность труда выражается в дееспособности рабочей силы.
Полнота реализации возможностей, заложенных в производительную систему труда в значительной мере зависит от его интенсивности.
Интенсивность труда характеризует объем трудовых затрат в единицу рабочего времени, напряжение труда. Каждый человек за определенный промежуток рабочего времени (день, час) способен затратить определенное количество своей рабочей силы (физических, физиологических, умственных и других усилий). В зависимости от объема (уровня интенсивности труда) полностью или частично реализуется наличная производительная сила труда.
Особенности затраченной рабочей силы, отличия ее с точки зрения внутренних свойств характеризует категория качество труда. Последняя отражает уровень профессионального мастерства работника, его образованность, добросовестность, творчество коммуникабельность и др.
Характеристику функций, которые выполняют работники в производственном процессе, дает такая категория, как сложность труда.
В любом трудовом процессе на организм человека влияет фактор производственно среды. Последний характеризует такая категория, как тяжесть труда.
Все эти категории отражают разные стороны трудовой деятельности человека. В их изменениях стоят сдвиги в содержании труда, происходящие под влиянием научно технической революции.
Автоматизация и компьютеризация существенно расширяют производственные возможности работников, значительно увеличивая плодотворность их усилий. Следовательно, НТР является могучим фактором развития производственной силы труда.
Более сложным является влияние НТР на интенсивность труда. Многочисленны исследования свидетельствуют, что замена ручного труда механизированным не всегда уменьшает объем рабочей силы, который тратится в единицу времени. Интенсивность труда часто растет за счет затрат умственной и психоэмоциональной энергии. При этот значительно сокращаются чисто мускульные усилия. В результате тяжесть труда имеет тенденцию к уменьшению в условиях, когда используемая техника и технология полностью адаптированы к антропометрическим и психофизиологическим особенностям работников. К сожалению, разработчики новой техники и технологии не всегда уделяю должное внимание этой стороне. Как следствие, тяжесть труда проявляется в чрезмерной утомляемости человека, профессиональных заболеваниях, травмах.
Создание и внедрение в трудовой процесс социально ориентированной техники: технологии имеют принципиальное значение в связи с изменением места и роли челе века в условиях НТР.
Технический прогресс предусматривает вытеснение человека из непосредственного процесса производства. Следовательно, работники должны выполнять функции преимущественно умственного труда, связанные с обслуживанием оборудования (монтаж и наладка) и управлением им (контроль и регулирование). В автоматизированном производстве наблюдение за технологическим процессом поглощает до 65 проценте сменного времени работника.
Рост сложности труда требует увеличения количества работников с высокой профессиональной и общеобразовательной подготовкой. Каждый четвертый, занятый в отраслях хозяйства Украины в докризисный период, имел высшее или среднее специальное образование. По прогнозам ученых, в связи с компьютеризацией производства такого уровня образования в начале XXI в. будут требовать 2/3 рабочих мест. Например, в информационном секторе экономики США и Японии теперь работает больше работников, чем сфере материального производства.
Широкое применение в производстве руководящих систем, гибких технологий приводит к тому, что уже не отдельная, относительно небольшая, группа инженеров, конструкторов, исследователей, а большинство работников занимаются творческим трудом. Так преодолевается жесткая детерминация трудовых операций человека функционированием техники и технологии. Из простого элемента производственного процесса он превращается в творца и организатора этого процесса. Это обусловливает то, что, кроме глубоких специальных знаний, работник должен владеть широким спектром разнообразных качеств.
К такому выводу пришли ученые США по результатам специальных исследований, проведенных на предприятиях, обеспеченных компьютерной техникой. Среди большого количества требований, которые предъявляются к работникам этих предприятий, можно выделить следующие: высокий уровень интеллектуального развития и профессиональной компетенции; творческий подход к делу; непосредственное участие в подготовке программы выполнения работы; стремление к совершенствованию процесса труда, восприятие изменений на производстве; способность эффективно работать без надзора, развитое чувство долга; критический склад ума, высокая степень любознательности; цельность натуры; коммуникабельность; умение обмениваться идеями и помогать другим членам коллектива.
НТР обусловливает также изменение в характере труда. В отношении определения сущности этой категории ныне существуют две точки зрения. В соответствии с первой понятие «характер труда» отражает особенности процесса труда, осуществляемого в тех или иных организационно-технических условиях, например, ручной характер труда или механизированный, простой или сложный по своему характеру труд, рутинный или творческий и т. п. В этом случае категории «содержание» и «характер» труда накладываются одна на другую, поскольку с их помощью выражаются одни и те же явления из сферы взаимодействия человека и природы. Поэтому более убедительной является точка зрения, что характер труда — это категория, отражающая особенности взаимосвязи людей в процессе современной трудовой деятельности, специфику отношений между ними по поводу их участия в труде.
Труд является не только природным, но и общественным феноменом. Однако общественный характер труда на разных этапах исторического развития выступает в разных по степени своей зрелости формах. В начале человеческой цивилизации трудовые отношения осуществлялись в пределах племени или общины, члены которой сообща владели ручными орудиями труда, добывали необходимые средства существования и совместно присваивали их. Что-то подобное наблюдалось и в условиях натурального хозяйства, где использование ручных орудий труда, присвоение результатов последнего происходило в пределах сельской семьи, хозяйственной усадьбы. Поэтому труд на этих двух этапах имел преимущественно коллективный характер, поскольку связь между его субъектами замыкалась рамками определенных социальных групп.
В условиях товарного производства кооперативный характер труда усиливается. Этому способствует применение машин и функционирование рынка, с помощью которого обособленные производители устанавливают тесные связи, обмениваясь результатами своего труда. Характер последнего становится опосредованно общественным.
С развитием товарного хозяйства рыночные по форме связи участников производства множатся и усложняются, наполняясь новым содержанием. Индивидуальный труд каждого работника все более непосредственно проявляет свой общественный характер. Этот процесс основан на техническом прогрессе.
Простая кооперация и мануфактура возникли на базе ручных орудий труда. Фабричная кооперация стала следствием применения машин. Дальнейшее разделение труда на основе машинной техники ведет к появлению межпроизводственной кооперации, общенародной, а позднее и международной кооперации труда.
Технический базис современного производства обеспечивает эффективное функционирование как больших хозяйственных объединений, так и огромного количества малых и средних предприятий, действующих на национальном и интернациональном уровнях.
Существование больших многоотраслевых комплексов становиться возможным благодаря применению высокопроизводительных гибких технологических систем, которые позволяют изготовлять широкую номенклатуру изделий. Научно-техническая революция дает также необходимые средства управления этими объединениями: телекоммуникационные сети, быстродействующие системы контроля и обработки информации, надежные транспортные средства. Кооперация труда в пределах таких объединений все чаще преодолевает национальные границы.
Бурное развитие малых предприятий наблюдается прежде всего в информационном секторе экономики, порожденном НТР. Они, как правило, оказывают деловые услуги (программное обеспечение, консультирование и т. п.) крупным компаниям. Организационно труд в этом секторе экономики обобществляется как через контрольные соглашения, так и благодаря созданию разнообразных ассоциаций.
Взаимозависимость участников экономического процесса в условиях НТР усиливается на основе технологического разделения труда. Подетальная (функциональная) специализация на межпроизводственном уровне обусловливает прямые связи между производителями и потребителями продукции. На практике она реализуется с помощью системы долгосрочных контрактных соглашений, создания так называемых «индустриальных» и «предпринимательских» сетей. Последние являются организационной формой взаимодействия малых, средних и крупных фирм, кооперации предприятий и научно-исследовательских учреждений.
Как на национальном, так и на международном уровнях расширение разного вида прямых кооперационных связей свидетельствует о развитии непосредственно общественного характера труда. Он проявляется также в регулировании сферы трудовых отношений как на микро-, так и на макроуровнях со стороны государственных и общественных структур (трудовое законодательство, программы занятости, подготовка и переподготовка кадров, контроль за условиями труда и оплатой его и др.).Такое регулирование происходит не только в рамках национальной экономики, но и выходит за ее границы. Этим занимаются Международная организация труда, комиссии ООН, международные профессиональные объединения, которые совместно решают проблемы формирования трудовых ресурсов и их эффективного использования. Исходя из изложенного, можно сделать такие выводы:
1) общественный характер труда в процессе исторического развития выступает в разных формах;
2) в зависимости от средств производства и специфики регулирования трудовых отношений можно выделить три вида зрелости общественного характера труда — коллективный, опосредованно общественный и непосредственно общественный;
3) труд имеет коллективный характер тогда, когда используются преимущественно ручные орудия, а трудовые отношения регулируются непосредственно в рамках замкнутых хозяйств семьи, общины или хозяйственной усадьбы;
4) непосредственно общественный характер труд приобретает в условиях применения машинной техники и регулирования трудовых отношений в пределах национальной экономики с помощью рынка;
5) непосредственно общественный характер труда проявляется в условиях широкого использования компьютерной техники и целенаправленного регулирования трудовых отношений как на национальном, так и на международном уровнях.
Могучим катализатором этих процессов является современная научно-техническая революция.
5.Изменение места и роли человека в производстве в процессе научно-технического прогресса
    продолжение
--PAGE_BREAK--Научно-технический прогресс означает формирование нового технологического способа производства, который представляет собой соединение соответствующего уровня и характера производительных сил с определенным строем организационно-экономических отношений. Этот процесс происходит постепенно, но неуклонно, ведь речь идет об огромных масштабах производства. И сегодня еще, наряду с высокотехнологическим автоматизированным производством, существуют отрасли, где применяют ручной труд.
Одна из наиболее важных не только экономических, но и социальных задач — уменьшение доли физического ручного труда в производстве. Это требует существенных изменений в условиях жизни и труда человека, освоения более сложных профессий, что возможно лишь для людей с достаточным культурным, образовательным и профессиональным уровнем.
Сегодня в научно-популярной и специальной литературе много внимания уделяется «безлюдным технологиям», т. е. таким автоматизированным, гибким системам, которые будто бы полностью устраняют человека из производства. Между тем на практике, хотя количество персонала, который обслуживает такое оборудование, и снижается, роль человека в производстве не только не уменьшается, а наоборот, значительно возрастает. Конечно, характер трудовой деятельности человека при этом существенно изменяется: он в основном выполняет функции проектировщика, программиста, налаживает всю технологическую систему. К тому же «безлюдная технология» в материальном производстве дополняется значительным увеличением количества специалистов, занятых разработками новых технологических систем и оборудования. Эти работники являются практическими участниками конечного производства. Так, на высокоавтоматизированном заводе в одну смену могут работать лишь 10 — 20 чел., а в конструкторском бюро при этом заводе — несколько сотен.
Человек сочетает и физическую, и умственную деятельность. Однако соотношение между этими составляющими труда разное. С развитием общественного производства на основе новой техники и технологии в общих затратах труда повышается значение его интеллектуальной доли. Возникает много профессий, которые все меньше предусматривают выполнение физических действий и все больше — умственных.
В начале XX в. получила распространение организация производства по методу американского инженера Ф. Тейлора, базировавшаяся на функционировании работника как простого придатка к машине, который в выполнении определенных операций достигал автоматизма. Система Тейлора была характерна для массового поточного производства, она вела к значительному росту труда. Суть ее состояла в том, что объединялись в одно целое человек и машина. Достигалось это прежде всего рационализацией и ускорением движений человека, приведением его действий в соответствие с работой машин. Именно благодаря этому возникла система «человек — машина».
В этих условиях умственная деятельность человека ограничивалась, устранялась из производственного процесса, поскольку была не очень нужной. Это неизбежно вело к снижению роли профессиональных знаний работников, их интеллектуального уровня, к реальному подчинению труда капиталу, искажению личности человека.
Во второй половине нынешнего столетия возможности роста производительности труда за счет рационального использования физических возможностей человека были исчерпаны. Задача состояла в том, чтобы привести в движение возможности ума и духа человека. В связи с этим возникло множество теорий «человеческих отношений», «социального партнерства» и других, направленных на то, чтобы доказать, что предприниматели и рабочие через покупку акций и участие в распределении прибыли являются равноправными социальными партнерами. В ряде стран (Японии, США и др., особенно в Скандинавских странах) эти теории удалось реализовать на практике.
Переход к широкому применению вычислительной техники, информатики, компьютеризации многих сфер деятельности человека, созданию разветвленной системы персональных компьютеров знаменовал информационный переворот в мире, привнесший качественно новые черты в труд и жизнь человека. Ныне коренным образом меняется взаимодействие новых поколений техники и новых поколений людей. Смена поколений техники сопровождается сменой поколений людей, непосредственных производителей.
Современная НТР внесла существенные изменения в социально-экономическое развитие: смена поколений новой техники начала значительно опережать смену поколений работников. Теперь при жизни одного поколения людей в передовых отраслях производства меняется несколько поколений техники.
Это свидетельствует о том, что не физическое старение машин, а моральное вызывает замену действующей техники новой, что научные знания, воплощенные как в овеществленном, так и в живом труде, морально устаревают. Скорость этого процесса определяется временем, в течение которого имеющееся знание, в том числе и квалификация работника, наполовину обесценивается.
Старение знаний в науке и технике происходит неравномерно. Еще в начале XX в. человеку хватало на весь период его трудовой деятельности знаний, добытых во время общего и профессионального обучения. НТР изменила ситуацию коренным образом. Все более широким становиться круг профессий и специальностей, знания в которых быстро устаревают, а полученная квалификация обесценивается. Чтобы поддерживать необходимый уровень знаний, человек должен периодически повышать свою квалификацию. Система образования превращается в непрерывную, гибкую, которая в случае потребности дает возможность повышать или менять квалификацию работников с отрывом и без отрыва от производства: воспитывает в человеке тягу к постоянному получению новых знаний, умение овладеть информацией, воспринимать социально-экономические, научно-технические нововведения.
Наряду с традиционным образованием расширяется «электронная» грамотность людей, постепенно, но неуклонно охватывающая все больший круг профессий. Она должна стать обязательной для всех, поскольку определяет квалифицированность специалистов, их способность обрабатывать и использовать информацию.
Человек из исполнителя производственных операций все больше превращается в контролера и наладчика сложного оборудования, автоматических систем. От уровня его образования, культуры, профессионального мастерства зависит их функционирование. Усложнение материально-вещественных орудий производства стимулирует появление работника нового качества: свободного, образованного, культурного, развитого как физически, так и умственно, который пользуется благами производства и глубоко заинтересован в его развитии и совершенствовании.
Хотя затраты на технические средства производства очень быстро растут, но и затраты на воспитание, образование, профессиональную подготовку одного работника, способного трудится на определенном рабочем месте, составляют значительную сумму. Об этом свидетельствуют данные стран с развитой экономикой. Например, в США минимальная продолжительность образования работников (учитывая разного рода курсы без отрыва от производства) составляет более 14 лет. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что в нашей стране ассигнования на образование не соответствуют требованиям научно-технического прогресса, что сказывается на качестве подготовки специалистов, развитии науки и техники.
На основе роста общественного производства меняется отношение между занятостью в материальном и нематериальном производстве, особенно в социальной сфере. Ныне в развитых странах доля занятых в социальной сфере больше, чем занятых в материальном производстве. Это связано с тем, что производительность труда в материальном производстве на основе научно-технического прогресса увеличивается и дает возможность сначала при относительно, а потом и абсолютно меньшем количестве занятых в материальном производстве обеспечивать потребности общества и переводить все больше работников в сферу, которая удовлетворяет социальные, культурные и духовные потребности людей.
Сегодня в связи с ростом требований к человеку, его физическим и умственным способностям степень развития социальной сферы непосредственно влияет на развитие экономики и культуры страны. Поэтому нельзя не относить к совокупному общественному работнику учителей, врачей, работников культуры, бытового и жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и др. Они играют все более возрастающую роль в развитии экономики и общества. Вот почему ныне при определяющей роли материального производства необходимо обеспечивать приоритетное развитие социальной сферы.
В то же время необходимо отметить, что в развивающихся и переходящих к рыночным отношениям странах рост занятых в сфере обслуживания происходит за счет розничной торговли, предоставления различных бытовых услуг и т. п., а не за счет обслуживания материального производства. Это следствие не прогресса, а отсталости, форма скрытой безработицы.
На современном этапе усиливается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, органического соединения науки и производства. Научные исследования, а также информатика влияют на рост общественного продукта. Результаты научных исследований являются промежуточными, а нередко конечным продуктом общественного производства. В общем объеме производства быстро растет наукоемкая продукция, являющаяся результатом воплощения научных разработок. Качество таких товаров, их ассортимент, технико-экономические показатели ныне определяют научно-производственный потенциал страны.
Наконец, существенно изменяется соотношение между отраслями самого материального производства, прежде всего между промышленностью и сельским хозяйством.
Что касается промышленности, то длительное время доля занятых в ней росла. Теперь эта тенденция в развитых странах уже не наблюдается. Приблизились к этому и большинство восточноевропейских стран, когда весь прирост промышленной продукции достигается за счет повышения производительности труда при абсолютном сокращении численности работников.
Важным направлением качественного совершенствования совокупного общественного работника является быстрое повышение общеобразовательного уровня работников, интеллектуализация труда.
В последнее время в Украине в связи со структурной трансформацией существенные изменения претерпела сеть высших и профессиональных учебных заведений. В высших учебных заведениях уменьшилась подготовка студентов по инженерным специальностям и увеличилась по экономическим, юридическим и другим специальностям. Осуществляется переход к многоуровневой системе подготовки специалистов.
Все большее значение приобретает повышение квалификации и переподготовка кадров. Например, во Франции лишь 20 процентов квалифицированных работников получают подготовку на производстве, а в Германии — 90 процентов. Аналогичная ситуация в Японии, где квалифицированных работников обучают в основном фирмы.
Отличия в формах профессиональной подготовки работников в зарубежных странах свидетельствуют, что обе имеют свои преимущества. Задача в том, чтобы рационально их сочетать и использовать. Это тем более важно, что по уровню профессиональной подготовки работников Украина значительно отстает от развитых стран.
Значительно отстает от международных требований развитие материально-технической базы высших учебных заведений Украины. Все это сказывается на качестве подготовки специалистов. Поэтому реформа системы образования, в том числе и высшего, должна решить проблему индивидуализации обучения кадров, существенного повышения его эффективности. Необходимо устанавливать более тесные непосредственные связи учебных заведений с предприятиями, объединениями и ведомствами, что даст возможность организовать подготовку кадров по целевому назначению с оплатой затрат на это самими заказчиками. Перспективным является все большее развитие системы обучения всех уровней, основанной на негосударственной форме собственности.
Существенной чертой совокупного общественного работника на современном этапе является возрастание значения управленческого труда. В условиях научно-технического прогресса техника и технология выдвигают высокие требования к профессиональным знаниям и умениям человека-исполнителя, к его общему и специальному образованию. Они неизмеримо повышаются, когда речь идет о людях, управляющих другими людьми. Управленческий труд своеобразен и чрезвычайно сложен, он связан с принятием решений, которые требуют знаний не только техники и технологии, но и экономики, психологии, менеджмента, маркетинга. Управленец — это руководитель высокой компетенции и культуры.
Перестройка экономики, переход от административных к экономическим методам управления предусматривает существенное повышение квалификации управленческого персонала. Чиновников административной системы должны заменять энергичные люди, которые могут самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Например, в Китае при переходе к новой системе хозяйствования около 40 процентов управленцев были уволены или сами оставили свои посты, поскольку не отвечали повышенным требованиям. Вместе с тем такая реформа проводилась постепенно, порайонно, с устройством уволенных, в том числе через переподготовку.
В нашей стране остро стоит проблема экономической подготовки кадров. Почти половина руководителей и специалистов четко не понимают сути рыночных методов хозяйствования. Каждый второй инженерно-технический работник не владеет необходимым объемом экономических знаний. Особенно отрицательно сказалась многолетняя изоляция нашего экономического образования от мирового по таким связанным с овладением законами рынка направлениям, как менеджмент, маркетинг, основы бизнеса.
Одновременно следует преодолеть отставание в реализации достижений науки и техники. Научно-технический прогресс как фундаментальный закономерный процесс дает возможность существенно расширить производственные возможности работников, увеличивая плодотворность их усилий. В современных условиях она является могущественным фактором развития производительной силы труда.
Рост производительности труда и эффективности производства позволяет существенно изменять условия труда и жизни людей. Все это требует целенаправленной деятельности общества по созданию материально-технических, организационно-экономических и социальных условий для эффективного и творческого труда человека. В этом и состоит процесс гуманизации производства. С развитием общества постоянно возрастают и потребности самих работников в отношении образования и культуры, уровня жизни, условий труда. Следовательно, гуманизация производства — это не только результаты НТР, но и необходимая предпосылка реализации ее достижений и дальнейшего развития.
В развитых странах много сделано для улучшения условий труда, развития как общего, так и профессионального образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечения людей жильем, бытового обслуживания и т. п.
Гуманизация производства — это сложная многоуровневая система. Ее решение предусматривает использование материально-технических и организационно-экономических факторов. Базовым является изменение содержания и условий труда, которые непосредственно связаны с совершенствованием техники и технологии производства. Например, в Украине сегодня, наряду с высокомеханизированным и автоматизированным производством, в котором заняты высококвалифицированные работники и созданы соответствующие для их деятельности условия, еще большая доля тяжелого физического труда, который выполняют мало- или неквалифицированные работники. Этот малопроизводительный, изнуряющий непрестижный труд не может дать человеку морального удовлетворения. Тем более антигуманным является огромный рост безработицы, которая закономерно присуща также рыночной экономике, но в ее условиях она хотя бы регулируется.
Проблема согласования материально-вещественного и личного факторов в современных условиях приобрела острый характер. Новые машины и механизмы часто выдвигают чрезмерные требования к человеку, его возможностям и способностям. Вместе с тем растут и требования людей к орудиям и условиям труда. Следовательно, необходимо согласовывать требования человека к технике и ее функционированию и требования техники к человеку. Однако при любых обстоятельствах техника должна служить человеку, создавать все условия для облегчения его труда и развития способностей.
Возникновение новых научно-технических систем порождает проблему безопасности и функционирования. Высокую потенциальную угрозу составляют такие современные промышленные объекты, как большие гидротехнические сооружения, мощные энергокомплексы, прежде всего атомные электростанции, химические комбинаты, ракетно-космическая техника. Повышает опасность концентрация транспортных коммуникаций на земле, воде и в воздухе и др.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Активізація мотивації участі підприємств у програмах недержавного пенсійного забезпечення громадян на основі врахування впливу податкових важелів
Реферат А. С. Козырев 13 июня 2012 года
Реферат 20 мелочей которые изменят вашу жизнь к лучшему
Реферат 4 Социальная структура общества
Реферат Агресивність у підлітків та її вплив на міжособові стосунки
Реферат Состав бухгалтерской и статистической отчетности страховой организации
Реферат Мархлевский, Юлиан
Реферат Система управления электроприводом постоянного тока
Реферат Государственная Дума Российской Федерации: полномочия, порядок избрания, опыт функционирования
Реферат Positive and negative values of conformism
Реферат Агрессия в поведении подростков
Реферат Характеристика країн Єгипту та Аргентини
Реферат Агрессия как социально-психологический феномен
Реферат Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории
Реферат Агрессивное поведение детей