1.Семья, этапы ее развития
Семья — это первичная ячейка социальной общностилюдей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древнихсоциальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальноеявление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений ипроцессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в которомудовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественныхпотребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, котораянакладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, чтопо отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование.Как отметил американский социолог Гуд: «Мы знаем о семье слишком много,чтобы исследовать ее объективно».
На первых этапах развития человеческого сообществасемьи, в нашем понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи.Первой социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины сталоисключение из полового общения родителей и их детей. Это та историческаяграница, с которой добрачное состояние первобытного общества переходит всоциально регулируемые отношения.
Первой исторической формой семьи можно считатьматеринскую семью в составе рода в эпоху матриархата; иногда ее называюттотемической семьей. Это была сравнительно большая группа ближайшихродственников по женской линии в первых четырех — пяти поколениях. В семьетакого типа существует групповой брак, отец детей не всегда может бытьустановлен, и потому происхождение определялось по материнской линии.
Домовая община как форма семьи существовала у всехиндоевропейских народов и дожила до наших дней (Южная Индия, Тибет). Онаотличается совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. Взависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялисьматеринская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина, то всовместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья женщин,членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в определенныхслучаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть многомужество).Понятно, что отцовская домовая община включала в себя родственников поотцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая община, в которойпроисхождение определялось и по отцовской, и по материнской линии.
Моногамная патриархальная семья — это семья, вкоторой главой семьи и собственником имущества является отец. Непосредственнойпричиной перехода к такому типу семьи считается появление частной собственностии связанного с нею вопроса о наследовании.
Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья — самая распространенная форма семьи в современном мире. Она отличается тем, чтоявляется не только общественной, но и юридически признанной, образуется врезультате правового акта — бракосочетания гражданского или церковного либотого и другого. Надо отметить, что число членов семьи имеет постояннуютенденцию к уменьшению. Типичная современная семья — муж, жена, один-двоедетей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характервзаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельностьсупругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них.Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, детилишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет квозникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличениевнебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в тоже время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и навзаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том,что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми,дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяютим и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Современная семья всебольше трансформируется в такую социальную общность, в основе которой — брачнаясвязь, построенная на любви, взаимном уважении.
В настоящее время в России 66,3 млн. семей.Ежегодно заключается примерно 250-300 тыс. браков, расторгается примернополовина от этого количества. В 1999 году число браков на 1000 населениясоставило 6,3 брака, разводов — 3,7. Уровень разводов очень различается вгородской и сельской местности.
В крупных городах соотношение между браками иразводами 2:1. В сельской местности ситуация совсем иная. Из общего количествараспадающихся браков 38 процентов приходится на семьи, просуществовавшие менеечетырех лет. Быстро увеличивается число внебрачных детей. В настоящее времякаждый пятый родившийся — внебрачный ребенок.
Процесс снижения уровня брачности начался в Россииеще в 70-е годы. Либерализация норм матримониального поведения, активноераспространение более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитиеэтого процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. Запять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициентрождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения, сократился на38 процентов. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период зафиксированоявление депопуляции, то есть когда число умерших стало превышать числородившихся и начался процесс естественного снижения численности населения. Еслитакие тенденции сохранятся, то через пятьдесят лет население России сократитсявдвое. Происходящая в России депопуляция является результатом не толькообвального падения рождаемости, но и увеличения числа умерших. К началу 80-хгг. Россия по уровню продолжительности жизни ушла на уровень такихстран-аутсайдеров, как Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировымлидером по продолжительности жизни (для мужчин — 73,4, для женщин — 78,3 года),наша страна отстает соответственно на 12 и 5 лет.
Для России характерна высокая смертность мужскогонаселения. В нашей стране сформировалась сложная и не типичная ни для однойстраны структура причин смертности, в которой патология традиционного исовременного типов соседствуют друг с другом. Особая специфика ситуациизаключается в необычайно высокой смертности от несчастных случаев, отравлений итравм. Сверхсмертность от травматизма в России — сугубо мужская проблема,женская смертность от этих причин не выходит за мировые рамки.
Изменения в формировании, развитии и стабильностисемьи в России и в их демографическом поведении порождены не столько кризиснымиявлениями последнего десятилетия, а представляют собой накопленный результатдемографических изменений, происходящих в стране на протяжении долгих лет.
Значение семьи в жизни общества и человека вотечественной науке долгое время недооценивалось. Представления об отмирании институтасемьи в социалистическом обществе, присущие 20-м годам, поддерживавшиесяофициальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими. Основывалисьони на негативном отношении к старой семье, которое постепенно распространялосьна этот институт вообще и укоренилось в общественном сознании. При этомидеологически ориентированная пропаганда рассматривала семью как нечто сугубо«личное», противостоящее интересам общества. Термин «домашняяхозяйка» имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. Вдемографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствоваластремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором сниженияуровня рождаемости.
Ориентация на «минидетную семью»способствовала изменению в укладе жизни людей, формированию нового социальногоположения женщины. По мнению Л. Е. Дарского, в современной семье на первый планвышли такие потребности, как желание иметь объект заботы и опеки, потребность всамовыражении, в передаче жизненного и культурного опыта и т. д. А дляудовлетворения этих потребностей семье много детей не нужно.
В России трудности переустройства общества,пережитые не одним поколением россиян, вызвали у родителей стремлениеобеспечить детям более высокий уровень жизни, чем собственный. Это стало важныммотивом к ограничению супругами числа детей в семье. По результатамисследования ВЦИОМа 1998 года, 51,9% опрошенных считают идеальной семью с двумядетьми, но планируют иметь двух детей лишь 20,7 %; идеальной считают семью изтрех детей — 17,9%, а планируют иметь трех детей только 3,4 % опрошенных. Семьяв современном обществе претерпела значительные изменения, которые будут намирассмотрены.
Микроперепись 1994 года обнаружила такжесуществование такой специфической категории брачно-семейных отношений, какраздельное жительство супругов. Хотя доля их относительно невелика: женапроживает отдельно от мужа у 3,2 женатых мужчин, муж проживает отдельно у 4,6замужних женщин. Эти факты отражают специфику современного развитиясемейно-брачных отношений.
Изменения, происходящие с семьей в России напротяжении всего ХХ века, не случайны. Сегодня в России семья такая, какаяесть. Поэтому ностальгия по традиционной семье не имеет смысла: семья уже несможет стать другой, возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели.Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономическойбазы. Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи,которая постепенно уступает место семье современного типа.
Для определения сущности семьи необходиморассмотреть ее функции, структуру, ролевое поведение ее членов. Наряду ссоциологией эти проблемы изучают экономика, демография, этнография, психология,педагогика и т. п.2.Структура семьи
Мы уже подчеркивали, что семья — первичный иважнейший институт общества благодаря тем функциям, которые она реализует.Именно через семью сменяются поколения людей, в ней появляется на свет человек,продолжается человеческий род, происходят первичная социализация и воспитаниедетей, наконец, реализуется такая благородная функция, как забота опрестарелых. На семью ложится организация быта, потребления, а такжезначительная часть хозяйственно-экономических функций.
Структура семьи — совокупность отношений между ееучастниками, в том числе и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, вкоторых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще — мужу, детей — родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, властипроисходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств,способностей супругов, для них характерно равноправие в принятии решений,добровольное распределение обязанностей. Основные ролевые отношения в семье:муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.
Авторитарная, или традиционная, семья в основномуходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом,рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто — единоличнымсобственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельностьсемейства, т. е. существовала объективная основа для авторитарной семьи. Исовсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования, чему мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, являетсясовладельцем собственности. В этом варианте больше условий для формированияравноправных отношений между членами семьи. Конечно, здесь есть и другаясторона медали. Рост экономической самостоятельности женщины, ее активноеучастие в общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее возможностив воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость и т. п.3.Функции семьи
Функция продолжения рода — это важнейшая и ничемне заменимая функция современной семьи, если не считать первых колбочныхмладенцев. Весь опыт свидетельствует, что по мере развития цивилизации в семьеснижается количество детей, ведь дети — это своего рода страховка супругов дляобеспечения своей старости. Сейчас, чем выше уровень и качество жизнинаселения, культура и образованность, тем ниже рождаемость. Идет не расширение,а сокращение популяции, старение населения. Социологи и демографы называют этоявление демографической революцией. При его анализе приходится считаться смассой обстоятельств. На уровне рождаемости сказываются соотношение городскогои сельского населения, религиозные и национальные традиции, генетический фонд,социально-экономические условия. По медицинской статистике, до 15 процентовсемей не имеют детей из-за бесплодия мужа или жены, причем в соотношении 40:60.Или такой факт: после апрельской реформы 1991 г. только за два месяца числоабортов в нашей стране увеличилось на 200 тыс.
Снижение рождаемости и, одновременно, детскойсмертности может сыграть злую шутку с человеческой популяцией. Сейчас выживаютдети со слабой и отягощенной наследственностью. По данным Всемирной организацииздравоохранения (ВОЗ), в высокоразвитых странах доля новорожденных, у которыхфиксируются признаки поражения олигофренией (включая слабые и промежуточныеформы), достигает 10-12 процентов. В тяжелой форме болезнь поражает 3-3,5процента детей. По выборочному исследованию в одном из регионов России, средипричин этого заболевания пьянство родителей составляет 80 процентов случаев.Причем есть одна особенность. Алкоголики, люди с отягощенной наследственностью,социально безответственные, как правило, имеют больше детей, чем нормальные,здоровые.
Внормализации демографической ситуации должно быть заинтересовано общество илигосударство, но они ведут себя чересчур эгоистично:
o политики жалуются наснижение рождаемости,
o интеллигенты — нападение нравственности,
o ректоры вузов — наснижение интеллектуального потенциала абитуриентов,
o генералы — на слабоездоровье призывников.
Следовательно, рождаемость не сугубо личное дело.Значит, надо помогать семье, проводить активную демографическую политику.
Последствия начавшейся депопуляции населенияРоссии будут многочисленны, тяжелы и затронут все сферы жизнедеятельностиобщества. Величина потерь из-за процессов старения населения, ухудшениявоспроизводства трудовых ресурсов будет значительно больше, чем от нынешнегоэкономического кризиса, и для их компенсации потребуется время, измеряемоепоколениями.
Другая важнейшая функция семьи — воспитание детей.Вообще, семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее сильное — всамые первые годы жизни ребенка, когда закладываются нравственные,психологические, эмоциональные основы личности. Здесь легче всего реализоватьиндивидуальный подход к ребенку, вовремя заметить положительные и отрицательныекачества. Причем необходимо учитывать, что на первые годы жизни приходится рядпиков в развитии личности. Конечно, у каждой семьи есть свои пределывоспитательных возможностей: не только экономические, образовательные,временные, но и нравственные. Авторитет родителей должен строиться не надидактических назиданиях, физических наказаниях или материальном поощрении, ана личном примере.
Развитие ребенка органически вписано вжизнедеятельность семьи. Современная наука накапливает все больше данных о ролисемейного воспитания в стимулировании интеллектуального развития ребенка: чемсодержательней и многообразней общение в семье, тем быстрее ребенок накапливаетзнания, навыки речи, мышления. Сегодня даже для детей, оставшихся без попеченияродителей, государство организует нетрадиционные детские дома, детские домасемейного типа.
В цивилизованном обществе рядом с семейнымвоспитанием выстраивается целая система государственного, общественноговоспитания детей. Она помогает семье, но полностью заменить ее не может.
Претерпевает трансформацию и такая функция семьи,как забота о престарелых родителях. Известно, что еще в начале века у некоторыхнародов Сибири и Крайнего Севера, например у чукчей, существовал обычайумерщвлять престарелых, когда они уже не могут быть помощниками в семье.Сдавать беспомощных стариков взрослыми детьми в дома для престарелых радиосвобождения жилой площади разве менее дико и безнравственно? Следует помнить,что в современном обществе эта функция семьи все больше изменяется. Еематериальный характер все больше заменяется на моральный, она приобретает формузаботы, поддержки. Правда, бытует шутка, что обязанность настоящих родителейдовести своих детей до пенсии. Действительно, сейчас немало молодых семей взначительной мере живет за счет поддержки своих родителей. Именно поэтомуработают многие пенсионеры.
С развитием цивилизации хозяйственно-экономическаяфункция претерпевает наибольшую трансформацию. Понятно, что крестьянское,фермерское хозяйство на основе труда членов семьи, семейный магазин, личноеподсобное хозяйство и современная городская семья реализуют разные по типухозяйственно-экономические функции. Различаются они также в зависимости отсоотношения в семье организации производства и потребления, потребленияматериальных и духовных благ, наконец, в зависимости от структуры и типа семьи.4.Социологический анализ брачных отношенийОпределениебрачных отношений
Как было уже указано выше, современная семьястроится в основном на брачных отношениях. Социологи исследуют: мотивывступления в брак, причины прекращения брачных отношений, всю гамму брачныхотношений между представителями разных социально-демографических групп.
Под браком мы понимаем исторически обусловленнуюформу отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочиваетих отношения как в правовом, так и морально-этическом плане. Правда, однастудентка на экзамене дала такое определение «Брак — это правовая форма,через которую общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанностимужчины». Заметим, что она не так уж далека от истины.
Брачные отношения представляют собой сложнейшуюгамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических,правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.
Необходимость их регулирования со стороны обществаопределяется тем, что от состояния брачных отношений зависят рост населения,воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества игосударства.
Конечно, инстинкт размножения заложен в природевсего живого, но человек вкладывает в него гедонистический смысл (наслаждениеОдин шутник заметил, что красота женщины — общественное достояние. Общение синтересной, обаятельной женщиной поднимает у мужчины настроение, возможно, иработоспособность, наверное, и наоборот.
Содержание брачных отношений определяется степеньюразвитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места всемейно-брачном союзе занимают чисто физиологические ихозяйственно-экономические моменты. К примеру, рассуждения на сей счет Ж. Эзерта,автора «Общей социологии»: «Мужчина, от природы беспокойный умоми телом, предпочитает действовать свободно, следовательно, ему нужна помощь,которая дала бы ему волю, освободив от забот домашнего хозяйства. Женщинаподчиняется этой участи потому, что ее физиологические недостатки и забота оребенке, который является ее уделом, вынуждают ее быть привязанной к дому,нравится ей это или нет. Таким образом, оба скрепляют сделку, не равную, новерную, делающую сотрудничество предпочтительней, чем жизнь врозь».
Чем более развито общество, тем большую роль вбрачных отношениях играют социально-психологические, этические, эстетические и,конечно, сексуальные моменты. Об этом можно судить по таким показателям, какмотивы вступления молодых людей в брак.Мотивывступления в брак
Социологи выделяют три мотива: брак по любви, бракпо расчету и брак по шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях ненуждается в комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатываетрассуждение «Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне неопоздать». В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное доконца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что воснове лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что изнескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную: симпатичней,умней или, наоборот, не очень симпатичную — никто не уведет, будет лучше ко мнеотноситься, больше меня ценить.
Заметим, что умные и красивые женщины частоостаются одинокими. Тоже загадка для социолога. На уровне рабочей гипотезыможно предположить, что, во-первых, многим мужчинам не хочется, чтобы жена былаумней или сильней его. И, во-вторых, красивые женщины часто считают, чтокрасотой, обаятельностью они осчастливили своего спутника: «Я тебе отдаласвою молодость». Типично женская логика. Мужчина, по крайней мере сильный,уверенный в себе, такой демонстрации часто не выносит.
Браком по расчету есть основания считать тот, вкотором разница в возрасте между супругами очень велика. В 1977 г. в СССР ниодна женщина моложе 25 лет не вышла замуж за мужчину старше 50 лет. На возраст45-49 лет приходилось 500 браков, где жена была моложе на 25 лет. Данныеопросов показывают, что от 72 до 86 процентов женятся по любви, 9-23 — по шаблонуи 5-9 процентов — по расчету. Это по мнению опрашиваемых. Однако люди даже ванонимных опросах стараются казаться лучше, как бы приспосабливаются кобщепринятым установкам общественного мнения.
Браки по любви оказываются самыми прочными. Бракипо шаблону могут перерастать в браки по любви. И наоборот, в браках по любвипостепенно идеализация уступает место реальным взглядам.
В последние годы наблюдается тенденция снижениясреднего возраста вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходитсяна долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличиваютвероятность разводов. Половина всех браков, где невеста моложе 18 лет,заканчивается разводом.
По данным американских социологов, среди женщин,вышедших замуж в 17-18 лет, считают свой брак удачным только 18 процентовопрошенных, а среди женщин, вышедших замуж в 28 лет и старше, удовлетворенысвоим браком 58 процентов. Среди мужчин, женившихся в 18-21 год, рассматривалисвой брак как удовлетворительный 28 процентов опрошенных, а из тех, кто женилсяв 28-30 лет, браком удовлетворен 61 процент.
Уровень образования влияет на отношение кдобрачным связям. Для мужчин эта зависимость выглядит следующим образом: чемвыше уровень образования, тем реже добрачные сексуальные связи. Для женщин,наоборот, чем выше уровень образования, тем более свободны они в своемсексуальном поведении. Имели добрачные половые связи 30 процентов женщин,окончивших начальную школу, 47 процентов — среднюю и 60 процентов — колледж.
Конечно, все эти процессы достаточно динамичны.Скажем, российская или славянская культура интимных отношений, сексуальногоповедения претерпевает значительные изменения под воздействием, в первуюочередь, средств массовой информации. В начале 60-х гг. американский социологБ. Морзе опубликовал книгу «Сексуальная революция», в которойприводились примеры влияния бульварной прессы на культивирование примитивныхобразцов сексуальности. По его сведениям, некоторые газеты Лос-Анджелесапубликовали объявления с предложениями брачных пар о временном обменепартнерами. Спустя три десятилетия в московской газете «Частнаяжизнь» можно найти не только подобные предложения, но и кое-что еще. Еслидва-три десятилетия назад девочки в 13-15 лет задавали вопрос, позволительно лицеловаться с мальчиками на первом свидании, то теперь нравы стали намногосвободнее...Внебрачнаясемья
Внебрачные союзы — это союзы фактические, ихсоздает само право тем, что фиксирует границы брака. Право принципиальноотказывает внебрачным союзам в признании за ними характера правовых отношений итем самым лишает их правовой защиты. Между тем право регулирует отношениявнебрачных родителей и их детей. И делает это независимо от того, благосклонныэти законы к таким бракам и детям или нет. Этим право проникает в сферу внебрачныхсоюзов и признает, что их действие имеет важные последствия.
Регулированиеправом внебрачных отношений идет по следующим основным направлениям:
o право регулируетотношения детей, рожденных вне брака, с их внебрачными родителями;
o право разъясняетнекоторые вопросы личных и имущественных интересов, а также отношениявнебрачных партнеров;
o не пытаясь сделатьвнебрачные союзы в принципе невозможными, право налагает запреты в тех случаях,когда внебрачный союз может иметь вредные биологические и социальныепоследствия.
· Социологи выделяют две основные группыэтих последствий:
o запреты, связанные сличностью партнера, то есть с его возрастом, родством или физическим и душевнымсостоянием;
o запреты, касающиесяхарактера возникновения внебрачного союза.
Внебрачные союзыможно классифицировать по различным основаниям. Югославский социолог М. Босанцприводит достаточно подробную классификацию внебрачных семей:
o по субъективнымпризнакам партнера: а) возраст — внебрачный союз могут организовать двасовершеннолетних лица, б) гражданское состояние — ни один из партнеров несостоит в браке; оба партнера состоят в браке, но не друг с другом; один изпартнеров состоит в браке с третьим лицом, а другой не состоит в браке;
o по признакампубличности внебрачные семьи можно подразделить на анонимные и неанонимные.Анонимными являются те внебрачные семьи, которые по различным причинамскрываются внебрачными партнерами от общественной среды. С социальной точкизрения такие союзы наиболее нежелательны. Неанонимными внебрачными семьямиявляются те, в которых мужчина и женщина не скрывают вступление в данныеотношения перед общественной средой;
o по продолжительности:случайные, короткосрочные связи; временные внебрачные семьи и конкубинат.Случайные кратковременные связи не являются в полном смысле внебрачной семьей,потому что не выполняют целый ряд функций, принадлежащих семье. Эти связи чащевсего анонимны, являются часто непредвиденными и неожиданными источникамивнебрачной рождаемости. Для общества эти связи крайне нежелательны. Временныевнебрачные семьи — это те союзы, которые длятся некоторое время и, как правило,неанонимны. Иногда они ограничиваются обещаниями брака, а иногда завершаютсяего заключением. Это фаза предбрачной половой жизни, которая все чащевстречается в современном обществе. Конкубинат (название это существует современ римского права) — это длительная связь или длительное время существующаявнебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формальнозакрепить брак. Среди внебрачных семей конкубинат занимает ведущее место. Этолегальные отношения, этически принятые и оправданные мужчиной и женщиной.Конкубинаты часто основываются в зрелые годы партнерами, оставшимися неженатымипо разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье имеют жизненный опыт,помогающий избегать острых конфликтов, которые часто потрясают и разрушаютбрачные и внебрачные союзы молодых людей.
o по продолжительности:случайные, короткосрочные связи; временные внебрачные семьи и конкубинат.Случайные кратковременные связи не являются в полном смысле внебрачной семьей,потому что не выполняют целый ряд функций, принадлежащих семье. Эти связи чащевсего анонимны, являются часто непредвиденными и неожиданными источникамивнебрачной рождаемости. Для общества эти связи крайне нежелательны. Временныевнебрачные семьи — это те союзы, которые длятся некоторое время и, как правило,неанонимны. Иногда они ограничиваются обещаниями брака, а иногда завершаютсяего заключением. Это фаза предбрачной половой жизни, которая все чащевстречается в современном обществе. Конкубинат (название это существует современ римского права) — это длительная связь или длительное время существующаявнебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формальнозакрепить брак. Среди внебрачных семей конкубинат занимает ведущее место. Этолегальные отношения, этически принятые и оправданные мужчиной и женщиной.Конкубинаты часто основываются в зрелые годы партнерами, оставшимися неженатымипо разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье имеют жизненный опыт,помогающий избегать острых конфликтов, которые часто потрясают и разрушаютбрачные и внебрачные союзы молодых людей.
С позиции общественных интересов следует отличатьте внебрачные семьи, партнеры которых имели детей в другой семье, и имеющиедетей в данной семье.
В целом необходимо учитывать, что внебрачная семья- это факт реальной жизни, с которым следует считаться.5.Женщина и современная семьяРазвитиеправового регулирования семейно-брачных отношений
Любовь любовью, но в обществе складывается болееили менее жесткая правовая регуляция семейно-брачных отношений. Наша странавсегда имела в этом плане самое прогрессивное законодательство.
В своде законов России в начале ХХ в.предписывалось: «Жена обязана повиноваться мужу своему как главесемейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании,оказывать ему всяческое угождение и привязанность» (10 заповедей женам).
Законы всегда закрепляли неравноправное положениеженщины. Царь вавилонской династии, Хаммурапи в 1750 г. до н. э. установил:«Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиной, то должноих связать и бросить в воду. Если хозяин жены пощадит жизнь своей жены, то царьпощадит жизнь своего раба». Мужская неверность не только не порицалась, адаже наоборот — поощрялась.
Во второй половине ХIХ в. идея равенства мужчины иженщины объявлялась безумной, ведущей к вырождению и гибели человечества.
Многие системы западных стран закрепляютнеравенство замужней женщины. В ряде штатов США право собственности наимущество и контроль за ним предоставлено только мужу. Исключительное правоуправления имуществом имеет муж в Швейцарии, Японии, Нидерландах, Бразилии и т.п. Во Франции муж решает вопрос, может ли его жена заниматься той или инойпрофессией. Женщина ставится в неравноправные условия при расторжении брака.
В нашем законодательстве положение иное, у женщиныбольше прав. Но пришли к этому не сразу. Дело доходило даже до курьезов, — например, издания специальных декретов о национализации женщин. Один из нихдействовал в г. Владимире в 1918 г. «После 18 лет всякая девицаобъявляется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнеговозраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого наказаниязарегистрироваться в бюро свободной любви при Комиссариате призрения.
Выбирать мужа или жену предоставляется желающимодин раз в месяц. Бюро свободной любви автономно. Мужчинам в возрасте от 19 до50 лет предоставляется право выбора женщин, даже без их согласия, в интересахгосударства.
Дети, произошедшие от такого сожительства,поступают в собственность республики».Семья:гендерный аспект
Женщине в семье принадлежит ключевая роль. Но всесоткано из противоречий. С одной стороны, рост образования, профессиональнаякарьера обогащают интеллектуальный и эмоциональный мир женщины. С другойстороны, резко сокращают количество времени, которое она может посвятитьвоспитанию детей. Отмечена и обратная корреляция между уровнем профессиональнойзанятости и уровнем рождаемости.
Умение строить семью — особый дар женщины. Опросыпоказывают, что только в четверти семей не бывает ссор и конфликтов. Именно отженщины чаще всего зависит умение создавать эту бесконфликтную обстановку.
Большая часть женщин указывает на грубость мужакак одну из причин семейных конфликтов и разводов. На первом месте стоитпьянство. В Санкт-Петербурге, к примеру, на пьянство как причину разводауказали 95 процентов женщин и только 4,6 процента мужчин.
Правда, нередко разводы возбуждаются бездостаточных оснований. 14,5 процента дел заканчиваются примирением, а 3процента подавших заявление не являются в суд.
Более полной реализации социальной роли матери,воспитательницы мешает неразвитость социальной сферы, службы быта. Вся службабыта берет на себя лишь пятую часть домашнего труда, стирка белья в прачечных — только 3 процента. Свою негативную роль играет и общественная психология — традиционное деление на мужские и женские виды домашнего труда. Почему-тополучилось так, что общество механизировало и автоматизировало те видыдомашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. Или возьмите рекламубытовых приборов — стиральной машины, пылесоса. На ней всегда изображенасимпатичная женщина, а не мужчина. В результате у женщины выходит двойнойрабочий день.
Общие затраты времени на ведение домашнегохозяйства в стране оцениваются в млрд. человеко-часов и сопоставимы с затратамивремени во всем общественном производстве. Но если мужчина тратит на домашнююработу в среднем 1 час в день, то затраты женщины — 4-5 часов.
Социология семейно-брачных отношений исследуетгендерные или социально-культурные различия между мужчинами и женщинами.Гендерные проблемы связаны с социальным аспектом в понятии «мужское»и «женское». Стереотипы настойчиво требуют от нас соответствия темстандартам «настоящих» мужчин и женщин, которые приняты обществом вданное время. Правда, в интерпретации результатов практически любого гендерногоисследования почти всегда присутствует феминистическая тенденциозность. Однимсловом, женская проблематика в социологии является традиционной, чего нельзясказать о специфически мужских проблемах. Иногда создается впечатлениенезначительности или полного их отсутствия. Беспроблемность мужскогосоциального бытия стала даже стереотипом общественного сознания.
Первые же исследования гендерных проблем вСанкт-Петербурге показали, что среди мужчин больше, чем среди женщин,встречается людей, считающих себя неудачниками. Мужчины чаще прибегают ксоциальной мимикрии из-за невозможности быть «настоящими мужчинами», онистараются ими казаться. Среди мужчин в два раза больше тех, кто не желаетсвоему сыну повторения собственной судьбы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/