Реферат по предмету "Философия"


Общая характеристика античной философии.

Античный полис и философия.
Зарождение АФ
Досократовская философия
Классический этап развития греческойфилософии(сократовская, эллинская)
Поздняя античность(эллинистическая философия, иногдасюда включают римскую философию, но она отсюда истекает)
Философия зародилась в 3-х центрах- это мнение несовсем верно. Философия возникла в одном центре–Греции. Учения Индии и Китаяимеют свою иную логику. Причины появления античной философии:
Др. Греч. философия возникла в ионийских городахзападного побережья мал Азии, основ. греками. Здесь раньше развилась раб.,торговля. и выросшая на их основе культура.(связана с культурами Вавилона,Финикии и Египта- более древние цив.)
Географический фактор–Греция находилась на пересечении торговых путей:потоки торгового и культурных обменов.
Особенности формирования греческого эпоса. Греция как бы тупик, скифский коридор. Он начинаетсяв степях Манчжурии, далее–южная Сибирь–скандинавские народы. Поддавлением–смещение языков.
Чрезвычайное разнообразие географического ландшафта — различные промыслы- развитие кругозора.
Социально–политический фактор: постоянно под угрозой вторжения, нападения, возникаетнеобходимость зашиты. Греки не могли содержать наемную армию. В Греции возникполис, грек был свободен(относительно). Греческий полис–трансформациягреческой общины, но она не подавляла личности. Чтобы свободено мыслить–нед.быть проблем быта. Греки решили эту проблему–рабовладением. В Грециирабство–не основа производит.сил, а на уровне домашнего хозяйства, рабыизбавляли от проблем быта. Основа экономики Греции в отличие от Рима–свободныеработники.
Начало развития европейской философии было положено вДреыней Греции в 5-4 вв до н.э. Она возникла и развивалась в соответствии сзачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы былиодновременно и естествоиспытателями. Они днлали попытки научно объяснитьпроисхождение Земли, звезд, животных, растений и человека. Главным вопросомдревнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смыслефилософия перкликается с мифологией, наследует ее мировоззренческуюпроблематику. Но в мифах вопрос стоит: кто родил сущее?, а у философов Греции:из чего все произошло?
Натурфилософы:Фалес( все вещи возникают из воды и вновь превращаются в воду;вода–вечное начало), Анаксимен( субстрат всех вещей–воздух), Анаксимандр(апейрон–“бесконечное”–неопределенное, вечное и бесконечное, постояннонаходящееся в движении первоначало)., Гераклит Эфесский-
— огонь–начало, субстанция бытия.
Наивный материализм— эллейская школа–Парменид,Зенон, Ксенофан–дальнейший этап на пути рационализации знания. Элеаты впервыеперешли от конкретных природных стихий к бытию как таковому.
Стихийная диалектика- Гераклит, Кратил
Демокрит–бытие–нечтопростое, далее неделимое, непроницаемое–атом.
• Натурфилософы видели единое многообразие мира в еговещественной основе. Им не удалось объяснить социальные и духовные явления.
• Школа Сократа–Платона развила концепцию идей, наоснове которой можно было объяснять не только природу, но и человека иобщество.
• Аристотель развил учение о форме, что позволилолучше понять сущность отдельной вещи.
• Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были занятыпоисками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым.
Досократовская философия
Формирование основных идей, понятий и направленийфилосфии(натурфило-софия, наивный материализм, стихийная диалектика)
Основные представители Милетской школы: Фалес,Анаксимен, Анаксимандр( 6 век до н.э) Милет находится на переферии–торговыйгород, морпорт. Там начали возни-кать первые противоречия междудемосом(народом) и аристократией(“арис”–лучшие). Народ считал, что ими правятне по традиции, он стал требовать гласности, наш-лись люди, которые этугласность претворили в жизнь (Одиссея). Миф был последней инстанцией, к которойобращался грек; он анализировал миф, это было не в поль-зу мифа. Вопросы: “Чтоесть мир? ”(проблема космоса, “космос”-порядок). Греческую философию в первую оче-редь определяют как космоцентричную.Греки по-своему пытались решить проблему субстанции–археи.
Каждый философ внес свою лепту. Задавшись вопросомоткуда все возникает и во что превращается они искали начало происхождения и изменениявсех вещей. Первовещество- живое в целом и в частях, наделенное душой идвижением. Занимались и разносторонней практической деятельностью.
Фалес Милетский(625–547 г до н.э.). Уникальнаялич-ность, купец, много путешествовал (знаком с математикой, и принципамиастрономических наблюдений, построил первый каменный водопровод, построилпервую обсерва-торию; солнечные часы для публичного пользования). Предсказалсолнечное затмение в Греции- 585 г до н.э. Есть теорема Фалеса(равенство угловпри основании в рав-нобедренном треугольнике). Фалес поставил вопрос обархэ–первопричине всего сущего. Вода по Фалесу–перво-причина всего сущего(нетводы–нет жизни). Вода–суб-станция, из которой все проистекает, и все в неевозвраща-ется. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам в системеФалеса не было места. Фалес предложил использо-вать понятие воды в философскомсмысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно кус-кудерева. Фалес сталкивается с проблемой–вода обладает определ.качествами(несмотряна многообразие ее форм), а мир разнокачественен.
Родоначальник европейской наукии философии; кроме то-го, он математик, астроном и политический деятель,пользовавшийся большим уважением сограждан. Фалес происходил из знатногофиникийского рода. Он-автор многих технических усовершенствований, осуществилизмерения памятников, пирамид и храмов в Египте.
Фалес произвел буквальнопереворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции-первоосновы всего, обобщиввсе многообразие в единосущие и усмотрев начало всего во влаге: ведь онапронизывает собой все. Аристотель ска-зал, что Фалес впервые попытался найтифизическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия:все происходит из воды и в воду изчезает.
Анаксимандр. Преемник Фалеса(около610–540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. Запервооснову сущего он принялапейрон–неопре-деленную и беспредельную субстанцию: ее части изменя-ются, целоеже остается неизменным. Это бесконечное на-чало характеризуется какбожественное, созидательно-дви-жущее начало: оно недоступно чувственномувосприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, ононеистощимо в своих возможностях образования конк-ретных реальностей. Это вечноживой источник новообра-зований: в нем все находится в неопределенномсостоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рас-сыпано в видекрохотных долек. Так малые крупицы золо-та образуют целые слитки, а частичкиземли–ее конкрет-ные массивы. Он изначально лишил субстанцию качества. Поэтомуона может быть разнокачественной. Его теория передана фрагматично.Первоисточник- это некое первове-щество(апейрон) из которого обособл.противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон неимеет границ, он беспределен. Все обособившееся от беспредельного должновернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.
Анаксимен.(ок. 585–525 до н.э.). Полагал, чтопервонача-лом всего является воздух, мысля его как бесконечное и видя в немлегкость изменяемости и превращаемости ве-щей. Согласно Анаксимену, все вещивозникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся пу-темего сгущения и разряжения. Первовещество- воздух. Все веществаполучаются посредством сгущения и разря-жения воздуха. Воздух- это дыхание,обнимающее весь мир(воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжа-ясь,превращаются в огненные небесные светила, и, наобо-рот, твердыевещества–земля, камни–есть не что иное как сгустившийся и застывший воздух).Воздух можно ощу-щать и т.д.–это более понятно. Наивная, банальная филосо-фия.
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, вко-торых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные,но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхож-дениясущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлениймироздания. В 5 веке до н.э. Милет утратилсамостоятельность(Персы) и развитие здесь философии прекратилось.
Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира иего единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единствосебя проявляет. В качестве основного признака выделилсвойст-во–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”). Возниклагносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать?(Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).
Получается, что ничего нет, все лишь становится.Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бынапрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, закоторую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Этоведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибовсе течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.
Согласно воззрениям Гераклита, переход явления изодно-го состояния в другое совершается через борьбу противо-положностей,которую он называл вечным всеобщим Лого-сом, т.е. единым, общим для всегосуществования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино.По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разу-мен и является причинойуправления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом.Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и ни-кем излюдей, а был, есть и будет вечно живым огнем, за-кономерно воспламеняющимся изакономерно угасающим.
Огонь как душа Космоса предполагает разумность ибо-жественность. А ведь разум обладает властной силой уп-равления всем сущим:он все направляет и всему дает фор-му. Разум, т.е. Логос, правит всем черезвсе. При этом объ-ективная ценность человеческого разума определяется степеньюего адекватности Логосу, т.е. общему миропо-рядку.
Кратил.Непочтительно относился к своему учителю–Гера-клиту.Он ругал Гераклита: “В реку нельзя войти и один раз”. Согласно его рассужденияммудрый тот, кто не дает названия предметам(они меняются ).
Все указанные философы считали, что в основемира–мате-риальная субстанция(субстанция–то, что не нуждается для своегообъяснения в другом).
Пифагор.(580-500 г до н.э.) Отвергал матереализммилет-цев. Основа мира не матер первоначало, а числа, которые образуюткосмический порядок- прообраз общ. порядка. Познать мир- значит познатьуправляющие им числа. Пер-вая попытка постановки вороса о роли количественнойстороны явлений природы. Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки,скульптуры(высота тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняетсяматемати-ческим соотношениям- гармония сфер.
Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их всамостоятельные существа, абсолютизировали и обожеств-ляли их. Священнаямонада(единица)- это мать богов, все-общее первоначо и основа всехприр.явлений. Двойка- это принцип противоположности, отрицательности в природе(женское–делится на 2). Природа образует тело(тройка), являясь триединствомпервоначала и его противор.сто-рон(мужское). Четверка- образ четырех элементовприро-ды и т.д… Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ.соотнош., благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому утверждению,что именно число, а не мате-рия явл. первоосновой всего.(Начало всего: 1, 2, 3,4. Им соответствуют по порядку точка, линия, прямая, объем. Сумма чисел1+2+3+4=10–священная декада-основа мира). Из объемных фигур происходятчувственно воспринимае-мые тела, которые имеют четыре основы: огонь, воду,зем-лю и воздух; превращение последних приводит к миру жи-вого и человека.
Акцент наизменчивости мира стал тревожить многихфи-лософов. Абсолютизация привела к тому, что общество пе-рестало видетьценности(добро, зло и т.д) Само понятие философии–что это такое? Эту проблемупытались разре-шить представители эллейской школы: Ксенофан, Парме-нид,Зенон.
Гераклит подчеркнул одну сторонупротиворечия бытия–изменение вещей, текучесть сущего. Подвергая критикегераклитовское. учение, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили вниманиена другую сторону–на устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что грекивооб-ще не были склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей жизни.Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид–прямо противоположное:ничто не изменяется. Замечательно по силе обобщения утверждение Парменида:«Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».
Рассмотрим воззрения Ксенофанаименно в этом контексте потому, что Парменид–центральная фигура этой школы–ученикКсенофана. Его учение и по времени, и по сущест-ву предшествует учениюГераклита, а учение последнего предшествует учению Парменида.
Ксенофан-(около 565–473 до н.э.)философ, поэт–изложил учение стихами. Всю жизнь(почти сто лет) был оченьбедным, скитался по различным городам. Он и не стремился к богатству,основатель эллейской школы.
Философские воззрения Ксенофанаособо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов(единобожие) иво главе скептиков(подвергается критике возможность познания мира). Именно изего уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Впервые именноКсенофан осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения«знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинноезнание, а лишь мнение, видимость:«над всем царит мнение», «людям не истина, алишь мнение доступно», утверждает мыслитель. Состояние его души выражено фразойАристотеля: «Вперив свой взор в беспредельное небо, он объявил, что единоеБог». Это–центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое, в лоне егодвижения Ксенофан полагал, что есть лишь одно Бытие во многих видах и этоодно–Бог. Ксенофана можно назвать монотеистом пантеистическоготолка.(Пантеизм–учение, максим. сближающее поня-тие бог и природа с тенденциейк их отождествлению).
Парменид(конец VII–VI в. дон.э.)–философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы'. Онродился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши, а когдапресыщение удовольствиями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, он сталсозерцать «ясный лик истины в тишине сладкого учения». В центре егоучения–неизменная, непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Движение вмире отсутствует, оно нам только ка-жется. Все системы миропонимания базируютсяна 3 посылках:
Есть только бытие, небытия нет. 2. Есть и то и другое3. Бытие=небытие
Для П.Истина только первая.Бытие истинно суще, т.к. неизменно. Изменчивость, текучесть–удел мнимого.Познание П.Делит на путь истины и путь мнения(О Природе). Ранее познаниесчиталось единым. С этого момента развивается наука(отделение субъекта отобъекта познания).
Составил законы для Элеи,которые даже там долго действовали. Мир-вещ. шар, в котором нигде нет пустотыи, сле-довательно возможности движения.(все заполнено) Всякая мысль есть мысльо существующем. Поэтому несуществу-ющее никак нельзя мыслить какнесуществующее, откуда несуществующего нет. Отсюда невозможно возникновение иуничтожение.(«Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, нивысказать», «Истинно только существующее»).
Бытия не м.б. ни чуточку меньше,ни чуточку больше, оно однородно и непрерывно. Нет пустого пространства, всенаполнено бытием. Бытие бесконечно во времени(не возникало и не уничтожалось),ограничено в пространстве (шарообразно). Многообразие мира сводит к двумначалам: первое(активное)–Эфирный огонь, чистый свет, теплое;второе(инертное)–густая тьма, ночь, земля, холод. Из смешения этих двух началпроисходит многообразие видимого мира. Вселенная–состоит из венцов(кругов),которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселен-ной. В самомцентре всех сфер–Богиня Правды и необходимостями, всем управляет.
Зенон Элейский(около 490–430 дон.э.)–любимый ученик и последователь Парменида'. Он развивал логику какдиалектику. Наиболее известные опровержения возможности движения–знаменитыеапории Зенона, которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Апориичрезвычайно глубоки и вызывают интерес по сей день. Отстаивал неизменностьбытия(едино и неподвижно), небытие мыслить нельзя, это область мнения. Отрицалвозможность мыслить движение, анализировать, а то, что мыслить нельзя–несуществует.
Внутренние противоречия понятияо движении ярко выявляются в знаменитой апории «Ахиллес»: быстроногий Ахиллесникогда не может догнать черепахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своегобега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит наместо, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед.Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно ведь бесконечно в своейделимости на промежутки и их надобно все пройти, а для этого необходимобесконечное время. И Зенон, и мы прекрасно знаем, что не только Ахиллесбыстроногий, но и любой хромоногий тут же догонит черепаху. Но для философавопрос ставился не в плоскости эмпирического существования движения, а в планемысли мости его противоречивости в системе понятий, в диалектике его соотношенияс пространством и временем.
Апория «Дихотомия»: предмет,движущийся к цели, вначале должен пройти половину пути к ней, а чтобы пройтиэту половину, он должен пройти ее половину и т.д., до бесконечности. Сталобыть, тело не достигнет цели, т.к. путь его бесконечен.
Аристотель указывает, что Зенонбесконечно делимое смешивает с бесконечно большим. Зенон рассматриваетпространство как сумму конечных отрезков и противопоставляет ему бесконечнуюнепрерывность времени. В «Черепахе» невозможность движения истекает из того,что нельзя пройти в конечное время бесконечное число половинок пути. Зенонупросто не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, чтобесконечное число слагаемых дает все же конечный путь, который Ахиллес,двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет занадлежащее(конечное) время.
Таким образом, элеатам неудалось доказать, что движения нет. Они своими тонкими рассуждениями показалито, что едва ли кто из их современников осмысливал,–что такое движение? Самиони в своих размышлениях поднялись на высокий уровень философских поисков тайныдвижения. Однако они не смогли разорвать путы исторической ограниченностиразвития философских воззрений. Нужны были какие-то особые ходы мысли. Эти ходынащупывали основоположники атомизма.
Основное свойство окружающегомира–не вещество, а качество(неизменная вечность, можно мыслить)–таков выводэлеатов.
Учение Демокрита.
Понятие атома и пустоты.
Атомизм — движение античной мысли кфилософской унификации первооснов бытия. Гипотеза развита Левкиппом и особенноДемокритом(460-370 до н.э.).
В основе бесконечногомногообразия мира–единое архэ, имеет бесконечное число элементов(атомов). Потенциальнаябесконечность–к куче песка всегда можно добавить еще одну песчинку. Актуальнаябесконечность–наличие бесконечного числа элементов в ограниченномобъеме. С помощью обычного мышления объяснить его нельзя.
Бытие есть нечто предельнопростое, далее неделимое, непроницаемое–атом. Атомов бесчисленное множество,они вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются. Атомы отделены друг отдруга пустотой; атом–бытие, пустота–небытие. Атомы вечно носятся вбеспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края,сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразиеприроды. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Атомыскладываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем в качествеотдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественноеразнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий между атомами
Человек–скопление атомов,отличается от других существ наличием души. Душа–вещество, состоящее из мелких,наиболее подвижных, огненных атомов.
Демокрит колебался в вопросе оприроде богов, но был тверд в признании бытия Бога. По Демокриту, боги состоятиз атомов, а Бог есть космический разум.
 Атомизм составляет одно извеличайших учений. В отличие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала,идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимостиматерии: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный всозидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. Аэто–гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философскогопостижения сущего.
Основа познания- ощущения. Отвещей отделяются “видики”- материальные формы вещей, они несутся во все стороныв пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если порысоответствуют по величине и форме проникающим в них «видикам», то в ощущенияхвозникает образ предмета, соответствующий самому предмету. Т.о. уже в ощущенияхмы получаем верный образ предмета. Однако существуют предметы, которые в силусвоей малой величины недоступны чувствам, такие свойства вещ постигаются умом,и это познание также м.б. достоверным.
Объективный идеализм Платона.
Объективный идеализм–одна из разновидностей идеализма.Признавая первичность духа и вторичность материи, О.И. в отличие отсубъективного идеализма, считает первоосновой не личное, человеческое сознание,а некоторое объективное, потустороннее сознание.
Платон(427–347 до н.э.)–былпредставителем аристократии, очень знатного происхождения. Отец–потомокгреческого царя Кодры, мать–принадлежала к дому Солона(законодатель Афин).Платон получил великолепное образование, совершенствовал свою душу и тело, вэтом преуспел. Смерть Сократа сильно повлияла на него: «Каким д.б. чтобы в немвсе было разумно?». Путешествовал(Африка,Сицилия и Южная Италия), Классическаяфилософия, понятие о рациональном типе мышления зародились благодарядеятельности Платона.
Сократовскаяпроблематика–проблема общих понятий. Платон разрешил проблему, дал определениеобщим понятиям. Его учение об идеях. Были разработаны общие принципыидеалистической философии. Сократ: «Что такое прекрасное?»–Платон этоопределил.
Онтология Платона. Признавалсуществование бытия как истинного и неизменного, сущность его предопределенаидеями(«идея»–образ).
Мир идей–истинное бытие–онинеизменны, вечны. Можно порождать новые идеи. Истину ищем в мире идей.
Небытие–то, что может статьвсем. Между миром идей и небытием находиться мир становления, мир чувственныхвещей, мир в котором живем.
Мир становления–мир чувственныхидей–о нем нет истинного знания. Философ живет в мире становления, мир идей сним не связан, как же его познать? Платон: «Мы не можем познать мир идей, номожем его вспомнить». Встает проблема души. Платон считал, что душа бессмертна,тело–гробница для души(душа перемещается из мира идей в человеческое тело изабывает все, что знала). Задача философии- разбудить души и заставитьвспомнить ее то, что она раньше знала. Мир идей и мир становления не связаны,идея–причина существования вещей, но идеи в вещах не присутствуют–основноепротиворечие Платона.
У Платона есть картина: «Пещера Платона». Представляетпещеру, где живут люди, они скованы и смотрят на стену–там видны лишь тени,которые представляют за реальный мир. Если кто-либо увидит свет–ослепнет,сойдет с ума, ему не поверят. Задача философии–повернуться к миру идей.
 Платон создал учение об идеальном государстве. Поотношению к обществу государство выполняет ту же роль какую душа по отношению ктелу. Душа состоит из 3-х частей: разумная(добродетель- мудрость); аффектная(добродетель–мужество); вожделеющая( добродетель–умеренность); общая добродетель–справедливость–присутствуетв каждой части души. Эти четыре добродетели–основа античной этики.Соответственно этому в государстве д.б. 3 сословия(в зависимости отпреобладания какой либо части души у человека): правители, воины, народ. В этомгосударстве не было места рабам( они–вещь), Платон не предусмотрел искусства.
Основа Ф учения П.- учение об идеях, которое имеетсмысл, если признать бессмертие души. В соответствии с составными частями душиП попытался построить целесообразное государство. Резко разграничил мир идей имир вещей.
 Софисты и Сократ.
В период становления человеческое познание направлено«вовне», на объективный мир. Накопление философией объема знаний, разработкаинструментария мышления, изменения общественной жизни, под влиянием которыхформируется человеческая личность обусловили дальнейший шаг развитияфилософской проблематики. Происходит переход от преимущественного изученияприроды к рассмотрению человека, его жизни, возникает субъективно–антропологическаятенденция в философии. Родоначальниками ее являются–софисты и Сократ.Именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудростивообще к философии в подлинном смысле этого слова(философия–осмыслениемыслителем своего места, своего предназначения в бытии).
В 5 в до н.э. на смену политической властиаристократии и тирании во многих городах Греции пришла власть демократии.Развитие созданных ею новых выборных учреждений- народного собрания и суда,игравшего большую роль в борьбе партий и классов свободного населения, породилопотребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политическогокрасноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл.людей становились учителями риторики, политических знаний… Однако нерасчлененностьтогдашнего знания и большая роль, которую приобрела в то время философия,привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только политической июридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии имировоззрения. Их стали называть «софистами» т.е. мудрецами,учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речахстремился к доказательству предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения.Такая характеристика опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить докрайности мысль об относительности всякого знания.
Начало в исследовании проблемы человека положилисофисты Протагор(480–410 гг. до н.э.), Горгий(480-380 гг. до н.э.).
Софистом сначала именовали человека, который посвящалсебя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в томчисле учености. Таким почитали Солона и Пифагора. Впоследствии смысл этогопонятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла(«софия»–мудрость).
В своем стремлении кубедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно,доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости отинтереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинностив доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которыестали именоваться софистикой....
Наиболее полно суть воззренийсофистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек естьмера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они несуществуют». Впервые обратились к проблеме человека. Он говорил оботносительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть сравным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Критериемоценки любого явления выступают чувства человека. Софисты ориентируются наотдельного индивида, объявляя его- со всеми его особенностями, субъектомпознания.
Продик проявлял исключительный интереск языку, к назывной(номинативной) функции слов, проблемам семантики исинонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильномуупотреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значениюслов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графическисовпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и оченьбольшое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемовопровержения, что имело огромное значение в дискуссиях.
Поворотным пунктом в развитии античной философииявились воззрения Сократа(469–399 до н.э.). Его имя стало нарицательным ислужит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким кнароду мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал вфилософские споры'. Посещая занятия софистов, Сократ вступал в дискуссии смногими из них, но больше всего уделял внимание Продику, считая его своимучителем и особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений.
Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократасостоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахожденияистины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически ивсесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, вчастности, в отказе от претензий • на обладание достоверным знанием. Сократприменял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой–искусствоопределять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемыхвопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смыслразнообразных понятий(благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ,по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства идавать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формированиенауки логики.
Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один изродоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед испоров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружениипротиворечий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредствомвопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основнойпризнак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность иразумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии,впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность,внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит отфилософского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истиныпосредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитоеизречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель егофилософии–восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софистыпренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Его неугомоннаядуша неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенствуобщения, дабы уяснить истину. Софисты не считались с истиной ради денег ибогатства, Сократ же оставался верен истине и жил в бедности. Софистыпретендовали на всезнание, а Сократ твердил: он знает только то, что он ничегоне знает'.
В вопросах этики Сократразвивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает иззнания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведьдобро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людейдобрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению! Тут можновозразить великому мудрецу: почему же даже среди людей, очень образованных ипрекрасно знающих, что такое добро и что такое зло, так много творящихзло,–утонченных проходимцев, воров, лжецов и убийц?!
Политические воззрения Сократа базировалисьна убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е.опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусствомгосударственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современнойему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее–это большинство!» Ведьдалеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических,государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма ' избираемых,их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм вделах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избиратьна руководящие посты.
В конце жизни Сократа привлеклик суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшейв Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества» «крамольными»идеями. В результате различного рода интриг он был, в конечном счете,приговорен к смерти. Отказавшись от предоставленной друзьями возможностиспастись бегством, Сократ принял смерть, выпив яд(цикуту).
Аристотель, его место и роль в истории античнойфилософии.
Философская мысль Древней Грециидостигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля(384–322 до н.э.),родился в семье лекаря, обучался в платоновской академии. Был воспитателеммакедонского царя–Александра, воспитывался им до 15 лет. Стремление АлександромМакедонским завоевать весь мир–заложил Аристотель. А.–основатель психологии,систематизировал знания о природе, в первую очередь–проблемы философии как таковой.В 335 году основал школу–лицей.
До нас дошли не все тексты А…Многие из дошедших по видимому не являются текстами самого А… Например«Метафизика» по-видимому представляет
составленные слушателями сводыразличных по времени курсов А. Очень важны для понимания А. его сочинения:«О душе», «Физика», «Категории». Ф. А. охватываетвопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии, космологии, физики,зоологии, полит. экономии, политики, этики,
педагогики, риторики, эстетики.Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев,ранних материалистов.
Аристотель–ученик Платона, но поряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, онсчитал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объясненияэмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мнедруг, но истина дороже!» Он стремился преодолеть платоновский разрыв междумиром чувственных вещей и миром идей.
Учение А.- объективный идеализм. Оносложилось в резкой критики учения П. об идеях. Эта теория(об идеях)несостоятельна по ряду причин:
1. Идеи П суть простые копии, или двойники,чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.
2.Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеиничего не могут дать существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещипричастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение П не можетобъяснить отношение идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способность идейбыть сущностями вещей.
3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, какобщее к частному П. впадает в противоречие. При таком понимании каждая идеяесть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менееобщей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над неюболее общей идее, которая и будет ее сущностью.
4. П. учение о существовании идей, независимых поотношению к вещам чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеямии вещами есть сходство и так как по П., для всего сходного должна существоватьидея, то кроме идеи, например чел. И кроме соответствующей ей вещей, должнасуществовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этойновой идеи чел и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должнасуществовать еще одна- третья- идея...
5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный отизменчивого чувственного мира, П. лишил себя возможности объяснить фактырождения, гибели и движения.
У Аристотеля идея–это эйдос–вид,форма. Он признавал значимость этого вида, говорил, что форма–активное начало.Идея определяет данную вещь. Форма и понятие идеи у Аристотеля сливаются.Аристотель снимает разрыв между вещью и ее идеей. Форма–активное начало,определяет бытие любой вещи(имело еще божественную значимость).
Материя: первая–то, чтоесть истинная потенциальность(не дает ей определение); вторая — «субстрат», из чего сделана данная вещь. Четыре причины существования вещи:
1) материя, или пассивнаявозможность становления(из чего сделана вещь)- Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления ивозможность эта- бесконечно разнообразная.
2) форма- сущность бытия,действительность того, что материи дано- Эйдос вещи не есть её материя, аматерия вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществленияэйдоса. Эйдос(идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в нейсамой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.
3) начало движения; если вещидвижутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причинадвижения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некуюпричину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеетсясамодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальнойзависимости движения одной вещи от движения другой вещи.
4) цель(цель существованиявещей–бог) Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без тогорезультата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения-специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни еёпричина.
Общая формулировка четырехпринципной структуры- вещьесть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, тоесть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.
Учение о форме и четырехпричинах. Аристотель–великий ученик Платона, учившийся у него 20лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственноефилософское учение. Выше мы видели, что Платон встретился с большимитрудностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремился разъяснитьсложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеи на форму.
Аристотель рассматриваетотдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет ввещи материю(субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя–этобронза, а форма–очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком,его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Для животного формой являетсяживотная душа, для растения–растительная душа. Что важнее–материя или форма? Напервый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель несогласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем онявляется. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре:формальная–сущность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, чтоприводит в движение и обуславливает изменения; целевая–во имя чего совершаетсядействие.
Итак, по Аристотелю,единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя–это возможностьбытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Из меди можносделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи.Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Формавыражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Так, понятиешара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадлежитуму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдельного единичного предмета,и понятия об этом предмете.
Аристотель как первооткрывательдинамизма и телеологии. В своих суждениях о материальных причинах Аристотельво многом повторял Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита,учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о формеАристотель существенно переработал концепцию идей Платона. Ещеболее оригинален был Аристотель в развитых им концепциях динамизма и цели.
Динамизм Аристотеля состоит в том, что он незабывает уде пять первостепенное внимание динамике процессов, движениюизменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возможности вдействительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление новогообразца понимания. Во всех случаях требуют уразумения механизмы происходящихизменений и причины, обусловившие эти изменения. Надо определить источимдвижения, его энергетическое начало, те силы, которые обеспечили движение.
Аристотель по праву гордился тем, что имбыла развита, при чем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель–по-греческителеос. Исходя из этого учение о цели называют телеологией. Цель есть,по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, «котораяпознает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...».Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты.Телеология, развитая Аристотелем, оказывается мощным инструментарием вделе понимания человека, его деяний и общества.
Последняя реальность–бог. Для Аристотеляформа в своей динамике выражает иерархичность бытия. Из меди можноизготовить много вещей, но медь остается медью. Намного более иерархично ведетсебя форма. Сравним: форма неживых предметов–растительная форма–животная форма–форма(душа)человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материиослабевает, а формы–возрастает. А если сделать еще шаг и заявить, что естьчистая форма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этотшаг, предельный переход, вполне состоятелен и необходим. Почему? Потому что темсамым мы обнаружили перводвигатель всего, а значит, принципиально объяснили всемногообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает,влечет к себе, это не физическая, а целевая, финальная причина.
Бог Аристотеля–этоперводвигатель. Это еще и ум. Почему ум? Аристотель рассуждает по аналогии: чтоглавнее всего в душе человека? Ум. Бог же есть сплошное совершенство, потому онтоже есть ум, но более развитой, чем человеческий. Бог неподвижен. Как источникдвижения он не имеет причину движения, ибо нам пришлось бы за одной причинойдвижения открывать другую и так далее, без конца. Бог–конечная причинадвижения; само это утверждение имеет смысл, если считать бога неподвижным.Итак, бог умственно совершенен, он источник всякого движения, неподвижен, неимеет истории, значит, вечен. Бог Аристотеля бесстрастен, он не принимаетучастия в делах людей. Бог–великолепный ум. Если человек по-настоящемувозжелает быть похожим на бога, то ему в первую очередь надлежит развивать свойум.
Аристотель–основатель логики. Втрудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути,именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельнойдисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотельсумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке. Аристотельгордился своим учением о силлогизме(буквально: о сосчитывании высказываний).Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе–особенное,третье–вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение:
(1) Если все люди смертны (2) И всегреки–люди, (3) То все греки смертны.
Этика Аристотеля. Что такоесчастье? Для Аристотеля этика в отличие от физики и математики естьпрактическая наука.
Последней целью и последнимблагом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля–это нежизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это непочести иуспех и не богатство, а совпадение добродетели человека с внешней ситуацией.
Добро связывается с обилиемдобродетелей, зло с их скудостью. Аристотель особенно высоко ценил следующиедобродетели: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность,мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.
Превыше всего Аристотельставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигаетсялюбая реальность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетанием всехдобродетелей является справедливость.
Добродетелям можно и нужнонаучиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумногочеловека: «ни- 1 чего слишком...». Великодушие есть середина между тщеславием ималодушием, мужество–середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость–серединамежду расточительностью и скупостью и т.д.
Политология Аристотеля. В своихполитических воззрениях Аристотель во многом повторяет Платона.Формы государственного устройства Аристотель делит направильные(достигается польза для всех) и неправильные(имеется в виду лишьпольза для некоторых).
Правильные формы Число правящихНеправильные формы
Монархия Один Тирания
Аристократия Богатое меньшинствоОлигархия
 Полития Большинство Демократия
Аристотель критически относился кдемократии, ибо считал, что ее принципами являются неоправданная свобода инищета, в том числе духовная.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.shpori4all. narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трудовой пост, рабочее место и профессия
Реферат Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса мира
Реферат Уникальность еврейской истории и религии Феномен возрождения языка иврит
Реферат Mathematics Is A Universal Language Essay Research
Реферат Element Essay Research Paper What is an
Реферат Предвидение: общая характеристика
Реферат Тема революции в творчестве М.А.Булгакова
Реферат Источники административного права 6
Реферат Нетарифне регулювання міжнародної торгівлі. Міжнародний фінансовий ринок
Реферат Разработка технологии электротермического получения силикоалюминия с использованием малозольных
Реферат Модификация биологически активными системами синтетического полиизопрена
Реферат Capital Punishment Essay Research Paper The eighth
Реферат Монополии сегодня
Реферат Основные методы практической психологии
Реферат Основные психотерапевтические модели и подходы