Реферат по предмету "Психология"


Основные методы практической психологии

РоссийскийГосударственный Социальный Университет
Факультет психологии,социальной медицины и реабилитационных технологий
СпециальностьПсихология

Общий психологический практикум
Учебный минимум для отчета студента
по курсу Общий психологическийпрактикум
 
Выполнила:
Студентка 2 курса, 2группы
заочного отделения Боева Е.В
 
г. Москва
2006 г.

I. Этап.Теоретический
 
Метод беседы
Метод беседы — психологическийвербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематическинаправленного диалога между психологом и респондентом с целью получениясведений от последнего.
Общие сведения
В психологической беседе происходит прямоевзаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией.Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качествесамостоятельного метода в консультативной, политической, юридическойпсихологии.
В процессе беседы психолог, будучи исследователем,направляет, скрытно или явно, разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемомучеловеку вопросы.
Существует два вида беседы:
· Управляемая
· Неуправляемая
В ходе управляемой беседы психолог активноконтролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливаетэмоциональный контакт. Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнениис управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту. В неуправляемойбеседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможностивыговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ходсамовыражения респондента.
В случае и управляемой, и неуправляемой беседы отпсихолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации.Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем иреспондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующийвнешние проявления психической деятельности респондента. Основываясь нанаблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбраннуюстратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачейрассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.
Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы являетсяумение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистотуисследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверногорезультата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могутспособствовать активному изменению его реакций. К разрушению раппорта среспондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привестинеосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в формеприказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательносказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.
Виды беседы
Беседы различаются в зависимости от преследуемойпсихологической задачи.
Выделяют следующие виды:
· Терапевтическаябеседа
· Экспериментальнаябеседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
· Автобиографическаябеседа
· Сборсубъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
· Сборобъективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
· Телефоннаябеседа
· Интервьюотносят как и к методу беседы, так и к методу опроса.
Рефлексивное и нерефлексивное слушание
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходеодин может сменять другой в зависимости от контекста.
Рефлексивное слушание
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, вкотором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Рефлексивное слушание используется с цельюосуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации.Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностнымисвойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативныхнавыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в видуговорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которойпринадлежат респондент и психолог).
Три основных приёма поддержания беседы иконтроля получаемой информации:
-Выяснение (использование уточняющих вопросов)
-Перефразирование (формулировка высказанногореспондентом своими словами)
-Словесное отражение психологом чувств респондента
Нерефлексивное слушание
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, вкотором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимумслов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях,когда существует необходимость дать субъекту выговориться. Оно особенно полезнов ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения,обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем,легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо всвязи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

II.  Этап. Исследовательский
 
Эмоции
Учение об эмоциях или чувствах, представляют собой самую неразобраннуюглаву в прежней психологии. Эту сторону поведения человека оказалось труднееописать, классифицировать и связать какими-нибудь законами, чем все остальные.Тем не менее и в прежней психологии были высказаны совершенно справедливыевзгляды на природу эмоциональных реакции.
Первыми удалось это установить Джемсу и Ланге, из которых первый обратилвнимание на широкие телесные изменения, сопровождающие чувства, а второй — нате сосудодвигательные изменения, которыми они сопровождаются. Независимо другот друга оба исследователя пришли к выводу, что обычное представление очувствах является плодом глубокого заблуждения и в действительности эмоциипротекают совершенно не таким порядком, как это представляют себе.
Обычная психология и обыденное мышление различают в чувствахтри момента.
Первый-восприятие какого либо предмета или события или представление онем (встреча с разбойником, воспоминание о смерти любимого человека и т.д.) — А, вызываемое этим чувство (страх, грусть) — В и телесное выражение этогочувства (дрожь, слезы) — С. Полный процесс протекания эмоций представляли себев следующем порядке: АВС.
Если приглядеться внимательнее ко всякому чувству, легко заметить, чтооно всегда имеет свое телесно выражение. Сильные чувства как бы написаны у насна лице, и, взглянув на человека, мы без всяких объяснений можем понять,гневается он, напуган или благодушествует.
Все телесные изменения, сопровождающие чувство, легко распадаются на тригруппы. Прежде всего это группа мимических и пантомимических движений, особыхсокращений мускулов, главным образом глаз, рта, скул, рук, корпуса. Это классдвигательных реакции — эмоций. Следующей группой будут соматические реакции,т.е. изменения деятельности некоторых органов, связанных с важнейшимижизненными функциями организма: дыхания, сердцебиения и кровообращения. Третьягруппа, это группа — это группа секреторных реакций, тех или иных секрецийнаружного и внутреннего порядка: слезы, пот, слюноотделение, внутренняясекреция половых желез и т.п… Из этих трех групп и складывается обычнотелесное выражение всякого чувства.
Джемс различает те же самые три момента во всяком чувстве, которыеназваны выше, но он выдвинул теорию, по которой порядок и последовательностьэтих моментов иные. Если обычная схема чувства устанавливает последовательностьАВС, т.е. восприятие, чувство, мимика, то истинное положение дел, как полагаетДжемс, больше соответствует другой формуле — АСВ: восприятие — мимика — чувство.
Иными словами, Джемс предполагает, что те или иные предметы обладаютспособностью непосредственно рефлекторным путем вызывать в нас телесныеизменения и уже вторичным моментом восприятия этих изменений является само посебе чувство. Встреча с разбойником, предполагает он, рефлекторно, безпосредства всякого чувства, вызывает в нас дрожь, сухость в горле, бледность,порывистое дыхание и прочие симптомы страха. Само же чувство страха есть не чтоиное, как совокупность вот этих изменений, сознаваемых организмом. Боятсяозначает ощущать свою дрожь, свое сердцебиение, свою бледность и т.п. Почти также воспоминание о смерти родного и близкого человека рефлекторно вызываетслезы, опускание головы и т.п. Грусть сводится к ощущению этих симптомов, игрустить означает воспринимать свои слезы, свою сгорбленную позу, опущеннуюголову и т.д.
Обычно говорят: мы плачем, потому что мы огорчены, мы бъем, оттого что мыраздражены, мы дрожим, потому что мы испуганны. правильнее было бы сказать: мыогорчены потому что мы плачем, мы раздражены потому что мы бъем, мы испуганныпотому что дрожим. (Джемс, 1912, с.308)
То, что прежде считалось причиной, является на самом деле следствием, инаоборот — следствие оказывается причиной.
Что это действительно так, можно убедиться из следующих рассуждений.
Первое заключается в том, что, если мы искусственно вызовем те или другиевнешние выражения чувства, не замедлит явиться и само чувство. Попробуйте дляопыта, как говорит Джемс, встав утром, принять выражение меланхолии, говоритьупавшим голосом, не подымайте глаз, почаще вздыхайте, чуть-чуть изогните спинуи шею, одним словом, придайте себе все признаки грусти — и к вечеру вамиовладеет такая тоска, что вы не будете знать куда деваться. Воспитателипрекрасно знают, как легко шутка в этой области у детей переходит вдействительность и как два мальчика, затеявшие драку в шутку, без всякой злобыдруг против друга, вдруг в разгаре борьбы начинают ощущать в себе гнев противпротивника и не могут сказать кончилась игра или еще продолжается. Так легкоиспуганный в шутку ребенок вдруг начинает боятся на самом деле. Да и вообще,всякое внешнее выражение облегчает наступление соответствующего чувства:бегущий легко пугается и т.п. Это хорошо знают актеры, когда та или иная поза,интонация или жест вызывают в них сильную эмоцию.
Еще убедительнее говорит в пользу того же обратная закономерность. Стоиттолько побороть телесные выражения эмоции, как немедленно исчезает и она сама.Если при страхе подавить дрожь, заставить ровно биться сердце, придатьнормальное выражение лицу, то и само чувство страха исчезнет. Подавитевыражение какой-нибудь страсти, и она умрет. Один из психологов рассказывал,что всякий раз, когда он чувствовал припадок гнева, он широко разгибал ладони идо боли растопыривал пальцы. Это неизменно парализовывало гнев, потому чтоневозможно сердится с широко раскрытой ладонью, ибо гнев означает сжатые кулакии стиснутый рот. Если мысленно отнять от эмоции, как бы вычесть из нее всетелесные изменения, легко увидеть, что ничего не останется от чувства. Отнимитеу страха его симптомы — и вы перестанете бояться.
Видимым возражением против такой точки зрения является два факта,которые, однако, при правильном понимании не только не опровергают, но дажеподтверждают это учение. Первый из них заключается в том, что часто те или иныереакции не непременно соединяются с эмоцией. Например, если натереть лукомглаза, легко можно вызвать слезы, но это вовсе не означает, что вслед за нимиявится грусть. Легко понять, что в данном случае мы вызываем только одинизолированный симптом, который сам по себе бессилен вызвать эмоцию, но которыйнепременно вызвал бы её, если бы встретился в нужной комбинации со всемиостальными симптомами. Недостаточно слез на глазах, что бы вслед за ними появиласьи грусть, потому что грусть заключается не в одних слезах, а еще в целом рядевнутренних и внешних симптомов, которые в данную минуту отсутствуют.
Второе возражение заключается в том, что-то или иное чувство легко вызываетсяпри помощи внутреннего приема ядов, вводимых в кровь. Не принимая никакихискусственных выражений чувства, достаточно принять известную долю алкоголя,морфия или опия, для того, что бы возник ряд сложных чувств. Но легко заметить,что, вводя эти вещества, мы воздействуем на сам нерв эмоциональных реакций. Мыизменяем химический состав крови, меняем систему кровообращения и те внутренниепроцессы, которые связаны с кровью, в частности внутреннюю секрецию, и взависимости от этого легко получаем резкий эмоциональный эффект в организме.
Все позволяет нам утверждать, что эмоция действительно является некоторойсистемой реакций, рефлекторно связанной с теми или иными раздражителями. Схемаэмоций Джемса всецело совпадает с той схемой поведения и сознательного опыта,из которой мы исходим все время. Чувство не возникает само по себе в нормальномсостоянии. Ему всегда предшествует тот или иной раздражитель, та или инаяпричина — внешняя или внутренняя (А). То, что заставляет нас, боятся илирадоваться, и будет тем раздражителем, с которого начнется реакция. Затемследует ряд рефлекторных реакций, двигательных, соматических, секреторных (С). И,наконец, круговая реакция, возврат собственных реакций в организм в качественовых раздражителей, восприятие вторичного порядка проприорецептивного поля,которые и представляют собой то, что прежде называлось самой эмоцией (В).
При этом легко понять субъективный характер чувства, т.е. то, чточеловек, испытывающий его, и человек, смотрящий на его внешние выражения, будутиметь совершенно разные представления о нем. Это происходит оттого, что обанаблюдателя фиксируют в данном случае два разных момента одного и того жепроцесса. Смотрящий извне фиксирует момент С, т.е. сами по себе эмоциональныереакции. Смотрящий изнутри — проприорецептивное раздражение, исходящее от техже реакций, момент В, и здесь, как это выяснено выше, мы имеем совершеннодругие нервные пути и следовательно, разные процессы.
Биологическая природа эмоций.
Что эмоции возникают на основе инстинктов и представляют собой близкиеответвления последних — не трудно заметить. Это дает повод некоторымисследователям рассматривать инстинктивно-эмоциональное поведение как одноцелое. Особенно ясен инстинктивный корень эмоций в наиболее примитивных,элементарных, так называемых низших чувствованиях. Здесь некоторыеисследователи одни и те же реакции относят то к инстинктам, то к эмоциям.Рассмотрим в качестве примера две элементарные эмоции — гнев и страх в ихвозможном биологическом значении. Легко заметить, что все телесные изменения,сопровождаемые страхом имеют биологически объяснимое происхождение.
Есть все основания полагать, что некогда все те двигательные,соматические и секреторные реакции, которые входят в состав эмоции как вцелостную форму поведения представляли собой ряд полезных приспособительныхреакции биологического характера. Так, несомненно, что страх явился высшейформой моментального и стремительного избегания опасности и что у животных, апод час и у человека, он носит еще совершенно явные следы своего происхождения.Мимические реакции страха сводятся обычно к расширению и подготовлениювоспринимающих органов, цель которых заключается в настораживании, чрезвычайновстревоженном уловлении малейших изменений среды. Широко раскрытые глаза,раздувающиеся ноздри, наставленные уши — все это означает настороженноеотношение к миру, внимательное прислушивание к опасности. Далее идетнапряженная, как бы подготовленная для действия группа мускулов, как бымобилизованная для совершения скачка, убегания и т.п. Дрожь, столь обычная причеловеческом страхе, представляет собой не что иное, как быстрое сокращениемускулов, как бы приспособление к необычайно быстрому бегу. У животных дрожьпри страхе непосредственно переходит в бег. Такой же смысл и значение убеганияот опасности представляют и соматические реакции нашего тела. Бледность,прекращение пищеварения, понос означают отлив крови от тех органов,деятельность которых не представляет сейчас первостепенной жизненнойнеобходимости и важности для организма, и прилив её к тем органам, которымнадлежит сейчас сказать решающее слово. Это действительно похоже намобилизацию, когда кровь, интендант нашего организма, закрывает, прекращаетдеятельность тех органов, которые как бы находятся в тылу и связаны с мирнойдеятельностью организма, и бросает всю силу своего питания на боевые участки — те, которые непосредственно спасают от опасности. Таким же становится и дыхание- глубокое, прерывистое, приспособленное к быстрому бегу. Секреторные реакции, связанныес сухостью горла и т.п., как бы свидетельствуют о том же отливе крови.
Наконец, последние исследования над животными показали что эмоциивызывают изменения и внутренней секреции. Мы знаем, что у испугавшейся кошкиизменяется химизм крови. Другими словами, мы знаем, что и самые интимныевнутренние процессы приспосабливаются к основной задаче организма — к избеганиюопасности. Все это, вместе взятое, позволяет нам определить страх, какмобилизацию всех сил организма для бегства от опасности, как заторможенноебегство, и понять, что страх представляет собой отвердевшую форму поведения,возникшую из инстинкта самосохранения в его оборонительной форме.
Совершенно аналогичным способом легко показать, что гнев есть инстинктсамосохранения в его наступательной форме, что он — другая группа реакций,другая форма поведения, нападательная, что он — мобилизация всех сил организмадля нападения, что гнев есть заторможенная драка. Таково происхождение мимикигнева, выражающееся в стиснутых кулаках, как бы приготовленных для удара,выдвинутых скулах и стиснутых зубах (остаток того времени, когда наши предкикусались), в покраснении лица и угрожающих позах.
Однако легко заметить, что и страх, и гнев в той форме, какой они сейчас встречаютсяу человека, представляет собой чрезвычайно ослабленные формы этих инстинктов, невольновозникает мысль, что на пути развития от животного до человека эмоции идут наубыль и не прогрессируют, а атрофируются.
Страх и гнев собаки сильнее и выразительнее гнева дикаря; те же чувства удикаря импульсивнее, чем у ребенка, у ребенка они ярче, чем у взрослого. Отсюдалегко сделать общий вывод: в системе поведения эмоции играют роль рудиментарныхорганов, которые в свое время имели большое значение, но сейчас, вследствиеизменившихся условий жизни, обречены на вымирание и представляют собой ненужныйи подчас вредный элемент в системе поведения.
И в самом деле, в отношении педагогическом чувства представляют из себястранное исключение. Все остальные формы поведения и реакций желательно дляпедагога увеличивать и укреплять. Если представить себе, что каким-нибудь путеммы достигли бы увеличения запоминания или понимания у учеников в десять раз,это, конечно, облегчило бы нам воспитательную работу в те же десять раз. Ноесли представить себе на минуту, что в десять раз увеличится эмоциональная способностьребенка, т.е. он станет в десять раз чувствительнее и от малейшего удовольствиястанет приходить в экстаз, а от малейшего огорчения рыдать и биться, мы,конечно, получим крайне нежелательный тип поведения.
Таким образом, идеал эмоционального воспитания якобы заключается не вразвитии и укреплении, а, напротив, в подавлении и ослаблении эмоций. Разэмоции представляют собой биологически бесполезные формы приспособлениявследствие изменившихся обстоятельств и условий среды и жизни, следовательно,они обречены на вымирание в процессе эволюции, и человек будущего так же небудет знать эмоции, как он не будет знать других рудиментарных органов. Чувство- это слепая кишка человека. Однако такой взгляд, говорящий о совершеннойненужности эмоций глубоко неверен.
Психологическая природа эмоций.
Из простого наблюдения мы знаем, как эмоции усложняют и разнообразятповедение и насколько эмоционально одаренный, тонкий и воспитанный человекстоит в этом отношении выше невоспитанного. Другими словами, даже повседневноенаблюдение указывает на какой то новый смысл, который вносится в поведениеналичием эмоций. Эмоционально окрашенное поведение приобретает совершеннодругой характер в отличие от бесцветного. Те же самые слова, произнесенные счувством, действуют на нас иначе, чем сухо произнесенные.
Что же вносит эмоция нового в поведение? Для того, что бы ответь на этотвопрос, необходимо припомнить общий характер поведения, как он был обрисованвыше. С нашей точки зрения, поведение есть процесс взаимодействия между организмоми средой. И, следовательно, в этом процессе всегда возможны как бы три формысоотношения, которые фактически чередуются одна за другой. Первый случай тот,когда организм чувствует свое превосходство над средой, когда выдвигаемые еюзадачи и требования к поведению без труда и без напряжения решаются организмом,когда поведение протекает без всяких внутренних задержек и осуществляетсяоптимальное приспособление при наименьшей затрате энергии и сил.
Другой случай происходит тогда, когда перевес и превосходство будут настороне среды, когда организм с трудом, с чрезмерным напряжением начнетприспосабливаться к среде, и все время будет ощущаться несоответствие междучрезмерной сложностью среды и сравнительно слабой защищенностью организма. Вэтом случае поведение будет протекать с наибольшей затратой сил, с максимальнойзатратой энергии при минимальном эффекте приспособления.
Наконец, третий возможный и реальный случай — это тот, когда возникаетнекоторое равновесие, устанавливаемое между организмом и средой, когда ни натой, ни на другой стороне нет перевеса, но и то и другое является как быуравновешенным в своем споре.
Все три случая — основа для развития эмоционального поведения. Уже изпроисхождения эмоций, из инстинктивных форм поведения можно видеть, что ониявляются как бы результатом оценки самим же организмом своего соотношения сосредой. И все те эмоции, которые связаны с чувством силы, довольства и т.п.,так называемые положительные чувства, будут относится к первой группе. Те,которые связаны с чувством подавленности, слабости, страдания, — отрицательныечувства — будут относится ко второму случаю, и только третий случай будетслучаем относительного эмоционального безразличия в поведении.
Таким образом, эмоцию следует понимать как реакцию в критические икатастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результатповедения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшегоповедения.
Интересно, что эмоциональное поведение имеет чрезвычайно широкое распространениеи, в сущности, говоря, даже в самых первичных наших реакциях легко обнаружитьэмоциональный момент.
Прежняя психология учила, что во всяком ощущении есть свой эмоциональныйтон, т.е. что даже простейшие переживания каждого цвета, каждого звука, каждогозапаха имеют непременно ту или иную чувственную окраску. Что касается запахов извуков, всякий прекрасно знает, что чрезвычайно мало можно найти среди нихнейтральных, эмоционально безразличных ощущений, но всякий запах, как и всякийпочти вкус, непременно приятен или неприятен, причиняет удовольствие илинеудовольствие, связывается с удовлетворением или отталкиванием.
Несколько труднее это обнаружить в зрительных и слуховых раздражениях, нои здесь легко показать, что всякий цвет, всякая форма, как и всякий звук, имеетединственную, только им принадлежащую окраску чувства.
Все мы знаем, что одни цвета и формы нас успокаивают, другие, наоборот,возбуждают; одни вызывают нежность, другие — отвращение; одни будят радость,другие причиняют страдания. Стоит вспомнить совершенно очевидное эмоциональноезначение красного цвета, всегдашнего спутника всякого восстания, страсти ибунта, или голубого цвета, холодного и спокойного цвета дали и мечты, для того,что бы убедится в сказанном.
В самом деле, стоит призадуматься над тем, откуда возникают в языке такиеформы выражения, как холодный цвет или теплый цвет, высокий или низкий звук,мягкий или твердый голос. Сам по себе цвет ни тёпел, ни холоден, как сам посебе звук ни высок, ни низок, и вообще не имеет пространственных форм. Однако,всякому понятно, когда говорят об оранжевом цвете, что он теплый, о базе — чтоон низкий, или как греки называли, толстый.
Очевидно, нет ничего общего между цветом и температурой, между звуком ивеличиной, но, видимо, есть нечто объединяющее их в эмоциональном тоне, которыеокрашивает оба впечатления. Теплый тон или высокий звук означает, что естьнекоторое сходство между эмоциональным тоном цвета и температурой. Оранжевыйцвет сам по себе не похож на теплое, но в его действии есть на нас есть нечтотакое, что напоминает действие на нас теплого. Вспомним, что эмоциональную реакциюмы определили как одиночную, вторичную, круговую реакцию проприорецептивногополя. И эмоциональный тон ощущения означает не что иное, как заинтересованностьи участие всего организма в каждой отдельной реакции органа. Организму небезразлично, что видит глаз, он либо солидаризируется с этой реакцией, либопротивится ей. «Таким образом — говорит Мюнстерберг, — »приятность" или «неприятность» на самом деле не предшествуетдействию, а сама является действием, которое ведет к продолжению илипрекращению стимула". (1925, с.207)
Таким образом, эмоциональная реакция, как реакция вторичная, — могущественныйорганизатор поведения. В ней реализуется активность нашего организма. Эмоциибыли бы не нужны, если бы они были не активны. Мы видели, что они возниклиинстинктивным путем из самых сложных и ярких движений. Они являлись в своевремя организаторами поведения в самые трудные, роковые и ответственные минутыжизни. Они возникали на высших точках жизни, когда организм торжествовал надсредой или приближался к гибели. Они осуществляли всякий раз как бы диктатуру вповедении.
Теперь, при изменившихся условиях, внешние фрмы движений, сопровождавшиеэмоцию, ослабли и постепенно атрофируются вследствии ненужности. Но внутренняяроль организаторов всего поведения, которая была их первичной ролью, остаетсяза ними и сейчас. Вот этот момент активности в эмоции составляет самую важнуючерту в учении о её психологической природе. Неверно думать, будто эмоцияпредставляет чисто пассивное переживание организма и сама не ведет ни к какойактивности. Напротив, есть все основания полагать, что наиболее истинна татеория происхождения психики, которая связывает её возникновение с такназываемым гедоническим сознанием, т.е. с первоначальным чувствованиемудовольствия и неудовольствия, что как вторичный момент круговой реакции,влияло задерживающим или стимулирующим образом на реакцию. Таким образом,первоначальное управление реакциями возникает из эмоций. Связанная с реакциейэмоция регулирует и направляет её в зависимости от общего состояния организма.И переход к психическому типу поведения, несомненно, возник на основе эмоций.Точно так же есть все основания предполагать, что первичными формами чистопсихического поведения ребенка являются реакции удовольствия и неудовольствия,возникающие раньше остальных.
Этот активный характер эмоциональных реакций лучше всего выясняется наоснове предложенной Вундтом трехмерной теории чувства. Вундт полагает, чтовсякое чувство имеет три измерения, причем в каждом измерении оно имеет дванаправления.
Чувство может протекать:
1) в направлении удовольствия и неудовольствия,
2) возбуждения и подавленности,
3) напряжения и разрешения.
Легко может показаться, что напряжение совпадает с возбуждением, аподавленность — с разрешением. Однако это не так. Если человек чего-нибудьбоится, его поведение характеризуется необычайной напряженностью, натянутостьюкаждого мускула и вместе с тем чрезвычайной подавленностью реакций. Точно также ожидание выигрыша или приговора заканчивается радостным возбуждением,соединенным с полнейшим разрешением от всяческого напряжения.
Три измерения всякой эмоции означают, в сущности, говоря, все тот жеактивный характер чувства. Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ отдействия. Ни одно чувство не может остаться безразличным и безрезультатным вповедении. Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций,которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции.Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашегоповедения.
Если мы делаем что-либо с радостью, эмоциональные реакции радости неозначают ничего другого, кроме того, что мы и впредь будем стремиться делать тоже самое. Если мы делаем что-либо с отвращением, это означает, что мы будемвсячески стремиться к прекращению этих занятий. Иными словами, тот новыймомент, который эмоции вносят в поведение, всецело сводится к регулированиюорганизмом реакций.
Становится для нас совершенно понятным то согласованное многообразиеэмоциональных реакций, которое вовлекает в процесс каждой единичной реакции всеважнейшие органы нашего тела. Экспериментальные исследования показывают припомощи записи дыхательных движений, толчков сердца и пульса, что эти кривые,выражающие ход самых важных органических процессов, послушно отзываются намалейший раздражитель и как бы немедленно приспосабливаются к мельчайшимизменениям среды.
Недаром издавна сердце считалось органом чувства. В этом отношении выводыточной науки совершенно совпадают с древними взглядами на роль сердца.Эмоциональные реакции суть раньше всего реакции сердца и кровообращения: еслимы припомним, что дыхание и кровь определяют собой протекание решительно всехпроцессов, во всех органах и тканях, мы поймем, почему реакции сердца могливыступать в роли внутренних организаторов поведения.
«Всеми эмоциональными содержаниями нашей душевной жизни, — говоритГ.Ланге, — нашими радостями и печалями, часами счастья и огорчения мы обязаныпреимущественно нашей сосудодвигательной системе. Если бы предметы, которыеоказывают воздействие на наши внешние органы, не приводили в действие и этусистему, мы проходили бы мимо жизни безразлично и бесстрастно, впечатлениявнешнего мира увеличивали бы наше знание, но этим дело и ограничивалось бы; онине возбуждали бы в нас ни радости, ни гнева, ни забот, ни страха» (1896,с.73).
III. Этап.Практический
 
Наблюдение, это изучение мира на уровне познания чувственного,целенаправленное и осознанное. Это восприятие некоего процесса с цельювыявления его инвариантных (неизменных) признаков без активного включения в сампроцесс. В наблюдении проявляются личностные особенности восприятия, установки,направленность личности.
Невмешательство – важная характеристика метода, определяющая егодотоинства и недостатки.
Достоинства – в частности то, что, объект наблюдения, как правило, неощущает себя таковым – не знает о наблюдении и в естественной ситуации ведетсебя естественно. Однако при наблюдении неизбежен ряд трудностей. Прежде всего,хотя можно в некоей степени предвидеть изменения ситуации, в коей происходитнаблюдение, невозможно их контролировать, а влияние неконтролируемых факторовможет существенно изменить общую картину – вплоть до утраты той гипотетической связимежду явлениями, обнаружение коей является целью исследований. Кроме того,наблюдение не свободно от субъективности позиции наблюдателя: он, не будучи всостоянии зафиксировать все изменения ситуации, невольно выделяет в ней самыеважные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие – чаще всего те, чтопротиворечат его гипотезе.
Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характерно некоейсубъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксациизначимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданийнаблюдателя. Психологи стараются избежать такой субъективности, прибегая кразличным способам повышения достоверности; сюда относятся ведение наблюдениянесколькими независимыми наблюдателями, планирование наблюдения, составлениеспециальных шкал оценки поведения объекта, использование технических средств, ипр.
Использование наблюдения предполагает наличие программы наблюдения, гдеперечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых, частота появлениякоих в тех или иных ситуациях и фиксируется наблюдателем.
Недостаток метода наблюдения – значительная трудоемкость. Посколькуисследователя интересует не всякое проявление поведения, но лишь связанное сконкретной задачей, он вынужден выжидать интересующих его форм поведения илипсихических состояний. Кроме того, для надежности выводов нужно убедится втипичности некоего свойства, что вынуждает проводить длительные или повторныенаблюдения, а так же применять другие методы.
Невключенное наблюдение — тип наблюдения, при котором исследователь получаетинформацию об изучаемой группе, не включаясь в ход событий и не становясьчленом этой группы. Невключенное наблюдение предназначенно для фиксации актовобычного и открытого поведения.
IV. Этап.Диагностический
Рокич Мендель/Мильтон (1918- 1988)
американский психолог польского происхождения. МагистрКалифорнийского университета в Беркли (1941). Доктор Калифорнийскогоуниверситет в Беркли (1947). Член Американской психологической ассоциации(АПА), член Американской ассоциации развития науки. Профессор социологии ипсихологии (1972-1988). Директор Отдела человеческих ценностейСоциально-исследовательского центра Вашингтонского университета (1976-1988).Вице-президент Международного общества политической психологии (1981-1982).Получил награду «За выдающиеся исследования» Вашингтонского университета(1983), награду «Выдающемуся психологу» Вашингтонской психологическойассоциации (1983), награду памяти Курта Левина (1984). Почетный докторПарижского университета (1984). Рокич утверждал, что догматизм не являетсяспецифической чертой какой-либо конкретной политической, религиозной илисоциальной группы, но присущ отдельным индивидуумам во всех группах, хотя инаправлен на разные цели. Полагал, что догматизм, как и авторитаризм, связан сопытом ранней социализации. Предсказывал, что догматики вне зависимости отсвоих политических и религиозных убеждений будут восхвалять своих родителей ипроявлять другие симптомы подавленного беспокойства и враждебности.
Тест личности, направленный на изучениеценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентацийопределяет содержательную сторону направленности личности и составляет основуее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основумировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепциии «философии жизни».
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямомранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
Терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуальногосуществования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материалпредставлен набором из 18 ценностей.
Инструментальные — убеждения в том, что какой-то образдействий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульныйматериал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению наценности — цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, психологобращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разнымоснованиям. Так, например, можно выделить «конкретные» и«абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализацииличной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этическиеценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические иконформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения иценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловитьиндивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности,можно предположить несформированность у респондента системы ценностей илинеискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность,удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов,гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей),так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальнойжелательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случаеиграет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличиеконтакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора,экспертизы должно быть весьма осторожным.
Применяется например в реабилитационной сфере для изучения особенностейценностно-ориентационной сферы больных.
V. Этап.Аналитический
Инструкция:Материалы подготовить по уже проведенному тестированию.
· Предоставитьаналитические данные по проделанному тестированию

VI. Этап. Творческий
 
Эмоции э о а э к с т а з н а д е ж д а п  д с и и а е п с н м э н т г
п6 е р е ж и в а н и е м с о п е р е ж и в а н и е р е м с д п ч я ф п е с п т ж е л а н и е ф н с с а р т с т р е в о г а с и т о и с т ы д о к а и я и е я в л т н я я н э м о ц и я е а д и р л в л е ч е н и е а и п в д о х н о в е н и е з е т р н ч у в с т в о с а м о о б л а д а н и е о с н т а ь л ю б о в ь и з а ц и я
 
Вопросы:
1. Выразительность, сильное внешнее проявление эмоций. (экспрессия)
2. состояние крайней степени восторга. доходящего до исступления (экстаз)
3. Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих нанего факторов и выражаемые прежде всего в форме непосредственных переживанийудовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. (эмоция)
4. Постижение эмоционального состояния, проникновение в переживаниядругого человека (эмпатия)
5. Состояние, характерное эмоциональной пассивностью (апатия)
6. Эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных длясубъекта жизненных обстоятельств. (аффект).
7. Аффективное состояние, характерное отрицательным эмоциональным фоном.(депрессия)
8. Эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего либо, сложившийся вмассовом сознании и имеющий характер стереотипа. (имидж)
9. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего егообъект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей иинтересов субъекта (любовь)
10. Эмоциональное переживание, возникающее при ожидании субъектом некоегожелаемого события; отражает предвосхищаемую вероятность его реальногосуществования. (надежда)
11. Сравнительно продолжительные, устойчивые психические состоянияумеренной или слабой интенсивности, проявляемые как положительный или отрицательныйэмоциональный фон психической жизни индивида. (настоение)
12. Один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояниечеловека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от другихлюдей (одиночество)
13. Любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние иявление действительности, непосредственно представленное в его сознании ивыступающее для него как событие его жизни (переживание)
14. Способность выполнять деятельность в дезорганизующих её ситуациях,влияющих на эмоциональную сферу. (самообладание)
15. Устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другимлюдям, их группам или сциальным явлениям, проявляемое в приветливости,доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания,помощи и тд. (симпатия)
16. Уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другогосубъекта или социальной группы. (сопереживание)
17.Эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального имнимого, своих поступков или индивидуальных проявлений принятым в данномобществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали. (стыд)
18. Отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданиемчего-то опасного, имеющие диффузный характер. не связанные с конкретнымисобытиями. (тревога)
19. Эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношениеиндивида к определенным предметам или процессам внешнего мира. (чувство)
20. Осознанное влечение, отражающее потребность; эмоциональноепереживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать иличто либо осуществить. (желание)
21. состояние своеобразного напряжения и подъема духовных сил,творческого волнения человека, ведущее к появлению или реализации замысла иидеи произведения науки, искусства, техники. Характерно повышенной общейактивностью, необычайной продуктивностью деятельности и эмоциональногопогружения в творчество. (Вдохновение)
22. инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направленииудовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающеенедифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребностьсубъекта, – уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное ввыдвижением сознательных целей (Влечение)
23. диагностическая процедура, в коей составление анамнеза или выявлениесодержания эмоциональных переживаний в жизни клиента производится при егопогружении в гипнотическое состояние (Гипноанализ)
24. Деперсонализация (обезличивание) – 1. Изменение самосознанияиндивида, для коего характерны утрата психологических и поведенческихособенностей, характерных для него как личности, ощущение потери своего Я имучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения кблизким, к работе и пр.
25. Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на некийнеблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к еговоздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порогаэмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне – в выдержке,самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия безснижения адаптивных возможностей (адаптация).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.