Реферат по предмету "Философия"


Бытие идеального

План
Введение
1. Понятие идеи иидеального в философии
2. Учение Платона обидеях и его смысл
3. Специфика бытияидеального
Заключение
Список литературы

Введение
Какой бы смысл(материалистический, идеалистический, иррациональный) ни вкладывался вкатегорию «бытия», в аналитических целях обычно выделяют несколько форм бытия,т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенностисуществования. К таким формам, как правило, относят: бытие природы; бытиесоциального; бытие духовного, идеального.
Данные формы бытиявычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа.Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же онинеотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как сбытием природы, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическоеже их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понятьспецифику, уникальные особенности каждого слоя бытия.
В данной работе яостановлюсь на идеальном в философии.
Идея (от греч. idea) — в собственномсмысле слова зрительный образ, наглядный образ.
Идеальное —важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеальногоостается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно изпротивоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождаетсяпротивостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения»идеального и материального в различных философских школах.
Философская интерпретацияидеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи,предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное какконструктивно преобразующую сущность действительности, импульс изменения иразвития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации,выражения и проявления идеального.

1. Понятие идеи иидеального в философии
Одному из центральныхпонятий философии Платона — понятию идеи — была суждена долгая жизнь. Оноиспользуется в большом количестве философских сочинений Европы нового иновейшего времени. И хотя новоевропейский философский язык в основной своейчасти ведет родословную от античной в первую очередь греческой философии малонайдется терминов проникших в него в своем непосредственном виде. Большинствуиз них при восприятии античного философского наследия нашлись эквиваленты вродных языках философов. Да и среди воспринятых без перевода терминов античнойфилософии преобладают латинские термины являющиеся калькой греческих Так чтопонятие идеи являет собой едва ли ни уникальный случай прямого заимствованиягреческого термина. Отсутствие в естественных языках аналогов этому понятиюсвидетельствует о его высокотеоретичности а сознательное заимствование — оплодотворности мысли Платона ухватившей в этом понятии нечто существенное.
Свою«вторую молодость» понятие идеи пережило в творчестве авторовнемецкой классической философии — в критической философии Канта в наукоученииФихте в абсолютном идеализме Гегеля оно занимает одно из центральных мест. Нопри всей схожести содержания понятия идеи обусловленной общим первоисточникомна лицо у этих авторов и серьезные различия в понимании идеи. Более того можнопроследить определенную эволюцию в употреблении этого понятия от Канта к Гегелюв ходе которой оно из относительно периферийного в философии Канта превращаетсяв важнейшее у Гегеля. Наукоучение Фихте занимает в этой эволюции свое важноеместо отчасти сохраняя связь с кантовским понятием идеи отчасти прокладываядорогу абсолютному идеализму Гегеля. И без усвоения позиции Фихте пониманиенемецкого идеализма вообще и идеализма Гегеля в частности проблематично.
В наиболеепоследовательном и полном изложении наукоучения — работе «Основа общегонаукоучения» понятие идеи употребляется И.Г. Фихте наиболеетерминологически строго. Здесь говорится об «идее определения»«идее Божества» «идее чистой деятельности» «идеебесконечности» Но все эти различные идеи суть не что иное как различныевиды идеи Я.
Понятие идеального. Исходной характеристикой идеального является то, чтооно, в отличие от материального (объективной реальности), есть единствосубъективной и трансцендентной реальности. Специфика идеального задается егофункциональными отношениями к его внешнему (объективной реальности) и к еговнутренней структуре.
По отношениюк объективной реальности идеальное управляет отношениями на основе информацииоб объектах, с которыми взаимодействует субъект. Информация представляет собоювнешнюю оболочку идеального, поддающуюся объективации. Направленностьотношений, получения информации и её интерпретация определяютсянеобъективируемым ядром идеального, в которое входят не знаковые состояниясамопереживания субъекта, его сопереживания аналогичных состояний другихсубъектов и глубинное общение с самопереживанием самобытия целого.
Самопереживаниевыполняет функцию самоидентификации субъекта (Я), задающую его«вненаходимость», неповторимое отношение к характеру и отношений. Сопереживаниедает обладание внутренней основой интерпретации информации другими субъектамипосредством «размножения состояний», что позволяет перейти от монологичности отношенийк диалогу. Тем самым выполняется функция идентификации данного субъекта сдругими субъектами (Ты). Глубинное общение осуществляет функцию идентификациинеповторимости и самоценности субъекта с самодостаточностью целого (Мы), дает«обладание» присутствием духа в душе, переживание единства с миром, помещаетэкзистенцию во всеобъемлющий контекст трансценденции.
Внутренниесостояния, задающие «отношение к…», имеют энергетический субстрат (изучениекоторого находится за пределами компетенции философии), так же как иинформационные процессы. Но суть дела определяется не энергетическимисредствами, но реализуемыми с их помощью репрезентативнымисубъективно-трансцендентными отношениями.
В качествеитога предложим краткое определение. Идеальноеесть способ бытия сущих любой природы, извне предстающий как репрезентативныеотношения (информация), внутренней основой направленности и интерпретациикоторой («отношения к …») является энергетическое состояние самопереживания исопереживания в единстве с глубинным общением.
Структура идеального и психофизическая проблема. Базовый дуализм идеального задаетсясоотношением его релятивного и субстанциального начал. Проявляясь на всехуказанных выше его уровнях, этот дуализм образует своеобразную «Янус-цепочку»:Идеальное
/>
/> репрезентативные отношения (информация) субстанциальное переживание (смыслы, задающие направленность и интерпретацию)
/>
/> энергетический субстрат интенциональное отношение
Подлиннаясубстанциальность идеального содержится как раз в самотождественности интенционального «отношения к …». Делов том, что в этом отношении нет рефлексии, взгляда со стороны. Как отмечаетИ.Д. Невважай, подчеркивая различие рефлексии и самосознания,«Самосознание не дистанцировано от себя, хотя и не совпадает с самим собой(иначе не имело бы смысла говорить о само-сознании». Но, мало того, этасубстанция, вприсутствующая в структуре идеального, сама бесструктурна. Инымисловами, в основу рационально представимых вещей кладется нечто невыразимое (заисключением констатации его существования и тех направленности, интенции,настроя, которые с ним связываются). Но каксвязываются? Как чистое отношение может влиять на энергетические и информационныепроцессы? Мы снова вернулись к психофизической проблеме.
Идеальное каквнепространственность, недоступность чувственному восприятию, невещественность,невидимость, неслышимость и т.п. чувственных образов и знаково-символическогомышления существует лишь в восприятии, воображении чувствующего и мыслящегообщественного субъекта. В этом принципиальное отличие реальности сознания отреальности материального; психического, субъективного — от физического,объективного.
«Идеальное»обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процессаидеализации, психического отражения действительности, формирующего образпредмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета вголове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются какмомент практического отношения человека к миру, опосредованного формами,созданными предшествующими поколениями людей.
Идеальное,будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительнойсамостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы,выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто,непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатомдуховной деятельности.
Идеальноевсегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговыхпроцессов человека. Последние актуализируют для индивида информацию в видесубъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности(потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга,зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах,инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятиемидеального, пока не станет актуальной для сознания индивида.
Идеальноевсегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему иформирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессеактуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретныхиндивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностьюсознания этих индивидов.
В философскойлитературе встречается и точка зрения на идеальное как на творчество в широкомсмысле слова, т.е. его активность, конструктивность, направленность мысли нановое, избирательную интенциональность, опережающий характер отражениядействительности и т.п. В этом смысле идеальное как креативность сознанияпредставляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностьюотражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальное включает в своесодержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры,определяющие оценку язлений действительности и соответственно выбор желаемогобудущего. Идеальное становится мысленным «проигрыванием» будущих вариантовдействия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущейпрактики.
Итак,идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает имногообразие философских классификаций идеального содержания сознания.

2. Учение Платона обидеях и его смысл
С серединой Vв. до н.э. связан небывалый подъем демократии после победоносныхгреко-персидских войн. Вместе с тем, рост населения и производительных силприводил к тому, что полис переставал оправдывать себя, так как необходимы былиновые территории и рост рабского населения, что приводило к развязыванию новыхвойн. Эти процессы были связаны с ростом индивидуального сознания, которыйнашел свое отражение и в философии. Классический полис уже начинал корчиться всудорогах и оставалось не много лет до македонского завоевания. Был канунэллинизма. В это время предельного расцвета и начинающегося заката полиснойорганизации общества жил Платон.
В молодостиПлатон занимался гимнастикой и был широкоплечим, от чего, как повествует ДиогенЛаэртий, произошло его имя (Платон, т.е. «широкий»). Прежде же егозвали Аристоклом, по имени деда. Платон был непосредственным учеником Сократа,и поэтому, казалось бы, должен был адекватно передать взгляды своего учителя.Однако, когда Сократ прочитал ранний диалог Платона «Лисий», товоскликнул: «Клянусь Гераклом! сколько же навыдумывал на меня этотюнец!».
Главноедостоинство философии Платона составляет теория идей, которая представляетсобой собственно метафизическое учение.
Платонвпервые выступил с анализом предшествовавших философских учений (за исключениематомистики), который в основном был критическим. Диоген Лаэртий считал, чтоПлатон «соединил учения Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственновоспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом — по Пифагору, а обобщественном — по Сократу».
Платонприходит к важнейшему в истории философии открытию: каждое явление, каждая вещьдолжна быть осмыслена, представлена в понятии, т.е. должна быть идея как всегов целом, так и каждой единичной вещи. И естественно, что понятие вещи, ее идея,выявляя самое существенное в ней, оказывается первичным по отношению к ней.Так, например, пытаясь познать сущность вещи, разум берет за основу идеальнуювещь, а не ту случайную и ущербную, которая может существовать вдействительности. Идея представляет собой сущность, а значит, и предельноесовершенство, идеал любой вещи, и как идеал она оказывается первичной если непо существованию, то по сущности. А истинно первичным является то, чтосущностно и что не обязательно может быть явлено.
В диалоге«Федон» Платон приходит к пониманию, что «существует прекрасноесамо по себе, и благое, и великое, и все прочее». Говоря об идеепрекрасного Платон отмечает, что «ничто иное не делает вещь прекрасною,кроме присутствия прекрасного самого по себе или общности с ним»,«все прекрасные вещи становятся прекрасными через прекрасное [само посебе]».
А.Ф. Лосевдает следующее комплексное определение понятия идеи Платона: «Платоновскаяидея есть логическое понятие, содержащее в себе предельно-обобщенное; принцип иметод, порождающую модель, или, вообще говоря, причину осмысления каждой вещи;обладающее структурой, структурой художественной, а потому и насыщенной глубокимжизненным содержанием и образующей собою специфическую субстанциальнуюдействительность и ее цель вместе с ее жизненно-функционирующим самосознанием ипотому превращенную в миф как особого рода субстанциальную действительность ».Каждая идея, будучи ответственной за определенную область бытия, есть тот илииной бог. Платон не отвергал богов традиционной мифологии, но подвергал ихфилософскому очищению, т.е. давал «трансцендентально-диалектическоеобоснование вообще всей мифологии».
Диалог«Пир» проясняет далее понятие идеи в том смысле, что показываетвозможность восхождения от материального мира к идеальному, что практическиотсутствовало в «Федоне». В «Пире» Платон толкует идею вещикак бесконечный «предел ее становления ». Этот переход от вещи к идееон рассматривает на примере любовного стремления, которое является бесконечными максимально напряженным состоянием души. Платон создает своеобразное учениеоб эротической иерархии, где говорит, что в познании идеи, наивысшего исовершеннейшего, необходимо восходить от прекрасного тела к прекрасной душе, аот нее — к наукам и, в конечном итоге, к пределу всех наук, к идее прекрасногосамого по себе, которая уже не подвержена никаким изменениям, но существуетвечно и неизменно. Ведя разговор о любви, Платон символизирует еемифологическим персонажем Эротом, который разлит «во всем сущем»,ведь «вселенная связана внутренней связью». Любовь, таким образом,является универсальным законом, связующим все мироздание, из чего становитсявозможным единство микро- и макрокосмоса.
Вместе с темПлатон не отвергает в области гносеологию традиционную теорию отражения. Онговорит о находящейся в душе «восковой дощечке» или «сердцедуши», на которую и воздействуют все ощущения и впечатления, и у кого воскв меру податлив, у того более обостренное восприятие и лучшая память.
Космос Платонпонимал как живое существо, одаренное умом и созданное благим демиургом вподражание вечному умопостигаемому образцу. Мир идей, переходя в свое инобытие,порождает душу, а затем и космическое тело. Античный философ не могограничиться голой теорией идей, разрабатываемой на чисто умозрительном уровне.Для Платона, также как и для всей античной мысли, единственным конкретным и абсолютнымбытием был именно чувственно воспринимаемый космос. Здесь чистые идеиовеществляются, ниспадая в материю, а логика превращается в рациональносконструированную мифологию. Именно такую " мифологическую диалектику "(термин А.Ф. Лосева) космоса и строит Платон в одном из самых знаменитых своихдиалогов — «Тимей», в котором, кроме прочего, дается систематическийочерк всей платоновской философии. Здесь материальное и идеальное выступают какмоменты той целостности, которая есть космос, отсюда символизм и мифологизмплатоновского «Тимея».
Разбору идеив ее глубоком, онтологическо (метафизическо) — диалектическом смысле посвященнаиболее сложный и важный диалог Платона — «Парменид». Еще в болееранних диалогах Платон показал, что идея не есть вещь, а вещь не есть идея. Темне менее, он не мог остановиться и на чистом дуализме идеи и вещи. По словамА.Ф. Лосева: «Необходимо было доказать, что при всем различии идеи и вещии самой вещи полный их разрыв все же являлся бы чем-то бессмысленным; доказать,что учение об идеях не только не противоречит учению о вещах, но, наоборот,впервые только и делает возможным это последнее». В отличие от А.Ф. ЛосеваС.Н. Трубецкой определяет учение Платона как дуалистическое, ибо в нем идеяпротивополагается материи. Этот дуализм является следствием признанияумопостигаемых идей, ибо мир, построенный согласно им, как бы достраивался надвещественным миром, в результате чего возникает ряд трудноразрешимых вопросов:как объяснить мир чувственный из мира идей? Критикуя своего учителя Платона, наэтот вопрос попытался ответить Аристотель.
3. Специфика бытияидеального
Бытие — философская категория,обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., впредложении: «Я есть»). При этом, в частности, необходимо проводить особоеразличие между реальным и идеальным бытием.
Идеальное бытие частоназывают — сущностью. Оно лишено временного, действительного, опытногохарактера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным(застывшим), существующим вечно (Н. Гартман).Идеальным бытием в этом смыслеобладают ценности, идеи, математические и логические понятия.
Платон видит в нем истинное,собственно «реальное» бытие.
Лосский называет отношение субъекта ко всем другим сущностям вмире, при котором возможна интуиция, гносеологической координацией Лосскомупринадлежит заслуга в разработке координационной теории восприятия,подчеркивающей большую роль в восприятии физиологических процессов. Согласноэтой теории, возбуждение определенного органа чувств и физиологический процесс,который при этом происходит в коре головного мозга, — это не причина,вызывающая восприятие, а стимул, который побуждает познающего субъектанаправить свое внимание на объект внешнего мира. Реальные внешние объектыобладают большим богатством содержания, но лишь малую толику этих сторонобъекта мы познаем, так как познаем только то, что представляет для насинтерес. Все остальные стороны объекта, которые не попали в наше восприятие,связаны с субъектом только подсознательно. Именно поэтому два разных человекавоспринимают один и тот же объект по- разному, так как отбор содержания изподсознательного в сознание производится разными людьми по-разному. Свою концепциюокружающего мира Лосский называет идеальным реализмом, так как вводит различиемежду идеальным и реальным бытием Идеальное бытие — это все то, что не имеетпространственного и временного характера.
Всемногообразные формы решения проблемы идеального в истории философии тяготеют кдвум полюсам – к материалистическому и идеалистическому. Домарксистскийматериализм, справедливо отвергая спиритуалистические и дуалистическиепредставления об идеальном как об особой субстанции, противостоящейматериальному миру, рассматривал идеальное как образ, как отражение одногоматериального тела в другом материальном теле, т. е. как атрибут, функциюособым образом организованной материи.
Все безисключения общие образы рождаются не из всеобщих схем работы мышления и возникаютвовсе не в акте пассивного созерцания не тронутой человеком природы, аформируются в процессе практически-предметного ее преобразования человеком,обществом. Они возникают и функционируют как формы общественно-человеческой детерминации целенаправленной воли отдельноголица, т. е. как формы активной деятельности. Причем общие образыоткристаллизовываются в составе духовной культуры совершенно непреднамеренно инезависимо от воли и сознания отдельных людей, хотя и посредством ихдеятельности. В созерцании же они выступают именно как формы вещей, созданныхчеловеком, или как «печати», наложенные им на естественно-природный материал,как отчужденные во внешнем веществе формы целенаправленной воли.
С природойкак таковой люди вообще имеют дело лишь в той мере, в какой она так или иначевовлечена в процесс общественного труда, превращена в материал, в средство, вусловие активной человеческой деятельности. Даже звездное небо, в которомчеловеческий труд реально пока ничего не меняет, становится предметом вниманияи созерцания человека лишь там, где оно превращено обществом в средствоориентации во времени и пространстве, в «орудие» жизнедеятельностиобщественно-человеческого организма, в «орган» его тела, в его естественныечасы, компас и календарь. Всеобщие формы, закономерности природного материаладействительно проступают, а потому и осознаются именно в той мере, в какой этотматериал уже реально превращен в строительный материал «неорганического телачеловека», «предметного тела» цивилизации, и потому всеобщие формы «вещей всебе» выступают для человека непосредственно как активные формыфункционирования его «неорганического тела».
Идеальноенепосредственно существует только как форма (способ, образ) деятельности общественного человека (т.е. вполне предметного, материального существа), направленной во внешний мир.Поэтому, если говорить о материальной системе, функцией и способомсуществования которой выступает идеальное, то такой системой является толькообщественный человек в единстве с тем предметным миром, посредством которого оносуществляет свою специфически человеческую жизнедеятельность. Идеальное ни вкоем случае не сводимо к состоянию той материи, которая находится под черепнойкрышкой индивида, т. е. мозга. Оно есть особаяфункция человека как субъекта общественно-трудовой деятельности,совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием.
Междусозерцающим и мыслящим человеком и природой самой по себе существует оченьважное опосредствующее звено, через которое природа превращается в мысль, а мысль– в тело природы. Это – практика, труд, производство. Именно производство (всамом широком смысле слова) делает предмет природы предметом созерцания имышления. «Даже предметы простейшей «чувственной достоверности» даны ему(человеку. – Э. И.) толькоблагодаря общественному развитию, благодаря промышленности и торговымсношениям».
В природесамой по себе, в том числе и в природе человека как биологического существа,идеального нет. По отношению к естественно-природной организации человеческоготела оно имеет такой же внешний характер, как и по отношению к тому материалу,в котором оно реализуется, опредмечивается в виде чувственно воспринимаемойвещи. Так, форма кувшина, возникающего под руками гончара, не заключаласьзаранее ни в куске глины, ни в прирожденной анатомо-физиологической организациитела индивида, действующего в качестве гончара. Лишь поскольку человектренирует органы своего тела на предметах, создаваемых человеком для человека,постольку он и становится носителем активных форм общественной деятельности,создающей соответствующие предметы.
Ясно, чтоидеальное, т. е. активная общественно-человеческая форма деятельности,непосредственно воплощено, или, как теперь любят говорить, «закодировано», ввиде нервно-мозговых структур коры мозга, т. е. вполне материально. Но материальное бытие идеального не естьсамо идеальное, а только форма еговыражения в органическом теле индивида. Идеальное само по себе –это общественно-определенная форма жизнедеятельности человека, соответствующаяформе ее предмета и продукта. Пытаться объяснять идеальное изанатомо-физиологических свойств тела мозга – такая же нелепая затея, как ипопытка объяснять денежную форму продукта труда из физико-химическихособенностей золота. Материализм в данном случае заключается вовсе не в том,чтобы отождествить идеальное с теми материальными процессами, которыепроисходят в голове. Материализм здесь выражается в том, чтобы понять, чтоидеальное как общественно-определенная форма деятельности человека, создающейпредмет той или иной формы, рождается и существует не в голове, а с помощьюголовы в реальной предметной деятельности человека как действительного агентаобщественного производства.
Поэтому инаучные определения идеального получаются на пути материалистического анализа«анатомии и физиологии» общественного производства материальной и духовнойжизни общества и ни в коем случае не анатомии и физиологии мозга как органатела индивида.
Непосредственнопреобразование материального в идеальное состоит в том, что внешний факт выражаетсяв языке – в «непосредственной действительности мысли». Но язык сам по себе естьстоль же мало идеальное, как и нервно-физиологическая структура мозга. Он лишь форма выражения идеального, еговещественно-предметное бытие.
Материальноедействительно «пересаживается» вчеловеческую голову, если оно, во-первых, выражено внепосредственно общезначимых формах языка (понимаемого в широком смысле слова,включая язык чертежей, схем, моделей и пр.) и, во-вторых, преобразовано вактивную форму деятельности человека с реальным предметом (а не просто в«термин» или «высказывание» как вещественное тело языка). Иначе говоря, предметоказывается идеализованным лишь там, где возникает способность активновоссоздать его, опираясь на язык слов и чертежей, способность превращать словов дело, в вещь.
Это прекраснопонимал Спиноза. Недаром он связывал адекватные идеи, выражаемые словами языка,как раз с умением воспроизводить в реальном пространстве заданную словамиформу. Именно отсюда он выводил различие между определением, выражающимсущество дела, т. е. идеальный образ объекта, и номинально-формальнойдефиницией, фиксирующей более или менее случайно выхваченное свойство объекта,его внешний признак. Например, круг можно определить как «фигуру, у которойлинии, проведенные от центра к окружности, равны...». Однако такая дефиниция«совсем не выражает сущности круга, а только некоторое его свойство», к тому жесвойство производное, вторичное. Другое дело, когда дефиниция будет заключать всебе «ближайшую причину» вещи. Тогда круг должен быть определен следующимобразом: «… фигура, описываемая какой-либо линией, один конец которойзакреплен, а другой подвижен...» Последняя дефиниция задает способ построения вещи в реальномпространстве. Здесь номинальное определение возникает вместе с реальным действием мыслящеготела по пространственному контуру объекта идеи. В таком случае человек ивладеет адекватной идеей, т. е. идеальным образом вещи, а не только знаками,выраженными в словах. Это глубокое, притом материалистическое, пониманиеприроды идеального. Идеальное существует там, где налицо способность воссоздатьобъект в пространстве, опираясь на слово, на язык, в сочетании с потребностью вобъекте, плюс материальное обеспечение акта созидания.
Определениеидеального сугубо диалектично. Это то, чего нет и что вместе с тем есть, что несуществует в виде внешней, чувственно воспринимаемой вещи и вместе с темсуществует как деятельная способностьчеловека. Это бытие, которое, однако, равно небытию, или наличноебытие внешней вещи в фазе ее становления в деятельности субъекта, в виде еговнутреннего образа, потребности, побуждения и цели. Именно поэтому идеальное бытие вещи и отличается от ее реального бытия, как и от техтелесно-вещественных структур мозга и языка, посредством которых оно существует«внутри» субъекта. От структур мозга и языка идеальный образ предметапринципиально отличается тем, что он – формавнешнего предмета. От внешнего же предмета идеальный образотличается тем, что он опредмечен непосредственно не во внешнем веществеприроды, а в органическом теле человека и в теле языка как субъективный образ. Идеальное есть,следовательно, субъективное бытие предмета, или его «инобытие», – бытие одногопредмета в другом и через другое, как выражал такую ситуацию Гегель.
Идеальное какформа деятельности общественного человека существует там, где происходит, повыражению Гегеля, процесс «снятия внешности», т. е. процесс превращения телаприроды в предмет деятельности человека, в предмет труда, а затем в продукттруда. То же самое можно выразить и по-другому: форма внешней вещи, вовлеченнойв процесс труда, «снимается» в субъективной форме предметной деятельности;последняя же предметно фиксируется в субъекте в виде механизмов высшей нервнойдеятельности. А затем обратная очередь тех же метаморфоз – словесно выраженноепредставление превращается в дело, а через дело – в форму внешней, чувственносозерцаемой вещи, в вещь. Эти два встречных ряда метаморфоз реально замкнуты нацикл: вещь – дело – слово – дело – вещь. В постоянно возобновляющемсяциклическом движении только и существует идеальное, идеальный образ вещи.
Непосредственноидеальное осуществляется в символе и через символ, т. е. через внешнее,чувственно воспринимаемое, видимое или слышимое тело слова. Слово как знак, как название не имеет ничегообщего с тем, знаком чего оно является. Это «общее» обнаруживается только вакте превращения слова в дело, а через дело – в вещь (а затем и в обратномпроцессе), в практике и усвоении ее результатов.

Заключение
Таким образом, обобщаявсе сказанное выше, можно сделать заключение.
Идея — основное понятиефилософии и метафизики, необходимо и употребляется с необходимостью в науке,искусстве, литературе, технологии и т.д. На противопоставлении понятию «идеи»было построено множество философских систем, но еще большее количество возниклоидеальных и идеалистических систем, схем и классификаций на основе изучения,исследования, рассмотрения и созерцания идеи как понятия, идеи в реальности,идеи в себе, идеи как части человеческого разума, идеи как чистой сущности,идеи вне зависимости от мысли и идеи как единого целого сущего.
Идеальное –субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира вформах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Идеальное есть неиндивидуально-психологический, тем более не физиологический факт, а фактобщественно-исторический, продукт и форма духовного производства. Оносуществует в многообразных формах общественного сознания и воли человека каксубъекта общественного производства материальной и духовной жизни.
Идеальноемногозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает имногообразие философских классификаций идеального содержания сознания.

Список литературы
1. БинсвангерЛюдвиг. Бытие-в-мире. — М., 1999. — 300с
2. ЛосскийН. О. Ценность и Бытие. — М. 2000. — с.7-503.
3. Сагатовский В.Н.Бытие идеального: Монография. — СПб.: Изд-во «Петрополис», 2003. —103 с.
4. Рикер П.Бытие–определенное–прошлым. // Топос № 3, 2000.
5. Философия: Учебник / Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной,В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1998. – 432с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы исследования в методике преподавания русского языка
Реферат Стратегія підприємства 2
Реферат Анализ и оценка рентабельности деятельности предприятия ОАО "Барнаульский пивоваренный завод"
Реферат Бланка Кастильская
Реферат Формирование защитного рисунка схемы
Реферат Категории управления качеством продукции
Реферат Прием наличных денег при реализации товаров, работ и услуг
Реферат Здоровьесбережение молодежи как направление социальной работы образовательных учреждений
Реферат Финансовая система Франции
Реферат Договоры в публичном праве
Реферат Мембранные системы "Биокон"
Реферат Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса
Реферат Жидкофазное и газофазное гидрирование углеводородов
Реферат Relations Essay Research Paper RelationshipsMost people believe
Реферат Адам анатомиясы