Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Характеристика показателей скоростно-силовой подготовленности баскетболистов 12 – 13 лет и школьников, не занимающихся спортом

МинистерствоОбразования  Российской    Федерации
КарельскийГосударственный Педагогический Университет
Кафедра спортивныхдисциплин
Д ИП Л О М Н А Я     Р А Б О Т А
“Характеристика показателей скоростно-силовойподготовленности баскетболистов 12 – 13 лет и школьников, не занимающихсяспортом”.
 
Студента5 курса,
Факультета
ФизическойКультуры
Цыганова А.С.
Научный руководитель:
Кандидат педагогических
наук, доцент, зав.кафедрой
спортивных дисциплин
Гаврилов В.Д.
Петрозаводск, 2001
                   
 С О Д  Е  Р Ж А Н И Е                          
Введение
ГЛАВА I: Обзор литературы
                  1.1  Характеристика   двигательной  деятельности баскетболиста
                  1.2  Характеристика  проявлений  скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста
                  1.3  Сенситивные периоды развитияскоростно-силовых качеств
баскетболистов
                  1.4  Физиологическая   характеристика скоростно-силовых качеств
                  1.5  Характеристика   современных  тренировочных
программ по увеличению уровня развития скоростно-силовыхкачеств
ГЛАВА II: Задачи, методы,организация исследования
                           2.1 Задачи исследования
                           2.2 Методы исследования
                           2.3 Организация исследования
      ГЛАВА III: Обсуждениерезультатов исследования
                  Выводы
      Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность человека на производстве, спорте требуетопределенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физическихкачеств человека отражает сочетание врожденных психологических иморфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чембольше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Подфизическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественныестороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень ихразвития определяется не только физическими факторами, но и психическимифакторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств.Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические(двигательные) качества связаны с типологическим особенностями проявлениясвойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которыевыступают в структуре качеств в виде природных задатков. Каждое качествообуславливает несколько различных возможностей, особенностей. Например,быстродействие обеспечивается слабой нервной системой, подвижностью возбужденияи уравновешенности. Такие связи характерны только для быстроты. Наличие разныхтипологических особенностей у разных людей частично обуславливается тем, что уодних людей лучше развиты одни качества (или их компоненты), а у других иные.Выигрывая в проявление одних двигательных качеств, человек проигрывает вдругих. Физические качества можно разделить на простые и сложные.
Чем больше анатомо-физиологических и психических явлений,проявляемых в качестве, тем оно сложнее. Но сложные качества, такие, например,как ловкость, меткость, прыгучесть, не являются суммой простых. Сложноекачество – это интегрированная качественная особенность двигательного действия.
Баскетбол широко используется как средство физическоговоспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играмиспособствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют наразвитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость,ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевыхкачеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности кпреодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение ксопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – всеэти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вотпочему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной программепредставлены как основной материал, который широко используется во внекласснойработе.
Современный баскетбол – это атлетическая игра и требования,предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокоготехнико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокийуровень развития физических качеств [10,3,5,26].
Баскетболист сегодня – это спортсмен подвижный, отличнокоординированный, быстро мыслящий на площадке.
Темой данной работы является характеристика показателейскоростно-силовой подготовки баскетболистов 12-13 лет и школьников, незанимающихся спортом.                     
 
ГЛАВА I
 
 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТА
Баскетбол – одна из самых популярных игр во многих странах.Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты,прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве ссоперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервнойсистемы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всехсистем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многихтрудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.
Для достижения успеха необходимы согласованные действия всехчленов команд, подчинение своих действий общей задаче.
Действия каждого игрока команды имеют конкретнуюнаправленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:
центровой игрок – должен быть высокого роста, атлетическоготелосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;
крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстротаи прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперскиеспособности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;
защитник должен быть максимально быстрым, подвижным ивыносливым, рассудительным и внимательным.
  
Распределение игроков по функциям – один из основныхпринципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровыеприемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.
Результативность игровых действий тесно связана споказателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторнымпоказателем является “чувство времени”, которое можно рассматривать каккомпонент специальных способностей баскетболистов. В основе развития “чувствавремени” лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие временисвязано с пространственным восприятием. Баскетболистам разных амплуа необходимовладеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки заднейлинии должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано сорганизацией игры, центровые в интервале 3 сек., отведенных правилами на игру вштрафной площадке; игроки передней линии – 1 сек., наиболее устойчивоминтервале броска.
Команды стремятся достичь преимущества над соперником,маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Играпротекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроковпротивника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организоватьнаступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативномумышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенноепреимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многихдругих видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учетавероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в  эмоциональнонапряженных условиях.
Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимопреодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, еслиигроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться,внезапно изменять направление и скорость движения.
Деятельность баскетболиста в игре – не просто суммаотдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенныхобщей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроковкоманды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена надостижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческуюактивность каждого игрока.
Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активнозащищать свое кольцо. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать емувозможности произвести бросок, необходимо своевременно и правильно реагироватьна все его действия, учитывая расположение игроков команды противника,партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется наустойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физическихкачеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков(3).
Участвуя в соревнованиях, баскетболист совершает большуюработу: за игру спортсмен высокой квалификации преодолевает расстояние5000-7000 м, делая при этом 130-140 прыжков, множество рывков (до 120-150),ускорений и остановок. Передвижение на высокой скорости сочетается с передачамибросками мяча в корзину. Исследования показали, что баскетболист, участвующий вигре без замены, непосредственно оперирует с мячом всего 3,5-4 мин, а остальноевремя играет без мяча.
За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Этовыражается,  прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, встремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке площадки.Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.
Установлено, что энергетическое обеспечение игровойдеятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показательаэробных возможностей — величина максимального потребления кислорода (МПК) убаскетболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры баскетболисты используют80-90% максимального энергетического потенциала.
Важный показатель функционального состояния организма –сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) являетсякардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки.Установлено, что ЧСС у баскетболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.
Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействиятех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеруважно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизациюпо характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальныеупражнения баскетболистов существенно различаются по ответной реакцииорганизма. Например, при выполнении штрафных бросков ЧСС составляет в среднем128 уд\мин, уровень потребления кислорода – 30 % от максимальной величины; привыполнении специальных упражнений средней интенсивности ЧСС находится впределах 140-150 уд\мин, уровень употребления кислорода в пределах 50% от МПК;при выполнении игровых упражнений ЧСС достигает 172-187 уд\мин, величинакислородного долга 5-7 л\мин.
За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты успортсменов разного пола и квалификации различны [3].
Сущность игры будет раскрыта неполно, если не учесть большогонапряжения нервной системы игроков и необходимости морально-волевых усилий длядостижения победы. Знание всех сторон, характеризующих деятельностибаскетболиста, помогает планировать учебно-тренировочный и соревновательныйпроцессы, создавать нормативные основы или модельные характеристики, надостижение которых должен быть направлен учебно-тренировочный процесс.[26,5] 
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ВСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАСКЕТБОЛИСТА
По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группескоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой вглавном звене толчке развиваются усилия максимальной мощности, имеющеереактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются приразличных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение телав пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая“взрывная” сила, т. е. развитие максимальных напряжений в минимально короткоевремя – прыжок.
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способностьвыполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способностьразвить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном ввоспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка (24).
Таким образом, прыгучесть является одним из главныхспецифических двигательных качеств, определяющее  скоростью движения взаключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальнаяскорость взлета.
Скорость и сила- основа прыжка.
Для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитойловкости, которая особенно необходима в полетной опорной фазе прыжка. Также дляэффективного выполнения прыжка, как в высоту, так и в длину необходимо обладатьхорошими скоростными качествами, а также силовыми. Прыжок является основнымэлементом во многих видах спорта, особенно в спортивных играх (баскетбол,волейбол, гандбол и др.)
Обычно, когда от человека требуется проявления наивысшейскорости, ему приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление(напряжение, вес и инерцию собственного тела и пр.). В этих случаях величинадостигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека.Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешнимсопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческогоорганизма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших ивнешних сопротивлений, это  приводит и к росту скорости движений. Если жевнешнее отягощение  невелико, то рост силы практически не сказывается на ростескорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет квозрастанию скоростных  и силовых возможностей лишь в зоне малых внешнихсопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений, есливнешнее сопротивление достаточно велико. И только при одновременном повышениимаксимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всемдиапазоне внешних сопротивлений.
Добиться существенного повышения уровня максимальнойскорости чрезвычайно тяжело: но задача повышения силовых возможностейразрешима. Поэтому для повышения уровня скорости необходимо использоватьсиловые упражнения [17]. Их эффективность здесь тем значительнее, чем большеесопротивление приходиться преодолевать во время движений. Например, показателипрыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног (аименно этот показатель является одним из основных при наборе-отборе детей вгруппы начальной подготовки, также как и тест, прыжок в длину с места в секциюбаскетбола).
Как уже было сказано, показатель прыгучести очень важен дляигры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользыприносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумяногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях.
Например, при подборе мяча под кольцом. Если игрок обладаетвысокой прыгучестью и умеет грамотно расположиться у кольца во время борьбы подщитом, то можно сказать с уверенностью, что он сделает подбор и овладеет мячом.Подбор мяча осуществляется как на своем щите, так и на кольце противника.Такими данными обладал один из игроков НБА Дэнис Родман. По статистике он неодин сезон был на первом месте по подборам мяча. Хотя Родман и не оченьвысокого роста (у него нет и двух метров), а подбор забирал и у болеевысокорослых игроков, чем он сам.
Также прыгучесть необходима при выполнении бросков покольцу, поскольку все опытные игроки делают это в прыжке. Броски по кольцумогут выполняться как с места – при вертикальном отталкивании (либо с отклонениемтела назад) толчком двух ног, так и в движении – отталкивание может быть двумяногами, но в большинстве случаев одной ногой (в зависимости от игровойситуации). Чем выше игрок отталкивается при выполнении броска по кольцу, темсложнее против него выполнять игровые действия  в защите. Такой феноменальнойпрыгучестью обладал знаменитый Майкл Джордан. Он мог  “перевисеть” в воздухеодного, двух игроков, а затем спокойно сделать бросок по кольцу. Самымэффективным броском в кольцо в баскетболе считается “бросок сверху” – это когдамяч закладывается в корзину сверху над дужкой кольца. Против такого броскапрактически нет противодействия, так как бросок выполняется высоко над уровнемкольца и силой вкладывается в него. Таким броском обладают все игроки  НБА, вотличие  от российских баскетболистов. Даже, обладая ростом ниже 170 см, унекоторых игроков, они легко могут забить мяч сверху. Может  быть, поэтомусборная команда США уже многие годы считается  непобедимой командой на всейпланете.
Еще скоростно-силовые качества применяются в игре принакрывании мяча во время выполнения броска по кольцу. Здесь баскетболист долженуметь высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием. Опять же вНБА лучшим по накрыванию мяча долгое время считался Оладживон. В среднем онвыполнял 2-3 блок — шота в одной игре.
Большинство прыжков в игре проходит на фоне усталости. Поройбаскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условияхсопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, чтоскоростно-силовые качества, т. е. прыгучесть – это важное качество для игры вбаскетбол. И согласиться со словами А.Я. Гомельского: “Игрок, умеющийсвоевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу “навтором этаже” [7].
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯСКОРСТНО-СИЛОВЫХ  КАЧЕСТВ  БАСКЕТБОЛИСТОВ
В процессе индивидуального развитиячеловека \онтогенеза\ происходит неравномерный прирост физических качеств.Кроме того установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физическиекачества не только не подвергаются качественным изменениям \развитию\ втренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что вэти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физическихкачеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которыхорганизм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиямтренера, называются “сенситивными” периодами. Периоды стабилизации или сниженияуровня физических качеств получили название “критических”. По мнению ученых,эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностейв ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акцентыпедагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иногопериода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергатьсяцеленаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:
координационные способности – наибольший прирост с 5 до 10 лет;
быстрота – развитие происходит от 7 до 16лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
сила – развитие происходит с 12 до 18 лет,наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
скоростно-силовые качества – развитиепроисходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 –16 лет;
гибкость – развитие происходит в отдельныхпериодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет \мальчики\, 7 –8 лет, 9-10 лет, 11–12 лет, 14 –17 лет \девочки\;
выносливость – развитие происходит отдошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности – истарше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет.
В процессе обучения двигательным действиямсенситивным периодом считают 5–10 лет. Для более успешного совершенствования  втехнической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, какможно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т. е. создать базовуюподготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объемприменяемых средств и их разносторонности.
Особую роль в технической подготовке имеютврожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетическиведущие части тела юного спортсмена, которые являются сильной стороной развитияорганизма. В педагогическом отношении здесь необходим на первых порах свободныйвыбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность.Отсюда очевидно, что переучивание “левши” на противоположную ведущуюнецелесообразно [30].
1.4 ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАСКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
Максимальная мощность является результатом оптимальногосочетания силы и скорости. Мощность проявляется во многих спортивныхупражнениях: в метаниях, прыжках, спринтерском беге. Чем выше мощностьразвивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду илисобственному телу, т.к. финальная скорость снаряда \ тела \ определяется силойи скоростью приложенного воздействия.
Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы илискорости сокращения мышц или обоих компонентов. Обычно наибольший приростмощности достигается за счет увеличения мышечной силы.
Силовой компонент мощности \ динамическая сила \.Мышечная сила, измеряемая  в условиях динамического режима работымышц                             \ концентрического или эксцентрическогосокращения \, обозначается как динамическая сила. Она определяется по ускорению\ а \, сообщаемому массе  \ m \, при концентрическомсокращении мышц, или по замедлению                    \ ускорению с обратнымзнаком \ движения массы при эксцентрическом сокращении мышц. Такое определениеосновано на физическом законе, согласно которому F = m х а. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величиныперемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого телапоказатели силы растут; дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростомдинамической силы.
К одной из разновидностей мышечной силыотносится так называемая взрывная сила, которая характеризует способность кбыстрому проявлению мышечной силы. Она в значительной мере определяет,например, высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с местапереместительную скорость на коротких отрезках бега с максимально  возможнойскоростью. В качестве показателей взрывной силы используются градиенты силы,т.е. скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимальнопроявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудьвыбранного уровня мышечной силы                        \ абсолютный градиент \либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части \относительный градиент силы \. Градиент силы выше у представителейскоростно-силовых видов спорта, чем у не спортсменов или спортсменов,тренирующихся на выносливость. Особенно значительны различия в абсолютныхградиентах силы.
Показатели взрывной силы мало зависят отмаксимальной произвольной изометрической силы. Так, изометрические упражнения,увеличивая статическую силу, незначительно изменяют взрывную силу, определяемуюпо показателям градиента силы или по показателям прыгучести. Следовательно,физиологические механизмы, ответственные за взрывную силу, отличаются отмеханизмов, определяющую статическую силу. Среди координационных факторовважную роль в проявлении взрывной силы играет характер импульсации мотонейроновактивных мышц – частота их импульсации в начале разряда и синхронизации импульсацииразных мотонейронов. Чем выше начальная частота импульсации мотонейронов, тембыстрее нарастает мышечная сила.
В проявлении взрывной силы очень большуюроль играют скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительноймере зависят от композиции, т.е. соотношения быстрых и медленных волокон.Быстрые волокна составляют основную массу мышечных волокон увысококвалифицированных представителей скоростно-силовых видов спорта. Впроцессе тренировки эти волокна подвергаются более значительной гипертрофии,чем медленные. Поэтому у спортсменов скоростно-силовых видов спорта быстрыеволокна составляют основную массу мышц \ или иначе занимают на поперечном срезезначительно большую площадь \ по сравнению с представителями других видовспорта, особенно тех, которые требуют проявления преимущественно выносливости.
Скоростной компонент мощности. Согласно второму закону Ньютона, чем больше усилие \ сила \,приложенная к массе, тем больше скорость, с которой движется данная масса.Таким образом, сила сокращения мышц влияет на скорость движения: чем большесила, тем быстрее движение.
Скорость спринтерского бега зависит от двухфакторов: величины ускорения \скорость разбега \ и максимальная скорости.Первый фактор определяет, как быстро спортсмен может увеличить скорость бега.Этот фактор наиболее важен для  коротких отрезков дистанции \10 – 15м\ в бегедля игровых видов спорта, где требуется максимально быстрое перемещение тело изодного положения в другое. Для более длинных дистанций важнее максимальная скоростьбега, чем величина ускорения. Если спортсмен имеет высокий уровень обеих формпроявления скорости, это дает ему большое преимущество на спринтерскихдистанциях. Эти два фактора скорости бега не имеют тесной связи друг с другом.У одних спортсменов медленное ускорение, но они обладают большой максимальнойскоростью, у других, наоборот, быстрое ускорение и относительно небольшаямаксимальная скорость.
Одним из важных механизмов повышенияскоростного компонента мощности служит увеличение скоростных сократительныхсвойств мышц, другим – улучшение координации работы мышц.
Скоростные сократительные свойства мышц взначительной мере зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон увыдающихся представителей скоростно-силовых видов спорта \ особенно успринтеров \ процент быстрых мышечных волокон значительно выше, чем у неспортсменов, а тем более чем у выдающихся спортсменов, тренирующихвыносливость.
Внутри икр мышечная координация такжеспособствует увеличению скорости движения \ мощности \, так как прикоординированной работе мышц их усилия кооперируются, преодолевая внешнеесопротивление   с большей скоростью. В частности, при хорошей мышечнойкоординации сократительное усилие одной мышцы  \или группы мышц \ лучшесоответствует пику скорости, создаваемой предыдущим  усилием другой мышцы \илигруппы мышц \. Скорость и степень расслабления мышц- антагонистов может бытьважным фактором, влияющим на скорость движения. Если требуется увеличитьскорость движения, необходимо выполнять в тренировочных занятиях специфическиедвижения \такие же, как в соревновательном упражнении \ со скоростью, равнойили превышающей ту, которая используется в тренировочном упражнении.
Энергетическая характеристикаскоростно-силовых упражнений. С энергетическойточки зрения, все скоростно-силовые упражнения относятся к анаэробным.Предельная продолжительность их – менее 1-2 мин. Для энергетическойхарактеристики этих упражнений используются 2 основных показателя: анаэробнаямощность и максимальная анаэробная емкость \ способность \.
Максимальная анаэробная мощность.Максимальная для данного человека мощность работы может поддерживаться лишьнесколько секунд. Работа такой мощности выполняется почти исключительно за счетэнергии анаэробного расщепления мышечных фосфагенов – АТФ и КрФ. Поэтому запасыэтих веществ и особенно скорости их энергетической утилизации определяютмаксимальную анаэробную мощность. Короткий спринт и прыжки являютсяупражнениями, результаты которых зависят от максимальной анаэробной мощности.
Максимальная анаэробная емкость. Наиболеешироко для оценки максимальной анаэробной емкости используется величинамаксимального кислородного долга – наибольшего кислородного долга, которыйвыявляется после работы предельной продолжительности \от 1 до 3 м \. это объясняетсятем, что наибольшая часть избыточного количества кислорода, потребляемого послеработы, используется для восстановления запасов АТФ, КНФ  и гликогена, которыерасходовались в анаэробных процессах за время работы. Такие факторы, какуровень катехоламинов в крови, повышенная температура тела и увеличенноепотребление кислорода, часть сокращающимся сердцем и дыхательными мышцами,также могут быть причиной повышенной скорости потребления кислорода во времявосстановления после тяжелой работы. Поэтому имеется лишь умеренная связь междувеличиной максимального долга и максимальной анаэробной емкостью.
В среднем величины максимальногокислородного долга у спортсменов выше, чем у не спортсменов, и составляют умужчин 10,5 л. \140 мл\кг веса тела \, а у женщин – 5,9 л.\95 мл\кг веса тела\.У не спортсменов они равны \соответственно\ 5 л.\68 мл\кг веса тела\ и 3,1 л.\50 мл\кг веса тела\.  У выдающихся представителей скоростно-силовых видовспорта максимальный кислородный долг может достичь 20 л. Величина кислородногодолга очень вариативна и может быть использована для точного представлениярезультата.
По величине алактацидной \быстрой\ фракциикислородного долга можно судить о той части анаэробной \фосфагенной\ емкости,которая обеспечивает очень кратковременные упражнения скоростно-силовогохарактера.
Типичная максимальная величина “фосфагеннойфракции” кислородного долга – около 100 кал\кг веса тела, или 1,5-2л.кислорода. В результате тренировки скоростно-силового характера она можетувеличиваться в 1,5-2 раза.
Наибольшая \медленная\ фракция кислородногодолга после работы предельной продолжительности в несколько десятков секундсвязана с анаэробным гликолизом, т.е. с образованием в процессе выполненияскоростно-силового упражнения молочной кислоты, и поэтому как лактацидныйкислородный долг.
Эта часть кислородного долга используетсядля устранения молочной кислоты из организма путем ее окисления до СО2 и Н2О иресинтеза до гликогена.
Максимальная емкость лактацидногокомпонента анаэробной энергии у молодых нетренированных мужчин составляет200кал\кг веса тела, что соответствует максимальной концентрации молочнойкислоты в крови около 120% \13 ммоль\л\. у представителей скоростно-силовыхвидов спорта максимальная концентрация молочной кислоты в крови может достигать250-300 мг%, что соответствует максимальной лактацидной \гликолитической\емкости 400-500 кал\кг веса тела.
Такая высокая лактацидная емкостьобусловлена рядом причин. Прежде всего, спортсмены способны развивать болеевысокую мощность работы и поддерживать ее более продолжительно, чемнетренированные люди. Это в частности, обеспечивает включением в работу большоймышечной массы, в том числе быстрых мышечных волокон, для которых характернавысокая гликолитическая  способность. Повышенным содержанием таких волокон вмышцах спортсменов – представителей скоростно-силовых видов спорта – являетсяодним из факторов, обеспечивающих высокую гликолитическую мощность и емкость.Кроме того, в процессе тренировочных занятий, особенно с применениемповторно-интервальных упражнений анаэробной мощности, по-видимому, развиваютсямеханизмы, которые позволяют спортсменам “переносить” более высокуюконцентрацию молочной кислоты \и соответственно более низкие значения рН \ вкрови и других жидкостях тела, поддерживая высокую спортивнуюработоспособность.
Силовые и скоростно-силовые тренировкивызывают определенные биохимические изменения в тренируемых мышцах. Хотя содержания АТФ и КрФ в них несколько выше, чем в не тренированных \на 20–30 %\,оно не имеет большого энергетического значения. Более существенно повышениеактивности ферментов, определяющих скорость оборота \расщепления и ресинтеза\фосфогенов \ АТФ, АДФ, АМФ, КрФ\, в частности миокенозы и креатинфосфокинозы [29].
1.5 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХТРЕНИРОВОЧНЫХ ПРОГРАММ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
 
В поурочной учебной программе для  ДЮСШ побаскетболу предусмотрено распределение часовой нагрузки на все виды подготовкиюных баскетболистов [4]. Далее будет рассматриваться распределение учебныхчасов на учебно-тренировочную группу второго года обучения. Всего по планупредусмотрено 420 часов в год. Подготовка юных баскетболистов делится натеоретическую часть (10 часов) и практическую часть (410 часов). В свою очередьпрактическая часть подразделяется на ряд разделов: общая физическая подготовка(88 ч.), специальная физическая подготовка (92 ч.), технико-тактическаяподготовка (146 ч.), интегральная подготовка (62 ч.), инструкторская и судейскаяпрактика (14 ч.) и также время отведено для сдачи контрольных испытаний (8 ч.).Затем эти часы из каждого раздела подготовки распределяются на все месяцыработы (учебный год – 10 месяцев). К примеру, можно посмотреть  ноябрь месяц:общая физическая – 7 ч., специальная физическая – 9 ч., технико-тактическая –15 ч., интегральная – 7 ч., инструкторская и судейская практика – 2 ч.,контрольные испытания – 2 ч. Всем хорошо известно, что каждая из этихподготовок содержит в себе еще ряд компонентов. В данный момент нас интересуетспециальная физическая подготовка. Она может содержать следующие разделы – это:развитие скоростных, скоростно-силовых, специальных качеств, развитие общейвыносливости и т. д. Потом тренеры сами составляют рабочий план-график, в которомотражены все виды подготовки и расписано по минутам время, уделенное каждомувиду специальной физической подготовки. В среднем специальной физическойподготовке на одной тренировке уделяется 25 – 35 минут. Во время нашегопедагогического эксперимента мы не изменяли объемы времени на развитиескоростно-силовых качеств по сравнению с содержанием традиционной программы.
Для написания этой работы необходимосравнить нормативные требования в общеобразовательной школе и ДЮСШ вскоростно-силовых упражнениях в возрасте 12 – 13 лет (мальчики) [4,20]. Вданном случае примером послужит тест прыжок в длину с места (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика общей физическойподготовленности учащихся общеобразовательных школ и ДЮСШ в возрасте 12 – 13лет.Возраст Прыжок в длину с места, см
Учащиеся общеобразовательной
Школы Учащиеся   ДЮСШ
Удов-
летвo-
рит. Хорошо Отлично
Удов-
Летво-
рит. Хорошо Отлично 12 лет 160 175 195 196-201 205-211 212 13 лет 170 185 200 200-209 210-219 220
Из таблицы 1 видно, что к учащимся в ДЮСШпредъявляют довольно высокие требования по развитию скоростно-силовых качеств(прыгучести). Значит, на тренировочных занятиях должно уделяться большевнимания развитию физических качеств по сравнению с уроком физкультуры.
Какими бы мы не обладали природнымизадатками,  высокого уровня развития прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условиемвоспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществлениена всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки(работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания прыгучести должныспособствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечномсчете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка,специального двигательного навыка. Основными методами воспитания прыгучестиявляются:
— метод повторного выполнения упражнения,характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений)через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течениекоторых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена.Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательновоздействовать на определенные группы мышц человека.
Продолжительность интервалов отдыхаопределяется двумя физиологическими процессами:
Изменение возбудимости центральной нервнойсистемы
Восстановление показателей вегетативнойсистемы (пульс, давление),
связанных с восстановлением дыхания,затратой кислородного долга.
Интервалы отдыха должны быть с однойстороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы неуспевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобыболее или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующеевоздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждогоповторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплятьопороно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательнуюсистемы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 %.[18]
— Интервальный метод. Этот метод внешнесходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействиянагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальномметоде большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха
— Игровой метод воспитания прыгучести.Однако этот метод обладает существенным недостатком – ограничена дозировканагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет этокачество, чем его воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок ееполучает, если он активно борется под щитом, выпрыгивая вертикально вверх замячом, который отскочил после выполненного броска по кольцу противником. И еслибаскетболист чаще выполняет броски в прыжке, отталкиваясь двумя ногами, либоодной. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена – насколько онактивен в игре.
  — В последнее время нашел применениеметод воспитания прыгучести, получивший название – метод круговой тренировки,который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговойтренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц.Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала всебя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки пристрогом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительныйприрост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения,энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локальнонаправленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена[18].
Для развития прыгучести наиболееэффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгиванияпосле прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.),выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками спеском), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большейстепени подходят для спортсменов старших возрастов. Нужно постоянно помнить,что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировкеодновременно совершенствуется его сила  и быстрота [21]. Поэтому необходиморазвивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимаютнепосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должныпредшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгиванияпосле прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег. Некоторые исследователи,преимущественно зарубежные, полагают, что высота вертикального подскокадостаточно полно характеризует общую силовую подготовку баскетболиста (О.Фонский, О. Джонсон, Л. Баранский и др.).
Также для развития скоростно-силовыхспособностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела(например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).
Упражнения, направленно воздействующие наразвитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два  типа:
Упражнения преимущественного скоростногохарактера.
Упражнения преимущественного силовогохарактера.
Упражнения с отягощениями могут быть либопостоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовыхспособностей необходимо руководствоваться методическим правилом: всеупражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять вмаксимально возможном темпе [18].
Известно, что сила и высота прыжка вомногом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленногосуставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопныйсустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. Сэтой целью нужно ежедневно утром уделять не мене 5 минут укреплению ахилловогосухожилия и голеностопных суставов. Рекомендуются простые, но эффективныеупражнения.
 С начало необходимо разогреть массажеммышцы голени. Затем приступить сгибанию и разгибанию голеностопных суставовдвумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 минуты. Затем проделатьупражнения левой и правой ногами медленно по 100-150 раз (для удобстваобопритесь о стену или стул под углом 70-75 градусов). Полезно сгибать стопы самортизатором или с сопротивлением партнера. Хорошо использовать медицинболы –катать стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или наплачах. Эффективным для укрепления стопы и голени прыжки на песке, соскакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Дляколенного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленейпо 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленномсуставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой – в приседе,полуприседе с поворотом на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленныйсуставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений [7].      
      При составлении нашей программы дляразвития скоростно-силовых качеств юных баскетболистов 12 – 13 лет былопросмотрено и изучено несколько программ различных авторов. В каждой из этихпрограмм можно было увидеть положительные и отрицательные моменты. Например,такие авторы, как: Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко [16] в большейстепени на тренировочных занятиях предлагают использовать упражнения сотягощениями. А в качестве отягощений они рекомендуют штанги, гири, гантели ит. п. В их программе присутствуют такие упражнения, как приседания со штангойна плечах и др. В этом и есть отрицательный компонент этой программы. Для тогочтобы на тренировках по баскетболу использовать штанги, гири для этого нуженспециальный зал, специальное оборудование. Также требуется время на то, чтобы сдетьми посещать тренажерный зал, в котором нужна повышенная техникабезопасности. Плюс у детей в этом возрасте еще полностью не сформироваласькостная система, т. е. в таких упражнениях большая нагрузка идет напозвоночник, следовательно, это травмоопасно. Нам кажется, что упражнениятакого характера можно использовать в практике лишь с 15 – 16 лет. Рассматриваяпрограмму О.В. Жбанкова [15], мы увидели несколько упражнений негативновлияющих на здоровье молодого баскетболиста. Одно из них: прыжки с ноги наногу. Это задание требует от коленного сустава больших напряжений. После полетапри приземлении на опорную ногу практически вся нагрузка идет на коленный сустав,а связочный аппарат суставной сумки в 12 – 13 лет еще довольно слаб, поэтомумогут происходить микротравмы, которые, в последствии, перейдут в серьезнуютравму. Это отрицательный момент программы. В этой программе были описаныстандартные упражнения, применяемые в тренировочном процессе многими тренерами:прыжки через скамейку, прыжки на скакалке, прыжковые упражнения и т. д. одно изэффективных упражнений у Жбанкова является запрыгивание на опору. Это заданиеспособствует развитию прыгучести, т. к. оно является соревновательным, т. е.применяется в игре. Запрыгивание на опору позволяет усваивать “зависание”игрока в воздухе при выполнении бросков по кольцу (см. п. 1,5). Это упражнениебыло включено нами в экспериментальную программу для развития скоростно-силовыхкачеств у юных баскетболистов. А.И. Пьязин [14] предлагает использовать впрактике многократные прыжки в длину с места, которое позволяет развиватьпрыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола (что не маловажно в баскетболе).    И так, просмотрев многие методики различных авторов  поразвитию прыгучести у баскетболистов 12 – 13 лет, мы отобрали из всехпредлагаемых упражнений наиболее, на наш взгляд, эффективные и благоприятновлияющие на здоровье занимающегося.            
         
ГЛАВА II
 
ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯСКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

2.1 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Выявить характерные особенности проявленияскоростно-силовых качеств в спортивной деятельности  баскетболиста.
    2. Установить возрастные особенности развитияскоростно-силовых качеств школьников с 7 до 16 лет.
    3. Определить наиболее эффективные методы и средстваразвития скоростно-силовых качеств баскетболистов 12-13 лет.
2.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Анализ и обобщение литературных данных
2.Анализ документальных данных
3.Контрольные испытания
4.Педагогический эксперимент
5.Статистическая обработка данных
1.Анализ литературных источников позволил составитьпредставление о состоянии исследуемого вопросов, обобщить имеющиеся литературныеданные и мнения специалистов, касающихся вопроса скоростно-силовой подготовки,как одного из разделов специальной физической подготовки баскетболистов.
2.В качестве документальных источников были использованы:журналы тренеров СДЮШОР № 4, поурочная учебная программа для ДЮСШ, комплекснаяпрограмма по физической культуре с направленным развитием двигательных качествдля учащихся 1 – 11 классов.
3.В качестве контрольного испытания былиспользован тест В.М. Абалакова \высота подскока [4]\.
                                    Описаниетеста
В этом тесте используется приспособлениеконструкции В.М. Абалакова “экран прыгучести”, позволяющий измерить высотуподъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком двумя ногами. Лентатемного цвета устанавливается к вертикали при помощи длинного шнура, идущего отпотолка к стене через три крюка. Лента подвешивается таким образом, чтобы линиибыли параллельны поверхности площадки. Устройство может быть подвижным, когданулевое деление каждый раз передвигается к кончикам пальцев занимающегося, взависимости от роста.
Мы использовали стационарное устройство сбольшим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: вначале учащийся встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх –отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения – стояна всей ступне, из полуприседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх идотрагивается до измерительного устройства – отмечается деление, которого онкоснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одногосантиметра, по разности между конечным \ в прыжке \ и исходным \ стоя споднятой рукой \ показателями. Общее число попыток – 3. Засчитывается лучший результат.
Второй тест – это прыжок в длину с места.
                                     Описание теста
Испытуемый встает на контрольную линию,справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затемтолчком двух ног со взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлитсякак можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одногосантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется 3 попытки, засчитываетсялучшая попытка.
Третий тест – это бег 20 метров.[4]
Описание теста
Отмечается две контрольные линии нарасстоянии друг от друга 20 метров. Испытуемый встает на линию, принимаяположение высокого старта. По сигналу он бежит и финиширует на другом концеотрезка. Результат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01секунды.Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.
Четвертый тест – бег в течение 40секунд.[4]
Описание теста
Отмечается две контрольные линии нарасстоянии друг от друга 18 метров (длина волейбольной площадки). Испытуемыйвстает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит допротивоположной линии, там разворачивается и бежит обратно, сноваразворачивается и т. д. Он продолжает бег в течение 40 секунд. По команде“стоп” заканчивается бег. Подсчитывается общее количество метров. Выполняетсяодна попытка.
2.3  ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
 Исследование особенностей развития прыгучести юныхбаскетболистов в экспериментальной группе и контрольной группе с применениемразличных программ по развитию скоростно-силовых качеств и  в группе детей, незанимающихся спортом, проводилось в период с апреля 2000г. по апрель 2001г.
Время проведения тестов, характер отдыха между попыткамибыли постоянными для всех испытуемых.
Тестирование проводилось периодически через 6 месяцев (апрель,октябрь). В исследовании принимали участие три группы: экспериментальная группа– юные баскетболисты 12 –13 лет (тренер Цыганов А. С.), контрольная – юныебаскетболисты 12 –13 лет (тренер Угаров Е. В.) и учащиеся 12 – 13 лет, незанимающиеся спортом.
Баскетболисты 12 – 13 лет на начало эксперимента уже прошлидва года обучения в группе начальной подготовки и состоят вучебно-тренировочной группе первого года обучения (апрель 2000).
Группа детей, не занимающихся спортом, включена вэксперимент для того, чтобы можно было сопоставить и сравнить их результаты сдетьми, которые целенаправленно занимаются в секции баскетбола и увидетьтенденцию развития физических качеств. Урок физкультуры не дает такого эффектав развитии скоростно-силовых качеств, как тренировочные занятия по баскетболу,поскольку, даже, по времени тренировки идут дольше и чаще, чем урок.   
Общее количество испытуемых 36 –  по 12 человек в каждойгруппе.
Сущность эксперимента заключается в следующем: выявить болееэффективную программу для развития скоростно-силовых качеств баскетболистов 12– 13 лет, провести тестирование и сравнить результаты.  
При сравнении эффективности программ по развитиюскоростно-силовых качеств юных баскетболистов, применяемых в двух различныхгруппах (контрольной и экспериментальной), использовались следующиеобщепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения (М) в каждом изтестов в каждой группе; среднего квадратического отклонения (б); средней ошибкисреднего арифметического значения (m),  а такжевычисление величины                t-критерияСтьюдента.
Различия средних арифметических считались достоверными, еслизначение критерия t в конце эксперимента больше, чемкритические значения t-Стьюдента при уровне значимости5 % для выборки  n = 22 [1].Табличное значение критерия t для выборки n = 22  равно 2,07.
 
ГЛАВА III
 
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристика программ для развития скоростно-силовыхкачеств.
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовыхкачеств, применяемые в экспериментальной группе:
Прыжки с разбега до баскетбольного щита, сетки (толчкомодной или двумя ногами). 4-5 серий по 8-12 раз. tотд. =25-30 сек.
Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясьвдоль скамеек, толчком двух и одной ногами. 4-5 скамеек по 2-3 серии, tотд. = 25-30 сек.
Прыжки на скакалке (на двух ногах – 300-350 раз, на одной - 100-120 раз).
Полуприседания с партнером на плечах. 4-5 серий по 18-20повторений, tотд.=30-45 сек.
Подъем на носки с партнером на плечах. 4 серии по 18-20повторений, t отд. = 40-45 сек.
Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) иодной (16-18 раз) ногами. 3-4 серии, t отд. = 25-30сек.
Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предметатолчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 повторений,          tотд. = 30-35 сек.
Беговые  и  прыжковые    упражнения   по    прямой.     (3-4прямых по 20 м).
Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по6-8 прыжков, t отд. = 15-20 сек.
Выполнение беговых и прыжковых упражнений на матах.
И.п. – стоя на одной, другая – бедро поднято вверх внебольшом наклоне, оттолкнуться от пола и достать опорной ногой до груди. 4-5серий по 15-20 повторений, t отд. = 25-30 сек.
12.Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди.4-5 серий по 20-25 повторений, t отд. = 25-30 сек.
На тренировочных занятиях мы использовали эту программуследующим образом: когда на тренировке шло целенаправленное развитиескоростно-силовых качеств, то мы предлагали занимающимся 4-5 упражнений изданной программы. Также к этим заданиям мы предлагали 1-2 упражнения наразвитие другого качества. А  когда на тренировочном занятии шло развитие, кпримеру, скоростных способностей, то мы добавляли к тем упражнениям 1-2 заданиямалой интенсивности для развития прыгучести (распределение времени см. в главе I, п.1.5).
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовыхкачеств, применяемые в контрольной группе:
 
1.Прыжки через скамейки правым и левым боком,продвигаясь               вдоль скамеек толчком двух ног. 3-4 скамейки по 4-5серий.
2. И.п. –  скамейка между ног – запрыгивание на скамейку.4-5 серий по 10-15 повторений.
3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по10-15повторений, t отд.  = 30-40 сек.
4. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высотупрыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии, t отд.= 30-40 сек.
5. Прыжки со скакалкой на полу или на мате. 40-50 прыжков по3-4 серии (высота подскока выше среднего).
6. Беговые  и  прыжковые  упражнения  по  прямой. 3-4 прямыхпо 10-15 м.
На тренировочных занятиях в контрольной группе эта программаприменялась следующим образом: когда на тренировке шло развитие прыгучести, тобаскетболистам предлагалось 3-4 упражнения и 1-2 упражнение для развитиядругого качества. На тренировках в этой группе в большей степени использовалосьсочетание заданий, направленных одновременно на развитие нескольких физическихкачеств.
 Результаты подсчетов исходных данных уровня развитияфизических качеств приведены в таблице 2.
Таблица2                                                                                         
Характеристика показателей исходногоразвития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальнойгрупп и школьников, не занимающихся спортом (апрель 2000).
/>    Название                                   теста
  Группа
Прыжок   в
длину     с
места \см\
Высота  подскока
\см\
Бег  20 м
\сек\
Бег  40 сек.
\м\
Эксперимен-
Тальная
М=183 +3,25
М=39 +1,33
М=3,82+0,03
М=153+2,08
Контроль-
Ная
М=183+2,83
М=38+0,75
М=3,94+0,04
М=153+1,75
Дети, не занимающиеся спортом
М=159+3,08
М=34+0,67
М=4,28+0,03
М=140+2,17
 Сопоставление результатов тестирования экспериментальной иконтрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 1,показывают, что в двух тестах (прыжок в длину с места и бег 40 сек.)статистически достоверные различия отсутствуют (t=0 приp > 0,05), в другом  — бег 20 м (t=3при p 0.05).
Следовательно, можно сказать, что у экспериментальной иконтрольной групп почти одинаково развиты скоростно-силовые качества,проявления которых требуется в этих тестах.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальнойгруппы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что в трех тестах(прыжок в длину с места, высота подскока и бег 20 м) уже есть статистическидостоверные различия (t=5,35; t=3,36;t=11,5 при p
Это объясняется тем, что дети в экспериментальной группезанимаются баскетболом третий год, т. е. развитие специальных физических качествуже в какой-то мере осуществлялось на тренировочных занятиях, а так жевозникшим влиянием отбора детей при начале занятий баскетболом. 
 Результаты подсчетов промежуточных данных уровня развитияфизических качеств, приведены в таблице 3.
Таблица 3                                                                                           
Характеристика промежуточных показателейскоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп ишкольников, не занимающихся спортом (октябрь 2000).
/>    Название
           Теста
  Группа
Прыжок   в
длину     с
места \см\
Высота  подскока
\см\
Бег  20 м
\сек\
Бег  40 сек.
\м\
Эксперимен-
Тальная
М=188+3,76
М=42 +0,92
М=3,8+0,05
М=161+1,66
Контроль-
Ная
М=185+2,92
М=39+0,83
М=3,86+0,03
М=157+1,42
Дети, не занимающие-
ся спортом
М=164+3,25
М=35+0,92
М=4,21+0,04
М=142+2,65
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной иконтрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 2,показывает, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юныхбаскетболистов 12 – 13 лет в экспериментальной группе уже дала положительныерезультаты. Так как, в одном из тестов (высота подскока) имеется статистическидостоверное различие (t = 2,42 при      p 0,05.Следовательно, можно сказать, что мы на правильном пути.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальнойгруппы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что во всех тестах(прыжок в длину с места, высота подскока, бег 20 метров,         бег 40 секунд)имеются статистически достоверные различия (t = 4,8; t = 5,39; t = 6,83;t = 6,07 соответственно).
Это объясняется тем, что одни дети не привлечены кспециализированным занятиям спортом, а другие – регулярно занимаютсянаправленным развитием спортивно значимых физических качеств.
Результаты подсчетов итоговых данных уровня развитияфизических качеств, приведены в таблице 4.
Таблица4                                                                                         
Характеристика итоговых показателейскоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп ишкольников, не занимающихся спортом (апрель2000).
/>    Название
           Теста
  Группа
Прыжок   в
длину     с
места \см\
Высота  подскока
\см\
Бег  20 м
\сек\
Бег  40 сек.
\м\ Экспериментальная
М=201+3,5
М=44 +1
М=3,74+0,03
М=163+1,5
Контроль
Ная
М=189+2,83
М=39+0,42
М=3,73+0,03
М=160+1,08
Дети, не занимающие
ся спортом
М=166+3,66
М=35+0,92
М=4,11+0,04
М=138+2,25
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной иконтрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 3,показывает, что в скоростно-силовых упражнениях значение критерия t – Стьюдента выше табличного значения (2,07): прыжок в длинус места t = 2,66 при р
В ходе педагогического эксперимента было установлено, чторазработанная нами программа для развития скоростно-силовых качеств у юныхбаскетболистов 12-13 лет является достаточно эффективной.
Это подтверждается следующими фактами:
Во-первых, результаты тестирования показали, что вскоростно-силовых упражнениях (прыжок в длину с места, высота подскока)показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя один годприменения этой программы, оказались выше, чем у детей занимающихся вконтрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как былоустановлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапеэти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзяутверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая иее нельзя использовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. Удетей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты вскоростно-силовых тестах. А вот в упражнении на проявление скоростных качеств(бег 20 м) результаты в среднем оказались немного выше, чем у детей вэкспериментальной группе. Это, вероятно, связано с тем, что в тренировочномпроцессе в контрольной группе больше внимания уделялось развитию быстроты(скоростных качеств), вследствие этого, показатели в беге на 20 м оказалисьвыше.
Во- вторых, обе программы по развитию прыгучести существенноотличаются. В программе, которая применялась в контрольной группе,  маленькийассортимент упражнений – всего шесть (см. выше), а в программе, котораяприменялась в экспериментальной группе набор упражнений больше – ихнасчитывается двенадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальнойгруппе присутствовало большее разнообразие упражнений. Хотя, хорошо известно,что использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чемразнообразие упражнений (А.Я. Гомельский,1997; С.Г. Башкин,1996; В.Л.Сыч,1995). А применение на тренировочных занятиях различных заданий вызывает узанимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнениюэтих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильномисполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнениеполуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этогоупражнения требуется, чтобы спина была прямая (техника исполнения) и выполнениесгибания и  разгибания тазобедренного и голеностопного суставов (физическаянагрузка).
Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, которыеприсутствуют в двух программах, тоже есть различия. В частности, вэкспериментальной группе дозировка в таких заданиях несколько увеличена (либо вколичестве подходов, либо в количестве повторений, либо в продолжительностивремени отдыха сериями). Например: в прыжках через гимнастическую скамейку — количество скамеек; беговых и прыжковых упражнениях по прямой – пробегаемоерасстояние и т. п. Также можно увидеть различия в том, что изменяются условиявыполнения. Например, в экспериментальной группе баскетболисты выполнялибеговые и прыжковые упражнения в затрудненных условиях отталкивания отповерхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах. Это упражнениепозволяет заставить спортсмена применить больше усилий для того, чтобыоттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим голеностопный и коленныйсуставы испытывают большие физические напряжения, чем при отталкивании отжесткой поверхности. Следовательно, потом когда спортсмен после такихтренировок в игре применяет прыжок, отталкиваясь от твердой поверхности, он ужебудет проявлять те усилия, которые испытывались в заданиях на матах, значит, ипрыгать будет выше. Такие упражнения очень часто используются на тренировочныхзанятиях по подготовке прыгунов в легкой атлетике.
Также можно увидеть различия в упражнениях по ихнаправленности. Если у контрольной группы есть задания, которые направлены наподдержание максимальной высоты прыжка в течение некоторого времени, то вэкспериментальной группе предлагались упражнения, которые направлены надоставание какого-либо предмета (щита, сетки и т. п.). В первом случае оченьсложно контролировать высоту прыжка близкой к максимальной, поскольку спортсменво время выполнения упражнения устает, и высота прыжка снижается.Следовательно, задание теряет смысл. А во втором случае от спортсмена требуют,чтобы он достал или коснулся края щита. В  этом упражнении как раз баскетболистсможет сделать отталкивание максимально высоким, поскольку после того, как онпрыгнул, спортсмен снова идет на начало разбега и выполняет то же самое. Ещеодин положительный момент в том, что с каждой следующей попыткой баскетболистстарается дотянуться  выше, чем было в предыдущей попытке и тем самым, он прилагаетеще больше усилий для того, чтобы допрыгнуть. И это не единственное упражнениетакого характера, применяемое в экспериментальной группе.
Кроме того, в разработанной нами программе, которая,применялась в экспериментальной группе, также присутствуют упражнения чистосилового характера, а именно: полуприседания с партнером и подъем на носки спартнером на плечах. Так, если бы эти упражнения выполнялись без партнеров, тоони служили в большей степени для укрепления связок коленного и голеностопногосуставов, а не для увеличения силы ног. А так от спортсмена требуют, чтобы онпреодолел расстояние из полуприседа до основной стойки с применением силы мышцбедер и икроножных мышц. То есть, эти два задания направлены именно наакцентированное развитие силы мышц ног. Ведь практически все прыжки под кольцомв игре выполняются именно из этого положения (полуприсед). И именно при этомположении ноги баскетболиста находятся в заряженном состоянии, следовательно,прыжок будет высоким и игрок подберет мяч у кольца. Можно сказать, что исходныеположения одинаковы, как при выполнении полуприседаний с партнером на плечах,так и при подборе мяча под кольцом. Разница лишь в том, что при выполненииполуписеданий есть вес на плечах, а при выполнении подбора этого веса нет, ноусилия при этих элементах такие же, если баскетболист с такой же силойразгибает ноги при подборе, как и при выполнении полуприседаний с партнером.Следовательно, игрок будет выше прыгать при подборе мяча под кольцом.
В этом и есть самая важная отличительная черта двухпрограмм.
В выше приведенном тексте было обосновано то, что программапо развитию скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов 12-13 лет,применяемая в экспериментальной группе, является эффективной и ее можноиспользовать в тренировочном процессе при занятиях баскетболом. Конечно, нельзясказать то, что программа, применяемая в контрольной группе, совсем неэффективна, и ее вообще нельзя использовать с детьми на тренировках побаскетболу. Если есть хоть какой-нибудь результат в развитии этих качеств,значит, эту программу можно использовать на практике.
Результаты проведенного нами исследования позволяютрекомендовать экспериментальную программу по развитию скоростно-силовых качеств(прыгучести) юных баскетболистов 12 – 13 лет для широкого использованиятренерам по баскетболу.
 
ВЫВОДЫ
1. Характерными особенностями проявления скоростно-силовыхкачеств в спортивной деятельности баскетболиста являются:
многократные беговые ускорения (в количестве 120 – 150 присуммарном пробегаемом расстоянии за игру 5000 –7000 метров);
значительное количество движений прыжкового характера сместа и разбега вверх (до 130 – 140 за игру).
2. Возрастной период 7 – 16 лет характеризуется следующимиизменениями показателей развития у школьников  скоростно-силовых качеств и ихкомпонентов:
развитие быстроты происходит непрерывно с 7 до 16 лет примаксимальных темпах прироста в 16 – 17 лет;
увеличение силы – период с 12 – 18 лет при наибольшемприросте в    16 — 17 лет;
постоянный прирост показателей скоростно-силовых качествпроисходит с 9 до 18 лет при максимальных темпах прироста в 14 – 16 лет.
3. Разработанная нами программа направленного развитияскоростно-силовых качеств баскетболистов 12 –13 лет в ходе экспериментальнойпроверки показала свою эффективность и может быть рекомендована для широкогоиспользования в практической работе.
                                          
      
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований вфизическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт,1978.   
Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. — Киев, 1985
Баскетбол. Учебник для институтов физической культуры. \подобщ. ред. Ю.М. Портнова\. 6-е издание, переработонное. – М.: Физкультура испорт,1988.
Баскетбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ, М.:Физкультура и спорт, 1982.
Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. — М.: Физкультура и спорт,1996
Бондарь А.Н. Учись играть в баскетбол. — Минск,1986
Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000баскетбольных упражнений. — М., 1997
Грасис А.М. Методика подготовки баскетболистов разрядников.- М.: Физкультура и спорт, 1962.
Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболистов. — М.:Физкультура и спорт, 1967.
 Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. — М.: Физкультура испорт, 1987
Донченко П.И. Баскетбол юным. — Ташкент,1989.
Журнал Теория и практика физической культуры, № 4,2000;       № 1 –12, 1993 – 1999.
Журнал Физкультура и спорт, № 1 – 12, 1993 – 1999; № 1 – 6,2000; № 1 – 5, 2001
Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин \\ Группы упражненийдля развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995.
Журнал Физкультура и спорт. О. В Жбанков \\ Развитиепрыгучести у юных баскетболистов, № 3, 1995.
Журнал Физкультура и спорт. Л. С. Дворник, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко \\ Использование отягощений на тренировках, № 3, 1999.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.:Физкультура и спорт, 1970
Зельдович Т.А. Подготовка юных баскетболистов. — М.:Физкультура и спорт, 1964
Клименко В.В. Психомоторные способности юного спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1975
Комплексная программа для 1–11 классов общеобразовательныхшкол с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт,1993.
Кудряшов В.А. Физическая подготовка юных баскетболистов. — Минск, 1980.
Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. — М.: Физкультураи спорт,1971.
Маркосян А.А. Физиология. 6-е издание, переработанное.    — М.: Медицина, 1969.
Современная система спортивной подготовки \ под ред.В.Л.Сыча, Ф.Л.Суслова, Б.Н.Шустина. – М.: Физкультура и спорт, 1995.
Специальная выносливость спортсмена \под общ. ред.М.Я.Набатниковой\. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
Спортивные игры \ под общ. ред. В.А.Кудряшова\, Минск:Физкультура и спорт, 1968.
Теория и методика физического воспитания \ под ред. Г.Д.Харабуги. — М.: Физкультура и спорт, 1969
Теория и практика физической культуры, № 6, 1998
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физическоговоспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1972.
Харре Д. Учение о тренировке. — М.: Физкультура и спорт,1971.
Хрынин В.А. Играйте в баскетбол. — М.: Физкультура и спорт,1967.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Производство лакокрасочных материалов
Реферат Тромбоцитопатии
Реферат Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Реферат Личность и социальный институт проблема социализации
Реферат Ancient Egypt Essay Research Paper Ancient Egypt
Реферат Проектирование производительности ЛВС
Реферат Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна
Реферат Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые для профессиональной деятельности социальному работнику
Реферат Проектное управление предприятием
Реферат По ком звонит колокол. Хемингуэй Эрнест
Реферат Древнеиндийская философия
Реферат Civilisation And Savagery Essay Research Paper When
Реферат Nike Essay Research Paper In 1957 a
Реферат ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Реферат Экзаменационные вопросы и билеты за первый семестр 2001 года по предмету Бюджеты и стандарты в управленческом учёте и контроле