Реферат по предмету "Психология"


ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ТЕМПЕРАМЕНТ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА. ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА. План: I. Понятие темперамента. 1. Четыре типа темперамента 2. История возникновения классификации типов темперамента. 3. Описательная характеристика типов темперамента.

II. .Экстраверты и интроверты. III. Виды темперамента. IV. Соотношение темперамента и времени. V. Темперамент и эмоции. VI. Влияние темперамента на профессию. VII. Темперамент и характер. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент — постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содер¬жания.

Люди еще в древности интересовались индивидуальными особенностями человеческого поведения. Они пытались выде¬лить характерные комбинации, сочетания этих особенностей, назвать их и описать. Так появились четыре известных темпе¬рамента: флегматический, сангвинический, холерический и ме¬ланхолический. Они прочно укоренились в литературе и в быту и существуют до настоящего времени. За каждым из них стоит определенный человеческий тип, или, по выражению

И. П. Павлова, «картина поведения». Флег¬матик — говорим мы о медлительном, невозмутимом человеке, не склонном к частой и быстрой смене настроений, не спеша обдумывающем свои планы и неторопливо воплощающем их в жизнь. Сангвиником называем человека подвижного, легко за¬горающегося всякой новой идеей, с живой мимикой и жести¬куляцией, общительного и впечатлительного, с быстрой сме¬ной настроений и увлечений. Когда мы думаем о холерике, то представляем себе человека неуравновешенного, бурно и глу¬боко переживающего

и радости, и печали, склонного иногда к необдуманным поступкам под действием аффекта, т. е. сильно¬го и бурного чувства. А меланхоликами зовем людей, чувствую¬щих глубоко, но большей частью без видимых эмоциональных проявлений, весьма постоянных в своих переживаниях и привязанностях, часто вялых, замкнутых и болезненно восприни¬мающих даже незначительные огорчения и неприятности, не склонных к решительным действиям и многочисленным зна¬комствам. Таким образом, каждый темперамент характеризует человека с

точки зрения его эмоциональной возбудимости и ди¬намики (быстроты, силы, темпа) его поступков. Присмотритесь к окружающим вас людям, и вы обнаружите у одного характерные черты сангвиника, у другого — флегматика и т. д. Но скоро вы заметите и другое: мало найдется людей, которые были бы «чистыми» сангвиниками или холериками, флегматиками или меланхоликами. Чаще встречаются люди, у которых есть черты двух или трех темпераментов, причем одни признаки выражены ярче, другие — слабее, и каждый из них проявляется

в определенных жизненных ситуациях. Например, спортсмен в семье, в кругу товарищей может вести себя как флегматик, а в условиях соревнований он совершенно преобра¬жается и обнаруживает черты, свойственные холерическому тем¬пераменту. Следовательно, индивидуальный темперамент чело¬века — всегда более сложное явление, чем любой из тех четырех темпераментов, к которым мы привычно относим людей. Почему же все-таки и в науке, и в быту укоренилось пред¬ставление о существовании именно этих, а не

каких-нибудь дру¬гих темпераментов? Почему их именно четыре, а не больше и не меньше? С точки зрения современной науки такие вопросы вполне резонны, тем более что принятая классификация тем¬пераментов не является результатом каких-либо новейших на¬учных исследований; она создана еще в глубокой древности и существует, скорее, по традиции. Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э Гиппократ создал свое учение о том, что здоровье опреде¬ляется правильным

сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови (по-латыни «сангвис»), лимфы (по-гречески «флегма»), желтой желчи (по-гре¬чески «холе») и черной желчи (по-гречески «мелайна холе»). Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке на протяжении более двух тысячеле¬тий — до наступления нового времени. Сначала считалось, что правильность пропорций, в которых смешаны эти жидкости (кстати, слово «темперамент»

и означает в переводе с латинс¬кого «правильное смешение»), определяет только здоровье че¬ловека. Затем учение о темпераменте постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивиду¬альных особенностей не только больных, но и здоровых людей. Была создана первая классификация темпераментов; это сде¬лал римский врач и естествоиспытатель Гален, живший во II в. н. э.— почти на 600 лет позже

Гиппократа. Гален описал 13 темпераментов. На протяжении многих веков эта классифика¬ция постепенно упрощалась и сокращалась, и в конце концов в ней остались названия только четырех темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни. Разумеется, теория четырех жидкостей, якобы определяю¬щих четыре темперамента, была весьма наивной, и по мере уг¬лубления круга медицинских, физиологических и психологи¬ческих знаний это становилось все очевиднее. Более поздние теории темперамента старались использовать последние

дос¬тижения науки. И все же иногда эти теории были просто фан¬тастическими. Алхимики, например, учили, что различия тем¬пераментов зависят от преобладания в организме серы, ртути или соли. Сторонники другой теории утверждали, что эти раз¬личия определяются смешением в теле воздуха и эфира. Позже начали появляться уже гораздо более обоснованные пред¬положения. Их авторы опирались на точные научные знания о процессах, происходящих в живом организме.

Так, русский пе¬дагог и анатом П. Ф. Лесгафт считал, что темперамент человека зависит от строения кровеносных сосудов, их диаметра, толщины и упругости стенок. Но и эта попытка объяснения темперамен¬та, как и многие другие, тоже оказалась неудовлетворительной. Общий недостаток старых теорий заключался в том, что они были односторонними, их создатели учитывали только какую-нибудь одну сторону деятельности организма и не подкрепляли своих исследований опытом. Подлинно научное объяснение природы темперамента дал великий

русский физиолог И. П. Павлов в своем учении основных свойствах нервной системы. Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно харак¬теризовать: 1) по их силе, зависящей от работоспособности не¬рвных клеток; 2) по их подвижности, т. е. по способности быс¬тро сменять друг друга; 3) по равновесию между ними. Опыты И. П. Павлова и его сотрудников показали, что эти основные свойства

проявляются и сочетаются у людей по-разному: у од¬них, например, нервная система сильная, у других — слабая, а у третьих — занимает какое-то среднее место по этому призна¬ку. Оказалось также, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы. У одних возбуждение преобладает над торможением, и такие люди поэтому весьма возбудимы, «безу¬держны», по выражению И. П. Павлова. У других возбуждение и торможение находятся в равновесии.

Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на «живых» (с подвижными не¬рвными процессами) и «спокойных» (с менее подвижными не¬рвными процессами). В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, по И. П. Павлову, соответствует одному из традиционных темпе¬раментов: слабый тип — меланхолическому; сильный, неуравно¬вешенный — холерическому; сильный, уравновешенный, подвиж¬ный — сангвиническому; сильный,

уравновешенный, инертный — флегматическому. Павлов понимал, что должны существовать еще и другие комбинации свойств нервной системы и что им должны соот¬ветствовать какие-то нетрадиционные темпераменты. В настоящее время психологи и физиологи работают над тем, чтобы осветить эту проблему более полно и точно. Усилия ученых направлены прежде всего на то, чтобы выяснить при¬роду и содержание основных свойств нервной системы, а затем уже установить, какие бывают типические сочетания этих свойств у человека и

как они проявляются в его поведении, т. е. какие темпераменты соответствуют этим типическим соче¬таниям. Для изучения, например, силы нервной системы — ее работоспособности или выносливости — разработаны и про¬должают разрабатываться специальные методы. Они позволяют в относительно короткий срок определить, сильная или слабая (или, может быть, средняя по силе) нервная система у данного человека. С помощью других методов можно определить уро¬вень подвижности нервных процессов.

Здесь и точное измере¬ние быстроты реакции, и подсчет мышечных импульсов при движении, и определение чувствительности зрения, слуха и дру¬гих анализаторов, и регистрация биоэлектрических процессов, происходящих в мозге, и многое другое. Применяется очень сложная аппаратура, во многих случаях специально сконструи¬рованная в лабораториях, создающих электронную технику. Использование этих новых методов позволило сделать мно¬го новых и часто весьма важных наблюдений. Если мы подвер¬гнем группу людей комплексному исследованию свойств

их нервной системы с помощью этих новых методов, то найдем, что эти свойства сочетаются у каждого по-разному. Причем кроме тех комбинаций, которые были выделены И. П. Павло¬вым в качестве четырех типов высшей нервной деятельности, обнаруживаются еще и другие. Так, удалось экспериментально доказать, что кроме неуравновешенности с преобладанием воз¬буждения над торможением существует и неуравновешенность с преобладанием торможения над возбуждением.

Другие опыты показали, что слабая нервная система не¬обязательно всегда инертная, как полагали раньше; во многих случаях слабость может хорошо сочетаться с подвижностью нервных процессов. Многими опытами было установлено, что слабость нервной системы, как правило, связана с высокой чув¬ствительностью органов чувств, и в этом заключается опре¬деленное преимущество слабой нервной системы перед силь¬ной. Все эти и другие новые данные помогают на основе учения

И. П. Павлова о свойствах нервной системы создать более пол¬ную и глубокую теорию темперамента. Многие исследователи часто задавались вопросом: какой из темпераментов лучше? Какой из них больше соответствует тре¬бованиям жизни или полнее обеспечивает внутреннее развитие человека? Ответы давались разные. Гениальный ученый древ¬ности Аристотель считал, например, что все выдающиеся люди были меланхоликами, а философ

И. Кант более других ценил флегматический темперамент. Теперь мы хорошо знаем, что и тот и другой ошибались: люди выдающихся способностей мо¬гут обладать самыми различными темпераментами. Суворов и Герцен были сангвиниками, Петр I и Павлов — холериками, Гоголь и Чайковский — меланхоликами, Крылов и Кутузов — флегматиками. Значит, уровень способностей не зависит от тем¬перамента человека.

Не связано с темпераментом и большинство других качеств человеческой личности, например черты характера. Если рань¬ше всерьез полагали, что холерику, например, свойственны честолюбие и любовь к лести и пышности, а сангвинику — легко¬мыслие и плутовство, то сейчас такая точка зрения считается безусловно ошибочной. Ни в коем случае нельзя думать, что тип нервной системы и сложившийся на его основе темперамент роковым образом оп¬ределяют способности человека, черты его характера, его инте¬ресы и склонности, мировоззрение

и убеждения. Духовное раз¬витие человека обусловлено не врожденными свойствами нервной системы, а тем, как складывается опыт человека, его отношения с окружающим миром. Большую роль играет и вос¬питание, то направление, какое будет придано развитию лич¬ности в детстве и в течение всей дальнейшей жизни. Хорошие способности, положительные черты характера, общественные наклонности могут быть развиты при любом типе нервной си¬стемы и при любом темпераменте.

Черты темперамента будут влиять лишь на стиль поведения человека, на его индивидуаль¬ную манеру работы, отношений с людьми и т. д. В Московском институте психологии было проведено специальное исследова¬ние. Оно, в частности, показало, что учащиеся и с сильной и со слабой нервной системой могут отлично учиться, обладать широ¬кими интересами, быть активными общественниками. А различа¬ются они тем, что по-разному организуют процесс умственной работы, больше или меньше нуждаются

в отдыхе, придержива¬ются разных темпов деятельности. Итак, нет хороших или плохих темпераментов, хороших или плохих свойств и типов нервной системы. Положительные (как и отрицательные) качества могут появиться при всяком темпе¬раменте. Все зависит от того, в какие условия поставлена лич¬ность, как она воспитывается. ОПИСАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА № п/п

Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик 1 Неуравновешенное пове¬дение Хорошо уравновешенное поведение Отлично уравновешен¬ное поведение Очень неуравновешенное поведение 2 Сильные, кратковремен¬ные эмоциональные пе¬реживания Поверхностные, кратко¬временные эмоциональ¬ные переживания Слабые эмоциональные переживания Глубокие и длительные эмоциональные пережи¬вания 3

Настроение неустойчивое с преобладанием бодрого Настроение устойчивое, жизнерадостное Настроение устойчивое, без больших радостей и печалей Настроение неустойчивое с преобладанием песси¬мизма 4 Речь громкая, резкая, неравномерная Речь громкая, живая, плавная Речь монотонная, мед¬ленная Речь тихая с затруднен¬ным дыханием 5

Терпение слабое Терпение умеренное Терпение очень большое Терпение очень слабое 6 Адаптация хорошая Адаптация отличная Адаптация медленная Адаптация трудная 7 Общительность высокая Общительность умерен¬ная Общительность невысо¬кая Общительность низкая (замкнутость) 8 Агрессивность в поведе¬нии Миролюбивое поведение Сдержанность в поведе¬нии

Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей) 9 Отношение к критике возбужденное Отношение к критике спокойное Отношение к критике безразличное Обидчивое отношение к критике 10 Страстные, увлеченные поведение и деятель¬ность Энергичные (деловые или болтливые) поведе¬ние и деятельность Поведение неутомимого труженика Неравномерное, реактив¬ное поведение (как ответ на активность других) 11

Отношение к новому положительное Безразличное отношение к новому Отрицательное отноше¬ние к новому Оптимистичное отноше¬ние сменяется пессими¬стичным, и наоборот 12 Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета Расчетливое, без особого риска отношение к опасности Хладнокровное, невозмутимое отношение к опасности Тревожное, растерянное, подавленное отношение к опасности 13

Стремление к цели сильное, с полной отдачей Стремление к беспрепятственному быстрому достижению Достижение цели медленное, упорное Стремление к цели то сильное, то слабое, с уходом от препятствий 14 Значительная переоценка своих способностей Некоторая переоценка своих способностей Более реальная оценка своих способностей Чаще недооценка своих способностей 15 Умеренная внушаемость и мнительность Небольшая внушаемость и мнительность

Слабая внушаемость и мнительность Большая внушаемость и мнительность ЭКСТРАВЕРТЫ И ИНТРОВЕРТЫ Помимо типов темперамента, в психологии различают тесно с ними связанные понятия экстраверсии—интроверсии, представ¬ляющие собой характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют пре¬имущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.

Экстравертированный тип отличает обращенность личности на окружающий мир. Экстравертам (сангвиники и холерики) свой¬ственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность. Противополож¬ный тип личности представляют интроверты (меланхолики и флегматики), для которых характерны фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, зам¬кнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затрудненность социальной

адаптации. Нейротизм — состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, плохим самочувствием, вегетативными рас¬стройствами (повышенная потливость, покраснение—побледнение кож¬ных покровов и др.). Ригидность — тенденция к сохранению своих установок, принципов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения. ВИДЫ ТЕМПЕРАМЕНТА Темперамент можно разделить на три следующих вида.

Первый: подвижный темперамент. У мужчин с таким тем¬пераментом телосложение, как правило, мускулистое, у жен¬щин — правильное телосложение. Черты лица резки и опреде¬ленны. Такому темпераменту соответствуют ловкость, сила воли, храбрость, внимательное отношение к обязанностям и труду, смелость, самостоятельность. Энергия и исполнительность могут быть ослаблены или не иметь применения при условии не¬достаточного духовного развития данного человека.

Второй: жизненный темперамент — выражается в еще боль¬шей мускулатуре тела; такому темпераменту свойственны добро¬душие, откровенность, великодушие, милосердие и живость. Тем¬перамент этот скорее отличается слабостью воли, чем твердостью. Третий: духовный темперамент — выражается слабым те¬лосложением, большим черепом, высоким и широким лбом. Черты лица очень выразительные. Сила, выносливость челове¬ка с таким темпераментом находится в

зависимости от разви¬тия его мозга и очень быстро поддается утомлению. Все три вышеназванных темперамента являются слишком характерными и противоположными и в такой определенной форме встречаются редко. Они чаще всего смешаны, причем в таких случаях преобла¬дают признаки того темперамента, который в организме данно¬го человека играет преобладающую роль. Достоинства и недо¬статки людей в таких случаях зависят от силы или недостатка их воли.

СООТНОШЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ВРЕМЕНИ Психологическое время представляет собой отражение в психи¬ке каждого человека системы временных отношений между раз¬личными событиями его жизненного пути. Если учесть, что еще И. П. Павлов в условном рефлексе на время усматривал динамику возбуждения и торможения нервных процессов, то можно предпо¬ложить, что в акте восприятия времени человеком скрываются ди¬намические свойства его психики, называемые темпераментом. Своеобразным «шагом измерения» переживаемого человеком

времени является «действительное настоящее». На основе этого шага у каждого типа темперамента существует сугубо индивидуальное отношение к реальному времени. Исследования, проведенные Б. И. Цукановым, позволили получить следующие результаты: у холерика (ч = 0,7 с) субъективно переживаемое время силь¬но опережает течение реального времени. Поэтому он всегда ус¬тремлен вперед, в будущее (прошлое его не интересует), испы¬тывает острый дефицит

времени. Субъективно переживаемое время сильно спрессовано, кажется летящим. У этого типа высокая экстраверсия, а возбуждение в два раза преобладает над торможением, поэтому его невозможно остановить в потоке объективного времени, а если на пути движения вперед возникает препятствие, то оно вызывает агрессию и ярость; у сангвиника (ч = 0,68 с) субъективно переживаемое время не так сильно опережает те¬чение объективного времени, как у холерика.

Постоянное стремление вперед (в будущее) сочетается с боязнью опоздать, не успеть. Этот тип тоже «спешит жить» и поэтому испытывает постоянный дефицит времени. У него высо¬кие экстраверсия, уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга; для меланхолика (ч =1,0 с) нет ни опережения, ни отста¬вания времени, он как бы «привязан» к объективному времени, обездвижен и заторможен в нем. Образно говоря, этот тип как бы «стоит во времени», и если его

не подвергать каким-либо внешним изменениям, то движение времени для него не суще¬ствует. Обездвиженности во времени соответствует внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога: «что-то должно произойти». У него выраженная интроверсия и высо¬кий нейротизм, а торможение в два раза выше, чем возбужде¬ние. Он привязан к прошлому; у флегматика (ч = 1,1 с) субъективное время отстает от объективного. Поэтому субъективно переживаемое время мед¬ленно и равномерно.

Его всегда хватает, даже есть некоторый избыток. У этого типа выражены интроверсия и стабильность, высокий уровень возбуждения и торможения, которые уравно¬вешивают друг друга. Он ориентирован в прошлое, к измене¬ниям привыкает медленно и с большим трудом. Еще один тип (ч = 0,9 с) — «равновесный». Субъективно пе¬реживаемое время течет не очень быстро и в жизни его почти хватает. По показателю теста Г. Айзенка, он находится на ус¬ловном нуле (отметка 12

по показателю интроверсии — экстра¬версии и показателю нейротизма). У него средний уровень воз¬буждения и торможения, которые уравновешивают друг друга, нет ориентации в будущее, как у «чистых» холериков и сангви¬ников, или в прошлое, как у «чистых» меланхоликов и флегматиков. Он живет настоящим, а отличительной особенностью его поведения является осторожность без боязни. ТЕМПЕРАМЕНТ И ЭМОЦИИ Темперамент трудно изменить на диаметрально противопо¬ложный.

Невозможно из меланхолика сделать сангвиника. Рано или поздно меланхолик сорвется, особенно в сложных жиз¬ненных обстоятельствах. Но как все-таки удержать нейротизм в рамках «приличия»? Один из способов предлагают специалисты по музыкальной психотерапии. Для молодежи лучше всего подойдет современная музы¬кальная группа, в «арсенале» которой — световые и музыкаль¬ные приемы своеобразного массового гипнотизма.

Ритм и темп воздействия (частота 4—5 Гц) рассчитан на здоровый молодой организм и вызывает синхронизацию цветомузыкальных воз¬действий с биоритмами участников представления. Музыканты и участники сливаются как бы в единое целое. Для публики постарше и музыка, и темп другие. Синхронизация идет более сложная: от мажорного к минорному, от подъема к спаду пере¬живаний, от оптимизма к пессимизму и т. д.

Можно ли самому себе «прописать» музыкальные рецепты? Специалисты-психологи, занимающиеся этим, отвечают утвер¬дительно и предлагают пакеты программ классической музыки. Но надо еще уметь правильно определить свое состояние. А для этого необходимо пройти достаточно тщательное тестирование эмоциональных состояний (тревожности, раздражительности) и свойств личности (подозрительности).

Кроме того, существует большая вариативность субъективных предпочтений того или иного музыкального произведения. Это связано с нашей эмоциональ¬ной памятью: у каждого свой эмоциональный опыт, свои ассоци¬ации музыкальных образов и конкретных переживаний (от поло¬жительных, индифферентных до отрицательных). Например, у кого-то звучание «Лунной сонаты» Бетховена совпало с тяжелы¬ми событиями и переживаниями. И это уже накладывает свой отпечаток на отношение к произведению.

У другого нет субъек¬тивных наслоений, и он ощущает ее более «объективно». Кроме того, роль музыки в жизни каждого различна, что зависит от музыкальности слуха, в том числе слуховой чувствительности, от наличия культуры ощущения музыки. ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА ПРОФЕССИЮ Важность учета различных типов темперамента обусловливается особенностями освоения профессий людьми, их поведения, а так¬же индивидуального стиля деятельности.

В узком смысле слова ин¬дивидуальный стиль деятельности — это обусловленная типологи¬ческими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у личности, стремящейся к наилучшему выполнению возложенных на нее обязанностей. Например, на основе инертно¬сти сама собой возникает склонность не отрываться от начатого дела, легко осуществляются мягкие и плавные движения, возника¬ет предпочтение стереотипных способов реализации задач, пункту¬альное соблюдение существующего порядка.

А на основе подвиж¬ности стихийно складываются противоположные черты. Таким образом, лица, тяготеющие к разнообразной работе, характеризуются чаще всего подвижностью нервных процессов. Отдающие предпочтение кропотливой работе, требующей терпе¬ния,— их инертностью. Монотонную работу выбирают облада¬тели слабой нервной системы, инертных нервных процессов с преобладанием «внешнего» торможения. Лица с типологическим комплексом боязливости (слабая нервная система, подвижность

торможения и преобладание «внешнего» возбуждения) избега¬ют занятий, связанных с риском и опасностью. Склонность к определенному виду деятельности имеет полуосознанный, сход¬ный с влечением характер, он отражает безотчетное стремление человека получить удовлетворение в определенном виде актив¬ности. Влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических осо¬бенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом

обнаружива¬ется предпочтение определенному типу профессиональной де¬ятельности. Темперамент людей играет важнейшую роль при их взаи¬мовосприятии и совместимости в процессе труда. Например, когда управленческий коллектив, состоящий наполовину из холериков, на четверть из флегматиков и на столько же из ме¬ланхоликов, должен быстро принимать решения и действовать, в его функционировании очень часто могут возникать на¬пряженные моменты. Наибольшая совместимость между людь¬ми на производстве

(в звеньях и бригадах), а также в брачно-семейных отношениях (т. е. в малых группах) достигается при сочетании людей с противоположными темпераментами. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР Черты темперамента, представляющие собой особенности динамической стороны психики,— лишь одна из предпосылок формирования характера (в переводе с греческого — «чекан¬ка»). Под характером понимают совокупность складывающихся и проявляющихся в деятельно¬сти и общении устойчивых

индивидуальных особенностей лич¬ности. Их сочетание определяет типичные для человека спосо¬бы поведения. Характер, как и темперамент, зависит от его физиологических особенностей и прежде всего от типа нерв¬ной системы. Вместе с тем он не является врожденным, а фор¬мируется жизненными обстоятельствами. Зная характер личности, можно предвидеть, как она будет вести себя в тех или иных обстоятельствах. Таким образом, в характере человека как бы заложена программа его обычного поведения в типичных ситуациях.

В истории психологии существовало множество попыток предугадывать характер в зависимости от формы черепа, строе¬ния лица, конструкции тела, почерка, что дало жизнь таким теориям, как физиогномика, френология, графология и дру¬гим. Конечно, сегодня мы понимаем, что так прямо трактовать эту зависимость нельзя, как и то, что определенная взаимо¬связь между привычным выражением лица и складом характе¬ра, видимо, существует. Еще Чарльз Дарвин в своей книге «О выражении чувств у человека и животных» писал, что каждый

индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям, эти муску¬лы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными. Эти идеи легли в основу психоло¬гических истолкований мимики. Например, поднятая верхняя губа, вывороченная наружу, в силу чего борозда, идущая от носа к губам, становится глубже, а крылья носа поднимаются, придает лицу выражение скорби.

Такие черты лица типичны для людей с раздражительным ха¬рактером или же склонных к грусти. Если верхняя губа припод¬нята только с одной стороны, обнажая зубы, то на лице появ¬ляется жесткая, выражающая ненависть или бросающая вызов улыбка. А лицо, на котором такая улыбка появляется часто, приобретает выражение жестокости. Опускание углов губ придает лицу выражение печали, а выраженное в более сильной степени обозначает презрение. При этом удлиняется борозда от носа к углу губ и, охватывая

соответствующий угол, образует вокруг него складку. Такой признак чаще встречается у людей надменных, гордых, исполненных сознания превосходства над другими, самовлюбленных. Список используемой литературы 1. Берн Э. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/Пер. с англ. Под редакцией Н. Бурыкиной, Р. Кучкаровой. – М.: Апрель

Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997, стр. 256-266. 3. Доценко Е.Л. Механизм межличностной манипуляции//Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология, 1993 - №4. 4. Козлов Н.И. Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства. –

М.: ООО «Издательство АСТ», ОАО ВЗОИ, 2004, стр. 202-204. 5. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс» 2000, стр. 53-59. 6. Робинсон Д. 101 ключевая идея: Психология/Пер. с англ. О.Перфильева. – М.: Фаир-пресс, 2001, стр. 73-75. 7. Тарасов В.К. Искусство управленческой борьбы. –

СПб.: Политехника, 1998. 8. Фромм Э. Человек для себя/ Пер. с англ. Д.Н. Дудинский. – Мн.: ООО «Попурри», 2000, стр. 433-436. 9. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер. 10. Шапарь В.Б. Психология для всех и каждого. – Харьков: Торсинг; Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002, стр.

322-346.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.