Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Фантастические образы в романе М. А. Булгакова
"Мастер и Маргарита"

Михаил
Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного
наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его
смерти. При этом последний его роман — "Мастер и Маргарита" — принес
автору мировую славу.

На
мой взгляд, своеобразие романа "Мастер и Маргарита" заключается в
том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических
представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается
невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением
странной фантазии автора.

Дьявол
был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов, его сразу
"узнавали" читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было подчеркнуто
и именем "Воланд", которое встречается в "Фаусте" как одно
из имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция была
уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась и
усложнилась роль Во-ланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал сам
автор, итогом его драматической судьбы.

Слушателями
владело огромное напряжение, желание понять, "что бы это значило".
Необходимо заметить, что Булгаков в своем романе достаточно точно описал
неузнавание Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию
читателя, автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман
"кой-кому, но его и половины не понимают".

Первые
слушатели романа — современники автора — были чрезмерно сосредоточены на
разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело их
всемогущество героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа.

Для
меня же "сатанизм" Воланда очевиден так же, как и божественность
Иешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд — герой отрицательный. Может быть,
мое мнение ошибочно, но я считаю, что это не так. Я думаю, что человек обязан
знать свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что
очень трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголках
подсознания, просто исчезнуть, едва показавшись, и даже иметь видимость добра.
И в этом случае встреча с Волан-дом необходима. Он "вывернет" душу и
"выметет" из нее наружу все то, о чем не подозревал. Да, это не
всегда приятно, скорее, всегда неприятно. Это может привести человека в
отчаяние и даже свести с ума, но это необходимо каждому из нас.

Создавая
фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную традицию, которая
сменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначе
сформировав, как писал В. М. Жирмунский, "загадочный и сложный,
опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ...
бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное — не поддающихся
однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти
существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может
вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время".

Автор
романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, —
Ветхий завет, Талмуд и многие другие. Там он нашел, по-видимому, и такую
функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже искушенного
читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы
Мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще не враг Бога и людей, как в Новом
завете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного
исполнителя.

Исследования
показывают, что здесь, как и в древневосточной книжности, место Сатаны
определяется нередко как место управителя мира, то есть вещей земных и
временных, в противоположность тому, кто ведает вечным и духовным. Итак,
подводя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд — фантастический персонаж.
Но когда нам необходима встреча с ним, мы всегда найдем его в себе. И он всегда
подскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность,
чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Антимонопольное регулирование отечественной экономики
Реферат Познавательные цели обучения русскому языку
Реферат Автори: Бялік Г. А., провідний науковий співробітник кафедри машин І технологій ливарного виробництва знту
Реферат Demolishing The Constitution Essay Research Paper Demolishing
Реферат Противопоставление образов
Реферат Вступление России в ВТО. Экономический аспект
Реферат School Violence Essay Research Paper Every day
Реферат Культурные знаки поэтического текста
Реферат Диференційований та індивідуалізований підхід до учнів
Реферат Inequality Of American Justice Essay Research Paper
Реферат Глобализация мировой экономики 7
Реферат Особенности языка романа ИС Шмелева Лето Господне
Реферат Модель рассеяния электромагнитной волны параллелепипедом из диэлектрика с потерями
Реферат Право акционеров требовать выкупа обществом принадлежащих им акций
Реферат Математические методы оптимизации